организация жизни на борту спасательного средства
Лекция 20. Организация жизни на борту спасательного
Средства. Аварийная связь. (2ч)
Организация жизни на борту спасательного средства.
Подобные этим явления наблюдаются во многих районах Мирового океана. Появление на воде веток с листьями свидетельствует об относительной близости берега. Отдельное неподвижное кучевое облако на горизонте при ясном небе может свидетельствовать о нахождении под ним вулканического острова или лагуны атолла. Некоторые виды чаек, например, олуши и фаэтоны удаляются от берега не более чем на 150 миль и перед заходом Солнца возвращаются к берегу. Наблюдая за их поведением, можно судить о близости берега и направлении к нему.
Выживаемость. Очень важное значение имеет организация жизни на спасательных средствах. В экстремальных условиях существования приобретает особо важное значение роль лидера группы. Если спасательные средства совершают групповое плавание в связке, капитан или лицо, его заменяющее, продолжает исполнять свои функции и его распоряжения обязательны для всех, находящихся в спасательных средствах, независимо от того, находятся ли люди в море, на борту спасшего их судна или на берегу, вплоть до прибытия в порт приписки судна. Если же случилось по каким-либо причинами так, что спасательное средство совершает одиночное плавание, то при отсутствии капитана вся полнота его власти и ответственности переходит к командиру шлюпки. Идеальным случаем является тот, при котором формальное и неформальное лидерство представлены в одном лице. В этом случае необходимый эффект управления коллективом достигается меньшими усилиями и существенно ослабляются предпосылки конфликтности, что особенно важно в этих условиях. Нужно сказать, что в реальной жизни это бывает далеко не всегда. В этом случае командиру следует использовать возможности неформального лидера, осуществляя руководство через него или вместе с ним.
По имеющимся в специальных исследованиях данным, далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, способны к активности и целесообразным действиям. 50–75% потерпевших оказываются в состоянии ошеломления и психологического или физиологического стресса, оставаясь относительно спокойной, но малоактивной частью коллектива; у12–25% наблюдаются истерические реакции, которые проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных действиях, или, наоборот, в заторможенности, подавленности, безразличии к происходящему, полной неспособности к действиям. И только 12–25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту активную часть людей в первый момент необходимо возложить обязанность по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых операций. Нервный стресс – состояние временное и через определенный промежуток времени подавляющее большинство людей успокаиваются, начинают адаптироваться к новым условиям и могут и должны быть подключены к деятельности по сохранению жизни и здоровья: –Моральный фактор имеет доминирующее значение среди всех остальных факторов выживания.
Аварийная связь
При организациях поиска и спасания связь играет одну из важнейших ролей. Наличие связи само по себе еще не является гарантией успеха спасания, а ее отсутствие однозначно обрекает операцию на неудачу; таким образом, наличие и должная организация связи в деле поиска и спасания являются условием необходимым, но недостаточным. Для аварийного радиообмена выделены международные частоты 500 кГц (радиотелеграф), 2182 кГц, 156,8 МГц (16-й канал УКВ). Две последние частоты работают в режиме А-3 (радиотелефон). Шлюпочные радиостанции, переносные и стационарные работают на частоте 500 кГц (радиотелеграф), 2182 и 8364кГц и 121,5МГц, 243МГц. В 1976 г. была принята Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАР CAT), которая вступила в силу с 1 февраля 1982 г.
Система ИНМАРCAT складывается из взаимодействия космических, судовых и наземных станций. Космические станции устанавливают на спутниках на геостационарных орбитах в плоскости экватора на высоте 36тыс.км от поверхности Земли. В системе три спутника, висящих над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. За счет геостационарности орбиты спутники относительно земной поверхности неподвижны. Тремя спутниками перекрывается вся поверхность земного шара в диапазоне широт от 70°N до 70°S.
Судовая станция связи состоит из приемопередающего устройства, работающего на частоте 1500МГц на прием и 1600МГц на передачу, параболи-ческой антенны диаметром 1м и автоматического стабилизирующего устрой-ства. Это устройство ориентирует антенну на спутник независимо от характера движения судна.
Наземные станции оборудованы параболической антенной диаметром 13 м, ориентированной на спутник, приемным устройством, работающим на частоте 4000 МГц и передающим на частоте 6000 МГц, аппаратурой и вычислительными комплексами, обеспечивающими прием, передачу и обработку информации, а также сопряжение с наземными линиями связи. Система ИНМАР CAT обрабатывает не только аварийную, но и оперативную связь, поэтому на наземных станциях предусмотрено устройство, формирующее очередность связи и пропускающее аварийную информацию в первую очередь.
Эта система имеет свои недостатки. Из-за значительного удаления спутников требуется передающая станция большой мощности, в высоких широтах возможны перерывы в связи. Аварийное сообщение должно содержать координаты места бедствия. В последнее время получили распространение аварийных радиобуев, действующих в автоматическом режиме. Однако из-за малых размеров буев, в особенности предназначенных для спасательных средств (плотов и шлюпок), трудно обеспечить достаточно большую мощность их передатчиков. Кроме того, необходим ввод информации о координатах судна перед его запуском.
В настоящее время действуют системы низкоорбитальных спутников КОСПАС–САРСАТ. Спутники запускаются на полярную орбиту высотой 800–1000 км от поверхности Земли. В этом случае место аварии определяется наземной станцией использованием эффекта Доплера. Система состоит:
–из низкоорбитальных спутников, принимающих сигналы бедствия на частоте 406 и 121,5 МГц и передающих их на наземные станции на частоте 1544,5 МГц;
–пунктов приема информации, рассчитывающих координаты места бедствия;
–центра управления, координирующего поиск и спасание.
Ближняя связь –это средства привлечения внимания, хотя при помощи некоторых из них можно передать сообщение (например, азбукой Морзе). Ограниченную информацию можно принять и передать также при помощи Международного свода сигналов (МСС)
К средствам ближней связи относятся: светосигнальные фонари; гелиографы; пиротехника – сигнальные ракеты, фальшфейеры, дымовые шашки; международный свод сигналов –флаги; спасательные сигналы (приложение I к МСС); средства, применяемые при подаче сигналов бедствия, согласно приложению IV МППСС.
Судно, терпящее бедствие и нуждающееся в помощи, должно передать по радио сигнал бедствия:
а) на частоте 500 кГц (радиотелеграф) буквосочетание SOS по азбуке Морзе, предваряемое сигналом тревоги, состоящим из 12 тире продолжитель-ностью 4 с каждое с интервалом между ними в 1с. Сигнал тревоги служит для привлечения внимания и срабатывания автоматических устройств приема сигналов тревоги и бедствия (автоалармов);
б) на частоте 2182 кГц (радиотелефон) слово «Mayday», предаваемое сигналом тревоги, состоящим из звуков двух тонов (2200 и 1300 Гц), передава-емых поочередно через промежутки времени от 30с до 1 мин. На частоте 156,8 МГц (16-й канал УКБ) – тот же сигнал.
Учитывая, что длинные и средние волны при существующих мощностях судовых передатчиков можно услышать в радиусе 200—300 миль и УКВ около 20 миль, а в тропиках и Арктике и того меньше, следует воспользоваться любой проходимой частотой для связи с судами или берегом, если на аварийных частотах никто не отвечает. В случае выхода из строя стационарной радиоаппаратуры можно воспользоваться переносной шлюпочной радиостанцией или включить радиобуй, предварительно подсоединив их к главным судовым антеннам. Однако перед тем, как сменить частоту, следует в течение определенного времени подождать ответа.
Сообщение о бедствии должно содержать название судна; местонахождение; характер бедствия и вид требуемой помощи; любую другую информацию, которая могла бы облегчить спасание (например, намерения капитана, положение судна, принимаемые меры).
В дальнейшем при установившемся радиообмене необходимо сообщить следующую информацию: погода в районе бедствия – направление ветра, сила ветра, волнение и зыбь, видимость, наличие навигационных опасностей (скалы, мели, айсберги и т.д.); время оставления судна; число членов команды, оставшихся на борту; число членов команды, нуждающихся в медицинской помощи; количество и тип спущенных на воду спасательных средств; аварийные средства определения местоположения на спасательных средствах.
После передачи сообщения о бедствии на частоте 500 кГц следует передать длинное тире длительностью 10–15 с, после чего передать позывные судна с тем, чтобы дать возможность принявшим сигнал бедствия запеленговать аварийное судно. Передачу следует повторять через одинаковые интервалы времени. В тех случаях, когда сообщение о бедствии передается по радиотелефону на частоте 2182 кГц, после сигнала бедствия следует для пеленгации производить достаточно длительный счет либо повторять позывные судна.
Средства ближней связи применяются тогда, когда есть уверенность в том, что они будут приняты находящимися поблизости судами или самолетами. Использование сигналов бедствия, равно как и других сигналов, которые могут быть приняты за сигналы бедствия, допускается только в случае бедствия, и их подача должна быть немедленно прекращена, если обстоятельства изменились и помощь больше не требуется.
Судно, принявшее сигнал бедствия, должно немедленно:
–установить связь с аварийным судном и подтвердить прием сигнала бедствия;
–ретранслировать сообщение о бедствии на международных аварийных частотах 500 кГц, 2182 кГц, 156,8 МГц в адрес «Всем– всем–всем», а также на ближайшую береговую радиостанцию; попытаться немедленно взять пеленги во время передачи сообщения о бедствии и держать вахту с помощью радиопеленгатора на частотах 500 кГц и 2182 кГц;
–передать информацию аварийному судну, содержащую название своего судна, свои координаты, скорость и приблизительно время подхода к аварийному судну, если возможно, истинный пеленг судна, терпящего бедствие;
–нести непрерывную радиовахту на всех доступных аварийных частотах (500 кГц, 2182 кГц, 8364 кГц, 121,5МГц, 156,8 МГц, 243 МГц);
–непрерывно использовать РЛС;
–приближаясь к месту бедствия, усилить наблюдение, увеличив число наблюдателей;
–зафиксировать положение, курс и скорость, время прибытия в район бедствия других судов, откликнувшихся на сигнал бедствия, и следить за их движением;
–внимательно следить за эволюциями летательных аппаратов, так как радиочастоты их связи могут не совпадать с судовыми.
Если летательный аппарат сделал круг над судном или покачивает крыльями, это означает, что он привлекает к себе внимание и хочет сделать сообщение. Пересечение курса судна по носу на малой высоте с изменением тональности работы двигателя означает, что в направлении его полета находятся объект или люди, нуждающиеся в помощи. Пересечение курса судна на малой высоте по корме означает, что помощь больше не нужна.
Во время следования в район бедствия на судне необходимо сделать приготов-ления, чтобы не терять времени на них при оказании помощи:
–изготовить леера, идущие несколько выше ватерлинии от носа до кормы по обоим бортам и прикрепленные к борту шкентелями, предназначенные для удержания шлюпок и плотов у борта;
–приготовить краны и стрелы с площадками и грузовыми сетками для быстрого подъема людей из воды;
–вдоль обоих бортов на самой нижней открытой палубе приготовить бросательные концы, штормтрапы, опускные сетки;
–подготовить и соответствующим образом снарядить членов экипажа для входа в воду при подъеме пострадавших;
–подготовить к спуску шлюпки и плоты;
–обеспечить связь между своим судном и шлюпками;
–подготовить к использованию линеметательный аппарат;
–подготовить масло, емкости, шланги для успокоения поверхности моря при спасении людей;
–развернуть пункт медицинской помощи, включая обеспечение носилками;
–приготовить все необходимое для борьбы за живучесть аварийного
–провести необходимые приготовления для возможной буксировки (проводники, буксир, брагу, скобы и т.д.);
–подготовить к действию максимальное количество прожекторов.
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 1038
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ В ВОДЕ И НА СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориентироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее.
Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку, дернув за шнур водоналивной батарейки.
Для привлечения внимания нужно воспользоваться свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.
В воде рекомендуется подтянуть скрещенные ноги к животу, руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к охлаждению части тела.
Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, и ожидать помощи.
При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные меры к спасению. |
Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни, которые хранятся в обозначенных местах на каждой спасательной шлюпке и плоту. Инструкции содержат исчерпывающие сведения по оказанию помощи пострадавшим, организации жизни на спасательном средстве, его ремонту, использованию запасов и иных источников пищи и пресной воды, средствам и способам связи с внешним миром и т.д.
Командир спасательной шлюпки сразу же после отхода судна должен обеспечить:
· поиск и подъем на борт плавающих в воде людей, в темное время использовать имеющийся в снабжении прожектор;
· сбор спасательных шлюпок и плотов и скрепление их между собой;
· постановку плавучего якоря;
· в зависимости от обстановки, установку защитного тента или складного закрытия (на открытой шлюпке);
· раздачу имеющихся в шлюпочном снабжении средств от морской болезни и гигиенических пакетов;
· подготовку к использованию средства обнаружения и сигнализации (пиротехника, гелиограф, сигнальный фонарь) и радиосредств (провести инструктаж и установить порядок их использования, в особенности пиротехники);
· установку радиолокационного отражателя;
· сбор любых плавающих в воде предметов, могущих оказаться полезными;
· подготовку на случай ухудшения погоды, прибытия спасательных единиц, буксировки, спасания вертолетом, высадки на берег.
Дополнительно для спасательных плотов:
· отдать фалинь и отойти от судна, используя весла;
· поставить плавучий якорь, закрыть входы (по обстановке), прочитать имеющуюся на плоту инструкцию по сохранению жизни, установить командира плота;
· в случае необходимости насухо протереть днище внутри плота;
· маневрировать для соединения с другими плотами и шлюпками, скрепить плоты и шлюпки между собой, распределить людей и снабжение между спасательными шлюпками и плотами;
· проверить работу сигнального огня на тенте, по возможности не расходовать батареи при дневном освещении;
· поддерживать плот в надлежащем состоянии, включая подкачку.
Командир каждого коллективного спасательного средства в числе первичных мероприятий должен обеспечить:
· внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);
· размещение людей с выделением лучшего места для раненых;
· оказание первой помощи пострадавшим;
· изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках);
· организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства;
· осушение спасательного средства и одежды.
В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится.
В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.
При открытых шторах обоих входов плот хорошо продувается (так же, как и лежащая в дрейфе шлюпка с поднятыми с обоих бортов закрытиями).
При отданном плавучем якоре плот держится входом на ветер даже при легком ветре.
У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.
В открытых шлюпках для защиты от брызг, холода и зноя используются специальные закрытия, а также шлюпочные чехлы и одеяла.
Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и бортовой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается на дректове с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн к дректову у борта шлюпки крепится мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий якорь при подходе к берегу в условиях волнения. Уборка плавучего якоря производится с помощью имеющегося нирала.
Во время борьбы за живучесть судна при необходимости в эфир посылают призыв о помощи. Радиосигналы с указанием места бедствия продолжают подаваться автоматически даже после оставления экипажем судна. Современная техника позволяет рассчитывать на то, что эти сигналы приняты и специальная система спасения на море будет приведена в действие.
Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.
Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокационный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).
Установив антенну (это может быть антенна с воздушным змеем) и заземление, даже неквалифицированный человек, следуя инструкции, может привести радиостанцию в действие.
Для визуального обнаружения терпящих бедствие используются:
· парашютные ракеты и фальшфейеры,
· плавучие дымовые шашки,
· сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф).
Первыми вестниками помощи могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.
Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.
Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой. |
В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоянии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плавучих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение.
Такое же сообщение можно соорудить между двумя судами. Проводник можно подать линеметом, имеющимся на судне и снабженным инструкцией по использованию.
КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, ЧТО БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА, ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА И ВЫЖИВАНИЕ В СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ НА МОРЕ ПОТРЕБУЮТ ОТ НЕГО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, НО И СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(рекомендуемое)
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ И СОВЕТЫ СПАСАЮЩИМСЯ НА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ
В течение первых двух суток пребывания в коллективном спасательном средстве рекомендуется принимать таблетки от укачивания («Аэрон»): 1 таблетку утром и по 1/2 таблетки в полдень и вечером: чтобы предупредить заболевание морской болезнью, приступы которой не щадят самых выдержанных моряков и влекут опасную потерю воды организмом. Принимать больше двух таблеток в сутки нельзя: «Аэрон» может вызвать ощущение сухости во рту.
Следует исключить курение: оно вызывает жажду у курящих (а запасы воды ограничены) и раздражение у некурящих, а также необходимость в лишнем проветривании, что понижает температуру внутри спасательного средства. Кроме того, курение опасно в пожарном отношении.
Командир должен установить суточный рацион пищи и воды, а также режим питания для спасающихся в соответствии с вложенной в пакеты инструкцией или по уменьшенной норме (с учетом обстоятельств). Пакет содержит 3 брикета концентратов, 3 пакета сахара и 1 пачку галет.
Следует принять все возможные меры для пополнения запасов пищи (организовать ловлю рыб и морских птиц с помощью снастей, находящихся в снабжении спасательного средства). При этом необходимо знать, что рыбы, которые раздуваются и покрыты колючими иглами, ядовиты. К рыбам с колючками, шипами или острыми наростами вместо чешуи опасно даже прикасаться. Все морские птицы съедобны. При употреблении в пищу мяса рыб и птиц требуется дополнительное количество воды.
Ответственным мероприятием на спасательном средстве является сбор дождевой воды. Для этого все имеющиеся куски водонепроницаемого материала используются в качестве водосборников. Вода сливается в свободные емкости для общего потребления. При наличии дистиллятора его нужно использовать незамедлительно.
Необходимо экономить энергию водоналивных электрических батарей, рассчитанных приблизительно на 16 часов непрерывной работы. Днем следует отсоединить зажимы, оставляя батарею в воде. Сигнальные лампочки с батарейками от спасательных жилетов можно использовать для внутреннего освещения и для целей обнаружения.
Предметом особой заботы в организации быта на спасательном средстве является соблюдение всеми чистоты и личной гигиены (для испражнений, мочи и при рвоте используйте пластиковые кульки или свободные емкости; нарывы, пролежни, лопнувшие губы смазывайте борной мазью). Избегайте сидеть и лежать непосредственно на резине в плоту.
Старшему на борту спасательного средства нужно строго следить за ведением журнала дежурными. В журнал заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продуктов, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГИПОТЕРМИИ НА МОРЕ
Люди, терпящие бедствие в море, часто внезапно (иногда и с физическими травмами) оказываются за бортом судна в непривычной для человеческого организма среде. Одним из основных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате которого у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность; возможна потеря сознания.
Для человека термически нейтральна вода с температурой 33-35 °С. Однако температура воды самых теплых морей ниже этого предела. Следовательно, при погружении в морскую воду в естественных условиях переохлаждение незащищенного тела человека неизбежно. Сроки выживания зависят от индивидуальных особенностей организма.