освобождение актеры и роли ссср
Освобождение (фильм, 1968)
Освобождение (фильм, 1968)
«Освобождение» | |
Жанр | |
---|---|
«Освобождение» — художественный многосерийный фильм о Великой Отечественной войне, снятый режиссёром Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова в период с 1969 по 1972 год.
Содержание
История создания
До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времен как: «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва». Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров. Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с Цветаевым, Орловым, Лукиным и остальными героями. Здесь Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). Впоследствии «Батальоны просят огня» (1985) были отдельно экранизированы на ТВ. После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Непосредственное курирование работы съёмочной группы осуществлялось из ЦК КПСС. С самого начала Озерова предупредили, что о первых двух годах войны не может быть и речи. Картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Техника и реквизит
Идеологическая установка на создание эпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам, была жена Озерова Диляра). Мундир Сталина пошил сам автор настоящих сталинских мундиров. Немецкие мундиры также шили. Каски (для меньшего веса) изготовили из пластмассы на Мосфильме. Там же сделали и немецкие ордена. Все советское обмундирование сохранилось на складах. Так что с ним трудностей не было.
Зато проблема возникла с военным снаряжением. Особенно с немецким. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «тигров» и «фердинандов». Их пришлось заказать на Львовском металлургическом заводе, где были изготовлены 10 «тигров» и 8 «пантер». Министр обороны маршал Малиновский добавил ещё сотню отечественных машин, которые перекрасили под немецкие и сняли на заднем плане. Всего же в картине участвовали более 150 танков. Также были изготовлены и некоторые самолёты.
Съёмки проходили почти как настоящие сражения. Оборудовались штабы, прокладывалась связь, кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, и она была решена. Всего в съёмках принимали участие более 3000 солдат.
Актёрский состав
Подбор актёров на роли реальных исторических персонажей оказался тоже весьма непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и очень заинтересованно относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие на того или иного актёра. Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.
От немцев, например, выступал полковник фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года. Всего же здесь действует 51 реальный персонаж. И для каждого подбирался портретный грим, искался соответствующий актёр. Делалось это очень тщательно — здравствующим прототипам было далеко не всё равно, как они выглядят на экране.
Иосиф Сталин
Впервые со времени XX съезда в советском кино перед зрителями предстал Сталин. На эту роль режиссёр пригласил Бухути Закариадзе. Надо сказать, что в сценарии никакого Сталина и не было. Все эти эпизоды Озеров снимал по ночам, на свой страх и риск. Но очень точно уловил все настроения в руководстве и обществе. И оказался прав. Появление генералиссимуса на экране вызвало бурный восторг у значительной части общества, особенно у ветеранов войны, которые на каждом просмотре картины приветствовали экранного вождя аплодисментами и вставали с мест.
Маршал Георгий Жуков
Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Жукова главным консультантом картины (что, в общем, было вполне оправданно). Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал руководство страны. Причём не только военное, но и партийное. Жукова не утвердили консультантом (им стал предложенный маршалом Штеменко). Тем не менее, Георгий Константинович передал Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Гречко, Епишева и Штеменко, которые нелицеприятно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения»,где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли маршала Жукова в войне. На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение маршала, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра. Он играл её и все последующие годы.
Генерал-лейтенант Андрей Власов
В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. В то время даже упоминание этого имени было под запретом. Огромной удачей для режиссёра было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с Яковом Сталиным, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что имя его нигде упоминаться не будет. Не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Андрея Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там на одном из спектаклей на актёра обратил внимание один из ассистентов Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но легко гримировался под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Имя его уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.
Адольф Гитлер
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных героев сразу начинал с тех, кто уже их играл раньше. Как раз только что, в 1967 году, актёр ДЕФА Фриц Диц сыграл Гитлера сразу в двух картинах. В том числе, в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но Дицу казалось, что он станет заложником одной роли. Тем более, такой, как Адольф Гитлер. Антифашисту Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в своём театре, ему порядком надоела. С большим трудом удалось уговорить актёра, который продолжил свою гитлериану и в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемой им «Битве за Москву».
Другие актёры
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых были в советском прокате) сыграл Отто Скорцени. А итальянец Иво Гаррани, не похожий на дуче внешне, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Штауффенберга сыграл Альфред Штруве. Его же и пригласили в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие. В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Игнацы Маховский, Адам Пежик и другие. Один из самых выдающихся актеров современной Польши Ян Энглерт играет поляка-танкиста из армии Катукова. А Станислав Яськевич — Франклина Д. Рузвельта.
Выход на экран
К 1968 году первый фильм эпопеи, «Огненная дуга», был завершён. Сначала его просмотрел Штеменко. Вопреки ожиданиям Озерова, генерал обе ленты воспринял, в целом, неплохо. Сделал всего два замечания. Первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев развлекается с девушкой в танке («это не разрешалось»). А также не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актеру Клену Протасову у него претензий не было. Только к режиссёру. Штеменко обратил внимание Озерова, что в июле 1943 года у него была ещё одна звёздочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссёр ответил, что все соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные. Следующими картину увидели Гречко с Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так молча и уехали. После этого картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Озеров переделывал её четыре раза.
К лету 1969 года режиссёр закончил также и второй фильм («Прорыв»), так что обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались на одном сеансе. В конце 1970 — начале 1971 года вышел третий фильм эпопеи — «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года — два заключительных фильма. «Битва за Берлин» и «Последний штурм». В 2002 году лента была полностью отреставрирована на киностудии «Мосфильм».
Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
Освобождение Орла и Белгорода. Оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на левом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — Цветаева и Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Бадольо. По приказу Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Германские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией
Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год
Рассказ о решающих и драматических событиях 1944 года, о Белорусской наступательной операции («Багратион») и полном освобождении территории СССР. В начале июня союзники высаживаются в Нормандии. Несмотря на то, что немецкий агент «Цицерон» сумел выкрасть документы об открытии Второго фронта, немцам не удаётся предотвратить высадку. Неудачи на фронтах порождают заговор генералитета с целью убийства Гитлера и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Покушение 20 июля не удаётся. Заговор раскрыт, и мятеж подавлен. Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переславля-Залесского.
Фильм четвертый — «Битва за Берлин», 1971 год
Главное сражение на подступах к германской столице, штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Гитлера Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год
Последний фильм эпопеи. Его просмотрело больше всего зрителей, так как в течение многих лет он демонстрировался по ЦТ каждый день Победы 9 мая. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением метро (Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск). Эти съёмки прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москва-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли настоящие немецкие вагоны. Затопление «метро» происходило в результате открытия шлюза.
История создания сериала Освобождение. (17 фото)
Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».
В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.
Создатели фильма — участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…
Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.
Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины — генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.
Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.
Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.
Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).
В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей — его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны — как тогда, так и сейчас.
Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).
Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.
Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.
На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.
В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.
Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.
А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.
Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.
Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.
С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.
Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие
В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.
На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов».
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен — здесь все подчинено главному — рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.
На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились — через рации — все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.
Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов — у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.
В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.
Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.
Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.
И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.
Третий фильм эпопеи — «Направление главного удара» — рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.
Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.
Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».
По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин — в Берлине, Варшава — в Варшаве, Крымская конференция — в Ливадийском дворце, арест Муссолини — в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».
Один из самых сложных в фильме — эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.
Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление — в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…
Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.
Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.
Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники — Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.
С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина — Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.
«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения — и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.
Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это — русский солдат.
Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.
Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.
Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах — освобождения Люблина и Варшавы — снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев — актёры ГДР и Австрии.
Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал — число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре — 400 миллионов человек! И это только за один год.
В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды — Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.