осторожно модерн актеры фамилии и фото
«Осторожно, модерн!»: шедевр, сделанный на коленке
Можно долго распинаться в дифирамбах лучшему российскому комедийному сериалу рубежа веков, но это давно и многократно сделано до нас. Достаточно отметить, что раскрыть секрет успеха шоу «Осторожно, модерн!» (здесь и далее в тексте под этим подразумевается весь «модерновый» цикл юмористических телепрограмм с участием Дмитрия Нагиева и Сергея Роста, выходивших в эфир с 1996 по 2004 гг. включительно) пытались многие конкуренты и последователи, но создать хотя бы что-то столь же талантливое и яркое в избранном жанре не удалось никому.
Фирменной чертой знаменитого сериала стал причудливый сплав гротеска и фантасмагории, обыгрывающий трагикомический характер русской жизни, то, что в народе называется «и смех, и грех». Откровенно аморальный в своей сюжетной основе и регулярно заглядывающий на территорию очевидного дурновкусия, «Осторожно, модерн!» тем не менее поразительно точно демонстрировал отечественной (и шире – постсоветской) публике ее неизбывные изъяны, ведь типажи и перипетии сериала, пусть и деформированные изрядной долей абсурда и преувеличения, рассказывали об окружающей нас жизни и ее классических обитателях не менее правдиво и уж точно более остроумно, чем сводки теленовостей из соседней эфирной сетки. Эффект узнавания до боли знакомых персонажей и ситуаций, помноженный на исполнительское мастерство сценаристов, постановщиков и актеров – вот что покорило зрителя в первую очередь. Это было грубо и карикатурно, но смешно и весело, а потому – работало.
Любопытно, что, обойдясь без закадрового смеха и дорогих павильонных съемок, свойственных западным ситкомам, авторы не постеснялись нашпиговать саундтрек шоу хитовой зарубежной музыкой (в том числе – киношной), на легальное использование которой у них вряд ли имелось достаточно средств. Сопровождать дешево снятые дурачества Нагиева и Роста роскошными композициями из культовых фильмов Леоне, Тарантино или Кустурицы – в этом тоже была немалая доля дерзости и бесшабашности, без которых невозможно представить классический облик сериала.
Успешных случаев, когда талантливые люди собираются вместе без денег, но с достойной идеей, и реализуют ее на коленке, но гениально, в наших широтах известно не так уж много. В производственном смысле «Осторожно, модерн!» родственен первому балабановскому «Брату» (снимавшемуся за копейки в том же городе и в те же годы), а типологически – как комедийное шоу двух актеров-мужчин, в числе прочего охотно играющих женщин – ближе всего к РТРовскому «Городку». Ламповый сатирический проект Олейникова и Стоянова хотя и пережил ненадолго молодых конкурентов, неизменно оставался сдержанным и целомудренным, тогда как сериал Нагиева и Роста, жутко сексистский и неполиткорректный по нынешним меркам, в своих рискованных экспериментах подчас заходил куда-то за границы допустимого. Впрочем, было бы ошибочно заявлять, что «Осторожно, модерн!» совсем уж решительно порывал с традицией. Прозрачные сценарные отсылки к обширному мировому кинонаследию в диапазоне от «Покровских ворот» и «Брата 2» до «9 1/2 недель» и «Дня сурка» – одна из ценных изюминок сериала.
При более развитом статусе отечественного шоу-бизнеса «модернисты», пожалуй, могли всерьез претендовать на более увесистую нишу в развлекательном ТВ-сегменте, но в условиях российского телевидения второй половины 1990-х – первой половины 2000-х были обречены довольствоваться околомаргинальным положением, крошечными бюджетами и скитаться по второстепенным кнопкам, дожидаясь избалованного зрителя на периферии размашистой очереди, возглавляемой привилегированными федеральными каналами. По существу, вся «модерновая» история от начала и до конца – редкий пример удивительной продуктивности людей, регулярно выдававших достойное качество материала в условиях жесточайших производственных ограничений – не столько благодаря, сколько вопреки. Понятно, что долго на таких оборотах проект существовать не мог.
Что именно стало причиной его то ли досрочного, то ли своевременного завершения, доподлинно установить нельзя. Во всяком случае, для выяснения этого пришлось бы организовать внушительных масштабов расследование с множеством свидетелей, очной ставкой и полиграфом. Ответ, лежащий на поверхности – личный конфликт Нагиева и Роста, уставших то ли друг от друга, то ли от перманентного безденежья. Менее очевидное объяснение, имеющее право на существование – необратимое изменение времени, а с ним – телевизионных трендов, вписываться в которые легко и гармонично сериальные образы Нагиева и Роста, увы, не могли.
Как бы то ни было, параллельно уходу Роста из проекта исчезло заветное слово «модерн», словно связывавшее двух своенравных артистов невидимой нитью и аккумулировавшее в себе энергию успеха. Как только «модерн» был вытеснен в экранном заголовке фамилией нагиевского прапорщика, все пошло на спад: ни «Осторожно, Задов!», ни «Zадов in Rеалити», в которых Нагиеву вместо Роста ассистировали преимущественно питерские актеры разной степени звездности, не пользовались у зрителя былой популярностью своих предшественников. Таким образом, уникальное детище небольшой группы талантливых телевизионщиков, стартовавшее еще в девяностых и известное публике прежде всего как шоу Нагиева и Роста, пережившее несколько болезненных экранных трансформаций и выстрелившее на рубеже веков, во второй половине нулевых окончательно затухло.
За прошедшие с той поры годы Дмитрий Нагиев стал суперпопулярной звездой «Голоса», «Кухни» и «Физрука», а Сергей Рост затерялся где-то на задворках российского шоу-бизнеса. Но как бы причудливо ни сложились их судьбы и какие бы противоречивые показания они ни давали о своем прошлом постфактум, «Осторожно, модерн!» так и остался безоговорочно лучшим из того, что им когда-либо приходилось делать на большом или малом экране.
Почему распался теледуэт Нагиев-Рост: Непримиримые конфликты за кадром программы «Осторожно, модерн!»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начало пути
Настоящая фамилия Сергея – Титивин. В его семье никто не имел отношения к искусству – родители были инженерами, но он с юности мечтал стать артистом, и еще тогда понял, что его стихия – комедия. Сергей мастерски пародировал знакомых и знал наизусть все монологи Аркадия Райкина. Поэтому его выбор вуза никого не удивил: Титивин поступил в Ленинградский театральный институт, правда, актерский факультет пришлось сменить на режиссерский – педагоги заявили, что с такой внешностью он вряд ли сможет стать звездой экрана и сцены.
Из-за своей внешности Сергей переживал не только из-за замечаний педагогов. Рост 165 см доставлял ему немало проблем еще в школе, ведь он был ниже большинства своих одноклассников. Этот недостаток он компенсировал физической силой, ведь в юности занимался греко-римской борьбой. Артист позже рассказывал: « Был в восьмом классе самым сильным мальчиком, заступался за своих одноклассников, когда к ним приставали ребята постарше. Дрался за девчонок. Мне уже потом сказали: лучше бы ты пошел в баскетбол! Я тогда очень быстро рос, а занятия борьбой этот рост притормозили, и в итоге я оказался ниже папы. Но спорт мне многое дал. Артисту приходится выносить большие нагрузки и на сцене, и на съемках ».
Во время учебы в институте Титивин познакомился с Нагиевым, с которым они стали друзьями. Именно Дмитрий и посоветовал Сергею взять псевдоним Рост и таким образом превратить давний комплекс в свою изюминку. Их взгляды на жизнь тогда во многом совпадали, а главное, что их объединяло, – чувство юмора. Вместе они придумывали и разыгрывали миниатюры на капустниках, а потом вдвоем устроились работать на радио «Модерн».
Совместное детище
Вместе с другими сотрудниками радио Андреем Балашовым и Анной Пармас друзья в 1995 г. создали программу, которая поначалу носила название «Полный модерн» и выходила на «Региональном телевидении» Санкт-Петербуга. Первые 2 выпуска вышли в формате диалогов ведущих перед музыкальными клипами, а потом программа преобразовалась в юмористическое скетч-шоу. Все роли в нем, и мужские, и женские, играли Сергей Рост и Дмитрий Нагиев. В 1996 г. проект был переименован в «Осторожно, модерн!» и перекочевал на телеканал СТС. У зрителей шоу пользовалось огромной популярностью, его создатели были удостоены нескольких телевизионных премий.
Проект выходил на телевидении на протяжении почти 10 лет, и у большинства зрителей имена Дмитрия Нагиева и Сергея Роста ассоциировались с этой программой. Параллельно артисты начали строить свои кинокарьеры. Нагиев начал сниматься в кино с 1990 г. в небольших эпизодах, но в главных ролях они дебютировали вместе с Ростом в фильме «Чистилище». Первый громкий успех к Нагиеву как к киноактеру пришел в 1999 г. после роли капитана Лесникова в сериале «Каменская». Сергей Рост тоже снимался в сериалах, но главных ролей ему не предлагали. Артист также выступал в театре и был ведущим мероприятий, за что в 2000 г. был удостоен премии «Лучший шоумен года».
Осторожно, Нагиев!
До 2004 г. они продолжали работать вместе, и никаких разногласий между ними, казалось бы, не было. В новогоднюю ночь они выступали вдвоем в одном из московских клубов, а после праздников к Росту вдруг приехал незнакомый человек, который преставился доверенным лицом Нагиева, и от его имени заявил о нежелании Дмитрия продолжать работу с Сергеем в кадре.
Позже Рост рассказывал: « Мне было заявлено следующее: Дмитрия Владимировича, дескать, не устраивает передача «Осторожно, модерн!» в нынешнем виде. Он желает сделать из нее что-то вроде «Нагиев-шоу», где все главные роли отходят к нему, а вокруг его персоны должны крутиться мегазвезды уровнем не ниже Киркорова. Возможно, и мне будет позволено появляться в некоторых эпизодах – ну, там, кофе подать или еще что. Зато Дмитрий Владимирович разрешает мне продолжать писать сценарии, потому что у меня это хорошо получается ». Конечно, от такого предложения артист отказался.
Это решение Нагиева стало для него полной неожиданностью, а самым неприятным было то, что он не посчитал нужным сказать коллеге об этом лично и как-то объяснить свое решение. Рост воспринял это как предательство, ведь они были не только партнерами, но и друзьями на протяжении многих лет, а программа «Осторожно, модерн!» была их совместным детищем, для которого Рост написал около 300 сценариев. Нагиев не отвечал на его звонки, а вскоре на экраны вышло новое юмористическое шоу, в котором он стал главным героем.
У Нагиева была своя версия случившегося. Он говорил, что Рост ушел сам, так и не став для него равноправным партнером: « Он был хороший второй – это тоже профессия. Но это не значит, что он будет плохим первым. Он никакой. Это моя печаль, потому что мы десять лет шли с ним по жизни. Сергей Анатольевич не справился с тщеславием, пожелав стать хорошим первым. Это очень тяжело: в любой работе я всегда держу ритм того, что мы делаем, динамику всего происходящего. А Рост лишь подхватывал, другого ему не дано ».
Этого поступка Сергей Рост так и не понял и не смог простить. Спустя годы он признавался: « Дима – с одной стороны, это моя самая сильная человеческая привязанность была в жизни, если оглядываться в прошлое. И, соответственно, самое мое сильное разочарование в людях, в дружбе и вообще во всем. Такой боли, таких ударов, какие он мне наносил, мне не наносил никто. И никто так не предавал, не унижал, не оскорблял меня. Это, конечно же, невозможно забыть. Но можно со временем по-другому воспринимать. Более весело, что ли, потому что все мы должны быть в этом мире очень стрессоустойчивыми ».
Самостоятельное плавание
Зрительская любовь – величина непостоянная и переменчивая. О Сергее Росте быстро начали забывать, а популярность Дмитрия Нагиева росла с каждым годом. Он стал успешным телеведущим, шоуменом и актером, в фильмографии которого уже больше 90 ролей. Без его участия не обходился практически ни один громкий телевизионный проект. С годами ему перестали задавать вопросы и о его бессменном партнере, и о программе «Осторожно, модерн!»
После этого Сергей Рост отправился в самостоятельное плавание. В 2005 г. он переехал в Москву, работал на телевидении, вел передачи «Шестое чувство» и «Очевидец», участвовал как актер в проектах «Слава Богу, ты пришел!» и «Петросян-шоу», снимался в рекламе и в кино, занимался озвучиванием фильмов. Его актерскую карьеру вряд ли можно назвать такой же успешной, как у Нагиева, тем не менее Рост сыграл около 40 ролей в кино.
Долгие годы артист оставался закоренелым холостяком, и только после 45 лет смог построить семью. Однажды в компании друзей он познакомился с журналисткой Ольгой, которая была на 20 лет его моложе. Девушка попросила его об интервью, и с этого началось их общение, постепенно переросшее в романтические отношения. В 2011 г. у них родилась дочь. Свою семью Сергей Рост называет настоящим подарком судьбы. Сегодня он продолжает писать сценарии, сниматься в кино, выступать в театре и заниматься режиссурой, а на вопрос о том, считает ли он себя счастливым человеком, отвечает: « Секрет счастья давно сформулирован: это когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой, везде тебе хорошо ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
8 ностальгических фактов о том, как снимали «Осторожно, модерн!»
В апреле 1995 года на питерском телевидении вышел странный ситком с отбитым юмором «Полный модерн», которые сделали на коленке из того, что было под рукой. Рассказываем, как все начиналось, почему Задов начал всех раздражать и причем тут Довлатова и Шнур.
Всё началось с радио
Это было питерское радио «Модерн». Двум самым крутым диджеям радио – Нагиеву и Довлатовой – предложили сделать телепрограмму. Тогда в России еще не было MTV, но эта передача была похожа на MTV – там были клипы, а в гости приходили Лебединский, группа «Русский размер» и другие. Видео мы не нашли, но вот есть видео с другой передачи с Довлатовой и Нагиевым:
Довлатова и Нагиев
Очень быстро Нагиев попросил заменить Довлатову на своего друга – Сергея Роста. Кстати, Довлатова говорит, что это она привела и порекомендовала Нагиева на радио. А он потом привел туда Роста и свою жену Алису Шер. Не так давно она заявила, что Нагиев с ней сейчас даже не здоровается на светских мероприятиях или в самолете, и она не знает почему.
Как делали «Осторожно, модерн!»
Режиссерами были Анна Пармас и Андрей Балашов, помимо них было еще 3 человека в съемочной группе. За первые серии актерам платили по 50 долларов, а вся съемка обходилась в 500 долларов за серию. С воскресенья по среду Рост и Пармас писали сценарий, со среды по пятницу снимали, суббота – выходной. Такой график был годами.
Откуда брали шутки?
Тогда не было интернета, и сценаристы вдохновлялись, а иногда и почти полностью тырили шутки из зарубежных комедий и фильмов: «Шоу Бенни Хилла», «Тупой и еще тупее», «Монти Пайтон», Тарантино и Коэны.
«Городок» и Шнуров
Одно время у них была одна и та же студия с «Городком», но они считали Стоянова и Олейникова старперами, которые рассказывают анекдоты. Сценарист и режиссёр «Осторожно, модерн!» Андрей Балашов говорит, что как-то они монтировали серию в одной студии со Шнуровым, который был тогда не известен – он был просто пиарщиком радио «Модерн».
Я был одним из первых, кто услышал «Пулю» и другие песни с дебютного альбома «Ленинграда», – говорит Балашов.
В чём прикол «Осторожно, модерн!»?
В том, что персонажи были жизненными и узнаваемыми – таких придурков не встретишь в книгах, но они есть в жизни. Это был самобытный юмор, причем не короткие скетчи, которые тогда уже были на ТВ, а полноценная 20-минутная серия с развитием сюжета.
Нас же всегда считали каким-то говном. Мы были маргиналами. Мнение первых критиков — вот оно: «Какие-то придурки с носами. Это что, смешно? Фу!» Хорошо, что мы были молоды, и нам было насрать, – говорит Анна Пармас.
Фото: uznayvse.ru
Почему поссорились Сергей Рост и Дмитрий Нагиев
Говорят, что напряжение между ними было заметно почти с самого начала. Продюсеры говорят, что Нагиев быстро прогрессировал, а Рост остановился. Рост же говорит, что Нагиев словил звезду и начал говорить, что он вообще самый главный и красивый в сериале, начал оскорблять Роста, и говорил ему, что тот должен просто писать шутки. В 2004 году он психанул и ушёл из проекта. Новогодний выпуск с кучей знаменитостей стал их последней совместной работой:
Как закрыли «Осторожно, модерн!»
Всего было отснято 96 серий. После ухода Роста 3 года был сериал о приключении прапорщика Задова, в котором эпизодически снимались разные знаменитости. К 2007 году на телевидении уже было много другого юмора, и проект закрыли.
Ниша, которую мы занимали, стала уходить, пришел гламур. У людей происходил удивительный разрыв шаблона. Вроде бы те же подъезды, та же грязь, те же алкоголики вокруг, смешные прапорщики за стенкой, но это перестало быть в тренде на телевидении, – режиссёр сериала Андрей Балашов.
Осторожно, модерн! 2
«Осторожно, модерн! 2» — российский ситком 2001—04 годов, продолжение сериала «Осторожно, модерн!». В отличие от оригинала, который мало кому известен, сиквел стал по-настоящему культовым, именно с него началось восхождение Дмитрия Нагиева на звёздный Олимп.
Содержание
Предыстория [ править ]
Впервые Сергей Рост и Нагиев познакомились в 1994 году, когда они работали диджеями на питерском «Радио Модерн». В итоге сотрудничество вылилось в проект «Полный модерн», названный в честь той самой радиостанции и который изначально являлся нарезкой музыкальных клипов, предварявшимися комментариями ведущих, но впоследствии клипы были заменены на скетчи, пародировавшие семейную жизнь Роста и Нагиева. Шёл данный сериал в 1995 году на местном питерском телевидении.
В 1996 году был начат сериал «Осторожно, модерн!», шедший до 1999 года. Главной особенностью сериала было то, что все роли, в том числе и женские, играли лишь Нагиев и Рост. В сюжетном плане сериал представлял собой сборник различных историй, где обстёбывались разные трудности, выпавшие на плечи россиян в 1990-е. Помимо чисто комедийных серий, в сериале присутствует немало трагикомичных серий в духе Кустурицы, как например, серия про стажёра-автомеханика, который настолько честный, что нерадивый автомеханик Сан Саныч, у которого он проходил практику, умирает от горя, узнав, что практику продлили на полгода ; или серия про двух приятелей-уличных музыкантов, оказавшейся пророческой: став известными с помощью известного продюсера Карабасова, приятели поссорились и разошлись, но впоследствии осознали свою ошибку и вновь воссоединились. Чего в реальности, к сожалению, не наступило.
В 1999—2000 годах на РТР выходил новый «Полный модерн!». Этот сериал был, скажем так, переходным к данному, так как был разделён на две части, связанные общим сюжетом: первую (1-10 серии), где рассказывается о жизни милиционера Коли Рылова и вторую (11-14 серии), про сценаристов, сочиняющих скетчи про больницу. Впоследствии Рылов, сменивший имя на Эдик, перекочевал и в сиквел «Осторожно, модерн!»
Сюжет [ править ]
Сериал повествует о похождениях жильцов петербургского дома № 25 на улице Красивых/Красных молдавских партизан. Фишкой сериала является сочетание обычной бытовухи и фантасмагорических событий (например, выборы президента с помощью лотереи, банда среднеазиатов, промышляющая добычей квартир путём их проигрыша в карты, забеременевший от инопланетянки Задов )
Персонажи [ править ]
Задовы [ править ]
Тракторенко [ править ]
Сморчковы(вичевы) [ править ]
Пастушенко [ править ]
Другие жители [ править ]
Остальные [ править ]
Тропы и штампы [ править ]
Продолжения [ править ]
Под новый 2004 год был выпущен мюзикл по образцу тех, которые выпускаются Россией-1, но, разумеется, показанный на СТС. Действие разворачивается в девятнадцатом веке, Задов является помещиком, пытающимся угодить приезжающему к нему в гости царю. Несмотря на то, что главные роли сыграл дуэт «Нагиев-Рост», в участии приняло и множество приглашённых звёзд: Филипп Киркоров, Пьер Нарцисс, Фёдор Бондарчук, Глюкоза (правда, не вживую, а в виде её мультяшного альтер-эго), группа «Блестящие» и другие. В результате творческих разногласий произошёл разрыв отношений, и этот фильм стал последней совместной работой Нагиева и Роста. Последний сезон «Осторожно, модерн! 2» был показан уже после ухода Роста. Впоследствии, был выпущен спин-офф «Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика», где Роста заменила целая плеяда новых актёров, среди которых Любовь Полищук, Семён Стругачёв, Андрей Федорцов (прапорщик Кеша Приходько, сослуживец и новый друг Задова), Эвелина Блёданс, Александр Цекало (кстати, и внешностью, и образом походящий на Сергея Роста, в особенности в образе Нины), Андрей Бочаров, Владимир Турчинский (комбат) и другие. С уходом Роста изменился и лор сериала: Нина ушла от Задова к другому, разрешив Задову остаться в своей квартире, Таня уехала на Чукотку к жениху, а часть, где служил Задов, расформирована, и из-за этого его переводят в другую. Появились и новые персонажи: прапорщик Приходько, новые соседи — семья Пержо и другие. Однако сериал, что называется, «не зашёл», так как дуэт «Нагиев-Рост» уже прочно закрепился, и видеть вместо него множество других актёров было неожиданно. Кроме того, из-за этого исчезла нотка новаторства, когда двоим актёрам приходилось отыгрывать множество персонажей с разным характерами, а из-за того, что действие стало в бо́льшем количестве локаций, также пропал эффект камерности и домашнего уюта.
В общем, новый сериал продержался лишь два сезона, с 2004-го по 2006-й год, после чего сотрудничество с СТС было прекращено, и в следующем, 2007 году, была предпринята последняя попытка реанимировать популярность образа Задова в виде пародии на реалити-шоу со скрытой камерой «Zадов in Rеалити: Кто хочет жить в ПентхауZе?», показывавшейся на ещё не скатившимся в лженауку РЕН-ТВ. Да-да-да, именно пентхауз являлся главным призом. Но и этот сериал не вернул бывшую популярность, наоборот, его восприняли исключительно негативно, рейтинги были очень низкими. Так эпопея с «Осторожно, модерн!» бесславно закончила своё существование. Хотя образ Зины Тракторенко, Степана и Паши Задова Нагиев сыграл в новогоднем мюзикле 2007 года «Первый дома».
«Нас всегда считали говном, мы были маргиналами»: авторы ситкома «Осторожно, модерн!» вспоминают, как делали самый отъехавший телеюмор страны
25 лет назад, в апреле 1995-го, в эфир телевидения Петербурга вышла передача «Полный модерн». Через несколько лет ее продолжение, абсурдный фрик-сериал «Осторожно, модерн!», сделал суперзвездами диджея местного радио Дмитрия Нагиева и его коллегу, актера и сценариста Сергея Роста. Выпуски этого шоу до сих пор популярны на ютубе, фразы оттуда разошлись на мемы, по которым определяют своих российские миллениалы, а в телеграме даже есть тематический стикерпак. Александр Морсин выяснил у создателей сериала, почему всенародно любимый праздник так быстро кончился, кто придумал прапорщика Задова и как нищей команде, работавшей в постоянном цейтноте, удавалось снимать десятки серий, ставших бриллиантовой классикой российского юмора.
Анна Пармас
режиссер и сценарист «Осторожно, модерн!» с 1995 по 2004 год
— Всё началось с радио «Модерн». Это было больше, чем радио. Там собрался такой состав персоналий, которые не равнялись слову «диджей». MTV не было, но люди хотели музыку не только слушать, но и смотреть. Я и [продюсер] Андрей Балашов предложили «Модерну» сделать телепрограмму.
Почти сразу на место Довлатовой Дима привел своего коллегу Сережу Роста и спросил, можно ли он [Нагиев] придет в женском платье? Так появилась программа «Полный модерн», мы сняли около 40 выпусков.
Не помню, откуда взялось название «Осторожно, модерн!», но его никто не понял. Кто-то сказал: «А что, разве „Коричневое 24“ лучше?» Предыдущий вариант сразу всех устроил.
Съемочная группа состояла из трех-четырех человек: оператор, осветитель, звукорежиссер (он же видеоинженер), гример. Ну и я с Балашовым.
Тогда уже были переводные «Шоу Бенни Хилла», фильмы с Джимом Керри. Особенно выносил мозг «Тупой и еще тупее», абсолютно дурацкий юмор, который почему-то очень привлекал. Даже не столько комедии являлись триггером, сколько кино смешанных жанров типа Квентино Тарантино или братьев Коэнов.
Западло брать у людей, которые трудятся рядом с тобой. Эффективнее было тырить из-за границы, но прямых цитат мы всё равно избегали. Это были переработки всего, что мы тогда видели. Вот музыку брали не стесняясь и не боясь, вообще любую. Надо Майкла Джексона — берем Джексона.
Нам был близок абсурдный юмор «Монти Пайтон», нравилась программа «Знак качества». Для русского человека, наблюдающего легкое безумие ежедневно, это узнаваемая норма.
Отсюда же брались и сюжеты. Скажем, адекватный, ничем не примечательный человек вдруг сталкивается с фантастическим глупцом и сам начинает тупеть. Или попадает в абсурдную ситуацию, где вынужден действовать как тупица. Тот же Задов — полный кретин, но с фантазией. Он был источником бесконечных идиотских ситуаций.
В юморе нельзя ерничать и отстраняться. Если дурак, то дурак по-честному. Всегда ведь понятно, точное попадание или нет. В этом и заключался секрет «Осторожно, модерн!»: мы часто попадали.
В наших персонажах была узнаваемость, шершавость. Они были живыми. Ты не встречал таких дебилов ни в книжках, ни в театре, но в жизни точно видел.
Недолго снимались в одной студии с «Городком», но никак с ними себя не соотносили. Просто знали, что они есть, и считали их старперами.
Нас же всегда считали каким-то говном. Мы были маргиналами. Мнение первых критиков — вот оно: «Какие-то придурки с носами. Это что, смешно? Фу!» Хорошо, что мы были молоды, и нам было насрать.
На мой вкус, лучшее, что мы сделали, это «Осторожно, модерн! — 2» на СТС. Хотя потом всё быстро кончилось.
Актерская пара — она как супружеская, такие же взаимоотношения и разговоры на уровне «кто в семье главный?». История с Нагиевым и Ростом была не то чтобы конфликтная, но всегда остренькая, тепленькая.
Какое-то время нам удавалось сглаживать углы, но напряжение ощущалось с самых первых выпусков.
Сергей Рост
актер и сценарист «Осторожно, модерн!» с 1995 по 2004 год
— Первые скетчи снимались в гостинице «Европейская». Мы с Димой были в образах Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Галимая импровизация, сценария я вообще не помню. Потом переиграли остальных персонажей из «Холмса» и даже близко не представляли, как всё будет смонтировано.
Нас показали по одному питерскому каналу, который вещал-то даже не на весь город, но о проекте заговорили. Он вдруг стал популярным.
Называлось всё сперва «Полный модерн» по аналогии с русским выражением «полный ****** [необратимый конец]».
Я и Пармас стали писать сценарии. Сначала решали, о чем будет сюжет, потом рождались герои, события, диалоги. Я не знаю, откуда всё бралось, мы импровизировали. Не было интернета, переводных сериалов. Наверняка мы кого-то напоминали, но не знали об этом. У нас даже не было возможности проверить на публике, смешно или нет то, что мы сняли.
Вы, кстати, писали, что «Модерн» продолжал традиции «Монти Пайтон», но лично я увидел их, когда мы уже были известны. Никаких пересечений не нахожу. Мы ни на кого не ориентировались, действовали вслепую, на ощупь. Часто толчок давала внешность героя, было ясно, как он должен говорить и ходить. Надеваешь костюм — и рождается образ.
Мы первыми стали делать получасовые фильмы, а не просто разрозненные скетчи. До нас везде был условный «Мистер Бин» или «Шоу Бенни Хилла», какие-то смешные зарисовки на две-три минуты. Мы мыслили историями с фактурными персонажами типа бандитов, врачей и военных.
Параллельно с нами развивался «Городок», но он нам сразу не понравился как идея. Это были анекдоты. Мы торжественно поклялись, что каким бы ни был наш юмор, он будет наш.
Нам платили 100 долларов за серию, потом 150, самое крупное — 1000. Ни я, ни Дима этой математики не знали, в цифры нас никто не погружал. Нам говорили: «С такой славой вы скоро будете зарабатывать на корпоративах». Тоже вариант, но, вообще-то, мы хотели зарабатывать на производстве.
Популярность была такой, что я в какой-то момент перестал пользоваться документами. Везде пропускали просто так.
Стали приходить спонсоры. Иногда они рассчитывались не деньгами, а продукцией. Помню, договорились на рекламу салона сантехники, и нам заплатили товарами из магазина, в котором проходила съемка. Мы с Димой получили по смесителю для душа. Но если я сразу догадался, что там прокладка не просто так шла в комплекте, и надо ее оставить, то Дима нет. Он перевязал кран скотчем-изолентой, и у него из всех щелей била вода. Он жил так около года, пока я случайно не зашел к нему и не увидел эту красоту. Говорю, ты что сделал? «Так бракованный смеситель дали!» Ага, говорю, а прокладка где? Мы очень смеялись.
Чтобы Cadbury оплатил нашу копеечную программу, я съел в кадре целую гору их шоколадок. Откусывал и говорил, как вкусно, а фоном шло: «Это Сергей Рост, он обожает батончики Picnic».
Я чуть не умер тогда от сахара. На последних дублях тянул улыбку, жевал и ждал, когда скажут «стоп», чтобы выплюнуть всё в корзину. Потом была водка «Ять». Мы ставили ее на стол в кадре, но, слава богу, пили воду.
Прапорщика Задова придумал я.
1998 год, мы только подписали очень хороший контракт с СТС, как вдруг грянул дефолт.
Пришлось прекращать съемку и расторгать договор. С горя поехали на последние деньги с Пармас в Египет. На пляже начали придумывать новый проект и новых героев. У меня была книжка, где редакторами числились: Рылов, Животов и Задин. Я сказал: «Смешно, если бы третий был Жопин». Пармас ответила, что это грубо. «А Задов? — Задов лучше». Так и порешили. Какая может быть профессия у героя с такой фамилией? Конечно, прапорщик нашей армии. К нему тут же по контрасту придумался интеллигент Тракторенко.
Я ушел из «Модерна», потому что много всего накопилось. Как я сейчас понимаю, Дима с самого начала распланировал свою жизнь на много лет вперед, «Модерн» для него был одним из этапов. Я не такой человек, я так далеко не загадываю.
Нагиев нам с улыбкой говорил, что, если понадобится, он для карьеры всех бросит и предаст. Когда это в лицо говорит твой друг, это вызывает улыбку. Я тоже так шутил, мы смеялись.
Но потом он стал без конца повторять, что он красивее, что девушки выбирают только его, что он талантливее и должен получать больше. Звездная болезнь стала резко прогрессировать. Кончилось тем, что выпады в мой адрес превратились в оскорбления.
Нагиев говорил, что тянет всю команду, что мы к нему присосались. Тот факт, что мы писали и снимали, а я был с ним на одной площадке, он уже не учитывал.
Он мне прямым текстом объявлял, что я не артист и он может взять на мое место кого угодно. Он забыл, что только на моем фоне он выглядел высоким и худеньким, а с другими смотрелся уже не так эффектно. Забыл, что он нравился одним, я — другим, но вместе мы нравились всем. Так зачем же убивать курицу, которая несет золотые яйца? Я не видел никакого повода для ссор, но повод всегда был: он хотел остаться один.
В конце 2003 года мы писали сценарий новогодней программы, в которой я и Дима были помещиками, и к нам приходили все звезды от Цекало до Киркорова. Дима захотел, чтобы в следующем сезоне он и звезды остались, а я с Аней писал им диалоги.
Обещал большие деньги, говорил, что так будет правильнее. В другом проекте я бы, может, на это и пошел, но «Модерн» — это наше общее. Он же предлагал захватить лодку и оставить меня за бортом. Я чувствовал себя униженным.
Такой расклад не устраивал меня ни как мужчину, ни как артиста. Я отказался, Пармас тоже ушла.
С тех пор мы ни разу не виделись. Один раз он мне написал, поздравил с рождением дочери: «Добро пожаловать на борт отцов, с меня коляска». Через месяц я позвонил поздравить его с днем рождения, и он с ходу спросил: «Тебе чего, так коляска нужна?!» Я ответил, что нет, и повесил трубку.
Андрей Балашов
сценарист и режиссер «Осторожно, модерн!» с 1995 по 2004 год, а также проектов «Осторожно, Задов!» (2004–2006) и «Zадов in Rеалити» (2006–2007)
— В те годы никто не знал, что такое продюсер, слов «сезон» и «ситком» на телевидении просто не было. Как делать программы и сериалы, никто не понимал, пробовали методом тыка. Не было индустрии, каналы не заказывали контент. Любой мог прийти и сказать: «Я хочу делать передачу, у меня есть на это деньги».
Я помню гонорар Нагиева, когда он еще составлял 50 долларов за эпизод. Дима был звездой № 1 в Питере — но как радиоведущий, его никто не видел вживую.
Поэтому когда появился вариант с телевидением, все понимали, что это классная возможность выйти на новый уровень.
Никто не представлял, сколько стоит труд режиссера, оператора, монтажера, актеров, но все хотели участвовать и сниматься.
Когда мы подписали договор с СТС, гонорар Нагиева поднялся до 100 долларов. Бюджет одного выпуска тогда был, дай бог, долларов 500. Сколько бы всё стоило сейчас? Умножьте на сто.
Все спонсоры держались на личных контактах. Давайте, мол, напишем коммерческое предложение тем-то и тем-то, отправим им нашу кассету, вдруг понравится. Я сам этим занимался, и директора радиостанции «Модерн» тоже.
На одну из съемок позвали представителя Cadbury. Приезжаем, а Роста нет, проспал. Мобильных нет, можно только послать гонца. Ждем, заказчики хмурятся, все-таки раздолбайство на площадке не лучший способ наладить деловой контакт. Часа через полтора появляется Рост, слушает мат в свой адрес, заказчики всё видят. Тем не менее мы смогли развернуть ситуацию в свою пользу, предоставив им возможность творчески поучаствовать в создании программы. После этого Cadbury спонсировал приличное количество выпусков.
Когда мы монтировали «Осторожно, модерн!» на «Леннаучфильме», в той же самой монтажной писался Сережа Шнуров, которого тогда никто не знал. Мы знали его как пиарщика радио «Модерн».
Захожу в монтажку, а там Шнуров: «Только никому! — Ладно, но послушать-то дашь?» Я был одним из первых, кто услышал «Пулю» и другие песни с дебютного альбома «Ленинграда».
Все деньги уходили на гонорары и аренду. Везде почасовая оплата, очень дорого. Думаешь, черт, надо перемонтировать, а откуда взять деньги? Только из своего кармана. Приходилось изворачиваться, что-то придумывать. Всё гениальное в «Осторожно, модерн!» рождалось от безденежья.
Мы всегда работали под эфир. Если выходим в воскресенье, то в ночь с пятницы на субботу кассета отправлялась на канал. Суббота — условный выходной. В воскресенье опять садимся придумывать, потому что в среду надо уже снимать. В таком режиме мы существовали несколько лет.
Разрыв Роста с Нагиевым был двойным: профессиональным и человеческим. Дима быстро прогрессировал, а Сергей в какой-то момент остановился. На этой почве, видя, как его обходят, у него накопилось недовольство.
Росту стало психологически тяжело быть вторым, потому что это тоже нужно уметь. Началось мерение амбициями, и Нагиев победил.
Проблемы в команде не утаить ни от заказчиков, ни от вещателя. Проект стали заказывать конкретно под Нагиева. Когда Сергей это окончательно понял, он, возможно, стал подумывать о сольной карьере. Спустя годы могу сказать, что он поступил некрасиво. Представьте, у нас подписан контракт на новый сезон, уже есть сценарии, должны начаться съемки. Он отказывается и просто пропадает. Ему звонили, писали, никто не понимал, что происходит. Потом он объявил, что уходит.
Нам стоило неимоверных усилий замять это дело. Мы собрались с руководством СТС, чтобы решить, что делать дальше, и тогда с подачи [продюсера Александра] Роднянского возникла идея «Осторожно, Задов!» Запустились, но зритель не так чтобы очень хорошо принял этот проект. Вау-эффекта он не произвел.
К середине 2000-х появился новый телеюмор. Ниша, которую мы занимали, стала уходить, пришел гламур. У людей происходил удивительный разрыв шаблона. Вроде бы те же подъезды, та же грязь, те же алкоголики вокруг, смешные прапорщики за стенкой, но это перестало быть в тренде на телевидении.
На всех каналах вдруг победила теория, что все устали от чернухи, и всем нужен бурлеск. Всё должно быть ярко и необычно, как во сне. Мы оглянулись по сторонам и решили, что выработали запас реактора. Огламуривать Задова было бессмысленно. Юмор ушел куда-то не туда и перестал быть народным.
Михаил Галкин
продюсер и сценарист «Осторожно, модерн!» с 1996 по 2004 год, а также проектов «Осторожно, Задов!» (2004–2006) и «Zадов in Rеалити» (2006–2007)
— «Осторожно, модерн!» — это не анекдоты и не Жванецкий. Его бессмысленно цитировать и пересказывать своими словами.
Нас сравнивали с «Городком», но мы всегда были на пять шагов впереди. Переодевание, смена масок и амплуа героев — в этом «Городок» серьезно отставал, хотя был более популярным проектом. В итоге они пошли по нашим следам. Например, [актер «Городка» Юрий] Стоянов в женском платье — это влияние «Модерна», изначально у них такого не было.
У Нагиева иногда пробегала ревность к «Городку», но я никогда не рассматривал их как конкурента. С точки зрения бизнеса у них совсем другая аудитория: более возрастная, консервативная, уставшая.
При всей неоднозначности «Осторожно, модерн! — 2» был важен как переходный этап. Отныне это был не дуэт пожизненных партнеров, а многолюдный капустник с приглашенными артистами. Нагиев и Рост попали в самый центр тусовки. Потом Сергей ушел, и, к сожалению, его не удалось вернуть. Мне было очень жаль.
Ирина Кузьмина
гример и художник по костюмам «Осторожно, модерн!» с 2001 по 2004 год
— Реквизит и костюмы — это всё, собственно, наши вещи или кого-то из родителей и знакомых. Нагиев ходил в платьях [своей жены, диджея радио «Модерн»] Алисы Шер, Рост принес мамин халат, я забрала отцовскую жилетку. Нормальных вещей не было.
Какое-то время весь этот хлам хранился у нашего администратора Саши Яковлева. Мы как челноки складывали у него огромные сумки и раз в неделю-две брали что-то по необходимости. Иногда Саша водил в гости девушек под предлогом показать разные модные платья и аксессуары, не знаю, с продолжением или без.
Обычно было так. Передо мной ставили две сумки с вещами и велели идти одевать актеров. «А во что? — Ну, тут посмотри». Смотрела, одевала.
Иногда ставились такие задачи, что, казалось, выполнить их нельзя. Помню, Балашов пришел с историей про йети: «Я хочу, чтобы он жрал из таза огурцы с колбасой. Есть идеи?»
Я взяла маску тигра, там поджала, тут подмяла, сделала волосы. Очень натуральный чел получился. В другой раз было: «Хочу продавщицу с сиськами не меньше 12-го размера в кримпленовом платье». Я не знаю, откуда у них брались эти образы теток с огромными батонами, наверное, это что-то из детства.
Была серия, когда Нагиев изображал революционного матроса. В кои-то веки нашли костюмы, бушлаты, бескозырки. И тут он говорит: «А патрончики?» Патронов не было. Из чего делать ленту, чем матроса обвешивать? Естественно, в воскресенье утром ни один театр не работал, нигде ничего не достать. Я побежала в аптеку. «Слушайте, у вас свечи есть? — Да. Вам какие? — А покажите все. Мне самые большие». Смотрят на меня, как на идиотку. Я выбрала, они говорят, вообще-то, есть еще больше. Принесли. Спрашиваю, а еще больше есть? Они мне почти шепотом: «Больше не бывает». Ну, что делать, значит, эти. «Дайте восемь коробок». У них был ступор.
Аптека вообще спасала. Одна из жен то ли Задова, то ли Приходько по сценарию съела какую-то левую таблетку, и у нее вырос феерический бюст. Ни лифчиков таких, ни подклада не найти. Пошла в аптеку, купила пачку презервативов, штук десять. Дома налила в один воды, попрыгала — вроде держится, хорошо, красиво. И тут его разорвало. Через пятнадцать минут вернулась в аптеку, говорю давайте еще, только самые большие. Можно было, конечно, со стыда сгореть, но если держишь в уме, что это для «Модерна», то нормально. Мне кажется, его так все смотрели и всё нам прощали.
[Представитель Дмитрия Нагиева проигнорировал вопросы редакции.]
Топ-5 выпусков «Осторожно, модерн!»: выбор редакции «Ножа»
1. «Брачное объявление»
Романтическая история о том, как мама дала объявление в газету, чтобы наконец найти жену для великовозрастного интеллигентного сына — разумеется, от его имени. Паноптикум откликнувшихся претенденток, которых неожиданно приходится собеседовать главному герою, впечатляет.
2. «Музыканты»
Сказка про золотую рыбку на новый лад: нищие уличные музыканты в мгновение ока становятся поп-звездами под чутким руководством продюсера Айзеншприца — со всеми вытекающими и предсказуемой развязкой.
3. «Баня»
Банщик-террорист от безысходности захватывает в заложники посетителей бани — интеллигента, бандита, моряка, алкоголика и гомосексуала. Представить себе такой сюжет на сегодняшнем телевидении сложновато.
4. «Встреча выпускников»
Крайне реалистичный выпуск: всякий, кому хватало смелости посетить подобное мероприятие лет через десять-пятнадцать после выпуска, наверняка наблюдал весь этот зоопарк воочию.
5. «Стройка»
Незадачливые строители, которым не платят зарплату, в ходе реконструкции старого здания обнаруживают в полу шкатулку с кладом — угадайте, удастся ли им его хоть как-нибудь поделить.