отпуск в сентябре актриса
Почему был запрещен фильм «Отпуск в сентябре» (СССР, 1979) с Олегом Далем в главной роли
Отпуск в сентябре. СССР, 1979. Режиссер и сценарист Виталий Мельников (по мотивам пьесы А. Вампилова «Утиная охота»). Актеры: Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырёв, Геннадий Богачёв, Николай Бурляев, Евгений Леонов и др. Этот телевизионный фильм в год его создания был запрещен и вышел на телеэкраны СССР только во время «перестройки» — в 1987 году.
. Сорокалетний Витя Зилов задыхается в тусклой атмосфере провинциальной жизни. И даже водка — традиционное российское «лекарство от тоски» — не делает его счастливее. Зилову противна ложь, а в этой проклятой жизни то и дело приходится лгать. И мысли о бессмысленности бытия и самоубийстве все чаще приходят ему в голову.
Быть может, именно в этой экранизации знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Олег Даль (1941-1981) сыграл свою лучшую роль, вложив в нее не только свою душу, но и свою судьбу.
Увы, увидеть фильм на экране Далю не удалось: по причине «мрачности и безысходности» «Отпуск. » был запрещен к показу, и премьера состоялась уже после смерти талантливого актера.
В свое время «прогрессивная критика» пыталась привязать эту трагикомическую историю аутсайдера к «язвам социализма». Если бы все было так просто! Проблема «лишних людей» была и есть в любом обществе. И ни с какими «. измами» она напрямую не связана. И сегодня Зилову жить было бы, наверное, ничуть не легче, чем в 1970-х.
Кинокритик Владимир Гордеев объясняет запрет «Отпуска в сентябре» тем, что тогдашнее телевизионное начальство было уверено: «советский человек не должен видеть себя в зеркале. Искусство должно обольщать. … Совершенно безысходную задачку подкидывает Вампилов для восприятия зрителя. А Вампилову от души вторит Мельников: вот есть живой человек. У человека есть доходная государственная служба, где можно от души халтурить. Ему дали квартиру. У него симпатичная жена. У него масса друзей. У него молодая любовница. У него – утиная охота, наконец, любимое дело всей его жизни! А ему от всего тошно. Фильм отлично снят, прекрасно смонтирован. Совершенно блестяще играет Олег Даль. … Вы, в принципе, попробуйте посмотреть этот драматический, напряженный фильм. Просмотр окажется неплохим экспериментом, проверкой на собственную честность. Попробуйте увидеть Зилова в себе!» (Гордеев, 2009).
Кинокритик Наталья Милосердова полагает, что в «Отпуске в сентябре» «безмерно интересен процесс перерабатывания драматургии Вампилова в драматургию Мельникова. Он спрессовывает и без того плотную ткань, очищая ее от поясняющих диалогов, усложняя отношения героев и заостряя их характеристики, вводит сложные мотивы и более тонкие нюансы» (Милосердова, 2010: 305).
Зрители XXI века продолжают оживленно спорить об «Отпуске в сентябре» и о персонаже, сыгранным Олегом Далем:
«Зилов — гениальное отражение русского характера. Все герою обрыдло. И пошел процесс саморазрушения. Жена — чистый человек, но так уже извалялся сам, что разрушает и это, единственно дорогое. В общем, пошел процесс и все летит в топку. … Идеалы молодости утрачены, а новых нет. Прошлое и не помнишь уже (как жена просит его вспомнить те слова!), а настоящее уже загажено враньем, случайными связями, притворством даже перед самим собой. А душа — живая еще, рвется, не выносит. Зилов не лишний человек, а потерянный» (Мари).
