основные структурные элементы общества сферы общественной жизни базис надстройка и т д
Представления Маркса о базисе и надстройке
Базис и надстройка – основные из понятий социальной философии по версии Маркса. Эти понятия дают довольно четкую картину структуры общественно-экономических формаций. Именно эти два понятия из его философии дали возможность установить значимую связь и виды взаимной зависимости экономического и идеологического вида отношений с учетом их совместных закономерностей развития.
Определения Маркса
Базис
Базис – это первичный вид экономической структуры общества, который представляет собой общность определенных историческим фоном прозводственных отношений.
Надстройкой Маркс называет совокупность нескольких видов идеологических отношений и идей или взглядов и отвечающих за их поддержку и развитие организаций и учреждений, типа государства, церквей, партий и пр. Надстроечные идеи включают в себя следующие виды воззрений:
Согласно описанным Марксом в своей философии «формам общественного сознания», базис должен носить изменяющийся характер, должен меняться исходя из исторического фона, в том числе развития сил производства. Существенные изменения в качестве экономического общественного строя, а значит в базисе, меняют и надстройку.
Однако изменения, согласно понятиям Маркса, происходят далеко не сразу, а после нескольких звеньев, которые связывают их между собой. Например, философия связана с базисом через мораль, политику и право. Надстройка же обладает относительно самостоятельным уровнем развития, который, в зависимости от обстоятельств, может незначительно опережать базис в развитии или немного отставать от него.
Надстройка
Надстройка способна выполнять значимые для развития общества функции. К ним относятся, например, выражение и закрепление экономического вида отношений собственности, предоставленного общества изначально с использованием некоторых норм и учреждений, относящихся к праву и политике. Однако в каждом из обществ есть такие элементы надстройки, которые способны разрушить породивший ее базис. Итог: надстройка активно влияет на базис.
Разработанная Марксом версия концепция взаимодействия базиса и надстройки была одной из самых первых попыток проанализировать социум с точки зрения сложно созданной системы. С другой стороны, это был крайне упрощенный способ обобщить материалистическое решение. Именно эта концептуальная схема стала причиной волны критики от оппонентов Маркса за настрой экономического материализма.
Материалистическое понимание истории человечества
В основе материалистических взглядов на исторические события, которые были сформулированы Марксом, лежит признание факторов, влияющих на уровень производства, ведущими. Другими словами, эти факторы будут поставлены выше процессов развития и перемен в общественном сознании.
С этого ракурса все исторические процессы будут развиваться в качестве последовательной и закономерной смены формаций общественного и экономического характера. Как правило, именно они приводят к развитию производственных сил и усовершенствованию способов производства.
Маркс дал краткую вышеописанную оценку существу исторического материализма во вступлении к «Капиталу», однако он пришел к этим выводам намного раньше. В течение последних лет жизни и после смерти Маркса Энгельс собрал все его идеи воедино, систематизировал их и изложил в своем труде под названием «Анти-Дюринг» и некоторых последовавших за ним работах.
В понятие способа производства обязательно входит надстройка, которая представлена политическими, идеологическими и юридическими институтами общества.
Смысл общественно-экономических формаций дает возможность отделить общее в установленных порядках разных стран мира, которые находятся на одном уровне развития согласно историческому фону. Так можно применить в процессе исторического исследования общенаучные критерии повторяемости, подойти к раскопкам с целью познания объективных законов общества и процессов его развития.
Базис является материальным производством, которое образуется с помощью сочетания производственных сил – массы рабочих и производственных средств, которыми они пользуются – и производственных отношений (общественные отношения, которые обязательно возникают в процессе производства). Так что базис является основой и первопричиной для каждого процесса хотя бы теоретически имеющего возможность произойти в обществе. Согласно своей роли в процессе производства, в любой формации можно выделить два условных класса: представителями первого являются трудящиеся, производящие товар или услугу, и собственники средств, задействованные в производстве.
В отличие от базиса, надстройка является совокупностью нескольких видов отношений, определяющих чувства, настроение, взгляды, идеи, теории, которые в обобщенном виде открывают общую картину психологии и идеологии общества. Вот их краткое перечисление:
Список общественно-экономических формаций
Рост уровня сил производства и борьбы упомянутых выше классов провоцирует прохождение общества через определенные формации, к которым относятся:
В этой статье были коротко изложены понятия надстройки и базиса, которые вывел Маркс и позднее структурировал Энгельс.
Содержание
Базис (от греч. βάσις — основание) и надстройка — категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих её общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия.
Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада наших человекоподобных предков в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определённые отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства — экономические или производственные отношения — складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил.
Совокупность исторически определённых производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения.
Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определённый базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в цитированном выше предисловии к «К критике политической экономии»:
Общественная надстройка потому называется «надстройкой», что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определённая надстройка имеет свой базис. Базис определяет надстройку, её особенности, структуру, т. е. надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. Надстройка выражает субъективную сторону общественной жизни, хотя по отношению к отдельному индивиду или социальной группе структуры надстройки объективны.
2. Классовый характер надстройки в антагонистических обществах
Надстройка, как и базис, имеет исторический характер. Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определённая, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.
В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, например, в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов. В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях.
3. Преемственность надстройки
Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создаёт. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т. е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счёте философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.
Надстройка общества как целое живёт одну эпоху. Однако в силу ряда исторических условий, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, неравномерности развития отдельных частей надстройки, а также в силу некоторых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, некоторые идеологические формы, общественные идеи и учреждения переживают эпоху, в которую они возникли, и существуют в последующих общественных формациях. При переходе от одной общественной формации к другой, соответственно при смене одного базиса и настройки другими базисом и надстройкой, уничтожаются, ликвидируются революционными силами реакционный базис и элементы надстройки. И, наоборот, сохраняется всё великое, передовое в области духовной культуры, нравственности и искусства, что создаёт преемственность в историческом развитии общества. В то же время некоторые элементы надстройки могут существовать как пережитки.
4. Многообразие базиса и надстройки
В совокупности базис и надстройка характеризуют конкретный облик определённой общественно-экономической формации. Базис, являясь экономической формой производства, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и отношений. Он составляет как бы «экономический скелет» общественной формации, который с помощью надстройки облекается «плотью и кровью». При этом под базисом следует понимать лишь совокупность господствующих производственных отношений, поскольку для характеристики общественных-экономической формации, её отличия от других формаций важна качественная определённость господствующего типа производственных отношений, его доминирование в рамках данной формации.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных обществ практически не встречается чистый базис без большей или меньшей «примеси» отношений, доставшихся от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей, более высокой общественно-экономической формации.
Поэтому, выделяя господствующий тип производственных отношений, наука как бы отвлекается от особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых исторических и культурных традиций, от конкретного многообразия производственных отношений, существующих наряду и одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определённого общества для получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производственных отношений и соответствующие ему явления надстройки, но и всю совокупность различных типов производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества.
Понятия базиса и надстройки служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых базиса и надстройки. Кроме того, следует учитывать, что «… один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д. — может обнаруживать в своём проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» [3]. Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер базиса и надстройки устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.
5. Активный характер надстройки
Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определённом базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший её базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия).
Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определённых направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» [4]. То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом.
Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент надстройки, овладевая массами, становится могучей материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакционная идеология ведёт к задержке развития, а то и к величайшим человеческим трагедиям (человеконенавистническая идеология фашизма, империалистическая идеология, защищающая интересы монополистического капитала, агрессию и милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка — это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетённых. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.
6. Социалистические базис и надстройка
Социалистические базис и надстройка качественно отличаются от базиса и надстройки всех предшествующих формаций как по содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистические производственные отношения, выражающие общественную собственность на средства производства, не могут, в силу антагонизма труда и капитала, возникнуть в рамках капитализма, в которых создаются только отдельные элементы надстройки будущего общества — коммунистические партии, научная идеология марксизма-ленинизма и социалистические формы сознания. В то же время капитализм развивает современные производительные силы, которые вступают в конфликт с частно-капиталистической формой присвоения, характерной для буржуазного базиса. Данный конфликт разрешается социалистической революцией, которая разрушает буржуазную государственную машину и создаёт государство нового типа — диктатуру пролетариата, которая служит рычагом экономического преобразования общества на социалистических началах.
Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию.
Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма. Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в капиталистическом обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата. Далее, социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, обусловлена им. Развитие социалистической экономики, её изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке.
Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный прогресс. Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, социальный и политический гнёт, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В противоположность капиталистическому базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа производства в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфические закономерности развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях переходного периода к социализму и социализма, возрастает роль надстройки (как идеологической, так и — в переходном периоде — политической). В капиталистическом обществе экономика и её законы действуют стихийно. В условиях переходного периода к социализму социалистическое сознание масс и социалистическая общественная надстройка в целом играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль.
§ 3. Другие способы анализа структуры общества: сферы общественной жизни; базис и надстройка; общественное бытие и общественное сознание
Есть, однако, несколько причин, которые существенно ограничивают использование этого подхода в данной работе и вообще в аспекте социологии истории. Во-первых, мне бы хотелось сделать акцент не только на описании подсистем общества (а сферы, по сути, и есть подсистемы), но и на том, как именно они взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, неразрывно переплетаясь, показать механизмы этого взаимодействия. Но, используя такой способ, я поневоле, по логике исследования, должен был бы сосредоточиться на описании внутренней структуры каждой сферы. А мне, как уже сказано, что-то требовалось разобрать подробнее, что-то короче. Во-вторых, такой прием усложнил был возможность описать общество как совокупность подсистем и частей, хотя взаимосвязанных и взаимозависимых, но очень по-разному, и имеющих иерархию по значимости. А деление по сферам больше предполагает равноправность подсистем. В-третьих, я хотел показать общее, имея в виду историческое своеобразие конкретных форм и вариантов. Для ранних же и специфических обществ анализ по сферам был бы весьма затруднен из-за того, что они еще ясно не выделились, сращены, не дифференцированы. Анализ по сферам удобен, когда нужно оттенить выделение какой-то одной подсистемы или для грубого, приближенного исследования зрелых обществ. Но он плохо подходит к изучению переходных, неразвитых, специфических обществ. Поэтому я использую более сложный метод, который, однако, включает частично и анализ по сферам, что только доказывает наличие многих возможностей для исследования.
Именно в плане социологического закона, когда мы сразу рассматриваем очень много обществ, утверждение о том, что базис можно считать доминирующей подсистемой по сравнению с надстройкой, является более верным, если помнить, что имеется в виду под доминированием. А это не означает, что базис более реален (см. эпиграф); или что достаточно лишь понять его, чтобы вывести все остальное; ни того, что характер общества определяется одними производительными силами;
ни того, что в любом конкретном случае не окажется ведущей иная подсистема.
Поясню свои мысли несколькими аналогиями и рассуждениями. Представим общество как дом, который стоит на фундаменте. Если последний надежен, нас он волнует мало. Гораздо важнее, кто будет жить в доме и в каких комнатах, куда поставить мебель, как украсить стены и т. п. Но стоит фундаменту осесть, как ситуация меняется. Теперь необходимо вникать в техническе детали, скорее исправлять положение, пока здание не рухнуло. Не так ли в истории? Пока производство обеспечивает определенный цикл, идет собственно история: войны, раздачи земель, награды придворным, борьба самолюбий, партий и т. п. Но стоит начаться голоду, либо хозяйство дает сбой, а с ним колеблется и социальная система, как к нему приковывается внимание: снижают налоги, регулируют наиболее тяжелые несоответствия и т. п. Я говорю прежде всего о доиндустриальной истории. При этом нередко правители доводили общество-дом до того, что он обваливался под напором революций или отделения провинций. В последние десятилетия отношение к производству коренным образом изменилось, хотя, к сожалению, не везде.
Или вот еще одна аналогия. Здоровье можно определить как базис жизни человека. Но относятся к нему люди по-всякому, чаще всего расточительно. Это, однако, может измениться, стоит человеку серьезно заболеть или осознать гибельность своих поступков.
В современной философии выработаны понятия: определяющая и управляющая стороны в общественной жизни. Базис можно считать определяющей, а надстройку — управляющей сторонами. Отношения между ними не жесткие. Базис определяет границы возможностей и как бы очерчивает круг вариантов развития надстройки, он очень важен в отношении взаимодействия общества с природой, объема благ, поступающих в распределение, и т. п. Надстройка имеет ряд вариантов использования ресурсов и комбинирования факторов. От того, какой именно возобладает, в свою очередь, сильно зависит и сам базис. Если продолжить сравнение, то за определяющую сторону можно принять автомобиль, а за управляющую — водителя. Читателю нетрудно представить себе ограничения и возможности, которые дает автомобиль водителю, а также понять, почему в одних руках он служит долго и безаварийно, а в других — нет.
Термин «надстройка» носит слишком абстрактный и расплывчатый характер, чтобы специально его анализировать вне связки «базис — надстройка». А такая связка, как я уже говорил, служит только при определенных целях.
Смотря на прошлое в масштабах социологии истории, нельзя не увидеть, что на ранних этапах огромную, очень часто базисную роль играет географическая среда. Об этом еще будет речь дальше. В индустриальных обществах роль природы слабеет, уступая место производительным силам. В первой части я уже приводил ряд доводов в их «пользу»: они преодолевают природные преграды, объединяют человечество, способствуют росту населения и его благосостоянию. Именно с производственными революциями связаны коренные переломы и в остальных частях общества, которые могут, конечно, затягиваться, но так или иначе наступают. Следует однако добавить, что структура производительных сил весьма сложна, а в каждом отдельном обществе может быть существенно иной в зависимости от географического и иных факторов, роли государства и т. п.
Однако связь между географической средой и производством столь тесна, что есть смысл рассматривать их как единую систему — природно-производственную основу общества. В этом случае введение понятия «базис» будет более оправданно и правомерно. В широком смысле эта основа объединяет производительные силы и всю ту часть географической среды, которая базисно влияет на общество, в узком смысле производительные силы и только ту часть природы, которая так или иначе связана с производством. Мы в основном и будем обращаться к этому узкому смыслу (см. следующий параграф).
В марксистской литературе распространен и еще один способ деления общества: на общественное бытие и общественное сознание. Это довольно здравый подход, имеющий под собой важные и естественные основания. Соотношение между этими категориями во многом напоминает то, что говорилось о базисе и надстройке. Но если последние термины более социологические, то первые ближе к философским. Однако они вполне пригодны в некоторых случаях для анализа общественной системы. Не случайно и в западной науке весьма часто говорят о коллективной психике и подобных вещах, которые близки к идее общественного сознания.
Деление на бытие и сознание есть противопоставление реальных явлений и отношений тому, как они осмысляются в головах людей и в коллективных чувствах, интеллекте, сознании. Оно может быть более или менее верным, а то и вовсе превратным, фантастическим, мало связанным с действительностью. Иногда бытие и сознание разделить легче, порой сложнее. При рассмотрении соотношения общественного бытия и сознания очень важен тезис Маркса о том, что бытие определяет сознание. Однако эта зависимость похожа на связь базиса и надстройки. К этому мы вернемся в соответствующей главе.
Прежде чем закончить главу, скажу еще об одном моменте. В некоторых случаях правильнее рассматривать не изолированное общество, а систему из двух (нескольких) столь тесно взаимосвязанных между собой обществ, что отрыв приводит к искажениям. Это может быть в си
туациях: донора-паразита (когда одно общество постоянно грабит другие), распавшегося на самостоятельные части прежде единого государства, полностью экономически или духовно зависимых обществ. Я называю такие тесные единства пространственно-временными группировками обществ. К их числу относятся и близкие в религиозно-культурном отношении и устойчивые во времени группы обществ, которые называют цивилизациями (античная, исламская и т. д.).