отнюдь не долгой была жизнь великого
А. С. Пушкин скончался после трёх дней невыносимых(есть зависимое слово) мучений
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
прокричать, (приставки пра не бывает)
научить (приставка на)
приждать,( кого-то или что-то)
преодолеть, ( значение переступить что-то)
превратиться(близко по значению к пере)
бесконечный, (после с глухой звук)
разбуженный (после з звонкий)
президиум, (словарное слово)
продлевать(суффикс ева под ударением)
потчевать(суффикс ева под ударением)
атлетический(какой? Суффикс е)
назначаемый(какой?не сов в)
омываемый(какой?не сов вид)
распиленная(корень пил,суффикс енн)
ОТГОНЯеМЫЙ(1спр пишем е)
Склеенная(клеить на ить,искл)
А.С. Пушкин скончался после трёх дней невыносимых(есть зависимое слово) мучений.
Недолгой(зависим слво) была жизнь великого российского поэта.
До сих пор не установлен(употребляется без не) автор анонимных писем А.С. Пушкину.
Несмотря(заменяем на из-за) на сильнейшую боль, поэт старался шутить, поддерживать домашних.
После смерти А.С. Пушкина неизвестным(есть признавка кроме не) автором было написано и распространено стихотворение «Смерть поэта».
В ТЕЧЕНИЕ(=предлог) многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИЧЁМ(= и) его труды высоко ценились во Франции.
ПРИТОМ(неь союза что) купеческом доме была, большая лавка,
и дети ТАКЖЕ(сравнение), как и взрослые, стояли за прилавком.
НИЧТО(не в три слова) не могло заставить купца нарушить данное им слово,
ПОТОМУЧТО(всегда раздельно) у купечества, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.
Сергей Петрович НАПАМЯТЬ(=заучить,нареч) знал всего «Медного всадника»
и мог НАИЗУСТЬ(наречие) прочитать любой фрагмент знаменитой поэмы.
В Москве купцы старались С МОЛОДУ(не поговорка) сколотить своё состояние,
чтобы ВПОСЛЕДСТВИИ(вопрос времени пишем слитно) перерасти в крупных промышленников.
Надо было ТОТЧАС(наречие) возвращаться домой, садиться за рояль и записывать проигранное на листках бумаги,
ПОТОМУ ЧТО(всегда раздельно) музыка ускользала из памяти.
Дуэли проводились по строго установленным(корень лен,суффикс н) правилам,
которые были зафиксированы(краткое прич) в так называемых «дуэльных кодексах»;
оскорбленный(суффикс енн), как правило, обсуждал с секундантом
тяжесть нанесённого(на кого-то) ему оскорбления и характер поединка.
Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые варианты Русский язык Вариант 17
Данный вариант из пособия Г Т Егораевой полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые варианты Русский язык Вариант 17»
Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания
Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (. ) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавале- рии, ни артиллерии армии Наполеона.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Наполеоновская армия, уступающая противникам в вооружении и оснащении, одерживала блестящие победы благодаря продуманной стратегии и тактике быстрых передвижений и разъединения вражеских войск.
2) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.
3) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.
4) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.
5) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Следовательно, / Зато / Прежде чем / Вопреки этому / Наоборот,
1) Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).
2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.
3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из-под удара. Фланговый у. Штыковой у.
4) перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.
5) Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нЕдруг / нАчатый / согнУтый / намЕрение / опОшлить
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Были взорваны скалы, закипела работа, и вскоре реку ПЕРЕГОРОДИЛИ плотиной.
Политика ДИКТАТА, проводившаяся после Второй мировой войны западными державами в отношении стран Азии и Африки, вызвала в этих странах усиление национально-освободительной борьбы.
При некоторых заболеваниях нервной системы ортопедический массаж особенно полезен, поэтому предписание его зачастую следует понимать не как ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ назначение, а как обязательную процедуру.
Почти половина территории России находится в зоне ВЕКОВОЙ мерзлоты.
Если ты твёрдо решила ОТРАСТИТЬ длинные волосы, одного терпения здесь маловато.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
речь РУМЫН / более ТИХИЙ / ТРЁМСТАМ бегунам / ПОЛУТОРАСТА деревьев
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) Печорин уверяет, что у меня врождённая страсть противоречить.
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
2) То, как ведет себя Печорин во время встречи с Максим Максимычем, обескураживает читателя.
B) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
3) Печорин вторгается в чужие дела и жизни, попусту растрачивает свои силы.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
4) Став приятелями, Печорин и доктор Вернер так и не сблизились.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) Печорин говорит, что в нём два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
6) Моя сестра работает на фабрике «Красном Октябре».
7) Убив Грушницкого, дуэль состоялась.
8) Печорину необходимо было больше заниматься самовоспитанием, чем нежели осуждать окружающих.
9) Когда Петр впервые влюбился, он радуется жизни.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол..жение / наев..стать / ут..лщение / сотв..рить / в..ранда
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
дез..нфекция, без..нициативно / зав..южить, с..едобный / пр..одолеть, пр..града
бе..конечный, ра..буженный / н..дломить, в..спевать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вздраг..вая / удушл..вый / обла..вать / протяг..вать / ясен..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вид..мый / дыш..шь / приготов..в / тревож..шь / отгоня..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Отнюдь (НЕ)ДОЛГОЙ была жизнь великого российского поэта.
До сих пор (НЕ)У СТАНОВ ЛЕН автор анонимных писем А.С. Пушкину.
(НЕ)МЕНЕЕ ста произведений написал Пушкин в Михайловском.
Пушкину (НЕ)РАЗРЕШАЮТ ехать на Кавказ, отказывают в поездке за границу.
(НЕ)ДОЧИТАННЫЙ роман будоражил моё воображение.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.
ПРИ(ТОМ) купеческом доме была большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стояли за прилавком.
(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купечества, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.
ТАК(ЖЕ), как и вы, я (С)НАЧАЛА обдумаю предложение купца.
В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Дуэли проводились по строго установле(1)ым правилам, которые были зафиксированы в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорблё(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесё(4)ого ему оскорбления и характер поединка.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Войдёшь в дом и тебя обдаст родным запахом, знакомым с детства.
2) Затем Илья Иванович переменил и тембр голоса и интонацию и выражение лица.
3) Всё остальное время ушло на откапывание избушек на сон да на выжидание погоды.
4) Гостиный двор с жилыми и складскими помещениями обносили заборами и запирали на замок ворота.
5) Говорливая толпа мужиков и баб шла за телегами и повозками.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду прижался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Важные новости (1) наверняка (2) заинтересовали конкурентов Игнатова. Однако (3) они (4) вероятно (5) решили подождать и посмотреть, как будут разворачиваться события.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гостиной на диване, ожидая хозяев.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тигрица прислушалась (1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Острова Аль-Ахавейн в Египте, представляющие собой две подводные скалы, уходящие в морскую глубокую бездну, привлекают любителей подводных погружений красотой фауны и флоры.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришёл. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведённый, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)— Вот и всё! — сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждём, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (30)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учёный. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (33)Всё было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак. (По Е. Гришковцу*)
*Евгений Валерьевич Гришковец — российский драматург, театральный режиссёр, киноактёр, музыкант, писатель.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В университете рассказчик почувствовал, что увлечение биологией проснулось в нём с прежней силой.
2) Ученикам в университете увлекательно и интересно рассказали о профессии биолога.
3) Рассказчик после интереснейшей экскурсии по лабораториям биологического факультета твёрдо решил стать учёным-биологом.
4) Рассказчик не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.
5) Рассказчик передумал поступать на биологический факультет.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 21 содержится оценочное суждение.
2) В предложениях 16-17 представлено описание.
3) В предложениях 26-34 представлено рассуждение.
4) Предложения 31-33 поясняют суждение, высказанное в предложении 27.
5) В предложениях 1-4 содержится повествование.
23. Из предложений 15-17 выпишите слово со значением «ёмкость, в которой созданы необходимые условия для содержания некоторых животных».
24. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союзов и наречия. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
25. «Недоброжелательное отношение сотрудницы института к будущим абитуриентам передаёт такое синтаксическое средство, как (А)___(предложение 13), а троп (Б)___(«беглый показ») усиливает это впечатление. Может быть, именно поэтому рассказчик не увидел ничего интересного во время экскурсии, и (В)___(предложение 19) подчёркивает обыденность происходящего. Его попытку разобраться в своих впечатлениях от увиденного отражает речевой приём (Г)___(предложения 27-33)».
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
ЕГЭ-2015 Вариант 28
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3) Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (. ) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.
1) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.
2) Плохо оснащённая армия Наполеона, быстро передвигаясь, раздробляя и разъединяя вражеские армии, выигрывала сражения благодаря этой продуманной стратегии и тактике.
3) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.
4) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.
5) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны именно благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
следовательно зато прежде чем вопреки этому так как
1) Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока ( перен.).
2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.
3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из- под удара. Фланговый у. Штыковой у.
4) перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.
5) Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
намерЕние снятА ненадОлго ободренА бАнты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Падающий парашютист испытывает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ воздуха. Единственный в мире музей ВЕЧНОЙ мерзлоты находится в Якутске. Каратели устроили ЖЕСТОКУЮ расправу над жителями Хатыни. Пассажирам, летящим на Дальний Восток, видны НЕОГЛЯДНЫЕ просторы тайги. У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей ЗЛОСТНЫЙ заговор.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гостил у БОЛГАР нескольких ПАРТИЗАНОВ килограмм МАКАРОН ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ письмами весёлые ШОФЁРЫ
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя.
Б) Тарас Бульба сказал сыновьям, что поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами.
B) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.
Г) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Д) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пол…жжение спл. титься сотв. рить откл…ниваться в…кзал
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…кричать, н…учить пр…ждать, р…зослать пр…одолеть, пр..вратиться бе…конечный, ра…буженный
пр. зидиум, пр…стройка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
продл…вать удушл…вый потч. вать ясен. вый атлетич. ский
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
назнача…мый омыва…мый распил…нная отгоня. мый скле…нная измен…шься
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А.С. Пушкин скончался после трёх дней (не)выносимых мучений. (Не)долгой была жизнь великого российского поэта. До сих пор (не)установлен автор анонимных писем А.С. Пушкину. (Не)смотря на сильнейшую боль, поэт старался шутить, поддерживать домашних. После смерти А.С. Пушкина (не)известным автором было написано и распространено стихотворение «Смерть поэта».
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.
ПРИ(ТОМ) купеческом доме была, большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стояли за прилавком.
(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купечества, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.
Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочитать любой фрагмент знаменитой поэмы.
В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников. Надо было (ТОТ)ЧАС возвращаться домой, садиться за рояль и записывать проигранное на листках бумаги, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.
14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Дуэли проводились по строго установле(1)ым правилам, которые были зафиксированы в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорблё(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесё(4)ого ему оскорбления и характер поединка.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?
1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
2) Всё остальное время ушло на откапывание избушек на сон да на выжидание погоды.
3) Гостиный двор с жилыми и складскими помещениями обносили заборами и запирали на замок ворота.
4) Говорливая толпа мужиков и баб шла за телегами и повозками.
5) На небе весело играли лучиками первые звёзды и темнели небольшие кучевые облака.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду прижался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Важные новости (1) наверняка (2) заинтересовали конкурентов Игнатова. Однако (3) они (4) вероятно (5) решили подождать и посмотреть, как будут разворачиваться события.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гостиной на диване, ожидая хозяев.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тигрица прислушалась(1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения. (8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришёл. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведённый, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)— Вот и всё! — сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждём, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учёный. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (ЗЗ)Всё было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1976 г.) — драматург, режиссёр, актёр, писатель.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В университете рассказчик почувствовал, что увлечение биологией проснулось в нём с прежней силой.
2) Ученикам в университете увлекательно и интересно рассказали о профессии биолога.
3) Рассказчик многого ожидал от посещения биологического факультета.
4) Рассказчик не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.
5) Рассказчик после интереснейшей экскурсии по лабораториям биологического факультета твёрдо решил стать учёным-биологом.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 16-17 представлено описание.
2) В предложениях 28-34 представлено рассуждение.
3) Предложения 31-33 поясняют суждение, высказанное в предложении 27.
4) В предложениях 1-4 содержится повествование.
5) Предложения 16-17 противопоставлены по содержанию.
22. Из предложений 31—34 выпишите фразеологизм.
23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союзов и наречия. Напишите номер этого предложения
24. «Недоброжелательное отношение сотрудницы института к будущим абитуриентам передаёт такое синтаксическое средство, как (А) ____ (предложение 13), а троп (Б) ______ («беглый показ») усиливает это впечатление. Может быть, именно поэтому рассказчик не увидел ничего интересного во время экскурсии, и (В)_____ (предложение 19) подчёркивает обыденность происходящего. Его попытку разобраться в своих впечатлениях от увиденного отражает речевой приём (Г) ______ (предложения 27—33)».