один писатель о другом биография

Как дружили известные писатели: Почему Бунин редко встречался в Куприным, и о чём жалел перед смертью Пушкин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Александр Пушкин — Иван Пущин

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Их дружба началась ещё в Царскосельском лицее, когда они оба были подростками. Они постоянно были вместе и даже целого дня им не хватало для общения, поэтому они продолжали его и ночью, несмотря на перегородку, которая разделяла в комнате их кровати. Иногда Пушкин и Пущин ссорились, о чём даже появлялись замечания в специальном журнале о поведении воспитанников.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

В 1820 году друзей разлучила ссылка, к которой на 5 лет был приговорён Пушкин. В последний раз друзья увиделись в 1825 году в Михайловском, а уже через год Пущин был приговорён к 20-летней каторге за участие в Восстании декабристов. Однако даже на смертном одре Александр Пушкин сокрушался, что рядом с ним в тяжелую минуту не было Ивана Пущина и второго друга поэта – Ивана Малиновского.

Иван Бунин — Александр Куприн

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Знакомство двух русских писателей состоялось в Одессе. Они оба были молоды и полны надежд. Только Александр Куприн постоянно сомневался в своих способностях и искренне боялся начинать писать снова после продолжительного перерыва.

Ивану Бунину стоило немалых усилий заставить друга вернуться к перу и бумаге. Когда же он написал первый рассказ, Бунин сам понёс его в издательство. Причина была проста: Куприн панически боялся отказа и находил массу отговорок, чтобы не ехать в редакцию «Одесских новостей».

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Иван Бунин не только успешно сдал рассказ, но ещё и выхлопотал аванс для нуждающегося друга. Двадцать пять рублей Александр Куприн тут же потратил на новые туфли, а потом и на пиршество на двоих в ресторане.

Их не смущало взаимное соперничество, они даже как-то разделили на двоих Пушкинскую премию и долго ещё шутили по этому поводу. Бунин и Куприн, эмигрировав из России во Францию, поселились в одном доме. Однако Александр Иванович начал сильно пить и вскоре всерьёз заболел. Позже Куприн вернулся в Россию, где через год скончался. Иван Бунин корил себя за то, что в последние несколько лет жизни друга очень редко навещал его, не в силах видеть его столь слабым и больным.

Эрнест Хемингуэй — Фрэнсис Скотт Фицджеральд

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

В 1925 году в Париже в одном из ресторанов встретились два молодых писателя. Эрнест Хемингуэй в то время был мало кому известен, а Фицджеральд считался уже перспективным и подающим большие надежды писателем. Последний, находясь в значительном подпитии, предложил Хемингуэю отправиться вместе с ним утром в Лион, за открытой машиной, брошенной в этом городе во время дождя.

Жажда путешествий заставила Эрнеста согласиться, однако приключения начались даже раньше, чем могли они оба себе представить. Скотт сначала опоздал на поезд, а затем не получил телеграмму с адресом отеля, где остановился его новый друг. Он нашел Хемингуэя лишь через сутки поисков, когда обошел уже почти все отели Лиона.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Обратная дорога оказалась менее приятной, чем оба они думали. Езда в машине с откидным верхом под дождём доставляла мало удовольствия. Писатели вынуждены были останавливаться под деревьями. Стоянки скрашивали вином, которое предусмотрительно взяли с собой. В результате Фицджеральд решил, что он смертельно заболел, а когда вызвали врача в одном из придорожных кафе, капризничал и просил Хемингуэя позаботиться о жене и ребенке после его смерти.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Удивительно, но все эти перипетии лишь поспособствовали сближению между Эрнестом Хемингуэем и Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. Они дружили много лет, и старательно отстаивали интересы друг друга, знакомили взаимно один другого с влиятельными людьми и именитыми издателями.

Но со временем пьянство Фицджеральда расстроило их отношения. Скотт в подпитии вел себя совершенно неприлично, устраивая скандалы. После того, как Скотт помочился на пороге квартиры Хемингуэя, Эрнест переехал и просил не сообщать его новый адрес бывшему уже другу. С тех пор они виделись крайне редко.

Трумен Капоте — Харпер Ли

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Дружба двух американских писателей началась в детстве. Они росли на одной улице в Монровилле и были добрыми товарищами во всех начинаниях друг друга, будь то шалости или поход на судебный процесс, который вел отец Харпер Ли.

В первом романе Трумена Капоте есть девочка Айдабел Томпкинс, которая будто бы срисована с подруги детства писателя. Впрочем, Харпер Ли не осталась в долгу, и в её нашумевшем романе «Убить пересмешника» появился Дилл, очень напоминавший Трумена Капоте.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Когда Капоте собирал материалы для статьи, в творческое путешествие с ним отправилась и Харпер Ли. Правда, в результате собранные материалы вдохновили писателя на создание «Хладнокровного убийства», ставшего настоящим бестселлером.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Писатели, чья дружба вдохновляет

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит» — это про героев нашей подборки! Иван Пущин преодолевал сотни верст, чтобы увидеть своего лицейского друга Александра Пушкина. Иван Бунин носил рассказы Александра Куприна в редакции журналов. Фрэнсис Скотт Фицджеральд устроил Эрнеста Хемингуэя в легендарное издательство «Скринберс», а тот, в свою очередь, представил товарища в салоне Гертруды Стайн.

В нашей подборке — четыре истории дружбы знаменитых писателей.

Александр Пушкин и Иван Пущин

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Александру Пушкину было 12, а Ивану Пущину — 13, когда они поступили в Царскосельский лицей и стали соседями по комнатам. С этого момента началась их крепкая дружба. Они были не разлей вода — даже по ночам перешептывались через тонкую перегородку, разделявшую их кровати.

Конечно, не обходилось без мелких ссор. Например, в ноябре 1812 года в журнале о поведении воспитанников появилась запись о Пушкине:

«Толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться умею».

После окончания лицея молодой поэт чрезмерно увлекся светской жизнью, а его товарищ — тайными обществами. Когда в 1820 году Пушкина отправили в южную ссылку, они расстались на 5 лет.

Их последнее свидание состоялось зимой 1825-го в Михайловском, почти за год до Восстания декабристов, в котором Пущин принимал участие. За это его приговорили к 20-летней каторге в Сибири.

На протяжении всей жизни Александр Сергеевич помнил своего лицейского друга, он посвящал ему стихи и даже перед смертью, испытывая сильную боль, произнес:

«Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Иван Бунин и Александр Куприн

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Они познакомились в Одессе, когда обоим было по 29 лет. Узнав, что на даче знакомых остановился писатель Куприн, Иван Алексеевич пошел знакомиться — и они тут же нашли общий язык. Тем летом они болтали ночи напролет, гуляя вдоль берега моря, и Бунин уговаривал своего нового товарища вновь начать писать и публиковаться в журналах.

— Да меня же никуда не примут, — возражал тот.
— Но ведь вы уже печатались! — ну унимался будущий автор «Темных аллей».
— Да, а теперь, чувствую, напишу такую ерунду, что не примут.

Бунину все-таки удалось заставить Александра Ивановича взяться за перо. Когда рассказ был готов, он сам поехал с ним в редакцию «Одесских новостей», потому что Куприн боялся. Тот случай он вспоминал в мемуарах:

«Мне удалось тут же схватить для него двадцать пять рублей авансом. Он ждал меня на улице и, когда я выскочил к нему из редакции с двадцатипятирублевкой, глазам своим не поверил от счастья, потом побежал покупать себе „штиблеты“, потом на лихаче помчал меня в приморский ресторан „Аркадию“ угощать жареной скумбрией и белым бессарабским вином. Сколько раз, сколько лет и какой бешеной скороговоркой кричал он мне во хмелю впоследствии:

— Никогда не прощу тебе, как ты смел мне благодетельствовать, обувать меня, нищего, босого!».

Их дружба продолжалась десятилетия. Однажды их обоих номинировали на Пушкинскую премию, и пришлось делить денежный приз. В письме к другу Куприн пошутил: «Я на тебя не сержусь за то, что ты свистнул у меня полтысячи». Бунин в ответ написал: «Радуюсь тому, что судьба связала мое имя с твоим».

