остроумова лебедева художник биография

Русская художница, открывшая соотечественникам красоту Санкт-Петербурга: Анна Остроумова-Лебедева

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

В ее гравюрах предстают бесконечные дали, сумрачное небо, Сенатская площадь, громады исторических построек, «Медный всадник» и соборы – все то, что сейчас считается «визитной карточкой» Петербурга. Архитектурный пейзаж, тем более выполненный в гравюре – необычная тема для художницы тех лет, и это было тем более неожиданно для тех, кто обманывался невинным и мягким обликом Анны. Невысокая, скромная женщина в пенсне (у нее с юности было плохое зрение), она казалась скорее чьей-то доброй тетушкой, а на деле обладала железным характером и бесконечным стремлением к самосовершенствованию.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Анна Остроумова родилась в 1871 году. Ее отец, Петр Остроумов, был тайным советником Синода Русской православной церкви, она получила отличное образование, но родителей беспокоила ее любовь к рисованию, не знавшая предела. В отличие от своих братьев и сестер, Анна с детских лет была хрупкой, болезненной и впечатлительной. Когда ей было пять лет, в доме случился пожар. Именно этим жутким детским переживанием врачи, да и она сама, объясняли склонность Анны к депрессии и возникновение пугающих галлюцинаций. Естественно, родители опасались, что занятия искусством еще сильнее расшатают ее нестабильную психику.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Но Анна всегда находила способы нарушать все существующие правила и запреты – например, в гимназии решила отказаться от использования твердых знаков, чем привела педагогов в полное замешательство. С другой стороны, родители стремились привить дочерям самостоятельность – они должны были обеспечивать себя сами, не надеясь на родителей или удачное замужество, – поэтому не слишком подавляли их свободолюбие и в целом поддерживали желание получать какую-то «нормальную» профессию.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Вопреки воле родителей, Анна поступила в Императорскую Академию художеств и с головой окунулась в беспокойную жизнь творческого Петербурга. Семья сложно приняла ее решение. Здоровье Анны оставляло желать лучшего, кроме того, она перенесла сложную влюбленность, разорвав отношения потому, что они мешали ей творить. Братья не нашли ничего лучше, чем заявить в один из ее приездов домой, что, будь она действительно одаренной, она бы так не уставала от занятий рисунком и живописью – ведь талантливому человеку все дается легко!

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Анна не сдавалась. Она стремилась попасть в ученицы к Репину, но их отношения складывались не всегда удачно. Илья Ефимович порекомендовал амбициозной девушке отправиться в Париж, чтобы продолжить обучение: «Вот там во всем и разберетесь…».

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Однако из числа парижских художников Анна выбрала Уистлера – представителя американского модерна, увлеченного японской гравюрой. Увидев наброски Анны, он пришел в ужас и обвинил ее в полной неграмотности, однако вскоре проникся к ней и просил сопровождать его на родину, где, по его словам, Анна «могла бы столькому научиться».

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Отравление свинцовой краской, часто встречавшееся у художников, в случае Анны Остроумовой привело к обострению астмы и возникновению аллергической реакции на масляную краску. Художница пыталась отвлекаться на акварель. Вынужденный перерыв в любимом деле позволил ей мастерски освоить акварельную живопись. В дальнейшем она больше не занималась масляной живописью.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Ее восхищала беспощадность гравюры, четкость и определенность ее линий – никаких туманностей, никаких колебаний. Она была настоящей «мирискусницей» с необычным, острым, но полным любования взглядом на мир, мастерски владела линией и композицией.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

В 1905 году Анна вышла замуж за своего двоюродного брата Сергея Лебедева, который ради этого брака развелся с женой. Он и сам был человеком выдающимся – известный химик, изобретатель синтетического каучука. Их брак был счастливым и творчески плодотворным последующие тридцать лет – до смерти Сергея от сыпного тифа.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Анна Остроумова-Лебедева отказалась покинуть город во время блокады и продолжала работать даже в самые страшные и тяжелые дни. Почти маниакально художница создавала все новые гравюры, словно стремясь поддержать свой любимый город, вновь и вновь говорить ему слова любви… Когда не было сил работать, Анна записывала воспоминания – еще с юности дневниковые записи были для нее способом удержаться в действительности, не поддаваться нахлынувшей тьме.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

