организация жизни древней греции
Как жили в древней Греции: главные традиции, обычаи и обряды
В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.
Когда молодой король прибыл в Афины — город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.
Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.
Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.
Содержание
А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.
Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…
Литературные источники — свидетели эпохи
Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов, в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:
1. Архаический крито‑микенский, о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.
2. «Тёмное» античное средневековье, когда новые завоеватели — дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.
Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.
3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода, подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.
Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана, всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея.
Жизнь в древней Греции
Летосчисление
Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.
Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения первых Олимпийских игр, соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э. и ставшую первым объединительным символом Эллады.
До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками, называвшимися номером соответствующей Олимпиады.
То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.
Семейная жизнь
Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.
Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.
Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.
Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.
Власть главы семейства была настолько сильной, что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».
О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа, подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода.
Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.
Но при этом имущество семьи, особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.
Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную, исчисляемую порою веками.
Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.
Религия, церемонии и ритуалы
Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов — храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.
Но дерево — материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.
Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры — великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.
Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком, а затем и мрамором.
В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры, как искусства.
Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.
Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами, которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.
Обряд бракосочетания
Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония, которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.
Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.
Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину — мужу.
Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.
Культ почитания мёртвых
Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых, которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.
Общественная жизнь
Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным.
Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре, где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.
Искусство убеждения — риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.
Безусловное подчинение законам, какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.
Армия и флот
Греки — большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.
Железная дисциплина греческих воинов, стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в древней Спарте.
Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому — Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.
Одежда
Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.
Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска, да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику: румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.
Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон — у мужчин, туника — у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.
Одежда же рабов, а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.
Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии, состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.
Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала.
Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода, считавшаяся признаком достоинства и мудрости.
Мебель
Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки, на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках. Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.
Кресла с подлокотниками — троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.
Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей. Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки, которые также украшались резьбой или инкрустацией.
Другой мебели в домах практически не было, даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.
В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.
Посуда
Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.
Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.
Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза.
Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.
Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы: чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.
Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.
Еда и вино
Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.
Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.
Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.
Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.
Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки, видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.
Бесценный дар богини Афины — оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.
Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов — Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.
Торговля и ремесло
Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы — знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.
Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда — Ареопаг.
Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела — купли‑продажи.
Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.
Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов — денежных знаков.
Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.
Наука и образование
О том что Греция — родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.
Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.
Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте мифы Древней Греции в статье.
Символ Греции — Афинский Акрополь: место, где рождались легенды Древнего мира, подробнее об этом.
Узнайте также о секретах Кносского дворца — лабиринте Минотавра, в нашем рассказе.
Древняя Греция
Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.
Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.
В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики. От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан.
На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.
Гомеровская Греция
Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.
Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.
Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.
Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).
В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья. Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.
Понятие «права» греки еще не знают. Греки руководствуются обычаями, справедливостью в их понимании. В полной мере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбираются вождем племени- базилевсом.
Совет старейшин (булэ) являлся постоянным органом власти в данном племени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов. Совет вступал в переговоры с другими племенами, участвовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, каким он был раньше в условиях первобытного общества, а совет наиболее видных и богатых представителей родовой знати.
Народное собрание (агора) собиралось для решения важнейших вопросов. Его участниками были вооруженные лица мужского пола, достигшие совершеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные мужи, хотя каждый мог высказаться. Голосования в собрании не проводилось, все решения принимались криком. При таких условиях старейшины и базилевсы могли принять любое нужное для них решение.
Базилевс, как родоплеменной вождь, не имел неограниченной власти. Он был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Он был первым среди равных, т.к. власть его носила отеческий характер. Должность базилевса была выборной. Однако при ее замещении предпочтение стали отдавать сыну умершего базилевса, что привело к наследственному ее замещению. На войне власть царя-базилевса была шире. Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым воином. На войне он получал значительную часть добычи.
Говоря словами Ф. Энгельса, «мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и начало подрыва ее». Развивается рабство, войны превращаются в постоянное средство грабежа. Греческое общество представляет собой в описываемое время военную демократию. Она подготовила образование государства как учреждения, призванного закрепить имущественное неравенство и право одних эксплуатировать других.
Образование Афинского государства
Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешалась, родоплеменные структуры им стали тесны.
Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.
Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.
В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.
Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.
В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.
В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.
Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.
Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Солон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Солон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.
Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерникамщ получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.
Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.
Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.
Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.
Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.
Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.
Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей i0 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.
Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 ООО), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.
В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.
Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.
Общественный и государственный строй
Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.
Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.
По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.
Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источнйками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от.рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.
На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.
Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государственных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должностных лиц.
Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.
Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтому для принятия исключительно важных решений был установлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должностных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главном собрании шестой притании ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.
Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение
правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ параномом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народные собрания.
Тон в собрании задавали богатые, экономически независимые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее существовали следующие требования к ораторам: а) не касаться вопросов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.
Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.
Должностные лица. Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.
Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.
Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.
В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.
Судебные органы. Древнейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдельных категорий дел.
О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовника жены и др.
Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имущественные споры слушались в суде «сорока мужей».
Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены тысячи людей. По
литическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с реакционером Критием.
Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на службу.
В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.
Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало господству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.
Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным (Греция покорена-Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства.
Основные черты афинского права
Как и у других народов древнейшим источником права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества.
Первая кодификация законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежит архонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.
Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права.
С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права.
Право собственности. В Афинах не сложилось четкого определения собственности подобно римскому dominium. Там еще не сложилось представление о правах частного собственника. Но право собственности ревностно защищалось несколькими исками. Институт частной собственности получил в Афинах полное развитие. Собственник имел право пользоваться и распоряжаться вещью во всех дозволенных законом формах. Право частной собственности позволило накопить огромные богатства в руках немногих граждан. Государство контролировало совокупное имущество каждого гражданина, что и позволяло распределить афинян по имущественным разрядам. В зависимости от имущественного положения определялась и сумма налога гражданина. Богатые граждане обязаны были устраивать на свои средства шествия, празднества, жертвоприношения и пр. Эти обязательства богатых назывались литургией. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которое по его мнению было богаче его, а если тот отказывался, то предлагал ему обменяться имуществом.
Частная собственность защищалась суровыми мерами. Добросовестное владение также строго охранялось.
В Афинах существовала и государственная собственность, включающая в себя рудники, шахты, военный флот и т.д.
Обязательственное право. Всякое соглашение могло быть основанием договорного обязательства. Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.
После отмены долговой кабалы в качестве средств обеспечения договорных обязательств становятся задаток, залог и поручительство. За неисполнение обязательства иногда предусматривались штрафы.
Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.
В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (hipotheka), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, оказал заметное влияние в дальнейшем на римское право.
Распространенными договорами были договор купли-продажи, договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.
Всякий вред, причиненный личности или имуществу, давал основание для предъявления иска. В этих случаях возникали обязательства из деликтов, т.е. правонарушений.
Семейное право. В Афинах вступление в брак было обязательным. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как нечестие, т.к. такое состояние приводило к утрате культа предков. Раньше, в гомеровский период, брак заключался в форме купли-продажи невесты. Женщина в брачном договоре не играла существенной роли. Она- объект договора, а не сторона. Жених заключал договор с ее отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит.
Муж лишь управлял имуществом, полученным в приданое. Жена в семье занимала подчиненное положение. Муж пользовался услугами рабынь. Широкое распространение получала проституция, как первая профессия, находившаяся под покровительством государства. Связи мужчины с другими женщинами не порождали никаких юридических последствий. На жену смотрели как на вещь, необходимую для работы по хозяйству, и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой.
Развод для мужчины был свободен. Он был обязан лишь вернуть ей приданое, если развод не был вызван изменой жены.
Разводу по инициативе жены предшествовало ее письменное обращение к архонту, в котором она излагала мотивы развода.
Сначала отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Он мог продавать их в рабство.
Со временем отцовская власть уменьшилась. Отец мог отречься от ребенка, если считал его не своим. Он мог выдать свою дочь замуж за любого мужчину и даже мог свою волю выразить в завещании. Сын обязан был содержать родителей впавших в бедность.
Наследственное право. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. Порядок первого был следующим. В первую очередь наследуют сыновья умершего. Дочери получали приданое. Сыновья наследство делили поровну. Внебрачные дети не наследовали. Если не было прямых наследников, их место занимали боковые родственники умершего (братья, сестры, дяди, тетки, племянники, двоюродные братья и их дети и т.д.).
Наследование по завещанию появилось после реформы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать женщины и несовершеннолетние. Если у завещателя была одна дочь, то он мог завещать постороннему все свое состояние при условии, если последний женится на ней. Если по завещанию к единственной дочери не был назначен жених, то мужа ей подыскивал архонт.
Уголовное право сохраняло немало пережитков первобытного строя. Так, убийство рассматривалось как дело самих родственников убитого, а не государства. По договоренности родственники убитого от убийца могли получить вознаграждение. Такая же сделка была возможна между мужем и соблазнителем его жены. К делам частного обвинения афинское право относило почти все преступления, причинившие вред личности или его имуществу.
Ложный донос и лжесвидетельство в суде наказывались смертной казнью. Наиболее распространенными наказаниями были: смертная казнь, конфискация имущества, изгнание из страны, лишение гражданских прав.
Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).
Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшествовало предварительное расследование. По государственным преступлениям создавались специальные комиссии, в остальных случаях следствие вели архонты и другие должностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали все возможные доказательства, в том числе и свидетельские.
По окончании предварительного следствия все добытые по делу доказательства (документы, протоколы допросов и т.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись в суд, где они и зачитывались.
Суд допрашивал свидетелей. Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращая внимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства. Стороны в своих выступлениях старались эмоционально воздействовать на судей. Этому искусству в Афинах основательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были заучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде для произнесения речей получали одинаковое время и считалось особым достоинством и даже признаком правоты, если сторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся время представляла своему противнику.
Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. На судебное решение допускалась аппеляция к гелиэе.
Государство Спарта
Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.
С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.
Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах.
Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю.
Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов).
Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.
Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.
Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.
Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.
Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу. Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.
Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.
К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства.
Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!
Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год.
Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.
В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек. Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.
Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.
Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.