ося брик биография личная жизнь
Осип Брик: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Начало биографии
Осип Максимович Брик родился в 1888 году в интеллигентной еврейской семье, принадлежащей к купеческому сословию. Получил хорошее юридическое образование, но с юных лет отличался склонностью к литературе. Родители полностью поддерживали увлечение сына и его творческие искания, но опасались, что литераторство не сможет обеспечить ему средства к существованию.
С 1916 года Осип серьезно занимался журналистикой, пробовал себя в литературе. По его инициативе создан ОПОЯЗ (Общество изучения литературного языка). Участвовал в объединениях левого искусства, дружил с известными футуристами, среди которых были Бурлюк, Крученых, Маяковский.
Работа и творчество
Главные труды Брика связаны с Владимиром Маяковским. Брик пишет многочисленные статьи, выступает с лекциями, ведет литературный кружок, готовит сборники сочинений поэта. К сожалению, многие планы не были осуществлены, к ним относится словарь поэтического языка, личные воспоминания, анализ дневников. В соавторстве с Маяковским написана серия политических манифестов и пьеса «Радио-Октябрь». Осип Максимович опубликовал несколько повестей, которые сегодня не переиздаются.
С конца 1920-х годов Брик перешел в кинематограф, писал сценарии, выступал в качестве постановщика и даже снялся в небольшой роли. В годы войны работал в текстовом отделе «Окон ТАСС».
Личная жизнь
В 1912 году Брик познакомился с Лили Каган, через несколько месяцев молодые люди поженились. Родители Осипа были не в восторге от столь раннего брака, но приняли невестку тепло, признав ее воспитанной и интеллигентной. Лиля была страсно влюблена в Осипа, он же долго сомневался в своих чувствах. Позже Брик признавал, что в этом союзе он всегда играл вторую скрипку, полностью признавая первенство за женой.
Встреча с Маяковским состоялась позже, поэт был другом младшей сестры Лили Эльзы. Однако первая встреча с роковой красавицей оказалась судьбоносной – Маяковский влюбился, как оказалось позже, навсегда. К 1915 году отношения Брика с женой перешли в дружеские, они не планировали расставаться, но страсть из их жизни ушла. В итоге Брики и Маяковский стали жить вместе, при этом Лили Юрьевна всегда подчеркивала, что о «менаж а труа» речи не было никогда. В это период она была искренне увлечена Маяковским, а Брик стал для нее самым надежным товарищем и другом. Такие же чувства к Осипу испытывал и Маяковский.
Совместная жизнь продолжалась до трагической гибели поэта. Затем Лиля снова вышла замуж за командарма Виталия Примакова, а сам Брик женился на Евгении Жемчужной, которая стала не только супругой, но и помощницей в работе. Пара находилась в отличных отношениях с бывшей женой Осипа, всячески поддерживала ее. Семейная идиллия прервалась в 1945 году: Осип скоропостижно скончался от остановки сердца.
Скандальная история любви втроем. Лилия Брик и Владимир Маяковский
Они познакомились на вечере в доме мужа Лили Брик. Владимира Маяковского привела с собой ее сестра Эльза, которая строила на начинающего поэта далеко идущие матримониальные планы. Однако кокетку Лилю это обстоятельство нисколько не смутило, и она весь вечер с ним профлиртовала. Маяковский был настолько ею сражен, что читал ей стихи и на коленях просил разрешения посвятить их ей. Спустя несколько дней он умолял принять его «насовсем». Лиля естественно согласилась, а ее мужу Осипу Брику пришлось смириться с ветреностью супруги. И в 1918 году Маяковский окончательно перебрался в квартиру Бриков. Так начался их «брак втроем».
Поначалу Лилю пугала неуемная страсть Маяковского. «Он обрушился на меня, как лавина… Он просто напал на меня», — говорила она. В любви поэта она не сомневалась никогда.
Через год Брики и Маяковский перебираются в Москву. Они по-прежнему живут втроем. Даже табличка на двери их квартиры гласит «Брики. Маяковский». Тем не менее Лиля совершенно не чувствует себя обязанной хранить верность возлюбленному. Периодически у нее случаются романы. А Маяковский отвечает на это частыми отъездами за границу. Он подолгу жил в Лондоне, где за ним приглядывала Эльза. Лилю подобная ситуация вполне устраивала, благодаря любимой сестре она была в курсе любовных интриг поэта. А Маяковский никогда не забывал о своей любимой и часто вместе с очередными пассиями шел в магазин, чтобы выбрать для своей московской зазнобы очередной подарок.