У хрупкой, болезненной Анны был железный стержень. Несмотря на учащавшиеся приступы астмы и стремительно ухудшавшееся зрение, она не оставляла работу и преподавание – у нее появились ученики и последователи. Она прожила восемьдесят три года и, помимо множества живописных произведений, гравюр по впечатлениям от поездок по России и за ее пределы, создала восемьдесят пять работ, посвященных Петербургу.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Она работала над видами Петербурга больше пятидесяти лет. Сперва – идиллические виды Павловска, затем мощный, торжественный Петербург, затем – революционный Петроград, индустриальный, социалистический Ленинград…

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

В каждой ипостаси родного города она находила красоту – ритм деревьев, тонкие оттенки белых ночей, бесконечная перспектива, мощь и лиричность, нежность и сила. На протяжении сотни лет мы видим Петербург глазами Анны Остроумовой-Лебедевой.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

История любви. Анна Петровна Остроумова- Лебедева

История любви. Анна Петровна Остроумова- Лебедева

Остроумова-Лебедева. История любви.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки. Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически, и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом.

1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему».

2) 1892 г. Это уже в Академии художеств. «Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Мне показали его как-то на вечеринке студентов; они устраивались периодически, с рисованием модели и чаепитием, и туда набиралось много народу». Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением).

3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Находила, что он мало любит искусство. Он происходил из буржуазной богатой среды, и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство. Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. Я никому не поверяла моих мучений, моей внутренней борьбы.

В конце концов решила с этим покончить, и мы расстались навсегда. Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Сознание одержанной над собой победы не приносила мне радости, и я была полна сожалений о потерянном, но мужественно боролась, сознавая, что в работе все спасение».

4) Конка двигалась медленно, и я предпочитала ходить пешком. Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Пароходик перевозил на ту сторону. Я его очень любила. Бывало, уже издали бежишь сломя голову на пристань, платишь две копейки и скатываешься вниз, на пароход».

6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. И из общения с ними вынесла на всю жизнь глубокую веру в хорошие и верные инстинкты молодежи.

Мы не все время только работали, мы умели и веселиться. Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. На него съезжалось несколько тысяч народа.

7) «Вообще жизнь моя проходила не так уж однообразно, как это может казаться из моего писания. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Лежа на диванчике в аванложе, я с комфортом слушала музыку.
Я любила бальную залу, любила танцевать, но светскую жизнь избегала. Люди меня не интересовали. »

«Была я до чрезвычайности свободолюбива».

Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства.

8) «Я уходила в одиночество, и в то же время страдала от него. А от людей я все-таки убегала.
Родители, видя мое угнетенное душевное состояние, послали меня в Москву, где я гостила у нашего родственника. Я первый раз была в Москве, и она произвела на меня сильное впечатление. Погостила я там недели две и опять вернулась к своей работе.
К весне я опять теряю равновесие, страдаю беспричинной тоской, апатией».
Это запись из дневника 1895 года. «. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Мне казалось, что я здесь и будто еще в другом где-то месте, и чуть не упала с табуретки.

Днем я не могла оставаться в Академии и пошла позавтракать к Елене Ивановне, а по дороге вдруг заметила, что что-то громко говорю, и мне показалось, что со мной хотят сделать что-то страшное. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте, идущей очень медленно в своей белой шубе. »
«Потом упадок опять сменился подъемом».

В 1895 году Остроумовой 24 года. Она юна еще совершенно и гениальна. Но эта гениальность в ученице, конечно, оставалась втуне, она составляла ее муку, а не была итогом ее развития, ее достижений, тем более что она еще была бесконечно далека от жизни, от времени.

10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). Двоюродный брат. 1874 года рождения. Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна.

«Был он красивый, высокий, стройный юноша. С гордо закинутой назад головой. С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Очень любил игры, верховую езду, танцы, гребли.

В нем ярко проявлялась большая одаренность, нравственная чистота, правдивость и благородство души. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».

12) «Гости, обеды, вечера. Нашили мне несколько хорошеньких платьев, закармливают, веселят меня, мама с папой ко мне очень добры, балуют меня. А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». (Из письма подруге.)

«Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Но. к моим занятиям живописью они относились индифферентно и не придавали им настоящего значения»

Няня и кухарка брали записанные холсты на половики на кухню, или обшивали ими корзины от моли и сырости. Это характерно. Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было.

13) Не без борьбы, но без споров и ссор, а только своей целеустремленностью, до полной утраты сил, Остроумова добилась того, что родители сами стали упрашивать ее ехать в Париж, чтобы она рассеялась, а для нее-то для работы. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.

14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. »
Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Со мной сделался такой нервный припадок, что я пролежала два дня в кровати, и потом при мне избегали говорить об этом, а меня это еще больше злило. »

«Мой отец нам много раз говорил, что он нас не может обеспечить на будущее, что он нам дает хорошее образование, а зарабатывать на жизнь мы должны будем сами.
Моя сестра Соня окончила консерваторию, Лиля кончила Высшие женские курсы по химии. У нас очень много бывало студенческой молодежи».

15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья.

В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно, и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва.

В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение, и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство, ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». Что же делать? Как быть? Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела; она смеялась, а итальянец плакал.

В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие; он знал об ее увлечении, поэтому, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило; она рассталась с итальянцем, и они все вместе поехали по Италии далее; подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась.

Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биографияВ Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле.
Есть акварель «Венеция. Большой канал. Стоянка гондол», исполненная в 1911 году, вероятно, при повторной поездке по Италии.

16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу. Спускались сумерки. Кругом была тишина. Изредка звучал голос гондольера. Мы сидели молча. Я любовалась дворцами, мимо которых мы плыли, а Сергей Васильевич, кажется, больше смотрел на меня. Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня.

Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь! Но я сдержалась.

Мы быстро попрощались у дверей наших комнат. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:
— Что с тобой? Ты вся сияешь.
— Я сейчас отдала свое сердце.
— Кому? Сереженьке?
— Да.
— А дальше что?
— Не знаю.

На следующий день, рано утром, мы уехали из Венеции домой, в Россию, а наши милые спутники остались до вечера. Их путь лежал на Милан и Швейцарию.

Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд. Радостно было видеть его посветлевшее лицо.
А я? Кругом был прадник! Во мне все пело! С его образом в душе я покинула Италию».

В 1904 году с началом войны с Японией Лебедева мобилизовали. Он служил прапорщиком в Финляндии; приезжал в отпуск; как только он получил развод, они поженились.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография1905 год. Кровавое воскресенье. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Она поехала за прапорщиком в полк, но вскоре его направили на Пороховой завод, и они вернулись в Петербург. Как лаборант он получал 800 рублей в год, чего было мало, и он подрабатывал в нескольких местах, и они жили очень скромно.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография18) Выходя замуж, Остроумова естественно опасалась за свое искусство, но все у них сложилось так, как мечтают в юности о великой жизни, и этому помогло как раз то, что Лебедев сам был выдающейся личностью. При защите магистерской диссертации в 1913 году Лебедев сказал: «Сфера явлений полимеризации настолько нова и обширна, что настоящее исследование является лишь фрагментом. того образа, который получит со временем эта область».

В 1929 году энтузиасты во главе с Лебедевым синтезировали искусственный каучук, а в январе 1931 года в СССР началось производство шин. С.В.Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Именно благодаря методу, им предложенному, в производстве синтетического каучука СССР вышел на первое место в мире еще до начала войны с Германией. Работы русского ученого легли в основу производства искусственной резины и в других странах.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биографияОдна из улиц Петербурга носит его имя. Гравюры Остроумовой-Лебедевой, наравне с графикой и картинами художников «Мира искусства», во многом определяют наше восприятие города на Неве в его прошлом, настоящем и будущем, то есть в вечности.

Но все это техника и средства. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Это простота и прелесть классики. Ксилографии, гравюры и цветные гравюры на дереве и акварели Остроумовой-Лебедевой давно стали хрестоматийными, как шедевры русской лирики и живописи.

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Источник

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА АННА ПЕТРОВНА (род. 5.05.1871 г. – ум. 5.05.1955 г.)

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА АННА ПЕТРОВНА

(род. 5.05.1871 г. – ум. 5.05.1955 г.)

остроумова лебедева художник биография. Смотреть фото остроумова лебедева художник биография. Смотреть картинку остроумова лебедева художник биография. Картинка про остроумова лебедева художник биография. Фото остроумова лебедева художник биография

Известная русская художница-график, мастер акварели, портрета, живописи; большой мастер гравюры на дереве – ксилографии, создательница ее новой отрасли в России – цветной гравюры.

Обладатель почетных наград: ордена Трудового Красного Знамени (1951 г.), звания народного художника РСФСР (1946 г.).

Действительный член Академии художеств СССР (1949 г.).

Автор трех томов «Автобиографических записок» (1935, 1945, 1951 гг.)

«Отдаться искусству – это все равно, что взять на себя подвиг, и человек, посвятивший себя ему, должен от многого в жизни отказаться, чтобы сохранить свежесть ума и чувства для творческой работы», – таким представляла себе предназначение художника А. П. Остроумова-Лебедева.

Анна, вторая дочь высокопоставленного чиновника Петра Ивановича Остроумова, родилась в Петербурге, куда за полгода до этого события семья переехала из Варшавы. Этой резкой сменой климата доктора объясняли слабость и хрупкое здоровье ребенка, и мама, Мария Клементьевна, урожденная Чехович, потратила много сил и времени, чтобы вырастить Аню такой же крепкой, как и пятерых ее братьев и сестер. На всю жизнь оставил след в душе девочки пережитый в пятилетнем возрасте ночной пожар. Потрясение было настолько сильным, что до конца своих дней Анна Петровна испытывала его последствия: приступы непонятной тоски, депрессии, меланхолии, а «в минуты напряженной работы или сильных духовных подъемов – болезненные явления галлюцинаций».

После окончания гимназии в 1889 г. и начальной рисовальной школы барона А. Л. Штиглица, где юная художница училась по вечерам в течение трех зим, Остроумова перешла в Центральное училище той же школы. Там полагалось, кроме обязательных живописи и рисования выбрать еще какое-нибудь прикладное искусство. Таким, между прочим, считалась гравюра на дереве. Анна, с раннего детства любившая вырезать азбуку или несложный орнамент на ольховом полене, конечно же, выбрала ее. Преподавателем этой дисциплины был один из самых замечательных русских граверов профессор В. В. Матэ. Обладавшая исключительным талантом к гравюре, постоянно поощряемая учителем, девушка тем не менее вскоре сбежала «от скуки и тоски» копирования чужих работ, а, поступив в 1892 г. в Академию художеств, с увлечением занялась живописью. Попала Остроумова в мастерскую И. Е. Репина, который заложил основу «крепкого, здорового реализма» в своих подопечных, но не сумел научить их «ремеслу», «не давал настоящей школы с твердыми принципами искусства, с глубоким знанием техники».

Девять десятых помыслов юной Анны были направлены в сторону творчества. Наверное, поэтому, увидев осенью 1895 г. первый раз своего двоюродного брата Сережу Лебедева, приехавшего из Варшавы, девушка не почувствовала, что в нем судьба послала ей человека, с которым она проживет «всю жизнь в тесном общении, отдав ему свое сердце навсегда и безраздельно…»

Надо отметить, что все годы обучения прошли для Остроумовой под знаком неуверенности в своих способностях. Не находя поддержки в семье, она много раз принимала решение бросить рисование, но, однажды пробудившись, творческие силы толкали ее вперед: «Не теряй времени, береги минуты, работай, работай». Несмотря на все старания, результаты усилий не приносили художнице удовлетворения, и в начале 1898 г. у нее впервые появились мысли о поездке за границу. С благословения Репина и при содействии родных Остроумова в ноябре того же года отправилась в Париж, где вскоре поступила в мастерскую художника Дж. Уистлера, американца по происхождению, величайшего европейского мастера, знатока и ценителя японского искусства. Вот тут-то и всплыли недостатки академического преподавания. Взглянув на первый же этюд начинающей художницы, Уистлер воскликнул: «Вы совсем безграмотны! Где вы учились?» И Анна поняла, что здесь она получит ту школу, которой ей так недоставало. Вся отдавшись мысли «приобрести, понять, усвоить что-то определенное, осязательное, твердое», молодая женщина принялась за работу. Через полгода, уезжая в Америку, мастер позвал

Остроумову с собой: «Вы исключительно одарены, но вы мало, слишком мало у меня учились…» Анна отказалась, не сознавая тогда всей значимости отвергнутой ею помощи столь выдающегося художника. Больше они не виделись.

И еще одна судьбоносная встреча состоялась у Анны Петровны в Париже – это знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу, с членами кружка А. Н. Бенуа. Художники Л. С. Бакст и К. А. Сомов, музыкант В. Ф. Нувель, литератор А. П. Нурок впоследствии образовали ядро редакции журнала «Мир искусства» и его выставок. А пока они с удовольствием собирались вместе, подолгу разговаривали, страстно спорили. Эти люди до самозабвения любили искусство и зажигали в других такую же любовь к нему! Через много лет после этой первой встречи, уже зрелой и признанной художницей Анна писала Бенуа, что его дружба и внимание были для нее большим счастьем, особенно ощутимым потому, что оно «совпало со временем исканий и сомнений, когда художник из ученика должен стать художником-творцом».

Еще перед отъездом Остроумовой в Париж В. В. Матэ познакомил ее с творчеством итальянских мастеров цветной ксилографии и взял с нее клятву «работать и резать гравюру». Ее первыми самостоятельными шагами на этом поприще руководили парижские мастера братья Флориан, с готовностью показавшие молодой художнице технику печати, необходимые инструменты и бумагу. Увлечение старинными итальянскими и японскими граверами, пристальное изучение их произведений вдохновляло Анну «сказать новые слова и сделать новые шаги» в этом прекрасном искусстве, заново раскрыть его художественные возможности, сделать доступным людям.

Когда Анна Петровна в 1899 г. вернулась в Россию, она уже знала, в чем ее истинное призвание. Из мечтательной, самоуглубленной девушки, полной всяких сомнений и колебаний, она превратилась в человека с ясным, установившимся миропониманием. Наконец-то она нашла себя! Увы, новое направление творчества Остроумовой осталось непонятым И. Е. Репиным, и Академию художеств она закончила под руководством В. В. Матэ. В 1900 г. художница выставила на конкурс 14 гравюр, четыре из которых были цветные. Две из них – «Луна» и «Дорожка» – элегичны и поэтичны. Две другие – «Финляндия с голубым небом» и «Финские озера» – строги и даже несколько суровы. Эти настроения стали в работах Остроумовой основными.

В зиму 1900–1901 гг. К. А. Сомов решил писать портрет Анны Петровны. В отличие от ее представления о себе как о человеке деятельном, энергичном, смешливом, Сомов изобразил «какую-то мечтательную, грустную фигуру». Портрет получился «серьезен и глубок» – именно таким увидел художник внутренний образ А. П. Остроумовой, да, наверное, он и соответствовал действительности.

Несколько последующих лет стали для Анны Петровны самыми напряженными и по работе, и по внутреннему росту. При поддержке и поощрении друзей из «Мира искусства» она пристально изучала и совершенствовала ремесло гравирования, старалась понять характер, природу ксилографии, искала новые приемы и способы. С детства влюбленная в северную столицу, художница заметила, что «невероятная сжатость выражения, немногословие, беспощадная определенность и четкость линий и, благодаря этому, сугубая острота и выразительность» – все то, что присуще графике вообще и деревянной гравюре в частности – как нельзя лучше отражает специфический стиль петербургской культуры. Остроумова абсолютно точно передала характер удивительного города. Графика – в его атмосфере, в белых ночах, в вычерченной архитектуре. Отныне и до конца своих дней художница станет певцом величия и строгой красоты Петербурга (циклы «Петербург», 1908–1910 гг.; «Павловск», 1922–1923 гг.; «Ленинград», 1930 г.; иллюстрации к книгам В. Я. Курбатова «Петербург», 1912 г. и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга», 1920 г.).

Весной 1903 г. Анна с неудержимой силой и навсегда отдала свою глубокую любовь человеку, который уже давно молча стоял около нее, – будущему известному ученому, академику, изобретателю синтетического каучука, а тогда лаборанту химической лаборатории Петербургского университета Сереженьке – Сергею Васильевичу Лебедеву. Через два года они обвенчались, и не было в мире более внимательного, чуткого и снисходительного мужа. Обладая огромным творческим научным даром и врожденным художественным чутьем, он стал для своей супруги не только главной опорой в ее работе, но и самым строгим и внимательным судьей. Медовый месяц молодожены провели в Финляндии, где Анна, пораженная красотой строгой северной природы, много рисовала. «Белой Розой севера зовут мрачные, молчаливые финны свою обожаемую страну. Такова она и есть!»

В 1906 г. измученная астмой Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж в надежде, что смена климата поправит ее здоровье. Припадки удушья повторялись лишь при известных условиях – при сильных запахах: сказывалось полученное художницей в 1902 г. свинцовое отравление, перешедшее в аллергию. Врачи запретили Анне Петровне работать масляными красками. Вначале это показалось ей огромным несчастьем, но с этим пришлось примириться. В 1907 г. она выставила только одну гравюру «Версаль в цвету» (1907 г.), зато много времени, сил и упорства потратила на овладение акварельной техникой, трудной, но очень увлекательной, требующей от мастера и сосредоточенности, и быстроты. Многие пейзажи Италии и Голландии, Испании, Франции и Крыма, явившиеся результатом многочисленных путешествий художницы, были исполнены акварелью: «Венеция. Большой канал» (1911 г.), «Амстердам. Рынок железа» (1913 г.), «Испания. Сеговия» (1914 г.), «Коктебель. Сюрю-Кая вечером» (1924 г.) и др.

Пятидесятой выставкой, на которой экспонировались произведения Остроумовой-Лебедевой, стала ее персональная, открывшаяся в Петрограде в 1916 г. К тому времени многие европейские музеи уже имели в своих коллекциях гравюры художницы, и только в России никто не торопился приобрести их для музейных собраний. И лишь в апреле того же года было положено начало графическому отделу в Государственном Русском музее и куплено несколько работ Анны Петровны. Зимой художница вырезала одну из самых больших своих гравюр – «Дворец Бирона и барки». Для фона наряду с деревянной доской она использовала линолеум. Необычное сочетание разных основ при печати дало неожиданный эффект: более темная и резкая штриховка линолеума заставила небо с тучами как бы жить отдельной жизнью, более суровой и напряженной. Не случайно современники увидели в этой гравюре образ грозного предреволюционного Петрограда.

Осенью 1918 г. Остроумова-Лебедева получила предложение преподавать живопись в Институте фотографии и фототехники, позже – в Академии художеств. Жизнь ее и Сергея Васильевича после Октябрьской революции 1917 г. «шла бурно, в напряженной работе и с большим радостным подъемом». Только за 1918 г. Анна Петровна сделала около 35 акварелей Петрограда. Несколько из них – «Вид с Сампсоньевского моста», «Ветреный вечер», «Марсово поле и памятник Суворову» были приобретены Третьяковской галереей, а «Вид из лаборатории ранней весной», «Внутренний дворик» и «Статуя в Летнем саду» – Русским музеем.

20-е гг. для художницы – период поворота творчества к портретной живописи: ею сделаны 99 портретов карандашом и углем, акварелью, маслом. Среди них – «Портрет писателя Андрея Белого» (1924 г.), «Портрет М. А. Волошина» (1927 г.), несколько портретов академика С. В. Лебедева и др.

В конце лета 1928 г., чтобы снять нервное напряжение из-за тяжелой болезни мужа, Анна Петровна «заставила себя уйти мыслями и душой» в радостные и светлые воспоминания. Так родились ее «Автобиографические записки», основу которых составили дневники. В тот раз Сергей Васильевич выздоровел, но надвигалось ужасное событие… В одной из командировок он подхватил «сыпняк» (сыпной тиф) и, вернувшись домой, слег, чтобы больше не встать. С. В. Лебедев умер 2 мая 1934 г. вечером, во время грозы… С мужем Анна Петровна «похоронила свою лучшую половину».

Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Она не покинула родной город, твердо решив «остаться на все страшное впереди». Требовалось исключительное мужество, чтобы в условиях блокадного Ленинграда продолжать работать… Но искусство, страстное желание творить всегда помогало этой хрупкой женщине выстоять. Когда кружилась от голода голова, когда руки нестерпимо болели от холода, когда умирали близкие, Анна Петровна говорила себе: «Не надо плакать. Это пустое дело. Надо работать…» В 1942–1943 гг. ею были исполнены несколько акварелей и цветных литографий – видов Ленинграда, гравюры «Мальчики удят рыбу», «Памятник Петру I», завершена работа над вторым томом «Записок». Гравюра Остроумовой-Лебедевой «Сфинкс» (1942 г.) украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Смерть пришла к Анне Петровне в любимом ею Ленинграде. Но остались великолепные гравюры, тонкие и чарующие своим мастерством акварели – щедрый дар таланта Остроумовой-Лебедевой людям и прекрасный памятник ей самой, замечательной художнице и граверу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *