остановись и гори актеры
Halt and Catch Fire — команда, заслужившая экранизацию
Приветствую всех Хабрачан и Хабрачанок!
Спасибо всем вам за такую поддержку! Мы вместе прошли долгий и интересный путь по вселенным всех ключевых фильмов и сериалов в мире IT. Мы вместе пытались разобраться в сериале «Мистер Робот», вместе обсуждали лучшие комедии о нас с вами и смогли вместе задуматься над философским кино в IT. Настал черёд заключительной статьи про уникальный, на мой взгляд, сериал — «Halt and Catch Fire». Уникален он тем, что сериал про историю IT. В картине рассказывается о том, какой путь прошла вся индустрия до преобразования в привычную нам индустрию. Многие ждали эту статью и я постараюсь максимально подробно рассказать про этот сериал, который полюбился многим из нас.
Уже традиционный дисклеймер и мы начинаем.
Disclaimer
Я понимаю, что читатели Хабрахабра — люди работающие в IT-индустрии, опытные пользователи и заядлые гики. Данная статья не несёт в себе какой-то важной информации и не является обучающей. Здесь я хотел бы поделиться мнением о сериале, но не как кинокритик, а как человек из мира IT. Если вы согласны или же не согласны со мной в каких-то вопросах, давайте обсудим их в комментариях. Расскажите своё мнение. Оно будет интересно.
Перед тем как начать, хотел бы сказать о том, что если вам понравился этот формат нашего с вами общения про сериалы, я хотел бы продолжить работу и поговорить с вами уже об играх. Работа над следующей статьёй про игры для гиков и айтишников уже ведётся. Подборка получается очень большой (60+ игр про нас с вами). Давайте продолжим наш цикл вместе!
Что же, давайте приступим к сладкому — к сериалу.
Осторожно! Спойлеры.
Необычное название
Это ранняя компьютерная команда включающая в устройстве режим гонки, заставляя все программы соревноваться за первенство.
Восстановить управление компьютером невозможно.
В самом начале фильма, нас как будто готовят к финальному выводу (о нём чуть позже). В первые же 20 секунд сериала объясняется его название — команда вызывающая гонку программ.
Происходит это название из старой городской легенды: на одном компьютере 1960-х годов всё повышали и повышали быстродействие магнитной памяти, прошитой тонкими проволочками. Обычной работе повышенные токи не мешали, однако операция HLT (Halt, ожидание сигнала от внешнего устройства) была реализована как «если сигнала не было, прыгнуть на тот же адрес». Многократное чтение одной и той же ячейки приводило к перегоранию соответствующей проволочки.
Сюжет
На дворе 1983 год. Мы в Далласе, штат Техас через год после того, как компания IBM представила на рынке своей инновационный продукт — IBM PC. Джо (бывший сотрудник IBM) смело решает обогнать своих бывших работодателей и завладеть рынком персональных компьютеров. В команду к себе он берёт инженера Гордона и программиста Кэмерон. Гонка началась!
Говорить что-то ещё про сюжет — бессмысленно. За этой гонкой нужно наблюдать.
Главные герои
Джо Макмиллан (Joe MacMillan)
Джо — руководитель IBM по продажам, который источает харизму. Когда он появляется в «Cardiff Electric», он, по сути, занимает руководящую должность в отделе продаж. Получив работу, он сразу же организует план реинжиниринга продукта своего бывшего работодателя и создания чего-то лучшего, но его конечная цель неизвестна. Пока Джо занимается продажами нового персонального компьютера, он заручается поддержкой Гордона Кларка и Камерон Хоу для создания продукта следующего поколения.
В процессе их работы, Джо не раз бросает вызов сотрудникам. Джо хотел чтобы Гордон собрал, казалось бы, непригодную для сборки машину, а Кэмерон — написала операционную систему с нуля, хотя та была студенткой.
Его образ очень напоминает Стива Джобса. Он также тоталитарен, также амбициозен и также стремиться к успеху не благодаря, а вопреки всему.
Гордон Кларк (Gordon Clark)
Если Макмиллан — это Джобс, то Кларк — его Возняк. Гордон — многообещающий инженер, который жаждет переделать свое прошлое перед унизительным и публичным провалом «Symphonic», компьютера, который он создал со своей женой Донной. После провала Гордон переехал со своей семьей в Даллас, родной город Донны, и устроился на работу в «Cardiff Electric».