Из-за границы Маяковский возвращался и первым делом ехал к Брикам. Весь вечер Лиля крутилась перед зеркалом и примеряла обновки. Радостная она кидалась поэту на шею. В такие моменты Маяковский был на седьмом небе от счастья. Однако уже на следующее утро его вновь начинала мучить ревность. На все доводы друзей он отвечал лишь: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!». Ради любимой музы он готов был стерпеть все.
Летом 1922 Брики и Маяковский отдыхали на даче в Подмосковье. Там Лиля завела очередной роман с соседом А. Краснощековым. Роман разворачивался на глазах у поэта. И осенью он потребовал, чтобы Лиля разорвала все отношения с новым любовником. Та оскорбилась и выгнала скандалиста из дома на три месяца.
После одной из поездок в Америку, Маяковский вернулся и признался Лиле, что там у него случился роман и теперь его американская пассия ждет от него ребенка. Лиля продемонстрировала ему полное равнодушие. Такой реакции Маяковский от нее не ожидал.
Он много раз пытался ее забыть с другими женщинами. Один раз дело даже чуть не дошло до свадьбы. Но узнавшая о готовящейся брачной церемонии Лиля, написала Маяковскому письмо с просьбой вернуться в семью. И он, в очередной раз, поддавшись, вернулся в Москву.
Он также продолжал путешествовать и однажды, будучи во Франции, познакомился с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Эта встреча стала для него решающей. Он влюбился в Татьяну, и решил увезти ее в Россию, чтобы пожениться. Он посвящает ей стихи. Брик перестала быть его музой. С этим она смириться не могла.
Она придумала очередную авантюру по возвращению блудного возлюбленного. На одном из роскошных вечеров, на котором присутствовал ненадолго приехавший Маяковский, она вслух зачитывает письмо от Эльзы, в котором та сообщает, что Татьяна Яковлева выходит замуж за богатого виконта. Маяковский так и не понял, что сестры жестоко его разыграли.
Новое в блогах
Осип Брик
«Жизнь и судьба Осипа Брика могла бы остаться для нас неизвестной, не свяжи он свою жизнь с Лилей Каган, а благодаря ей и с Владимиром Маяковским.»
Осип был способным молодым человеком и учился в 3-й московской гимназии, в которую по действующей процентной норме принимали только двух еврейских мальчиков в год. Отчисление, судя по всему, было краткосрочным, поскольку летом 1906 года он окончил гимназию, получив «отлично» по поведению. Вторым принятым в 1898 году еврейским гимназистом был Олег Фрелих. Вместе с тремя другими однокашниками они создали тайное общество друзей, которое существовало все годы учебы. Их эмблемой стала пятиконечная звезда, и они все делали вместе: кутили, ухаживали за девушками, дразнили преподавателей.
Вместе с двумя товарищами он также написал роман «Король борцов», который продавался в газетных киосках.
Лето 1906 года Лили провела на курорте Фридрихрода в Тюрингии вместе с матерью и младшей сестрой Эльзой. Осип обещал писать каждый день, но, несмотря на ее многочисленные и отчаянные напоминания, знать о себе не давал. Когда же долгожданное письмо наконец пришло, в нем содержалось нечто такое, что заставило Лили разорвать его в клочья и прекратить писать самой. Именно на это Осип и надеялся, Лили же его холодные фразы повергли в шок: у нее стали выпадать волосы и начался лицевой тик, от которого она никогда не избавилась.
Спустя несколько дней после возвращения в Москву они случайно встретились на улице. Осип обзавелся пенсне, ей показалось, что он постарел и подурнел. Они говорили о пустяках, Лили старалась казаться безразличной, но вдруг она услышала собственные слова:
Больше материала по ссылке:
ТО, ЧТО ЛИЛЯ ЮРЬЕВНА ЛЮБИЛА ОСИПА МАКСИМОВИЧА БЕЗУМНО ЭТО ПОНЯТНО, А ВОТ ЛЮБИЛ ЛИ ОН ЕЁ? КАК ДУМАЕТЕ?
Драматург, чекист и шведский семьянин: памяти Осипа Брика
Читайте нас в Google Новости
Имя Осипа Брика в основном фигурирует в контексте «любовного треугольника», другими участниками которого были его супруга Лиля и поэт Владимир Маяковский. Однако этот человек, его многогранная деятельность и наследие интересны куда более, чем досужие разговорчики «про это». Адвокат, журналист, драматург, теоретик левого искусства, чекист — все эти регалии относятся к Осипу Максимовичу, чьё сердце перестало биться три четверти века назад. NEWS.ru вспоминает, чем запомнился культурный революционер.
Хлеб футуризма
Осип Брик появился на свет 16 января 1888 года в семье московского купца первой гильдии Макса Брика, владельца отцовской компании «Павел Брик, вдова и сын», занимавшейся продажей украшений из кораллов. Матерью будущего марксистского теоретика была Полина Сигалова. Её племянники, как и герой этого текста, стали известными представителями советской интеллигенции: Юрий Румер был специалистом по оптике и квантовой механике, а его брат Осип — полиглотом-литератором (знал 26 языков).
Родители дали Осипу хорошее образование, мальчик поступил в знаменитую Третью Московскую гимназию на Большой Лубянке, откуда его ненадолго отчисляли за участие в «революционной деятельности». Причиной для вынужденного «академического отпуска» стало создание «тайного общества», состоящего из пяти человек. Помимо политического вольнодумства гимназисты увлекались поэзией. В кружок также входил будущий советский актёр и кинорежиссёр Олег Фрелих. Оба друга потом поступили на юридический факультет Московского университета, по окончании которого Осип сначала работал помощником присяжного поверенного, а затем перешёл в фирму отца.
С будущей супругой он познакомился в 1905-м, когда Лиле Каган было 13 лет. У молодых людей завязались романтические отношения, а через семь лет они поженились. Молодожёны уже тогда интересовались искусством — будущая муза русского авангарда профессионально изучала архитектуру и живопись в Москве и Мюнхене, а её избранник к моменту женитьбы имел за плечами не только первые поэтические опыты в гимназии.
В студенческие времена, ещё до того, как мы поженились, Ося с двумя товарищами надумали заработать деньги и написали роман под заглавием «Король борцов». Печатать и продавать его решили выпусками, как Ната Пинкертона. Первый выпуск, с соответствующей картинкой на обложке, газетчикам понравился и прошёл хорошо, второй вышел с небольшим опозданием и прошёл хуже, а третий сдали чуть ли не через месяц после второго. Газетчик посмотрел презрительно и сказал: «Я думал, что это роман, а это плетёнка», — вспоминала позднее Лиля Брик.
Когда во время Первой мировой войны семейство переехало из Москвы в Петроград, где Осип Максимович по протекции оперного певца Леонида Собинова устроился в автомобильную роту, их дом на улице Жуковского стал местом богемных тусовок. Постоянными гостями Бриков стали те, кто произвёл переворот в русской словесности: Давид Бурлюк, Виктор Шкловский, Велимир Хлебников, Николай Асеев, Василий Каменский и, конечно же, Владимир Маяковский. В июле 1915 года он прочитал у них в гостях свою поэму «Облако в штанах».
Осип Брик восхитился произведением и вскоре на свои деньги напечатал поэму, а затем в альманахе «Взял. Барабан футуристов» написал рецензию «Хлеба!»:
«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Мы ели пирожные, потому что нам не давали хлеба. И какой только пакостью не кормили нас предприимчивые кондитеры. «Пирожные! самые обсахаренные, самые свеженькие, тают во рту. Пожалуйте! Снежные буше Блока, вкуснейшие эклеры Бальмонта, не прикажете ли свешать фунтик карамели без начинки „Акмэ“ новой фабрики Гумилёва бывшего старшего приказчика и т.д. В. Брюсов с братом. Фабрика оборудована по последнему слову техники; все машины выписаны из-за границы. Очень рекомендую». И наконец наиновейшее достижение кондитерского искусства «Мороженое из сирени».
Сосали, пережёвывали, захлёбываясь, глотали эту сладкую снедь, вымазывая патокой губы и души. Потом валялись на всём, что помягче: куда деться от тошноты.
Радуйтесь, кричите громче: у нас опять есть хлеб! Не доверяйте прислуге, пойдите сами, встаньте в очередь и купите книгу Маяковского «Облако в штанах». Бережней разрезайте страницы, чтобы как голодный не теряет ни одной крошки, вы ни одной буквы не потеряли бы из этой книги-хлеба.
Если вы так отравлены, что лекарство здоровой пищи вам помочь не может, умрите, — умрите от своей сахарной болезни.
С этого момента Брик вплотную занялся вопросами литературы. В 1916-м он принимает участие в создании Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ). К этой структуре имел отношение и Маяковский, страстно возлюбивший Лилю и поселившийся рядом с домом на Жуковского. Уже после Октябрьской революции все трое стали жить вместе — коммуной, подобно «Мечтателям» Бертолуччи. Их шведская семья распадётся в середине 1920-х, после чего Осип Максимович женится на Евгении Соколовой-Жемчужной — бывшей супруге кинодраматурга Виталия Жемчужного. Но несмотря на любовные разлады, все трое не разрывали товарищеских отношений и оставались единомышленниками.
Баррикады вместо богемы
В послеоктябрьский период Осип Максимович стал одним из ведущих отечественных теоретиков новой культуры. В 1923 году при его непосредственном участии было создано объединение ЛЕФ — Левый фронт искусств, объединявший марксистских деятелей русского авангарда. Туда вошли почти все футуристы, с кем Брики общались в Петрограде. Маяковский стал одним из лидеров. Помимо литераторов идеологию организации разделяли кинематографисты Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Лев Кулешов, Леонид Трауберг, художники Владимир Татлин, Варвара Степанова, Александр Родченко, зодчие-конструктивисты (в 1925-м они образуют родственную структуру — Объединение современных архитекторов) и многие другие.
Революция переместила театр наших критических действий. Мы должны пересмотреть нашу тактику. «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» — наш лозунг 1912 года (предисл. «Пощёчины Общественному Вкусу»). Классики национализировались. Классики почитались единственным чтивом. Классики считались незыблемым, абсолютным искусством. Классики медью памятников, традицией школ — давили всё новое. Сейчас для 150.000.000 классик — обычная учебная книга. Что ж, мы даже можем теперь эти книги как книги, не хуже и не лучше других, приветствовать, помогая безграмотным учиться на них; мы лишь должны в наших оценках устанавливать правильную историческую перспективу. Но мы всеми силами нашими будем бороться против перенесения методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство. Мы будем бороться против спекуляции мнимой понятностью, близостью нам маститых, против преподнесения в книжках молоденьких и молодящихся пыльных классических истин. Раньше мы боролись с хвалой, с хвалой буржуазных эстетов и критиков. «С негодованием отстраняли от нашего чела из банных веников сделанный венок грошёвой славы». Сейчас мы с радостью возьмём далеко не грошёвую славу после октябрьской современности, — говорилось в манифесте «В кого вгрызается ЛЕФ».
Позиция, которую отстаивал Брик и в целом ЛЕФ заключалась в том, что до октября 1917 года художник лишь «творил», будучи причисленным к определённой касте «то жрецом, то дармоедом». Теперь же он должен «быть точно определён и зарегистрирован в списках коммунальной биржи труда».
Художник творит. Для буржуазного общества этого было достаточно. Творила небольшая кучка людей, остальные были тварью. Звание творца давало право на привилегированное положение. В Коммуне творят все. Творить, быть самодеятельным — долг каждого коммунара. Профессиональные творцы Коммуне не требуются, — писал Брик в программной статье «Художник и Коммуна».
Он объяснял это тем, что освободив личность от «круговорота спроса и предложения», новая власть предоставила «каждому делать то, что ему свойственно», делая творческую свободу «достоянием всех». Отвечая на заочные обвинения в том, что большевики «загубят искусство», Брик объяснял, кого Советы «сбросят с корабля современности», а кто поведёт его в светлое будущее.
Погибнут художники, которые умеют только «творить» и «где-то там служить красоте». Есть другие художники. Они умеют делать нечто большее. Они умеют исполнять художественные работы. Эти художники умеют писать картины, декорации, расписывать потолки и стены, делать рисунки, плакаты, вывески, изготовлять статуи, памятники и многое другое, смотря по необходимости. Такие художники нужны Коммуне. Они делают вполне определённое, общественно полезное дело; исполняют реальную работу, требующую особых способностей, особого умения. Такой труд даёт художнику право встать рядом с другими трудовыми группами Коммуны, с сапожниками, со столярами, с портными. Он служит залогом, что искусство не погибнет, но найдёт себе место в общем строе коммунальной жизни, — писал Осип Брик.
Он вступает в партию большевиков и как дипломированный юрист устраивается в ВЧК. Там же работал известный друг будетлян Яков Агранов. Но в отличие от последнего, Осип Максимович пробыл в известном ведомстве недолго — с 1919 по 1921 год. Основная его работа в 1920-е — это создание концепций социального заказа, производственного искусства и литературы факта.
Литературная тема не совпадает с темой социальной. Методами художественного оформления нельзя непосредственно оформить социальный факт. Между художественным произведением и социальным фактом стоит литературная тема точно так же, как между куском дерева и стулом лежит технический чертёж. Литературная тема — это тот чертёж, на основании которого строится вещь. Всё дело в том, чтобы материал рабочей жизни суметь оформить в литературной тематике, суметь найти в особых условиях рабоче-крестьянской жизни возможности литературного построения. Без этих чисто технических попыток, без этого литературного чертежа никакое знание рабочей жизни делу не поможет, — объяснял Брик в статье «Учить писателей».
Культ факта
Согласно концепции ЛЕФ, для литературы необходимо «создать условия, в которых авторы могли бы научиться отвечать заданиям сегодняшнего дня», а не «политически нажать» на деятелей перьевых ручек и пишущих машинок. Попытки найти образы нового мира в старых произведениях, как утверждал Брик, безнадёжны, потому что «художественная культура будущего создаётся на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских».
В этом отношении он, как и его единомышленники, критиковал концепцию Льва Троцкого, главреда журнала «Красная Новь» Александра Воронского и литератора Вячеслава Полонского, основанную на поддержке писателей-попутчиков вместо упора на формирование нового искусства. (Эта позиция Троцким объяснялась тем, что специфической «классовой» культуры при Советской власти не может существовать, поскольку «исторический смысл и нравственное величие пролетарской революции в том, что она залагает основы внеклассовой, первой подлинной человеческой культуры».) Лефовцы осуждали и Всесоюзную ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП), которая жёстко боролась с группой Воронского (и в итоге раздавила её), но перенесла её подходы к созданию новых произведений по старым лекалам.
Мы продолжаем нашу борьбу против индивидуалистической художественной литературы за литературу деловую, газетно-журнальную. Мы считаем, что переход вождей ВАППа на позицию Воронских и Полонских грозит повернуть пролетарскую писательскую молодёжь на ложный и гибельный путь, — утверждал Осип Брик.
Проще говоря, вместо «вымышленных» произведений ЛЕФ выступал за документальные, пропагандируя репортажно-очерковые жанры в литературе (non fiction), фотографию и кинохронику — в визуальных жанрах.
Этой линии Осип Брик в целом придерживался в своих работах, не касающихся теоретических разборок. Таковых, впрочем, было не очень много. В 1923-м вышла его выдержанная в духе литературы факта повесть «Не попутчица», пропагандирующая новые семейные отношения, в 1926-м вместе с Маяковским они создают гротескную пьесу «Радио-Октябрь».
С начала 1930-х Осип Максимович уделяет внимание развитию советского театра. Из-под его пера выходят либретто опер «Камаринский мужик», «Именины» и «Иван Грозный». Над последним он работал уже в годы Великой Отечественной войны и координировал свою работу с Сергеем Эйзенштейном, который снимал одноимённый фильм.
К кинематографу Брик также был причастен, возглавив в конце 1920-х сценарный отдел киностудии «Межрабпом-Русь». Он, в частности, писал сценарий для фильма Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928), посвящённого борьбе монголов против английских колонизаторов. Сюжет, основанной на реальных событиях, был заимствован у сибирского писателя Ивана Новокшонова.
Через год Брик написал сценарий ленты Льва Кулешова и Нины Агаджановой «Два-Бульди-два» о циркачах в годы Гражданской войны. Тогда же, в 1929-м, совместно с режиссёром Всеволодом Мейерхольдом он начал работать над фильмом «Евгений Базаров» по роману Тургенева «Отцы и дети». Выйти на экраны этой картине не было суждено, но труд даром не пропал, и на его основе создали пользовавшуюся успехом театральную постановку.
Ещё одна картина, сценарий для которой создал Брик (совместно с Михаилом Розенфельдом), — «Случай в вулкане» (1940), также снятая Львом Кулешовым. Это киноочерк о человеке, который, испугавшись прыгнуть с парашютом, стал матросом, а затем примкнул к учёным, с которыми направился к кратеру вулкана.
В 1930-е годы Осип Максимович трудился над фильмом «Дохунда» режиссёра Бенсиона Кимягарова. В основу сюжета он положил одноимённый роман основателя таджикской литературы Садриддина Айни. Киноработа о том, как Советская власть превратила среднеазиатского батрака в строителя новой жизни, была завершена только в 1957-м.
Маяковский как талисман
В каком-то смысле все враждующие между собой группировки примирило и уравняло постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». После выхода этого исторического документа в СССР образовались вобравшие в себя представителей разных течений большие творческие союзы — писателей, кинематографистов, композиторов, художников и архитекторов.
Лефовцам, прекратившим своё организационное существование ещё в конце 1920-х (в 1929–1930 годы они называли себя РЕФ — Революционный фронт искусств), повезло больше остальных. В отличие от перебитых в период большого террора литераторов-«троцкистов» вместе с большинством вапповцев, почти все «левые» пережили эту мясорубку (и даже Шкловский, который в 1917 году, будучи эсером, участвовал в антибольшевистском мятеже). Возможно, сему способствовала любовь товарища Сталина к Маяковскому, который после письма Лили Брик, жаловавшейся на забвение поэта, поручил в 1935-м заняться изданием его работ будущему кровавому наркому Николаю Ежову.
Тов. Ежов, очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление, — следовало из резолюции вождя.
Имена Маяковского и Лили Брик и сегодня остаются на слуху, причём не только в контексте «амурных похождений». А оставшийся в их тени Осип Брик был одним из ведущих законодателей советского авангарда — всемирно признанного культурного феномена, ставшего возможным благодаря вовлечению в живое повседневное творчество самых широких слоёв общества.
Осип Брик
Биография
В современном литературоведении Осип Брик воспринимается как неказистая тень Владимира Маяковского — светила авангардного искусства, чувственного мужчины, поэта-правдоруба. Или как «вечный возлюбленный» Лили Брик. Но на самом деле он тоже видная фигура в творчестве СССР — писатель, публицист, литературный критик.
Детство и юность
Осип Максимович (Меерович) Брик родился 28 января 1888 года в Москве, крупнейшем городе Российской империи, в семье купца Максима (Меера-Гозиаса) Павловича и Полины Юрьевны (в девичестве Сигаловой). Он должен был унаследовать дело отца — магазин драгоценных камней «Павел Брик. Вдова и Сын», но с детства начал тяготеть в сторону адвокатуры и литературы.
В школьные годы Осип с товарищами написал роман «Король борцов». Ребята решили выдавать свое произведение порционно. Первая глава понравилась газетчикам, вторая немного опоздала с выходом в свет и была не столь радостно встречена, а третья и вовсе не попалась читателям на глаза.
Потерпев фиаско на литературном поприще, Брик поступил на юридический факультет Московского университета. В 1910 году его окончил, а уже в 1911-м устроился помощником присяжного поверенного. Окончательно распрощаться со скучным адвокатским делом Осипа Максимовича заставил Владимир Маяковский.
Личная жизнь
Конечно, наибольший интерес у современников, да и у богемы СССР, вызывает личная жизнь Осипа Брика. А точнее любовный треугольник, сложившийся между ним, законной супругой Лилей Брик и поэтом-авангардистом Владимиром Маяковским. Их называли «шведской семьей» и осуждали за непотребные связи.
Некорректно называть любовным треугольником ситуацию: когда двое мужчин любят одну женщину (или наоборот), получается «угол». Но в данном случае геометрическая фигура замкнулась, ведь Осип тоже был по-своему без ума от Владимира Маяковского. Он боготворил его звучный голос и литературный талант. Именно поэтому не устроил сцену, когда Лиля призналась, что влюбилась в поэта, а смиренно предложил жить втроем.
Однако стоит вернуться к истокам романа Осипа Брика и тогда еще Лили Каган. Ему было 16 лет, а ей — 13. Как писала «муза русского авангарда» в своих дневниках, они возвращались домой после празднования Нового года, когда писатель вдруг спросил:
«А не кажется вам, Лиля, что между нами что-то большее, чем дружба?»
«Мне не казалось, я просто об этом не думала, но мне очень понравилась формулировка, и я от неожиданности ответила: “Да, кажется”», — вспоминала Лиля Брик.
