охарактеризуйте личность как субъект общественной жизни
Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда — «персонаж»).
У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.
По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.
Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во‑первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности.
Официальные отношения всегда регламентируются какими либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во‑вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны.
Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно‑следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
Личность как субъект общественной жизни
Уникальность понятия личности состоит в том, что она подразумевает сознательного человека, который в самом начале и на протяжении всей жизни включился в общую систему социализации индивидов, получил воспитание, образование, жизненный опыт, приобрел профессию и самореализовался. Социализация любого индивида начинается в раннем детском возрасте и продолжается весь жизненный период. Личность взаимодействует с разными субъектами, вырабатывая характер, авторитет, создавая личностный портрет, достигая статуса и борясь за место в социуме. Но на всех этапах общественной жизни, действуя пассивно или активно, она способна накапливать знания и умения для того, чтобы передавать знания будущим поколениям.
Особенности понятия личности
Как субъект общества, личность имеет значимые черты и качества, приобретаемые в течение нескольких жизненных циклов.
Чтобы личность вошла в общество, ее социализацией занимаются агенты – люди, плотно взаимодействующие с индивидом, и имеющие на него психологическое влияние.
Каждый агент прививает навыки, обучает, воспитывает, требует, помогает в любых начинаниях и делах. В некоторых случаях воспитатели-агенты даже служат примером принятого и приемлемого для общества поведения, нравственных принципов и поступков, на которые равняется их подопечный – индивид, проходящий социализацию.
Личность раскрывается постепенно, она характеризуется:
Помимо агентов, на становление личности влияют общеобразовательные и другие виды учреждений (школа, институт, предприятие, библиотека, научный центр и т. д.). Институты в жизни индивида, проходящего социализацию, нужны для того, чтобы он обучался образцам правильного поведения и осуществлял контроль за нормами поведения, усвоенными уже состоявшейся личностью.
Процесс социализации субъекта
Процесс вхождения индивида в общественную жизнь характеризуется первичной и вторичной социализацией. Первичная включает в себя все степени прохождения адаптации в социальной среде, которая происходит под воздействием институтов и агентов.
Вторичная социализация состоит из двух понятий – ресоциализации и десоциализации, которые также могут присутствовать в жизни индивидов и заключаются в следующем:
При первичной и вторичной социализации любая личность может быть субъектом, но при этом она всегда проходит стадии адаптации к окружающим ее социальным условиям, определяя для себя формы взаимодействия с другими людьми и степенью подчинения установленным нормам и правилам, существующим в обществе.
Роль личности в социуме
Понятие личности включает в себя индивидуальность и неповторимость. Люди различаются друг от друга не только по внешним данным, но и по мировоззрению, сознанию, интеллекту, образованию, восприятию, способам коммуникации – по всем тем особенностям, которые характеризуют личность. Каждый человек выполняет в обществе собственную роль.
Место, положение и роль людей в обществе зависят, прежде всего, от образования, выбранной профессии (специализации) и занимаемого места (должности) трудовой деятельности. Занятое социальное место позволяет иметь квалификацию, ранг, статус. Поэтому наличие престижной должности может способствовать тому, что у людей может быть неравное социальное положение. Одни субъекты работают физически, другие – умственно, третьи – руководят.
Человеческому обществу нужны разные категории социальных субъектов, за исключением асоциальных лиц. Первые способствуют экономическому, политическому и культурному развитию социума, вторые требуют более тщательного контроля за ними, принятия мер безопасности, использования социологических, педагогических и психологических способов воздействия.
Роль личности определяется стремлениями, желаниями, поставленными целями, потребностью материальных, культурных и духовных благ. Индивид не просто биологически существует, он набирается жизненного, профессионального, социального опыта, формирует мировоззрение, учится коммуникации, на основании чего планирует события в своей жизни, в соответствии с принципами и нормами поведения.
Факторы социализации субъекта
На процесс становления личности, на всех этапах социализации, большое значение оказывает окружение человека. Главная роль отводится семье, в которой человек растет до совершеннолетия. Родители, а также старшее поколение (бабушки и дедушки) вначале являются образцами поведения для ребенка, который во всем (поведение, общение, этикет) подражает им, и обучается основным навыкам ухода за собой.
В семье субъектам первично прививаются многие ценности, которые помогают ребенку строить отношения с другими людьми. Человек учится манерам общения, правильному поведению в семье и общественных местах, уважению, состраданию, взаимопомощи. Культурные и духовные начала, которые затем человек разовьет в течение всей жизни, также ребенок получает от родителей.
Если родители мудрые, то они поддерживают человека советами и поддержкой в непростой подростковый период, помогают определиться с профессией и целями. В школе, образовательных учреждениях, а затем на работе, человеку придется взаимодействовать и строить коммуникации с разными субъектами, поэтому уровень культуры и этикета, нравственные и моральные правила помогут лучше адаптироваться при социализации, выстроив хорошие отношения с оппонентами.
В качестве факторов социализации субъекта имеет значение возраст, среда (семья и круг общения на работе и социуме), экономическая и политическая обстановка. Замечено, что при нестабильности экономики или политики государства, в обществе увеличивается количество безработных и асоциальных людей, что не может говорить о здоровой среде в обществе, для полноценного развития личности.
И, наоборот, в экономически развитом государстве социальное общество активно развивается, повышается его правовой и культурный уровень, самосознание людей не отличается девиантностью. Здесь личность находит для себя деятельность, от которой получает удовольствие и чувствует себя полностью реализованной, приносящей пользу обществу.
Тема 2.2. Личность как субъект общественной деятельности
Тема 2.2. Личность как субъект общественной деятельности
Норматив по теме
Термины : социализация, десоциализация, ресоциализация,структурный интеракционизм,конформизм.
Социализация и воспитание личности
Этапы социализации:
1. Первичная — формирование личности (складывается своя точка зрения по любому жизненному вопросу).
2. Вторичная —
— ДЕсоциализация — отказ от своих идеалов
— РЕсоциализация — приобретение новых ценностей (ролей)
Социализация происходит всю жизнь, но основа личности изменяется редко.
Теория «зеркального Я» Ч. Кули и теория социализации Д. Мида
Чарлз Кули (1864-1929), американский социолог
Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных.
В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.
Теория «ИГРЫ «Джорджа Мида
Джордж Герберт Мид (1863 — 1931), американский социолог
1. Стадия имитации.
2. «Принятие роли другого»
3. Коллективная игра.
Символический интеракционизм Д. Мида — САМОСТЬ
(теория «зеркального «Я» Ч. Кули)
Мид различает два аспекта формирования самости :
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие,
это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Самость = I+ ME
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие.
Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
Этапы жизни человека (Э. Эриксон)
Эрик Эриксон (1902 — 1994), психолог
8 стадий развития личности по Э.Эриксону
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ как для правильного воспитания детей, так и для выявления причин своих комплексов (где был сбой), правильная диагностика является дорогой к лечению.
Свобода и ответственность
Свобода есть там,где есть выбор!
Ответственность — это понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Задание:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ___(1). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его __(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных __(3) и реализует себя. Проблемы свободы чаще сводились к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___(4), или все его поступки обусловлены внешней __(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, __(6), рок.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда — «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ре‑социализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во‑первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими‑либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во‑вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно‑следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).