особенности жизни на севере
«Лучше вы к нам» Чем привлекательна жизнь на Крайнем Севере
Освоение многих районов Крайнего Севера началось в советское время. Тогда кого-то манила возможность заработать, кем-то двигал энтузиазм, а кто-то отправлялся на великие стройки совсем не по своей воле. «Лента.ру» разбиралась, чем жизнь в суровых условиях Крайнего Севера может показаться привлекательной сегодня.
Какой Север считается Крайним
Крайним Севером в России считается расположенная за Полярным кругом территория. В нее входят все острова Северного Ледовитого океана, а также острова Берингова и Охотского морей. Целиком в него входят Мурманская и Магаданская области, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Камчатский край.
Другие северные регионы считаются «крайними» только частично, а некоторые районы, расположенные немного южнее, приравниваются к заполярным.
Для этих регионов характерен очень суровый климат: долгая зима с сильными морозами и короткое лето, когда столбик термометра также может опуститься ниже нуля. Кроме того, на севере люди живут в условиях полярной ночи и полярного дня, то есть страдают либо от недостатка, либо от переизбытка солнечного света.
Длинный рубль
Именно возможность заработать становилась для многих причиной переезда за Полярный круг. Сегодня жители районов Крайнего Севера получают надбавки к зарплате, которые называются полярками. Выплачиваются они вполне официально, что задокументировано в Трудовом кодексе.
Размер полярки зависит от стажа работника и от конкретного района проживания: чем «крайнее» север, тем выше коэффициент. Например, жители Северо-Эвенского района Магаданской области или Алеутского района Камчатской области могут всего за несколько лет увеличить свой заработок вдвое. Там максимальный размер полярки доходит до ста процентов от зарплаты.
В регионах с менее суровыми климатическими условиями платят поменьше. В Карелии, Коми, Иркутской области максимальная надбавка составляет 30 процентов от зарплаты.
Кроме того, обязательное условие для получения полярки — стаж проживания на Крайнем Севере. Работнику, приехавшему трудиться из теплых краев, первое время придется обходиться одной зарплатой. На разовые выплаты вроде премий к праздникам ничего дополнительно не начисляется.
В некоторых северных регионах действует также районный коэффициент. Для него никакого стажа проживания на севере не требуется. Например, в Норильске районный коэффициент — 1,8. Это значит, что зарплата каждого работника увеличивается на 80 процентов вне зависимости от места рождения и количества трудовых лет.
Работа не волк
Отпуск северян — еще один предмет зависти всей остальной страны. Жители Крайнего Севера получают к своему ежегодному оплачиваемому отпуску 24 дополнительных дня, а жители районов, приравненных к Крайнему Северу, отдыхают на 16 дней больше.
Таким образом, в Мурманской области или Якутии ежегодно отдыхают почти вдвое дольше, чем во всей остальной стране.
Северные школьники также имеют бонус от государства в виде недельных каникул в феврале. Это связано с выходом из полярной ночи. После нескольких недель без солнца ребятам нужно адаптироваться к изменяющимся условиям и немного отдохнуть.
Кстати, не обходят стороной дополнительные выходные и учителей. У педагогов в нашей стране увеличенный отпуск — обычно от 42 до 56 дней (зависит от конкретного рода деятельности). На севере к этому прибавляется еще 24 дня. То есть отпуск северного учителя может длиться 80 дней.
На дорожку
На этом отпускные льготы для жителей Крайнего Севера не заканчиваются. Раз в два года они имеют право на так называемую оплачиваемую дорогу, то есть на компенсацию стоимости проезда.
Единственным огорчением для путешественников может стать тот факт, что такой бонус действует только на территории России. Если житель Воркуты решит слетать в Австралию или устроить себе турне по Европе, билеты ему придется оплачивать самостоятельно. Даже ради поездки в соседние государства придется раскошеливаться.
Право на бесплатный проезд имеет не только сам работник, но и члены его семьи. Оплачивают даже провоз багажа. Причем это касается как работников бюджетных учреждений, так и сотрудников частных фирм.
Старикам везде у нас почет
Работники Крайнего Севера имеют возможность выйти на пенсию раньше жителей остальных регионов страны на целых пять лет. У женщин пенсионный возраст начинается с 50 лет, у мужчин — с 55.
Правда, переехать в Магадан или Нарьян-Мар в почтенном возрасте и через пару лет стать пенсионером не получится: для досрочной пенсии необходимо проработать в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Специальные бонусы предусмотрены и для национальных меньшинств, занимающихся традиционными промыслами. Оленеводы, рыбаки и промысловые охотники могут претендовать на выплаты раньше еще на пять лет: для женщин пенсионный возраст — 45 лет, для мужчин — 50. Правда, требуется стаж в профессии — 20 и 25 лет соответственно.
Заболел я Арктикой
Однако Север привлекает не только прагматиков. Для некоторых суровая северная тундра и каменистые побережья красивее любых южных пейзажей.
Кто-то находит для себя плюсы в практически полном отсутствии в Заполярье различных насекомых и ползучих гадов. Кого-то интересует северная кухня. Например, ягода морошка, похожая по виду на малину, но с особым запахом и вкусом, на юге не растет. А настоящие романтики даже представляют себе жителей севера красивее, честнее и смелее южан.
Жизнь в снегах: быт и уклад народов Крайнего Севера
Территорию, расположенную в арктической зоне Евразии, принято называть Крайним Севером. Регион включает континентальную сушу и острова в бассейне Северного Ледовитого океана. Это малонаселённые области со скудной тундровой и лесотундровой растительностью. Местное население в основном ведёт кочевой образ жизни, занимается оленеводством, рыболовством и охотничьим промыслом.
_
Аборигены Крайнего Севера – небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства:
Суровые климатические условия, с продолжительными морозными зимами, наложили отпечаток на внешний облик северян. Они приземистого роста, с ярко выраженными монголоидными чертами внешности. Тесная связь с природой выработала у людей её особое восприятие, обострило все органы чувств. Северяне без труда ориентируются в незнакомой местности, загодя распознают изменения погоды, обнаруживают добычу по следам. В мыслительном процессе у них доминирует правое полушарие, то есть сильно развита интуиция.
Скудная тундровая растительность не даёт возможности долговременного выпаса оленей на одном месте, поэтому семьям пастухов-оленеводов приходится постоянно кочевать. Динамичный образ жизни способствовал созданию рациональных предметов повседневного обихода.
Жилище (яранга или чум) представляет собой сборный деревянный каркас, укрытый оленьими шкурами. Пирамидальная или закруглённая форма жилья обеспечивает его устойчивость во время буранов. Центральную часть занимает очаг из камней, на котором готовят пищу. К огню относятся с почтением. Считается, что он защищает людей от злых духов. Во время приветствия друг другу говорят: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это означает пожелание здоровья и благоденствия.
По периметру жилья расположены укрытия для сна – пологи из меха. Обработкой шкур занимаются исключительно женщины. С помощью оленьих жил, заменяющих нитки, они шьют закрытую одежду (кухлянки, парки, комбинезоны), сапоги (торбаса, унты), шапки, рукавицы. Наряд принято украшать геометрическим орнаментом из полосок светлого и тёмного меха. Традиционным оберегом является «розетка», выполняемая из кожи, меха и бисера. Её можно увидеть на национальных костюмах жителей Сибири и Дальнего Востока.
Удобные в носке, хорошо сохраняющие тепло, элементы одежды народов Севера были взяты на вооружение современной индустрией моды. Их носят не только люди, работающие в экстремальных условиях (полярники, альпинисты), но и обитатели крупных городов.
Главным продуктом национальных блюд северян можно назвать оленину. В ней много питательных веществ и микроэлементов, потому нередко оленина употребляется в пищу в сыром и замороженном виде. Жители арктического побережья промышляют морского зверя – китов, моржей, нерпу. Из китовых костей делают остов жилищ. Из моржовых бивней искусные резчики вырезают рукояти для ножей, бытовые предметы, фигурки.
Суровая природа Крайнего Севера закаляет людей, делает их мужественными, сильными, отзывчивыми. Так было в старину. Для этих территорий это справедливо и в наш век.
Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток» на территории этнографического парка располагается на двух гектарах земли.
Здесь гармонично расположились: гостиница «Сибирия», музей, фактория, чайная юрта, хан-юрта, поляна игр, костровое место, питомник ездовых собак, Музей живой природы, Птичий дом и огромный музей под открытым небом – Парк народов Сибири, в котором находятся десятки самых различных жилищ Сибири, Дальнего Востока и Севера: чумы, карамо и айлу, балок и алаж, балаган и ураса, свайные юрты и землянки, комплекс сэргэ и тотемные столбы.
Общение с хранителями традиций, песни и танцы, состязания и игры, сибирская кухня, музей жилищ сибирских народов – это увлекательное путешествие по просторам сибирских земель можно совершить за один день, приехав в этнографический парк-музей «ЭТНОМИР».
«Люди возвращаются. Просто статистика их не видит» Почему россиянам нравится жить на Севере? Отвечает антрополог
Закрытые поселки и кочевья в снегах, города с сотнями тысяч людей и вахты, на которых всю зиму обитает всего несколько человек, — Русский Север живет очень по-разному. Антропологи из Центра социальных исследований Севера в Европейском университете изучают жизнь северян во множестве аспектов. «Лента.ру» поговорила с антропологом Анастасией Карасевой о том, чем именно занимаются антропологи, как люди уезжают с Севера и почему возвращаются несмотря ни на что.
«Лента.ру»: Что современный антрополог может найти на Севере?
Анастасия Карасева: Мы занимаемся длительными социальными исследованиями: собираем интервью, наблюдаем за тем, что происходит в разных местах Севера — от Мурманской области до Камчатки. В городах, в поселках, на стойбищах — в самых разных контекстах.
Разве не этим же занимаются этнографы?
Мы стараемся видеть целостную картину и как можно больше смотреть на взаимодействие между людьми. Приведу собственный пример: с 2015 года я работаю в Магаданской области, езжу туда регулярно на срок от трех недель до двух месяцев. Бываю в разных населенных пунктах: в основном в Магадане, но и в окрестных поселках тоже бывала. И обязательная часть контекста — улавливать, в чем состоят отношения между жителями поселков на Колыме и жителями Магадана, их нельзя просто взять, вырезать и рассматривать отдельно.
Даже одно и то же понятие «трасса» (Колымская трасса — главная автодорога Магаданской области) в Магадане и в поселках центральной части Колымы может означать разное. Для магаданцев «трасса» означает, с одной стороны, место, где царит настоящий холод, а с другой — это немного пренебрежительное обозначение самих жителей поселков; для последних же это своего рода «дорога жизни», по которой из областного центра приходит абсолютно все и от состояния которой напрямую зависит их благополучие.
Что на практике значит «видеть целостную картину»?
В основном это достигается за счет времени погружения — многие из нас ездят «в поле» на протяжении довольно долгого времени и видят, как постепенно меняется жизнь людей, с которыми они взаимодействуют. Помимо этого, важно сочетание методов: это и интервью (граница между интервью и беседой не всегда бывает четкой), и наблюдение, и анализ местной прессы и каналов в социальных сетях.
Мы не только говорим с людьми, мы еще наблюдаем за тем, каким образом мы разговариваем, какие повседневные вещи замечаем во время нашего исследования, и фиксируем это для себя. Из каких-то мелких деталей повседневности в общей рефлексии наших собеседников складывается более полный образ.
Фото: В. Павлов / РИА Новости
Что же в таком случае представляет собой североведение? Просто антропология в определенных географических рамках?
В первую очередь, конечно.
Крайний Север еще с советских времен — такая особая территория, где есть повышенные зарплаты, более длинные отпуска, оплата проезда в любую точку страны. Это позволяет многим северянам быть очень мобильными.
Кроме того, важен характер расселения: в отличие от остальной России, там живут «очагами» — от одного населенного пункта до другого особенно большие расстояния. Это влияет и на экономику (на Севере более высокие цены на все), и на самоощущение людей — создает ощущение удаленности тех мест, где они живут, и в некоторых случаях — запертости в них.
Дело ведь не просто в границах — сформировался некий особый образ жизни людей, специфика самой фактуры, с которой вы работаете. В чем особенность жизни на Русском Севере?
Принцип действительно не чисто географический. Отчасти он политико-географический — потому что если у нас есть государственная политика, которая направлена на то, чтобы людей поддерживать финансово или как-то иначе в стремлении там жить или, наоборот, уезжать, то дело уже не только в географии.
Я упомянула принцип очагового расселения. И людям приходится планировать свою жизнь сильно заранее. Если в том месте, где вы живете, в доступе не все необходимые товары, скажем, для ремонта, вам приходится заказывать их доставку. И идти они будут долго, даже если вы живете рядом с дорогой и вам не нужен для этого вертолет. Если до поселка можно добраться только по воздуху и воде, значит, нужно прикидывать свои потребности на год вперед и переносить все на время, когда грузы можно доставить по воде.
Сухогруз в Беринговом море
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Очаговость сказывается и на медицине: если что-то случается, то в доступе, как правило, мало хороших специалистов по многим направлениям. Так что для срочной помощи приходится вызывать санавиацию — а она очень зависит от погоды, и выходит, что риск для здоровья значительно выше.
Сложно и с оформлением документов — если кто-то родился или умер, если нужно зарегистрировать брак или развод, то ближайший загс будет явно не в шаговой доступности, и об этом надо думать.
В федеральной прессе несколько лет назад обсуждалась проблема, когда люди из поселков на Таймыре не могли похоронить своих родственников, потому что не удавалось получить свидетельство о смерти без вскрытия, а для вскрытия надо было вертолетом вывозить тело в город и возвращать обратно — это очень дорого. Соответственно, хоронили без необходимых бумаг, а мертвые продолжали числиться живыми.
В крупных городах Севера тоже есть своя специфика. Ситуация с медициной, доступом к госуслугам и разным потребительским вещам там лучше, тем не менее люди из северных городов, будучи очень мобильными, постоянно сравнивают условия своей жизни с другими регионами. Они пользуются своей возможностью свободно перемещаться по России и на основании этого опыта оценивают места, где сами живут.
И это приводит к миграции?
Сложно сказать, что именно приводит к миграции. Если смотреть исторически, существенно население там выросло в 1960-1980-е годы, когда государство активно поддерживало миграцию на Север. Льготные условия по отпускам, зарплатам и пенсиям привлекали людей на заработки: они хотели накопить денег, купить квартиру в более теплом регионе и таким образом улучшить свою жизнь.
Установка на именно такой сценарий как правильный очень устойчива, даже при том, что многие люди фактически так не живут. Многие не рассматривают отъезд, но молчат об этом: когда все говорят, что желание уехать — это правильно и нормально, неловко говорить, что хочешь остаться. Это позиция, требующая обоснования, и объяснять ее готовы не все.
В 90-е, когда изменилась экономическая система и финансовая поддержка сократилась, те, кто могли уехать, не откладывали отъезд на потом. С севера Дальнего Востока, к примеру, уехало больше 60 процентов людей.
Сейчас дискуссии сфокусированы на том, что люди уезжают. Но есть и те, кто возвращается. И они неожиданным образом могут вернуться не через год или два после отъезда, а, например, через 20 лет. Я знаю такие истории. Но поскольку общественные дискуссии сфокусированы на отъездах, а не на возвращениях, они оказываются скрыты. Статистика не позволяет их увидеть. Она регистрирует факты въезда и выезда, и по ней невозможно понять, что те, кто вернулся, скажем, через пять лет, — не новые приезжие, а как-то связанные с территорией.
Как показывают наши материалы, на длительном историческом отрезке между теми, кто уехал, и теми, кто приехал и остался, куда больше связей, чем кажется. Люди, которые приезжают на Север зарабатывать, могут быть родственниками, знакомыми, коллегами местных жителей, а те, кто уезжает, могут уезжать не до конца — то есть жить на несколько регионов. В таких случаях часть года живут в каком-то теплом регионе, а на вахту ездят в северную часть страны. Мне известен такой случай — человек живет в Калининграде, а работать приезжает на Чукотку.
И так ездит весь год?
Да, в течение всего года перемещается. Вахта длится пять недель, потом — отдых. Такой образ жизни существует, а вот улавливает ли его статистика — сказать сложно. В статистике такой человек может быть по-разному отмечен.
В целом разговоров об отъезде в регионах, где мы работаем, действительно много. Но страх по поводу того, что из региона уезжает молодежь, не только северный: например, такие же опасения мы с коллегой наблюдали в селах Татарстана. Об этом говорят — но картина реальной миграции сложнее.
Сейчас вы занимаетесь темой чрезвычайных ситуаций в Магаданской области. Как вы пришли к этому направлению работы?
Да, об этом моя пока еще недописанная диссертация. Я очень хотела исследовать что-то именно в Магаданской области и напала на эту тему, когда стала смотреть, что вообще можно выбрать, кроме ГУЛАГа, потому что это, конечно, первое, что приходит на ум.
А почему не память о ГУЛАГе?
Потому что исследовать это очень сложно. Тема очень насыщенная в плане общего к ней интереса, многое уже описано. Кроме того, я пыталась представить, как я буду разговаривать об этом с людьми, и понимала, что это будет слишком сложно. Ведь когда есть такой интерес к конкретной стороне жизни, людям не слишком приятно про это говорить, они не раскрываются.
Понятно, что, скажем, в центральных районах Колымы эта тема сама приходит к вам, даже если вы ее не исследуете. Но я не хотела брать ее именно в качестве центрального, фокусного сюжета моих разговоров с людьми.
Я стала смотреть какие-то другие вещи, думала, что же мне взять. Тогда, в 2015 году, в Магаданской области был еще довольно плохой интернет — только спутниковый, и поэтому в основном — у государственных органов. На их сайтах было много информации о чрезвычайных ситуациях, предупреждений об отключениях электричества и так далее.
И я думала: удивительно, как люди вообще живут таким образом? Как жить в условиях постоянной тревоги, что что-то пойдет не так? Когда я начала про это более подробно читать, то узнала из местной прессы и других источников о действительно регулярном столкновении с этими сложными условиями — с перебоями в отоплении, в электричестве. Из собственного детского опыта помню телепередачи про замороженные квартиры с наростами льда.
Так я пришла к теме катастроф на Севере. Это очень широкая тема, которой точно могло бы заниматься целое исследовательское подразделение. В мою оптику, скажем, попадает Колыма и ее окрестности, а Норильск с его происшествиями не попадает — я там не работала, с людьми не разговаривала.
До появления интереса к катастрофам я работала в Мурманской области — писала свою магистерскую диссертацию на совсем другую тему. Работа была посвящена стратегиям культурной репрезентации двух живущих бок о бок народов, один из которых считается коренным малочисленным народом Севера, а другой — не считается.
Поясню, что понимается под культурной репрезентацией: это то, как люди, относящиеся к определенной этнической группе, показывают свою к ней причастность, демонстрируют свою культурную особенность.
О каких народах шла речь?
О саами и коми-ижемцах. Они вместе живут в селе Ловозеро — изначально саамском селе, где в XIX веке появились и коми-ижемцы. У последних интересный статус: у коми была в советские годы своя республика, но при этом они считались народностью Севера и имели право на ряд льгот наряду с саами. В 90-х все это поменялось, коми не вошли в число коренных малочисленных народов Севера и включились в активную борьбу за этот статус.
Чукотский пейзаж. Магаданская область, Чукотский автономный округ
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
При этом российские саами — часть международного сообщества саами: представители этой группы живут на севере Швеции, Норвегии и Финляндии. Они используют современные способы демонстрации своих культурных отличий — например, показ этнической моды или рэп на саамском языке. Коми-ижемцы тоже стремятся показывать свои культурные особенности, но ориентируются скорее на советские образцы того, как и где должна быть представлена этническая культура: например, музей со старинными предметами и выступления фольклорных ансамблей. По крайней мере так было в 2010 году, когда я писала эту работу.
Возвращаясь к вашей нынешней работе: какие различия можно провести между условиями чрезвычайных ситуаций на Севере и в остальной России? Мы затронули потребность в авиации, нехватку кадров, перебои в снабжении. Что еще можно отметить?
Видите ли, чтобы ответить на такой вопрос, потребовались бы исследования по другим регионам России. Я потому и говорю, что этим мог бы заниматься целый отдел, — та литература, которая на эту тему существует, написана экспертами МЧС, и это, конечно, не то же самое, что взгляд социальных антропологов.
Для начала надо понять, каким образом эти катастрофы случаются, переживаются, осмысляются в других местах, и тогда получится сказать что-то о специфике Севера.
Последствия прорыва дамбы в поселке Карамкен Магаданской области
Фото: Ольга Москвина / РИА Новости
Можно предположить какие-то вещи: например, что из-за очагового расселения снижена скорость доступа к чему угодно, куда больше зависимость от погоды и времени года. Есть поселки, которые просто не охвачены региональными пожарно-спасательными органами, и там людям приходится кооперироваться, чтобы решать такие задачи.
Некоторые типы происшествий, случающиеся везде, имеют свою специфику: например, автомобильные аварии на трассе «Колыма» могут грозить людям гибелью не только из-за непосредственного столкновения с другим автомобилем, но и из-за того, что поток машин редкий, ближайший поселок может находиться более чем в ста километрах, мобильная связь за пределами поселков не работает, — соответственно, нет возможности обратиться за помощью, и зимой люди могут погибнуть, даже если они не пострадали в аварии, а просто сломалась машина.
Такие условия делают любую поломку на трассе потенциальной чрезвычайной ситуацией, в отличие от регионов с другим паттерном расселения, и требуют специфической инфраструктуры спасения: несколько лет назад на трассе стали устанавливать так называемые «пикеты спасения» — теплые контейнеры с запасом еды, воды, медикаментов и технической возможностью связаться со спасателями. Но чтобы что-то всерьез утверждать про специфику не только Колымы, но и всего Севера, конечно, нужен корпус социальных исследований на эту тему.
24 факта о жизни на Чукотке, доказывающих, что Крайний Север — это ни на что не похожий мир
Эскимосы, олени, чумы — так примерно мы представляем себе Чукотку. И зря, потому что на оленях там уже мало кто передвигается, эскимосы лишь один из многих народов этой земли, да и в чумах они не живут.
А еще мы узнали, как на Чукотке определяют температуру без термометра, — вы тоже узнаете это в конце статьи.
«Начну с того, что Север может принять человека или же оттолкнуть от себя. Думаю, все северяне это подтвердят. Человек, которому здесь не понравится, надолго не задержится — проверенный временем факт. Тот, кого примет, — полюбит регион навсегда. У нас здесь говорят: „Север притягивает“».
Если вы не являетесь высококлассным специалистом и сам работодатель не приглашает вас, приехать на Крайний Север для работы очень затруднительно. Компаниям нужны компетентные люди с опытом работы по специальности (а это чаще всего добыча полезных ископаемых или лесозаготовка), физически и морально подготовленные к тяжелым северным условиям.
Одно из популярных туристических мест здесь — Китовая аллея, на которой несколько сотен лет назад проводились магические обряды. Несмотря на романтическое название, выглядит аллея довольно кровожадно: полкилометра гигантских китовых костей.
Местные жители, дома которых располагаются близ Китовой аллеи, говорят, что сотни лет назад это место было ареной для соревнования шаманов, которые умели летать. Ритуальные обряды проводились на территории аллеи примерно 200 лет подряд. В 16 веке здесь начались сильнейшие заморозки, из-за чего племена перестали посещать священное некогда место, которое в результате на долгие годы ушло в тень. Однако на сегодняшний день Китовая аллея стала одним из популярнейших мест для путешественников со всего мира, гоняющихся за мистикой.
Китовая аллея не всегда обладала такой бешеной популярностью, как в наше время. Это место, священное для эскимосов, расположившееся на острове Итыгран, было обнаружено относительно недавно, в 70-х годах прошлого столетия, учеными, которых курировал Михаил Анатольевич Членов, российский этнограф.
Аллея состоит из двух рядов костей гренландских китов, которые наполовину погружены в землю. Первый ряд протяженностью 500 метров — кости, а второй ряд — многочисленные черепа китов, которые достигают огромных размеров: длина каждого варьируется от двух до трех метров в ширину. Археологический комплекс расположен на побережье, при «строительстве» аллеи были использованы останки около 60-70 взрослых китовых особей. Удивительно то, что под слоем гальки, которая лежит между рядами, находится огромное количество других китовых костей, что означает, что до момента обнаружения аллея была еще больше.
Сейчас любой турист, желающий увидеть это мистическое место, может оформить путевку, в программу которой будет входить маршрут-путешествие по Китовой аллее.
Хотя Чукотка и США находятся рядом, попасть из одной точки в другую крайне затруднительно. Поэтому, если у чукотского жителя возникнет желание слетать в Америку, ему проще будет сделать это из Москвы: то есть добираться через всю страну и по возможности с заездом во Владивосток (там находится ближайшая к Чукотскому автономному округу точка выдачи виз).
А еще на Чукотке находится крайняя восточная точка России — остров Рaтманова. Но там никто не живет.
Попасть из Анадыря, столицы автономного округа, в аэропорт — увлекательное приключение: для этого нужно пересечь залив. Летом это можно сделать на катере или барже, весной и осенью — на вертолете. Зимой все проще: традиционно залив переезжают по толстому льду.
Чукотка — единственное место в России, где мужчин больше, чем женщин. Связано это с тем, что в регион со всей страны съезжаются на заработки, а большинство предлагаемых профессий традиционно мужские.
Овощи и фрукты здесь очень дорогие из-за высокой стоимости доставки. Зачастую в магазинах люди просят их у продавца поштучно: например 3 картофелины для супа.
С яйцами, да и другими продуктами с Большой земли та же история. Причем, к сожалению, до пункта назначения продукты часто доходят уже испорченными.
Еще одна сложность с покупкой продуктов: многие магазины работают с обеденными перерывами и только до 8 вечера.
Интернет здесь тоже дорогой: приходится платить 2 рубля за мегабайт. То есть просмотр фильма онлайн обойдется примерно в 3 тыс. рублей.
Зато города радуют жителей бесплатным общественным транспортом, а села — бесплатными детскими садиками. Кроме того, очередей в них не бывает. Как правило, если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком, его сразу же зачисляют в детсадовскую группу.
По чукотским улицам, бывает, разгуливают медведи, поэтому самим жителям в темное время суток рекомендуется особо не ходить. К слову, местные знают: от медведей нельзя убегать и тем более кричать на них при встрече — можно отпугнуть зверя шипением.
Во время белых ночей — с конца мая по июнь — солнце светит почти круглосуточно, лишь на пару часов скрываясь за горизонтом. Поэтому в выходные довольно много людей гуляет по так называемым ночам, больше похожим на привычный нам ранний вечер.
А полярная ночь знаменита северным сиянием. Впрочем, у некоторых оно не вызывает такого восхищения, как у приезжих: для коренных жителей это обычное дело.
На Чукотке едят консервы из мяса кита. Они полезные: продукт богат белком, витаминами и фосфором.
Один из самых узнаваемых символов Чукотки — Пеликен, хранитель домашнего очага. По легенде, он поедает человеческую зависть, злобу, проблемы и плохие мысли, переваривает их в своем огромном животе и излучает взамен добро и счастье. В селе Лаврентьево установлен памятник Пеликену, и, говорят, если потереть его пупок, можно стать удачливым и неуязвимым для злых сил.
Сравнительно недавно жители Чукотки пересели с оленьих упряжек на личные автомобили. Но и до этого в городах были сотрудники ГИБДД, которые, чтобы хоть как-то работать, для порядка останавливали и упряжки.
Но еще удобнее передвигаться на собачьей упряжке. Собаки более выносливые и могут спокойно пройти там, где олени провалятся в снег. Для упряжки их тренируют с самого раннего возраста: например отучают от охотничьих инстинктов.
Здесь существует такое опасное явление, как южак — внезапный ветер, сильные порывы которого сносят с земли снег и могут даже разрушать дома.
Иногда в городах наметает такие сугробы, что приходится прорывать настоящий тоннель, чтобы выйти из дома.
Некоторые коренные чукотские народы живут в ярангах — жилищах из деревянных шестов и шкур животных, — а вовсе не в чумах, как мы привыкли слышать в анекдотах.
У чукчей в ходу двадцатеричная система счисления вместо привычной нам десятеричной. В ее основе лежит счет на пальцах, который раньше был удобен для торговли. Так, слова «пять» и «десять» в чукотском языке образованы от слова «рука», а «двадцать» имеет тот же корень, что и слово «мужчина».
Здесь чтят обычаи предков: во многих домах можно увидеть передающиеся по наследству родовые талисманы и обереги. А живущие здесь малые народы изо всех сил стремятся передать свои языки подрастающему поколению.
У чукчей есть традиция при рождении не только давать имя ребенку, но и сочинять для него песню.
Бонус: чукотский способ определения температуры
Если в доме нет термометра, некоторые пользуются этим проверенным поколениями способом определения температуры. Каждое утро просыпаться и смотреть в окно: если идет снег — тепло, если нет снега — холодно, если на улице туман — очень холодно, ниже минус 40 °С, при этом чем сильнее туман — тем холоднее. © В самой крайней точке бытия / Telegram
А вам доводилось бывать на Крайнем Севере? Смогли бы вы остаться там жить?
Найдены дубликаты
К сожалению только в западной части такая природа, в восточной части одна унылая тундра. Когда приезжаешь в центральную часть России, глаза очень радуются деревьям
Хех, я там 7 лет прожил, в сентябре только вот уехал.
Вернулся из командировки в пятницу. Интересное место, конечно, но я привык к мегаполису. Хотя природа там особенная, впечатляет
Я 2 года в этой жопе мира прожил, вспоминаю с ужасом.
«Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас
ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы
прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно
передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов,
ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то
среди мягких пейзажей европейской России.» ( О. М. Куваев Территория )
Родственница прожила там много лет. Каждый год на несколько месяцев уезжала туда работать. На мой вопрос: «не мёрзнете там?», ответила: «я только там согрелась». Сами мы из Краснодарского края. )))
Оч классный рассказ, спасибо вам за него)
Последнее фото напомнило:
Еще способы: при 40 и ниже при вдохе через нос прихватывает морозом слизистую,как бы в носу слипается), при ниже 50 плевок замерзает на лету. В детстве я развлекался так,через форточку с третьего этажа выплескивал кружку горячей воды, которая сначала превращалась в тучку пара,а затем на землю падали уже льдинки. При ниже 40 в школах объявляли актированный день,родители шли на работу,а мы шли играть в хоккей во дворе.
В Мск, наверное, это обусловлено большим количеством и жителей, и транспорта.
Согласен. Машины, застройка, люди, метро(которое греет землю), все остальное. Это все сильно влияет на погоду. Отъехав немного, например в тверскую область, сразу климат ощущается. Да чего говорить, и на даче в 60-80 км от мск зима настоящая и сезоны
с. Лаврентия Чукотского района ЧАО, а не Лаврентьево.
Остров Ратманова одновременно и самая восточная, и самая западная точка России)
Гренландские киты находятся под угрозой исчезновения. Спасибо всем охотникам.
если на Чукотку приезжает семья с маленьким ребенком
Пьянству бой
Канал автора в ТТ yurikskh
Индусам показали кино про «приморских людей»
Четыре года снимал режиссер Иван Головнев свой фильм «Земля кереков» (несколько лет съемочная группа потратила только на изучение архивов). Теперь его показывают на фестивале FOLKLORE в индийском тричуре.
Кереки — самый малочисленный северный народ России. В 2010-м году во время переписи было зарегистрировано только четыре представителя этой загадочной национальности. Этнографы и лингвисты с трудом набирают сегодня и 5 тысяч слов уже забытого керекского языка. Еще в 1991 году его носителей оставалось всего три человека. Фильм «Земля кереков» построен вокруг историй современных наследников керекской культуры. Много материала посвящено мировоззрению анкалгакку — «приморских людей», как называли себя сами чукотские аборигены.
Бесценные собаки Крайнего Севера
Собачья упряжка на Чукотке. Снимок сделан на тренировке упряжки.
Езда на собаках в течение многих веков была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Еще в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Это объясняется тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье часто не было других животных, пригодных для перевозки грузов, но зато существовала возможность добыть и заготовить корм собакам на долгую зиму.
Хозяин будущей упряжки демонстрирует своего щенка:
Чукотские дети катаются на собачьей самодельной упряжке:
Снимки сделаны в окрестностях сел Инчоун и Нешкан на Чукотке.
Не Исландия, но Чукотка. Эгвекинот.
Тихий, спокойный посёлок с размеренной жизнью, именуемый местными не иначе как «Чукотский Сочи».
Расположен он на берегу Залива креста Берингова моря в 32 километрах южнее Полярного круга. Посёлок окружён кольцом гор (здесь их называют сопками), высшей из которых является гора Большой Матачингай (1468,4 м).
Есть своя горнолыжка.
Храм. Говорят на открытии был сам патриарх.
Залив ещё покрыт льдом, который может стоять до июня.
Памятник строителям автодороги Эгвекинот — Иультин.
Немного портят вид аварийные дома.
Согласно википедии, к этому году население Эгвекинота составляет 3189 человек.
И напоследок собака с ботинком)
Цены на дизельное топливо и бензина в Чукотском АО
Два прошлых поста о ценах на Чукотке набрали по 2000 плюсов, решил еще запилить пост о ценах.
Я уже писал серию постов про цены на продукты и их качество на Крайнем Севере. Ссылки на них будут в конце статьи.
Сегодня поговорим о ценах на ГСМ (горюче-смазочный материал). Для примера я взял только бензин и дизельное топливо. Масла, смазки, ГСМ для авиации брать не стал.
Здесь топливо низкого качества. Топливо нефтяных-гигантов стоило бы в разы больше.
Именно поэтому, у нас нет пробок, чистый воздух, а люди ездят на такси. Всем добра. Радуйтесь вашим ценам на бензин.
Другие статьи на тему цен и качества на Чукотке:
Самый дорогой авиаперелет по России в эконом-классе стоит более 50 тысяч рублей
Но тут все достаточно не просто. Задумывались ли Вы о том, сколько стоит билет на самолет из вашего города в Сочи? Хотя бы в Сочи. Я уже не говорю о других странах. Дорого? Не думаю. Давайте посмотрим сколько стоит билет на самолет в обычное время года С Анадыря в Москву и с Москвы в Анадырь.
Билет в обычное время года (с сентября по май) стоит стандартно от 22985 рублей. Заметьте, что это без багажа. За него еще придется заплатить 1000 рублей.
А вот в период отпусков (с июня по сентябрь) здесь творится нечто, билеты колоссально поднимаются в цене.
Да, еще есть билеты, которые стоят чуть больше 40 тысяч рублей. Но они на середину июля примерно. А у жителей Севера отпуск 52 дня. А, если еще и вредность есть, то все 59 дней. У врачей и других служащих еще больше. Поэтому улететь им надо именно в начале лета.
Кроме того, стоит обратить внимание, что цены действительны сейчас, к концу мая они вырастут еще в три раза. В прошлом году стоимость билета в эконом классе доходила до 180 тысяч рублей!
В продолжении истории о том, как я в 20 лет улетел на вахту, пилю новый пост. Данный текст будет о том, как я собираюсь на вахту и добираюсь до рабочего места Ссылки на первую и вторую часть:
Собираемся на вахту:
Встреча в аэропорту
Прилетают все в разное время. Кто-то задолго до вылета, кто-то прям под самолет. Смотря у кого какие были борты. Я стараюсь прилетать часа за четыре до вылета. Так спокойнее. Садимся обычно на втором этаже, и ждем, когда соберется вся команда. В это время можем выпить по бокалу пива, сходить в Макдональдс. Часто бываю задержки рейсов, особенно весной. При чем задержки могут быть свыше 6 часов. В этом случае берем карты и идем в кафе. Играем под облепиховый чай и сладости.
Прямой рейс в Анадырь совершает авиакомпания Ютейр. Летают из Москвы в воскресенье и четверг. Обратно в понедельник и пятницу соответственно. Это фото из аэропорта Анадыря, в Москве как-то не приходилось фотографировать самолет. Летает боинг 767-200. Я стараюсь не есть, питание у Ютейра мне совершенно не нравится. Беру с собой что-нибудь в аэропорту.
Прилет в город Анадырь и дорога на месторождение
По прилету в Анадырь, нас встречают в аэропорту. В зависимости от времени года дорога с аэропорта бывает нескольких видов:
1. По зимнику, если дорога по нему разрешена.
2. На вертолете, если зимника еще нет, а лед уже начал образовываться
3. На катере, если это лето и хорошая погода
Данному передвижению могу тоже посвятить целую статью, если интересно пишите в комментарии. В общем, когда в город худо-бедно добрались, то идем в офис поздороваться с постоянным персоналом, забрать вещи, обменяться документами с отделом кадрами, бухгалтерией и так далее. К вечеру запланирован выезд на промысел.
Продолжение будет, если будет активность. Могу запилить прям посты с дорогой летом, зимой, с фото и видео. Даже прям могу спросить: стоил ли делать пост с 10-15 фото с дорогой по тундре?
Не забывайте подписываться на мой Дзен:
Там пилю чуть больше постов. И больше фото.