С тех пор подростки стали встречаться. Они горячо полюбили друг друга, но Осип любил сильнее. Он даже готов был рассориться с родителями из-за своей избранницы: Максим Павлович и Полина Юрьевна не желали, чтобы их сын водился с ветреной девчонкой. Несмотря на их предубежденность, весной 1912 года Лиля Каган стала носить фамилию Брик.
По утверждениям «музы русского авангарда», ее брак с Осипом Максимовичем дал трещину в 1915 году, в момент ее знакомства с Владимиром Маяковским. Но официально развод был оформлен только 10 лет спустя. Впрочем, писатель-еврей навсегда остался в истории как муж Лили Брик. Даже несмотря на то, что у него была и вторая жена Евгения Гавриловна Соколова-Жемчужная.
Лиля огорошила своего супруга признанием в романтических чувствах к Владимиру Маяковскому в 1918 году. С тех пор и до 1922-го они втроем жили в одной квартире. На их входной двери висела незамысловатая табличка «Брики. Маяковский».
Литературоведы до сих пор не сошлись во мнении, кто же в этом ненормальном романе был пострадавшей стороной — Осип Максимович, скрытый в тени поэта-исполина, или Владимир Владимирович, который по-настоящему никогда не обладал Лилей Брик. Судить об этом в современных условиях, пожалуй, трудно. Но сама «муза русского авангарда» клялась, что всегда сильнее всего любила первого супруга, даровавшего ей фамилию.
Библиотекарь Евгения Соколова-Жемчужная, бывшая спутница кинорежиссера Виталия Жемчужного, была единственной женщиной, к которой Лиля Брик ревновала своего мужа, прежде свободного в сексуальных отношениях. А ведь именно ей Осип посвящал стихи и в дневниках благодарил Бога за их встречу. С «милой Женей» писатель прожил 20 лет, вплоть до своей смерти, но регулярно продолжал бегать к «музе русского авангарда».
Детей Брик не завел ни с одной из женщин.
Творчество
Условно творчество Брика можно разделить на 2 периода — при жизни Владимира Маяковского и после его смерти в 1930 году. Ведь именно благодаря поэту он вновь заинтересовался литературой и взялся за перо.
Осип Максимович спонсировал выход поэм Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Рецензия на одну из них под названием «Хлеба. » (1915) стала его дебютом в печати. И притом успешным.
С тех пор Брика знали как литературного критика и теоретика. Он написал блестящую работу «Звуковые повторы» (1917) о звукописи и рифме, которая сохраняет свою актуальность по сей день. И создал Общество по изучению поэтического языка, внесшее значительный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой лингвистики.
Одной из вех библиографии Осипа Брика стал рассказ-повесть «Непопутчица» (1923). Прообраз главной героини был срисован, конечно же, с «музы русского авангарда».
В 1920-х годах Осип Максимович пришел в кинематограф. Он писал сценарии для компании «Межрабпом-Русь». Одна из самых заметных работ — фильм «Потомок Чингисхана» (1929), гремевший в СССР.
Брик также адаптировал для кинокамер роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Но режиссер Всеволод Мейерхольд, который инициировал экранизацию, быстро отказался от идеи. Получившийся сценарий стал пьесой, которая до сих пор с успехом демонстрируется в театрах Москвы.
В апреле 1930 года умер Владимир Маяковский, и Осипа Максимовича словно отвернуло от литературы. Он сосредоточился на музыке. Написал либретто для опер «Караминский мужик», «Именины», «Иван Грозный». Увы, эти музыкальные произведения так и не услышали современники: каждую из опер забраковал Иосиф Сталин.
У Брика есть воспоминания «О Хлебникове» (1944). Аналогичную книгу он хотел написать и о своем верном друге. Однажды литератор сказал:
«Для меня Маяковский не человек, а событие. Моя книга о нем будет называться: “Владимир Маяковский. Рассказ очевидца”».
Произведение так и не воплотилось на страницах.
Смерть
Биография литератора завершилась 22 февраля 1945 года. Он пришел домой и нажал на звонок, а когда дверь открылась, мужчина лежал без чувств. Причиной смерти стал сердечный приступ. Трагедия спровоцировала, пожалуй, самое скандальное выражение Лили Брик:
«Когда застрелился Маяковский — умер Маяковский, когда умер Брик — умерла я».
«Муза русского авангарда» была неверующей, но настаивала на том, чтобы Осипа Максимовича похоронили в монастырской стене. Так и случилось: могила Брика находится в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.