отсутствие стимула к жизни
Отсутствие мотивации: не могу себя заставить
Поделиться:
Чуть ли не каждый второй клиент, приходящий на консультацию, жалуется на то, что ему не хватает мотивации сделать то или иное в жизни. Вроде бы есть желание, и даже планы порой написаны, и осталось только встать и начать делать. но вот это как раз и не получается. Как же сдвинуть себя с мертвой точки?
Для начала нужно определиться, что такое мотивация. Это желание, которое переходит в действие. То есть тут дело не только в желании, но и в исполнении задуманного.
Несмотря на то что чаще всего жалуются на полное отсутствие мотивации, на самом деле она есть у всех психически здоровых людей. Большинству из тех, кто считает, что не может собраться и реализовать планы, совсем не трудно заниматься повседневными делами. Да и для приятных мероприятий находятся время и силы. Тут дело в том, что нет мотивации для определенных занятий.
Человеку кажется, что именно перед этим конкретным делом стоит непреодолимая стена, которую не перешагнешь и не обойдешь. Будто для того, чтобы ее пересечь, нужны необычайные усилия или необходимо знать какой-то секрет.
Виды мотивации
Прежде чем идти через «стену», необходимо знать, что люди совершают усилия по нескольким причинам. Эти причины образуют разные виды мотивации. Всего четыре вида:
Можно с уверенностью сказать, что помогают все виды мотивации. Однако здесь у каждого свои приоритеты и предпочтения. Существует немало людей, которые замечательно действуют, если им прикажет кто-то другой, но без «кнута» им крайне сложно найти в себе силы и интерес сдвинуться с места. Других совершенно бесполезно заставлять, если они не чувствуют, что это «их дело» или не испытывают от этого удовольствия. Так что у всех собственный «код доступа» к внутренним ресурсам.
Сила эмоций
Как источник «вдохновения» может быть различный, так и «топливо» для активных дел бывает разным. Например, людей могут побуждать положительные или отрицательные эмоции. Кого-то будет вести страх: они могут бояться, что если не выполнят задуманного, то их отвергнут. Для других двигателем будет интерес к саморазвитию.
Но, как это ни печально, чаще люди мотивируют себя отрицательными эмоциями. Дела могут делаться как по маслу, а человек не испытывает особого удовольствия от них — только облегчение. Здесь можно посоветовать переориентироваться на позитивные эмоции, связанные с исследованием нового и творчеством: «Я сделаю это, потому что я стану лучше».
Кроме того, способ мотивации «избежать наказания» далеко не всегда эффективен. Постоянный негатив, с которым мы к себе обращаемся, пытаясь подтолкнуть к выполнению, со временем перестает действовать. Зачем стараться, перешагивать через себя, если в конце задания ничего особо хорошего не будет? Положительные эмоции, наоборот, придают сил для новых свершений.
Прокрастинация
Бывают случаи, когда человек, несмотря на важность грядущих дел, не может себя заставить их сделать. Грядет «дедлайн», а еще ничего не сделано, а бывает даже и не начато ничего. Вроде все человек понимает, только сам себе палки в колеса вставляет, медлит, отлынивает.
Прокрастинация — довольно сложное явление, но одну из главных ролей в нем играют неправильно сформированная оценка «затраты — результат». Обычно люди представляют себе предстоящую работу длительной, неприятной, а результат незначительным, особенно если они вышли на работу после отпуска.
Вот, мол, сижу 10 дней без сна и отдыха с проектом, а в конце мне и «спасибо» никто не скажет. Да и не нужно это никому. То, что за невыполненную работу могут уволить, волнует и мотивирует только на первых порах, а потом чем больше человек себя пугает, тем хуже работается.
Как себя замотивировать?
Этот вопрос приходит в голову не только тем, кто обращается за консультациями. У любого человека хотя бы раз в жизни была ситуация, когда приходилось делать что-то через силу. Многие вполне справляются с этим неприятным периодом самостоятельно, но вот несколько советов, облегчающих задачу.
А самое главное — это начать. В большинстве случаев именно первый шаг — встать и начать делать, является самым главным и самым трудным. Дальше всё идет гораздо легче.
Вспомните, ведь большинство повседневных занятий выполняются сами собой. Мы чистим зубы, причесываемся, завариваем кофе или чай, не раздумывая, чем себя таким заинтересовать и как заставить. Когда-то мы обучились этой рутине: проснулся — почистил зубы.Повторяли последовательность день за днем. А потом навык был усвоен, и утро автоматически начинается с чистки зубов без каких бы то ни было волевых усилий.
Поэтому для того, чтобы что-то делать без мучительных колебаний, нужно просто это делать. Просто поверьте, пройдите стадию врабатывания, и результаты не замедлят ждать.
Где искать мотивацию к жизни
Мотивация к жизни может исчезать по разным причинам. Более эффективно устранить первопричину, а не искать дополнительную стимуляцию. Подобное происходит, когда в жизни человека наступает эмоционально напряженный период. В некоторых случаях имеет смысл обратиться к врачу за квалифицированной помощью.
Причины потери мотивации
Стремление к сохранению жизни заложено в нас природой. Инстинкт самосохранения является одним из наиболее мощных, присутствующих у большинства живых существ, включая человека. Потеря мотивации является неестественным состоянием, с которым необходимо бороться. Если по какой-то причине нет мотивации к жизни, человеку стоит обратиться к психиатру, поскольку это один из симптомов депрессии. Отсутствие мотивации к выживанию может быть симптомом и других психических заболеваний. В этом случае специалист пропишет специальные лекарственные средства и назначит терапию.
Отсутствие мотивации может также быть одним из признаков синдрома хронической усталости. Основными симптомами являются апатия, постоянная усталость, нежелание что-либо делать. В этом случае нужно в первую очередь отдохнуть. Желательно с этой целью взять отпуск.
Мотивация к жизни может временно пропадать в тяжелых стрессовых ситуациях, например, после потери близкого человека или развода. В этом случае человеку не только ничего не хочется делать, но и присутствует психологический дискомфорт. Будет полезно обратиться к психологу, который поможет найти силы и смысл, чтобы жить дальше.
Мотивирующая литература
Как найти мотивацию самостоятельно? Стоит почитать определенную литературу. Иногда достаточно обычных цитат о жизни, которые можно найти в интернете, но большее влияние оказывают книги. Хорошие цитаты мотиваторы про жизнь есть в книгах Ошо. Мудрым словам мастера удается изменять отношение людей к себе, миру, отношениям и многому другому.
Для многих мотивацией к действию становится чужой положительный пример. Следует почитать вдохновляющую литературу. Отличным выбором станет автобиография Ника Вуйчича «Жизнь без границ». История человека, рожденного с редким диагнозом тетраамелия (врожденное отсутствие обеих рук и ног), но нашедшего силы и возможность жить счастливо и полноценно, мотивирует на действие. Жизненная сила этого человека восхищает и вдохновляет.
Хорошие мотивирующие книги есть и у известного психолога Виктора Франкла. Этот человек перенес заключение в концлагере, но сохранил волю к жизни и желание помогать другим людям. Если вы страдаете от отсутствия желания жить, следует ознакомиться с его автобиографическими работами.
Верующих людей часто мотивируют религиозные тексты. Имеет смысл почитать «Жития святых». В подобных книгах с описанием жизненного пути святых можно почерпнуть много полезного.
При отсутствии желания изучать серьезную литературу полезно будет почитать легкую историю со счастливым концом. Иногда мотивирующее воздействие может оказывать легкое чтение истории о том, что жизнь хороша. Особенно эффективно это будет для людей с синдромом хронической усталости, поскольку подобные истории успокаивают нервы и помогают восстановить энергию. Мотивация жить возникает после прочтения книг Джоджо Мойес, Сесилии Ахерн, добрых произведений про животных.
Духовные и физические практики
Еще одним вариантом ответа на вопрос, как найти мотивацию, являются разнообразные духовные практики. Они помогают обдумать жизнь и отыскать в ней новый смысл. Практики, подобные йоге, разгоняют апатию и лень. Научно доказано, что чем больше активности за день совершает человек, тем больше у него появляется сил и желания жить, поэтому умеренная физическая нагрузка способна оказывать значительный мотивирующий эффект. При отсутствии движения человек, напротив, часто чувствует себя уставшим.
Полезными могут быть медитации, в процессе которых человек обращается к себе. Прекрасным вариантом станут специальные выезды на несколько дней с группой под наблюдением опытных тренеров.
Полезно будет обратиться к техникам позитивного мышления. Умение радоваться жизни положительно влияет на нервную систему. Оптимисты меньше подвержены депрессиям.
Помочь в поиске мотиваторов может профессиональный психолог. Правильно подобрав слова, грамотный специалист способен указать верное направление.
Хороший эффект оказывают кардио-нагрузки: бег, плаванье, катание на роликах, лыжах, велосипеде. Нагрузку следует подбирать индивидуально. Если нет противопоказаний, можно добавить силовые упражнения.
В случае потери желания жить полезно будет отправиться в путешествие. Смена места часто благотворно влияет на перегруженную нервную систему. Новая обстановка располагает к активности, изучению места.
Где искать желание жить
Где найти мотивацию? Чтобы мотивация не исчезала, следует найти для себя смысл жизни, составить планы. Следует иметь далеко идущую цель, побуждающую к определенным действиям. Хорошо, если это собственное устремление, а не навязанная обществом идея. Мотивированный на успех человек часто имеет и план по воплощению в жизнь этих проектов.
Много ресурса в духовном развитии. Полезно проводить часть времени в молитвах и медитациях. Мотивация для жизни, которую дает религия, очень значительная для искренне верующего человека.
Обязательно нужно находить время на хобби. Любые занятия, приносящие удовольствие, разгружают нервную систему. Развитие в интересующей сфере может стать одной из мотивирующих жизненных целей.
Хорошим способом замотивировать себя будет поиск вдохновляющих людей. Таких примеров для подражания должно быть несколько, чтобы не утратить вдохновение, разочаровавшись в кумире.
Практические методы
Как развить мотивацию? Заведите дневник достижений. В сложный момент осознание того, сколько всего вы уже сделали, придаст сил двигаться дальше. Многие успешные люди делают и дневник целей, где крупные задачи разбиты на мелкие шаги, которые подскажут, что делать в каждый конкретный момент. Этот простой шаг позволит избежать разочарования, если осуществить задуманное не удастся в течение долгого времени.
Следует постоянно открывать для себя что-то новое. Это могут быть новые места для путешествий, хобби, практики и многое другое. Полезно постоянно расширять круг знакомств. Для общения следует выбирать позитивно настроенных людей, поскольку окружение во многом формирует жизненное пространство. Подверженные депрессиям, утратившие мотивацию к жизни люди могут негативно повлиять на ваше мировоззрение и отношение к себе. Напротив, общение с мотивированным человеком способно повысить желание жить.
Как мотивировать себя? Начните вдохновлять другого человека. В процессе велика вероятность найти и то, что поможет конкретно вам. Слово, сказанное другому, лучше откладывается в голове, формируя собственный опыт человека.
Стимул к жизни часто дают дети. Уход за маленьким ребенком не дает погрузиться в депрессию, заставляет постоянно чем-то заниматься. Но не стоит делать ребенка единственным смыслом жизни. Следует понимать, что родительство — не единственная сфера в жизни. Необходимо обязательно находить время на собственное развитие и отдых, наслаждаться жизнью.
Что такое апатия и как с ней бороться. Советы психолога
На фоне продолжающейся пандемии коронавируса все больше людей испытывают различные психологические проблемы. Одним из таких состояний может быть апатия. Рассказываем, как она проявляется и как с ней справиться.
Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое апатия
Апатия — это безразличие и отсутствие эмоций. Само слово «апатия» происходит от греческого слова «pathos» — «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс «а», вносящий значение отрицания. Изначально апатия определялась как свобода от страдания, но где-то в XVIII веке это слово стало означать ощущение отсутствия каких бы то ни было эмоций или чувств, особенно по отношению к вопросам, которые важны или интересны.
Апатия в той или иной степени часто наблюдается у здоровых людей, но также служит симптомом различных нарушений психического и физического здоровья. Надо понимать, что апатия — это не отдельное состояние, а синдром, который может входить в структуру абсолютно разных заболеваний, от депрессии и болезни Альцгеймера до начальных стадий инфекционных заболеваний.
Апатия может быть разной по степени тяжести. Более легкие формы могут проявляться в трудности выбора действий или каких-то самых обычных бытовых шагов, нежелании что-либо делать. Часто апатия идет рука об руку с ангедонией — отсутствием радости и удовольствия от занятий, которые раньше радовали. В тяжелых случаях апатия достигает такой стадии, что людям сложно вставать с кровати, принимать душ, даже идти в туалет при необходимости, они не могут выбрать одежду, составить список покупок, позаботиться о себе. Переживающие это состояние равнодушны к происходящим событиям, подолгу сидят или лежат не двигаясь, не разговаривая. Для этого состояния характерна рассеянность, невнимательность.
В запущенных и тяжелых случаях апатия может приводить к тому, что человек полностью перестает о себе заботиться, следить за своевременным употреблением пищи и личной гигиеной. В результате возможны истощение, обострение хронических заболеваний, возникновение инфекций.
Симптомы апатии
Апатию можно заподозрить по следующим симптомам:
Тест на апатию
Ответьте на следующие вопросы:
Если на многие из этих вопросов вы дали положительный ответ, то, скорее всего, вы находитесь в состоянии апатии и вам стоит проконсультироваться с врачом.
Причины апатии
Психологические причины
Психические заболевания
Апатия — достаточно распространенная часть расстройств психики. В основном это:
Прием определенных лекарств, злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем
Среди подобных проблем:
Неврологические заболевания
Исследование 2011 года обнаружило у людей с симптомами апатии поражения лобных долей головного мозга. Считается, что «центр апатии» расположен в передней части мозга, которая контролирует наши эмоции, цели и поведение. Так что к развитию апатии может привести все, что поражает лобные области коры:
Как избавиться от апатии
При ощущении сильной апатии важно не поддаваться ей, а составить список активностей, которые вам, пусть не сейчас, но когда-то нравились, и делать каждый день что-то из этого списка хотя бы 5-10 минут. Это называется поведенческая активация. Полезно отмечать свои успехи (например, сегодня вы на 10 минут вышли на прогулку).
Как помочь человеку с апатией
Лучше всего уговорить человека с апатией обратиться к врачу. Так как человек в таком состоянии мало что чувствует и ему сложно что-либо делать самостоятельно, то задача это непростая. Однако только врач, при помощи диагностики и анализов, сможет определить причину апатии и рекомендовать эффективное лечение, поскольку апатия может быть вызвана абсолютно разными причинами, от психологических до тяжелых неврологических.
Если же речь про психологические и психиатрические причины апатии, то, помимо обращения к врачу, важно активизировать человека. Выходить с ним на небольшую прогулку, которая не будет его чрезмерно утомлять, заниматься вместе с ним тем, что раньше приносило ему удовольствие (например, смотреть небольшие фильмы или ролики), и понемногу вовлекать в деятельность семьи или коллектива. Главное — делать это по чуть-чуть и радоваться любым успехам. Потому что, например, пожарить яичницу для человека с депрессией и апатией уже может быть достижением.
Чего не следует делать при апатии
Главное, чего не стоит делать при апатии, — поддаваться ей и лежать целыми днями в кровати. Однако во всем должен быть баланс: отрицание своего состояния и загрузка себя делами сверх меры не помогут. Начинайте с дел понемногу, насколько будет хватать сил — 5, 10, 15 минут в день.
Не следует также затягивать с визитом к врачу, пуская состояние на самотек, так как причины его возникновения, как говорилось выше, могут быть серьезными.
Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?
Что такое внешние и внутренние стимулы для подростка
Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии
На отсутствие мотивации у детей и подростков жалуются сегодня многие родители. Нежелание что-либо делать может быть связано с тем, что жизнь ребенка жестко расписана и не дает возможностей для самостоятельности. Еще одну причину отсутствия мотивации у подростков исследует психолог Марина Мелия — и объясняет родителям, как создать у детей внутренние стимулы.
Богатый наследник, умный, интеллигентный человек, специалист в сфере высоких технологий, получил MBA в престижной бизнес-школе. Тем не менее он постоянно переходил с одной работы на другую. Почему? В любой фирме время от времени возникают трудности, происходит что-то такое, с чем сотрудникам приходится мириться. Но если те, кто живет на зарплату, готовы были потерпеть, то их богатый коллега терпеть не хотел, открыто об этом заявлял и увольнялся.
Чтобы человек вел активную жизнь, ему нужны стимулы. Любопытно, что изначально этим словом (от лат. stimulus) называли острый металлический наконечник на шесте, которым погоняли буйвола или быка, запряженного в повозку.
Опираясь на различные психологические концепции и в большей степени на идеи Эриха Фромма, я рассказываю своим клиентам, что все стимулы можно разделить на три группы: простые внешние, сложные внешние и внутренние.
Простые внешние стимулы
Все материальные стимулы — простые. Все примитивные развлечения — одноразовое чтиво, мыльные оперы, популярная музыка — из того же ряда. Не надо ничего обдумывать, прилагать усилия, проявлять терпение, ждать, волноваться в предвкушении. Это скорее реакция организма, а не личности.
Современное общество ориентировано почти исключительно на простые стимулы. Их воспроизводят радио и телевидение, кино и пресса. Реклама тоже построена на стимулировании такого рода желаний и потребностей. Механизм ее действия примитивен: простой стимул вызывает прямую реакцию. Фактически внешние стимулы делают человека пассивным объектом, заставляют «плясать под чужую дудку».
У простых стимулов очень короткий «срок годности». Они быстро теряют свою притягательность и перестают действовать. Чем проще стимул, тем чаще нужно его «интенсифицировать», активировать или заменять на новый. Этим и объясняется необходимость постоянной смены раздражителей.
Если наша жизнь — череда реакций на простые стимулы, пресыщение неизбежно. Неприятная правда состоит в том, что простые стимулы никогда и никого не могут удовлетворить. Нужно бежать дальше и получать больше. Рано или поздно человек подходит к черте, за которой следуют зависимости и саморазрушение.
Сложные внешние стимулы
Фромм называл эти стимулы «вдохновляющими», или «активирующими». Это тоже стимулы, которые действуют на нас извне, но они стимулируют определенную внутреннюю работу. Если книга, фильм, картина или какая-нибудь вещь подталкивают нас к тому, чтобы размышлять и действовать — это сложный внешний стимул.
Дальнейшие действия могут быть не связаны со стимулом напрямую. Например, посмотрев фильм о Терминаторе, один подросток ограничится покупкой плаката со Шварценеггером, а другой воодушевится и пойдет в «качалку». А спустя несколько лет не только преобразит свое тело, но и поступит в институт физкультуры, разработает собственную программу тренировок, станет востребованным тренером по фитнесу. Благодаря сложному внешнему стимулу он найдет увлечение и приложит немало усилий, чтобы сделать его делом своей жизни.
Сложные вдохновляющие стимулы отличаются от простых тем, что никогда не приедаются, поскольку вызывают творческую реакцию. Человек сам одухотворяет свой стимул, видит его каждый раз в новом свете, открывает в нем все новые и новые грани. Здесь нет места механическому одностороннему воздействию по типу «стимул → реакция». Чем сложнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и тем реже нуждается в переменах.
Эту разницу можно наблюдать в поведении детей. Фромм пишет: «До определенного возраста (где-то лет до пяти) дети настолько активны и продуктивны, что сами постоянно находят себе стимулы, сами их создают. Они могут сотворить целый мир из обрывков бумаги, кусочков дерева, мелких камешков, стульев и любых других предметов. Но уже в шесть лет, когда они попадают под жернова воспитательной мельницы, они начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредственность, становятся пассивными и нуждаются в таком стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать. Ребенку, например, хочется иметь какую-то сложную игрушку, он ее получает, но очень скоро она ему надоедает. Короче говоря, он поступает с игрушками так же, как это делают взрослые с автомашинами, одеждой и сексуальными партнерами».
Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не бывает «слишком много». Может наступить физическая усталость, но не апатия. Достигнув одной цели, мы сразу же ставим перед собой следующую.
Внутренние стимулы
Человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается во внешних стимулах, он сам ставит себе цели и задачи. Внутренние стимулы — это желание что-то узнавать, уметь, побеждать, быть, помогать, наконец, желание творить и преображать мир. Наша активность в этом случае не зависит от внешних обстоятельств, но направлена вовне.
К сожалению, человек не рождается с внутренними стимулами, они могут появиться только в процессе развития. И вообще не факт, что появятся. Родители могут указать нам путь, но пройти по нему каждый должен сам.
Ключ к организации нашей внутренней жизни — это конкретное дело, то, которое сегодня кажется нам самым актуальным. Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, талантам, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый из нас. Это значит испытывать глубокий интерес, развиваться, страстно стремиться к чему-либо, отдавать.
Самое главное и самое трагическое последствие неограниченных финансовых возможностей — отсутствие у детей внутренних стимулов и, как следствие, мотивации достижения. Причина в том, что их рано «подсаживают» на внешние материальные стимулы, превращают в пассивные объекты простых раздражителей. Они инфантильны, не способны ничего создавать сами, они привыкли только потреблять, а потому полностью зависят от родителей.
Пресыщение внешними стимулами происходит очень быстро, поэтому детям из богатых семей, как никому другому, важно сформировать стимулы, способные порождать внутреннюю активность, и научиться ставить перед собой нематериальные цели. То есть продуктивно использовать свой потенциал. Именно внутренние стимулы отличают сильную, развитую личность от простого «потребителя».
Как создавать мотивацию для детей
Мотивация достижения, которая может быть прекрасно развита у родителей, легко вытесняется у детей мотивацией потребления, если специально об этом не подумать. Поэтому наша задача — помочь ребенку «захотеть» что-то сделать самому: например, смастерить своими руками подарок бабушке на день рождения, выучить еще один иностранный язык, создать с друзьями музыкальную группу, научиться нырять, играть в шахматы — список можно продолжить. Именно так родители могут задать сыну или дочери цели извне: они дадут импульс внутренней активности, которая станет хорошим противовесом пресыщенности, пустоте, апатии и полному непониманию, что делать и куда себя деть.
Если у ребенка нет стимула для игры, не надо упрекать его или советовать заняться «чем-нибудь». Лучше отложить свои дела, взять малыша за руку, пойти с ним в детскую, вместе выбрать занятие и не отходить от него до тех пор, пока мы не увидим, что он заинтересовался и готов продолжать самостоятельно.
Внутренняя мотивация не исключает внешней и наоборот. Ребенком помладше движут и собственные интересы, и желание получить одобрение взрослого. Внешняя мотивация переходит во внутреннюю по мере того, как дети усваивают ценности родителей, «сортируют» их, отбирают те, что им близки. Задача не в том, чтобы отучить детей ценить внешние стимулы, а в том, чтобы у них появились собственные желания. И тогда они «входят в поток», их увлекает, поглощает то, чем они занимаются.
Исследования показывают, что внутренне мотивированные дети не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за новые трудные задачи.
Однако для начала ребенку необходимо ощутить, что такое нематериальные цели. Поэтому важно, чтобы дети видели, что и у родителей есть какие-то стремления, кроме как купить очередной автомобиль, что бывают иные достижения, кроме солидного банковского счета и нового дома в престижном месте. Они должны прочувствовать, что значит испытывать удовлетворение от самого процесса учебы, работы, решения творческих задач.
Надо больше рассказывать детям о наших целях, увлекать их, говорить о том, что нам действительно интересно. Вспомним, когда мы чего-то очень хотели (например, совершить восхождение на Эльбрус или запустить новый проект), что́ мы для этого делали и как радовались, когда у нас все получалось. Не будем лишать наших детей таких же ярких эмоций!