«Не знаю, кто как, — а я не сдерживаю слёз в каждом кадре этого фильма. Мне жаль Зилова. Он и жалок и отвратителен. Жаль его жену, которую он опустошил, даже выпотрошил. Это одиночество, эта пустота, даже при гостях и друзьях. Сцены на работе — тот же кошмар безразличной повседневности… Перекликается он мне с Янковским из «Полёты во сне и наяву». Не могу понять только — почему? Как произошло то, что на экране мы видим уже результат разлома, потери самого себя, безразличие ко всему под соусом цинизма. Ведь, судя по диалогам с женой, был он когда-то совсем другим?! Что первопричина? И что сделать (или не сделать) чтобы не стать в среднем возрасте Зиловым?» (Анастасия).
«Фильм очень люблю, Даль, конечно, бесподобен, но чем чаще его смотрю, тем острее ощущение, что в жизни такого вот «персонажа» с большим удовольствием придушила бы. Никогда не могла понять людей, которые в отсутствии реальных жизненных проблем высасывали их себе на пустом месте, для жизненного баланса, чтобы не было все так гладко и хорошо. Самому не жить и другим не давать, не иметь никаких ориентиров в жизни, метаться от женщины к женщине, высмеивать всех и каждого только по причине собственной неудовлетворенности — крайне сомнительный для меня героизм. И никакой Зилов не «лишний человек». «Лишний» человек чувствует себя одиноко и потеряно в окружающем мире по разным причинам, а этот себя потерянным совсем не ощущает, он хочет быть королем, королем провокации и цинизма, королем всеобщего внимания и, конечно, не чувствуя в этом меры, в итоге заигрывается. И вот тут-то ему становится по-настоящему страшно, не одиноко, а страшного, от того, что друзья вдруг отвернулись, жена ушла, а он ведь и представить такого не мог, он был уверен, что его, короля, все будут благостно терпеть до скончания века. … А он, действительно, не знает, чего ему надо. Только никак не пойму, зачем нужно сочувствовать и героизировать такое мерзкое скользкое существо?» (Лика).
«Олег Даль сыграл очень беспощадно, у меня спроектировалось отношение к герою на самого актера, хотя по сути он где-то и сыграл самого себя в своем протесте ко всему. У нас сейчас принято сочувствовать таким «бунтарям», оправдывать пьянство, несмотря на все беды, последующие этому, существует какое-то идолопоклонство такому образу жизни, но очень грустно, когда известные актеры с экрана смакуют подробности своих попоек даже во время съемок своих «киношедевров». Между прочим, это проявляется и на качестве этих работ. Подумали бы о зрителях и о молодом поколении, падкому к подражанию. Это не в коем случае не о Дале и не об этом фильме» (К. Цеткин).
«О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева! Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, – свершилось… Отношение к главному герою, говорите? … Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок – без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований. Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное – с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли» (Андрон).
«С первых же кадров фильм удивляет совершенно отвратительной актерской игрой от именитых и великих актеров. Блистательный Даль, замечательный Богатырев, харизматичный Леонов чувствуют себя в этой истории не в своей тарелке. Они просто не понимают, кого они играют и почему, все время меняют интонацию, и им не веришь. Фильм полон неискренних вскриков, натужного смеха и фальшивых эмоций. Полнейший чудовищный мискаст бросается в глаза постоянно. … Честно говоря, пейзажи развороченной стройки под дождем работают на настроение куда лучше, чем все актеры, вместе взятые. Главным лейтмотивом повествования проходит недоумение. Недоумение актеров по поводу того, что им нужно играть, что вообще они должны чувствовать. … Здесь все выглядит, как будто в ТЮЗе поставили Гамлета силами Кота в сапогах и Серого волка» (М. Гринкевич).
Александр Федоров, 2021
Милосердова Н. Мельников Виталий Вячеславович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 302-306.
Фотопробы все-таки были. Как выбирали актеров в телефильм “Отпуск в сентябре”
Знаменитый фильм режиссера Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» (1979) появился на свет вопреки очень многим факторам. Во-первых, он был снят по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», бывшей в то время под строжайшим запретом. Во-вторых, Олег Даль, которого режиссер с самого начала видел в роли Зилова, никогда не был бы утвержден чиновниками Госкино из-за своей репутации скандального и неуживчивого на съемочной площадке человека. Благодаря цепочке счастливых для Мельникова обстоятельств, картина все-таки была снята, но вышла на телеэкраны в 1987 году – через восемь лет после окончания съемок и через шесть после ухода из жизни Олега Даля, гениально воплотившего трагический образ Виктора Зилова.
Как вспоминал сам Виталий Мельников, он уже несколько лет после успеха картины «Старший сын» (1975) мечтал взяться за экранизацию «Утиной охоты». Но даже обмолвиться об этом боялся, ведь пьеса была под цезурой. Лишь оказавшись на кинофестивале в Праге и разговорившись с одним из чиновников от кино, он упомянул о своей идее, кратко пересказав содержание пьесы. Добро было дано уже в Москве, но с условием изменить название, подчеркнув пагубность привычек главного героя. Режиссер с самого начала понял, что это разрешение могут быстро аннулировать, поэтому нужно было торопиться.
Он снял фильм всего за два месяца, перенеся весь процесс в Петрозаводск подальше от начальства киностудии «Ленфильм». По воспоминаниям Мельникова, актерский состав он тоже подбирал в тайне, задействуя знакомства с прошлых картин. Так, Евгений Леонов, блеснувший в роли Сарафанова в предыдущем фильме режиссера «Старший сын» без всяких проб получил роль начальника Зилова, Вадима Кушака.
На роль приятеля главного героя Николая Кузакова также без проб был приглашен Николай Бурляев, с которым Мельников работал над картиной «Мама вышла замуж» (1969) еще десять лет назад. Но родство душ, а именно этого режиссер искал в своем актерском составе, у режиссера с актером сохранилось.
Но вот на остальные роли были и другие претенденты. Скорее всего режиссер не думал снимать иных актеров, чем те, которые появились в кинофильме. Но картина вообще без проб вызвала бы много вопросов. На роль самого Зилова сохранились пробы Александра Збруева, который внешне вполне того же типажа, что и Олег Даль.
Но безусловно, тот нерв, который должен быть в этом герое и который сыграть невозможно был только у Даля. К тому же сам актер, когда несколько лет назад, первый раз прочитал пьесу сразу же увидел Зилова в себе и сыграть эту роль была, можно сказать, его заветная мечта. Фотопробы Олега Даля, кстати, тоже были, но фотографии, к сожалению, утрачены. Правда утверждения Даль так и не получил. Помогла бюрократическая неразбериха. Дело в том, что то самое «Творческое объединение телевизионных фильмов», которое мы привыкли видеть на заставке в начале каждого телефильма имело двойное подчинение. В Ленинграде, оно подчинялось киностудии «Ленфильм», в Москве – Комитету по теле- и радиовещанию. Поэтому, когда съемки фильма начались с опальным актером в главной роли, в Москве подумали, что все было улажено на «Ленфильме», а в Ленинграде решили, что добро на Даля дала Москва.
На роль Галины, несчастной и уставшей жены Зилова, кроме утвержденной и как всегда безупречно справившейся с ролью Ирины Купченко,
пробовалась ленинградская актриса Галина Никулина, знакомая зрителям по фильмам «Два билета на дневной сеанс» (1967) и «Колье Шарлотты» (1984).
Также сохранились фотопробы знаменитой актрисы Любови Полищук.
Но больше всего претендентов было на роль друга Зилова – Саяпина. Возможно, потому, что режиссер действительно, выбирал актера на эту роль. Ведь изначально приглашенный на нее Юрий Богатырев сначала отказался, так как тоже мечтало роли Зилова.
Среди тех, кто мог бы сыграть друга-завистника главного героя, такие разные и знаменитые актеры, как Михаил Кононов,
А одним из первых претендентов после отказа Богатырева был ленинградский актер Владимир Курашкин, которого читатели моего канала уже могли видеть в публикации о фотопробах в комедию «Соломенная шляпка». Но в результате Юрий Богатырев принял участие в кинопробах и был утвержден на роль на общих основаниях.
На роль красавицы-продавщицы Веры пробы, видимо, тоже были, но сохранилась только одна утвержденной актрисы Ирины Резниковой.
А вот с ролью Ирины, студентки, в которую без памяти влюбился Зилов, вышел необычный случай. На роль уже была утверждена будущая известная актриса Ольга Жулина, тогда студентка театрального училища имени Щепкина. Но в последний момент руководство вуза запретило ей сниматься под угрозой отчисления, поэтому Ольга была вынуждена отказаться, а на карточке слово «утверждена» просто зачеркнули.
На роль в результате утвердили студентку Школы-студии МХАТ Наталью Миколышину, у которой, к слову, уже был кинематографический опыт. В 14 лет она сыграла одну из главных ролей в фильме «Всадники» (1972).
На роль еще одного одноклассника Зилова, официанта Димы был утвержден Геннадий Богачев, его фотопробы частично сохранились.
Актерский состав, как и весь фильм, на мой взгляд, поучился совершенно гениальным. Это не просто экранизация пьесы Александра Вампилова, а полное погружение в вампиловскую атмосферность, выражение его идейности. Фильм глубокий, при этом очень печальный и даже трагичный. Но именно так лучшие представители поколения – драматург Вампилов, режиссер Мельников и актер Даль чувствовали приближающийся конец эпохи, слом системы ценностей, тотальное одиночество и невозможность что-либо изменить. Гениальность картины «Отпуск в сентябре», на мой взгляд, еще и в том, что каждый раз она заставляет задуматься, заглянуть внутрь себя, оценить собственные искания, мечты, разочарования. Для кого-то это по-прежнему утиная охота, а для кого-то все тот же отпуск в сентябре.
все фото и изображения взяты из открытых источников
Ставьте лайк, если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями в соцсетях, если они вас заинтересовали. Всего вам самого доброго – здоровья, любви и семейного счастья.
Такое кино. «Отпуск в сентябре» (1 фото)
Виталий Мельников вспоминает: «Картину в Останкино приняли хорошо — с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом на ТВ ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки. «Отпуск в сентябре» сняли в рекордные сроки, всего за два месяца. На телевизионный же экран картина попала лишь в июне 1987 года, уже после смерти Олега Даля».
Виталий Мельников был первым в кино режиссером, который поставил фильм по произведениям современного классика Александра Вампилова. В 1975 году на Ленфильме вышел ставший впоследствии легендарным фильм «Старший сын». Именно благодаря Мельникову Вампилов стал очень популярным в СССР. Спектакли по его пьесам ставились в десятках театров: тот же «Старший сын», «Двадцать минут с ангелом», «История с метранпажем».
Но некоторые произведения Вампилова продолжали оставаться под негласным запретом, например, очень сильная пьеса «Утиная охота» — на нее и «положил глаз» Виталий Мельников.
В 1978 году Мельников в составе советской делегации поехал на кинофестиваль в Прагу. И там, скучая на одном из банкетов, оказался рядом за столом с таким же скучающим чиновником Гостелерадио. Тот оказался порядочным человеком и с удовольствием выслушал пересказанную Виталием Мельниковым пьесу «Утиная охота».
По возвращении в Ленинград Мельников и забыл об этом разговоре, но буквально через несколько недель его вызвали в Москву, в Останкино, и сказали, что «высокое начальство» не возражает против того, чтобы он экранизировал пьесу «Утиная охота». Правда, при одном условии: оставшись один на один с главным редактором, Мельников услышал одну, очень неожиданную, фразу: «Вот что, Вы меня обманите». Мельников: «Как это?» — «А вот давайте…» В это время шла очередная антиалкогольная кампания, как всегда в России, и они решили протолкнуть эту тему в план телевидения под знаком «антиалкогольного произведения». Предложили название картины: «Пока не поздно».
Редактор, поддержанный на «самом верху», предложил режиссеру: «Вы работайте, снимайте кино свое, а когда привезете сдавать, мы как бы случайно обнаружим, что это Вампилов, для виду разозлимся, но дело–то уже будет сделано, и как–нибудь выдадим ваш фильм в эфир».
Вот так, полуподпольно, Мельникову удалось запустить пьесу «Утиная охота» в производство. Боясь, что кто–то внезапно вдруг запретит эту работу, Виталий Вячеславович решил уехать подальше, в Петрозаводск, там снять и там же смонтировать весь фильм.
Виталий Мельников: «Ничего никому не говоря, не афишируя, не сообщая, я отбирал и приглашал артистов потихоньку, как бы все это делая втихаря, без всяких проб. Какие там пробы, нужно было хотя бы договориться с артистами, которым я доверяю, и они мне доверяют. Получилось что–то в виде заговора».
Среди актеров первым появился Евгений Леонов, любимый актер Мельникова после успеха «Старшего сына» и «Женитьбы».
Во время съемок Леонов невольно стал таким «папой» для артистов, он очень заботился о них, давал по ходу дела чисто актерские советы. Очевидцы вспоминают, что одной из самых сложных была съемка сцены вечеринки. Ассистент режиссера Татьяна Бузян рассказывает: «Все, что есть в кадре, — это сплошная импровизация. Леонов был в ударе и хохмил от души.
Мы не могли остановить это «безобразие», что он там творил. Евгений Павлович был как заводной, он понимал, что это его выходная ария, и он отдался ей в свойственной ему манере со всей душой».
Мельников пригласил в Петрозаводск и Николая Бурляева, которого снимал еще юношей в конце 60–х в фильме «Мама вышла замуж».
Кроме проверенных лично в работе, по рекомендациям друзей Мельников пригласил Юрия Богатырева, Ирину Купченко, Наталью Гундареву.
Когда позвали Богатырева, его радости не было предела, он зачитывался Вампиловым и мечтал сыграть Зилова. Каково же было разочарование актера, когда он понял, что ему предлагают сыграть друга главного героя.
Говорят, Богатырев был готов отказаться от съемок, и, чтобы его не потерять, проницательный Мельников решил пойти ему навстречу. Он согласился попробовать его именно на роль Зилова, ту самую, о которой актер и мечтал. Была только одна проба, после которой Богатырев понял, что с Зиловым они очень разные люди, и согласился играть его друга.
Спустя два с половиной месяца после «исторического» разговора Мельникова в кабинете Гостелерадио была собрана вся команда, но за одним исключением: не было актера на главную роль – Зилова. Виталий Мельников с самого начала в главной роли хотел снимать только Олега Даля, но он совершенно справедливо опасался, что «высокое начальство», узнав об этой идее, может зарубить с трудом запущенный фильм на корню.
Дело в том, что в то время из–за своей скандальной репутации Олег Даль входил в список «нежелательных для показа по Центральному телевидению актеров».
Виталий Мельников: «Я знал, что Олег очень любит эту пьесу, и когда он узнал о том, что собирается группа, был уверен, что его пригласят. А его не приглашают и не приглашают. И только когда вся группа была готова, я поехал специально в Москву поговорить с ним, он очень обиделся, сказал: «что, может, еще пробы будут?» — я говорю – «нет, зачем пробы, бери чемодан, сегодня же вечером в поезд Москва — Петрозаводск, и на этом наши переговоры заканчиваются».
Это был абсолютно уникальный случай, другого такого в истории советского кино не было: актера не утверждали на главную роль из–за двоевластия. Дело в том, что Объединение телевизионных фильмов, с одной стороны, подчинялось руководству Ленфильма, с другой — начальству Комитета по телевидению и радиовещанию в Москве.
И получилось следующее: Москва подумала, что добро дали на Ленфильме; на Ленфильме решили, что актера на главную роль утвердили в Москве.
Гостиница и съемочная площадка — это все, что окружало Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли и блестяще создал достаточно трагический образ.
На высочайшем духовном подъеме Олег Даль закончил съемки, он ждал премьеру, надеялся на новую работу, но премьера все откладывалась и откладывалась, а больших ролей ему не предлагали.
Мельников: «Он скверно себя чувствовал, после такой работы был совершенно опустошен, ничего не хотелось делать иного уровня, чем то, что было в драматургии Вампилова».
После «Отпуска в сентябре» в жизни Даля были только две картины — «Мы смерти смотрели в лицо» и «Незваный друг».
Закончив последнюю работу в кино, Даль прислал письмо своему другу Виталию Мельникову. В письме был рисунок: Даль нарисовал своего героя Зилова, от которого идут следы по полям письма к нарисованной могилке. Прошло три недели, и стало известно о смерти в Киеве Олега Даля.
На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль» — так критика оценила созданный Олегом Далем образ «лишнего человека эпохи развитого социализма».
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Фильм «Отпуск в сентябре» на 8 лет положили на полку, а исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Инженер Виктор Зилов испытывает одиночество. Чувствует внутренний надлом, потерю себя. Нервозно балагурит, хамит с напускным цинизмом, врет приятелям, обижает супругу, словно желая утянуть ее за собой в омут депрессии. Прошлого не вернуть, настоящее муторно, будущее туманно. Он верит, что от суицидальных настроений его может спасти только сентябрьская утиная охота.
Тайно, инкогнито
Конечно, герой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктор Зилов далек от образцового гражданина советской страны. Но крамольное произведение было опубликовано в 1975 году в издательстве «Искусство». С 1979-го спектакль шел во МХАТе и Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой. Правда, литература и театр не такие массовые виды искусства, как кино. В нем всегда существовала более бдительная цензура.
Виталий Мельников
Еще в 1975 году режиссер Виталий Мельников поставил картину «Старший сын» по пьесе погибшего несколькими годами ранее Вампилова. Но не надеялся, что ему разрешат экранизацию «Утиной охоты». Хотя сделал режиссерский сценарий, спрессовал и без того плотный текст автора, добавил динамики действий, удалил длинные пояснительные диалоги, попытавшись всё объяснить поступками персонажей. Подал заявку на съемки двухсерийного фильма в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Ее положили в стол и несколько лет не давали ответа.
В 1978-м Мельников отправился на пражский кинофестиваль, где, скучая на одном из банкетов за бокалом шампанского, познакомился с высокопоставленным чиновником Гостелерадио. Время на вечеринке нужно было как-то коротать. Режиссер обладал талантом рассказчика и московскому теленачальнику изложил в красках всё произведение. Пожаловался, что редакторский отдел давно держит его заявку на съемки под сукном. Вернувшись в Ленинград, Мельников занялся своими делами. Но спустя 2 недели неожиданно для себя получил вызов в Москву. Его приглашали в Останкино!
Главный редактор, очевидно, получивший вводные от пражского собеседника режиссера, встретил его радушно. Заявил, что не против постановки. А потом, прогуливаясь по кабинету, огляделся и шепнул Виталию Вячеславовичу: «Я согласен. Но только если вы меня обманете». Постановщик был удивлен такому повороту событий. Через минуту всё прояснилось. В стране шла очередная антиалкогольная кампания. И Центральное телевидение поставило в годовой план съемки картины, обличающей алкоголизм. Даже рабочее название существовало: «Пока не поздно!». Редактор предложил снять «Утиную охоту» под видом этой запланированной ленты. Тем более Зилов действительно злоупотребляет алкоголем, всё укладывалось в концепцию!
Режиссера попросили избегать распространения слухов о съемках. Если, работая над «Старшим сыном», он просто уехал с группой в пригород Ленинграда, то тут решил спрятаться понадежнее — вывезти всю команду в Петрозаводск!
