окулов зять ельцина биография
Зять Бориса Ельцина рассказал о ставленниках Березовского в «Аэрофлоте»
Лента новостей
Все новости »
Зять первого российского президента Бориса Ельцина, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов сегодня дал показания в Савеловском суде Москвы на процессе по второму «делу Аэрофлота» — о хищении почти 123 млн долларов. Бывшего гендиректора авиаперевозчика допросили как свидетеля
Замглавы Минтранса Валерий Окулов сегодня дал свидетельские показания в Савеловском суде Москвы на заочном процессе по делу первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищении почти 123 млн долларов. По версии следствия, последний был назначен на эту должность по протекции Бориса Березовского. В суде свидетель заявил, что не знал о ставленниках олигарха внутри компании, а о криминальном характере внедренных ими схем узнал лишь из публикаций СМИ.
Допросить зятя первого российского президента Бориса Ельцина удалось с третьей попытки. В первый раз Окулов прибыл на процесс 25 октября, когда суд приступил к рассмотрению дела Глушкова, получившего политическое убежище в Великобритании. Однако тогда у судьи оказались другие планы, и Окулову выписали новую повестку на 8 ноября. В это день он не пришел, зато явился в среду.
Заняв место за свидетельской трибуной, высокий стройный мужчина, никак не выглядящий на свои 64 года, рассказал, что на работу в «Аэрофлот» он пришел еще в 1975 году. Свою карьеру в авиации Окулов начинал штурманом самолетов АН-124 и Ан-12, Ту-154 и ИЛ-86. Потом стал инструктором Центра подготовки авиаперсонала, позже — первым заместителем гендиректора «Аэрофлота» по организации производства. А в мае 1997 года был назначен гендиректором авиапервозчика, проработав в этой должности 12 лет, вплоть до весны 2009 года.
Люди Березовского
Свои отношения с фигурантом уголовного дела Николаем Глушковым он охарактеризовал как «производственные», заверив, что у него нет причин для его оговора. Отвечая на вопросы прокурора, Окулов заверил, что ничего не знал о том, что Борис Березовский лоббировал назначение Глушкова на должность первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» по экономике и финансам, а Александра Красненкера (скончался в 2005 году — Business FM) — замгендиректором по коммерции. «Они пришли на работу в «Аэрофлот» еще до моего назначения членом правления и заместителем», — сказал свидетель. При этом он признал, что такие «разговоры были», но с ним «эти вопросы не обсуждались».
Выступая в суде, Окулов рассказал, что Бориса Березовского он видел лишь однажды — на первом заседании правления «Аэрофлота» в 1995 году, когда общество акционировалось. Отношения Березовского и Глушкова он охарактеризовал как «товарищеские».
По словам Окулова, в 1996 году компания закончила работу с убытками. Поэтому заняв должность гендиректора, он поручил подчиненным принять меры к выводу «Аэрофлота» из тяжелого финансового состояния. «Убыточной была сама основная деятельность компании в силу низкой экономической эффективности используемого парка воздушных судов, неэффективной маршрутной сети и плохой загрузки», — выступал Окулов.
Впрочем, он отметил, что сотрудничать с зарегистрированной в Швейцарии группой компаний Forus «Аэрофлот» начал еще до его назначения гендиректором. Брать у нее кредиты предложил Николай Глушков, чтобы покрыть дефицит оборотных средств. По словам Окулова, ему не было известно, что он и Борис Березовсий были ее совладельцами, и что Глушков возглавлял московское представительство Forus.
Руководство извне
Свидетель сообщил, что спустя несколько лет в «Аэрофлоте» был проведен анализ всего экономического блока компании. «Он сказал, что в компании де-факто существует внешнее управление», — сообщил Окулов. По его словам, на эту мысль навели несколько случаев. «Материалы, которые я направлял на рассмотрение либо Глушкову, либо Красненкеру, фактически не исполнялись. В отношении этих материалов приходили заключения об их нецелесообразности совершенно от сторонних лиц и организаций», — пояснил экс-глава «Аэрофлота». Он отметил, что такое положение его «не устраивало». В итоге Окулов принял решение уволить ряд руководителей «экономического блока»: Николая Глушкова, Александра Красненкера и заместителя последнего Леонида Ицкова.
«А вам было известно, что на счетах компании Andava, которая выполняла функции единого валютного казначейского центра «Аэрофлота», находились средства, значительно превышавшие деньги, представленные Forus «Аэрофлоту» в качестве кредитов?», — спросил свидетеля прокурор Амирхан Костоев, подводя его к мысли о том, что необходимости в крупных займах не было.
«Нет», — признался Окулов.
Он также уверял, что ему не было известно и о том, что Andava была также подконтрольна Глушкову и Березовскому. По словам бывшего гендиректора «Аэрофлота», о криминальном характере финансовых схем топ-менеджмента он узнал «намного позже, когда пошли публикации в СМИ». Тогда он пришел к выводу, что финансовое оздоровление «Аэрофдлота» можно было провести и без этих двух фирм, и отказ от сотрудничества с ними в итоге способствовал получению компанией прибыли.
Стоит отметить, что сам Николай Глушков отрицает совершение каких-либо хищений. Ранее в интервью Business FM, он заявил, что кредиты, которые Forus предоставлял «Аэрофлоту», выдавались по более низким процентным ставкам, нежели те, что могли в то время предложить российские банки. Сейчас бизнесмен готовится к процессу по иску «Аэрофлота» к нему и группе компаний Forus о взыскании ущерба в 122,6 млн долларов. Его рассмотрение должно начаться в феврале 2017 года в Высоком суде правосудия Англии (High Court of Justice).
Запасный выход. Валерий Окулов уходит из Минтранса после скандала с «ВИМ-Авиа»
65-летний Валерий Окулов — зять первого российского президента Бориса Ельцина, настоящий патриарх авиации, он был в ней без малого всегда и, если правы источники «Коммерсанта», в ней он и останется: следующим его местом работы может стать Объединенная авиастроительная корпорация. В 23 года Окулов окончил Академию гражданской авиации по специальности «Инженер-штурман» и поступил на работу в «Аэрофлот». Вскоре после того, как в 1996 году его тесть Ельцин остался на второй срок президентом страны, Окулов возглавил главную авиакомпанию России и пробыл на этом посту до 2009 года.
Последние восемь лет Окулов курировал гражданскую авиацию в Минтрансе. Но те, кто следит за авиационным бизнесом, гораздо чаще встречали упоминание руководителя Росавиации Александра Нерадько в связи с любыми кризисными ситуациями и достижениями отрасли. При всей многочисленности кураторов авиации на разных уровнях власти, у каждого из них своя сфера ответственности.
В нынешней системе органов власти Росавиация — это агентство, которое занимается оказанием государственных услуг, в том числе, выдает авиакомпаниям сертификаты эксплуатанта, свидетельства авиационного персонала, регистрирует воздушные суда и так далее. Несколько раз в год авиакомпании обязаны сдавать в Росавиацию финансовую отчетность. По результатам анализа финансового состояния перевозчики распределяются по четырем группам, где первая — самая благополучная, четвертая — самая неблагополучная (выявлена неплатежеспособность, большая закредитованность). Если перевозчик попал в четвертую группу, это значит, что он одной ногой находится в могиле, — у него могут отозвать сертификат эксплуатанта.
Перед прекращением деятельности «ВИМ-Авиа» находилась чаще всего в третьей, самой многочисленной группе (платежеспособность невысокая, но при реалистичном бизнес-плане продолжение работы возможно), а в первом полугодии — даже в первой. Поэтому формально ни Росавиация, ни Минтранс ничего не могли бы сделать без риска столкнуться с прокуратурой. Правда, позже Следственный комитет выяснил, что руководство авиакомпании фальсифицировало отчетность. Владельцы «ВИМ-Авиа» — Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, скрылись за границей, а гендиректор компании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева проходят по уголовному делу о мошенничестве и хищении денежных средств пассажиров.
Складывается парадоксальная ситуация. Именно Росавиация лучше всех знает, что творится в авиакомпаниях, именно она выдает им разрешительную документацию и в оперативном режиме контролирует их состояние. В конце концов, именно ведомство Нерадько требовала призвать к ответу за «ВИМ-Авиа» спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так в чем же роль Минтранса, почему в отставку «ушли» именно Окулова?
Жестокий роман Ельциных
“МК” раскрывает брачные тайны клана Б.Н.
В семье каждого человека есть свой скелет в шкафу.
Семья первого Президента России — не исключение.
Когда-то безупречная чета Ельциных не смогла уберечь старшую дочь от опрометчивого замужества. Спустя годы в эти же сети попалась и внучка Бориса Николаевича.
Почему даже сегодня Елена Окулова скрывает информацию о своем первом браке? А ее дочь Екатерина до сих пор не разглашает фамилию своего супруга?
Репортеры “МК” приоткрыли завесу тайны над личной жизнью двух ближайших родственниц первого президента России.
— Хватит! Этой истории уже 30 лет! Мы не желаем ворошить прошлое, — кричала в трубку бывшая свекровь Елены Ельциной Полина Васильевна.
— И так Ельцин нам всю жизнь испортил, сколько нашей крови он попил! У нас не осталось никаких документов, все фотографии мы уничтожили.
История неудачного замужества старшей дочери Бориса Ельцина не стала достоянием общественности. Этот факт президентская семья стерла не только из памяти, но даже из официальных документов. Мы попытались восстановить события минувших дней.
Месть гаранта
…Физико-математический лицей №9 в центре Екатеринбурга до сих пор считается одним из самых престижных учебных заведений города. А в конце 60-х эта школа и подавно служила пристанищем детей высокопоставленных родителей. Сегодня учителя в один голос заявляют: чтобы попасть в спецшколу, всегда требовался всего лишь высокий уровень дошкольной подготовки. Явно лукавят. Судя по записям в журнале, критерии приема были несколько иными.
Листаю журнал 10 “Д” класса. Выпуск 1979 года. На одной из последних страниц — данные с места работы родителей школьников. Всего 36 строчек. Здесь тебе и сотрудники Свердловского обкома, и начальники крупных предприятий, главврачи больниц, директора.
Родители Елены Ельциной числились в списке седьмыми. Мать — Наина Иосифовна — инженер “Водоканалпроекта”. Отец — Борис Николаевич — зав. отделом строительства Свердловского обкома партии. Избранник девушки, Сергей Фефилов, тоже не лаптем щи хлебал. Его отец, Юрий Петрович, занимал должность директора объединения “Свердтранспорт”. Мать — инженер в гидроинституте.
— Данные на Леночку и Сергея мы храним как зеницу ока, мало ли как жизнь сложится, — бережно вынимает из папки пожелтевшие листы бумаги бывший классный руководитель. — Лена была неплохой ученицей. Медалисткой она не стала, но аттестат получила достойный — десять “пятерок”, четыре “четверки”.
Но это сегодня учителя называют Лену примерной ученицей. А когда-то преподаватели отзывались о девушке иначе.
— Лена училась посредственно, — делились со мной сотрудники школы №9. — Оценки она получала по принципу: если отвечает на “4”, то ставят “5”. Когда стало ясно, что ее отца двигают на пост первого секретаря обкома, Лену тут же избрали секретарем комсомольской организации. Хотя в 10-м классе девочке было ни до общественной работы, ни до учебы.
В Сергея Фефилова была влюблена не только Елена. Практически все одноклассницы тогда положили глаз на смазливого мальчика.
— Сережка был, безусловно, видным парнем, занимался спортом и к тому же был интеллектуально развитым. Он выделялся своей неординарностью — зачем-то подводил глаза и красил брови, соединяя их дугой. Характер сложный: он мог запросто нахамить учителям, задирался с ребятами, — вспоминают бывшие одноклассники. — Отношения между Ельциной и Фефиловым начались в десятом классе. Лена была от него без ума. Она готова была выскочить за него замуж, не дожидаясь окончания школы. Ближе к выпускному вечеру девушка начала давить на Сергея: мол, давай поженимся, отец нам квартиру в центре поможет получить. Во всяком случае, такую версию выдвигал когда-то Сергей. К тому времени Ельцина считалась самой обеспеченной девочкой класса. Ее семья проживала в шикарной 5-комнатной квартире в двух шагах от школы. Если у Лены случались неприятности со здоровьем, девушку клали в одиночную палату обкомовской клиники. Фефилов, конечно, сам не из бедной семьи, но когда понял, какие перспективы ожидают его в будущем, согласился на брак.
Передо мной характеристики молодых людей, которые до сих пор хранит в архиве бывшая учительница. “…Елена Ельцина. Отличительные черты — честность, справедливость, прямолинейность, чувство долга, упорна в достижении поставленной цели… В людях ценит принципиальность, доброту, честность, общительность и веселый нрав”.
А вот выдержки из характеристики Сергея Фефилова. Говорят, отец юноши долго корректировал “биографию” сына. “…Участник художественной самодеятельности. Общительный, дружелюбный, несколько самолюбив, настойчив в достижении цели. В людях ценит отзывчивость, принципиальность, требовательность. Обладает веселым характером, эрудированный. Любит спорт. Имеет первый юношеский разряд по самбо. Член сборной команды по волейболу…”
— Уже в конце 10-го класса Фефилов стал частым гостем в ельцинской семье. Этот мальчик сразу почувствовал себя хозяином положения, — вспоминает бывший личный врач экс-президента Калерия Шадрина. — Помню, вызывает меня главврач: “Борис Николаевич себя плохо чувствует, срочно нужна помощь”. Прибегаю к ним домой. На диване лежит Фефилов. Протягивает ногу: “У меня пятка болит, не могу идти в школу, мне нужна справка”. Конечно, ничего у него не болело, но справку выписать пришлось.
В 1976 году Борис Ельцин занял кресло первого секретаря Свердловского обкома КПСС.
В том же году Елена и Сергей оформили свои отношения.
— Борис Николаевич с супругой выступали против этого брака. Но Елена закатывала такие истерики, что им пришлось смириться, — продолжает Калерия Анатольевна. — Фефилова после свадьбы как подменили. Он стал грубить супруге, пристрастился к спиртному, а потом и вовсе начал изменять жене. Лена об этом догадывалась, но молчала. Она надеялась, что рождение ребенка изменит положение.
По словам моей собеседницы, из роддома Лену встречали родители. А где же был Фефилов? Оговоримся: официально отцом первой дочери Елены Ельциной является совсем другой человек — ее второй муж, Валерий Окулов. И ничто, кроме воспоминаний старых знакомых семьи Ельциных, отцовства Сергея не подтверждает.
— Для молодой девушки это была целая трагедия, она слишком сильно любила своего супруга, — уверяет Шадрина. — Насколько я знаю, после случившегося Лене потребовалась помощь специалиста — девушка пребывала на грани нервного срыва. Насколько мне известно, Фефилова вскоре выгнали из института, а его отца сняли с должности начальника крупного транспортного объединения. Свою дочь Ельцин быстро познакомил с перспективным летчиком Валерием Окуловым, который в то время работал вместе с моим мужем в аэропорту “Кольцово”. Валеру вскоре повысили — с должности штурмана до командира. После свадьбы его перевели в Москву, в международную авиацию.
Бывшего зятя Ельцина Сергея Фефилова после развода еще долгое время преследовали неприятности. Говорят, он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Позже он снова женился на выпускнице архитектурного института. Но и этот брак вскоре распался. Как в дальнейшем сложилась судьба Фефилова — неизвестно. После окончания школы молодой человек порвал отношения с одноклассниками.
В адресном бюро Екатеринбурга нам сообщили, что Фефилов Сергей Юрьевич прописан в одной из новостроек города.
Улица Уральская, дом 82.
— Сереженька здесь теперь редко появляется. Вроде он живет в особняке, а эту квартиру сдает, — поведала нам соседка Фефилова по лестничной клетке. — Конечно, я знала, что первый брак с дочерью Ельцина был для него неудачным. Правда, сам он никогда не распространялся на эту тему. А вообще, я не удивляюсь, что Лена на него запала. Вы бы его видели — красавчик, высокий, накачанный. Он ведь профессиональный спортсмен. А еще я никогда его пьяным не видела. У него ведь своя крупная фирма. Одет всегда с иголочки, ездит на шикарной иномарке. Дочка у него подрастает, и жена молодая, красавица… Да все у него хорошо.
Сегодня внучка Бориса Николаевича Катя носит фамилию Окулова. Вряд ли она вообще знакома с Фефиловым. Во всяком случае, никто из ее друзей никогда не слышал об этом.
Битва за принцессу
Дети часто повторяют ошибки родителей, наступают на те же грабли. История дочери Елены Ельциной Кати точно острым лезвием сковырнула зажившие раны матери. Информация о замужестве 19-летней внучки экс-президента России вызвала неоднозначную реакцию в семье. От скоропалительного брака Катерину отговаривали всем миром. И причина — отнюдь не в социальном статусе жениха.
— Возлюбленный Кати Александр Сорокин оказался весьма расчетливым малым. Он готов был шагать по головам ради достижения цели. Поверьте, молодой человек не гнушался ничем, чтобы стать членом ельцинского клана, — утверждает знакомый Сорокина. — Саша интриговал, ссорил между собой близких друзей, чтобы быть ближе к президентской внучке. С его “играми” были знакомы не только соседи по парте, но и родители всех учеников нашего класса. Конечно, взрослые не одобряли дружбу своих детей с Сашей, советовали держаться от него подальше. Родители Кати не являлись исключением. Скорее всего они выступали против брака дочери именно по этой причине, а не потому что Саша не из их круга. Ведь я хорошо знаком с Катиными родителями. Они простые и демократичные люди. Никто из них никогда не проявлял негатива к детям из обычных семей. Порой мы засиживались у нее до позднего вечера, и мама Кати всегда была рада нашему приходу. Но поведение Саши по праву вызывало шок в умах взрослых людей. Мы же со своим детским максимализмом не понимали их доводов просто потому, что отрицали любые вмешательства предков в нашу жизнь. Чтобы удостовериться в их правоте, потребовались годы…
Родители Кати не дали благословение на брак дочери. Но своенравная девушка не отступилась от своего решения… Свадьба президентской внучки прошла незаметно, без вмешательства папарацци. Засекретили даже фамилию жениха. Говорят, молодой человек по каким-то причинам воспротивился широкой огласке. Но шила в мешке не утаишь. Ведь роман Кати зарождался на глазах всей школы. Подробности громких перипетий удалось выяснить у непосредственных свидетелей этой истории.
…Московская школа с углубленным изучением французского языка №1275. В том классе, где училась Екатерина, числились дети генералов, высокопоставленных чиновников, крупных банкиров. В параллельном классе учились ребята совсем из другого теста. Им повезло грызть гранит науки бок о бок с богатыми детками только потому, что они проживали в том районе, где располагалась школа.
— Саша начинал обучение в “А” классе с обычными детьми, — поделились с нами одноклассники Кати. — В нашем, “Б”, училась так называемая элита. Правда, помимо президентской внучки в классе не было детей известных на всю страну родителей.
Отношение преподавателей к детям из “Б” класса было особенным. Например, когда происходило распределение учащихся по группам французского языка, “блатных” ребят определяли к ведущему педагогу Иде Нудельман. Неудивительно, что Катя оказалось среди ее подопечных.
— К Иде Львовне отправляли самых сильных ребят. Екатерина по своим способностям была далека от совершенства. Но на эти мелочи преподаватели закрывали глаза, — уверяют одноклассники. — Также девушке всегда завышали оценки. Это понятно! Внучка Бориса Николаевича не могла учиться на “тройки”. Такое отношение к Кате сохранялось до окончания школы. Учителя часто прощали ей какие-то проступки, не обращали внимания на прогулы и слишком вольный внешний вид.
Несмотря на статус президентской внучки, Катя была достаточно легкой и простой в общении девочкой. Одноклассникам казалось, что она даже немного стеснялась своего положения. Например, уговаривала охранников не встречать ее после окончания уроков на пороге школы, а ждать за углом здания. В последнем классе она и вовсе отказалась от услуг секьюрити. На вопросы любопытствующих одноклассников о знаменитом дедушке Катя резко отвечала: “У меня своя жизнь, у него — своя”.
— Екатерина никогда не была обделена мужским вниманием. Она считалась одной из самых симпатичных девочек нашего класса, — продолжают молодые люди. — Драки из-за принцессы начались еще в первом классе. В целом с Катей было легко общаться — она разговорчивая и веселая, всегда вела себя очень адекватно, не выделялась из толпы.
Характер легкомысленной и заводной Кати изменился с появлением в классе Саши Сорокина. Ее будущего мужа.
Взрослые игры
— Насколько нам известно, Саша сам бросил институт по причине ненужности в его жизни диплома, — рассуждают одноклассники. — Действительно, с такой женой, вернее с такими деньгами, диплом дает всего лишь статус. А недавно прошел слух, будто семья распалась. Но, по словам Маши, младшей сестры Кати, расставание было временным. Вроде Шурик встречался с какой-то молоденькой девушкой. Сейчас у них все наладилось. Вряд ли Саша откажется от такой выгодной партии. Ведь Сорокин пришел в ельцинскую семью надолго, весьма серьезно пробежавшись по головам близких ему людей. Мы с этим человеком уже давно не общаемся. По некоторым сведениям, сейчас он с супругой и сыном Александром живет за границей…
Биография Валерия Окулова
Российский государственный деятель Валерий Михайлович Окулов родился 22 апреля 1952 года в городе Кирове.
В 1975 году окончил штурманский факультет Академии гражданской авиации (Санкт-Петербург) по специальности «инженер-штурман».
С 1975 года по 1985 год работал штурманом в Свердловском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации.
С 1985 года работал в Москве в Центральном управлении международных воздушных сообщений «Аэрофлота», летал штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86, Ан-124. Был ведущим штурманом-наставником Центра подготовки авиационного персонала АО «Аэрофлот».
С 1985 года по 1995 год был штурманом самолета Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота.
В 1998 году был введен в состав Комиссии РФ по делам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экономической безопасности.
С августа 1996 года — первый заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» по организации и управлению производственными процессами.
С марта 1997 года — исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии». В мае этого года был избран генеральным директором и членом Совета директоров ОАО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» (Аэрофлот — РМА, ныне — «Аэрофлот — Российские авиалинии»).
В марте 2009 года совет директоров ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» принял решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора авиакомпании Валерия Окулова с 10 апреля 2009 года.
1 апреля 2009 года был назначен заместителем министра транспорта РФ.
Источник, близкий к Минтрансу, сообщил, что Валерий Окулов перейдет на работу в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).
Государственный советник Российской Федерации 2 класса.
Награжден орденом Почета (2012), орденом Дружбы (2003), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2014), благодарностью Президента Российской Федерации (2008), благодарностью Правительства Российской Федерации (2009), нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России» (2002) и др.
Женат на старшей дочери первого президента России Бориса Ельцина Елене, две дочери и сын.
Валерий Окулов уволен с должности заместителя министра транспорта
Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов
«Освободить Окулова Валерия Михайловича от должности заместителя министра транспорта РФ в связи с переходом на другую работу», — сказано в распоряжении.
«Это решение правительства РФ. К распоряжению добавить нечего», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса. По поводу того, кто сменит Окулова, в министерстве тоже ничего не смогли сказать.
Официальных заявлений о новом месте работы Окулова пока не было. Ряд СМИ со ссылкой на источники в ведомствах сообщил, что экс-замминистра может быть трудоустроен в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) советником главы компании Юрия Слюсаря, однако там заявили, что слухи не комментируют.
Валерий Окулов — зять первого президента России Бориса Ельцина и инженер-штурман по образованию. С 1997-го по 2009 год он руководил «Аэрофлотом», после чего перешел работать в министерство.
Многие участники отрасли связывают отставку Окулова со скандалом вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая из-за долгов оказалась в кризисном положении и в сентябре была вынуждена свернуть свою чартерную программу.
«ВИМ-Авиа» остановила чартерные рейсы 25 сентября из-за невозможности рассчитаться с кредиторами. Общая кредиторская задолженность компании составляет около 10 миллиардов рублей. К тому моменту за рубежом оказались почти 39 тысяч туристов с билетами «ВИМ-Авиа» на руках, всего на тот момент было продано 200 тыс. билетов перевозчика. К выполнению рейсов и возвращению пассажиров подключились другие авиаперевозчики.
После проверок Следственного комитета были выявлены факты, указывающие на то, что крах «ВИМ-Авиа» был следствием действий руководства, которое выводило средства за рубеж.
Бывший гендиректор авиакомпании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева были помещены под домашний арест. Они обвиняются по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Владельцы авиаперевозчика супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули страну и были объявлены в розыск.
В отрасли были уверены, что в итоге кто-то из чиновников Минтранса или Росавиации лишится своего кресла. При этом никто не ждал отставки Максима Соколова. С кризисом удалось оперативно справиться, да и работать ему, как и всему правительству, осталось до весны следующего года, когда кабмин будет отправлен в отставку после президентских выборов.
Валерий Окулов оказался идеальной «жертвой». Тем более, что в апреле ему исполнилось 65 лет. По закону о гражданской службе госслужащие по достижении этого возраста могут уйти на пенсию или должны заключать срочный договор на год.
Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов говорит, что не стоит связывать отставку Окулова с каким-то конкретным эпизодом. К примеру, в ситуации с «ВИМ-Авиа» ответственной за ситуацию была Росавиация, которая должна была выявить проблему на ранней стадии.
Он полагает, что в отрасли копятся серьезные проблемы и они потребуют активной позиции регулятора в ближайшем будущем. «Вероятно, решение связано с желанием правительства придать новый импульс авиационному направлению Минтранса», — считает эксперт.
Одновременно с отставкой замминистра транспорта был уволен замглавы Ростуризма Роман Скорый. Является ли эта отставка наказанием и Ростурзима за десятки тысяч россиян, не сумевших вовремя вернуться на родину, не уточняется. Формулировка тут все та же: «в связи с переходом на другую работу».
Что касается «ВИМ-Авиа», то 22 ноября Максим Соколов заявил, что авиакомпания постепенно катится к банкротству.
«Ситуация с «ВИМ-Авиа», с моей точки зрения, разрешена тем, что лицензия приостановлена, компания фактически прекратила полеты и сейчас ситуация перешла уже в юридическую плоскость. Идут иски как от пассажиров, так и от компаний. Компания постепенно катится к своему банкротству», — сказал министр.
Он также добавил, что лизингодатели практически полностью разобрали тот парк, который был в лизинге у авиакомпании.