оперетту монмартра имре кальман посвятил молодой жене русской актрисе вере макинской 6 букв
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы
—Настольные игры онлайн
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
♥ღ♥Имре Кальман и Вера Макинская. История любви из оперетты♥ღ♥
Существует мнение, что настоящая любовь не подчиняется никаким этическим и моральным нормам. Порой она превращает взрослых людей в пятнадцатилетних подростков. Влюбленные часто совершают странные, с точки зрения окружающих безумные поступки. Любовь подобна болезни, когда больной отвергает любые средства для излечения своего злосчастного недуга и сам в свою очередь не желает поправиться. А болезнь эта может случиться с каждым. Не исключая и талантливых людей, каким и был выдающийся венгерский композитор, автор бесконечно любимых во всем мире оперетт «Сильвы», «Марицы», «Баядеры», «Принцессы цирка» и других. Вы уже, наверное, догадались, о ком идет речь. Неутомимый классик венгерской сцены, блестящий композитор Имре Кальман также не миновал счастливой участи влюбиться.
В жизни и творчестве Имре Кальмана большую роль сыграли три женщины. Первая − Паула Дворжак, светская дама из Зальцбурга, ставшая его женой, − создала ему домашний уют, спокойствие и вселила в него уверенность в собственные силы. Он остался с ней до конца ее жизни. Двум другим он посвятил свои лучшие оперетты. Это венгерская графиня Агнеш Эстерхази, звезда немого кино. Ее образ послужил прототипом сразу трех любимых героинь Кальмана − Сильвы, Марицы и Теодоры («Принцесса цирка»). Агнеш была возлюбленной Кальмана, с которой он решительно порвал, как только узнал о ее измене. Однако, несмотря на упорные уговоры его семьи жениться на этой блистательной аристократке и несмотря на все слезы и мольбы самой графини о прощении, Кальман остался непреклонен. В его жизни появилась третья, и самая главная женщина – Вера Макинская. Русская по происхождению, девушка из Перми, волею судьбы оказавшаяся в Европе, к моменту встречи с Кальманом влачила жалкое существование полунищей «красотки кабаре». Вера мечтала стать актрисой, надеясь на свою прелестную внешность и, как она считала, на свой талант. Несмотря на это, ей не удавалось найти постоянную работу и приходилось скитаться вместе с матерью по театрам европейских столиц, где молодая статистка пыталась пробиться на сцену, но судьба оказывалась к ней не благосклонна.
История любви Имре Кальмана и русской эмигрантки Веры Макинской могла бы лечь в основу сюжета хорошей оперетты или бульварного романа. Бедная девушка, мечтающая о сценической карьере и мировой славе, случайно встречает человека, который не только вводит ее в мир кулис, но предлагает ей руку и сердце, к тому же предоставив в ее распоряжение все свое богатство.
Впервые Вера встретилась с известным композитором случайно. Это произошло в 1926 году в берлинском театре «Метрополь»: «…Я стояла за кулисами рядом с Кальманом, и он поинтересовался, кто я по национальности. Может, венгерка? «Нет, − сказала я, − русская» На что он воскликнул: «Господи, что за участь – с таких юных лет скитаться на чужбине!»
Их вторая встреча произошла через два года, в одном из венских кафе, куда Вера, работавшая в то время танцовщицей в баре и едва сводившая концы с концами, приходила в надежде познакомиться с каким-нибудь богатым господином, который, если она ему понравится, сразу решил бы все ее финансовые трудности. «Мое внимание привлек симпатичный мужчина с усиками, − вспоминает она. − Когда я впервые увидела его, он был в цилиндре и как раз раскланивался с Оскаром Штраусом, автором оперетты «Последний вальс», а я сказала подружкам, что это, должно быть, какой-нибудь банкир». − «Еще чего выдумала – банкир! – рассмеялись ее товарки. – Да это же Кальман, Имре Кальман! Театр «Ан дер Вин» готовит к постановке его новую оперетту «Герцогиня из Чикаго».
Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере ее накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущенный грубым обращением к молодой особе, композитор счел нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь. «У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться, − вспоминала Вера. И как крик о помощи вырвалось: «Маэстро Кальман, мне так хотелось бы выступить в вашей оперетте, в «Герцогине из Чикаго»! Я знаю, что уже идут репетиции, что на каждую роль есть по нескольку претендентов. Но может, и для меня сыщется пусть самая крохотная роль? Я буду счастлива выступить хоть статисткой! Прошу вас, умоляю!». Кальман был заинтригован. На следующий день Веру пригласили в театр, где с ней заключили контракт – она должна была выступить в качестве статистки в предстоящей премьере. Девушка чувствовала себя такой счастливой, что, никого не видя, выскочила из театра и, придя домой, предалась мечтам о фантастической карьере. Неожиданно раздался телефонный звонок:
− Скажите, дитя мое, − тон Кальмана был отеческим, − отчего вы так поспешно убежали? И даже не попрощались!
Вопрос застал меня врасплох, и я не знала, что ответить
− Я убежала, потому что… потому что мне срочно нужно было вернуться в пансион.
− Жаль. А я хотел было пригласить вас отметить знаменательное событие. Отвечайте прямо: вы свободны сегодня вечером или у вас уже что-то намечено?».
Конечно же, Вера согласилась. Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман. «Никогда не забуду те сумасбродные недели. В глазах света – перед добрыми друзьями Имре Оскаром Штраусом и Ференцем Легаром, перед Грюнвальдом и Браммером, симпатичными либреттистами, с которыми Кальман намеревался и впредь сотрудничать, − я была законной невестой Имре Кальмана».
В день премьеры оперетты «Герцогини из Чикаго» Вера вышла на сцену незаметной статисткой. Однако в жизни композитора она сыграла куда более весомую роль, став хранительницей домашнего очага, любящей женой и матерью его детей. И хотя благодаря Кальману путь на сцену был для нее открыт, она вскоре поняла, что ее призвание не театральные подмостки. Судьба предназначила ей другую, куда более важную роль − роль жены великого композитора.
Для Имре Кальмана Верушка, как называл он свою жену, была не только супругой, которую он боготворил, она была его Музой. Именно ее судьба вдохновила композитора на создание одной из лучших своих оперетт «Фиалка Монмартра».
Имре и Вера Кальман с детьми
Вера Кальман родила мужу сына и двух дочерей. Композитор подробно описал в дневнике свои переживания, связанные с рождением первенца: «…После того, как я узнал о начале события, я прошел к Верушке, она вела себя очень спокойно и мужественно. Мы тотчас же вызвали врача, который похвалил нас за то, что мы абонировали палату в клинике. Верушка собрала свои вещи и то немногое из детского приданого, что мы купили заранее. Она была абсолютно спокойна и, можно сказать, счастлива. Ну а я, конечно, ужасно волновался. До девяти я пробыл у нее, а затем отправился в венгерский кабачок, где и отужинал в обществе Браммера и других. К десяти опять вернулся в клинику, и как раз в это время начались схватки. Я старался по часам определить, с какими интервалами они возникают. Настроение у Верушки было превосходное. Как только боли отпускали, она принималась шутить и успокаивала меня. По дороге домой у меня было такое чувство, что все свершится 17 ноября. Мне так хотелось бы, чтобы судьба подарила младенцу жизнь в день премьеры
«Княгини Чардаша». Тут же ночью я стал рыться в воспоминаниях и в афишах и, к превеликой своей радости, установил: премьера «Княгини Чардаша», состоявшаяся в 1915 году, действительно приходилась на 17 ноября».
Кальману казалось, будто сама судьба распростерла над ним свои крылья. Карой (Чарли) Кальман пошел по стопам отца, став композитором. Одна из дочерей, Ивонн, вышла замуж за итальянского художника, другая, Лили, тоже вышла замуж, но сама стала художницей. С Верой, отказавшись от звания «почетного арийца», подаренного ему Гитлером, Кальман отправился в эмиграцию, очутившись в конце концов, как и большинство представителей европейской творческой интеллигенции, в Америке. Годы, прожитые вдали от родины, не принесли ему ни дальнейших творческих успехов, ни спокойствия в семейной жизни. Америка была тогда во власти ритмов джаза. Она искала свои пути развития музыкального театра, может быть, поэтому творчество Кальмана здесь мало кого интересовало.
В 1950 году, после инфаркта, Кальман вернулся в Европу. По просьбе жены они поселились в Париже. Правда, Кальман предпочел бы тихий, спокойный Цюрих, но для Верушки этот город был слишком провинциален. Она продолжала вести светскую жизнь, участвовала в благотворительных базарах, раутах и вечерах, а великий композитор тихо угасал в обществе преданной сиделки, старой девы Ирмгард Шпис. 30 октября 1953 года после завтрака он заснул, как оказалось, навсегда.
Австрия провожала Кальмана со всей официальной пышностью. Его похоронили там, где он и завещал, − на Центральном кладбище Вены, по соседству с могилами Бетховена, Брамса, Моцарта и Штрауса. А в родном его городе Шиофоке, в бывшем доме семейства, через несколько лет был открыт скромный музей.
После смерти мужа Вера Кальман учредила Фонд памяти композитора и до конца своих дней являлась его председателем. Одна из главных целей фонда − присуждение стипендий одаренным молодым музыкантам всего мира.
Свою любовь и неустанную заботу друг о друге Имре и Вера пронесли через всю жизнь. «На могиле моего мужа установлена массивная плита черного мрамора, где высечено лишь его имя – и ничего более. Над плитой скорбно склонилась беломраморная муза. Десять дней в году – с 20 по 31 октября – я непременно провожу в Вене; 24 октября день рождения Имре, 30 октября он умер. В это время я ежедневно бываю на кладбище», – написала Вера.
Печально, что любой истории, даже самой прекрасной и романтичной, всегда приходит конец.
Скончалась Вера Кальман в ночь на 26 ноября 1999 года в Цюрихе в возрасте 85 лет. Она умерла так же, как и ее муж, − во сне. Ее похоронили рядом с Имре Кальманом на Центральном кладбище в Вене.
Одна из любимых оперетт =Мистер Икс=
Процитировано 41 раз
Понравилось: 39 пользователям
Женщина на пути гения: как статистка из России забрала у музыки Имре Кальмана
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизнь до Веры
Имре Кальман – это псевдоним. Человека, с именем которого связывают расцвет венгерской оперетты, звали Эммерих Копштейн. Он родился в еврейской семье торговца зерном в небольшом городке на озере Балатон. Его отец разорился после того, как не удался его амбициозный замысел превратить родной Шиофок в фешенебельный курорт. В городе появился ипподром, новые гостиницы и театр оперетты, а Коппштейнов судебные приставы выставили из дома, забрав всё имущество.
Семья переехала в Будапешт, и маленькому Имре пришлось жить у тёти. Окончить гимназию ему так и не удалось. Чтобы как-то заработать на жизнь, он подрабатывал переписчиком, давал уроки ученикам начальной школы, а когда выдавалась возможность, слушал концерты в фойе, прижавшись ухом к двери. Из-за частных унижений и нищеты он вырос замкнутым в себе человеком, постоянно ожидающим подвоха. Зато у него была феноменальная деловая хватка. Именно благодаря ей и, конечно, таланту, он прославился и сколотил капитал. К 48 годам он похоронил свою любимую жену Паолу Дворжак, так и не успев обзавестись детьми. И именно в этой время он встретил 16-летнюю статистку, заключившую контракт с кинокомпанией-банкротом, нищую русскую эмигрантку из Перми Веру Макинскую.
Вера Макинская: когда сбываются мечты
Всё, что знала Вера о Кальмане – он миллионер и знаменитость. И этого ей было вполне достаточно. Она ничего не знала о его тяжёлой жизни в отрочестве, о том, что он мог стать бы блестящим пианистом, если бы от постоянных репетиций у него не перестал сгибаться мизинец, и о том, что он сочинял прекрасную серьёзную музыку, но издателей на неё не находилось. Музыкальные критики писали, что Кальман вдохнул жизнь в умирающий музыкальный жанр, но Вере Макинской не было до этого никакого дела. У неё было одно-единственное протёртое платье, комната в жалком пансионате с общим туалетом, а кофе в кофейне «Захер» девушке давали в долг.
Вера и Имре
Он купил ей модный гардероб, она побывала с ним в Вене. Кальман, которому Вера казалась воплощением всех талантов, решил устроить её в театральную школу Европы, работавшую при Немецком театре в Берлине. Но у него ничего не вышло, поскольку, как актриса Вера оказалась совершенно бездарна. Вот только делать предложение Кальман не торопился: как человек мнительный он больше всего боялся испортить жизнь своей юной партнёрше. Но тут появилась мама Веры, дама в любовных делах «тёртая», которая сделала вид, что хочет увезти дочь в Бухарест, и влюблённый молодой мужчина не устоял – предложение руки и сердца, а потом свадьба. Первое, что сделала молодая жена бережливого Кальмана после свадьбы – купила себе сразу шесть дорогих шуб. Он был поражён!
Юная супруга бесцеремонно ворвалась в комфортный и отлаженный мир Кальмана, как шаровая молния. Она настояла, чтобы он уволил всех старых слуг, заставила мужа из квартиры переехать в небольшой дворец и начала активно приглашать гостей. В их доме время от времени появлялись толпы незнакомых Кальману людей. Кальман не выносил танцы, а Вера танцевала до упаду. Она тормошила мужа самыми разными способами, напрочь выбивая его из колеи.
Вера ополчилась на либреттистов Кальмана, с которыми он работал всю жизнь. Она заставляла мужа совершать долгие прогулки, покупала ему новые костюмы, тормошила его и так, и сяк, выбивая из привычной колеи. Вера родила ему троих прекрасных детей, и сумела поглотить мужа полностью, не оставив места для музыки. Он практически перестал писать. А когда ему исполнилось 60, Вера ушла от него.
Расставание с Европой и Верой
В конце 1930-х, когда в Европе начал устанавливаться новый порядок, для евреев начались «чёрные дни». Правда, Кальмана это не коснулось. Поскольку когда-то на фронте мелодии из «Королевы чардаша» напевал и ефрейтор Гитлер, он пожаловал своим личным приказом композитору звание «почетного арийца». Кальман им не воспользовался, а уехал с семьей в родную Венгрию, потом в Цюрих, а потом в Париж. Вера мечтала жить во Франции, но Кальман понимал, что грядёт большая война, и нужно уносить ноги.
В 1940 году они оказались в США. У Кальмана не клеилось с работой, а Вера в это время познакомилась с молодым и очень богатым французом, который сделал ей предложение. Вера тут же подала на развод, оставив детей своему уже немолодому супругу. Кальман же писал ей полные любви письма, просил о встречах, был уступчив и кроток. И Вера сдалась. Впрочем, не исключено, что она решила, что в отличие от жениха ей бывший муж разориться не может – ведь война закончится поздно или рано, и театры снова будут работать. А кому, как не ей знать, как надёжно работают авторские отчисления. Вера вернулась, Кальман был счастлив, но писать, как прежде, не стал.
Последние дни Кальмана
Кальман доживал свой век с любимой Верой в Париже. Она ещё была полна сил, правилась мужчинам, а дома появлялась крайне редко. С Кальманом постоянно находилась сиделка, которая готовила ему протёртые кашки. А старый композитор просил её пить коллекционные вина и есть пряные деликатесы, чтобы насладиться их видом и запахом. Его не стало в 1953 году, и в последние дни с жизнью его связывали только запахи, дети и красивая, высокая и ветреная женщина, которую он любил больше всего на свете.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Имре Кальман и Вера Макинская: Позднее счастье короля оперетты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Неслучайная встреча
Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.
Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.
Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.
В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.
А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».
Мечты сбываются
Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.
Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.
Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».
«За расставаньем будет встреча…»
Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.
Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.
Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.
Возвращение
Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.
Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.
В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.
30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.
Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза, женщина, вдохновившая маэстро на создание «Сильвы» и «Марицы».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Имре Кальман и Вера Макинская. История любви из оперетты
= Имре Кальман и Вера Макинская. История любви из оперетты=
Имре Кальман и Вера Макинская
Существует мнение, что настоящая любовь не подчиняется никаким этическим и моральным нормам. Порой она превращает взрослых людей в пятнадцатилетних подростков. Влюбленные часто совершают странные, с точки зрения окружающих безумные поступки. Любовь подобна болезни, когда больной отвергает любые средства для излечения своего злосчастного недуга и сам в свою очередь не желает поправиться. А болезнь эта может случиться с каждым. Не исключая и талантливых людей, каким и был выдающийся венгерский композитор, автор бесконечно любимых во всем мире оперетт «Сильвы», «Марицы», «Баядеры», «Принцессы цирка» и других. Вы уже, наверное, догадались, о ком идет речь. Неутомимый классик венгерской сцены, блестящий композитор Имре Кальман также не миновал счастливой участи влюбиться.
В жизни и творчестве Имре Кальмана большую роль сыграли три женщины. Первая − Паула Дворжак, светская дама из Зальцбурга, ставшая его женой, − создала ему домашний уют, спокойствие и вселила в него уверенность в собственные силы. Он остался с ней до конца ее жизни. Двум другим он посвятил свои лучшие оперетты. Это венгерская графиня Агнеш Эстерхази, звезда немого кино. Ее образ послужил прототипом сразу трех любимых героинь Кальмана − Сильвы, Марицы и Теодоры («Принцесса цирка»). Агнеш была возлюбленной Кальмана, с которой он решительно порвал, как только узнал о ее измене. Однако, несмотря на упорные уговоры его семьи жениться на этой блистательной аристократке и несмотря на все слезы и мольбы самой графини о прощении, Кальман остался непреклонен. В его жизни появилась третья, и самая главная женщина – Вера Макинская. Русская по происхождению, девушка из Перми, волею судьбы оказавшаяся в Европе, к моменту встречи с Кальманом влачила жалкое существование полунищей «красотки кабаре». Вера мечтала стать актрисой, надеясь на свою прелестную внешность и, как она считала, на свой талант. Несмотря на это, ей не удавалось найти постоянную работу и приходилось скитаться вместе с матерью по театрам европейских столиц, где молодая статистка пыталась пробиться на сцену, но судьба оказывалась к ней не благосклонна.
История любви Имре Кальмана и русской эмигрантки Веры Макинской могла бы лечь в основу сюжета хорошей оперетты или бульварного романа. Бедная девушка, мечтающая о сценической карьере и мировой славе, случайно встречает человека, который не только вводит ее в мир кулис, но предлагает ей руку и сердце, к тому же предоставив в ее распоряжение все свое богатство.
Впервые Вера встретилась с известным композитором случайно. Это произошло в 1926 году в берлинском театре «Метрополь»: «…Я стояла за кулисами рядом с Кальманом, и он поинтересовался, кто я по национальности. Может, венгерка? «Нет, − сказала я, − русская» На что он воскликнул: «Господи, что за участь – с таких юных лет скитаться на чужбине!»
Их вторая встреча произошла через два года, в одном из венских кафе, куда Вера, работавшая в то время танцовщицей в баре и едва сводившая концы с концами, приходила в надежде познакомиться с каким-нибудь богатым господином, который, если она ему понравится, сразу решил бы все ее финансовые трудности. «Мое внимание привлек симпатичный мужчина с усиками, − вспоминает она. − Когда я впервые увидела его, он был в цилиндре и как раз раскланивался с Оскаром Штраусом, автором оперетты «Последний вальс», а я сказала подружкам, что это, должно быть, какой-нибудь банкир». − «Еще чего выдумала – банкир! – рассмеялись ее товарки. – Да это же Кальман, Имре Кальман! Театр «Ан дер Вин» готовит к постановке его новую оперетту «Герцогиня из Чикаго».
Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере ее накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущенный грубым обращением к молодой особе, композитор счел нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь. «У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться, − вспоминала Вера. И как крик о помощи вырвалось: «Маэстро Кальман, мне так хотелось бы выступить в вашей оперетте, в «Герцогине из Чикаго»! Я знаю, что уже идут репетиции, что на каждую роль есть по нескольку претендентов. Но может, и для меня сыщется пусть самая крохотная роль? Я буду счастлива выступить хоть статисткой! Прошу вас, умоляю!». Кальман был заинтригован. На следующий день Веру пригласили в театр, где с ней заключили контракт – она должна была выступить в качестве статистки в предстоящей премьере. Девушка чувствовала себя такой счастливой, что, никого не видя, выскочила из театра и, придя домой, предалась мечтам о фантастической карьере. Неожиданно раздался телефонный звонок:
− Скажите, дитя мое, − тон Кальмана был отеческим, − отчего вы так поспешно убежали? И даже не попрощались!
Вопрос застал меня врасплох, и я не знала, что ответить
− Я убежала, потому что… потому что мне срочно нужно было вернуться в пансион.
− Жаль. А я хотел было пригласить вас отметить знаменательное событие. Отвечайте прямо: вы свободны сегодня вечером или у вас уже что-то намечено?».
Конечно же, Вера согласилась. Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман. «Никогда не забуду те сумасбродные недели. В глазах света – перед добрыми друзьями Имре Оскаром Штраусом и Ференцем Легаром, перед Грюнвальдом и Браммером, симпатичными либреттистами, с которыми Кальман намеревался и впредь сотрудничать, − я была законной невестой Имре Кальмана».
В день премьеры оперетты «Герцогини из Чикаго» Вера вышла на сцену незаметной статисткой. Однако в жизни композитора она сыграла куда более весомую роль, став хранительницей домашнего очага, любящей женой и матерью его детей. И хотя благодаря Кальману путь на сцену был для нее открыт, она вскоре поняла, что ее призвание не театральные подмостки. Судьба предназначила ей другую, куда более важную роль − роль жены великого композитора.
Для Имре Кальмана Верушка, как называл он свою жену, была не только супругой, которую он боготворил, она была его Музой. Именно ее судьба вдохновила композитора на создание одной из лучших своих оперетт «Фиалка Монмартра».
Вера Кальман родила мужу сына и двух дочерей. Композитор подробно описал в дневнике свои переживания, связанные с рождением первенца: «…После того, как я узнал о начале события, я прошел к Верушке, она вела себя очень спокойно и мужественно. Мы тотчас же вызвали врача, который похвалил нас за то, что мы абонировали палату в клинике. Верушка собрала свои вещи и то немногое из детского приданого, что мы купили заранее. Она была абсолютно спокойна и, можно сказать, счастлива. Ну а я, конечно, ужасно волновался. До девяти я пробыл у нее, а затем отправился в венгерский кабачок, где и отужинал в обществе Браммера и других. К десяти опять вернулся в клинику, и как раз в это время начались схватки. Я старался по часам определить, с какими интервалами они возникают. Настроение у Верушки было превосходное. Как только боли отпускали, она принималась шутить и успокаивала меня. По дороге домой у меня было такое чувство, что все свершится 17 ноября. Мне так хотелось бы, чтобы судьба подарила младенцу жизнь в день премьеры
«Княгини Чардаша». Тут же ночью я стал рыться в воспоминаниях и в афишах и, к превеликой своей радости, установил: премьера «Княгини Чардаша», состоявшаяся в 1915 году, действительно приходилась на 17 ноября».
Кальману казалось, будто сама судьба распростерла над ним свои крылья. Карой (Чарли) Кальман пошел по стопам отца, став композитором. Одна из дочерей, Ивонн, вышла замуж за итальянского художника, другая, Лили, тоже вышла замуж, но сама стала художницей. С Верой, отказавшись от звания «почетного арийца», подаренного ему Гитлером, Кальман отправился в эмиграцию, очутившись в конце концов, как и большинство представителей европейской творческой интеллигенции, в Америке. Годы, прожитые вдали от родины, не принесли ему ни дальнейших творческих успехов, ни спокойствия в семейной жизни. Америка была тогда во власти ритмов джаза. Она искала свои пути развития музыкального театра, может быть, поэтому творчество Кальмана здесь мало кого интересовало.
В 1950 году, после инфаркта, Кальман вернулся в Европу. По просьбе жены они поселились в Париже. Правда, Кальман предпочел бы тихий, спокойный Цюрих, но для Верушки этот город был слишком провинциален. Она продолжала вести светскую жизнь, участвовала в благотворительных базарах, раутах и вечерах, а великий композитор тихо угасал в обществе преданной сиделки, старой девы Ирмгард Шпис. 30 октября 1953 года после завтрака он заснул, как оказалось, навсегда.
Австрия провожала Кальмана со всей официальной пышностью. Его похоронили там, где он и завещал, − на Центральном кладбище Вены, по соседству с могилами Бетховена, Брамса, Моцарта и Штрауса. А в родном его городе Шиофоке, в бывшем доме семейства, через несколько лет был открыт скромный музей.
После смерти мужа Вера Кальман учредила Фонд памяти композитора и до конца своих дней являлась его председателем. Одна из главных целей фонда − присуждение стипендий одаренным молодым музыкантам всего мира.
Свою любовь и неустанную заботу друг о друге Имре и Вера пронесли через всю жизнь. «На могиле моего мужа установлена массивная плита черного мрамора, где высечено лишь его имя – и ничего более. Над плитой скорбно склонилась беломраморная муза. Десять дней в году – с 20 по 31 октября – я непременно провожу в Вене; 24 октября день рождения Имре, 30 октября он умер. В это время я ежедневно бываю на кладбище», – написала Вера.
Печально, что любой истории, даже самой прекрасной и романтичной, всегда приходит конец.
Скончалась Вера Кальман в ночь на 26 ноября 1999 года в Цюрихе в возрасте 85 лет. Она умерла так же, как и ее муж, − во сне. Ее похоронили рядом с Имре Кальманом на Центральном кладбище в Вене.