Телевидение не снимало фильмы и сериалы своими силами, заказывало советским киностудиям. Заказ и бюджет на съемки «Ленфильм» получил от Гостелерадио в срок!
Операция «Даль»
Во избежание шума кинопроб актеров не проводили. Роль Вадима Кушака, начальника Зилова, режиссер сразу отдал Евгению Леонову, которого хорошо знал по прежним работам. Николая Бурляева он снимал ранее в фильме «Мама вышла замуж», был знаком с его талантами и предложил сыграть Кузакова, приятеля главного героя.
Юрий Богатырев мечтал о роли Зилова. И даже хотел хлопнуть дверью, когда узнал, что она предназначена другому. Тогда Виталий Вячеславович решил провести кинопробы лично с актером. Тот убедился: желчный и по-своему сильный Зилов — не его типаж. Сразу согласился на образ Саяпина, коллеги. Его супругой на экране стала Наталья Гундарева. Женой Зилова — Ирина Купченко.
Когда группа явилась на Гостелерадио для знакомства, исполнителя главной роли с ними не было. Беспрецедентный случай. Мельников что-то соврал про затянувшиеся кинопробы. Дело в том, что в 1978 году Олег Даль, которого режиссер видел в этом образе, был занесен в список нежелательных для показа по ТВ актеров. Репутация у него была скандальная. Из-за него вовсе могли закрыть производство. Поэтому режиссер пошел на рискованный шаг. Никому не объявлял об окончательном решении и без всяких документальных подтверждений в последний вечер перед отъездом на съемки велел актеру собрать чемодан и, срочно взяв такси, прибыть на вокзал к поезду.
Пришлось повременить
Когда работа в Петрозаводске началась, в Москве и Ленинграде узнали, кто снимается в роли Зилова. Но Мельников всё обставил так, что на «Ленфильме» считали, будто Даля утвердили на Гостелерадио. А в Москве думали, что ленинградская студия дала согласие снимать дебошира, взяв все риски на себя!
Съемочный период проходил благостно. Леонов на площадке стал отцом и советчиком для всех актеров. Ведь они действительно ему в дети годились. Импровизировал, фонтанировал, придумывал реплики на ходу. Режиссер не препятствовал.
Олег Даль
Олег Даль в процессе работы с головой ушел в роль человека, которому от всего тошно. Будто упивался процессом саморазрушения героя, так как это была своего рода исповедь актера. Фактически он играл самого себя — лишнего человека, взращенного русской литературой еще до Вампилова.
Чиновники прекрасно знали, что Зилов — типичный русский человек, поэтому с опаской относились к произведению, считая: зрители не должны видеть свои изъяны в кино, как в зеркале. Кинематограф обязан обольщать, давать надежду, а не обнажать личные недостатки советских граждан.
По окончании съемок в Останкино ленту принимали в позитивном настроении. Хвалили. Устно отметили актерские работы. С виду телевизионное начальство было довольно. В финале встречи создатели услышали, что в связи со сложившимся международным положением, вводом войск в Афганистан и прочими обстоятельствами с премьерой придется повременить. Даль, Мельников и вся команда созванивалась друг с другом с одним вопросом: «Когда?» Но фильм всё не заявляли в программе телевидения.
В середине февраля 1981 года от Даля пришло письмо режиссеру. В конверте был рисунок: Зилов, оставляя следы на снегу, идет по полям к своей могилке. 3 марта 39-летнего актера не стало. Премьеры он не дождался.
Картину впервые показали только в 1987-м, спустя 8 лет после окончания работы над ней. На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в том же году актера посмертно премировали — дали приз за лучшую мужскую роль. В который раз есть повод убедиться в точности слов песни группы «Чайф»: «Поплачь о нем, пока он живой, люби его таким, какой он есть».
Еще материалы рубрики:
Смотрите также: