оон была создана для решения наиболее важных вопросов международной жизни ошибка
Организация Объединенных Наций: история создания и задачи
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.
Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.
11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».
25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.
В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.
На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.
Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.
В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».
Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
Членами ООН являются 192 государства мира.
В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
О СОЗДАНИИ ООН
Одним из основных итогов Второй мировой войны стало создание Организации Объединенных Наций (ООН) – универсальной международной организации, основными целями которой определено поддержание и укрепление мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами – членами. Советская дипломатия внесла весомый вклад в создание ООН на всех этапах этого процесса.
Предшествующий опыт Лиги Наций (1919-1946 гг.), оказавшейся неспособной предотвратить трагедию Второй мировой войны, говорил о необходимости учреждения качественно иной всемирной организации по недопущению и противодействию агрессии, поддержанию надежного мира и безопасности.
Основы деятельности и структура ООН разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
В «Атлантической хартии» США и Великобритании от 14 августа 1941 года, к которой несколько позднее присоединился и Советский Союз, был определен ряд демократических принципов будущего послевоенного устройства: непризнание территориальных изменений, не находящихся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов; уважение прав всех народов избирать себе форму правления; восстановление суверенитета стран, лишенных этого насильственным путем; уничтожение «нацисткой тирании», разоружение государств, которые угрожают или могут угрожать агрессией; равный доступ всех стран к торговле и источникам сырья; свобода мореплавания. В то же время в хартии были обойдены вопросы военно-политического характера.
Термин «Объединенные Нации» впервые был зафиксирован в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 года представителями 26-ти боровшихся со странами «оси» государств. В ней содержались принципы «Атлантической хартии» и обязательство не заключения сепаратного мира с агрессорами.
Дальнейший шаг был сделан на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Китая в октября 1943 г. Следует отметить, что идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач, полномочий, прав и др. Но и в США, и в Великобритании были склонны к зауженному подходу к ее компетенции. Так, У.Черчилль выступал за воссоздание системы Лиги Наций, президент Ф.Рузвельт разделял идею создания региональных организаций. На Конференции в Москве советская делегация выдвинула предложение об учреждении всеобщей международной организации. Для предварительной совместной проработки вопросов предлагалось образовать в одной из столиц (Вашингтоне, Лондоне или Москве) комиссию в составе представителей трех государств.
В подписанной по итогам встречи 30 октября «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности» союзники впервые заявили о признании необходимости «учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые». Тем самым был впервые зафиксирован широкий международный формат будущей организации по поддержанию мира и безопасности.
Важной стороной московской встречи было то, что она фактически стала прологом и подготовительным этапом конференции руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране.
Первый проект Устава ООН был разработан на созванной по предложению СССР конференции в Думбартон-Оксе (США) 21 сентября –
7 октября 1944 года. На этом форуме представители СССР, США, Великобритании и Китая договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. Советская делегация последовательно и решительно выступала за то, чтобы деятельность этой организации с самого начала зиждилась на демократических началах. Несмотря на общий позитивный итог – разработку документа «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», ставшего в дальнейшем основой Устава ООН, конференция завершилась, не решив наиболее трудных вопросов – как совместить универсальность международной организации с особой ролью и ответственностью великих держав, как воплотить в жизнь миротворческие функции организации, не ущемив принципа государственного суверенитета, как обеспечить баланс в голосовании между многочисленными доминионами Великобритании и зависимыми от США еще более многочисленными латиноамериканскими странами, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой.
«Зависшие» вопросы – о первоначальных членах организации и о порядке голосования в Совете Безопасности – были в основном согласованы на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей великих держав, состоявшейся 4-11 февраля 1945 г. По вопросу о первоначальных членах организации безопасности было решено, что на учредительную конференцию в Сан-Франциско будут приглашены те государства, которые подписали в январе 1942 г. Вашингтонскую Декларацию Объединенных Наций или объявили к 1 марта 1945 г. войну общему врагу. Также было решено, что США и Великобритания поддержат на учредительной конференции ООН заявление Советского правительства о том, что Украинская и Белорусская Советские Социалистические республики станут государствами – учредителями создаваемой организации.
По вопросу о порядке голосования была достигнута компромиссная формула, предусматривавшая, что Совет Безопасности принимает любое непроцедурное решение голосами семи членов Совета (из одиннадцати предусмотренных проектом Устава), включая голоса пяти его постоянных членов (инициатором так называемого права вето, проистекавшего из требования единогласия пяти великих держав, были США, предложившие эту формулу еще в Думбартон-Оксе). Однако стороны согласились, что члены Совета Безопасности, участвующие в споре или конфликте, который рассматривается Советом, в голосовании не участвуют.
Несмотря на наличие серьезных разногласий между участниками конференции по ряду важных вопросов, союзным державам все же удалось выработать документ большого значения – «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности», содержавший основные положения ее Устава. Были согласованы вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, развитию экономических отношений, сотрудничества в социальной, технической и других областях межгосударственных отношений. Эта была одна из самых результативных дипломатических встреч периода Второй мировой войны. На конференции главы трех государств договорились о созыве в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций, чтобы окончательно подготовить Устав организации соответственно положениям, выработанным во время переговоров в Думбартон-Оксе.
25 апреля – 26 июня 1945 г. состоялась учредительная конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско. В ней участвовали 50 государств. От Советского Союза прибыли три делегации: от СССР, БССР и УССР. Вопрос об отдельном включении двух советских республик в первичные члены ООН с учетом их роли в разгроме фашизма был окончательно решен в Сан-Франциско. Следует при этом отметить, что вопрос о членстве в ООН союзных республик периодически поднимался и в последующем вплоть до распада СССР. Так, многие западные страны не признавали законным вхождение прибалтийских республик в состав СССР и потому считали, что Эстония, Латвия и Литва должны быть представлены в ООН самостоятельно.
Первоначально членами ООН стало 51 государство вместе с присоединившейся позднее Польшей. «Польский вопрос» искусственно выделялся западными государствами, которые препятствовали вступлению новой послевоенной Польши в организацию. Однако твердая позиция Москвы в данном вопросе привела к положительным результатам, и поляки (после создания коалиционного правительства) смогли подписать Устав ООН в качестве страны-учредителя.
Важное место в работе конференции занимало обсуждение замечаний и поправок к предложениям об Уставе будущей организации, подготовленным в Думбартон-Оксе. Советская делегация стремилась обеспечить закрепление в Уставе демократических начал структуры и деятельности ООН. И она добилась многого. По настоянию СССР в преамбуле Устава, в которой провозглашается основная цель ООН, было записано, что организация безопасности создается с тем, чтобы обеспечить человечеству мир и «избавить грядущие поколения от бедствий войны». На основе советских поправок в главу о целях и принципах ООН были включены важные новые положения о том, чтобы мирное разрешение международных споров проводилось «в согласии с принципами справедливости и международного права»; чтобы дружественные отношения между нациями развивались «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»; чтобы международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера осуществлялось «и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…».
Острая борьба развернулась на конференции по вопросам, относящимся к полномочиям и функциям Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Советская делегация столкнулась с серьезными попытками делегаций США и Великобритании уйти от соблюдения соответствующих договоренностей, достигнутых в Думбартон-Оксе. Американская и английская делегации выступали за предоставление Генассамблее права обсуждать все вопросы международных отношений без всякого ограничения.
В итоге обмена мнениями между посольством США в Москве и НКИД СССР и деятельности специальной группы, созданной для выработки взаимоприемлемой формулировки, было составлено положение о том, что Генеральная Ассамблея «уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом…».
Вопрос об особом месте Совета Безопасности в системе главных органов ООН не вызвал трудностей. В соответствии с предложениями, сделанными в Думбартон-Оксе, участники конференции решили, что именно этот орган будет нести главную ответственность за поддержание международного мира и выступать от имени всех членов ООН.
Сложности возникли при обсуждении порядка голосования в Совете Безопасности. Ялтинская формула, определявшая этот порядок, подверглась попыткам ревизии со стороны делегаций Австралии, Канады, Новой Зеландии, а также ряда латиноамериканских стран. В резкие споры по поводу толкования ялтинской формулы активно включились делегации США и Великобритании, выступления которых ясно показывали их намерения добиться отхода от существа договоренностей, чтобы максимально ограничить применение принципа единогласия постоянных членов Совета и использовать механическое большинство голосов, которым они рассчитывали располагать в Совете.
Благодаря последовательной и твердой позиции, занятой советской стороной, существо ялтинской формулы было сохранено. В совместном заявлении о порядке голосования в Совете Безопасности, которое сделали 7 июня 1945 г. делегации держав-инициаторов конференции, подчеркивалось, что четыре приглашающих правительства (СССР, США, Великобритания и Китай) согласны с ялтинской формулой и представляют ее этой конференции как необходимую для того, чтобы была создана международная организация. В итоге в Уставе ООН было записано, что решения Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считаются принятыми, «когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета…».
25 июня 1945 г. пленарное заседание конференции в Сан-Франциско единогласно приняло Устав ООН, статут Международного суда и Соглашение о Подготовительной комиссии, которая учреждалась с целью организации работы основных органов ООН на начальном этапе. 26 июня был подписан Устав ООН и состоялось заключительное заседание конференции. От имени СССР Устав подписал А.А.Громыко, в то время посол в США, благодаря личному участию и настойчивости которого в итоговых документах, связанных с созданием ООН, были зафиксированы позиции в значительной мере отвечающие интересам нашей страны.
К 24 октября 1945 года на хранение поступили ратификационные грамоты 29-ти, то есть, большинства государств, подписавших Устав, включая пять великих держав. Таким образом, требования пункта 3 его статьи 110 были выполнены и Устав с этой даты вступил в силу.
Так была создана эта уникальная организация, ныне объединяющая 191 государство мира. Ее деятельность через специализированные органы, комитеты и подкомитеты охватывает все сферы международной, политической, экономической, социальной, культурной, гуманитарной жизни планеты.
За прошедшие шесть с половиной десятилетий ООН внесла весомый вклад в обеспечение стабильности и безопасности в мире, экономическое и социальное развитие народов, защиту прав и свобод личности, превратилась в уникальную площадку для прямого и открытого диалога по важнейшим вопросам международной жизни. Базовые принципы и задачи, провозглашенные при создании ООН в 1945 году, остаются актуальными и востребованными и в наши дни, а реализуемые под ее эгидой программы работают в интересах и на благо всего мирового сообщества.
История, структура, цели и задачи Организации Объединенных Наций (ООН)
ООН официально существует с 24 октября 1945 года; к этому дню Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств и вступил в силу.
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.
Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон‑Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 года, США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.
11 февраля 1945 года после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».
25 апреля 1945 года представители 50 стран собрались в Сан‑Франциско (США) на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.
В Сан‑Франциско собрались делегаты стран, представляющих свыше 80% населения земного шара.
В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3500. Кроме того, было свыше 2500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан‑Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда‑либо имевших место.
На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон‑Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.
25 июня 1945 года Устав из 111 статей был единогласно принят. Он был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51‑м государством‑основателем.
В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».
Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
В июле 2011 года 193‑м полноправным членом ООН стал Южный Судан.
Совет Безопасности ООН действует постоянно. Согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации: пять постоянных членов с правом вето (Китай, Россия, Великобритания, США и Франция) и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.
Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации.
Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Нынешним, восьмым по счету, генеральным секретарем является Пан Ги Мун, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 2007 года.
В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Штаб‑квартира ООН находится в Нью‑Йорке.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Организация Объединенных Наций в условиях современных реалий и вызовов
Об авторе: Вадим Владимирович Бровцев, председатель правительства Республики Южная Осетия в 2009—2012 гг., и. о. президента РЮО в 2011—2012 гг., политик, экономист и общественный деятель.
Вадим Бровцев: Важнейшей составляющей деятельностью ООН должно явиться сохранение мира и безопасности между народами. Фото из личного архива автора
В научной литературе, масс-медиа и среди широкого круга государственных и общественных деятелей широко обсуждаются вопросы, связанные с реформированием Организации Объединенных Наций. Обобщая соответствующие точки зрения, следует констатировать, что фактически никто не выступает за демонтаж ООН в современных условиях, а скорее, наоборот, выдвигаются различные предложения по ее модернизации и наиболее адекватному решению современных проблем.
Безусловно, специалисты по международному праву, государственному менеджменту, дипломаты наиболее квалифицированно могут определить вектор реформирования ООН в современных условиях. В то же время публицистическое отражение проблемы является также необычайно важным и в некоторой степени может рассматриваться как взгляд определенной части общества.
Любое объединение, включая международное, всегда создавалось для консолидации усилий в решении тех или иных общих задач его участников, включая Организацию Объединенных Наций. ООН – наиболее влиятельная и авторитетная международная организация, объединяющая подавляющее количество современных стран.
Организация создавалась в период завершения Второй мировой войны прежде всего участниками антигитлеровской коалиции в целях поддержания и упрочения послевоенного мира, безопасности и международного сотрудничества. Основными этапами формирования Организации Объединенных Наций явились следующие.
Прежде всего следует выделить «Вашингтонскую Декларацию» от 1 января 1942 года. Вторая мировая война была в самом разгаре. Советский Союз вел ожесточенные бои на своей территории, и исход войны еще не был предрешен. В таких условиях на встрече в Вашингтоне представители 26 государств подписали Декларацию, вошедшую в историю еще и под названием «Декларация Объединенных Наций». Считается, что этим было завершено создание антигитлеровской коалиции и определены принципы взаимоотношений между государствами, которые в последующем были использованы при написании Устава Организации Объединенных Наций.
Следующим шагом в формировании ООН явилась Московская конференция Министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, проходившая с 19 по 30 октября 1943 года. На конференции решались вопросы, связанные с согласованием усилий по скорейшему завершению Второй мировой войны и разгрому гитлеровской Германии. В частности, обсуждался вопрос об открытии второго фронта весной 1944 года. Советский Союз в то время имел все возрастающий международный авторитет страны, уверенно преодолевавшей немецко-фашистскую агрессию. Победа на «Курской дуге» означала повсеместный переход Советского Союза в наступление и освобождение собственных территорий, а в последующем и территорий других стран от немецко-фашистских захватчиков. Это было более чем очевидно. В данной связи стоял вопрос и о консолидации усилий стран Антигитлеровской коалиции в деле построения послевоенного миропорядка.
По итогам Московской конференции была принята «Декларация четырех государств» по вопросу всеобщей безопасности, которую подписали СССР, США, Великобритания, а в последующем и Китай. Декларация провозглашала «необходимость учреждения…всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые».
Процесс создания Организации Объединенных Наций был продолжен на Думбартон-Окской конференции, проходившей с 21 августа по 7 октября 1944 года в Вашингтоне. Конференция была созвана по предложению СССР во исполнение Декларации Московской конференции 1943 года. Целью ее явилось учреждение «…в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности». Советскую делегацию возглавлял посол СССР в США А.А. Громыко, принявший особо активное участие в разработке концепции и принципов Устава будущей Организации. Предложения конференции были опубликованы в октябре 1944 года.
Специальное обсуждение создания ООН состоялось на Крымской (Ялтинской) Конференции с участием первых руководителей СССР, США и Великобритании – И. В. Сталина, Ф. Д. Рузвельта, У. Черчилля. Конференция проходила с 4 по 11 февраля 1945 года в период, когда война против гитлеровской Германии и ее союзников вступила в завершающую фазу, и особо актуализировались вопросы послевоенного мироустройства. Именно тогда было принято решение о необходимости принятия Устава ООН и предложено учредить Всеобщую международную организацию «для поддержания мира и безопасности».
В соответствии с решением Крымской (Ялтинской) конференции была созвана Сан-Францисская конференция, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 года. В ней по приглашению правительств СССР, США, Великобритании и Китая участвовали представители 50 государств. В повестке дня стоял один вопрос – разработка Устава международной организации для поддержания мира и безопасности. Здесь и был подписан Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 года. Эта дата является официальной, определяющей создание Организации Объединенных Наций.
Основные цели Организации Объединённых Наций содержатся в статье 1 ее Устава:
«1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и
4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».
Основные принципы в достижении поставленных целей были определены: суверенное равенство всех ее членов; разрешение международных споров мирными средствами; воздерживание в международных отношениях от угроз и применения силы; решение многочисленных других вопросов на принципах защиты и сохранения мира, расширения сотрудничества и взаимопомощи между народами. Особо ярко, в художественной форме отражает цели и принципы Организации Объединенных Наций скульптура Е. Вучетича «Перекуем мечи на орала», установленная в саду перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1959 году в качестве подарка советского Правительства. «Перековать мечи на орала» – это цитата из Библии, которая означает «установить мир, отказаться от войны и военных приготовлений, перейти к мирному труду». «Орало» в переводе со старославянского – «плуг». Таким образом, сама скульптура, представленная в виде кузнеца, который пытается из меча выковать плуг, символизирует призыв к миру.
Прошло более 75-ти лет со дня учреждения ООН. Время показало, что эта Организация действительно и в максимально возможных формах содействовала укреплению мира, развитию сотрудничества и решению многочисленных других международных проблем. В современных условиях ее роль и значение, полагаю, будет возрастать еще в большей степени, поскольку стремительно возрастает количество международных проблем, которые необходимо решать человечеству сообща.
30 лет после развала СССР мир находится в поиске взаимоприемлемого алгоритма международных отношений. Первоначально так называемые победители в «холодной войне» и, прежде всего США, выступили с позиции безоговорочной мировой гегемонии. Концепция однополярного мира в начале 90-х годов прошлого века преимущественно была распространена среди стран «коллективного запада». В последующем стало ясно, что «однополярный мир» существовать в сложившихся исторических условиях многоликости народов и культур не может в принципе. Среди интеллектуальных элит начался поиск других алгоритмов социально-экономических, политических и гуманитарных взаимоотношений между людьми, народами и государствами. Широкое распространение в таких условиях получила концепция «многополярности».
В настоящее время идея «многополярного мира» приобретает все большую значимость и развитие. Так, в частности, известный американский ученый С. Хантингтон выделил девять цивилизаций как мировых центров, между которыми, по его мнению, уже начались «столкновения». Это прежде всего – Западная, Латино-американская, Африканская, Исламская, Синская, Индуистская, Православная, Буддистская, Японская.
Все это вместе взятое говорит о том, что в настоящее время объективно нужна Организация, которая смогла бы стать Центром современного международного сотрудничества на принципах справедливости, ответственности и необходимости решения общих проблем, стоящих перед человечеством. Такой Организацией, полагаю, и является действующая Организация Объединенных Наций, но, в то же время, требующая своей модернизации с учетом реалий современного мира.
Дискуссии о модернизации ООН ведутся широко и на самом высоком уровне. Основное внимание уделяется реформированию Совета Безопасности, структурных преобразований, эффективности работы отдельных подразделений и т.п. В частности, в сентябре 2017 года состоялась встреча мировых лидеров в Вашингтоне, на которой Соединенные Штаты представили Декларацию, направленную на изменение структуры ООН. Тогда этот документ подписало около 130 стран. Российская Федерация также не отрицает возможность проведения реформ, но предлагает к этому отнестись предельно ответственно и обоснованно. Имеются и другие многочисленные факты, свидетельствующие о том, что реформирование ООН является актуальным и необходимым.
Как известно, взаимоотношения между людьми регулируют два важнейших социальных института – мораль и право. В данной связи, полагаю, что Организация Объединенных Наций в современных условиях нуждается в укреплении прежде всего именно этих институтов как в рамках деятельности самой Организации, так и в контексте возрастания их роли и значения в международном масштабе. Полагаю, ООН должна быть существенно усилена формами и методами влияния на институализацию морали и права в соответствии с потребностями времени. Более конкретно за этим стоит следующее.
Прежде всего – необходимость усиления императива морали, понимая под императивом его классическое определение как общего нравственного предписания, безусловного требования в поведении. Современный мир находится в поисках именно такого императива. Западная цивилизация, которая многие века формировалась на христианских принципах морали, стремительным образом разрывает со своим историческим прошлым. Наряду с этим наблюдается упадок многих других классических нравственных основ, в соответствие с которыми в течение многих столетий строили свою жизнь различные страны и человечество в целом.
В то же время традиционные ценности также все больше находят поддержку и защиту во многих странах. В частности, на всенародном голосовании 1 июля 2020 года в Конституцию Российской Федерации внесена поправка о том, что браком в России считается исключительно «союз между мужчиной и женщиной». Законодательно подтверждены и многие другие традиционные нравственные принципы, которые имеют не только общероссийское, но и международное значение. Не только в России, но и других странах многие выступают против современных, тенденциозно навязываемых «западных ценностей», которые зачастую противоречат самой природе развития человека.
В данной связи возникает вопрос: существует ли в настоящее время «общечеловеческая мораль», нужен ли людям общечеловеческий «нравственный кодекс»? Полагаю, что нужен. И его может сформулировать только наиболее авторитетная в современном мире международная Организация, такая как ООН. Десять Ветхозаветных нравственных заповедей Моисея абсолютно не противоречат десяти заповедям Нагорной проповеди Иисуса Христа и соответствующим позициям, содержащимся во Второй и Третьей Сурах Корана, что абсолютно не противоречит нравственной доктрине Буддизма и других религиозных организаций и объединений. Все это дает основание для того, чтобы считать, что человечество подошло к объективной возможности и необходимости формирования принципов общечеловеческой морали, которая не противоречит нравственным принципам ни одного из вероисповеданий и многовековой духовно-нравственной идентификации человечества в целом. Оснований для того, чтобы разработать в современных условиях четкие критерии нравственных взаимоотношений между людьми и народами, по крайней мере, входящих в ООН, более чем предостаточно. Люди должны прийти к соглашению в понимании того, что такое добро и зло, правда и ложь, совесть, достоинство и т. п. В самом Уставе ООН шесть раз в том или ином значении упоминается термин «справедливость», но четких определений его содержания все еще нет, как в равной степени и понятия содержания «социальная справедливость».
В связи с этим предлагается, что Устав ООН в части, где идет речь о принципах, в соответствии с которыми должны строить взаимоотношения члены Организации, дополнить статьями, характеризующими моральный алгоритм современной идентификации человечества.
Практическим механизмом реализации такого предложения могло бы стать проведение Конференции в одном из исторических мест, определивших судьбу Организации Объединенных Наций, к примеру, в г. Ялта (Крым). На Конференцию целесообразно было бы пригласить лидеров религиозных конфессий, представителей управленческих, других интеллектуальных элит с целью принятия согласованного документа под примерным названием «Нравственный Кодекс общечеловеческих ценностей». Считаю, что ООН тем самым взяла бы на себя функции морального лидерства, повысив свой авторитет и легитимность как наиболее влиятельной международной Организации в современных условиях. Это сложная, но выполнимая задача. И нет другой такой Организации, которая определила и, более того, провозгласила бы нравственный критерий взаимоотношений между людьми, народами и странами в наиболее общем виде.
Не менее важным в методологии модернизации ООН является усиление императива международного права. Это, также, – важнейший сегмент современных международных отношений.
Никто не отрицает существующего международного права. Многие его положения базируются на принципах Устава Организации Объединенных Наций и других соответствующих документах. В то же время международное право, как инструмент, регулирующий взаимоотношения между людьми и народами, требует своего совершенствования с точки зрения усиления его роли и значения в современных условиях. Здесь необходимы изменения также, и эти изменения, полагаю, должны быть закреплены в Уставе ООН.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Ее положения в настоящее время содержатся в подавляющем большинстве конституций отдельных государств. Представляется, что в современных условиях Всеобщая декларация прав человека должна быть дополнена тем, что наряду с «правами человека» должны быть определены и «обязанности» людей друг перед другом и обществом в целом. Систему аналогичных обязанностей необходимо установить и между государствами.
В данном контексте считаю также целесообразным проведение международной Конференции на самом высоком уровне, которая существенно дополнила бы положения Всеобщей Декларации прав человека всем тем новым, в чем нуждается сегодня как отдельный гражданин, так и общество в целом. Конференция могла бы быть созвана в одном из исторических мест создания ООН, к примеру, в Сан-Франциско. Ее основными результатами явились бы положения, связанные с модернизацией международной правовой системы и определением механизмов реализации международного права на практике. Работа над усовершенствованием системы международного права в современных условиях является особо актуальной.
Таким образом, мораль и право – понятия взаимосвязанные. Мораль должна определять право, а право должно быть нравственно обусловленным. Диалектика морали и права, полагаю, – важнейший индикатор в современной идентификации человечества, и более того, – инструмент его совершенствования.
Рассмотренные выше проблемы являются методологическими и основополагающими. Имеются многочисленные и другие, требующие своего решения. Обобщая вышеизложенное, представляется необходимым сделать следующие заключения.
Первое. Организация Объединенных Наций сыграла исключительно важную роль в развитии международных отношений после Второй мировой войны. Были заложены фундаментальные основы для сохранения мира и сотрудничества между народами. В преамбуле Устава ООН говорится: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе…». Такие цели в ХХ столетии были в основном достигнуты. Главную свою задачу – недопущение новой мировой войны, сохранения мира и безопасности – Организация Объединенных Наций в основном выполнила. Можно говорить о степени эффективности ее деятельности, но это вопрос другого порядка.
Второе. Организация Объединенных Наций в современных условиях по-прежнему является важнейшим институтом регулирования всего комплекса международных отношений. К XXI столетию сложилась система решения международных проблем, которая реально работает, но, в то же время, нуждается в модернизации с учетом новых исторических вызовов и угроз. Это подтверждают не только выводы представителей научного сообщества, но и другие факты, в том числе выступления лидеров государств на ежегодных заседаниях Генеральной Ассамблее ООН и других международных площадках. Также представляется, что модернизация ООН необходима, но не путем радикального демонтажа самих основ Организации, а в направлении расширения ее функций и совершенствования механизмов деятельности.
Третье. Модернизация ООН в самом широком методологическом плане должна быть направлена на усиление императива «общечеловеческой морали» и «международного права». Вполне очевидно, что кроме ООН поднять и решить такие проблемы на общегосударственном уровне некому в принципе. Здесь необходим системный, комплексный подход с учетом новых исторических реалий. Это особо важно в условиях создания нового миропорядка, что в существенной степени определяется изменением социально-экономических, политических и гуманитарных тенденций в развитии современного мира. ООН в настоящее время должна не только являться лидером в организации современного миропорядка, но и стать безупречным моральным авторитетом и наиболее справедливым институтом международного права.
Четвертое. Обобщив имеющиеся рекомендации и предложения по вопросам реформирования ООН как главной международной организации, установлено, что преимущественно они относятся к работе Совета Безопасности, особенно в части применения права-вето, а также расширения его состава. Представляется, что реформы Организации необходимо начинать с Генеральной Ассамблеи. Современная институализация ООН будет более целесообразной, когда Генеральная Ассамблея расширит свои полномочия и превратится из «площадки для дискуссий» в Международный Парламент, способный принимать нормативно-правовые акты, которые будут приобретать норму международного права и являться основополагающими для соответствующей работы национальных парламентов государств, входящих в ООН. При этом, безусловно, необходимо сохранить те права и полномочия, которые Генеральная Ассамблея ООН реализует в настоящее время.
Что же касается Совета Безопасности и, в частности, права-вето, то здесь достаточно обоснованной является позиция России, заключающаяся в том, что право-вето является важным фактором, стимулирующим членов Совета Безопасности ООН к поиску компромиссных, сбалансированных решений. При этом вполне возможно расширение Совета Безопасности за счет наиболее влиятельных фигурантов в сфере международных отношений, таких как Бразилия, Индия, Япония, Германия и ряда других. И если Генеральная Ассамблея возьмет на себя функции «Международного Парламента», то, вероятно, функции в данном контексте «Международного Правительства» вполне мог бы выполнять Совет Безопасности, расширив и конкретизировав их. При этом считаю, что статус Международного Суда также должен быть существенно повышен, поскольку его решения в настоящее время обязательны лишь для государств – непосредственно участников судебного процесса и в большинстве случаев носят консультативный характер. Расширение юрисдикции Международного Суда, считаю, целесообразным по крайней мере, в решении наиболее важных международных проблем, перечень которых могла бы утвердить Генеральная Ассамблея.
Рассмотрев современное состояние и перспективы развития Организации Объединенных Наций, были предложены лишь отдельные методологические и технологические подходы к ее реформированию. Их значительно больше. Государственные деятели, ученые, дипломаты, юристы-международники, эксперты, более глубоко знающие рассматриваемые проблемы, вероятно, должны более активно подключиться к решению рассматриваемых вопросов, связанных с совершенствованием работы ООН в современных условиях. Это необходимо всем, этого требует время. Чем быстрее будет создан алгоритм обновленной Организации Объединенных Наций с учетом ее традиций и опыта, и реализованный на практике, тем современный мир будет более безопасным, стабильным и гуманитарно приемлемым.