основатель дьюти фри биография
Миллиардер без миллиарда: создатель duty free потратил все деньги на благотворительность
Первые 15 лет Фини старательно скрывал пожертвования, о которых другие магнаты раструбили бы повсюду. Многие получившие деньги организации понятия не имели, от кого они, а те, что знали, поклялись хранить секрет. «Мне пришлось убедить попечительский совет, что речь не идет о чем-то компрометирующем, что эти деньги не грязные, — рассказывает Фрэнк Роудс, бывший ректор Корнелльского университета, который впоследствии возглавил The Atlantic Philanthropies. — Это было совсем не просто». В итоге Фини все-таки «разоблачили» (заслуга эта принадлежит в том числе Forbes), но его скрытность никуда не делась: до 2012 года он дал не больше пяти интервью. Теперь, когда его благотворительная миссия постепенно подходит к своему логическому завершению, он понемногу выходит из тени, и у нас появляется возможность кое-что узнать о его жизни. Его история удивительна.
Фини явно считает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Он отправил меня на трехчасовую экскурсию по Тринити-колледжу, чтобы я своими глазами увидел все: от сувенирного магазина, сделанного по его собственному дизайну, до центра генетических исследований и лаборатории нейробиологии с кучей крыс с вживленными в их головы электродами. На следующий день он сопровождал меня в шестичасовом путешествии в Университет Лимерика, чтобы показать Ирландскую мировую академию музыки и танца при университете, новую медицинскую школу и спортплощадку, где играют в футбол сотни детей.
Вместо того чтобы рассказывать о своей жизни, он приглашает меня на ужин с Конором О’Клири, который написал биографию Фини «Миллиардер без миллиардов». На ужин Фини приходит в поношенном блейзере и в основном молчит, потягивая шардоне с водой. Иногда он вставляет пару слов: просит меня обратить на что-то особенное внимание или же, что чаще, остроумно подшучивает над самим собой.
Фини родился и вырос в промышленном городе Элизабет (штат Нью-Джерси, США) во времена Великой депрессии. Он служил в военно-воздушных войсках во время Корейской войны, а потом учился в Корнелльской школе по подготовке персонала для отелей на деньги, полученные, благодаря G.I. Bill (денежные компенсации солдатам на обучение или открытие бизнеса). Он окончил школу в 1956-м и поехал во Францию, чтобы продолжить обучение, но вскоре занялся бизнесом: продавал беспошлинный алкоголь матросам американского военно-морского флота. Конкуренция была очень высока, но ему удалось пробиться: благодаря армейскому опыту Фини с легкостью уговаривал матросов пустить его на корабль.
Его партнером в бизнесе стал другой выпускник Корнелла Боб Миллер, с которым они вместе продавали туристам машины, ювелирные украшения и парфюм. Впоследствии к ним присоединились налоговый консультант Тони Пиларо и бухгалтер Аллан Паркер, что позволило вывести бизнес на более профессиональный уровень. К 1964 году у их компании Duty Free Shoppers было более 200 сотрудников в 27 странах.
Вскоре благодаря японскому экономическому буму их небольшой бизнес превратился в одно из самых прибыльных предприятий розничной торговли в истории. В 1964-м, в год Токийской олимпиады, Япония сняла ограничение на выезд туристов за границу, введенное после Второй мировой войны для восстановления экономики. Японские туристы с туго набитыми кошельками ринулись путешествовать. Наибольшей популярностью пользовались Гавайи и Гонконг. Фини нанял новых продавщиц — симпатичных японок. А потом он завалил прилавки коньяком, сигаретами и кожаными сумками: японцы, помешанные на сувенирах, покупали их в подарок друзьям и коллегам. Вскоре Фини стал платить гидам, чтобы они отправляли туристов в магазины Duty Free Shoppers перед заселением в гостиницы.
Только узкий круг приближенных знал, что состояние Фини — всего несколько миллионов долларов, и что у него даже нет своей машины. Во время секретной встречи с Малкольмом Форбсом сотрудники Фини пытались уладить это недопонимание, но в результате решили оставить все как есть. Фини продержался в рейтинге Forbes вплоть до 1996 года.
Хотя Фини передал свою долю в Duty Free Shoppers в собственность The Atlantic Philanthropies (через схему с минимизацией налогообложения и раскрытия информации), он не перестал заниматься развитием компании. Оставаясь членом совета директоров Duty Free Shoppers, Фини постоянно пытался заработать как можно больше. Поскольку его благотворительный фонд владел долей в непубличной компании, то его деятельность полностью зависела от дивидендов. И это стало проблемой, когда из-за войны в Персидском заливе и последовавшего упадка мирового туризма, денежные потоки Duty Free Shoppers сократились. После оздоровления экономики Фини стал убеждать своих партнеров в необходимости поиска покупателя для компании. Он полагал, что лучшие дни Duty Free Shoppers позади, кроме того, его фонду была нужна большая свобода.
Основным претендентом на покупку компании Фини стал мировой лидер индустрии роскоши — французский холдинг LVMH во главе с Бернаром Арно. Алан Паркер почти сразу согласился на продажу, убедить Пиларо и Миллера оказалось труднее. Целых два года владельцы Duty Free Shoppers спорили друг с другом и с Арно об условиях сделки. При этом каждый из них нанял высококлассного юриста. «Всякий раз, когда я видел очередного адвоката, думал: боже мой, сколько мы платим этому парню?!» — смеется Фини.
В 1997 году, когда Фини, Пиларо и Патрик продали LVMH свои доли в Duty Free Shoppers, секретная благотворительная деятельность Фини была раскрыта. Из-за сделки анонимность Фини, конечно, была утрачена, но зато он приобрел влиятельных единомышленников. Билл Гейтс и Уоррен Баффетт утверждают, что на создание Фонда Билла и Мелинды Гейтс и фонда Giving Pledge их вдохновил главным образом Фини. «Чак часто повторяет, что ни у кого из нас нет ответов на все вопросы, — говорит Гейтс. — Но я могу сказать, что нам с Мелиндой удалось с его помощью получить ответы на многие вопросы».
The Atlantic Philanthropies во многом является предшественником фонда Гейтса. Он занимается «высокомаржинальной» благотворительностью, где из каждого пожертвованного доллара извлекается максимальная польза, будь то помощь пострадавшим при землетрясении на Гаити ($250 000) или строительство нового медицинского кампуса Университета Калифорнии ($290 млн).
Особенность образа мыслей Фини проявляются даже в том, как он платит налоги. Он старался уйти от их уплаты с того момента, как основал бизнес в Лихтенштейне и оформил свою холдинговую компанию на Бермудах на имя своей жены-француженки, при этом его заботила вовсе не личная выгода: просто, сэкономив на налогах, можно больше отдать на благотворительность.
Фини так формулирует главное правило для благотворителей: чтобы жертвовать деньги, не нужно ждать, пока ты состаришься. Лучше сделай это сейчас, пока ты полон энергии и можешь что-то изменить. «У богатых есть определенные обязательства. — говорит Фини. — Я не могу за них решить, куда девать деньги, но мой вам совет: тратьте их с умом».
6 сентября каждый университет Ирландии торжественно присудил ему почетную докторскую степень в области права: такая награда вручается впервые в истории. А скоро у Фини, благодаря Голливуду, появится возможность объявить о своих идеях всему миру. Джорджа Клуни заинтересовала история его жизни, и он обдумывает съемки фильма. На вопрос о том, какой актер мог бы сыграть его, Фини после долгих раздумий ответил: «Ну, наверное, Дэнни Де Вито».
От продажи спиртного морякам до звания одного из самых известных благотворителей мира
Биография создателя Duty Free Shoppers Чака Фини
Обозреватель vc.ru изучил биографию основателя сети Duty Free Shoppers Чака Фини, который начинал бизнес, продавая спиртные напитки и другие товары морякам, благодаря неординарному подходу смог создать сеть магазинов беспошлинной торговли, а сейчас активно тратит свое состояние на благотворительность, став примером для Билла Гейтса и Уоррена Баффетта.
Беспошлинные магазины Duty Free популярны во всем мире. Одна из крупнейших сетей этого направления называется Duty Free Shoppers, и известна она не только своим благодаря успеху, но и благодаря личности своего основателя.
Речь идет о знаменитом «миллиардере без миллиардов» Чаке Фини, который создал Duty Free Shoppers в надежде просто заработать на жизнь. В итоге он получил на этом миллиарды, но вместо того, чтобы войти в список богатейших людей мира и наслаждаться богатством, Фини активно жертвует на благотворительность сохрання лишь малую толику своего состояния.
Истоки беспошлинной торговли
Сеть Duty Free Shoppers не была первой в своем роде, как и не является единственной сейчас. На данный момент в этом направлении действуют несколько компаний.
Впервые беспошлинная торговля получила широкое распространение на борту круизных кораблей в 30-х годах. Само собой, открывшейся нишей заинтересовались и другие предприниматели, которые оценили возможности нейтральных зон в аэропортах.
С исторической точки зрения первый магазин беспошлинных товаров был открыт Бренданом О’Реганом в ирландском аэропорту Шаннон. Предприниматель заметил, что люди, прошедшие паспортный контроль, по документам уже покинули территорию Ирландии, а потому налоговое законодательство этой страны на них не распространяется. Открытый в нейтральной зоне аэропорта магазин давал возможность существенно сэкономить при покупке алкоголя, табачных изделий и парфюмерии, что сыграло свою роль в привлечении потенциальных клиентов.
Правительство, по слухам, поддерживало О’Регана, считая, что таким способом можно значительно увеличить популярность ирландского виски.
Избранная О’Реганом модель стала популярна и распространилась по всему миру. Крупнейшая из компаний этого направления называется Dufry — она появилась еще в 1865 году, хотя на этот рынок зашла только в 50-х. На данный момент у нее более 2200 магазинов по всему миру.
Duty Free является чрезвычайно популярной бизнес-моделью. Роль Фини в её развитии — это азиатский рынок и хороший пример того, как человек при желании может использовать популярную идею для создания собственного бизнеса. Многие источники склонны называть Фини настоящим провидцем, учитывая то, что DFS зашла на рынок Азии, когда она еще не была одним из крупнейших экономических центров мира.
Ранние годы Чака Фини
Чарльз Фини родился в городе Элизабет, штат Нью-Джерси, в 1931 году. Его семья имела ирландское происхождение и жила достаточно скромно. Великая депрессия также сказалась на финансовом состоянии.
Его отец работал в страховой компании, а мать — медсестрой. Также родителям Чака не была чужда благотворительность. В частности, известно, что его мать была волонтером Красного Креста, а отец состоял в католической организации Knights of Columbus. Это, по общему мнению, повлияло на взгляды Чака на благотворительность.
Еще в детстве Чак демонстрировал свои предпринимательские способности. В десять лет он торговал рождественскими открытками, а также в преддверии этого праздника помогал почтальону разносить письма.
Будучи умным ребенком, он преуспевал в учебе и даже выиграл стипендию на обучение в Regis High School. Здесь учатся молодые люди католического вероисповедания, демонстрирующие высокий интеллект и лидерские качества. До конца он так и не доучился, поскольку был пойман на списывании экзамена по религии.
В 17 лет Фини отправился служить в ВМС США. Судя по всему, особым патриотиотом он не был, а в армию отправился по собственному желанию исходя из того, что все равно был бы призван в ближайшие несколько лет — в США тогда еще существовала срочная служба. Фини был радистом и принимал участие в Корейской войне. О его заслугах в этот период известно мало, зато служа в ВМС Чак получил широкую сеть знакомств среди моряков, что пригодится ему в будущем.
После окончания срока службы Фини благодаря закону о поддержке ветеранов получил стипендию для получения высшего образования и возможность поступить в университет.
Выбрал он Корнелл, входящий в Лигу Плюща, а потому его денег едва хватило на оплату обучения. Изучал он отельное администрирование и, похоже, достаточно успешно. В процессе Фини пытался заработать денег на жизнь и нашел интересную нишу —продавал сэндвичи братствам. Приблизительно в это же время он познакомился со своим будущим бизнес-партнером Робертом Миллером, учащимся на той же специальности, но на курс старше.
После окончания Корнелла Фини получил предложение о работе от нескольких крупных отельных сетей, но отказал им, к удивлению родных и друзей. Идей о том, что делать в дальнейшей жизни, он не имел, но в итоге решил получить остатки своей государственной стипендии, которой должно было хватить еще на четыре месяца. Вот только для этого ему нужно было продолжать учиться.
Вместо США он в этот раз выбрал Европу. Обратившись во французское консульство, он узнал, что во Франции обучение бесплатно, и решил воспользоваться шансом. Пройдя курс французского языка, Чак решил сделать попытку поступить в университеты Страсбурга и Гренобля.
В процессе произошел курьезный случай — по ошибке Фини неправильно положил письма в конверты и когда отправился на собеседование в Гренобль, декан политологического факультета был этим обстоятельством озадачен. В итоге все закончилось хорошо, и Фини приняли в магистратуру.
Первый бизнес с Миллером. Создание Duty Free Shoppers
Позже он нашел работу в лагере для детей, чьи родители служили в ВМС, который находился на юге Франции. Затем он вместе с человеком по фамилии Эдмондс начал продавать спиртные напитки морякам ВМС США, что получалось с переменным успехом, хотя ниша была многообещающей.
Пребывая по делам в Барселоне, Фини узнал, что здесь работает его старый друг Миллер, и решил с ним встретиться. Выпивая в баре, Фини рассказал, что можно зарабатывать, продавая различные товары морякам. Делать это нужно было еще на кораблях, ведь выручить деньги у матросов, сошедших на берег, шансов очень мало. Миллер бросил работу в отеле Ritz, несмотря на то, что его руководителю подобная идея показалась смешной. Миллер и Фини, разумеется, считали иначе.
Их общий бизнес стартовал в 1958 году. Продавали они все — от духов и алкоголя до радиоприемников, зарабатывая на этом хорошие деньги. Для того, чтобы успешно работать, пришлось путешествовать по Европе вдоль Средиземного моря и всевозможными ухищрениями обходить различные проверки и запреты.
Параллельно приходилось заботиться о поставщиках, а также от третьих лиц получать сведения о перемещении Шестого американского флота. Одним из их информаторов была девушка Миллера. При этом работали они настолько успешно, что офицеры удивлялись информированности Фини и Миллера и размышляли над возможными утечками военных данных.
Поставщиками занимался лично Фини, который практически жил на колесах. Расстояние для него не было проблемой — главное это получение более дешевой продукции по сравнению с потенциальными конкурентами и реальными ценами. Люди, описывающие Фини в этот период, отмечают его необычную энергичность и постоянную готовность действовать. Он успевал повсюду, еще и изучая иностранные языки.
Свидетельством успеха предпринимателей можно считать то, что они наладили даже продажи автомобилей. Торговать вскоре стали не только с моряками, но и с туристами.
В начале 1960-х годов Фини и Миллер заинтересовались азиатским рынком и поспешили разместить свои беспошлинные магазины в аэропортах Гонконга и Гонолулу. Открытый же в 1962 году в Гонолулу магазин стал первым Duty Free в США. В 1964 году они разместили первый беспошлинный магазин в гонконгском Коулуне.
Особенности региона тщательно изучались, в том числе выбирались ходовые товары, которые можно было бы с легкостью продать. Целевой аудиторией, как и прежде, были военнослужащие, но в этот раз на базах США в Азии. Для улучшения интеграции они даже нанимали бывших офицеров и солдат в свои офисы, находящиеся на военных базах ВМС и ВВС США в Азии.
Правда, к середине 60-х ситуация усложнилась, во многом из-за агрессивного роста компании Duty Free Shoppers, принадлежащей Фини и Миллеру, которая на тот момент имела уже 200 сотрудников, работая в 27 странах. Оценив рост компании, правительство США изменило правила беспошлинной торговли спиртными напитками и позволило торговать на военных базах американским автопроизводителям.
Вскоре DFS оказалась на грани банкротства, а Фини и Миллер задумались об уходе из бизнеса. Сдаваться они все же не стали, но решили, что без посторонней помощи не обойтись. Именно потому они начали искать подходящих партнеров. Новыми акционерами компании, получившими ее 10%, стали Алан Паркер и Энтони Пиларо, бухгалтер и юрист, которые помогли провести реструктуризацию долгов.
Уже вместе с новыми партнерами Фини и Миллер предприняли шаг к спасению своего бизнеса, найдя на рынке новую нишу в лице японских туристов. До 1964 года и Олимпиады в Токио закрытая Япония накладывала на своих сограждан сильные туристические ограничения.
Олимпийские игры, впрочем, изменили эту тенденцию и потому расширили количество японских туристов. Оказавшись за границей, японцы с удовольствием покупали всевозможные сувениры и другую продукцию, а потому само собой могли стать отличной целевой аудиторией, но нужно было привлечь их внимание.
Руководство DFS подошло к этому вопросу нестандартно и решило подробнее изучить ту самую японскую культуру, часто непонятную жителям других стран. С этой целью Фини поехал в Японию, где тщательно изучал язык и обычаи. Вскоре он достаточно познакомился с японскими традициями, в особенности касательно подарков, привезенных из путешествия.
Это давало огромные возможности предпринимателям, но только на обычаях Фини не остановился — он изучал рынок в целом и понял, что японцы, например, чаще всего путешествуют, выбирая групповые туры у местных туроператоров.
Следующим шагом стали переговоры с японскими туристическими агентствами — Фини предлагал отличные условия, начиная с платы за каждого клиента, которого японская сторона приведет в их магазин, и заканчивая комиссией в 15% с каждой покупки. Для увеличения конверсии часто отдельно платили гидам и водителям автобусов.
Одной из уловок, отлично действующих на японских туристов, стал прием на работу девушек исключительно с азиатской внешностью, которые обязательно должны были знать японский язык. Часть источников склонны утверждать, что они попросту брали на работу японок, но учитывая имеющиеся до этого момента ограничения на выезд из этой страны, факт выглядит спорным.
Кроме того, магазины стали размещать в популярных для туристов аэропортах. Еще одним интересным бонусом стала возможность ремонта или замены приобретенных товаров в Японии в случае их ненадлежащего качества.
Еще одна интересная идея была внедрена Фини благодаря наблюдательности. Внимательно подходя к бизнесу и нанимая аналитиков, он не мог упустить из виду тот факт, что японцы покупают гораздо больше после того, как увидят реальные цены в городе.
Чтобы не раздражать туристов повторными экскурсиями в свои магазины, он начал открывать специальные точки для повторного посещения. Это по-прежнему были его беспошлинные магазины, но не те же самые. Таким хитрым способом сеть расширяла свою прибыль, не рискуя вызвать недовольство туристов, которые явно не горели желанием постоянно возвращаться в магазины, даже самые дешевые.
Во многом подобный успех стал возможен из-за того, что Фини, выбрав в качестве целевой аудитории японских туристов, смог сделать свои заведения популярными в период тотального экономического роста Японии.
На момент, когда «Японское экономическое чудо» дало сбой из-за нефтяного кризиса в 1973 году, магазины DFS уже были отлично прорекламированы и пользовались спросом не только у японцев, но и туристов из других азиатских стран. При этом Фини и его партнеры не останавливались на достигнутом, продолжая расширять свою сеть и привлекать все новых клиентов.
Расширение сети DFS. Конкуренция, ссоры между партнерами и продажа компании
В 1976 году DFS, активно заходящая в различные города, обратила внимание на небольшой остров Сайпан, являющийся столицей Марианских остров и по совместительству любимым местом отдыха жителей японской столицы.
Проблемы у сети вновь появились вначале 80-х, когда Host International открыла беспошлинные магазины в аэропорте и центре Гонолулу. Это должно было стать сильным препятствием для DFS, но добиться успеха Host International не удалось из-за контрактов сети с японскими туроператорами.
Получилось, что несмотря на обилие вариантов, организаторы тура четко выполняли свои обязательства и доставляли туристов в магазины DFS, попутно их рекламируя. В общем, после девяти месяцев конкуренции от этой идеи Host International пришлось отказаться.
Еще одним конкурентом стала гонконгская Kiu-Fat Investments, которая заручилась поддержкой правительства КНР и получила концессию на беспошлинную продажу табачных изделий и спиртных напитков в аэропорте Гонконга. До этого она принадлежала DFS, которая на тот момент считалась одним из крупнейших ритейлеров спиртных напитков в мире.
Паники в компании Фини не случилось — их конкуренты имели сравнительно небольшой ассортимент. В то время как DFS продавала все, начиная с духов и заканчивая часами. В ответ руководство DFS поставило цены на аналогичные товары, которые у них были обложены пошлиной ниже стоимости конкурента.
Вдобавок было сделано еще нескольких шагов для победы над конкурентом, среди которых давление на поставщиков с требованием отказать Kiu-Fat Investments в поставках в магазины в центре Гонконга. В общем, меньше, чем через год Kiu-Fat сдалась и концессия вернулась DFS.
Кроме того, в период 80-х компания при помощи инсайдерской информации от турагентств узнала о том, что одни из их самых прибыльных клиентов — молодожены, отправляющиеся на медовый месяц, решили сменить Гавайи на Новую Зеландию и Австралию. Вскоре были предприняты шаги по быстрейшему вхождению на эти рынки. Вот таким способом компания упрочила свое положение еще до появления реальных проблем.
С начала 80-х стали портиться взаимоотношения между четверкой акционеров. Нельзя не отметить, что каждый из них параллельно начинал дополнительный бизнес и активно инвестировал. Миллер вкладывался в компании из Азии, Фини в разработчиков софта и туристические фирмы, а Паркер и Пиларо в высокие технологии.
Зарабатывали они на этом хорошо, но интересы акционеров разделились. Плохо было то, что постепенно для них основной бизнес просто становился источником финансирования для других идей и инициатив.
Еще больше расстояние между акционерами стало в 1986 году. Тогда претерпел изменение Налоговый кодекс США. Акционерам пришлось предпринять реструктуризацию компании. После этого исключительно в финансовых целях руководители передали свои доли в различные фонды и другие организации, подконтрольные им самим через других лиц.
Сами же партнеры стали играть роли представителей акционеров, трое из них отказались от американского гражданства и стали жить в разных частях мира.
Еще больше усложнил ситуацию Фини, он открыл собственную сеть магазинов на Гавайях, которая могла считаться конкурентом DFS. Само собой, Фини предложили продать его новый бизнес, но он отказался.
Ответный шаг понравился ему гораздо меньше — совместив усилия, партнеры вытеснили его из совета директоров. В дальнейшем, чтобы регулировать взаимоотношения между акционерами, был нанят адвокат Мильштейн, который несколько раз достаточно ёмко рассказывал о взаимоотношениях внутри компании.
В 1994 году Фини сам потерял веру в перспективы бизнеса, оценив начинающийся кризис туристической отрасли, а потому начал искать, кому продать свою долю. Вскоре он нашел подходящего покупателя в виде Бернара Арно и французского конгломерата LVMH. Последний являлся ведущим поставщиком сети и был не прочь заполучить контроль над своим давним клиентом. Идея Фини пришлась по вкусу Паркеру, но Миллер и Пиларо были против.
Пришлось привлекать Мильштейна, который всеми силами пытался утрясти споры между акционерами, а также занялся разработкой соглашения с LVMH, которое защищало бы интересы тех, кто продавать ничего не собирался. Борьба внутри DFS продолжалась два года и закончилась победой Фини — его доля, а также акции Пиларо и Паркера перешли в LVMH.
Миллер остался акционером и контролировал остальную часть сети. Дальнейшая история компании идет отдельно от Фини, но при этом DFS, пройдя через кризисы, постепенно стала одним из прибыльных направлений LVMH.
Последнее вполне логично, учитывая количество модных брендов в составе конгломерата и открывающиеся перспективы в сфере поставок.
В 1998 году компанию возглавил Брайан Кендрик, который смог улучшить положение сети, но уже через год ее покинул. Ему на смену пришел Эдвард Бреннан, который первоначально добился скачка продаж и вывел компанию в прибыльность. Правда, уже в 2001 году DFS вновь оказалась в тяжелом положении и начала сокращение штата, реструктуризацию и сокращение издержек. В конце 2003 года компания вновь стала прибыльной.
Само собой, это был не последний ее кризис, но в итоге она постепенно продолжила наращивать обороты и на данный момент входит в число лидеров в своей отрасли, обслуживая около 200 млн туристов за год и работая в 14 странах мира. Кроме того, она контролирует более 420 магазинов и в общей сложности на нее работает около 9 тысяч человек. При этом компания продолжает не только активно работать на азиатском и ближневосточном рынке, но и заглядывается на Европу.
Филантропическая деятельность Чака Фини
История взаимоотношений между основателями, в частности между Фини и Миллером, не настолько проста, как может показаться и расхождения между ними начались задолго до переговоров о продаже. Изначально они оба стремились создать свое дело и обеспечить себя и близких.
В конце 70-х, когда DFS начала зарабатывать, стали заметны их отличия в мировоззрении. Миллер отлично устроился, приобретал особняки и автомобили и в общем-то вел себя сообразно статусу. Фини же не особо изменил свои привычки — дешево одевался, носил дешевые часы и поношенные костюмы.
Ситуация продолжилась и дальше, Фини по-прежнему не собирался становиться частью того мира, который открывался перед человеком, создавшим успешную компанию. У Чака на свое богатство были совершенно другие виды. Еще раньше он много читал об Эндрю Карнеги, в частности его книгу «Евангелие Богатства», и решил использовать свое богатство в благотворительных целях.
Пытаясь решить эту проблему, он обратился к своему другу Филипу Дейлу, который дал вполне логичный совет — создать благотворительный фонд. Так, в 1982 году появился Atlantic Philanthropies.
Но был еще один нюанс — Фини ни в коем случае не хотел светиться в новостях и становиться всемирно известным благотворителем. В 80-х Чаку решение этой проблемы казалось первоначальной целью. Он делал все, чтобы о его филантропии не знали близкие и знакомые. Также он уговаривал все организации, которым жертвовал, не разглашать его имя и с помощью офшоров обходил налоговое законодательство.
Секретность его пожертвований временами приводила к курьезным случаям, когда попечители Корнельского университета, которому Фини продолжил жертвовать, чуть не отказались от крупной суммы, подумав, что деньги исходят от мафии.
Само собой, вечно сохранять в тени свои благотворительные инициативы Фини не смог. В 1997 году была окончательно оформлена сделка о продаже части DFS конгломерату LVMH и всплыла информация, которую Чак так долго пытался спрятать.
Само собой, к нему, несмотря на нежелание, сразу же прикрепилось клеймо благотворителя. Это позволило различным изданиям выпустить целую серию статей о том, как человек, чей капитал потенциально мог оцениваться в миллиарды, отдает свое состояние во благо других.
Ходят слухи, что причиной развода стали чрезмерные благотворительные инициативы Чака, но подтверждения им нет. Зато точно известно, что Чак не поощрял большие траты своих близких и ограничивал их финансовые возможности, если они переходили границы дозволенного.
До сегодняшнего дня Фини, которому исполнилось 85 лет, так и не обзавелся собственным огромным особняком, самолетом или яхтой. Живет он в квартирах, принадлежащих его фонду, продолжает неброско одеваться и даже не имеет своего автомобиля.
Несмотря на скромность и нежелание афишировать свои пожертвования, Фини чрезвычайно интересен для мира. В частности, о нем есть биографическая книга, а также ходила информация о фильме, но в последнее время новостей об этом нет.
Одной из самых громких инициатив Фини в последнее время стало участие в Клятве Дарения. Билл Гейтс высоко оценивает Чака и считает его примером для других предпринимателей. По мнению Уоррена Баффетта, Фини является духовным лидером Клятвы Дарения. Встречаются версии о том, что именно Чак Фини и его благотворительная деятельность стали стимулом создания Фонда Билла и Мелинды Гейтс, а позже и Клятвы Дарения.
Фини с удовольствием поддерживает эту инициативу, искренне считая, что огромные состояния должны работать на благо общества. По мнению Чака, с деньгами нужно уметь расставаться еще при жизни. Есть сведения, что Фини собирается полностью потратить оставшееся у него состояние до 2020 года.
Чак Фини — отличный пример человека, начавшего с низов и сумевшего сколотить огромное состояние. При этом он, в отличие от многих миллиардеров, предпочел тратить деньги не на предметы роскоши, а пытаясь сделать мир лучше.
Для некоторых людей он служит примером того, как нужно вкладывать в благотворительность. Другие же назовут это просто позой богача, нашедшего способ прославиться. Как бы то ни было, Фини продолжает активно заниматься благотворительностью и, похоже, получает от этого искреннее удовольствие.