offertimeout яндекс такси что это
Человековыжималка. Как «Яндекс.Такси» снимает деньги с водителей, чтобы угодить клиентам
Водители популярных в России агрегаторов стали всё чаще отказывать в поездках пользователям. Речь идёт как об обычных поездках, так и о поездках по специальным программам лояльности.
Я за такие деньги не поеду
Таксисты, как и любые люди на других работах, трудятся за деньги. Однако в последнее время поездки «по району» стало осуществлять значительно сложнее. Даже в Москве, где количество такси на квадратный километр больше, чем в Нью-Йорке, водители жёлтых машин с шашечками стали регулярно отказываться от невыгодных, на их взгляд, поездок. Суть алгоритмов современных агрегаторов состоит в том, что непосредственная связь между клиентом и водителем существует только в приложении. При этом клиент видит одну сумму, таксист — другую. Где-то на пересечении двух результатов данных живёт прибыль компании, которая написала приложение и связала клиентов с водителями.
Однако особенности российского такси таковы, что водители делают только то, что считают нужным. К примеру, нередки случаи, когда водители отказываются ехать из-за слишком низкой, по их мнению, цены. Тут нужно пояснить, что ни один водитель не видит суммы, которую клиент платит за поездку в такси, до начала движения. Только нажимая «В пути», таксист понимает, что заработать может намного меньше, чем рассчитывал. Некоторые водители в этом случае прибегают к хитрости — напрямую спрашивают клиента о том, на какую сумму приложение выставляет счёт. Если водителя такая сумма не устраивает, то он может либо попросить клиента отменить заказ и поискать другую машину (что недопустимо с точки зрения правил агрегаторов) либо отменяет заказ самостоятельно, теряя драгоценный рейтинг.
Фото © ТАСС / Флегонтова Татьяна
Существуют и другие не вполне разумные способы закончить общение с клиентом. Часто водители просто останавливают машину, имитируя поломку, или вовсе говорят, что дальше за предложенные системой деньги не поедут в принципе. Клиент в этом случае оказывается заложником ситуации и решить её своевременно, без потери нервов и денег не может. Приходится сначала жаловаться в поддержку, потом ждать ответа, и только через пару недель, может быть, в качестве извинений агрегатор накинет пару промокодов на поездку со скидкой.
«Вези меня, мразь!» Неадекватная пассажирка устроила истерику таксисту
Впрочем, жаловаться водителям действительно есть на что. К примеру, стоимость поездки таксист узнаёт в самый последний момент, когда сам водитель нажимает кнопку «В пути», а пассажир уже находится в машине. Если водитель не согласен со стоимостью, отменить заказ можно только с потерей активности — 16 баллов, что автоматически понижает суточную активность в целом и, как следствие, снижает заработок. Если суточная активность меньше 90 баллов, то в следующем поступившем заказе водитель уже не видит конечную точку маршрута. Фактически с помощью системы баллов агрегатор может манипулировать водителем и мотивировать к выполнению заказов, невыгодных с экономической точки зрения.
Для того чтобы привлечь дополнительных клиентов и сохранить старых, «Яндекс» сделал сервис «Плюс». Его суть в том, что за 169 рублей в месяц пользователь получает скидку в 10% на каршеринг «Яндекс.Драйв», множество других скидок на товары и услуги, а также скидку на поездки в «Яндекс.Такси» на тарифах от «Комфорта» и до «Майбаха». Насколько корректно этот сервис работает во всех других сферах жизни, утверждать однозначно пока нельзя, а вот с поездками на такси наблюдаются странности.
Из достоверных источников редакции Лайфа стало известно, что помимо ежемесячной платы за сервис «Яндекс.Плюс» в 169 рублей с каждого клиента «Яндекс.Такси» регулярно зарабатывает на. водителях. При этом водители, которые оказывают услуги перевозки клиентам с активированной подпиской «Плюс», часто отказываются от поездок под разными предлогами. Объяснение очень простое — на такой поездке они зарабатывают существенно меньше, чем на обычной. Никакой компенсации за таких клиентов «Яндекс.Такси» не даёт, а качать права не получится — непосредственного договора между агрегатором и таксистами не было, нет, и, вероятнее всего, никогда не будет.
Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов отмечает, что в таких случаях таксист фактически находится в заложниках у агрегатора.
Скидка осуществляется за счёт водителя, причём водитель не может отказаться эту скидку предоставлять, то есть она навязана
Координатор движения «Синие ведёрки»
В денежном выражении это выглядит так. Слева — деньги, списывают у клиента «Яндекс.Такси» с подключённой подпиской «Плюс». Справа — реальный доход водителя. Первоначальная цена этой поездки без скидки — 930 рублей.
Не очень партнёрское поведение
Владимир — водитель со стажем. В «Яндекс.Такси» у него стабильно высокий рейтинг, всегда чистая машина, да и поездка с ним сопровождалась крайне интересной беседой о текущем положении дел в индустрии. Правда, к сожалению для «Яндекс.Такси», Владимир оказался ещё и наблюдательным водителем. Для начала поясним, что тариф «комфорт», в котором работает Владимир, дороже «экономкласса». Разница может достигать как минимальных 20 процентов, так и всех 40 процентов, если речь идёт о поездке в аэропорт или на большое расстояние.
Здесь нужно пояснить, что с приложением «Таксометр», которое установлено на смартфонах водителей, не всё просто. Во-первых, нет никаких данных о стоимости поездки до начала движения, а во-вторых, никакой информации о том, есть ли у клиента скидка на поездки. Для сравнения мы написали запрос ближайшему конкуренту «Яндекс.Такси» — компании «Ситимобил». Там нам дали развёрнутое пояснение по таким ситуациям и отметили, что у водителей действительно нет доступа к данным о скидке.
Водителю недоступна информация о том, какая бонусная программа подключена у пассажира, отказать в поездке только по этой причине он не может. Кроме того, за отказ выполнить уже назначенную поездку без веской причины водители могут получить штрафные баллы
Другие агрегаторы, например, GETT, работают по схожей схеме, показывая полную стоимость для водителя и для клиента.
Схема на грани фола
Однако между «Яндекс.Такси» и другими агрегаторами, например Gett и «Ситимобил», при очевидном сходстве в механике приложения есть огромная разница. Состоит она в том, что все вышеуказанные агрегаторы (за исключением «Яндекс.Такси») КОМПЕНСИРУЮТ водителю скидку, которую дают для того, чтобы удовлетворить клиента. Это в телефонном разговоре подтвердил и Владимир, за счёт которого «Яндекс.Такси» даёт скидку клиентам с подпиской. Ещё раз для понимания — скидку за поездку даёт вроде как агрегатор, но фактически эта скидка вычитается из зарплаты водителя. Клиент в такой ситуации, отметим это отдельно, платит лишь немного меньше обычного.
К примеру, вот так выглядит «расчётка» на одну поездку для водителя, подключённого через «Ситимобил». Хорошо видна стоимость для клиента и стоимость для водителя.
Вся суть условий «Яндекс.Такси» раскрывается в пункте 7 договора, который заключается с таксопарком. Напомним, что юридически водители и «Яндекс» никак не связаны. В договоре (копия есть в распоряжении Life.ru) сказано дословно следующее: » Яндекс не компенсирует Службе Такси скидку, предоставляемую Службой Такси в рамках Совместной акции.» Под совместной акцией «Яндекс» понимает ту самую подписку «Яндекс.Плюс».
Владимир отмечает, что сначала директор таксопарка, а затем и сам агрегатор уверяли его, что на самом деле водитель стал зарабатывать больше, поскольку с подпиской у водителя якобы стало больше заказов. На резонный вопрос Владимира, а где же, собственно, деньги, ни директор таксопарка, ни «Яндекс.Такси» не ответили.
После того как Владимир начал выяснять отношения с «Яндекс.Такси», его (по его собственным словам) пообещали заблокировать в системе. Официальный запрос Лайфа относительно произошедшего в «Яндекс.Такси» рассматривали больше недели, после чего пояснили, как именно работает схема с подпиской «Плюс» для водителей. Прямого ответа о том, почему скидка по подписке «Яндекс.Плюс» оплачивается водителем, а не агрегатором, компания не дала, однако в «Яндекс.Такси» признали, что с клиента по подписке водитель действительно получает меньше денег.
Подписка на «Яндекс.Плюс» даёт доступ к разным пользовательским опциям, в числе которых — скидка на поездки в такси повышенного класса. Такие скидки увеличивают частоту заказа поездок по классу «Комфорт» и выше, благодаря чему при уменьшении стоимости одного заказа растёт общий заработок за день, неделю, месяц. Алгоритмы «Яндекс.Такси» направлены на эффективное использование рабочего времени водителя — для этого существуют, например, опции «Домой» и «По делам», благодаря которым водитель получает заказы по нужному направлению, чтобы сократить холостой пробег и время ожидания клиента.
Правда, у водителей своё мнение по этому вопросу. Например, никто из сотрудничающих с «Яндекс.Такси» не понимает, почему изначально не указывается стоимость поездки.
Агрегатору невыгодно, чтобы водители знали, сколько стоит поездка. Если там стоимость минимальная или поездка с большой скидкой, которую никому не компенсируют, то водители будут просто отказываться. А им (агрегатору. — Прим. Лайфа) нужно, чтобы клиенты были довольны. Правда, довольны они должны быть за счёт водителя
Если говорить на языке цифр, то выглядит это так. Без скидки поездка из одного конца Москвы в другой стоит (условно) 1 тыс. рублей. Без подписки «Яндекс.Плюс» для водителя эта поездка будет стоить ровно столько же, за вычетом комиссии «Яндекс.Такси» и таксопарка. А вот с подпиской всё сложнее. Скидка в 10% снижает стоимость поездки до 900 рублей. Уже из этих 900 «Яндекс.Такси» и таксопарк забирают свою комиссию, а остальное достаётся водителю. Разумеется, для многих клиентов такси совершенно не важно, куда идут 150–200 рублей с каждой поездки, но важно понимать, что если таких поездок будет 20 за неделю, то водитель недополучит пару тысяч рублей. Об этом мы писали выше, «Яндекс.Такси» объясняет такой подход увеличением количества заказов из-за скидки, но фактически водитель ПОКУПАЕТ новые заказы у «Яндекс.Такси», а не получает их за хорошую работу.
Ещё одна интересная деталь. После начала движения каждый водитель видит стоимость поездки и, опираясь на время в пути, может сделать выводы о том, сколько такой маршрут может стоить для клиента. Подписка «Яндекс.Плюс» автоматически настраивает водителя на негатив в отношении клиента, поскольку таксист точно знает, что заработает меньше денег.
Опрошенные Лайфом таксисты из других агрегаторов подтвердили, что спорные ситуации относительно стоимости расчёта поездки со скидкой и без неё возникают нередко, но другие крупные игроки рынка пассажирских перевозок честно пишут в приложении, сколько поездка стоит для водителя и сколько для пассажира. И только «Яндекс.Такси» предоставляет скидку клиентам, в буквальном смысле слова вынимая по чуть-чуть денег из водительского кошелька. Для героя принципиальных изменений в условиях работы с таксопарком не наступило. Правда, после жалоб пассажиров на условия работы «Яндекс.Плюс» директор таксопарка, в котором Владимир работал ранее, указал ему на дверь, сославшись на возможные проблемы в последующей работе. Из-за неразберихи с условиями работы для таксистов сложилась интересная ситуация — никакой юридической связи между таксистами и «Яндекс.Такси» нет, но увольняют таксистов именно после разговоров директоров таксопарка и прямого работодателя — компании «Яндекс.Такси».
Перехватчик заказов в Яндекс Такси. Обзор программы, плюсы и минусы
Бывали случаи, ожидаешь очередную заявку, а ее нет. А вокруг машины со знакомыми логотипами передвигаются в разных направлениях. Где они берут заказы? Почему у них есть, а у меня нет? Совсем недавно я узнал причину, которая помогла мне ответить на мои вопросы. И, поверьте, дело не в рейтинге, а в наличии установленной специальной программы.
Как она называется, принцип действия, какие преимущества дает своему владельцу, как купить и законно ли использование, расскажу подробно.
Перехват заказов в Яндекс Такси
Каждый таксист скажет, самое неприятное и скучное в его работе – ожидание заявки. Время идет, заработка нет. Смотришь в окно, а у других водителей на желтом авто с аналогичными логотипами, все отлично – работают. Тут появляются вопросы: откуда они берут заказы? Может у них есть какой – то специальный «помощник» в получении заказа, прежде чем его увидели остальные?
Действительно, существует специальная программа, которая позволяет увидеть заявку еще до того, как она появится на экране Таксометра у других.
Как работает перехватчик?
Принцип работы данного приложения прост. Подключаясь к компьютерной сети таксопарка или GPS – системе, выдается информация о поступивших вызовах, которые в данный момент не распределены. Таким образом, наличие этого сервиса позволяет получить преимущество в получении заказа.
Благодаря имеющемуся фильтру, возможно произвести настройку под определенные запросы:
• Диапазон действия перехватчика;
• Выгодные тарифы;
• Стоимость поездки;
• Временные затраты и километраж.
Могут быть доступны и другие опции – это зависит от версии софта. Например, возможность ручной установки местонахождения автомобиля. Результатом таких действия является получение наиболее выгодных и крупных заказов.
Как это работает? Находясь в одном конце города, таксист видит «жирный» заказ на другом конце и устанавливает свое местонахождение недалеко от пункта отправления пассажира. Программа автоматически считывает первую близко находящуюся машину и отдает заявку на выполнение «нечестному» водителю. А последнего не особо волнует тот факт, что клиент будет ждать такси минут 20-30. Главное, что сам он не остался без работы.
Практика показывает, владельцы перехватчика увеличивают свой заработок почти в два раза, а иногда и больше.
Нюансы при покупке
Такой замечательный «помощник» не может быть бесплатным. Приобретая приложение, придется выложить в среднем от 3000-5000 руб. Иногда, чтобы прочувствовать все его преимущества, предоставляется пробная версия, ограниченная по времени.
Но, как правило, где деньги, там и мошенники. Покупая программу, стоит быть внимательным. Иначе, можно получить «обертку без конфетки», иными словами, неработающий инструмент. В худшем случае, есть вероятность приобрести программное обеспечение, содержащее вирус. После установки на мобильное устройство, он считывает с Таксометра логин, пароль и платежные данные водителя. В результате все заработанные деньги будут уходить в карман мошенников.
Законно ли использование перехватчика?
В первую очередь, стоит задаться вопросом: как к наличию приложения, позволяющего перехватывать заказы, отнесется таксопарк, с которым сотрудничает водитель, и сам Яндекс Такси. Сомнительно, что они это поддерживают. Таксисту, пойманному на нечестном способе получения заказов, скорее всего придется искать новую работу.
Со стороны законодательства, такого рода программы не запрещаются, если они не ведут к нарушениям любых других существующих законов. Например, использование личных данных, платежных реквизитов и т.п.
Стоит ли пользоваться перхватчиком?
Перехватчик, несомненно, выгодное приобретение и имеет ряд преимуществ. Главное, это увеличение заработка за счет приоритета в получении заказов и возможности выполнения выгодных поездок.
Устанавливать ли приложение, каждый решает сам.
Однако, не стоит забывать, что мир информационных технологий постоянно совершенствуется. И никто не дает гарантии, что у владельца перехватчика, не сможет увести заказы кто-то другой – хозяин более усовершенствованной программы.
Неважно, кто из них окажется прав, а кто виноват. В результате страдает пассажир.
Таксисты против «Яндекса»: фронт забастовок приближается к Москве
Читайте нас в Google Новости
В акциях протеста водителей такси агрегатора «Яндекс Go» в ряде российских городов — Уфе, Сыктывкаре, Искитиме (Новосибирская область) — в понедельник, 6 декабря, участвовали более 500 человек. Такие оценки приводит Telegram-канал «Таксист Активист». Главные требования забастовщиков заключаются в повышении оплаты труда, то есть изменении условий тарифов. Не исключено, что к протестующим вскоре примкнут и их коллеги из Москвы.
Информация о возможности проведения забастовки водителей «Яндекс Go» в Москве и в Химках была опубликована в одном из пабликов «ВКонтакте» 4 декабря. Она вызвала активное обсуждение и большое количество комментариев. Однако позже администратор группы удалил всю информацию.
Там очень много было комментариев, админ группы убрал их все 4 декабря. Как только это вышло, так посыпались комментарии, он сразу это все «заблокал». Потому что боится, что его группу закроют, — говорит участник сообщества таксист Максим.
Паблик «ЧП в Новосибирске» написал о забастовке водителей такси в Искитиме в воскресенье, 5 декабря. На момент подготовки материала у поста более 15 тысяч просмотров и около сотни комментариев. Мнения пользователей разделились: половина считает, что таксисты обнаглели, другая половина считает неприемлемыми действия агрегаторов.
Канал «Таксист Активист» сообщил, что 2 декабря водители такси из Сергиева Посада, Брянска, Ступино и Подольска отправили в «Яндекс Go» заявление с требованием пересмотра условий оплаты труда. В частности, они потребовали от компании «достойной оплаты труда за положенное законодательством трудовое время, прозрачные и понятные тарифы для водителей и пассажиров, снижение комиссии агрегатора с 20% до 10%, считать заказ дальним, если подача более 2,5 км, отображать полную информацию о заказе, пункт Б и полную стоимость, говорить правду в СМИ о том, что происходит в том ли ином регионе».
Авторы указали, что в случае невыполнения их требований в течение одного месяца будут прибегать к забастовкам. Заявление, подписанное более чем 500 водителями, отправили на почту пресс-службы «Яндекс Go».
Ждём ответа. Срок на выполнение — один месяц. Конец срока совпадает с Новым годом. Можно будет провести мероприятие под названием «Новый год без «Яндекс.Такси», вместе с этим поздравить агрегатор с десятилетним присутствием на рынке, но это как решат профсоюзы водителей в своих городах, — заявили организаторы.
Акции протеста водителей такси в той или иной форме вспыхивают в разных городах России с начала осени, в основном все они связаны с требованиями таксистов пересмотреть условия оплаты. В этот раз в Уфе действия водителей были чётко скоординированы благодаря работе Telegram-канала «Уфа против «Яндекса». К обсуждению присоединялись таксисты из соседних городов, в частности Челябинска и Казани.
В канале были опубликованы рекомендации, как создать проблемы агрегатору. Например, оформлять со стороны клиентов ложные заказы, организуя дефицит машин, а водителям устанавливать в программе таксометра параметр «уйти с линии».
Истерия будет у всех — у пассажиров, у тех водителей, кто не был в курсе по каким-то причинам, у представителя «Яндекса» в Уфе. Деньги нужны всем, и расставаться с ними никто не хочет. Создадим коллапс в Уфе в «Яндексе» в этот день, насколько серьезный, зависит только от нас с вами. Итог дня не заставит себя ждать. Это всего лишь первый пробный шаг, все нам по силам, не забывайте, кто приносит прибыль агрегаторам, — говорится в рекомендациях.
В канале выложены фотографии приложения «Яндекс Go», из которых видно, что в Уфе мало свободных такси.
В Сыктывкаре, по словам очевидцев, таксисты в большинстве всё же вышли на работу. «Яндекс увеличил по городу расстояние дальней подачи на 1,1 км и уменьшил на 10 руб. стоимость минимальной поездки. Народ собрался, пообсуждал это и вышел на линию. Но Яндекс гаечки закручивает, это факт», — пишет пользователь «ВКонтакте» Андрей.
В Искитиме забастовка привела к повышению цен на такси.
Подробнее о претензиях к тарифам «Яндекс Go», побудивших водителей перейти к акциям протеста, рассказал NEWS.ru таксист Александр из подмосковных Мытищ.
Я работаю на арендном автомобиле, цена аренды 1800 рублей в день, на 1000 рублей в день я заправляюсь, чтобы отбить только эти расходы, мне надо заработать три тысячи рублей. Из выручки агрегатор забирает 23%, а ведь ещё есть комиссия таксопарка, расходы на мойку, возможные штрафы за нарушение ПДД. И на какие деньги мне кормить семью? — говорит он.
По его мнению, нынешние акции протеста «Яндексу» — всё равно что укус комара слону, потому что отрасль нуждается в государственном регулировании. Вместе с тем Андрей считает, что помимо корректировки тарифов в пользу водителей нужно позаботиться и об уровне сервиса для пассажиров.
В такси должен быть профотбор, здесь должны работать профессионалы, а не то, что сейчас, колхоз какой-то. Может, у человека и есть стаж водителя три года, но это вовсе не значит, что он умеет ездить по Москве и работать таксистом, — комментирует Александр требования к водителю такси, обозначенные в федеральном законе № 69-ФЗ.
По его словам, сейчас у «Яндекс Go» такая политика, что цены на заказы низкие, хотя и самих заказов много. С осени стало невыгодно работать, обвал выручки произошёл в период московского локдауна на 30%, и до сих пор таксисты не видят прежних доходов. Андрей раздумывает над тем, чтобы найти работу водителем у какого-либо бизнесмена, это будет более стабильный и менее стрессовый доход.
В «Яндекс Go» прокомментировали сообщения о ситуации в Уфе, Искитиме и Сыктывкаре. В компании говорят, что доходы водителей там не снижались и в сервисе нет ограничений по заработку.
Водители в этих городах зарабатывают в среднем от 300 до 450 рублей в час в тарифе «эконом». Сервис работает в штатном режиме. По нашим данным, спрос и цены на поездки в этих городах сейчас соответствуют погодным условиям и уровню пробок в декабре, — сообщила пресс-служба агрегатора.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус считает, что любое подобное выступление таксистов в России никогда не рассматривалось всерьёз агрегатором «Яндекс Go», занимающим доминирующее положение на рынке.
Для разрешения конфликта необходимо законодательное регулирование деятельности регулятора со стороны государства с акцентом на повышение социальных и трудовых гарантий для водителей такси. Существующая система в «цифровом такси» не обеспечивает защиту их прав как работников, а также прозрачных и справедливых правил взаимоотношений с агрегаторами по типу «закона Яровой» в торговле, — говорит он.
Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта таксист Андрей Попков полагает, что в споре с «Яндекс Go» требования водителей абсолютно справедливы и агрегаторы нужно «ставить на место». По словам Попкова, его организация готова поддержать таксистов и добиваться сокращения комиссий и повышения оплаты их труда.
Добавить наши новости в избранные источники
Кассовая борьба: ждёт ли Россию бунт таксистов против агрегаторов
Читайте нас в Google Новости
Подмосковные таксисты устроили серию забастовок против условий агрегаторов «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» — соответственно в Сергиевом Посаде и Клину. Водители жалуются, что им срезали надбавки за минимальные заказы, из-за чего стоимость поездки на такси стала не дороже, чем в маршрутке. В «Яндексе» заверили, что протесты не повлияли на работу, а в «Ситимобиле» признались, что не получали сигналов о недовольстве и в целом «заботятся» о водителях-партнёрах. Некоторые эксперты уверены, что положение ухудшается, но связано оно не с уберизацией городских сервисов, а с более глубокими причинами.
Пошли на попятную
Сергиевопосадские таксисты обнаружили, что «Яндекс», который, по их утверждению, «давно является собственником таксомоторной отрасли» в городе, снизил компенсирующие доплаты за минимальную стоимость поездки, уменьшив последнюю со 130 до 100 рублей. В Клину другой агрегатор — «Ситимобил» — урезал минималку со 140 до 120 рублей.
Речь идёт о доплатах, начисляемых агрегаторами водителям за заказы, которые стоят меньше определённой суммы. Фактически деньги выдаются за поездки, которые невыгодны таксистам. Например, за заказ, который обойдётся пассажиру в 69 рублей, водителю перечислят 61 рубль при минималке в 130 рублей, как в Сергиевом Посаде, или 51 при 120 — в Клину (а до недавнего времени — соответственно 71 и 140). Это делается для того, чтобы мотивировать таксистов выполнять мелкие заказы и чтобы пассажиры совершали поездки на небольшие расстояния.
При этом, если верить протестующим, в Сергиевом Посаде водители столкнулись и с фактическим повышением комиссии, которую берёт с таксистов агрегатор.
Например, возил пассажира за 50 рублей. «Яндекс» доплачивал до 150 рублей. Комиссия была 14%. Теперь везёт за 50 рублей. Яндекс доплачивает ноль рублей и берёт комиссию 20%. Подача 3–5 километров и в пути 3–5 километров, 20 минут на заказ. И в результате водителю теперь достаётся 40 рублей. Нетрудно посчитать, каков доход водителя в час при такой «движухе». А бензин? А стоимость автомобиля? — задавался вопросами специализированный Telegram-канал «Таксист-активист».
Несколько десятков водителей такси из Сергиева Посада устроили первую забастовку 1 октября. Как рассказал NEWS.ru представитель инициативы «Платформа солидарности», которая координирует протесты таксистов, их тактика состоит в том, что собравшиеся в определённом месте водители включают свои приложения «Яндекс.Такси» и нажимают кнопку «Занято». Таким образом они создают дефицит свободных машин в городе, пытаясь склонить «Яндекс» в свою сторону.
В Сергиевом Посаде таксисты бастуют уже четвёртый день после того, как «Яндекс» снизил стоимость минималки со 130 до 100 рублей за первые два километра и три минуты пути. Это вызвало негатив, и в первый день собрались водители около 100 машин. Пассажиры из-за этого не могли сделать заказ: был суперповышенный спрос, а поездка вместо условных 100 рублей стоила 600–700. На следующий день неожиданно для всех «Яндекс» пошёл на попятную и вернул прежний тариф. Половина водителей потом уже не вышла на забастовку, которую некоторые решили продолжать, расширив требования, — заявил собеседник NEWS.ru.
Добившись определённых уступок, водители подмосковного города провели повторную забастовку 4 октября. Они, в частности, выдвинули требования снижения комиссии агрегатора с 20% до 10%, установки минимальной оплаты труда в размере 130 рублей после вычета всех комиссий.
По словам водителей, до того как «Яндекс» вернул прежние тарифы, в течение пяти дней они возили пассажиров «и за 80 рублей, что оказалось невыгодным, учитывая затраты на ГСМ, аренду машины и комиссию самого „Яндекса“ в 19%, которую тот тоже поднял на 5%».
«Яндекс» отменил минималки, которые у нас были. Кроме того, в тарифах не учтены [расходы на] ГСМ, налоги и другие издержки. У нас проезд по городу на автобусе — 37 рублей, нас приравняли к автобусу. Мы, получается, дешевле, чем автобус. В такси четыре свободных места, и если 37 рублей умножить на четыре, получается 148 рублей, а мы ездим за 70–80 рублей, — рассказала одна из таксисток из Сергиева Посада.
По её словам, «Яндекс» их «загоняет в рамки своими бонусами», чтобы таксисты «работали как рабы». А государство, как отмечает активистка, хочет максимально контролировать отрасль, но при этом не собирается обязать агрегаторов, чтобы у таксистов был некий единый тариф. Она привела в пример, что в СССР, когда в такси стояли счётчики, посадка пассажира стоила 20 копеек. Также она напомнила, что «буханка хлеба в те годы стоила 16 копеек, а сейчас самая дешёвая буханка стоит 35 рублей».
Сергиевопосадские забастовщики жалуются на быстрый рост цен на автомобили, и чтобы заработать на не самую дорогую машину, надо трудиться примерно 4,5 года без выходных. Также постоянно дорожает горючее, обслуживание, но поездки «остаются в той же самой цене».
Таксисты, по словам участников забастовки в Сергиевом Посаде, в среднем отдают около 23% общей стоимости поездки «Яндексу» и таксопарку, а из того, что остаётся водителям, вычитаются ГСМ, налоги, амортизация и прочие расходы.
Комиссия «Яндекса» неподъёмная, они равняют нас с Москвой, но несмотря на то, что мы недалеко от Москвы, средняя зарплата в Сергиевом Посаде существенно ниже, чем в столице, — констатирует участница протеста.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» NEWS.ru не стали говорить о забастовке, сообщив лишь о росте числа водителей на линии и заказов как в Сергиевом Посаде, так и в других городах Московской области.
Наш сервис работает в обычном режиме. По свежим данным, за последние месяцы средний доход водителей, которые выполняют заказы «Яндекс.Такси» в Сергиевом Посаде, только вырос, в том числе благодаря нашей системе бонусов за выполнение поездок, — сказано в комментарии пресс-службы.
В обычном режиме
Параллельно с Сергиевым Посадом забастовка таксистов вспыхнула в подмосковном Клину. На отдельной площадке собралось более 70 человек. Водители 4 октября потребовали от агрегатора «Ситимобил» вернуть доплату заказа на прежний уровень и убрать получасовые предзаказы.
Как рассказал NEWS.ru один из клинских таксистов, «Ситимобил» снизил доплаты со 140 рублей до 120 рублей:
Мы требуем вернуть их на прежний уровень (как минимум), сделать дальнюю подачу, потому что заказы за город не берут 100% водителей — 30 километров никто не поедет за 400 рублей. Также в наших требованиях — убрать конский предзаказ, где водитель обязан стоять по 50 минут за свой счёт.
Он добавил, что в первый же день забастовки руководство «Ситимобил» связалось с крупнейшим таксопарком в Клину и уверило, что представители руководства приедут в город «для решения вопросов». Между тем в компании «Ситимобил» NEWS.ru заверили, что не в курсе о напряжённости, добавив, что непосредственно водители не являются их сотрудниками, а сотрудничают с агрегатором через таксопарки-партнёры.
Мы не получали жалоб от пользователей о работе такси в городе, водителей, сотрудничающих с нашим сервисом. Также не получали жалоб от самих водителей-партнёров и предупреждений о планируемой забастовке. Сервис работает в Клину в обычном режиме, пользователи продолжают с комфортом передвигаться по городу на такси, — утверждают в пресс-службе «Ситимобила».
В компании добавили, что несмотря на то что водители не являются их сотрудниками, там «заботятся» и о том, «чтобы они могли получать доход» и чтобы их сотрудничество с агрегатором «было максимально комфортным». В частности, как отметили в пресс-службе «Ситимобила», для водителей-партнёров «существуют различные программы бонусов, благодаря которым они могут зарабатывать больше».
Специально для водителей-партнёров в приложении «Ситимобил» уже давно работает функция чаевых, чтобы при желании пользователь мог поблагодарить водителя за комфортную и безопасную поездку, за хорошее знание города, — добавили в пресс-службе.
С этим не согласен собеседник NEWS.ru, который принимал участие в забастовке в Клину. По его словам, самая сложная проблема, с которой столкнулись таксисты по всей России, — это сами агрегаторы. До их появления, как говорит водитель, «нигде не было никаких проблем с такси».
Что-то более серьёзное
Это не первые акции протеста таксистов в Подмосковье за последний год. В июне недовольство снижением минималки высказывали в Лобне, в марте бастовали водители в Жуковском и Раменском. Они были также недовольны низкими тарифами на перевозку пассажиров. Протестующие передвигались на низкой скорости по дорогам с включённым аварийным сигналом.
Забастовки таксистов также проходили в разных городах России в декабре 2019 года. Они протестовали против политики агрегаторов, которые, по их мнению, берут непомерно высокий процент за услуги подключения, кроме этого, водители требовали повышения тарифа.
Активист «Платформы солидарности» в беседе с NEWS.ru отметил, что за последний год бунт таксистов происходит уже «в 10-м или 12-м» городе. До этого забастовки случались реже, а их участники ничего не добивались.
За последние годы основные игроки-агрегаторы демпинговали рынок, понижая качество оказываемых услуг для пассажира. Официальных легальных перевозчиков сегодня нет, они уничтожены. Все работают «вчёрную» — 99% в тени, это обнальные конторки, это кинутые водители, это аренда автомобилей, где тоже все друг друга кидают. Ситуация всё хуже и хуже, она накаляется каждый год, потому что цены на всё растут, «Яндекс» богатеет (он отчитался, что в прошлом году у него в два раза повысилась прибыль), а тарифы не меняются. В общем, рядовые водители оказались заложниками крупного капитала, а власти при этом не касаются сферы такси, — отметил собеседник NEWS.ru.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в интервью NEWS.ru пояснил, что массовых протестов таксистов в Россию ни разу не было, а имели место единичные случаи недовольства.
В порядке эксперимента я на прошлой неделе поработал водителем такси и понял, что если бы агрегатора не было, я бы катался по городу и искал бы заказы в свободном режиме, сжёг бы больше бензина, чем заплатил бы комиссию агрегатору. Вместе с тем в малых городах очень невысокие тарифы, потому что там очень низкие зарплаты. Если в Сергиевом Посаде спрос невелик, то стимулировать водителей агрегаторам незачем. В области тарифообразования они работают, анализируя покупательную способность населения, количество таксистов на линии. И когда спрос большой, тарифы вырастают, и достаточно заметно. Например, утром стоимость проезда, как правило, выше, а позднее, когда люди разъезжаются по рабочим местам, цена падает. Поэтому таксисту надо быть как сёрферу — смотреть и работать там, где повышенный спрос. Там и тарифы, и, соответственно, заработки будут выше. Но в малых городах эта концепция не срабатывает, потому что это, по сути, единое пространство, а ситуация там сложнее.
вице-президент Национального автомобильного союза
При этом собеседник NEWS.ru подметил, что «таксистов становится больше пропорционально ухудшению экономической ситуации в стране». Поэтому он считает, что в ситуации с низкими зарплатами таксистов стоит винить не агрегатор, а «экономическую политику или, может быть, что-то более серьёзное и глобальное».
Добавить наши новости в избранные источники