одежда мерлин монро в повседневной жизни
Одевая Мэрилин: как дизайнер Уильям Травилла создавал стиль актрисы
Мэрилин Монро и Уильям Травилла
Уильям (Билл) Травилла долгие годы являлся ведущим дизайнером кинокомпании 20th Century Fox, и на момент встречи с Мэрилин Монро в 1950 году уже обладал «Оскаром» за картину «Приключения Дон Жуана». Их знакомство оказалось весьма плодотворным и переросло в крепкую дружбу, а по слухам даже и в нечто большее.
«Мэрилин была единственной женщиной из всех моих знакомых, рядом с которой мужчина чувствовал себя высоким, красивым, обаятельным, благодаря лишь одному ее взгляду, смотрящему прямо вам в душу. Вы, если она так решила, были королем вечера. Рядом с ней возникало чувство, что вы у нее единственный, даже если это было совсем не так». Уильям Травилла
Уильям Травилла и Мэрилин Монро на примерке костюма
Именно Травилла создавал легендарные наряды, которые мы видели во многих фильмах с участием Монро, и которые навсегда вошли в историю кинематографа, неразрывно ассоциируясь с образом самой известной блондинки Голливуда.
«У нее была очаровательная особенность — зная о своей красоте, она хотела себя показать. Некоторых людей это шокировало, но, конечно же, она делала это умышленно. Она соединяла в себе женщину и дитя, ее обожали и мужчины и женщины.» Уильям Травилла
Уильям Травилла и Мэрилин Монро на съемках
Образы Мэрилин Монро и Джейн Рассел в фильме
Эскиз Уильяма Травиллы и образ Мэрилин Монро в фильме
В сцене, где подруги появляются на ужине в ресторане, взгляды всех гостей устремлены только на них. И дело не только в сценарии, ведь выглядели актрисы действительно потрясающе.
Шифоновое платье Мэрилин цвета salmon pink, украшенное множеством пайеток, сидело на ней как влитое. Что интересно, молния на платье располагалась спереди.
Эскиз и образ в фильме
Даже если вы никогда не смотрели «Джентльмены предпочитают блондинок», то музыкальный номер «Бриллианты лучшие друзья девушек» из этого фильма вы наверняка видели и не раз.
Мэрилин Монро, Мадонна и Анна Николь Смит
Николь Шерзингер, Кайли Миноуг и Камилла Кабейо
Довольно интересным фактом является то, что изначально по задумке Уильяма Травиллы наряд героини для этого номера должен был быть совершенно другим. И он даже был им создан, и обошёлся студии в 4000 долларов. А выглядел он вот так:
Но зрители этот костюм так и не увидели, концепция наряда была полностью изменена в разгаре съёмок, поскольку внезапно всплыли фотографии обнаженной Мэрилин, сделанные за несколько лет до этого. Стараясь замять эту историю и выставить актрису в лучшем свете, студия приняла решение отказаться от уже созданного костюма в пользу более закрытого наряда. Как мы с вами знаем, создатели фильма не прогадали и этот образ навсегда вошёл в историю кинематографа.
Эскиз и образ в фильме
Новый костюм для героини Мэрилин должен был полностью повторять изгибы ее тела, но при этом быть достаточно закрытым. Проблема заключалась в том, что шёлк-сатин, материал из которого шился данный наряд, довольно «скользкий», и при активных движениях в танце платье так и наровило куда-нибудь съехать. Для достижения эффекта жесткости наряда, дизайнер придумал приклеить верхний слой атласа к фетру, а со стороны спинки добавил чёрную подкладку. Сзади к платью был пришит огромный бант, наполненный перьями страуса и конским волосом для придания объемной формы.
Следующий наряд нашей героини, золотое вечернее платье, всего лишь мелькнул в фильме, так как цензура сочла его вырез слишком глубоким. У платья не было молнии, и зашивали его прямо на актрисе.
Эскиз дизайнера и образ для фильма
Но этот кинонаряд шагнул за пределы кино, в том же году Монро появилась в нем на церемонии Photoplay Awards и произвела настоящий фурор (вырез платья при этом заметно уменьшили).
Мэрилин получает награду журнала Photoplay в номинации «Самая популярная актриса»
Уильям Травилла создавал наряды не только для героинь Мэрилин на экране, он также помогал ей выглядеть роскошно на красных дорожках и различных мероприятиях. В одном из таких платьев авторства Травиллы актриса блистала на вечеринке по случаю дня рождения журналиста Уолтера Уинчелла в мае 1953 года:
Мэрилин Монро и Бетти Грейбл на дне рождения Уолтера Уинчелла
Следующей совместной работой актрисы и дизайнера стала картина «Как выйти замуж за миллионера», где прекрасно передана атмосфера Нью-Йорка 50-х годов, а красивые актрисы, элегантные мужчины, прекрасные наряды и интерьеры снова и снова заставляют нас любоваться этим фильмом.
Мэрилин Монро в роли охотницы за миллионерами
В вечернем наряде цвета спелой вишни Мэрилин выглядит просто великолепно. Блеск драпированного шелка и декоративная отделка платья ни раз вдохновляли дизайнеров на создание подобных образов для своих коллекций.
Актриса во время костюм-теста для фильма
Сцена с модным показом демонстрирует нам целый гардероб купальных костюмов и летних нарядов, а героиня Мэрилин здесь предстаёт перед нами в закрытом купальнике красного цвета и босоножках на «стеклянной» платформе:
Бетти Грейбл, Лорен Бэколл и Мэрилин Монро на съёмках фильма «Как выйти замуж за миллионера» в костюмах авторства Уильяма Травиллы
На премьере фильма в ноябре 1953 года Мэрилин сияла в прямом смысле этого слова. Кружевное платье, расшитое множеством кристаллов, идеально сидело на актрисе и было создано все тем же Уильямом Травиллой:
Лорен Бэколл, Мэрилин Монро и продюсер Наннэлли Джонсон на премьере
Мэрилин Монро, Этель Мерман, Митси Гейнор, Дональд О’Коннор и другие актёры на съёмках фильма «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес»
Свой первый музыкальный номер в фильме Мэрилин исполняет в белом полупрозрачном платье из тонкого крепа, подчёркивающем формы актрисы. Костюм украшен вышивкой, стразами и бусинами, а завершает образ головной убор из снежно-белых перьев цапли:
Эскиз и образ в фильме
В финальной сцене картины мы видим актрису в шикарном вечернем наряде голубого цвета:
Мэрилин на съёмках фильма
Ещё несколько эскизов и образов героини Монро из этого фильма:
У героини Мэрилин в фильме «Зуд седьмого года» даже не было имени, но сцена с взмывающим вверх платьем стала одним из самых запоминающихся символов XX-го века.
Сам Уильям Травилла называл своё творение «тем самым глупым платьем». На его создание ушло всего два дня, а сшито оно было из вискозно-ацетатного крепа. Каждую складку зашивали вручную, а лиф был укреплен металлическим каркасом.
Эскиз и образ Мэрилин Монро в фильме
Изначально ту самую сцену, где ветер от проходящего подземного поезда поднимает платье Монро вверх, действительно снимали на улице. Однако знаменитая актриса и кинокамеры сразу привлекли внимание множества зевак, которые свистели и кричали, когда платье Мэрилин в очередной раз поднималось. Там собрались фотографы, полицейские, случайные зрители, которые восхищались сценой, где ветер обнажал ноги и белые трусы актрисы. И хотя режиссёр в конце концов был вынужден переснять эту сцену в павильоне студии 20th Century Fox, так как шум толпы испортил снятый материал, весь происходящий ажиотаж обеспечил отличную рекламу фильму ещё на моменте съёмок.
Том Юэлл и Мэрилин Монро на съёмках фильма
В 2012 году культовое платье было продано на аукционе за 4,6 миллиона долларов. Покупатель пожелал остаться неизвестным.
Самым же ярким в плане цвета образом в фильме является этот розовый костюм, расшитый тысячами пайеток, в котором героиня Мэрилин снимается в рекламе зубной пасты:
В марте 1954 года Мэрилин вновь появилась на премии журнала Photoplay, где получила награду в номинации «Лучшая актерская игра». На мероприятии актриса блистала в серебристом платье из ламэ, созданном её другом Уильямом Травиллой.
Мэрилин Монро и актёр Джек Карсон на премии Photoplay Awards
«Мэрилин никогда ничего не делала, не обдумав все заранее. Она точно знала, чего хочет достигнуть и всегда получала что хотела.» Уильям Травилла
В последний раз Травилла встречался с Мэрилин за неделю до ее смерти. Уильям случайно зашел в ресторан, где актриса обедала с Питером Лоуфордом и Пэт Ньюкомб. Позже он признался, что Мэрилин была не в себе, и даже не сразу его узнала. Он хотел написать ей письмо о том, как ему было неприятно в тот вечер, но так и не успел это сделать.
Уильям Травилла умер в 1990 году, пережив свою музу почти на 30 лет. До конца жизни он оставался востребованным дизайнером и создал множество прекрасных нарядов для таких звезд Голливуда как Джуди Гарланд, Барбара Стэнвик, Грета Гарбо, Лорен Бэколл, Фэй Данауэй, Уитни Хьюстон и многих других.
То самое белое платье, бикини и мешок из-под картошки: 10 самых знаковых модных моментов Мэрилин Монро
От вульгарности к собственному стилю
Когда мы сейчас говорим о стиле Мэрилин Монро, то вспоминаем в первую очередь ее идеальные платья, но актриса одевалась так далеко не всегда. До 1954 года Монро предпочитала откровенную сексуальность и даже вульгарность в нарядах, носила платья с глубоким декольте и вещи на размер-другой меньше, которые плотно обтягивали фигуру. Такой стиль был одновременно и ее выбором, и контрактным обязательством с киностудией, которая хотела получить максимум от эксплуатации сексуального образа.
Гардероб Мэрилин изменился после месяца, проведенного в гостях у друзей — фотографа Милтона Грина и его жены Эми. Паре пришлось долго воевать с вульгарными гардеробными привычками актрисы: даже простые свитеры та покупала в нескольких размерах — подходящем для ношения дома и более тесных вариантах для походов в гости выступлений на телевидении. В итоге обновить гардероб Монро пригласили дизайнеров Джорджа Нардиелло и Нормана Норелло, которые с нуля отшили платья, комбинации, белье и корсеты — эти силуэты позволяли подчеркнуть фигуру, как любила Мэрилин, но сидели гармонично, а еще были сшиты из качественных материалов.
В тот же период в жизни актрисы произошли кардинальные перемены: в 1955-м она завершила тяжелый развод, разорвала тяготивший ее контракт с киностудией XXth Century Fox, стала брать уроки театрального мастерства и добилась признания критиков. И кто знает, какую роль в этом прорыве сыграл новый гардероб (фасоны из которого Монро потом предпочитала всю жизнь).
То самое белое платье
Самый знаменитый образ Мэрилин Монро — и один из самых знаменитых нарядов XX века в принципе — белое платье с плиссированной юбкой, вздымающейся от порывов ветра в фильме «Зуд седьмого года» 1955 года. Его сшил дизайнер костюмов Уильям Травилла, который уже не первый раз работал с актрисой. По сюжету героиня Мэрилин гуляла со своим ухажером по вечернему Нью-Йорку и в одной из сцен вставала на вентиляционную решетку, где ветер от проходившего снизу поезда метро поднимал юбку, обнажая ноги героини. Сцену пришлось переснимать несколько раз в разных местах: каждый дубль, даже ночной, собирал толпу зевак, которые улюлюкали и свистели, когда платье Монро поднималось. В итоге этот момент отсняли в павильоне — материал с улиц Нью-Йорка был безнадежно испорчен шумом толпы.
Белое платье стало неразрывно связано с образом Монро: кукла Барби в виде актрисы, выпущенная компанией Mattel в 1997 году, была одета как раз в такое, этот же образ появился на почтовой марке Сомали, а в 2011 году в Чикаго была установлена восьмиметровая статуя, посвященная Мэрилин Монро, где она изображена все в том же легендарном наряде.
Мешок из-под картошки
Знаете выражение «На красивую женщину хоть мешок картошки надень, все равно хорошо будет»? Это про Мэрилин Монро, притом буквально. В 1952 году актриса позировала для съемки в мини-платье, сшитом непосредственно из такого мешка. Образ появился после того, как пресса осмеяла ее выход в красном платье с глубоким декольте и пышной юбкой — журналисты тогда написали, что даже мешок был бы лучше. Актрису разгромная статья ужасно обидела, но заставила действовать: мешок раскроила и перешила одна из костюмеров студии XXth Century Fox, там же в павильоне провели съемку, имевшую потом оглушительную популярность в газетах (и озолотившую фермеров, продававших картофель компании, логотип которой красовался на мешке). Впоследствии этот образ вдохновил дизайнеров Доменико Дольче и Стефано Габбану — они интерпретировали его для коллекции Dolce & Gabbana весна-лето 2013.
Поздравление президента Кеннеди
Платье из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»
Еще одна картина в фильмографии Мэрилин Монро, где наряды могут конкурировать с платьем из «Зуда седьмого года», — это «Джентльмены предпочитают блондинок». Над костюмами для него также работал Уильям Травилла, его авторству принадлежало и розовое атласное платье в пол, в котором героиня Монро исполнила песню «Бриллианты — лучшие друзья девушек». В итоге песня стала одной из самых популярных в свое время и заняла 12-е место в списке «100 лучших песен из американских фильмов за 100 лет», который составил Американский институт киноискусства, а платье копировали, пародировали и вдохновлялись им почти так же часто, как и белым (и Барби в таком наряде тоже выпустили).
Выступление перед военными
В 1954 году Мэрилин Монро отправилась в свадебное путешествие в Японию, откуда неожиданно поехала на Корейский полуостров, пока ее муж Джо Ди Маджо занимался своими делами: там актриса выступала перед американскими солдатами на военных базах — за год до этого в Корее закончилась война. Этот тур помог ей сделать передышку в напряженных отношениях с супругом (их брак продлился меньше года), а еще преодолеть страх перед сценой. «Эта поездка была лучшим, что когда-либо случалось со мной. Я никогда раньше не чувствовал себя звездой. Было так чудесно смотреть вниз со сцены и видеть, как мне улыбается парень-солдат», — рассказывала актриса. Песню «Бриллианты — лучшие друзья девушек» на одной из военных баз Монро исполняла в фиолетовом платье-комбинации, расшитом бисером, и золотых босоножках, притом что путешествовала она в грубых ботинках, армейских штанах и бомбере: контраст производил на публику неизгладимое впечатление.
Пин-ап
Пин-ап — рисунки и фотографии полуобнаженных женщин в характерном стиле — получил распространение в Америке сороковых-пятидесятых годов: такие картинки вырезали из журналов, вырывали из календарей и прикрепляли на стену (отсюда и название: pin up — «приколоть»). И хотя Мэрилин Монро не всегда называют среди самых знаменитых икон пин-апа, не стоит недооценивать ее влияние на распространение и популярность этого стиля — и в фотографии, и в рекламе, и даже в одежде. Да, пин-ап в середине прошлого века был скорее маркетинговым инструментом — фривольные съемки привлекали аудиторию, но Монро была достаточно смелой, чтобы выносить его за пределы журнальных страниц. Например, в 1955 году она пришла на благотворительный вечер в наряде в стиле пин-ап — корсетном боди с бантом и пышным шлейфом сзади. Получилось провокационно, но что, если не провокация, запоминается и обсуждается больше всего?
Популяризация бикини
Раздельные купальники, привычные нам сейчас, в пятидесятых годах все еще считались неприличными (хотя появились за десять лет до этого). Приучали широкую общественность к столь откровенному пляжному наряду как раз Мэрилин Монро наряду с Брижит Бардо — именно любовь этих двух великих актрис к раздельным купальникам примирила с ними Европу и Америку. Что и говорить, они обе были отличными амбассадорами таких пляжных нарядов.
«Аэропортный шик»
Актриса всегда старалась нарядиться и даже для путешествий выбирала эффектные, а не удобные наряды. Непременно каблуки, платье и мех (во-первых, в самолете может быть прохладно, во‑вторых, Мэрилин обожала мех). Самым знаменитым образом из аэропорта стал ее спуск с трапа в Чикаго в 1959 году — Монро была в туфлях-лодочках и пушистой шубе чуть ниже колена. Именно этот наряд и дал начало понятию «аэропортный шик» — нарядиться в аэропорт звездам следовало особенно тщательно, ведь там их поджидали папарацци (а вот комфортный « аэропортный стиль» пришел ему на смену намного позже, в нулевых), а еще его неоднократно цитировали в поп-культуре — стоит вспомнить хотя бы комплект из шубы и туфель Кэрри в «Сексе в большом городе».
Обложки по мотивам образов Мэрилин
Мэрилин Монро стала уже не просто символом нескольких стилей своего времени, а в буквальном смысле иконой — то есть узнаваемым образом, визуальным именем нарицательным. Самое простое доказательство этого — обложки глянцевых журналов, где позируют самые разные знаменитости, но в них безошибочно узнается Монро. В образе белокурой актрисы с алыми губами и нарядами в духе Голливуда пятидесятых для съемок позировали и Дрю Бэрримор, и Бейонсе, и даже Ким Кардашьян, казалось бы, максимально далекая по типажу от Мэрилин.
Минутка ретро: как Мэрилин Монро нашла свой стиль
Звездный стиль
Культовая фигура XX века, актриса, которую многие считают эталоном женственности и сексуальности, Мэрилин Монро не сразу нашла свой фирменный стиль. Помогло случайное знакомство, благодаря которому звезде удалось пересмотреть свои взгляды на моду.
Милтон любил фотографировать Мэрилин, но его раздражало, как она одевалась — как будто бы неряшливо и небрежно, в одежду, которая была ей явно мала:
На экране ты выглядишь фантастически, у тебя есть все данные для этого, но в жизни ты как замарашка! Посмотри на Кэтрин Хепберн — вот у кого есть стиль!Тебе тоже нужно найти свой стиль, что-то, от чего не будет веять дешевой сексуальностью глупой блондинки,
Монро не хотелось спорить — в гости к Гринам она приехала отдохнуть от Голливуда и забыть о всех проблемах. В их большом поместье в Уэнстоне, что в Коннектикуте, она осталась на целый месяц: гуляла, читала, часами играла с маленьким сыном супругов, встречалась с гостями (а в доме бывали Майк Тодд, Ричард Роджерс, Леонард Берштейн, Майк Тодд, литературные критики и агенты, люди искусства), просыпалась когда хотела, лежала в ванне, — словом, наслаждалась безмятежным отдыхом.
Монро было всего 28 лет, она только что рассталась со вторым мужем, Джо Ди Маджо, студия давила на нее контрактными обязательствами, папарацци преследовали ее — Мэрилин хотелось сбежать от всех и вся. Но рядом с Милтоном и Эми она чувствовала себя спокойно и уютно, им она доверяла, а потому и не стала противиться, когда те взялись за обновление ее гардероба.
Милтон и Эми Грин
Первый ход сделал Милтон, который отвез Мэрилин в ателье Bergdorf’s, Bonwit Teller, и Saks на Манхэттене и помог выбрать приличное платье, которое бы подчеркивало фигуру, не заставляя при этом ее обладательницу выглядеть вульгарно. Платье Монро купила, но так ни разу его и не надела, вернувшись к любимым брюкам, плохо сидящим на ней, и блузам не по размеру.
Сдавшись, Милтон обратился к жене, мудро рассудив, что уж она, бывшая модель и женщина с безупречным чувством стиля, которая начала носить тонкую нитку жемчуга задолго до Джеки Кеннеди, — его Эми сумеет мягко направить вкусы Мэрилин в нужное русло. Эми принялась за дело с азартом. Элегантная и утонченная, она являлась полной противоположностью Монро, не принимая ничего кричащего в одежде, и стала наставником актрисы в вопросах стиля.
Мэрилин Монро гости у семьи Грин
Сначала Эми купила Мэрилин зимнюю одежду, заметив, что таковой в гардеробе блондинки, как у любой типичной жительницы Калифорнии, в принципе нет. Эми обратилась к своей хорошей подруге, дизайнеру Энн Кляйн, сказав, что хочет подобрать одежду для известной актрисы, у которой совсем нет вкуса. Имя Мэрилин Эми, разумеется, называть не стала. Дело было сделано: на Рождество, которое Монро встречала вместе с семьей Грин, под елкой актрису ждали восемь свертков с элегантными комплектами по погоде — брюки, блузы, платья, джемперы. Мэрилин была ошеломлена — никто никогда не делал для нее такого раньше.
Я отучила ее от этих уродливых туфель, которые она постоянно носила — с круглым носом спереди и закрытых сзади. В то время все на киностудии Twentieth Century Fox носили такие. Вместо них я купила Мэрилин 50 пар итальянских туфель от Dalco. Классические закрытые лодочки на небольшой шпильке по 20 долларов за пару — их она носила всю оставшуюся жизнь.
Актриса не была шопоголиком и не часто бывала в магазинах — процесс выбора нарядов ее утомлял.
Когда ей была нужна одежда, она просто шла в костюмерный цех киностудии, где работала ее приятельница, брала вещь и возвращала на следующее утро с чеком на 50 долларов. Для нее так было проще и дешевле — брать вещь напрокат, чем покупать,
Эми горела желанием отучить Мэрилин от этой привычки и водила ее по магазинам:
Мы пошли покупать кашемировые свитера, и я была в шоке от ее требований. Она попросила три одинаковых свитера разных размеров: своего размера — для повседневной жизни, чуть в обтяжку — для походов в гости и вечеринок, откровенно маленький — для телеэфиров. Для меня это было так странно!
Тогда Эми решила действовать кардинально и познакомила ее с дизайнерами Джорджем Нардиелло и Норманом Норелло, которые с нуля создали гардероб для Мэрилин Монро. На протяжении нескольких недель Джордж, Норман, Эми и Мэрилин придумывали новый стиль актрисы, засиживаясь до позднего вечера у камина в гостиной Милтонов. Было решено сшить для актрисы такую одежду, которая недостатки ее фигуры превратила бы в достоинства — и это дизайнерам удалось:
У нее прекрасное тело, но ее тип красоты из другой эпохи,
— так Норелл оценивал Монро.
В результате для Мэрилин пошили ворох утягивающего белья и комбинаций по фигуре, подходящих ее комплекции, а также несколько платьев из атласа и шелка. Каждое из них облегало фигуру так, как она и любила, но благодаря благородным материалам и черному цвету, крою и фактуре, эти узкие наряды больше не смотрелись на актрисе вульгарно. Сексуальность, но сдержанная. Игривость, но не переходящая границ. Монро была в восторге: платья ей так понравились, что позже она отдавала предпочтения только таким фасонам и пошила себе еще с десяток похожих моделей, уже более дешевых, в ателье на Седьмой Авеню.
Смена гардероба привела к неожиданным последствиям: уже в следующем году, в 1955-м, Монро решает круто изменить свою жизнь и разрывает тяготивший ее контракт с киностудией. Она отправляется в Нью-Йорк, начинает посещать уроки театрального мастерства, задумывается о продюсировании. И все это — в новых платьях, без которых теперь не представляет своей жизни.