Они продолжили общаться даже после эмиграции в Париж, где поселились в одном доме. Куприн потихоньку спивался, а вскоре тяжело заболел. В 1938 году Бунин вспоминал:

«Года три тому назад, приехав с юга, я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками, плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза. Как-то я получил от него открытку в две-три строчки, — такие крупные, дрожащие каракули и с такими нелепыми пропусками букв, точно их выводил ребенок. Все это и было причиной того, что за последние два года я не видел его ни разу, ни разу не навестил его: да простит мне бог — не в силах был видеть его в таком состоянии».

Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Их дружба началась крайне странно. В 1925 году малоизвестный писатель Эрнест Хемингуэй, которому на тот момент было 26, разговорился в парижском кафе с восходящей звездой американской литературы Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. 29-летний автор «По эту сторону рая» и «Великого Гэтсби», изрядно подвыпив, предложил Хему вместе поехать в Лион, чтобы забрать там машину с откидным верхом, которую Фицджеральды бросили во время проливного дождя.

«Был конец весны, и я подумал, что во Франции это самое красивое время года и поездка может быть отличной», — написал автор «Старика и моря» спустя 40 лет.

Как же он ошибался! На следующее утро Скотт опоздал на поезд. Кроме того, он пропустил телеграмму с адресом лионской гостиницы, в которой остановился Эрнест, и бегал весь день по городу в поисках товарища. Только спустя сутки, изрядно приняв на грудь, он нашел нужный отель.

Когда приятели забирали из сервиса автомобиль, Фицджеральд умудрился поругаться с автомехаником. Только выехали из Лиона — начался дождь, и им пришлось делать частые остановки под деревьями (благо, с собой у них было 5 бутылок вина). Скотт болтал без умолку, а под вечер решил, что у него началось воспаление легких. Хемингуэй предложил переночевать в придорожном отеле, куда вызвали врача. Автор «Великого Гэтсби» не хотел измерять температуру, размышлял о смерти и просил Хемингуэя позаботиться о его жене и дочери после кончины.

«Мне начинала надоедать эта литературная жизнь. Мне очень надоел Скотт и вся эта глупая комедия», — вспоминал Эрнест в мемуарах «Праздник, который всегда с тобой».

Однако, этот случай только укрепил дружбу двух великих писателей. Хемингуэй ввел Фицджеральда в салон Гертруды Стайн и познакомил его с Джеймсом Джойсом и Эзрой Паундом. В свою очередь, Скотт представил товарища своему редактору Максу Перкинсу и устроил его в легендарное издательство «Скринберс». В 1926 году часть лета Эрнест провел на вилле Фицджеральдов на Ривьере со своей первой женой Хэдли и с будущей второй женой Полин Пфайфер.

Со временем отношения стали расстраиваться из-за пьянства Скотта, которое сопровождалось неприличным поведением: он мог весь вечер валяться на полу во время встречи с друзьями или внезапно начать скандалить после признаний в любви. Дошло до того, что Хем попросил редактора Перкинса не раскрывать Фицджеральду его новый парижский адрес после того, как тот помочился на пороге его квартиры.

С 1929 по 1940 год друзья виделись всего 4 раза. Незадолго до смерти Скотт с горечью написал в дневнике: «Четыре раза за 11 лет (1929 — 1940). С 26-го года уже по существу не друзья».

Трумен Капоте и Харпер Ли

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

В 1920-е годы на одной улице в небольшом городке в Алабаме в одно и тоже время росли сразу два будущих великих писателя — Харпер Ли и Трумен Капоте. Активная девочка-сорвиголова и задумчивый мальчик — они были настоящими друзьями.

«Ее отец был адвокатом, мы с ней ходили смотреть судебные процессы все детство. Мы ходили на суды вместо походов в кино», — вспоминал спустя годы автор «Завтрака у Тиффани».

В 1948 году Капоте опубликовал свой дебютный роман «Другие голоса, другие комнаты». Прототипом героини Айдабел Томпкинс стала его подруга детства. Харпер тогда только мечтала о занятиях литературой, и отец ей сказал: «Ты же понимаешь, что из Монровилля не могут выйти две знаменитости?». Но это не остановило амбициозную девушку.

Через 11 лет она закончила свой легендарный роман «Убить пересмешника», в котором рассказала о дружбе с Труменом (он стал прототипом Дилла). Книга принесла ей Пулитцеровскую премию.

После этого писатели совершили путешествие в Канзас, где Харпер помогала другу детства собирать материал для его статьи об убийстве фермера и его семьи. Эта поездка вдохновила литератора на написание бестселлера «Хладнокровное убийство».

Источник

Иван Сергеевич Тургенев — знаменитый мастер русского слова

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

2018 году во всём мире отмечается 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (09.11.1818 — 03.09.1883), классика русской литературы второй половины XIX века.

24 октября 2017 года на 39-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Организации Объединённых Наций в Париже было принято решение о включении в 2018 году юбилея И.С. Тургенева в Список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих значение для всего человечества.

И.С. Тургенев — первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили известные современники в России, Западной Европе, Америке.

Литературный преемник А.С. Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев заложил основы русского классического романа, явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире. К сожалению, в России ни 150-летие А.М. Горького (28.03.1868 —18.06.1936), ни 200-летие И.С. Тургенева, в отличие от предстоящего в декабре 100-летия А.И. Солженицына, так широко не освещается и не отмечается.

В 2018 году были и другие памятные даты, касающиеся знаменитых русских (советских) писателей и поэтов, такие как 110-летие Н.Н. Носова (23.11.1908 — 26.07.1976), 195-летие А.Н. Островского (12.04.1823 —14.06.1886),110-летие И.А. Ефремова (22.04.1908 — 05.10.1972), 125-летие В.В. Маяковского (19.07.1893 —14.04.1930), 100-летие В.Д. Дудинцева (29.07.1918 — 22.07.1998) и другие, которые не стали общественным достоянием, и которые, согласитесь, не заслуживают ни исторического забвения, ни невнимания властей.

Мы продолжаем цикл статей о «Жизни замечательных людей (ЖЗЛ) и эта — об Иване Сергеевиче Тургеневе.

«И.С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой».

200-летие со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 году — это событие международного масштаба. Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским.

Тургенев отстаивал права человека, выступал за освобождение крестьян в России от крепостной зависимости, был ярым противником войн, революций и смертной казни. Именно Тургеневу принадлежит термин «нигилизм». Кредо Тургенева в течение всей жизни:

«То, что вечно и нетленно, так это искусство, служащее великой идее и идея, во имя великого дела».

Родные места являлись для Тургенева богатейшим источником, откуда он черпал обильный материал для своего творчества. Тесной связью с ними отмечен весь жизненный и творческий путь писателя. В его творениях мы ищем и находим ответы на многие вопросы бытия.

Краткая биография. Начало жизненного пути

«Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь — тяжёлый труд.

Отречение, отречение постоянное — вот её тайный смысл, её разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем лучше, тем дальше уйдёшь.

Молодости позволительно так думать; но стыдно тешиться обманом, когда суровое лицо истины глянуло наконец тебе в глаза». (И.С.Тургенев)

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография
Иван Тургенев в возрасте 12 лет. Неизвестный художник. 1830. Государственный литературный музей

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) в Орле. По отцу (Сергей Николаевич, 1793 —1834) принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с XV века. По матери (Варвара Петровна, 1788 —1850) — к роду Лутовиновых, восходящему к XVII веку.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография
Спасское-Лутовиново. Художник Николай Бодаревский

Детство будущего писателя прошло в имении и усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии.

«Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе — вот далеко не полный перечень тургеневских произведений, история создания которых связана со Спасским-Лутовиновым — родовым имением писателя во Мценском уезде Орловской губернии.

Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя Варвара Петровна происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. В 1830 году отец уходит из семьи и умирает в 1834 году, оставляя троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея.

Мать Тургенева Варвара Петровна правила «подданными» на манер самодержавной государыни — с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (об этом — в рассказе «Собственная господская контора», 1881).

Любимое её изречение было «хочу казню, хочу милую». С добродушным от природы и мечтательным сыном она обходилась сурово, желая воспитать в нём «настоящего Лутовинова», но напрасно. Она лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды тем из своих «подданных», к кому он успел привязаться (позднее она станет прототипом капризных барынь в повестях Тургенева «Муму», 1852; «Пунин и Бабурин», 1874; и др.).

Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и нечуждой литературным интересам. На наставников для сыновей она не скупилась.

С малых лет Тургенева вывозили за границу, после переезда семейства в Москву в 1827 году обучали лучшие педагоги (среди них — литератор Д.Н. Дубенский, автор исследования о «Слове о полку Игореве», и поэт И.П.Клюшников), и к моменту поступления на словесное отделение философского факультета Московского университета в 1833 году он уже говорил на французском, немецком, английском языках и сочинял стихи.

В 1834 году Тургенев перешёл в Петербургский университет, который окончил в 1837 году со званием «действительного студента» (экзамен на кандидата не выдержал). К этому времени относится первый известный литературный опыт Тургенева — романтическая драма в стихах «Стéно» (1834, опубликованная в 1913 году).

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биографияПрофессор российской словесности П.А. Плетнёв, которому юноша показал поэму, нашел её слабым подражанием Дж.Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть», и даже напечатал в своём журнале «Современник» два его стихотворения (стихи Тургенева появлялись там и позднее).

Это юношеское сочинение сам автор охарактеризовал как «совершенно нелепое произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». При очевидном сходстве «Стено» с «Манфредом», которого сам Тургенев никогда не отрицал, в поэме обнаруживается последовательное воспроизведение мотивов пьесы «Гамлет» Шекспира.

Тернистый путь в творчество

Творчество Тургенева пришлось на время, следующее за так называемым «золотым веком» русской литературы — литературной эпохой Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В прозе Тургенева отразился период исторических перемен в российском обществе и государстве, касавшихся прежде всего его социального устройства, политики и идеологии. Поражение в Крымской войне, реформы времени правления императора Александра II, освобождение крестьян, духовные поиски интеллигенции, революционные настроения в обществе были содержанием жизни в России 1840 — 1880-х годов.

Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание пришло скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же своего романа — «Бедные люди» — стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева — И.А. Гончаров, В.Д. Григорович — на первых порах были гораздо счастливее его.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биографияВиссарион Белинский

Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял стихи с конца 1830-х годов, а в 1843 году опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу.

В 1840-е годы Тургенев был активным участником литературного кружка В.Г. Белинского в Петербурге. На его творчество оказали определённое влияние стилевые черты «натуральной школы», присущие писателям кружка Белинского.

Это проявлялось прежде всего в натуралистическом описании действительности, внешнего мира. Как оригинальный писатель, имеющий свою индивидуальную манеру, творческую и гражданскую позицию, Тургенев впервые выступил в цикле рассказов-очерков «Записки охотника» (1847 — 1852).

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биографияКасьян, иллюстрация самого И.С. Тургенева к «Запискам охотника»

В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, яркие национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека

В 1838 — 1841 годах он писал мало и очень немногое из написанного находил достойным печати. Каждое из его опубликованных стихотворений было «не хуже» тех, которыми известнейшие стихотворцы (само собой разумеется, Лермонтов, Кольцов, Баратынский из этого числа исключаются) «украшали» страницы литературных журналов; но ни одно из них не привлекало внимания ни читателей, ни критики.

Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали, что в его устах эти слова являются одним из обозначений социальной темы.

Именно в разработке этой темы критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что всё творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче — поиску своего решения социальной темы в литературе.

«Записки охотника» — как отражение социальной темы

Аудиокнига «Записки охотника».

В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии искусства и литературы, но и всего общества в целом. Такой книгой стали «Записки охотника». Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов XIX столетия, центром которой был вопрос о крепостничестве, то есть вопрос о судьбе закрепощённого народа.

В 1845 — 1846 годах Тургенев всё ещё не был уверен в своём писательском призвании и даже

«…возымел, — как писал он в своих воспоминаниях, — твёрдое намерение вовсе оставить литературу; только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м номере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». (Слова: «Из записок охотника» были придуманы и прибавлены тем же И.И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению.) Успех этого очерка побудил меня написать другие; и я возвратился к литературе».

С выходом в свет каждого нового очерка или рассказа из «Записок охотника» это убеждение укреплялось всё больше и больше. Прежде всего, обращала на себя внимание широта авторского кругозора; Тургенев как будто писал с натуры, но его очерки и рассказы не производили впечатления этюдов или этнографических зарисовок, хотя он и не скупился именно на этнографические и «краеведческие» подробности. Частная жизнь, по-видимому, невымышленных людей обыкновенно даётся у него в системе сопоставлений, которые показывают, что в поле зрения автора — вся Россия в её связях со всем миром. Благодаря этому каждая фигура, каждый эпизод при всей своей индивидуальной непосредственности, а иногда и кажущейся мимолетности или случайности приобретают особую значительность, а содержание той или иной вещи оказывается шире воспроизводимой в ней жизни простых людей.

В «Записках охотника» Тургенев часто прибегал к приёму сопоставления времён — старого и нового. Причём, что бы ни говорили по этому поводу герои — хвалят ли они старые годы или не одобряют, — авторская оценка прошлого ясна: «золотой век» русского дворянства — век Екатерины и Александра — это преимущественно век дворянского разгула, мотовства (стоит только вспомнить забавы и потехи графа А.Г. Орлова-Чесменского, о которых рассказывает однодворец Лука Петрович Овсянников), разврата и наглого самоуправства. Ну а новые, николаевские времена? Как это ни странно, но именно в эту пору казённые борзописцы больше, чем когда бы то ни было, кричали об успехах просвещения, особенно среди помещиков.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография
Бурмистр. Иллюстрация к «Запискам охотника». 1884.

В рассказе «Бурмистр» как раз и повествуется об одном «просвещённейшем» помещике — об Аркадии Павлыче Пеночкине. Тургенев ничего не оставляет для догадки читателя: личина «просвещённости» сорвана прямо у него на глазах. Собственно говоря, Пеночкин и напяливает-то её только при особых оказиях. Показателен в этом смысле эпизод усмирения «бунта» в Шипиловке:

«Нет, брат, у меня бунтовать не советую… у меня… (Аркадий Павлыч шагнул вперёд, да, вероятно, вспомнил о моём присутствии, отвернулся и положил руки в карманы)».

В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы самоуправства помещиков.

«Записки охотника» неопровержимо убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы общественного строя в России; в этом смысле они ближе всего стоят к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Значение «Записок охотника» в творческой судьбе Тургенева неизмеримо велико. После выхода в свет этой книги он стал общепризнанным творцом русской литературы.

Активное творчество И.С. Тургенева

Последующее десятилетие отмечено высокой активностью творчества Тургенева: начиная с середины 1850-х годов из-под его пера выходят четыре романа и две повести. Всплеск писательской активности Тургенева, безусловно, связан с политическими событиями в России — его произведения того времени были непосредственным откликом на них, а в некоторых случаях даже опережали сами события, точно выражая дух времени.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография
«И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 15 томах (комплект из 15 книг)»

Таковы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860). К этому периоду творчества относятся и повести, посвящённые первой любви: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860). В это же время создан и выдающийся роман «Отцы и дети» (1862), в котором Тургенев изобразил русское общество времён эпохальной для России XIX века реформы — отмены крепостного права.

Политические и общественные взгляды писателя

Тургенев считал себя либералом-постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада.

Однако на протяжении всего творческого пути он питал симпатию к революционерам-демократам. Неизменное преклонение вызывали у него «сознательно-героические натуры», цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрылённых идеей борцов.

Революционеры-демократы — главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне. Один из первых — В.Г. Белинский. В 50 — 60-е годы революционеры-демократы во главе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым и другими пропагандировали свои идеи на страницах «Современника» и «Колокола». Они сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

Тургенев восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обречённой: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в «рыцарей на час».

В 1859 году Тургенев написал статью под названием «Гамлет и Дон Кихот», которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев. Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о «лишних людях», дворянских героях, под Дон Кихотами же он подразумевает новое поколение общественных деятелей — революционеров-демократов.

Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремился встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Он отталкивался от любых завершённых и самодовольных систем.

«Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не даётся, которые хотят её за хвост поймать. Система — хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит» (письмо 1857 года Тургенева Льву Толстому ).

В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении «снять» противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60 — 70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоёв русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций.

«И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой, — писал он в романе «Дым»,— а как лакей, лупящий кулаком, да ещё, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу».

«В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры, — говорил в 1909 году русский писатель и философ Д.С. Мережковский. — В этом смысле Тургенев, в противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому,— наш единственный охранитель… ».

«Лишние люди» в изображении Тургенева

Несмотря на то что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Чацкий А.С. Грибоедова, Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, Бельтов А.И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.

Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли:

«Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей… Целые дни проходили в этой мучительной, бесплодной работе».

Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:

«Только после изгнания моего из дома Ожогиных я мучительно узнал, сколько удовольствия человек может почерпнуть из созерцания своего собственного несчастья».

Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.

Итогом размышлений Тургенева о героях рудинского и чулкатуринского типа стала статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859 год) Наименее «гамлетичным» из всех тургеневских «лишних людей» является герой «Дворянского гнезда» Лаврецкий. «Российским Гамлетом» назван в романе «Новь» один из его главных персонажей Алексей Дмитриевич Нежданов.

Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» разрабатывал И.А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н.А. Некрасов — Агарин («Саша», 1856), А.Ф. Писемский и многие другие. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И.М. Френкеля),

«Если бы у нас из всех источников для изучения 40-х гг. остался один «Рудин» или одно «Дворянское гнездо», то всё же можно было бы установить характер эпохи в её специфических чертах. По «Обломову» мы этого сделать не в состоянии».

Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл Антон Павлович Чехов. Персонаж его повести «Дуэль» — Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского «лишнего человека». Он говорит своему приятелю фон Корену:

«Я неудачник, лишний человек».

Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский — это «сколок с Рудина». Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне:

«Понимайте так, мол, что не он виноват в том, что казённые пакеты по неделям лежат не распечатанными и что сам он пьёт и других спаивает, а виноваты в этом Онегин, Печорин и Тургенев, выдумавший неудачника и лишнего человека».

Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.

Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.

Трагическая любовь Ивана Тургенева

«Роман всей жизни» Тургенева длился четыре десятилетия. Биографы Ивана Сергеевича Тургенева до сих пор не сошлись во мнении — был ли писатель в интимной близости с певицей Полиной Виардо или нет. Поговаривали, будто она родила от него сына, по другим слухам — дочь. Но есть и другая версия: их связывали лишь духовные отношения, любовь, но не плотская, а возвышенная, что может быть вполне правдоподобно.

В 1843 году 25-летний Иван Тургенев записал в своём дневнике: «Встреча с Полиной» — и нарисовал рядом крест. Откуда ему тогда было знать, что этот «крест» ему предстоит нести через всю жизнь…

один писатель о другом биография. Смотреть фото один писатель о другом биография. Смотреть картинку один писатель о другом биография. Картинка про один писатель о другом биография. Фото один писатель о другом биография

Про неё говорили, что она «потрясающе некрасива», «сажа да кости». Сутулая, с нескладной фигурой, с глазами навыкате и лицом, на которое, по словам художника Ильи Репина, невозможно было смотреть анфас. И в то же время она была наделена грацией, шармом, умом и талантом. Полина Виардо потрясла весь Петербург своим необыкновенным голосом, гастролируя в составе итальянской оперы. Крупные черты лица и неказистая фигура певицы имели значение только в первые мгновения выхода её на сцену: «Некрасива!» Но стоило ей повести огромными чёрными глазами, стоило запеть… «Божественна!» — вздыхали все.

Художник Богомолов так писал о их взаимоотношениях :

«Он был счастлив по-своему, и бахвал тот человек, который подвергал суждению таких двух гениальных личностей, как он и она».

Не случайно упоминает людей, осуждавших Полину, из-за которой русский писатель большую часть своей жизни провёл вне Родины. Эти разговоры, ставшие особенно громкими в момент смерти писателя, заставили Полину, гордую волевую женщину, женщину, произнести:

«Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что составленное с ним имя Полины Виардо никак не умаляет, а разве возвышает».

Но лучше всяких объяснений этой удивительной любви, длившейся 40 лет, является стихотворение в прозе «Когда меня не будет», написанное за несколько лет до смерти:

«Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего…».

Вашему вниманию видео о Полине Виардо и И.С.Тургеневе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *