окроян мкртич окроевич биография
Окроян Окроевич Мкртич: биография бизнесмена, личная жизнь, фото
Окроян Окроевич Мкртич
г. Ереван, Армянская ССР
Окроян Мкртич – армянский предприниматель и меценат. Является генеральным конструктором на предприятии Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» и обладает государственными наградами.
Ранние годы и образование
Окроян Окроевич появился на свет 21 апреля в 1965 году в столице Армении Ереване. Там прошли его детство и юность. Мальчик ходил в местную физико-математическую школу, которую с успехом окончил, получив золотую медаль. Окроян не раз участвовал в олимпиадах по математике и физике, еще со школьной скамьи демонстрируя неподкупный интерес к науке и технике.
В юношеские годы Окроян Мкртич трижды становился обладателем премии научного журнала «Квант»
Молодой человек решил продолжить свое образование по этому направлению и подал документы в главный вуз СССР – Московский государственный университет. После успешной сдачи экзаменов Окроян Мкртич был принят на механико-математический факультет, где и получал знания последующие несколько лет.
В 1987 году молодой человек окончил вуз с красным дипломом и поступил в аспирантуру, где обучался в течение трех лет, с 1988 по 1992 г.
Научная деятельность
После окончания вуза Окроян Окроевич еще несколько лет оставался в его стенах, занимая должность инженера научно-исследовательского института механики МГУ. Его интересовали вопросы, связанные с производством новых материалов и развитием промышленности. Это увлечение пришлось кстати в непростое время 90-х годов. Занимая руководящие посты в главных предприятиях России, Окрояну удалось реализовать задумки и наладить передовое производство.
В 1997 г. благодаря активному участию Окрояна Мкртича было возрождено отечественное автомобильное производство на конвейере «Москвич»
В течение четырех лет, с 2001 по 2005, он занимал пост генерального директора Авиамоторного научно-технического комплекса «Союз». До этого предприниматель получил опыт работы в других крупных организациях, таких, как Торговый дом «Ами-Тун» и производственная компания «Аури». Благодаря Окрояну Окроевичу АМНТК «Союз» фактически возродил свою деятельность.
В 2005 году Мкртич стал президентом группы компаний «Аури». Они вовлечены в многие отрасли экономики России, занимаются производством кормов, машиностроением, авиа- и двигателестроением.
Общественная деятельность
Будучи еще студентом мехмата, Окроян Окроевич занимал активную общественную позицию. Он стал одним из членов студенческого комитета на своем факультете, также был заместителем секретаря ВЛКСМ. Молодой человек организовал своеобразный киноклуб, в рамках которого вместе с единомышленниками проводил сеансы классики кино.
1994 году Окроян Мкртич стал членом совета директоров Балашихинского литейно-механического завода (БЛМЗ)
Занимая высокие посты и руководя предприятиями, бизнесмен постоянно контактирует с властями города и страны, сообщая им о своих планах и намерениях и находя поддержку. Мужчине вручены медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, «В память 850-летия Москвы» и ряд других государственных наград.
Интересные факты
Мкртич является меценатом, поддерживает развитие культуры в стране. В 2014 он основал музей искусства «Ар-деко», который посвящен столетию этого направления и остается единственным на 2020 год. Экспонаты для него собирали в течение 15 лет. Также предприниматель сам владеет большой коллекцией произведений живописи и скульптуры.
В университете его научными руководителями были Сергей Новиков и Николай Фоменко.
Окроян Окроевич свою личную жизнь держит подальше от глаз общественности, но известно, что у него есть сын и дочь.
Окроян Мкртич – успешный ученый и предприниматель. Благодаря его руководству было налажено производство, возродились многие промышленные компании. Он также является меценатом и поощряет развитие искусства.
Мкртич Окроян: «Ар Деко невозможно повторить»
Основатель музея Ар Деко рассказал об уникальной коллекции
Стилю ар-деко скоро официально исполнится сто лет, но интерес к нему не ослабевает. Оттого особенно радостно, что едва ли не самая большая коллекция образцов этого знаменитого культурного течения находится в России и представлена в первом мире музее Ар Деко на Лужнецкой набережной, открывшемся в декабре 2014 года. Отдельно стоит сказать о его создателе, предпринимателе и меценате, генеральном конструкторе АМНТК «Союз» Мкртиче Окрояне. Выпускник математического факультета МГУ, он возглавлял НПО «Альма-матер», работал инженером научно-исследовательского института механики МГУ, занимал должность президента ЗАО Торговый дом «Ами-Тун». С 2005 года и по настоящее время Окроян – Президент Группы компаний «Аури», работающей в различных отраслях российской экономики (машиностроительное производство, авиадвигателестроение, производство кормов для животных, производство минеральных компонентов для различных отраслей экономики). Мкртич Окроян – обладатель крупнейшей частной коллекции скульптур, декоративных панно и предметов интерьера эпохи ар-деко. В интервью «МК» он рассказал о наиболее ярких экспонатах, русском и европейском искусстве и философии ар-деко.
Мкртич Окроян. Фото предоставлено пресс-службой АМНТК «Союз»
– Мкртич Окроевич, музею Ар Деко вот уже более пяти лет. Как бы вы определили его главные достижения за эти годы?
– Думаю, главное наше достижение состоит в том, что посетители, глядя на экспонаты коллекции, понимают естественную связь русской культуры начала двадцатого века с европейским ар-деко. Европейцы, конечно, этого не признают, но когда мы смотрим на многие скульптуры, то видим, что они созданы на основе эскизов русских художников: Бакста, Попова, Кандинского. Посетители чувствуют эту связь и осознают, что нет никакого водораздела между русской и европейской культурой. Более того, русский модерн был раньше европейского. Поскольку в Европе до двадцатого века искусство было в основном орнаментальное и королевское: барокко, рококо, а простой народ не имел своих ярких, культурных образов. Напротив, в России модерн конца девятнадцатого столетия не всегда отражал царскую жизнь. Вспомним картины Репина или Петрова-Водкина. Европейцы часто предвзято смотрят на Россию, а мы можем сказать: «Уважаемые европейцы, ваша культура порождена от русских художников, скульпторов, танцовщиц». Мы с супругой подготовили две большие книги об ар-деко, и английские авторы, написавшие предисловие к ней, признали, что этот стиль подпитывался русской культурой. Если в мире признано, что Кандинский – основатель абстракционизма, то такое же значение в становлении стиля ар-деко имеют русские художники и российские деятели искусства того времени.
Нельзя не отметить, что в 2015 году музей Ар Деко вошел в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).
– Как складывалась эта коллекция и что послужило отправной точкой ее создания?
– Подавляющее большинство скульптур в стиле ар-деко, которые существуют в мире, находится в нашей коллекции. Она была собрана по всему миру от Токио до Петербурга, включая Южную Африку, Бразилию, Аргентину. Началось же все с того, как в 2004 году я случайно нашел в антикварном магазине Петербурга одну из интереснейших работ Дмитрия Чипаруса «Девочка с попугаем» – двухметровую бронзовую скульптуру в стиле ар-деко, подобных которой в Европе нет. Многие лучшие произведения были приобретены на аукционах. Например, «Тройка русских танцовщиц» куплена на аукционе Christie’s в Париже.
– Коллекция музея формировалась на протяжении пятнадцати лет. Какие находки для вас наиболее ценны и почему?
– У нас есть много экспонатов, которые существуют в единственном экземпляре, главные из них обе скульптуры Чипаруса – «Девушки» и «Русский балет». Присутствуют и работы, которые в свое время были в домах Шанеля, Лалика. Музей Ар Деко – это не только музей скульптур, а по своей сути – великое прикладное искусство, поэтому в музее представлено много работ по мебели, по металлу. Один из ведущих авторов этого направления – Эдгар Брандт, чьи основные произведения тоже находятся в нашей коллекции. Есть несколько знаменитых авторов: это Брандт, Чипарус, Пёрцель. Чипарус представляет французскую школу. По национальности он румын со славянскими корнями, учился в Италии, потом уехал во Францию, где стал серьезным общественным деятелем и создал самые значительные скульптуры в стиле ар-деко. Прейс – немец. Он был знаменит своим строгим, элегантным представлением скульптур олимпийских видов спорта, Пёрцель – автор, воплотивший австрийский модерн.
– Известно, что после Второй мировой войны в Европе интерес к ар-деко падает и возрождается только в конце 1980-х. С чем, на ваш взгляд, связана популярность этого стиля и как вы для себя определяете его философию?
– Интерес к ар-деко начал возрождаться уже в 1960-х, а концептуально сформировался в 1980-х. Впервые применительно к ар-деко это сделал английский искусствовед с русскими корнями Виктор Арвейс, который выпустил монографию по этому стилевому течению. Если в девятнадцатом веке скульптура изображала некие символические образы, то в ар-деко из слоновой кости создавали фигуру конкретного человека, у которого есть имя и фамилия. Не случайно в начале двадцатого века во Франции церковь начала гонения на авторов и художников, упрекая их в том, что нельзя непосредственно представлять лицо человека. Скульптура ар-деко показывает характер личности, лицо, образ. Такие объекты могли иметь в домах только достаточно богатые люди, общественные деятели, политики. Для них это была демонстрация определенного социального статуса. Ар-деко невозможно повторить. Повторение скульптуры ар-деко называют не копией, а фейком, потому что другой автор не может в точности воспроизвести конкретное лицо. Живопись намного проще подделывать.
Кроме того, живопись находится в музеях или у очень серьезных коллекционеров, а предметы ар-деко вошли в дома людей и стали частью их повседневности. Ар-деко породил новые культуры: неоклассицизм в 1940-1950-е и во многом нонконформизм.
– Расскажите о новых экспозициях и проектах музея, чем попробуете удивить?
(Мкртич Окроян на секунду задумывается.)
– В музее представлена только часть экспонатов, которая существует у нас. Есть проекты, связанные с реставрацией мебели 1920–1930-х годов во Франции, – это первые экземпляры современной мебели по своему функционалу и подходу. Предметы нашей коллекции демонстрировались на выставках в Испании и Петербурге. Мы продолжим активное международное сотрудничество, особенно когда будут сняты полностью ограничения из-за пандемии.
Мкртич Окроян: Вызов, стоящий сегодня перед армянским и русским народами, очень серьезен
Григорий Анисонян
Кто разжигает армянофобию в российском обществе?
Мкртич Окроян: Вызов, стоящий сегодня перед армянским и русским народами, очень серьезен
Нагорный Карабах против азербайджано-турецкой террористической коалиции
Константин Затулин: Арцах принадлежит армянам
Хримян Айрик. Отцу всех армян – 200 лет
Будет ли ликвидирован новый очаг международного терроризма на Кавказе?
Михаил Гусман и Саадат Кадырова как флагманы российских СМИ
Не уступать ни пяди. Отступать некуда…
Рафик Вартанов: Мы живем в мире и согласии и не чувствуем себя чужими
Степанакерт: вместо зари бомбы
О своем отце, известном армянском поэте, войне и мире в Нагорном Карабахе, деятельности группы компаний АУРИ, создании музея «Ар Деко», редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал Мкртич Окроян, генеральный конструктор АМНТК «Союз», президент группы компаний АУРИ, меценат и общественный деятель.
– Мкртич Окроевич, Вы родились в семье выдающегося армянского поэта, прозаика, филолога Окро Мкртичевича Окрояна. Расскажите о ней.
– Наша семья жила в селе Турцх Ахалкалакского района Джавахка. Это удивительно красивый край с величественными горами, горными лесами и чистыми реками. Но земля небогата, камениста и требует каждодневного тяжелого труда. Мой дед был крестьянином. В семье было семнадцать детей, из которых остались в живых только пятеро, в том числе мой отец. Он был самым младшим ребенком. Совсем маленьким ему довелось пережить тяжелые времена, голод в военные годы, когда крестьяне, отказывая себе во всем, вместе со всей страной старались накормить армию, сражавшуюся с гитлеровцами.
Отец с детства научился ценить труд, доброту, научился быть за нее благодарным, видеть в людях лучшее. Такой взгляд на мир отразился позднее и на его творчестве.
Отец получил филологическое образование, заочно окончив Ереванский педагогический институт, затем химико-биологический факультет Педагогического института им. Абовяна. Вернулся в родное село, стал преподавать армянский язык и литературу. Моя мать, также уроженка Ахалкалакского района, училась в Институте иностранных языков им. Брюсова. В семье нас было четверо детей.
Позднее отец стал заведующим отделом народного образования района, под его началом находилось 70 школ. Наряду с работой в РОНО преподавал на экономическом и юридическом факультетах ахалкалакского отделения Ереванского университета. Живя в Турцхе, ежедневно ездил за десятки километров на работу и в свободное время писал стихи.
Когда отцу исполнилось 50 лет, поступил в Ереване в аспирантуру Литературного института им. Абегяна. За филологические труды ему была присвоена ученая степень кандидата филологических наук. Позднее он получил звание профессора.
– Интерес к творчеству Вашего отца и в Армении, и в России весьма высок. Чем, по Вашему мнению, объясняется его особая значимость?
– В своих стихах отец призывает к милосердию, любви к Богу, к людям, к жизни. В них соединены воедино современное поэтическое слово и традиции старинной армянской поэзии, прослеживается связь между современностью и богатым поэтическим наследием народа.
В силу жизненных обстоятельств поэтическое творчество не было основным видом деятельности отца. Отец преподавал, занимался литературной и общественной деятельностью.
Но писал стихи каждый день, и вышедшие в ереванском издательстве «Анаит» четырехтомник стихотворений и однотомник прозы не исчерпывают всего творческого наследия отца.
– Вы окончили математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Математика помогает Вам в Вашей деятельности?
– Образование имеет для человека огромное значение. Без него трудно добиться успеха. Учебу начал в Ереванском университете, продолжил в Московском государственном университете. Там же окончил аспирантуру.
Математика всегда со мной. Математическое образование помогает мне всю мою жизнь каждый день в решении любого вопроса – в бизнесе, научной, технической и социальной деятельности.
– Производственно-ориентированная группа компаний АУРИ работает в различных отраслях российской экономики. Диверсификация деловой активности – условие ее успешности?
– Да, в современной экономике конкурентоспособность определяется диверсификацией. Мир очень изменчив, и соответственно в каждый период времени значимым и востребованным становится тот или иной бизнес.
Основной вид деятельности нашей группы компаний – производство. Располагая производственными мощностями, мы всегда будем сильны. Перепродажных операций у нас нет, и это принципиальная позиция. И торговая деятельность, которую мы ведем, также связана с собственным производством.
– Что производят компании, входящие в ГК?
– Бентонитовые и топливные материалы, авиационную технику. Разрабатываем и производим авиационные двигатели. Проводим микробиологические исследования, развиваем строительное направление. Наше производство имеет безопасную и отлаженную структуру, базируется на передовых технологиях и соответствует международным стандартам.
– Какие предприятия входят в группу АУРИ?
– Например, Балашихинский литейно-механический завод, производящий продукцию из разных типов цветного литья, в том числе авиационные колеса, агрегаты управления и тормозные системы практически для всех моделей гражданских и военных самолетов, а также вертолетов авиапарка Российской Федерации. Регион их применения – практически весь мир.
Другое предприятие – Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз», известное в стране предприятие по разработке турбореактивных двигателей для летательных аппаратов и газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов, а также энергоустановок на их основе. На «Союзе» были созданы первые двигатели для сверхзвуковых самолетов. В настоящее время «Союз» переживает новый этап развития, расширяется линейка продукции. Спрос на наши опытные конструкторские и экспериментальные разработки сегодня очень высок. Наши разработки в части строительства малых двигателей от 80 килограммов тяги и кончая двигателями до 40 тонн тяги востребованы многими самолетостроительными компаниями и заводами.
Выпускаемые на предприятии двигатели применяются для газодобычи, газоперекачки, в энергетике, машиностроении. Кроме того, на «Союзе» разработана продуктовая линейка для применения в энергетике. На повестке дня – разработка продукции для судостроения.
Сегодня востребованы гибридные силовые установки на базе авиационных двигателей и электрогенераторов. Мы интенсивно занимаемся их разработкой. В недалеком будущем создадим модельный ряд для таких гибридных двигателей. Уже спроектировано несколько высокооборотных генераторов. Разрабатываем дальнейший модельный ряд и переходим к процессу опытного производства двигателей нового образца. Мы нацелены на создание нового высокотехнологичного продукта, который станет как самостоятельным, так и составляющей инновационных процессов в производстве.
– Как родилась идея музея декоративного искусства «Ар Деко», входящего сегодня в международный совет музеев при ЮНЕСКО? Какие экспонаты составляют коллекцию единственного в России музея этого ставшего уже знаменитым культурного течения?
– Ар-деко возникло вместе с новым образом жизни, новой моделью поведения ХХ века. Ар-деко – это стиль жизни ХХ века, искусство декорации.
Идея создания такого музея, думаю, родилась в моем подсознании, на которое повлияли определенные эстетические предпочтения. Ни экономической, ни идеологической подоплеки не было. Наша семья имела прямое отношение к Российской академии художеств, как со стороны Эммануила Магдесяна, знаменитого российского художника-мариниста, так и со стороны Давида Окрояна, художника-графика, карикатуриста, портретиста. В семье всегда жила тяга и любовь к художественному искусству.
Ар-деко само по себе очень интересное прикладное направление искусства, которое сегодня стало самостоятельным. Оно воспевает свободу, нравственность, красоту, элегантность. Эти составляющие и привлекли мое внимание. Коллекция собиралась по всему миру, в ней есть редкие экспонаты.
– В музее собраны работы известных европейских художников и скульпторов, в том числе французских…
– Мы создавали коллекцию не с целью восхищаться французской или европейской культурой. Мы можем восхищаться культурой нашего народа, которой более 3 тысяч лет. Главное в том, что практически все скульптуры музея западных мастеров созданы на основе эскизов и живописных работ русских художников, которые в начале века, находясь в Европе, оказали огромное влияние на развитие европейской культуры ХХ века. В ХIХ веке искусство носило орнаментальный характер, и реалистические образы художественных произведений были доступны только привилегированным слоям общества. Европа нуждалась в демократическом свободном искусстве. Питающей средой стало культурное наследие русской, славянской культуры. Русская эмиграция начала ХХ века, русский образ жизни, художественное объединение «Мир искусства», дягилевский балет подсказали европейцам новый художественный стиль, который через 80 лет стал полноценным направлением искусства.
Я хорошо знаком с русской культурой. И появилось желание представить европейскую культуру через призму русского влияния. Меня порадовало, когда один из серьезных художественных критиков и культуроведов Европы Виктор Арвест, говоря об ар-деко и ар-нуво, признал, что огромное влияние на них, на создание современной европейской культуры оказала русская художественная живопись. Наш музей посещают многие европейцы, и они могут увидеть в Москве прекрасные образцы своей культуры. Коллекция нашего музея в определенной степени не уступает экспозиции Музея современного искусства в Париже.
– Расскажите о проекте международного аукциона ар-деко.
– Мы переживаем сегодня трудные времена. Нависла угроза со стороны мира, который всегда с завистью воспринимал и воспринимает сплоченность армянского народа, его достижения. В контексте этого мы решили создать на базе музея «Ар Деко» и Фонда им. Окро Окрояна некую платформу, на которой представим произведения русских, армянских художников, а также художников других национальностей и проведем аукцион. Вырученные средства будут направлены пострадавшим в Нагорном Карабахе, семьям погибших и раненых.
Наша акция будет носить мирный характер, призывать к миру, созиданию, состраданию и помощи людям, в том числе детям, которые безвинно страдают. Мирные граждане стали жертвами политических игр, которые ведут определенные круги. Разбомблен Степанакерт. Когда нет успехов на поле боя, используют тяжелую дальнобойную артиллерию против мирных граждан. Это неприемлемо ни в какие времена, ни при каких условиях. Так поступали фашисты.
– Как Вы считаете, какова подоплека военной агрессии Азербайджана и Турции против Нагорного Карабаха?
– История имеет цикличный характер. Цикличность проявляется в том, что раз в сто лет сатана начинает творить зло. Конечно, есть более реальные причины происходящего. Главная – невозможность поставить православный, христианский мир на колени. Определенные силы проводят разрушительную политику против христианского сообщества, того мира, в котором мы живем, который обеспечивает нам гарантию свободы. Эти силы сегодня стремятся все ближе придвинуться к российским границам.
Мы должны защищать свою жизнь, жизнь наших детей, свой образ жизни. Мы должны всегда быть к этому готовы. Определенные политические силы, стремясь сохранить свою власть и позиции, решают свои задачи путем развязывания войны, создавая при этом пантюркистскую ось. К сожалению, в этой ситуации международное сообщество забывает о главной задаче наших дней – противостоять терроризму в любом его проявлении.
– Азербайджан входит в СНГ, между странами которого существует безвизовый режим. С учетом сложившейся ситуации СНГ, я считаю, надо «перепрофилировать». В рамках постсоветского пространства образовались другие объединения, которые более четко обозначают интересы разных народов. Я не хочу выступать против того или иного народа, той или иной нации. Все имеют право жить под солнцем. Но и ни у кого нет права поднимать на кого-то руку, становиться убийцей.
Существует один-единственный способ разрешения этой ситуации – продолжать политику, которую проводила РФ в Сирии. Эта линия оправдала себя и дала положительные результаты. Речь идет не столько о международной репутации России, сколько о тех интересах, которые российская армия защитила в Сирии. Россия там решила важную геополитическую задачу в интересах своего народа.
– Наши соотечественники из Ахалкалаки, Вашей родины, также принимают участие в защите Нагорного Карабаха вопреки действиям Грузии, которая пыталась заблокировать свою границу. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
– Как можно относиться к ситуации, когда через территорию Грузии летают, в том числе из Израиля и Турции, самолеты с вооружениями и боевиками для поддержки Азербайджана? Я родился в Грузии, мои корни из Джавахети, там жил и творил мой отец. И это накладывает на меня определенную ответственность.
Те правители, которые захватили в Грузии власть, не готовы управлять своей страной. Они не определились с ценностями. Власть в Грузии носит антинациональный, антигуманитарный, соросовский характер. Возможно, с меркантильной точки зрения Грузия и зарабатывает на транзите через свою территорию этих самолетов, получая сиюминутную выгоду. Но антигуманитарный характер этого факта имеет фундаментальное и принципиальное значение. И перед Богом Грузия ответит за это.
– Грузия не пропускает российские грузы в Армению через свою территорию…
– Да, и при этом грузинская сторона хочет пользоваться всеми благами, которые может предоставить ей российский мир и российский народ. Но я думаю, что со временем ситуация изменится. Произойдут изменения внутри самой Грузии, и восторжествует справедливость.
Россия уже сталкивалась с террористической угрозой на Северном Кавказе и хорошо понимает всю серьезность ситуации. Вызов, стоящий сегодня перед армянским и русским народами, очень серьезен. И мы должны еще более сплотиться перед ним.
– Вы поддерживаете деловые контакты с Арменией?
– Да, поддерживаем. С 90-х годов сотрудничаем с иджеванским комбинатом «Бентонит», поддерживаем интеграционные связи, сложившиеся во времена СССР. Сегодня предприятие входит в нашу группу компаний. Комбинат работает и процветает. На нем заняты почти 300 человек. Конечно, негативно сказывается отсутствие железнодорожного сообщения с Россией. И это основная проблема не только для нас, но и для всей Армении. Тем не менее завод работает, и мы стараемся производить на нем более дорогостоящую продукцию, чтобы окупать транспортные расходы.
– Какая это продукция?
– Бентонитные порошки для нефтебурения, газодобычи, геодезической разведки, фильтрационные материалы. Продукция выпускается объемом более 57 тонн в месяц. Автомобильными дорогами она доставляется в Россию. Мы хотим развивать на заводе производство также других видов продукции.
Наша группа намерена создать в Армении корпорацию по производству энергетических установок. Их разработку практически завершили, первые образцы получили, готовимся к внедрению двигателя для газотурбинной установки мощностью около 700 киловатт. Производство определенных составляющих будем развивать в Армении. Конечно, многое зависит и от инвестиционного климата в республике.
В Армении проводим работу по линии Благотворительного фонда имени Окро Окрояна. Фонд поддерживает писателей и работников культуры. Издает книги, проводит мероприятия, устраивает благотворительные аукционы, организует выставки, в том числе с участием музея «Ар Деко». Филиал музея планируем открыть в Ереване.
– Кто для Вас являлся в жизни примером?
– Не могу сказать, что стремился быть похожим на кого-то. Хотя учился у выдающихся педагогов и в школе, и в университете. Моим учителем и близким другом был академик РАН Самвел Григорян.
Я очень уважал моего отца. От него я не слышал ни одного упрека в свой адрес, и это было для меня самым главным. Мы работали в разных сферах. Отец был педагогом, общественным и литературным деятелем, я занимался естественными науками, технологией производственных процессов, экономикой, финансами. Но он всегда был для меня примером толерантности и мудрости.
Думаю, что главное в жизни – внутренняя гармония. Она помогает совершенствоваться и развиваться, повышать самооценку и оценку своих достижений.
– Что Вы цените в человеке и чего не приемлете?
– Не приемлю ложь. Правду ценю и воспринимаю в любой форме.