Теперь у Гордона есть второй шанс на успех, но Джо — жестокий босс, и его видение их нового ПК кажется недосягаемым. Гордон должен успешно решить технические проблемы новой машины. У него начинаются сложные рабочие отношения с непокорной девушкой-программистом Кэмерон Хоу. Помимо прочего, у Гордона есть новые обязательстава перед Донной — семейная жизнь и двое маленьких девочек (Джоани и Хейли).
Кэмерон Хоу (Cameron Howe)
Кэмерон, помимо того что мой любимый персонаж, великолепный программист, которая бросает колледж и ставит под угрозу свое будущее, присоединившись к мошенническому проекту по созданию ПК для Джо Макмиллана. Эта 22-летняя программистка — шок для системы консервативной, старой гвардии «Cardiff Electric», но она одновременно представляет то, что является будущим в мире вычислительной техники. В то же время, она «дает пощечину» традиционным технологиям 1980-х годов, где доминируют мужчины.
Она находит связь и комфорт в математической уверенности в кодировании, но в то же время стремится создавать хаос везде, где бы она ни была. Она спит в офисе, забирает предметы с чужих столов, слушает на полную громкость панк-музыку и т.д.
Донна Кларк (Donna Clark)
Донна — жена Гордона и бывший инженер-партнер. Донна выросла в семье с «новыми деньгами» в Далласе, а ее родители — предприниматели, которые основали компанию по производству высококачественных гаджетов под названием «Razor’s Edge». Её отец работает с компанией «Nintendo». Донна закончила Калифорнийский университет в Беркли со своим мужем Гордоном. После этого, она стала компьютерным инженером.
Она смирилась с отдалением от мужа с момента их провального проекта «Symphonic», но она также боится, что новый проект «Cardiff Electric» приведет к концу ее брака. Несмотря на это, она пытается поддержать Гордона в надежде на то, что это вернет его к жизни.
Второстепенные персонажи
Джон Босворт (John Bosworth)
Джон — бизнесмен старой школы, который превратил «Cardiff Electric» в региональную «державу», что заняло у него 22 года жизни. Будучи старшим вице-президентом, он руководит повседневной деятельностью «Cardiff Electric» и управляет всеми финансами компании. После того, как Джо заставляет компанию участвовать в гонке, Босворт вынужден следить за происходящим и его это пугает.
Несмотря на свое отношение к Джо, Босворт — ответственный человек, который знает, что ему по-прежнему предстоит сыграть важную роль в будущем компании, и он не уйдёт со своего места смиренно.
Джоани и Хейли Кларк (Joanie & Haley Clark)
Джоани
Джоани всегда любила играть с Кэмерон. Это наложило свой отпечаток и она стала бунтаркой, которая хочет перевернуть мир. Джоани больше близка с мамой, так как считает отца предателем, который бросил их.
Хейли
Хейли истинная «папина дочка». Она младше своей сестры, но умнее её и уже в школе пошла на работу к отцу и стала не просто «винтиком в системе» (вопреки идеи Гордона), а она смогла дать очень дельные советы всей команде и помогла вывести компанию из кризиса.
О сериале
В этом блоке я хотел бы рассказать своё мнение о некоторых моментах сериала.
Я бесконечно рад, что сериал получился ровно таким, какой он есть. У авторов была возможность сделать исторически действительную картину или же уйти от действительности фактов к каким-то придуманным персонажам и никак их не завязывать на реальность. Однако, они нашли некий баланс.
Во-первых, они ввели исторических персонажей, но как стороннюю отсылку. Мол, все и так знают Джобса и что он выпустил макинтош в 1984 году. Все персонажи обсуждают выход этого устройства и работают с Apple как с конкурентами на реальной выставке (название с CES поменяли).
Во-вторых, авторы ввели достоверность в технических моментах (или как минимум приблизились к ней). Рассказать об исторической достоверности в IT-индустрии, да так, чтобы это не наскучило — верх таланта. Этого ещё нужно было добиться. Сейчас покажу на примере двух взломов.
Взлом операционной системы (первая серия первого сезона)
Взлом сети устройств (девятая серия второго сезона)
В-третьих, здесь говорят о философии в IT, о задачах IT, о нашем будущем из призмы прошлого. Снова, примеры.
Что такое «Безопасность»? (восьмая серия третьего сезона)
Что такое «Интернет»? (десятая серия третьего сезона)
Саундтрек
Не разводя долгую демагогию, скажу одно — саундтрек прекрасен!
Итоги
Обозревать этот прекрасный сериал оказалось на редкость сложно. Невозможно передать сюжет и рассказать что-то связное после просмотра гонок «Формула-1». Эмоции и впечатления остаются, а рассказ получается совсем уж не подробный.
Однозначно, могу порекомендовать этот сериал всем, кто хотел бы узнать как IT-индустрия из «гаража в Америке», дошла до одной из самых востребованных и высокооплачиваемых индустрий. Сериал расскажет и покажет вам не только историю в голом виде, но и судьбы людей. Это история про инженера Гордона Кларка, который работал с «железом» и считал программирование чушью, до тех пол пока не понял насколько оно нужно и не начал изучать языки программирования сам. История про Джо Макмиллана, который стремился забраться на гору карьерной лестницы и создать будущее, а это будущее так быстро «летело» ввысь, что тот просто не успевал сделать что хотел и менял курс каждый раз. Это рассказ про Кэмерон Хоу, которая билась до последнего за своё детище (их у неё было не мало). Она пыталась создать программу, которая была бы нужна всем, но от её идеи к реальному исполнению всегда было так далеко. История про Джона Босворта, который всеми силами старался не выпасть из колеи, но никак не мог успеть за молодыми и амбициозными прогерами из «Бунта». Это история про нас с вами. Про жизнь наших предков и про их судьбы. История про вечно разгоняющийся самолёт под названием «IT». История про молодых и умных инженеров, который врываются в индустрию и перекраивают её по своему.
Немного личного
Не так давно. Пару лет назад. Я общался с человеком, который был не в IT-секторе. Он инженер-геодезист. Он считал всё компьютерное чуждым и не понимал «что же там происходит такого, что могло бы так сильно быть востребовано». Когда я пытался объяснить что же у нас «такого», я никак не мог добиться понимания своего собеседника. «Ну почему же именно IT? Многие сферы должны развиваться чтобы не остановиться. Что в IT такого особенного». Когда я отчаялся в попытках объяснить это, я посоветовал посмотреть сериал «Halt and Catch Fire». Мой собеседник посмотрел сериал от начала до конца и вечером после просмотра последней серии он мне позвонил. В трубке я услышал первую фразу: «Мда. Вот теперь я понял о чём ты».
Благодарности
Я хотел бы ещё раз всех вас поблагодарить за поддержку, помощь и за то, что мы прошли этот путь по вселенным всех ключевых фильмов и сериалов в мире IT все вместе. Из ваших комментариев я узнал много новых и интересных фильмов, которые обязательно посмотрю (часть уже посмотрел). Вместе мы внесли вклад в копилочку всех гиков-киноманов, а нас не мало 🙂
Без вашей поддержки, этого бы не произошло. Спасибо вам за это!
Я очень не хочу останавливаться и планирую сделать подборку 60+ игр про нас с вами. Если вам это будет интересно, просто продолжайте оставаться со мной и также активно принимать участие в опросах, комментариях и оценках статей. Вместе мы справимся!
Ссылки на предыдущие статьи ещё раз оставлю ниже, а вас приглашаю в опрос.
Рецензия на четвертый и последний сезон «Остановись и гори»
Два года назад я написал рецензию на первые два сезона «Остановись и гори», где описывал сериал так:
«Это словно новый сезон „Безумцев“ (и канал сам рассматривал этот сериал как наследника завершившегося Madmen), там ведь как раз начали тему компьютеризации Америки, а здесь мы перемещаемся в восьмидесятые и видим новый виток — начало эры персональных компьютеров.Никуда не деться и от привкуса „Пиратов кремниевой долины“, первого фильма о пути Стива Джобса и Билла Гейтса из гаражей в зенит славы.
Усугубляют чувство дежавю и характеры главных героев. Один — амбициозный и беспринципный эгоманьяк, лучше всего умеющий заговаривать людям зубы, второй — скромный инженер, робкий, но очень талантливый. Никого не напоминает?
Несмотря на то, что пара главных героев беззастенчиво списана с Джобса и Возняка, сами „Два Стива“ из реальности сериала никуда не пропадают. Джобс витает в воздухе, проявляясь то в виде цитаты, то в виде фото на обложке журнала, а то и непосредственно в виде нового компьютера от Apple или рекламы такового.
То есть, это „Пираты“ превращенные в сериал в духе „Безумцев“, где в реальную историю компьютерного бума вставлены вымышленные персоналии и компании, соревнующиеся при этом с уже известными нам реальными прототипами. Наблюдать за тем, как на экране совершаются революционные открытия, возникают из ничего идеи, которые позже перевернут мир — бесценно.
Да, все это вымысел, да и задним числом умным быть легко, и все же, смотреть, как до псевдоджобса доходит, что компьютер должен стать переносным и умещаться в кейс, как программистка решает, что операционная система должна общаться с тобой, быть живой и сама предлагать тебе чем-нибудь заняться, или как инженер додумывается сделать материнскую плату в два „этажа“ вместо того, чтобы пытаться втиснуться в одну плоскость — все это вызывает ощущение причастности к чуду.
Мы видим момент (легенду о моменте, реконструкцию момента, но все же) появления месседж борд, игр от первого лица и сетевого мультиплеера — да вообще прогресс развития PC-игр от самых первых текстовых квестов, на заднем плане которого мелькают Atari и восхождение яркой звезды NES. Пройти этот путь вместе с героями оказывается волнительно до дрожи».
Сейчас, два года и два сезона спустя, мои впечатления нисколько не изменились. Сериал не скатился, не выцвел, не потерял способность удивлять идеями и очаровывать человечностью и многогранностью персонажей. Наши герои прошли путь от разработки собственного персонального компьютера через игры и чатрумы к предвосхищению идеи интернета и затем и к тому, чтобы прописаться в нем, вечно в погоне за новой «большой идеей».
Это был и остается сериал о мечтателях, которые всю жизнь пытались увидеть будущее и воплотить его, впитать то, чего достиг прогресс, и создать нечто еще вчера абсолютно непредставимое. У этого шоу получалось показать плоды трудов своих героев — примитивный компьютер или жуткий по современным стандартам сайт — как нечто сносящее голову своей революционностью даже зрителю.
Объяснить аудитории этот восторг от прикосновения к «завтра», от не просто предсказания, а сотворения будущего, в котором мы живем, задача непростая, но они справлялись с ней раз за разом.
Только несколько дней назад я рассказывал о сериале «Охотник за разумом», где показан момент реальной истории создания агентами ФБР нового подхода к криминалистике, вспоминая там и об «Остановись и гори». Эти два шоу роднит то, что они понимают историческую и эмоциональную ценность реконструкции этих первых шагов в какой-либо области, умеют смаковать моменты рождения идей, позже изменивших мир. Для меня именно это всегда было самым увлекательным — наблюдать мгновение перелома, превращения одной эпохи в другую.
Рецензия на «Остановись и гори»
Странное название отсылает к строчке кода (HCF), которая завешивала процессор.
В одной из главных ролей – всеми любимый оленевод Трандуил из «Хоббита» и молотоборец Ронан из «Стражей Галактики» – Ли Пейс.
У меня есть одна раздражающая фобия – мне все время кажется, что я не знаю про что-то очень важное и ценное. Где-то есть группа, которая разорвет мне душу в клочья своими треками, а я все застрял на Регине Спектор. Что есть поэты, чьи стихи попали бы в меня еще точнее, чем Воденников, есть картины, способные потрясти меня не меньше живых полотен Гогена. Что где-то есть «та самая» заветная игра, сериал, фильм или даже критик, которого мне будет интересно читать.
Другие (глупые) люди волнуются больше о том, что не успеют за всю жизнь найти свою половинку – мол, бродит она где-то, неприкаянная душа моя, а я – ни сном ни духом. Я же волнуюсь о гениальных кусках культуры, которые каким-то образом смогут затеряться и не всплыть в поле моего зрения даже в наш век полного покрытия всего и вся, всемирного сарафана. Не встретимся. Как некие идущие друг другу навстречу поезда несудьбы.
Каждая деталь здесь дышит восьмидесятыми. Отличная съемка, красивые кадры, живые диалоги и постоянная динамика, напряжение, азарт.
Эта фобия и заставила меня в свое время смотреть много фильмов и сериалов, читать рецензии и ежедневно слушать часовые подкасты с новостями кино. Накопленные в ходе этой погони за призрачными белыми китами знания время от время выхаркивались в виде простыней текста, постепенно превращаясь в рецензии. Именно из-за этой фобии я и оказался в итоге здесь.
Держать руку на бешеном пульсе массовой культуры стало моей работой, я ежедневно перерывал все киносериальные новости, искал дельные аналитические материалы, изучал топы. Все ради того, чтобы «не пропустить» – убедиться что ни я, ни мои читатели не прошляпят чего-то ценного. Быть еще больше «в курсе» стало уже невозможно.
Но страх никуда не делся, меня все еще дергает от того, что о куче проектов я ничего не знаю, и некоторые из них могут оказаться отличными. И сито общественного мнения выносит наверх все ценное далеко не всегда; слишком много гениальных вещей проваливается сквозь него, поэтому полагаться только на то, что кривая вывезет, не приходится.
Страх временами притупляется, но рано или поздно мне в руки попадает проект, который подливает масла в огонь, доказывая, что по каким-то темным углам валяются еще произведения, достойные топов, но о которых при этом массовый зритель ничего почему-то не знает. Никто не репостит фотожабы с персонажами, не перепевает на ютьюбе песенку из заставки и не заваливает ленту друзей демотиваторами с цитатами.
Как вы, возможно, догадались, пока читали это конское вступление, Halt and Catch Fire мне очень понравился, а то, что про него мало кто знает, меня обескураживает и печалит.
Стоит начать смотреть сериал, в голове возникают ассоциации, которые помогут объяснить вашим друзьям, что это за штука и почему ее надо смотреть. «Остановись и гори» – это словно новый сезон «Безумцев», там ведь как раз начали тему компьютеризации Америки, а здесь мы перемещаемся в восьмидесятые и видим новый виток – начало эры персональных компьютеров.
Никуда не деться и от привкуса «Пиратов кремниевой долины», первого фильма о пути Стива Джобса и Билла Гейтса из гаражей в зенит славы.
Усугубляют чувство дежавю и характеры главных героев. Один – амбициозный и беспринципный эгоманьяк, лучше всего умеющий заговаривать людям зубы. Второй – скромный инженер, робкий, но очень талантливый. Никого не напоминает?
Несмотря на то, что пара главных героев беззастенчиво списана с Джобса и Возняка, сами «Два Стива» из реальности сериала никуда не пропадают. Джобс витает в воздухе, проявляясь то в виде цитаты, то в виде фото на обложке журнала, а то и непосредственно в виде нового компьютера от Apple или рекламы такового.
То есть, это «Пираты» превращенные в сериал в духе «Безумцев», где в реальную историю компьютерного бума вставлены вымышленные персоналии и компании, соревнующиеся при этом с уже известными нам реальными прототипами.
Если у «Пиратов» цепляло то, что описываемые события происходили в реальности, то здесь интрига усиливается тем, что для этих героев будущее не писано, мы не знаем, чем все кончится в их альтернативной истории.
Возможно, они так и не смогут обойти IBM, Apple и других лидеров со своими компьютерами, играми, революционными сервисами и так далее. Тогда их компании вполне могли бы существовать и в нашем мире – незамеченными. Но еще есть шанс, что создатели пойдут против известных нам итогов гонки изобретений и выведут своих героев на вершину, которую в нашем мире заняли совсем другие люди. Лично мне было бы интереснее посмотреть на второй вариант. Любопытно же взглянуть, в какой момент и за счет чего можно было бы изменить баланс сил, а еще любопытнее – как от смены лидеров техносферы изменится весь мир.
Отдельно отмечу, что главных героев на самом деле четверо. Есть еще две женщины – гениальная программистка и не менее гениальная железячница – жена псевдовозняка здесь тоже инженер, как и муж, причем по его собственному утверждению – еще более талантливый.
Кэмерон, девушка-кодер, которую мои коллеги уже называли местной «девушкой с татуировкой дракона», скорее всего, запомнится и полюбится вам в первую очередь, особенно когда отправится создавать компьютерные игры во втором сезоне.
Второй сезон, кстати, критики приняли еще лучше первого (93% на Rotten Tomatoes) – он вышел еще напряженнее и эмоциональнее. Помимо прочего хвалили смещение фокуса от мужчин к двум главным женщинам, которые и впрямь во многом куда более интересны. Тема в этом сезоне сместилась с хардварных амбиций и попыток создать свой компьютер к мечтам софтварным – играм, чатам и прочей социалочке.
Сериал сделан очень качественно и смотрится запоем. Здесь великолепная стилизация – каждая деталь дышит восьмидесятыми, отличная съемка, красивые кадры, живые диалоги и постоянная динамика, напряжение, азарт.
В минус я бы записал разве что болезнь многих сериалов – чтобы драма оставалась драмой, героям нужны проблемы. И побольше. И поэтому зачастую на них валится все сразу. Рушатся надежды, отношения, проседает здоровье и так далее. Рано или поздно это начинает давить на нервы – хочется уже, чтобы у героев все получилось.
И все же, это шоу поступает умнее, чем «Кремниевая долина», которая вообще не дает героям вздохнуть свободно, добиться чего-то и перейти уже на следующую стадию, где на них снова набросятся проблемы, но уже другие.
В «Остановись и гори» мы все же видим прогресс героев, они проходят некие майлстоуны и развиваются, добиваются успеха – пусть не сокрушительного, пусть победа зачастую отравлена неприятными побочными эффектами, но все же они не стоят на месте. Я бы пожелал сценаристам отвалить своим героям побольше удачи. Иначе они рискуют скатиться к доле Иова на гноище.
Я уверен, что смотреть на достижения и успехи героям зрителям было бы не менее интересно, учитывая, как мы за них к тому времени болеем. Давай, Кэмерон, давайте Кларки – удачи в Калифорнии. И даже ты, Джо, скотина бездушная, жми. Увидимся в новом сезоне – поскорее бы.
Так почему я поспешил назвать этот сериал не просто хорошим, а именно достойным категории «каким чертом про этот маленький шедевр никто не знает»? Потому что для меня наблюдать за тем, как на экране совершаются революционные открытия, возникают из ничего идеи, которые позже перевернут мир – бесценно.
Да, все это вымысел, да и задним числом умным быть легко, и все же, смотреть, как до псевдоджобса доходит, что компьютер должен стать переносным и умещаться в кейс, как программистка решает, что операционная система должна общаться с тобой, быть живой и сама предлагать тебе чем-нибудь заняться, или как инженер додумывается сделать материнскую плату в два «этажа» вместо того, чтобы пытаться втиснуться в одну плоскость – все это вызывает ощущение причастности к чуду.
Мы видим момент (легенду о моменте, реконструкцию момента, но все же) появления месседж борд, игр от первого лица и сетевого мультиплеера – да вообще прогресс развития PC-игр от самых первых текстовых квестов, на заднем плане которого мелькают Atari и восхождение яркой звезды NES. Пройти этот путь вместе с героями оказывается волнительно до дрожи.
Это сериал про эпоху, когда можно было собрать компьютер у себя в гараже и вывести его на рынок, составив серьезную конкуренцию титанам вроде IBM.
Несмотря на всю мою любовь к прекрасным гик-шоу «Мистер Робот», «Бета» и «Кремниевая долина», именно «Остановись и гори» доставляет настоящий нердгазм своими ностальгическими трипами в то время американской мечты.
Сейчас, конечно, эта эпоха возможностей все еще продолжается. Можно замутить краудфандинг и собрать в гараже свои pebble watch, составить конкуренцию Apple и прочим мастодонтам. Можно рисовать влажными вьетнамскими вечерами свою Flappy Bird и порвать App Store. Это все еще возможно, поэтому особенно важно сейчас смотреть на то, как все начиналось. Окунуться в то время за вдохновением, за надеждой и за мотивацией идти и менять мир.