огонь как символ жизни
Огонь
Содержание
Основные соответствия
Как пишет французский философ и искусствовед Гастон Башляр (1884 — Париж),
Огонь — мужская стихия, обновляющая, возбуждающая и преображающая. Ему присущи тепло, сухость, яркость и подвижность. Огонь можно соотнести с двумя сторонами света — с жарким югом или с востоком, где встает Солнце.
Согласно магическим воззрениям, Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это стихия страсти, творчества, очищения, соединения с божественным миром, но она же олицетворяет и Божий гнев — будь то испепеляющий огонь Иеговы или молнии Зевса.
…так говорит Господь Бог Саваоф: за то,что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ — дровами, и этот огонь пожрет их [2].
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535–475 гг. до н.э.) считал огонь первоначалом сущего, самым важным из стихийных элементов, который породил три остальные. По мнению Гераклита, наша душа состоит из огня (благородного элемента) и воды (неблагородного элемента). Цель человека — избавиться от того, что делает нашу душу «влажной» (мирских удовольствий), чтобы она стала чистой и божественной. Он учил, что огонь породил мир, а в конце времен космос будет уничтожен мировым пожаром, чтобы возродиться вновь.
Этот миропорядок [космос], один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий [3].
С древних времен люди поклонялись огню в форме стихии или в образе Солнца, видя в нем одного из главных богов пантеона или образ единого всемогущего Бога. Например, в религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились, и воплощающего этот свет священного огня, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся «дома огня». Согласно учению древних стоиков, огонь — основная стихия мироздания, теплое дыхание (пневма) вселенной и ее душа. Мир погибает в огне и возрождается в огне, и процесс этот бесконечен. Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.
Библия многократно описывает явления Господа именно в виде стихии огня. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» [4]; «в огне» Он сошел на гору Синай [5], где получил заповеди Моисей. Согласно Библии, огненную природу имеют все явления, относящиеся к Божественному миру. Престол Господа — «как пламя огня», колеса — «пылающий огонь» [6]. Его ангельские служители — «пламенеющий огонь» [7]. В каббалистическом трактате «Сефер Йецира» говорится, что «небо создано из огня». Стоит пояснить, что небо здесь понимается как место нахождения божественного Престола и самого Господа. «Бог наш есть огнь поядающий» [8], — говорится в новозаветном Послании апостола Павла к евреям.
Функции и символика огня
Важнейшая функция огненной стихии — ее способность совершать трансформацию. Любой материальный предмет, вступивший во взаимодействие с этой стихией быстро меняется (сгорает или по крайней мере — накаляется). При этом огню свойственны стремительность и быстрота. Пламя быстро растет и меняется. Из всех стихий Огонь наиболее близок к «живому» миру: он зарождается, существует и умирает.
В народных представлениях огонь предстает как одушевленная опасная субстанция, обладающая мстительным характером. В славянских фразеологизмах огонь «родится» и «живет» «смеется», «пожирает», «умирает» [9].
Огонь — самая яркая стихия. Обычно ему приписывается красный цвет, но пламя может быть также желтым, белым и синим. Его цвет зависит от температуры горения и от горючего материала.
Об Огне как стихии, преображающей человека и соединяющей его с Богом, говорится и в Библии (пророк Илия был вознесен на небо в огненной колеснице), и в античных мифах (Геракл взошел на погребальный костер живым, после чего был обожествлен). Античный маг и философ Эмпедокл бросился в огненный кратер вулкана Этна, чтобы, как полагали древние авторы, укрепить молву, будто он сделался богом. Огнем освящается и открывается для божественных энергий магический храм.
В алхимии огонь считается главным элементом. Обычно он отождествляется с серой, чей алхимический знак совпадает с графическим символом Огня. Также в качестве символа огня в алхимии часто использовался образ дракона. Именно с помощью огня очищаются («исцеляются») и преображаются различные вещества и элементы. Древняя алхимическая мудрость гласит: Igne Natura Renovatur Integra, то есть, Огнем природа обновляется вся.
В астрологии Огню соответствуют зодиакальные знаки Овна, Льва и Стрельца, которые определяют такие качества, как активность, властность, творчество и честолюбие.
Негативное, клипотическое обличье стихии Огня — это пожары и, как говорится в различных ересиологических источниках, «темное горение, похожее на мрак» [10], это безудержные страсти, мешающие постижению нашей Истинной Воли. Так, в буддизме нирвана описывается как погашение тройственного Огня Желания, Отвращения и Иллюзии.
Маг и философ XVI века Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» указывал, что со стихией Огня связаны камни, которые произошли из огня или при помощи которых его получают, — например, кремень или асбест. Согласно этим же принципам, из металлов Огню близки железо и золото. В составе растений с Огнем соотносятся семена, обладающие силой прорастания и трансформации. Из животных к огненной стихии Агриппа относил тех, кто живет в огне (огненные цикады, или саламандры) или же имеет огненную природу (свирепый лев, голубь как птица любви). В целом, в живых существах стихии Огня соответствуют жизненный дух, зрение и все действия, в которых проявляется вспыльчивая натура и которые совершаются стремительно и поспешно [11].
Огонь в Каббале
В своей высшей божественной форме Огонь тождественен Духу Божьему, который есть истинная и основополагающая сущность всех вещей. Именно в таком смысле Огонь-Дух упоминается в Библии, но он может восприниматься и как одна из четырех тварных стихий. Иногда эти ипостаси неотделимы друг от друга. Так, например, в формуле Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе) первая буква Йод — это и наивысшее проявление Бога (Кетер), и божественное семя Творца (Хокма), и одна из составных частей сотворенного мира (Нецах). По словам Израэля Регарди, «[е]сли букву Йод, зачастую именуемую Отцом, ассоциируют с сефирой Кетер, то при этом подразумевается огонь творения» [12].
Но если Йод в составе Тетраграмматона воспринимается как Бог-Отец или стихийный огонь, то Огонь-Дух олицетворяет пятая буква, Шин [13]. Согласно христианским каббалистам, формула Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вав-Хе) читается как «Йешуа» (Yahshuah) и обозначает Бога-Сына, или одухотворенную Богом материю.
На каббалистическом Древе Жизни из трех высших сефирот, олицетворяющих божественный мир, с Огнем связана сефира Хокма (Бог-Отец, Творец, первое отпадение от абсолютного Единства). В нижней части Древа с Огнем соотносится Гебура, сефира Марса (которая символически описывается как устье огненной реки Фисон — одного из четырех рукавов потока Наар [14], вытекавшего из божественного Эдема). Именно из Гебуры, согласно многим каббалистам, растет демоническое Древо смерти — Древо клипот. Другое проявление Огня в нижней части Древа Жизни — Нецах, сефира Венеры, символизирующая огонь любви. Согласно учению Герметического ордена Золотой Зари, огонь исходит из Хокмы и через Гебуру отражается в Нецах. И, наконец, в структуре Древа Жизни в целом Огонь отождествляется со всем левым столпом — Столпом Суровости.
Наивысшее божественное имя Огня — Элохим (אלהים), что означает «Бог». Это часть божественного имени Гебуры, сефиры суровости, — «Элохим Гибор (אלהים גבור)», что означает «Бог в Силе Своей». Как поясняет Алистер Кроули,
…это пятибуквенное имя символизирует активное, но женское начало Шакти, представленное огненной Гебурой [15].
Боги Огня
В древних мифологиях со стихией Огня можно сопоставить солнечных богов: древнеегипетского Ра, древнегреческих Гелиоса и Аполлона, индуистского Сурью. В Древней Индии богом огня, жертвоприношений и домашнего очага был бессмертный Агни, который считался посредником между миром богов и людей. Также с Огнем связаны боги войны — греческий Арес и римский Марс, боги кузнечного дела — Гефест древних греков и Вулкан древних римлян. К богам огня относятся и боги сакрального центра дома — очага: греческая Гестия, римская Веста и индуистский Агни. С грозными функциями карающего огня связаны огненные боги подземного мира: Аид и Плутон античной мифологии.
Архангел Огня — Михаэль
Согласно древнерусским апокрифам, именно архангел Михаил принес людям огонь, загоревшийся от глаз Господа:
Архангел Михаил зазже огонь от зеница Господня и снесе на землю [17].
Духи Огня — Саламандры
Духами Огня считаются саламандры, которые упоминаются в трудах многих древних авторов. Греческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в трактате «История животных» писал:
А что некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его [18].
Три века спустя римский писатель-эрудит Плиний Старший (23–79) сообщал в Книге X своей «Естественной истории», что саламандра очень ядовита и «так холодна, что, подобно льду, гасит огонь, если к нему прикоснется», впрочем, иронично добавляя, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.
Блаженный Августин (V век н.э.) упоминает саламандру в своем трактате «О Граде Божьем», приводя ее в пример того, что огонь не всегда уничтожает то, с чем соприкоснется, а, следовательно, не пожирает души в аду без остатка, но подвергает их вечным мучениям.
…если саламандра живет в огне, как пишут любознательные исследователи природы животных тем самым непререкаемо свидетельствуя, что не все то гибнет, что горит; наконец, если и душа наша показывает, что не все умирает, что может страдать, то каких еще требуют от нас примеров, которые бы показывали, что нет ничего невероятного, если тела людей, осужденных на вечное мучение, будут сохранять душу и в огне, будут гореть, не сгорая, и страдать, не погибая? [19]
Многие известные авторы эпохи Возрождения писали о саламандрах как о вполне реальных существах. Например, Леонардо да Винчи в своих записных книжках отмечал:
Органов пищеварения у нее нет, и питается она одним только огнем, который постоянно обновляет ее чешуйчатую шкурку. Саламандра, обновляющая свою чешую в огне, — символ добродетели [20].
Другой итальянский художник эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини (1500—1571) рассказал в своей автобиографии, что когда ему было пять лет, саламандру в огне очага увидел его отец:
…глядя в огонь, он вдруг увидел посреди наиболее жаркого пламени маленького зверька, вроде ящерицы, каковой резвился в этом наиболее сильном пламени. Сразу поняв, что это такое, он велел позвать мою сестренку и меня и, показав его нам, малышам, дал мне великую затрещину, от каковой я весьма отчаянно принялся плакать. Он, ласково меня успокоив, сказал мне так: «Сынок мой дорогой, я тебя бью не потому, что ты сделал что нибудь дурное, а только для того, чтобы ты запомнил, что эта вот ящерица, которую ты видишь в огне, это — саламандра, каковую еще никто не видел из тех, о ком доподлинно известно» [21].
Согласно французскому магу Элифасу Леви, король духов огня носит имя «Джин», которое происходит от арабского слова «джинн» — названия целого класса огненных духов. Гримуар XIII века «Liber Juratus» приписывает правителю огненных духов имя «Сераф»; в переводе с иврита оно может означать «пылающий, сжигающий».
Орудие Огня — жезл или меч
Со стихией огня можно соотнести два орудия — Жезл, или Скипетр, как атрибут созидающего Бога-Творца и Меч — как царственный символ грозной разрушительной силы.
Жезл соответствует нисходящему огню божества (точнее — божественной энергии). Жезл следует изготовить с использованием элементов, несущих в себе идею огня. В Герметическом ордене Золотой Зари внешний вид Жезла определялся его соотношением со стихией Огня и первой буквой Тетраграмматона:
Огонь также тесно связан с Логосом, Божественным словом. Он — не сам Логос (который относится к стихии Воздуха), но то, что скрыто в нем и наделяет его силой. Согласно иудейским преданиям, Господь изрек Десять заповедей в виде огненных слов.
…в Книге Исхода о моменте, когда звучали Десять Речений, сказано: «А народ видел громы [голоса] и пламя» (Исх 20:14). Выражение ро’им коль’от («видят громы») можно понять и как «видят голоса», т. е. некие «огненные слова», исходящие из уст Всевышнего. Рабби Акива так и говорил, толкуя этот стих Торы: «…видят огненное Слово, исходящее из уст Всемогущего и высекаемое на Скрижалях, как сказано: «Голос Господа высекает пламя огня» (Мехильта де-рабби Йишмаэль, трактат Баходеш. В трактате, посвященном Десяти Заповедям, Филон Александрийский также поясняет, что язык пламени превращался в ясную речь, понятную слушателям («О Декалоге» 46) [23].
Из других магических орудий и предметов Огонь может символизировать светильник.
Огонь в колоде «Таро Тота»
В «Таро Тота» стихии Огня соответствует карта XX аркана, «Эон»; это вариация на тему телемитской Стелы Откровения, по-средством которой было получено учение Нового эона. Алистер Кроули соотносил эту карту с очищающим и освящающим огнем и связывал ее с наступлением новой эпохи в истории человечества. (Стоит напомнить, что в прежних системах Таро на этой карте изображался Страшный Суд.)
Буква Шин, соответствующая аркану «Эон», — это не просто стихийный Огонь, но первотолчок, начало индивидуализации, та энергия трансформации, которая преобразует человека и побуждает его идти по духовному пути.
Из мастей Таро к Огню относятся Жезлы. 10 числовых карт Жезлов прослеживают всю эволюцию стихии Огня от ее семени, или идеи (Туз Жезлов — «Корень сил Огня»), до ее падения в материю (Десятка Жезлов — «Угнетение»). Как пишет Кроули, «эта карта обозначает Силу, оторванную от своих духовных истоков» [24].
Из рангов Таро к Огню относятся Рыцари. Таким образом, самая огненная из придворных карт — Рыцарь Жезлов, олицетворяющий огненную часть Огня.
Стихия огня в человеке
Огненная стихия в человеке проявляется в различных формах. В своей высшей ипостаси это «искра Божья», которая горит в душе каждого из нас. В каббале это часть души, называемая «Хия» или «Хая» (происходит от ивритского слова «хаим», что означает «жизнь»); она соотносится со второй сефирой Древа Жизни (Хокмой) и представляет собой неощутимую, безграничную, неопределимую идею Великого Абсолюта, или Непостижимого Бога. Эта идея, заключенная в человеческой душе, и есть наша Истинная Воля, которая связывает нас с божественным миром и к познанию которой мы должны стремиться. Алистер Кроули писал об этом:
…желать чего бы то ни было, кроме Наивысшего, — значит, отдаляться от Него все больше и больше: всякое желание, кроме желания полностью предать свое «я» Возлюбленному, есть Черная Магия [25].
Огонь вызывает в нас жажду перемен, желание ускорить время, подвести всю жизнь к обновлению, к порогу трансценденции. Это чувство расширяет горизонты нашего восприятия, подталкивает нас к духовным поискам и помогает понять, как малое связано с большим: очаг — с вулканом, огонек свечи — с пламенем Божьего Духа.
4 стихии: Огонь. Описание и характеристики.
Свойства: тепло и сухость.
Ключевые слова: энергия, активность, идея.
Культ Огня существовал с самого начала времен. Ему придавалось большое значение, ему поклонялись многие народы Европы, Азии, Америки. Это был не просто культ, а еще и стремление проникнуть в суть мироздания. Не случайно богу Огня посвящено огромное количество гимнов в древнеиндийских Ведах. В «Авесте», в священных книгах зороастризма, бог Огня был одним из главных богов. Он приносит искру, частицу Божественного Огня, в храм Духа, который находится в каждом человеке, пробуждая его к активной деятельности.
Огонь имеет для человека большое значение, так как именно эта Стихия является первоосновой любой деятельности, любой активности, именно Огонь обусловливает возможность бытия жизни как некой формы активного существования.
Божественная энергия, которая находится внутри каждого человека, не случайно имеет огненное воплощение: человек, получающий откровение, ощущает обновление, он преобразуется, как бы проходит через Огонь, сжигая свое старое и получая новое. Образ Огня лежит в основе всех творений, любой деятельности, будь то творческая, преобразующая, или видоизменяющая, самоотверженная, активно проявляющаяся.
Баланс стихии
Преобладающий Огонь дает человеку неиссякаемый источник энергии. Обладатель таких качеств испытывает постоянную жажду деятельности, и только очень серьезные препятствия и длительные периоды неудач способны на время лишить его врожденного оптимизма. Огненный человек с радостью делится с другими людьми идеями, энергией, энтузиазмом.
В людях избыток стихии Огня находит отражение на разных уровнях. На физическом уровне Огонь дает ускоренный обмен веществ, склонность к горячей и острой пище, к воспалительным заболеваниям, высокой температуре и потливости.
Достоинства стихии Огня: динамичность, оптимизм, отвага, энергичность, деятельность, разговорчивость, бодрость, способность быстро принимать решения, уверенность в себе, настойчивость, открытость, добродушность.
Качества проявляемые при дисбалансе стихии: ярость, вспыльчивость, воинственность, чрезмерная агрессивность, склонность впадать в крайности, избыточная целеустремленность, подверженность страстям, избыточное увлечение сексом, взволнованность, бестактность, безответственность, эгоизм, самовлюбленность, импульсивность, возбудимость, нетерпеливость, способность вызывать неприятие у других, снобизм, нетерпимость, зависимость от чужого мнения, склонность к покровительству, стремление к власти, тщеславие, склонность к преувеличениям, способность отстаивать только крайне полярные точки зрения.
Основные черты проявления стихии в людях
Люди этой Стихии обычно очень энергичны. У них много друзей, причем дружба со стороны такого человека – истинная, верная, непоколебимая. С человеком Стихии Огня можно пойти на разведку и быть уверенным, что он не бросит в беде и предпочтет пожертвовать собой, чем другом. Человек Огня нетерпим к несправедливости и всегда бросается на помощь тому, кто кажется ему несправедливо обиженным.
На эмоциональном уровне будут заметны душевное тепло, страстность, пылкость, стремление согреть другого человека, внушить ему оптимизм. О ярко выраженном представителе стихии Огня мы можем и буквально сказать, что он человек «горячий».
Огонь в человеке проявляется через эмоции. Человек – огонь хорошо ощущает эмоциональное состояние окружающих, их душевные переживания, чувства, волнения. Характеризует поведение человека с точки зрения правил этики. Поступки других оценивает в категориях хорошо или плохо, гуманно или негуманно, честно или нечестно. В работе поощряет других людей своей приятной заботой, а не критикой или замечаниями.
Принадлежащих к стихии Огня объединяет внутреннее горение, вечное стремление к самосовершенствованию, главенствующее желание самовыражения.
Однако не только положительные черты есть у людей Огня. Нетерпеливость, нетерпимость, торопливость – это все о них. Часто люди Огня несправедливы к другим. Именно о них сложена поговорка про соринку в чужом глазу и бревне в собственном. Они могут совершенно не воспринимать ошибок других людей, но при этом совершать такие же точно действия и считать, что это правильно.
Отношения с другими стихиями
Друзей, партнеров, любовников людям Огня следует выбирать из своей Огненной стихии или стихии Воздуха. Огонь может ладить с Землей, однако всегда существует опасность, что Земля остудит и погасит Огонь, а Огонь может обжечь и выжечь Землю.
Люди этих знаков Зодиака отличаются сообразительностью, живым умом, вспыльчивостью, горячностью, склонностью вспыхивать быстро, подобно лесному пожару. Они не любят пространных объяснений, все схватывают на лету, порывисты, нетерпеливы в мелочах. Люди стихии Огня часто совершают необдуманные действия, предпринимая какие-то шаги до того, как необходимая информация будет собрана и проанализирована. Их стремительность нередко приводит к нежелательным результатам, однако они не выражают недовольства по этому поводу и даже не думают раскаиваться. Обладая горячей головой, горячим сердцем и кровью, взрывным темпераментом, люди данной стихии являются весьма сексуальными. Такие качества, как страстность, теплота души, живость натуры, делают их привлекательными в глазах окружающих. Обычно люди, чьи знаки относятся к стихии Огня, удачливы. Но если это не так, то, напротив, неудачи будут их просто преследовать.
Вторую половину и друзей этим людям стоит выбирать из знаков Огня либо Воздуха, ведь именно последний обеспечивает процесс горения. Несовместимы Огонь и Вода: огонь под ее воздействием гаснет или вода быстро испаряется. Гармоничные отношения с Землей вполне возможны. И все же постоянно сохраняется угроза того, что огонь обожжет землю, а та, в свою очередь, может остудить огонь.
Достоинства: деятельность, бодрость, оптимистичность, динамичность, разговорчивость, талант принимать решения, смелость, привлекательность.
Недостатки: самоуверенность, запальчивость, нетерпеливость, упрямство, поверхностность, склонность сердиться, противоречить другим, всеми командовать; равнодушие, увлеченность флиртом.
Овнов можно назвать «самым огненным огнем», который будет гореть сильно и неугасимо. Огонь Льва «горит» более устойчиво и ровно. Люди этого знака отличаются большей твердостью и последовательностью и меньшей импульсивностью. Огонь Стрельца — это очень изменчивый огонь, который неожиданно вспыхивает молнией, зарницей и столь же быстро затухает.
Людям стихии Огня лучше всего жить в просторном прохладном помещении, оборудованном открытым камином с живым огнем. Оптимальное место работы — прохладное помещение или на открытом воздухе. Им категорически не рекомендуется работать в тесных, ограниченных помещениях, ведь огонь подавляется недостатком воздуха.