они сражались за родину актриса медсестра
Медсестре из фильма «Они сражались за Родину» — 64 года. Как живет и выглядит сейчас Татьяна Божок
Татьяна Божок – советская актриса, которая запомнилась зрителям своей необычной внешностью и амплуа наивной женщины, верящей в то, что обязательно встретит счастье. Родилась в столице СССР в 1957 году, в многодетной семье домохозяйки и железнодорожника. Среди 6 детей Таня была самой младшей.
Еще в школьные годы девочка увлеклась театральным искусством и с удовольствием посещала драматический кружок. Старания не пропали даром: в 15-летнем возрасте Таню заметил режиссер картины «Каждый день доктора Калинниковой» и предложил ей дебютные съемки. Первой крупной ролью Тани Божок был персонаж санинструктора в ленте, руководителем которой выступал Бондарчук, «Они сражались за Родину».
1. «Каждый день доктора Калинниковой» (1973); 2. «Ребята с нашего двора» (1973)
Говорят, когда режиссер увидел милую рыжую девушку с веснушками, он сразу понял, что попал в точку, и без сомнений пригласил в свой фильм.
После школы Божок поступила на курс Скобцевой и Бондарчука во ВГИК. Училась с удовольствием, нравилась преподавателям. На последнем курсе девушка снялась в постановке «12 стульев», так что к окончанию ВУЗа в 1977 году была уже довольно известной актрисой.
«Они сражались за Родину» (1975)
Вплоть до 80-х годов карьера Татьяны Божок шла в гору. В этот период она снялась в детских фильмах «Все наоборот», «Гостья из будущего», «Приключения Петрова и Васечкина», принимала участие в «Ералаше» и «Фитиле». Особенно запомнилась актриса ролями в лентах «Одиноким предоставляется общежитие», «Дамы приглашают кавалеров», «Тревожное воскресенье».
Семья, в которой росла Таня, была небогатой, но дружной, родители учили детей быть отзывчивыми и добрыми. Даже в период, когда мать и отец заболели, а Таня была постоянно занята на съемках, она не стала нанимать для них сиделку, а часто оставалась с ними, понимая, что душевное тепло родных ничем не заменить.
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983)
Из-за болезни родителей Татьяна была вынуждена отказывать многим режиссерам, но, по ее собственным словам, ни разу об этом не пожалела, ведь семья всегда была для нее на первом месте. Она не хотела надолго оставлять мужа и сына, которых любила всей душой.
«Дамы приглашают кавалеров» (1980)
Муж Татьяны был ее другом с первого класса, а в подростковом возрасте отношения переросли во влюбленность.
Таня стала актрисой, а ее супруг окончил педагогический институт, и всю жизнь работал учителем физкультуры. Татьяна всегда считала его своей надежной опорой, мужчина делал все, чтобы жена чувствовала себя любимой и счастливой: встречал ее с букетами после представлений в театре, освобождал от домашних хлопот, занимался ребенком.
У пары родился сын, которого назвали Сережей. Таня мечтала о большой семье и множестве детишек, но судьба распорядилась иначе, она больше не смогла иметь детей.
Даже когда в работе актрисы начались сбои, а денег становилось все меньше, муж старался обеспечить ей и сыну достойный уровень жизни. В период творческого кризиса Татьяна стала принимать участие в озвучивании кино и мультфильмов. Последней работой актрисы стал фильм «Болотная street, или Средство против секса», где ее партнером по площадке стал несносный Станислав Садальский.
«Болотная street, или Средство против секса» — 1991 год
Актрису считают совершенно непубличной личностью. Она не любит громких праздников и шумных мероприятий, ей больше по душе домашние уютные посиделки с родными и близкими. Кроме того, она давно обратилась к Богу и привела в храм всю семью, включая двух маленьких внучек.
Даже несмотря на то, что фильмография актрисы считается не очень обширной, амплуа наивной девочки и нестандартная внешность помогли ей запомниться и полюбиться тысячам зрителей.
В отличие от своих часто одиноких персонажей Татьяна была очень удачлива и счастлива в личной жизни, до сих пор наслаждается поддержкой и любовью самых дорогих людей. Вместо актерской деятельности в свои 64 года актриса с удовольствием занимается воспитанием внучек и работает на приусадебном участке.
Интересные факты:
Таня поступила во ВГИК сразу на 2 курс: Бондарчук сразу взял ее на свой курс после удачно сыгранной роли;
сын Татьяны Божок очень трепетно относится к матери, он получил 2 образования и сейчас работает директором известного спортклуба.
Уже 63 года. Татьяна Божок, медсестра из фильма «Они сражались за Родину»
Советские зрители помнили Татьяну Божок как искреннюю девушку с тяжелой судьбой и немного необычной внешностью. Она предпочитала исполнять роли немного наивных девушек, которые верят в то, что чудеса всегда сбываются. Чаще всего Божок играла роли второго плана, но ее способность сделать свою героиню одновременно сильной и беззащитной, чудаковатой и притягательной, сделала актрису знаменитой и востребованной.
Татьяна была шестой дочерью в семье. Отец работал на железной дороге, а мать занималась домашним хозяйством. Девочка еще с самого раннего детства увлекалась актерским мастерством и посещала драматический кружок. Дебют на экране состоялся когда Тане едва исполнилось 15 лет, она попала в поле зрения режиссера фильма «Каждый день доктора Калинниковой». Девушка привлекала своей нестандартной внешностью, веснушками и рыжими волосами.
Потом было поступление во ВГИК. На момент окончания учебного заведения Таня пользовалась спросом среди режиссеров и успела принять участие в постановке «12 стульев».
Карьера актрисы с необычной внешностью и характером активно развивалась до начала восьмидесятых годов. Татьяна вспоминает об этом времени с улыбкой. Перспективная актриса получала больше предложений, чем могла принять. Но она не сожалела о ролях, которые не смогла исполнить. Если стоял выбор между семьей и работой, то она всегда выбирала первый вариант. У Татьяны Божок были любящие муж и сын, а также родители, которые требовали много внимания из-за проблем со здоровьем.
Со своим мужем Татьяна была знакома еще с младших классов. Когда молодые люди вступили в подростковый возраст, их дружба переросла в серьезные взрослые отношения. Муж актрисы поступил в педагогический университет и после его окончания всю жизнь проработал в школе, преподавая физкультуру.
У Татьяны родился всего один сын, которого назвали Сережей. Несмотря на то, что женщина желала иметь много детей, повторно стать мамой она не смогла. Мальчик вырос и успешно закончил два вуза. Сейчас его работа связана со спортом.
До 80-х годов Татьяна снималась в картинах для детей и взрослых. Ее можно увидеть в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Петрова и Васечкина», «Тревожное воскресенье», «Одиноким представляется общежитие» и многих других.
Позже у актрисы случился творческий кризис. Работы не было, и ей пришлось заниматься озвучиванием фильмов для детей и взрослых.
Нельзя сказать, что у Татьяны очень много ролей в известных фильмах. Но зрители помнят эту актрису как юную и неопытную девочку с огромной верой в прекрасное будущее. Все ее героини были немного чудаковатыми, наивными и им часто приходилось отстаивать свое место под солнцем с большим трудом. Татьяна смогла передать нерешительность и наивность настолько правдоподобно, что многие зрители им искренне симпатизировали и сочувствовали.
В реальной жизни Татьяна все спокойно и благополучно. Женщина счастлива в браке, проводит много времени с внучками и ухаживает за домом и участком.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Как это снято: «Они сражались за Родину»
Фильм «Они сражались за Родину» стал вторым после «Судьбы человека» обращением Сергея Бондарчука к прозе Михаила Шолохова. Незаконченный одноименный роман писатель позволил экранизировать с одним условием – съемки должны проходить в местах действия книги, то есть недалеко от Волгограда, в станице Клетской, где степь прерывается Доном. Учитывая масштаб воссоздаваемых военных событий, важным моментом было и то, чтобы вблизи места съемок не оказалось населенных пунктов.
На место, близ хутора Мелологовского, группа приехала в конце мая 1974 года. Поскольку до ближайших более-менее крупных населенных пунктов было ехать и ехать, располагались в наспех сколоченных домах и переоборудованном под гостиницу двухпалубном теплоходе «Дунай». Перед началом съемок территорию прошли саперы, обезвредив немалое количество оставшихся еще с войны мин и снарядов. Но даже после этого группа продолжала натыкаться на опасные находки.
Съемки начались в июне и должны были продолжаться до середины осени (с учетом огромного количества военной техники сроки получались очень сжатыми), однако второго октября были прерваны из-за смерти Василия Шукшина, исполнявшего главную роль. Досъемки оставшихся сцен были проведены уже в павильоне в Москве с участием дублера. Озвучил героя Шукшина (на удивление точно) Игорь Ефимов. Фильм, созданный к 30-летию Победы, попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля (вместо «Зеркала» Андрея Тарковского, которое просила дирекция смотра) и одновременно вышел в прокат, собрав немыслимую по сегодняшним меркам аудиторию больше 40 млн. человек.
Локации и декорации
Натуралистичное и одновременно поэтическое отражение земли, по словам оператора Вадима Юсова, было отчасти вдохновлено картиной Акиры Куросавы «Семь самураев». В качестве декораций для картины были созданы переправа через Дон, дамба и три хутора. В Мелологовском у местных жителей были выкуплены дома, которые по ходу съемок сравняли с землей. При всей претензии на реализм, для скорости некоторые здания делали не из бревен, а просто обтягивали столбы пленкой с рисунком. Впрочем, в кадре отличить подобные муляжи от построенных домов почти невозможно.
Глядя на актерский состав картины, трудно не удивиться количеству «звезд»: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Николай Губенко, наконец, сам Сергей Бондарчук в главных ролях, а также Евгений Самойлов, Иннокентий Смоктуновский, Лидия Федосеева, Ирина Скобцева и Нонна Мордюкова в эпизодах. Всего же в более-менее значимых ролях в картине занято около пятидесяти актеров, причем за плечами многих – например, Никулина, Бондарчука, Смоктуновского, Алексея Ванина – был фронтовой опыт.
Любопытно также, что Шукшин сниматься в картине, которая в итоге стала для него не только последней, но и одной из самых известных, не хотел, поскольку запускал собственный проект о Степане Разине. Тогда в Госкино актеру было поставлено условие – его картина состоится только при условии участия в «Они сражались за Родину». Впрочем, первоначальное нежелание сниматься не помешало Шукшину исполнить свою роль с полной самоотдачей.
Бондарчук для достижения большей достоверности «элиту советского кино» не щадил – по его требованию актеры целыми днями ходили в солдатских гимнастерках, даже когда не были заняты в сценах. Выполнять многие действия своих героев исполнителям также пришлось самостоятельно, например, рыть окопы. Показательна и знаменитая сцена с дебютантом Андреем Ростоцким, в которой героя буквально давит бронетехника. Опасный кадр снимался без участия дублера и какой-либо страховки. То, что актер вылез живым из-под гусениц танка, по большому счету, чудо.
Оператор Вадим Юсов, мастер академического изображения, снявший, например, «Иваново детство» и «Андрея Рублева», называл «Они сражались за Родину» самым тяжелым своим фильмом «с точки зрения воссоздания боевых действий». Юсов хотел добиться с одной стороны свободы в движении камеры, с другой – свободы и выразительности в движении военной техники. Для этого прокладывались многометровые рельсовые дороги и использовались краны. Одна из самых узнаваемых черт стиля Юсова проявилась в фильме особенно ярко – умение работать с пространством. Панорамы, снятые широкоугольной оптикой в плавном движении вверх или вниз придают действию планетарный масштаб.
Также на картине проявился талант Юсова на ходу создавать оригинальные технические и художественные решения. Например, для фильма была специально сконструирована рельсовая эстакада из алюминия, по которой двигалась тележка с закрепленной камерой и оператором. С помощью этой конструкции был снят знаменитый кадр сокрушающего всё на своем пути танка.
При всей масштабности картины важен интерес оператора к деталям. Концентрируясь на мелочах солдатского быта, фиксируя рутинную работу (вроде рытья окопа), сохраняя внимание к пластике движений актеров (например, кадры того же Вячеслава Тихонова перед боем), Юсов создает изображение войны не только осязаемое и достоверное, но и показывает ее как глубокую личную трагедию и индивидуальное испытание.
После «Войны и мира» за Сергеем Бондарчуком закрепилась слава художника-баталиста. «Они сражались за Родину» эту славу подтвердили. Распоряжением Генерального штаба Вооруженных сил СССР для съемок картины был сформирован сводный полк, в который входили кавалерия, пехота, танковая и саперная части и рота водоснабжения. Кстати, солдат привлекали не только для съемок, но и для подготовки площадки (например, рытья окоп), строительства декораций и обслуживания пиротехники.
Сложности при съемке авиации добавляло то, что ближайшая взлетная полоса находилась на значительном расстоянии, из-за чего самолеты могли находиться в кадре лишь около семи минут, после чего требовалось возвращаться для дозаправки. Поскольку задействовать военную технику – дело дорогое и трудоемкое, снимать старались с минимальным количеством дублей. Без форс-мажоров, однако, не обошлось. Так, Юсова, снимавшего движущийся танк с эстакады с близкого расстояния, едва не пришибло застрявшим на броне бревном. В другой сцене танкист чуть не задавил массовку, не услышав команду второго режиссера.
Для многочисленных взрывов, которые Бондарчук и Юсов хотели видеть максимально реалистичными, пиротехниками картины было использовано астрономическое количество тротила – пять тонн (для сравнения – 1 кг останавливает танк). По словам одного из пиротехников картины, именно сцены со взрывами режиссер переснимал чаще всего, при этом подготовка занимала такое количество времени, что за смену порой удавалось сделать всего один дубль. Несмотря на высокую долю риска, от пиротехники за время съемок никто не пострадал.
Документальные фильмы 12+
«Звезды кино. Они сражались за Родину». Документальный фильм
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Мы хорошо знаем и любим их по ролям в кино, но мало кому известно в подробностях, через какие испытания они прошли в жизни. В фильме мы расскажем о любимых многими поколениями актерах, молодость которых пришлась на войну, когда они вместе со страной прошли фронтовыми дорогами через боль, кровь, потери и трагедии.
Юрия Никулина большинство сегодняшних зрителей знает по комедийным ролям. Много лет он руководил Московским цирком на Цветном бульваре, снимался в юмористических передачах. Но далеко не все знают, что Никулин прошел не одну, а две войны — его призвали в армию перед Финской, и всю Великую Отечественную он провел на фронте — сначала в ракетно-зенитном батальоне, потом командиром взвода разведки. Защищал Ленинград. Был ранен. И когда в фильме «Бриллиантовая рука» Никулин говорит: «С войны не держал боевого оружия», — это он о себе.
Анатолий Папанов тоже с первых дней войны был на фронте. И тоже воевал в зенитной артиллерии. Командовал взводом. В 1942 году попал в окружение под Харьковом и получил тяжелое ранение. Глядя на актера в его комедийных ролях, зрители даже не подозревали, что ему взрывом сильно изуродовало правую ногу и оторвало два пальца. С войны он пришел сильно хромая и опираясь на трость. Поступил в ГИТИС. Четыре года каждодневных занятий и упорного труда понадобились ему, чтобы избавиться от хромоты. Характер! В ГИТИСе он встретил свою будущую жену — бывшую фронтовую медсестру. С ней они прожили всю жизнь.
Алексей Смирнов тоже превосходный комедийный актер. Но есть у него особенная роль — механика Макарыча из фильма «В бой идут одни старики». Правда, на фронте он не имел никакого отношения к авиации, он прошел практически всю войну в минометной батарее, ходил в разведку, участвовал в боях подо Ржевом, является кавалером ордена Славы, одной из самых уважаемых фронтовых наград. Был контужен при переправе через Одер незадолго до окончания войны.
Студент Щукинского училища Владимир Этуш после начала войны вместе с другими студентами отправился добровольцем на строительство укреплений вокруг Москвы. В декабре 1941 года Этуш сыграл в постановке «Фельдмаршал Кутузов». В зале было всего 13 зрителей. Именно тогда актер понял, что на фронте он сейчас будет нужнее, и пошел на призывной пункт. Этуш прошел обучение в школе военных переводчиков, поскольку знал немецкий язык. Воевал на Кавказе, освобождал Ростов-на-Дону. Был награжден орденом Красной Звезды. В 1943 году стал лейтенантом, отвечал за снабжение и эвакуацию раненых. В том же году Этуш был ранен и комиссован. В 1944 году вернулся в Щукинское училище, а в начале 1950-х началась его блистательная кинокарьера.
Михаил Пуговкин не любил вспоминать войну. Он служил во фронтовой разведке в звании сержанта. На войну Пуговкин отправился, уже сыграв свою первую роль в кино. 22 июня 1941 года состоялась премьера кинофильма «Дело Артамоновых», где у актера была эпизодическая роль. В 1942 году Пуговкин получил тяжелое ранение ноги. Ампутации удалось избежать, но будущий актер был комиссован. В фильме «Свадьба» он снялся в 1944 году. Лихо отплясывая в кадре, актер на самом деле мучился от болей в ноге — швы разошлись и сапог был полон крови.
В фильме принимают участие:
Елена Папанова — дочь Анатолия Папанова
Юрий Никулин — внук Юрия Никулина
Борис Токарев — актер, друг Михаила Пуговкина
Ирина Пуговкина — вдова Михаила Пуговкина
Елена Этуш — вдова Владимира Этуша
Надежда Каратаева — вдова Анатолия Папанова (архив)
Татьяна Никулина — вдова Юрия Никулина (архив)
45 лет назад на экраны СССР вышел фильм «Они сражались за Родину
26 мая 1975 года на экраны страны вышел художественный фильм «Они сражались за Родину».
Производство: Мосфильм, 1975.
Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон. Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели. Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.
В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне. Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.
Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину». Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат. Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих. Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».
Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги. Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения. Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского. В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках. Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Земля там вся начинена остатками мин. Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор. Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях. Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай». Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству. Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране. Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.
В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Интересные факты о фильме «Они сражались за Родину»
— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев.
— Роль Глаши, сыгранную Лидией Федосеевой-Шукшиной, озвучила Наталья Гундарева.
— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь. И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».
— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.
— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла. По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.
— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила. При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.
Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарист: Сергей Бондарчук.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Художник: Феликс Ясюкевич.
Актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров, Анатолий Переверзев, Виталий Леонов, Михаил Чигарев, Станислав Бородокин, Леонид Трутнев, Пётр Меркурьев, Алексей Коняшин, Владимир Мышкин, Юнус Юсупов, Л. Павлов, К. Колесников, Хашим (Хашимджон) Рахимов, В. Набатов, Г. Ненашев, Ермахмад Аралев, В.Алексеев.