основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Таким образом, во втором полугодии жизни психическое развитие ребенка определяется предметно-манипулятивной деятельностью и связанным с ней ситуативно-деловым общением. Поэтому диагностика психического развития ребенка на этом этапе направлена на установление уровня развития этих двух факторов.

Диагностика развития общения со взрослым

Параметры общения

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение и предпочитаемая форма общения.

Инициативность ребенка в общении отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка проявляется в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

§ достать недосягаемый предмет (упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

§ повторить интересное действие с игрушкой (завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.); побудить его к желаемому взаимодействию (доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

§ оказать помощь при затруднении (открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

§ в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

§ с целью получения оценки своих действий (сняв кольцо пирамидки, выжидающе посматривает, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения: экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления) и предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает па волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку. Младенец начинает осваивать предречевые средства общения — лепет, первые слова. Владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны.

Источник

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Фамилия, имя ребенка__________Возраст___________Дата обследования_______________

Параметры общенияСитуации
«Пассивный взрослый»Ситуативно-деловое общениеСитуативно-личностное общение
Инициативность0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Средства общения0
1
2
Э
д
П
0
1
2
Э
д
п
0
1
2
Э
д
п
Вовлеченность в общение0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Чувствительность к воздействиям взрослогоНе регистрируется0
1
2
3
0
1
2
3
Предпочитаемая форма общения, занятияпмд
сдо
сло
сдо,
сло
пмд
сдо
сло
сдо,
сло
ПМД
сдо
сло
сдо,
сло
Примечания

Заключение об уровне развития общения у ребенка во втором полугодии жизни

Фамилия, имя ребенка_______Возраст____________Дата обследования____________

Инициативность в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)________

Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)___________________

Вовлеченность в общение (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)________

Средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, предречевые — использует, не использует)_____________________

Источник

Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребенка

Критерии оценки параметров

Отсутствует: ребенок не обращается ко взрослому, уклоняется от общения.

Слабая: ребенок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить ее в руку взрослого; ребенок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого.

Средняя: ребенок обращается ко взрослому не во всех пробах; обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит, например, подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается ко взрослому.

Высокая: ребенок постоянно проявляет инициативу в общении; проявляет настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подает игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т.д.); обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, а также в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т.д.).

Чувствительность к воздействиям и взрослого

Отсутствует: ребенок не отвечает на инициативу взрослого.

Слабая: ребенок изредка отвечает на инициативу взрослого (например, подает по его просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам).

Средняя: ребенок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует.

Высокая: ребенок охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании.

Вовлеченность в общение

Отсутствует: ребенок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично выполняет просьбы взрослого.

Слабая: ребенок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения.

Средняя: ребенок проявляет интерес ко взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко отвлекается.

Высокая: ребенок проявляет интерес, радость и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеется, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения.

Экспрессивно-мимические (Э): ребенок не использует — не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;

ребенок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания.

Предметно-действенные (Д): ребенок не использует — не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие;

ребенок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого.

Предречевые (П): отсутствуют — не обнаруживает понимания речи взрослого;

ребенок понимает речь взрослого, лепечет.

Предпочитаемая форма общения

Ребенок предпочитает ситуативно-личностное общение (СЛО): в ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно-делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживленными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого; в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО.

Ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение (СДО): в ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один; в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого; в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым; все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО.

Ребенок не обнаруживает предпочтения формы общения: не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения в СЛО.

Источник

Диагностика психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни.

Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно). Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает. Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно. В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).

Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев.

Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].
Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].

Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].

Параметры и показатели общения.

Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:
– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);
– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].

Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].

Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].
У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого,
– ответных и инициативных улыбок,
– двигательного оживления и вокализаций,
– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].

Второе направление психологической диагностики – уровень развития познавательной активности. [39, с.14].

По определению отечественных ученых А.С. Галанова, Э.Л. Фрухт, Е.А. Стребелевой, А.А. Реана, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Ю.А. Разенковой и других,познавательная активность ребенка к предметному миру в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, в интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, в его стремлении ознакомиться с предметом всеми доступными средствами [11, 30, 34, 39, 47].

В первые недели жизни внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. Известно, что с помощью рта младенец получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку.

При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2–3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает [1, 10, 39, с. 24].

При благоприятных условиях воспитания для нормально развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Теперь рассмотрим подробно содержание параметров познавательной активности ребенка первого полугодия жизни, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 24].

Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. Рассмотрим содержание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 25–26]

Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго полугодия будем проводить по следующим направлениям: уровень развитияситуативно-делового общения и уровень развития предметно-манипулятивной деятельности[39].

Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенныхЕ.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой[39, с. 33–53]. Первое направление – уровень развития ситуативноделового общения.

Параметры ситуативно-делового общения

По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение,предпочитаемая форма общения.

Описание содержания каждого параметра представлено с позиций вышеуказанных ученых [39, с. 33–53].

1. Инициативность. Этожелание ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. [39, с. 36].

Инициативность ребенка может проявляться в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

При этом ребенок использует разнообразныесредства общения, что является следующим параметром общения.

2. Средства общения:

Известно, что владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны» [39, с. 36].

3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого:

Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 37–39].

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому необходимо выполнять следующие условия:

демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к диагностике [39, с. 37].

Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Как указывают Е.О Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю Мещерякова уровень развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни характеризуется исполнительской стороной деятельности, его эмоциональным отношением к предметам, действиями с ними.

Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности состоит из разнообразных действий с предметами: неспецифические (ориентировочноисследовательские, манипулятивные), специфические и культурнофиксированные. Перечисленные выше виды действий, которые может совершать ребенок, дают возможность выявить уровень овладения предметноманипулятивной деятельностью как исходным этапом предметной деятельности человека [39, с. 47].

Рассмотрим содержание параметров предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни с позиций Е.О Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39, с. 47–53].

1. Виды действий

Первый вид действий – неспецифические действия или ориентировочноисследовательские. Это действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их физических свойств и функций:

Второй вид действий – неспецифические манипулятивные действия. Ребенок по многу раз повторяет какое-то понравившееся действие – стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него [39, с. 47]. После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их.

Третий вид действий – специфические и культурно-фиксированные.

Примерно к 8 месяцам ребенок овладевает специфическими действиями.

Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Так постепенно ребенок овладевает специфическими действиями с предметами. [39, с. 48].

К концу годаребенок осваивает культурно–фиксированные действия (ест ложкой, пьет из чашки и т.п.).

Таким образом, виды действий с предметами такие как: неспецифические ориентировочно-исследовательские(зрительные, оральные, мануальные), неспецифические манипулятивные, специфические и культурно-фиксированные действия определяют содержание диагностики параметра: виды действий предметно – манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни [39, с.

2. Познавательная активность

По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, содержание данного параметра составляют: разнообразие действия с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность [39, с. 48].

Разнообразие действий с предметами – это стремление и умение ребенка с помощью действий извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельности – это степень любознательности ребенка, степень удовольствия от действий и их результата, степень настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его [39, с. 48].

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 48–49].

В данной статье представлено описание диагностических ситуаций. Кликните тут, чтобы перейти к самим диагностическим материалам по этой теме. А также пишите в комментарии Ваши размышления и делитесь ссылками на другие материалы по теме диагностики психического развития ребенка от рождения до 1 года.

Источник

основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Таким образом, во втором полугодии жизни психическое развитие ребенка определяется предметно-манипулятивной деятельностью и связанным с ней ситуативно-деловым общением. Поэтому диагностика психического развития ребенка на этом этапе направлена на установление уровня развития этих двух факторов.

Диагностика развития общения со взрослым

Параметры общения

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение и предпочитаемая форма общения.

Инициативность ребенка в общении отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка проявляется в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

§ достать недосягаемый предмет (упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

§ повторить интересное действие с игрушкой (завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.); побудить его к желаемому взаимодействию (доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

§ оказать помощь при затруднении (открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

§ в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

§ с целью получения оценки своих действий (сняв кольцо пирамидки, выжидающе посматривает, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения: экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления) и предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает па волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку. Младенец начинает осваивать предречевые средства общения — лепет, первые слова. Владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны.

Диагностика уровня развития общения ребенка второго полугодия жизни.

Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго полугодия будем проводить по следующим направлениям: уровень развития ситуативно-делового общения и уровень развития предметно-манипулятивной деятельности. Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой. Первое направление – уровень развития ситуативноделового общения. Параметры ситуативно-делового общения. По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение, предпочитаемая форма общения.

1. Инициативность. Это желание ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной

деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка может проявляться в обращениях ко взрослому по

– достать недосягаемый предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

– повторить интересное действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);

– побудить его к желаемому взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

– оказать помощь при затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

– в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

– с целью получить оценку своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения, что является следующим параметром общения.

2. Средства общения:

– экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления);

– предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку;

– предречевые средства общения – лепет, первые слова. Известно, что владение средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны».

3. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого:

– берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого;

– реагирует на похвалу и порицание;

4. Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения.

5. Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативного опыта.

Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:

1. Если у малыша сформирована потребность во внимании и доброжелательности взрослого, но недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.

2. Если малыш у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно-деловому общению (СДО).

3. Если ребенок, имеет недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.

4. Если ребенок, имеет богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед незнакомцем», поэтому необходимо выполнять следующие условия:

– перед тем как проводить диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше находиться на руках у матери;

– выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы со стороны ребенка;

– если ребенок проявляет настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими комментариями;

– демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к диагностике.

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение и предпочитаемая форма общения.

Инициативность ребенка в общении отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка проявляется в обращениях ко взрослому по разнообразным поводам:

• достать недосягаемый предмет (упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);

• повторить интересное действие с игрушкой (завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.); побудить его к желаемому взаимодействию (доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку, затем брать их у него и складывать обратно);

• оказать помощь при затруднении (открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

• в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);

• с целью получения оценки своих действий (сняв кольцо пирамидки, выжидающе посматривает, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения: экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления) и предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий).

Предпочитаемая форма общения отражает, во-первых, уровень развития коммуникативной потребности, во-вторых, степень ее напряженности и удовлетворенности, в-третьих, характер предыдущего коммуникативного опыта.

Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности

Уровень развития предметно-манипулятивной деятельности у ребенка второго полугодия жизни определяется характеристиками исполнительской стороны деятельности и эмоциональным отношением ребенка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Обследовав предмет, младенец начинает по многу раз повторять какое-то понравившееся действие — стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. Этот вид действий относится к собственно неспецифическим манипулятивным действиям. В процессе выполнения таких действий ребенок одновременно с потребностью в познании удовлетворяет потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами.

После 10 месяцев ребенок уже интересуется внутренним содержимым вещи — пытается расчленить предмет на составные части и вновь соединить их. Недостаточная ловкость рук, естественная для данного возраста, ограничивает возможности ребенка, однако сам процесс познания, непроизвольное на первых порах достижение результата собственных действий в виде изменении формы предмета, открытия его новых свойств являются для него чрезвычайно привлекательными.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются

Фамилия, имя ребенка__________Возраст___________Дата обследования_______________

Параметры общенияСитуации
«Пассивный взрослый»Ситуативно-деловое общениеСитуативно-личностное общение
Инициативность0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Средства общения0
1
2
Э
д
П
0
1
2
Э
д
п
0
1
2
Э
д
п
Вовлеченность в общение0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Чувствительность к воздействиям взрослогоНе регистрируется0
1
2
3
0
1
2
3
Предпочитаемая форма общения, занятияпмд
сдо
сло
сдо,
сло
пмд
сдо
сло
сдо,
сло
ПМД
сдо
сло
сдо,
сло
Примечания

Заключение об уровне развития общения у ребенка во втором полугодии жизни

Фамилия, имя ребенка_______Возраст____________Дата обследования____________

Инициативность в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)________

Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)___________________

Вовлеченность в общение (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)________

Средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, предречевые — использует, не использует)_____________________

Параметры общения

Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

Параметры и показатели познавательной активности

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение и предпочитаемая форма общения.

Предпочитаемая форма общения отражает, во-первых, уровень развития коммуникативной потребности, во-вторых, степень ее напряженности и удовлетворенности, в-третьих, характер предыдущего коммуникативного опыта.

жизни определяется характеристиками исполнительской стороны деятельности и эмоциональным отношением ребенка к предметам и действиям с ними. Исполнительская сторона предметно-манипулятивной деятельности представлена в виде разнообразных действий с предметами.

Обследовав предмет, младенец начинает по многу раз повторять какое-то понравившееся действие — стучит предметом по поверхности стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него. Этот вид действий относится к собственно неспецифическим манипулятивным действиям. В процессе выполнения таких действий ребенок одновременно с потребностью в познании удовлетворяет потребность в активном функционировании, что способствует совершенствованию навыков действия с предметами.

Второй параметр — познавательная активность, показателями которой выступают разнообразие действий с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребенка с помощью разнообразных действий извлечь максимум информации о предмете. Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельность отражает степень его любознательности, удовольствия от действий и их результата, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *