оседлая жизнь это в истории

Узнаем как понимать выражение «оседлый образ жизни»

В исторической науке есть вещи, вводящие людей в ступор. Они, как говорят, интуитивно понятны, не требуют расшифровки. Ученикам и студентам от этого не легче. К примеру, что такое «оседлый образ жизни»? Какой образ должен возникать в голове, когда это выражение употребляется по отношению к народам? Не знаете? Давайте разберемся.

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Оседлый образ жизни: определение

Нужно сразу сказать, что наше выражение касается (пока) истории и природного мира. Припомните, чем характеризовалось общество прошлого, что вы знаете о древних племенах? Люди встарь двигались за своей добычей. Такое поведение тогда было естественным, так как обратное оставляло людей без пропитания. Но в результате тогдашнего прогресса человек научился сам производить необходимый продукт. Этим и обусловлен переход на оседлый образ жизни. То есть люди перестали кочевать, начали строить дома, ухаживать за землей, выращивать растения и разводить скот. Ранее им приходилось всем родом ехать за животными, перемещаться туда, где созрели плоды. Тем и различаются кочевой и оседлый образ жизни. В первом случае у народа нет постоянных стационарных домов (всякие шалаши и юрты не считаются), возделываемой земли, благоустроенных предприятий и тому подобных полезных вещей. Оседлый образ жизни все перечисленное в себя вмещает, вернее из него и состоит. Люди начинают обустраивать территорию, которую считают своей. Кроме того, они еще ее и защищают от пришлых.

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Животный мир

С людьми принципиально разобрались, давайте обратим взор на природу. Животный мир тоже делится на тех, кто живет на одном месте, и передвигается вслед за пропитанием. Самый показательный пример – птицы. По осени некоторые виды улетают из северных широт на юг, а весной совершают обратное путешествие. Это кочевые или перелетные птицы. Другие виды предпочитают оседлость. То есть никакие богатые заморские страны их не привлекают, и дома хорошо. Наши городские воробьи и голуби живут постоянно на одной определенной территории. Они вьют гнезда, откладывают яйца, кормятся и плодятся. Делят территорию на маленькие зоны влияния, куда не пускают чужаков и так далее. Звери тоже предпочитают оседлость, хотя их поведение зависит от мест обитания. Животные идут туда, где есть еда. Что их заставляет вести оседлый образ жизни? Зимой, к примеру, запасов маловато, следовательно, приходится прозябать впроголодь. Так велят их инстинкты, переданные по крови. Животные определяют и защищают свою территорию, на которой все «принадлежит» им.

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Движение народов и оседлость

Не стоит путать кочевников с переселенцами. Под оседлостью имеется в виду принцип жизни, а не какое-то определенное событие. Например, народы в истории часто переезжали с одной территории на другую. Тем самым они отвоевывали у природы или конкурентов своему обществу новые зоны влияния. Но такие вещи в корне отличаются от кочевания. Переезжая на новое место, люди обустраивали и, как могли, благоустраивали его. То есть строили дома и возделывали земли. Кочевники так не поступают. Их принцип состоит в том, чтобы быть в гармонии (по большому счету) с природой. Она родила – люди воспользовались. Сами на ее мир они практически не влияют. Оседлые же племена строят свою жизнь иначе. Они предпочитают влиять на природный мир, подстраивая его под себя. В этом состоит коренное, принципиальное отличие образов жизни. Мы нынче все оседлые. Существуют, конечно, отдельные племена, которые живут по заветам предков. Они не влияют на цивилизацию в целом. А большая часть человечества сознательно пришла к оседлости, как принципу взаимодействия с окружающим миром. Это консолидированное решение.

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Сохранится ли оседлый образ жизни людей

Давайте попробуем заглянуть в далекое будущее. Но начнем с повторения прошлого. Люди выбрали оседлость потому, что такой образ жизни позволял производить больше продуктов, то есть оказался эффективнее. Смотрим на современность: мы потребляем ресурсы планеты такими темпами, что они не успевают воспроизводиться, да и возможность такая практически отсутствует, везде влияние человека доминирует. А что дальше? Скушаем всю землю и умрем? Нынче заговорили о природоподобных технологиях. То есть прогрессивные мыслители понимают, что живем мы только за счет сил природы, которые используем чрезмерно. Не приведет ли решение этой проблемы к отказу от оседлости как принципа? Как думаете?

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Первоначальные требования для постоянных несельскохозяйственных поселений

Для небольших кочевых сообществ может быть трудно вести оседлый образ жизни в условиях отсутствия местных сельскохозяйственных или животноводческих ресурсов, поскольку для оседлости часто требуются достаточные круглогодичные легкодоступные местные природные ресурсы.

Критерии признания оседлости в археологических исследованиях

В археологии должен соблюдаться ряд критериев для признания полу- или полного оседлости.

1. Увеличение присутствия организмов, которым приносит пользу сидячая деятельность человека, например

2. Приросты цемента на зубах млекопитающих.

Исторические районы оседлых поселений

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Исторические последствия увеличения оседлости

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

В Северной Америке доказательства оседлости появляются около 4500 г. до н.э.

Принудительный оседлый образ жизни

Принудительный оседлый образ жизни или оседлость происходит, когда доминирующая группа ограничивает передвижения кочевой группы. Кочевое население подверглось такому процессу с момента первой обработки земли; Организация современного общества выдвинула требования, которые подтолкнули аборигенное население к принятию фиксированной среды обитания.

Смотрите также

Рекомендации

Внешние ссылки

Словарное определение оседлости в Викисловаре

Источник

ПЕРЕХОД К ОСЕДЛОСТИ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

До недавних пор ученые считали, что переход от собирательства и охоты, а стало быть, от бродячего образа жизни к оседлости произошел впервые на Евразийском континенте одновременно с началом земледелия 10 тыс. лет назад. Но последние археологические данные потребовали пересмотра устоявшихся воззрений. Два исторических события — переход к оседлости и начало земледелия — различаются по времени и месту.

В ряде мест оседлый образ жизни мог поддерживаться собирательством и охотой, в других регионах — морским или речным рыболовством, в третьих — огородничеством, в четвертых — только земледелием. Таким образом, нет жесткой зависимости оседлости от способа производства. Однако антропологи установили связь социальной дифференциации населения и способа производства. Наибольшей она является в обществах, основанных на земледелии.

Немецкий археолог X. Цигерт, основываясь на результатах раскопок в 2007 г. в Северной и Восточной Африке, заявил, что древнейшие предки человека перешли от охоты и собирательства к оседлой жизни на 400 тыс. лет раньше, чем считалось. На стоянках Будринн на берегу исчезнувшего озера Феззан на юге Ливии и Мелка-Контур у реки Эвош в Эфиопии ученый обнаружил останки каменных жилищ и инструменты (тысячи ножей, скребков, каменных топоров), созданные Homo erectus для ловли рыбы и разделки мяса. На древних стоянках наши предки жили группами от 40 до 50 человек, они использовали водные ресурсы, обеспечивавшие им постоянный урожай.

Как обнаружили Ян Макдагл и Тим Вайт в 2005 г., ранние современные люди жили около неглубоких пресных озер, которые были обильно населены рыбами и крокодилами. Кроме того, они любили употреблять в пищу гиппопотамов. Homo sapiens idaltu 160 тыс. лет назад использовал изготовленные им инструменты труда для охоты и добычи пищи.

По наскальным рисункам на стоянке Торо Муэрто на юге Перу в 2003 г. французский археолог Жан Гюффруа смог проследить постепенный переход людей от кочевого образа жизни (охота и собирательство) к оседлому (земледелие и животноводство). Радиоуглеродный анализ угля из кострищ позволил заключить, что они создавались древними охотниками и собирателями в период между 7000 и 3000 г. до н.э. Переход к оседлости в горных регионах Перу связан с началом развития скотоводства, а не земледелия.

С началом потепления в конце ледникового периода, около 9—10 тыс. лет назад, кочевавшие по Дальнему Востоку охотники на диких оленей стали специализироваться на морском и речном рыболовстве. Экономика, основанная на добыче морских млекопитающих, рыбы и моллюсков, оказалась более стабильной, она привела к постепенному росту населения и переходу к оседлому образу жизни. Обнаруженные археологами постоянные поселения в районе Амура доказывают оседлый образ жизни.

Хакасы перешли к оседлой жизни только в первой половине XX в., а цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни. Хотя первые постоянные жилища у казахов относятся к XV в., основная масса казахов продолжала кочевать вплоть до середины XIX в. На оседлое поселение переходили обедневшие люди, у которых байская верхушка захватила пастбища и скот.

Обобщив многочисленные данные, ученые пришли к выводу, что переход к оседлости происходил в разное время в разных частях планеты различными путями. В одном случае охотники и собиратели становились оседлыми благодаря рыболовству, в другом — скотоводству, в третьем — земледелию. Например, на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана первые люди охотились, а затем 11 тыс. лет назад осели и начали возделывать землю. Это подтверждают раскопки самого древнего храма на Земле в Гёбекли- тепе, проведенные в 2008 г. немецкими археологами.

Переход к земледелию происходил медленно и в разных частях мира по различным сценариям. Общим считается качественное изменение социального устройства. Резко возросла численность и плотность населения, вместе с тем сократилась миграция. Ускорился процесс общественного разделение труда и возросла социальная дифференциация.

Земледелие повлияло на потребительский режим: человек стал делать запасы впрок, строить амбары, планировать посев и уборку урожая, откладывая семена на будущий год. Человек впервые приспосабливался к земледельческому циклу. Успехи скотоводства также развивали самодисциплину. Люди учились разводить скот и забивать его в нужное время. Новые стандарты поведения не являлись врожденными, им нужно было научиться.

Антропологи и историки не пришли к единому мнению относительно причин и времени зарождения земледелия. В одном случае главную причину видят в экономике: переход от примитивного и малоэффективного огородничества к земледелию повысил производительность труда и привел к появлению прибавочного продукта.

О возникновении земледелия говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться пять лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это происходило в начале 4 тыс. до н.э., должно иметь огромные запасы прибавочного продукта.

В другом случае главным считают глобальное изменение климата (окончание оледенения, формирование географических ареалов, Ближний Восток, с удобными для обработки почвами), в третьем — сводят все к религии, поскольку еще О. Конт выдвинул идею о том, что земледелие — не столько средство от голода, сколько религиозный культ. Возможно, что первоначально манипуляции с зерном представляли собой не столько аграрные, сколько ритуальные действия, посвященные магическим силам или божеству. Согласно теории Э. Гана, разведение животных проистекало из культового содержания животных, и от земледельцев знакомство с домашними животными проникло к охотникам.

Нет единства мнений и в трактовках эволюционного пути земледелия. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие уверены, что скотоводство возникло лишь после того, как оформившееся земледелие создало запасы корма для животных. Относительно времени археологи склонны полагать, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством.

Ирригационное земледелие и сегодня широко распространено во многих регионах мира: Северная Африка, Сахара, юг Европы (Испания), Передняя и Южная Азия, Южная Америка (Перу), Средняя Азия.

Здесь развитию земледелия мешали зимние морозы. Лишь после выведения сортов маиса с коротким циклом развития в Мексике распространилось поливное террасное земледелие, положившее начало цивилизации ацтеков. Именно в Месоамерике сформировалась самобытная система — кувшинное орошение. Водоносные слои, расположенные близко к поверхности, позволяли древним земледельцам выкапывать колодцы прямо на своих кукурузных полях. При помощи кувшинов они поднимали воду на поверхность и поливали растения.

Земледельческие поселения появляются в горных и предгорных районах Ближнего Востока (в области, известной под названием «Плодородный полумесяц») около 11 тыс. лет назад: в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и свиней.

Миграция земледельческих племен в 6 тыс. до н.э. в засушливые районы Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) привела к возникновению орошаемого земледелия, сыгравшего особую роль в эволюции человеческого общества. Наиболее развитые системы ирригационного земледелия обнаружены археологами в долинах крупных рек: Тигр и Евфрат, Нил, несколько позднее Инд, еще позднее Хуанхэ, Амударья, Мургаб и др.

Дальнейшее продвижение их на юг привело к формированию одной из древнейших цивилизаций — шумерской. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, археологи затрудняются сказать. Однако известно, что в 5 тыс. до н.э. в дельте Нила существовала сложившаяся земледельческая культура. Интенсивное ведение сельского хозяйства поддерживало рост населения и увеличение городов; 4,8 тыс. лет назад население Урука, самого крупного из древних городов Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. С расширением ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды, и люди стали искать защиты в укрепленных городах

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения в 5 тыс. до н.э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в 5 тыс. до н.э. на Балканы. С 5 по 3 тыс. до н.э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. За 4 тыс. лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света.

Независимо от Ближнего Востока и одновременно с ним формировалась земледельческо-скотоводческая культура в Китае (в бассейне Хуанхэ).

Начало земледелия в Туркмении датируют 6—5 тыс. до н.э., остальную территорию Средней Азии в это время занимали неолитические охотники и собиратели. На территории Казахстана признаки земледелия появляются в 4 тыс. до н.э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шула- вери) относятся к 5—4 тыс. до н.э. К северу от Кавказского хребта в 3 тыс. до н.э. обитали скотоводческие племена; в Северном Причерноморье они появились в 7—6 тыс. до н.э., в Молдавии — в 6 тыс. до н.э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются 4—3 тыс. до н.э. Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае получило свое развитие еще в глубокой древности. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы.

Поначалу технология первобытного земледелия была крайне примитивной. Десять тысяч лет назад она заключалась в следующем: на определенном участке, предназначенном для земледелия, выжигался лес, затем проводились элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего два-три года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Тем не менее земледелие при использовании даже самых простых орудий труда (палки-копалки, каменной мотыги, каменного топора) давало по сравнению с охотой, собирательством и рыболовством гораздо больший экономический эффект. К тому же оно редко где выступало единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой и рыболовством.

Источник

Переход к оседлому образу жизни. Как понимать выражение «оседлый образ жизни

Что означает термин «оседлость»

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Последствия перехода к оседлости

В целом, среди множества последствий перехода к оседлости можно выделить наиболее яркие примеры:

§2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества

Истории перехода к оседлости и

Еще Ш. Монтескье отмечал, что усиление центральной власти связано с орошаемым земледелием. Этой же точки зрения придерживаются многие современные исследователи21. К. Витфогель, рассматривая специфические черты восточной деспотии, свел все к мелиорации и орошению22. Однако основы китайской централизованной бюрократии сформировались еще тогда, когда подавляющая часть населения Китая жила на неорошаемых землях. Лишь многие века спустя центр китайской цивилизации смещается на юг, в районы орошаемого земледелия. Бесспорно, технологии орошаемого земледелия способствовали становлению централизованной бюрократии в аграрных обществах, но не были главной и единственной его причиной.

Первоначально административная иерархия в оседлых сельских сообществах не очень заметна, схожа с установлениями, характерными для эпохи охоты и собирательства. Принято считать вождество первой формой социальной организации с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией, где существуют имущественное и социальное неравенства, однако нет формального репрессивного аппарата24.

Если для коллективной охоты необходимо организационное взаимодействие, то оседлое земледелие ничего подобного не требует. Оно позволяет значительно увеличить ресурсы питания, получаемые с той же территории. Сезонный характер земледелия вызывает необходимость накапливать запасы пищи. Чем дальше развивается сельское хозяйство, тем больше средств требуется на улучшение земли, ирригацию, хозяйственные постройки, инвентарь, жилища, домашний скот30. У крестьянина есть что отнять. Переселение для него сопряжено с серьезными издержками, ему проще откупиться от воинственного соседа, чем бежать с насиженного места. Применение насилия для присвоения результатов крестьянского труда становится выгодным, а потому получает широкое распространение31.

Завоеватели, установив контроль над оседлыми земледельцами, становились новой элитой, сплачивались вокруг власти, способствовали ее усилению. Будучи для местных чужаками, они облагали население высокими налогами40. Без чужеземной элиты формирование государства шло медленнее: в складывающихся социальных структурах долго сохраняются элементы племенного родства, власти в своих действиях ограничены представлениями о правах и свободах соплеменников.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла такой путь кочевавшим ранее народам Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Тувы. Одновременно с добровольным кооперированием единоличных хозяйств была решена проблема перехода кочевников к оседлому образу жизни.

В результате победы народной революции были созданы благоприятные экономические и идеологические условия для решения проблемы оседания и в Монголии. Монгольская народно-революционная партия наметила реальную программу постепенного и планомерного осуществления перехода на оседлость в течение определенного периода. Первым этапом ее реализации явилось кооперирование единоличных аратских хозяйств. К концу 50-х годов были достигнуты определенные успехи в развитии экономики, социальных отношений, культуры, новы силен жизненный уровень трудящихся. Благодаря бескорыстной помощи братских социалистических стран, особенно Советского Союза, Монгольская Народная Республика приступила к завершению строительства материально-технической базы социализма. В это время и начался переход животноводов к оседлому образу жизни. Выдвижение этой задачи – закономерное и объективное явление в процессе прогрессивного развития страны. Решение ее имеет большое теоретическое и практическое значение, так как опыт Монголии может быть использован и другими странами, где сохраняется еще кочевое и полукочевое животноводство

В настоящее время в МНР пастбищно-кочевой образ жизни характерен для более чем 50% аратов. Монгольские исследователи по-разному определяют понятие «кочевание».

В то же время кочевки играют и положительную роль, так как они позволяют круглый год пасти скот на пастбищах и при сравнительно небольших затратах труда получать значительную продукцию. Обе эти противоположные тенденции постоянно действуют в процессе перехода животноводов к оседлому образу жизни.

Для типологизации кочевок в МНР, как и в других регионах земного шара помимо географических условий важным представляется учет способов кочевания и снаряжения аратов, их образа жизни, географического размещения предприятий по обработке сельскохозяйственного сырья.

Как показывают полевые исследования, направление кочевок скотоводов в отдельных районах МНР зависит от расположения гор и источ­ников, особенностей почв, величины осадков, температуры воздуха, метеорологических условий и травостоя. В каждой местности преобладают определенные направления кочевок.

В степях Восточной Монголии, в котловине Больших озер, в районе Монгольского Алтая население кочует с запада на восток, т. е. в широтном направлении.

Около 190 СХО уже совершают только короткие и сверхкороткие кочевки. Примерно 60 СХО кочуют на дальние и сверхдальние расстояния.

Анализируя кочевки членов объединения в Хангае и Хэнтэе в течение четырех сезонов, мы установили, что в горных районах животноводы кочуют два раза в год на расстояния 3-5 км. Такие кочевки харак­терны для полуоседлого образа жизни. В некоторых степных и гобийских районах кочевка на расстояние 10 км считается ближней. В Восточной степи, в котловине Больших озер, в Гобийском поясе кочуют иногда на далекие расстояния в 100-300 км. Такая форма кочевок присуща 60 СХО.

Животноводы, разводящие мелкий рогатый скот, объединяются в группы по несколько человек и довольно часто меняют места стоянок, поскольку их отары намного более многочисленны, чем стада крупного рогатого скота. Например, чабан первой бригады из сомона Цаган-Обо Восточного аймака Аюуш, 54 лет, вместе с женой и сыном отвечают за выпас более 1800 овец. Он 11 раз в году меняет пастбища, перевозя при этом с собой загоны для скота, и 10 раз ходит в отгон. Общая протяженность его кочевок составляет 142 км, на одной стоянке он находится от 5 до 60 суток.

В Хангае выделяются кочевки скотоводов, выпасающих крупный рогатый скот. Хангайские скотоводы в настоящее время переходят к полукочевому образу жизни, что проявляется в организации животноводческих сурей и ферм, характере и форме поселков сельского типа. Так, работники ферм сомона Их-Тамир в летнее время ставят свои юрты в одном месте.

Хотя кочевки у всех скотоводов, занимающихся разведением крупного рогатого скота, имеют много общих черт, в различных районах у них есть и свои особенности. Для сравнения с упомянутыми выше фермами сомона Их-Тамир Ара-Хангайского аймака можно взять кочевки скотоводов, занимающихся разведением крупного рогатого скота в степной зоне Восточной Монголии. На основе сочетания опыта и методов работы аратов-скотоводов и рекомендаций специалистов в сомоне Цагам-Обо Восточного аймака составлен график кочевок животноводов, которые меняют пастбища в зависимости от состояния погоды.

Итак, можно сделать вывод, что направление кочевок зависело в первую очередь от природных особенностей данного района, а затем уже от его социально-экономического развития. Направления кочевок в горно-лесных районах с богатой растительностью и хорошими пастбищами прослеживаются более четко по сравнению с кочевками в степной и пустынной зонах.

Монгольская народно-революционная партия и правительство МНР уделяют большое внимание укреплению материальной базы сельского хозяйства в целях интенсификации сельскохозяйственного производства. Прежде всего это укрепление кормовой базы, заготовка сена и обводнение пастбищ.

В большинстве СХО страны животноводство в настоящее врем и сочетается с земледелием, в результате чего возник новый тип хозяйства. Партия и правительство стремятся развивать и местную промышленность, основанную на обработке продуктов земледелия, животноводства и птицеводства. В связи с этим в последнее время на местах наблюдается усиление специализации животноводства и появление отраслей промышленности, рассчитанных на устойчивое его развитие.

Перед большинством СХО и госхозов встают такие важные вопросы, как специализация основного производства, развитие тех его отраслей, которые в наибольшей степени соответствуют конкретным экономическим условиям данной зоны, создание для их дальнейшего развития прочного и устойчивого фундамента. Правильный выбор и развитие наиболее выгодных отраслей хозяйства поможет решить проблему оседлости на базе современного уровня экономического и культурного развития общества.

В каждом СХО существуют основные и подсобные отрасли хозяйства. Для того чтобы выбрать самые выгодные из них, еще более повысить эффективность производства и специализировать его, необходимо:

Пастбищно-кочевое скотоводство в Монголии удачно сочетается с отгонно-пастбищным, более прогрессивным способом ведения животноводства, отвечающим новым социальным условиям. Многовековой народный опыт и данные современной науки, дополняя друг друга, содействуют постепенному и успешному внедрению этого способа в экономику страны.

Учитывая то, что в городах МНР в настоящее время проживает около 700 тыс. чел., можно сказать, что образ жизни монгольских трудящихся коренным образом изменился; 47,5% населения полностью перешли к оседлому образу жизни. Процесс перехода скотоводов к оседлому образу жизни приобрел совершенно новые черты: обогащается традиционная материальная культура, распространяются новые социалистические формы культуры.

Сельское население использует наряду с традиционными мебелью и домашней утварью предметы домашнего обихода промышленного производства, что улучшает жизненные условия аратов, содействует развитию культуры, социалистической по содержанию и национальной по форме.

В настоящее время монголы нося г как национальную одежду из шерсти и кожи, так и одежду европейского покроя. В городе распространяется современная мода.

Как в городе, так и в сельской местности и пищу входят колбасы мясные и рыбные консервы, различные овощи, промышленные мучные изделия, вырабатываемые пищевой промышленностью, ассортимент которых постоянно увеличивается. Пищевая промышленность МНР выпускает разные полуфабрикаты и готовые продукты, что облегчает домашний труд женщин. Городское и сельское население все более широко использует велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили. Внедрение в жизнь и быт аратов городской культуры ведет к дальнейшему росту материального благосостояния народа.

Таким образом, общая тенденция развития повседневного производственного и домашнего быта скотоводов заключается в снижении удельного веса специфически кочевых его компонентов и нарастания таких элементов культуры поведения, которые более характерны для оседлого образа жизни, ведут к нему или сопряжены с ним.

CERTAIN FEATURES OF THE TRANSITION TO A SEDENTARY WAY OF LIFE IN THE MONGOLIAN PEOPLE’S REPUBLIC

The paper deals with certain features characterizing the transition of nomads to a sedentary way of life in the Mongolian People’s Republic. The author distinguisher several types of nomadism according to geographical zones, with corresponding types of transition to sedentary life. He dwells upon both favorable and unfavorable features of nomadism and then shows how some of the former can be made use of in the development of modern animal husbandry.

The paper takes into consideration all those innovations in the life of sheep and cattle breeders that have accompanied the completion of co-operation and the intensive process of urbanization in the steppes.

На протяжении многих лет было принято воспринимать переход первобытного человека от охоты и собирательства к земледелию просто как очевидный исторический факт. Впоследствии были сформулированы теории, так или иначе объясняющие механизмы этого явления, которое называют «неолитической революцией».

Современная же наука обладает впечатляющим арсеналом наработок и технологий, позволяющих хотя бы частично перевести исследования из разряда сугубо теоретических в практическое русло, пусть и посредством моделирования. К новейшим разработкам прибег и американско-корейский тандем ученых, показавший, как

переход к сельскому хозяйству был сопряжен с изменением уже зародившегося института собственности.

Известный еще в СССР марксист и исследователь Самуэль Боулс и его коллега Чжон-Кё Чхве из американского использовали имевшиеся в их распоряжении климатические, археологические и геологические данные

для воссоздания той обстановки, что сопутствовала неолитической революции, которая произошла на стыке двух геологических эпох — заканчивавшегося на тот момент плейстоцена и продолжающегося до сих пор голоцена — то есть примерно 12 тысяч лет тому назад.

Выяснилось, что первоначально, в конце плейстоцена, переход к сельскому хозяйству был явлением массовым. Этому способствовали не только определенные эволюционные подвижки, произошедшие с человеком, но и сложившиеся климатические условия. Позднее, однако,

природа сыграла злую шутку: климат вновь изменился, и оказалось, что человеку гораздо эффективнее вновь вернуться к охоте и собирательству, нежели прилагать огромные усилия для того, чтобы в новых условиях выживали высаженные им растения. Так, например, были вынуждены сделать жители австралийского побережья, Калифорнийского полуострова и современной Западно-Капской провинции ЮАР. Аграрная революция в этих местах произошла гораздо позднее, а именно с прибытием европейских колонизаторов,

хотя условия для ведения сельского хозяйства там уже успели стать более чем благоприятными.

На других же землях человек обосновался гораздо более основательно: например, в Индии, Скандинавии и Леванте. Изначально переход к земледелию представлялся не совсем выгодным: в силу низкого развития технологий люди были не в состоянии собирать необходимый для выживания урожай. Тем не менее,

фермеры и охотники с собирателями продолжали сосуществовать в своеобразном симбиозе до тех пор, пока земледелие и скотоводство не стали полностью обеспечивать потребности людей.

Однако оседлый образ жизни сам по себе способствовал улучшению демографических условий, в частности, теперь шанс выжить и вырасти был у гораздо большего количества детей.

Тем временем развивались и иные механизмы, которые были связаны с сельским хозяйством лишь косвенно. Речь идет о системе собственности:

если бытовавшие до начала неолитической революции механизмы основывались на экономике дара, то теперь их место стала занимать частная собственность. Получается, что определенные блага и ресурсы — земля, урожай и скот — были попросту приватизированы новыми «владельцами».

Таким образом, переход к сельскому хозяйству произошел как раз благодаря тому, что множество людей иначе подошло к проблеме владения чем-либо и решилось использовать новые, но на тот момент не очень проверенные технологии.

Стоит отметить, что произошло все это далеко не сразу: пресловутый переход занял от 2 до 4,5 тысяч лет. За такой солидный промежуток времени собиратели и охотники окончательно утратили лидирующие позиции — появившиеся механизмы семейного хозяйства поспособствовали развитию и утверждению института частной собственности.

Однако необходимо уточнить, что переход к сельскому хозяйству шел не только долго, но порой и кровопролитно. Так, например, это происходило на Ближнем Востоке.

Вот как объяснил этот процесс «Газете.Ru» профессор Самуэль Боулс: «Люди перешли к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни не потому, что того требовали обстоятельства».

Это произошло благодаря банальной человеческой жадности: люди увидели, что теперь, выращивая растения и приручая животных, они вполне могут не зависеть ни от кого, кроме своих близких, объясняет профессор.

По прошествии времени человек уже владел достаточным количеством семян, не понаслышке знал, как, что и в каком количестве необходимо выращивать. Неолитическая революция свершилась, а вместе с ней появился институт частной собственности и новый уклад жизни.

В исторической науке есть вещи, вводящие людей в ступор. Они, как говорят, интуитивно понятны, не требуют расшифровки. Ученикам и студентам от этого не легче. К примеру, что такое «оседлый образ жизни»? Какой образ должен возникать в голове, когда это выражение употребляется по отношению к народам? Не знаете? Давайте разберемся.

Оседлый образ жизни: определение

Нужно сразу сказать, что наше выражение касается (пока) истории и природного мира. Припомните, чем характеризовалось общество прошлого, что вы знаете о древних племенах? Люди встарь двигались за своей добычей. Такое поведение тогда было естественным, так как обратное оставляло людей без пропитания. Но в результате тогдашнего прогресса человек научился сам производить необходимый продукт. Этим и обусловлен переход на оседлый То есть люди перестали кочевать, начали строить дома, ухаживать за землей, выращивать растения и разводить скот. Ранее им приходилось всем родом ехать за животными, перемещаться туда, где созрели плоды. Тем и различаются кочевой и оседлый образ жизни. В первом случае у народа нет постоянных стационарных домов (всякие шалаши и юрты не считаются), возделываемой земли, благоустроенных предприятий и тому подобных полезных вещей. Оседлый образ жизни все перечисленное в себя вмещает, вернее из него и состоит. Люди начинают обустраивать территорию, которую считают своей. Кроме того, они еще ее и защищают от пришлых.

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Животный мир

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Движение народов и оседлость

оседлая жизнь это в истории. Смотреть фото оседлая жизнь это в истории. Смотреть картинку оседлая жизнь это в истории. Картинка про оседлая жизнь это в истории. Фото оседлая жизнь это в истории

Сохранится ли оседлый образ жизни людей

Давайте попробуем заглянуть в далекое будущее. Но начнем с повторения прошлого. Люди выбрали оседлость потому, что такой образ жизни позволял производить больше продуктов, то есть оказался эффективнее. Смотрим на современность: мы потребляем ресурсы планеты такими темпами, что они не успевают воспроизводиться, да и возможность такая практически отсутствует, везде влияние человека доминирует. А что дальше? Скушаем всю землю и умрем? Нынче заговорили о природоподобных технологиях. То есть прогрессивные мыслители понимают, что живем мы только за счет сил природы, которые используем чрезмерно. Не приведет ли решение этой проблемы к отказу от оседлости как принципа? Как думаете?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *