очень скоро площадь согласия сделалась средоточием городской жизни парижа которому так нужен

Упражнение 138.Укажите, каким образом в данных примерах осложняется структура грамматически простого предложения и чем функционально оправдывается такое осложнение

1. В данном разряде слов с наибольшей отчётливостью проявляется воздействие социальных условий, непосредственное влияние последних на степень интенсивности изменений этой важной лексической группы. 2. Слова с переносным значением выступают, как видим, в сочетании с не совсем обычными ранее для этих слов определениями. 3. Ряду слов в современном языке присущ ярко выраженный эмоционально- оценочный оттенок: обыватель, мещанин ( в прошлом – название сословия; нейтральное, неоценочное). 4. Наряду с притоком новых слов, переосмыслением и возрождением старых происходит и выпадение из словаря части устаревших наименований. 5. Вместе с некоторыми ушедшими из жизни явлениями естественно уходят и обозначавшие их слова, становясь так называемыми «историзмами», переходя в пассивный запас слов.

Упражнение 139. Исправьте предложения.

1. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут входить во взаимные комбинации. 4. Распространены представители этого комплекса в прибрежных водах Северной Атлантики. 5. Первым делом надо внимательно изучить, что кроется за обозначениями параметров, приводимых в технических характеристиках. 6. Все отмеченные выше недостатки объясняются лишь тем, что составители недооценивают словообразовательные возможности приставок.

Тема 28. Стилистика текста

Цель: ознакомление с предметом стилистики текста, ее задачами, стилевыми функциями текстовых категорий.

Задачи:

Ключевые понятия:единицы текста: высказывание, межфразовое единство, абзац, глава, раздел; признаки текста: целостность и связность; образ автора; функционально-смысловые типы речи; словесный образ; содержательно-фактуальная и подтекстовая информация; смысл и значение; стилистические характеристики текста.

Вопросы для обсуждения

Методические указания

Многоаспектность самого феномена текста диктует и многоаспектность его характеристики. Поэтому при изучении этой темы следует обратить внимание как на вопросы текстообразования, так и на вопросы текстовосприятия. Особо следует подчеркнуть значимость функционального и прагматического аспектов в изучении текста как основы поиска оптимального варианта его речевой организации.

Следует обратить внимание на то, что в теории текста ещё много нерешённых проблем. Их следует учитывать при анализе текстов разных типов. Кроме того, необходимо отметить, что текст – это не сумма компонентов, а цельное произведение, имеющее целеустановку, функциональное назначение и обладающее авторской модальностью. Это важно учитывать при лингвостилистическом анализе текста.

Литература

2. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.:Логос, 2003.. –С.194 – 222.

Дополнительная литература

1.Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 238 – 240.

Упражнения

Упражнение 140. Определите в тексте начало абзацев:

«Язык – одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Трудно даже представить, что стало бы, если бы язык по каким-то причинам вдруг перестал существовать. Вспомним фантастические «Путешествия Гулливера», в которых английский писатель Джонатан Свифт сатирически изображает современное ему общество. В одном из эпизодов Гулливер оказывается среди ученых Летучего острова, которые считали, что все слова надо упразднить. А чтобы выражать свои мысли, надо носить с собой вещи. Ведь слова – это названия вещей! Он наблюдает местных мудрецов, изнемогающих под тяжестью ноши. Встречаясь на улице, они снимали с плеч мешки, развязывали их и, доставая оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу, потом помогали друг другу взваливать тяжеленный груз на плечи, прощались и расходились. Слово – единство отвлечённых и конкретных, общих и индивидуальных значений, и его нельзя заменить никакой вещью! И как хорошо, что для того, чтобы рассказать товарищу о недавно прочитанной книге, совсем не надо носить или возить с собой огромные мешки с вещами, о которых должна идти речь! Подобно чудодейственному дару слово существует в нас как «заместитель» предметов и явлений. Это самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения».

Упражнение 142. Вкаком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Очень скоро эта площадь сделалась средоточением городской жизни Парижа, которому так нужен был новый форум в годы огромных исторических перемен.

Б. Она возникла сразу, как возникает одно здание по воле владельца и замыслу архитектора.

В. Площадь Согласия, бесспорно, один из самых ярких архитектурных образов Парижа.

Г. Но прошло почти сто лет, пока площадь Согласия приобрела тот облик, который она имеет сегодня.

Источник

Тест по русскому языку на тему “Сложноподчиненное предложение”

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.

2) С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.

3) Небо на востоке стало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.

4) Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Книга, которая лежала на столе принадлежала Ана­толию.

2) Тучи плывут оттуда, откуда дует ветер.

3) Я все смотрел на дорогу, где в пыли неслась конница.

4) Это был маленький дом, в котором мы проводили лето.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Несмотря на то что пошел дождь, мы отправились в лес.

2) Только для того чтобы приготовить порцию англий­ского бисквита, нужно десяток яиц.

3) Дом, в котором прошло наше детство, не сохранился.

4) Чичиков должен был на минуту закрыть глаза, потому, что блеск от свечей и дамских платьев был страшный.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Я считаю этого человека своим учителем не только потому, что он многому меня научил.

2) Я считаю этого человека своим учителем, потому что он многому меня научил.

3) Я считаю этого человека своим учителем потому, что он меня многому научил.

4) Я считаю этого человека своим учителем, потому, что он меня многому научил.

5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Чичиков не заметил (1) как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.

Николай был белый (2) как лунь.

Маргарита повернулась (3) туда (4) куда указывал Азазелло.

6. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Если лето дождливое (1) то роскошная раститель­ность степи сохранит свою свежесть надолго.

Он заболел (2) не потому (3) что ходил без шапки. Он заболел (4) потому что ходил без шапки.

7. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Небо на востоке стало светлеть (1) лишь по мере того (2) как над горизонтом поднималось тусклобагровое солнце.

Он делал (3) то страшные (4) то ласковые и одоб­рительные глаза (5) шипел на тех (6) кто пел неверно.

8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые

Кому приходилось странствовать по тайге (1) тот знает (2) что это такое

Откуда я знаю (3) сколько их здесь.

9. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые

На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.

10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) вы­сказаны в работах некоторых астрофизиков (2) ис­следования которых (3) представляют несомненный интерес для всех ученых мира.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это был замечательный мастер (1) многие изделия (2) которого часто выставлялись (3) в местном крае­ведческом музее.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пришли разодетые в бархат и парчу барыни (1) от вида которых (2) веяло чем-то провинциальным (3) и безвкусным.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Среди вековых дубов и лип (1) стоял небольшой дом (2) видом (3) которого (4) нельзя было не восхититься.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Посередине деревни (1) в которую мы вошли (2) был пруд (2) густо заросший камышом.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В начале проспекта (1) стоит большое высотное здание (2) у подножия (3) которого (4) приютилась маленькая церковь.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не так уж трудно построить серию выводов (1) в которой (2) каждый последующий (3) простейшим образом (4) вытекает из предыдущего.

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень скоро (1) площадь Согласия (2) сделалась сре­доточием городской жизни Парижа (3) которому (4) так нужен был новый форум в годы огромных (5) исторических перемен.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лев Толстой (1) как-то (2) говорил о музыке (3) после которой (4) «необходимо совершать необыкновенные поступки».

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художник (1) написавший картину (2) которая (3) так привлекла меня своим мастерством (4) оказался совсем молодым.

Источник

Проверочные работы для учащихся 10-11 классов по русскому языку

Проверочная работа (1 вариант)

1.Расставьте ударение в словах.

Каталог, торты, квартал, позвонит, щавель, обеспечение, жалюзи, понял, поняла, клала, намерение, водопровод, ходатайство, начать, облегчит, досуг, договор, завидно, черпая, банты, премировать, премированный, апостроф, сосредоточение, молох, предвосхитить, памятуя.

2. Вставьте пропущенные буквы

3.Укажите предложения с грамматической ошибкой

А) 1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4) О своем отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Укажите предложения с грамматической ошибкой.

Б) 1) По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А.И. Немировским.

Укажите предложения с грамматической ошибкой,

В )1) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова.

2) Одним из интеллигентнейших людей, обладавшим уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Дмитрий Сергеевич Лихачев.

3) Только по предъявлении доверенности можно одному человеку действовать от имени другого.

4) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волконский в книге «Лицо времени».

4. Распределите по группам Н-НН:

5.Запишите цифры, на месте которых должны стоять запятые

2. Передо мной было большое круглое болото (1) занесённое снегом (2) из-под белой пелены (3) которого (4) торчали редкие кочки.

3. Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный океан

4. В гостиной с большого портрета смотрело весьма выразительное (1) женское лицо (2) красотою (3) которого (4) нельзя было не восхититься.

5. Эти события (1) свидетелем которых (2) я стал (3) случились незадолго до известного бунта Емельяна Пугачёва

6. Очень скоро (1) площадь Согласия (2) сделалась средоточием городской жизни Парижа (3) которому (4) так нужен был новый форум в годы огромных (5) исторических перемен.

7. Солдаты с завистью смотрели на проносившиеся мимо нас (1) товарные вагоны (2) из открытых дверей (3) которых (4) выглядывали лошадиные морды.

8. Звёзды засияли в небе (1) чёрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.

9. Гора Килиманджаро (1) у подножия (2) которой исследователи разбили лагерь (3) своей вершиной уходила в облака.

Проверочная работа (2 вариант)

1. Расставьте ударение в словах

Обеспечение, принудить, подобрала, плесневеть, выгнала, кралась, свекла, фарфор, каталог, щебень, диспансер, крапива, прожита, ходатайство, квартал, знамение, вероисповедание, завидно, включит, кухонный, некролог, соборование

Бл..снуть, б….летень, без..ску..ный, иску..тве..ый, в..кансия, (в)виду (не)погоды, иметь (в)виду, во(что) бы(то) ( н..)стало, возр..жение, возр..ждение, пр..винция, п..лисадник, св..детель, сож..леть, пр..л..вной, (не)подражаемый, (не)весёлый советник, отнюдь (не)весёлый, (не)забытый подвиг, н..кем (не)забытый поступок, поступить (не)хорошо, (не)хорошо и (не)плохо, ничуть (не)вкусно, комната(не)убра..а, (не)убра..ая комната, ещё (не)провере…ые тетради, (не)разумный друг, (не)отшлифова..ый рис

3.Выберите вариант ответа

А) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.

2) Дальняя комнатка была (не)большая, но светлая и уютная.

3) Со дня отъезда Лизы в квартире все оставалось (не)тронутым.

4) Вдалеке виднелись серые (не)законченные постройки.

Б) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Описаны виды кальмаров, до недавних пор (не)известные науке.

2) Вам (не)было скучно?

В) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Нужная книга (не)прочитана.

2) Клементьев ушел, (не)ответив на наши вопросы.

3) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

4) (Не)высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны.

Г) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Нельзя было отредактировать рассказ, (не)испортив его.

2) Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (не)принимать волевых решений.

3) Эти события сыграли (не)малую роль в судьбе Андреи.

4) Новая шинель (не)сшита.

А) 1) менее правильней 2) вкусные торты 3) с восемьдесят пятым 4) по их просьбе

Б) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) много мандарин 2) обеими руками 3) к тысяча девятьсот тринадцатому году

4) умелые парикмахеры

В) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)молодые бухгалтеры 2) дамских туфлей 3) худший вариант 4) лягте на пол

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Литературоведение изучает и опирается на законы раз­вития литературы.

2) Закрыв книгу, постарайтесь представить ее героев.

4) Река совсем обмелела и стала несудоходной.

Б) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчи­вый.

2) Вокруг нас зеленые деревья, на них поют свои весенние песни птицы.

3) Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голоса птиц.

4) В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции Центра Москвы.

В) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединяются в творчестве Бунина.

2) Разведчик поджег не только вражеский штаб, но и спас раненого командира.

3) Утомленные путники увидели дуб обожженный ударом молнии

4) Чистый и нежный звук колокола доносился до нас.

Г) Укажите предложение с грамматической ошибкой,

1) Одним из первых ученых, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

2) В окна, наполовину занесенные снегом, глядел рассвет.

3) Мы любили и учились у этого учителя.
4) Окончив училище, многие из нас остались работать родном городе.

Проверочная работа (вариант 3)

1. Расставьте ударение в словах

Звала, кралась, дремота, завидно, статуя, откупорить, черпая, холеный, камбала, мельком, хлопковый, пуловер, квартал, искра, плесневеть, нефтепровод, иначе, кухонный, надолго, вероисповедание, соборование, незадолго договоренность.

2 . Вставьте пропущенные буквы.

Г…л..рея, гр..мо…кий, гости..ица, гума..изм, гума..ый, д..магог, д..ф..цит, д..ш..вый, д..л..тант, пр..стиж, д..ску..ия, дра..атический, пр..од..леть, п..л..садник, пр..нести, пр..поднести, пр..в..легии, пр..обретать, пр..тендент, пр..способление, пр..дел терпения, пр..делать к реш..тке, ноч..вка, напр.ж…ый, занавеш…ое окно, стреля..ый воробей, обещ…ый отдых, усе…ая листвой, масле..ица, кож..ый.

1) Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

2) Очень хотелось, ЧТО(БЫ) всё шло по плану, (ПО)ТОМУ что от этого зависело многое.

3) Мы устали (ДО)ТОГО, что уже (СО)ВСЕМ не могли идти.

4) Артём был согласен (СО)ВСЕМ, что говорил отец, Костя, (НА)ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.

Б) В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, (ЗА)ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

В) В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство

и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы

Г) В каком предложении слова пишутся слитно?

1) Зарплату он положил (НА)СЧЕТ в банке, (ЧТО)БЫ не потерять проценты от вклада.

2) Не открывайте форточку, тут (И)ТАК холодно: (ВСЕ)ТАКИ зима на дворе.

3) ЧТО)БЫ мы могли успеть на поезд, все вопросы были решены, при(чём) довольно быстро.

4)Труд необходим человеку так(же), как и пища, и (ПО)ЭТОМУ нам необходимо работать.

Д) В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Я не знал, что он имел В(ВИДУ), когда шел (НА)ВСТРЕЧУ со мной.

2) В(ВИДУ) приближающейся бури беспокоились о рыбаках, находившихся в море (В)ТЕЧЕНИЕ двух суток.

3) (В)ПЕРЕДИ нарастал грозовой шум, и мы шли (НА)ВСТРЕЧУ ветру.

4) Он был в командировке (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца, (В)СЛЕДСТВИЕ чего опоздал на съемку.

4. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

А)Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

Б)Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.

В)Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале

Г)Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

Д)Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.

Проверочная работа (4 вариант)

1. Расставьте ударение в словах

Подростковый, принудить, искра, завидно, знамение, оптовый, втридорога, квартал, плато, кабелей, на пол, скольким, алкоголь, щавель, цемент, премированный, премировать, красивее, черпая, мизерный.

2. Вставьте пропущенные буквы

3. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые :

А ) Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

Б) Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)нем редком воздухе стра(2)о ясно виднеется село с белой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

5 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н

Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)ним дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника мариниста.

6 . Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н

В 21-ой симфонии представле(1)ы лучшие качества оркестрового стиля Н.Я. Мясковского: мощное звучание, напоминающее манеру Брамса, повыше(2)ое внимание к стру(3)ой группе, делающее звучание оркестра мягким и тёплым.

7.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж – широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Жизнь художника Айвазовского, великого труже(1)ка, была поглоще(2)а творчеством, насыще(3)ым импровизацией и фантазией.

9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.

Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.

Котёнок был ИГРИВЫЙ и хорошенький: мордочка умненькая, сам пушистый.

Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

Лицо его расправилось, разгладилось, стало похоже на МАСЛЕНЫЙ блин.

Источник

Архитектура Благополучия: архитектурное проектирование, производство и монтаж фасадного декора в Москве и Московской области

Площадь Согласия

Площадь Согласия — бесспорно один из самых ярких архитектурных образов Парижа. Городской пейзаж захватывает здесь зрителя с неотразимой силой. Здесь как будто очень немного «архитектуры»: нет ни грандиозных зданий, ни торжественных колоннад, ни изобилия скульптур или внушительных памятников. Все, что построено по периметру площади, все, что поставлено в разных ее точках, — дворцы, ограды, из­ваяния, фонтаны и обелиск — все это отходит как бы на второй план перед мощной красотой самой площади в самом первичном смысле этого слова: перед обширным свободным пространством, образующим откры­тую панораму центральной части Парижа.

Эта площадь — создание нового времени. Еще в середине XVIII века здесь был большой пустырь, отделявший королевский сад Тюильри от Елисеиских полей, западной окраины города, через которую пролегала дорога на Версаль. Площадь Согласия возникла сразу, как возникает одно здание по воле владельца и замыслу архитектора. Очень скоро она сделалась средоточием городской жизни Парижа, которому так нужен был новый форум в эти годы огромных исторических перемен. Но прошло почти сто лет, пока площадь Согласия приобрела тот облик, какой она имеет сегодня. Архитектурное произведение абсолютизма, площадь Согласия стала центром города в эпоху буржуазной революции и в по­следующий период усиленного роста нового, капиталистического Па­рижа. Задуманная как продолжение чисто дворцового ансамбля, она са­мым ходом исторических событий сделалась едва ли не первым архитектурным ансамблем «мирового города». И этот образ мощного го­родского ансамбля, утверждающего новые масштабы пространства, но­вые ритмы жизни и движения, свойственные громадному городскому центру, отпечатлелся здесь куда сильнее и внятнее, чем первоначальный образ парадного плаца перед резиденцией короля. Именно вокруг пло­щади Согласия начали нанизываться и вырастать новые куски города, Площадь — некий оазис организованного пространства среди хаоса городской застройки. Со всей резкостью осуществляется здесь контраст между беспорядочной суетою обыденных городских кварталов и торжественным великолепием площади, располагаемой перед двор­цом или храмом. Площадь представляет собой, в сущности, лишь разно­видность феодального дворцового ансамбля, перенесенную в город, но по-прежнему наглухо от него отделенную. С этими чертами барочной площади связана еще одна ее особенность. В планировке и очертаниях площади обычно даны линии движения, предписываемого зрителю: са­мое построение ансамбля таково, что человек должен двигаться внутри него по совершенно определенной трассе, причем во время этого движе­ния последовательно раскрываются все новые и новые точки зрения на архитектурные формы.

Французский абсолютизм, сохраняя в основном то же понимание го­родского ансамбля, внес, однако, в архитектурную трактовку площади новые черты. Характерными образчиками этого нового ансамблевого типа являются парижские площади XVII века. По-прежнему площадь рассматривается как «представительство» дворцового ансамбля в городе, как пространство, которое отгородил для себя внутри города королевс­кий двор. На этом пространстве не случайно утверждаются внешние символические знаки власти, скульптурные изображения короля. Пло­щадь трактуется как продолжение дворцового ансамбля в городе, при­том «экстерриториальное» по отношению к самому городу. Изолирован­ность площади, закрытый характер ее пространства сохраняются в качестве основного ансамблевого принципа. Площадь Вогезов —не что иное, как закрытый внутренний двор квадратной формы, площадь До­фина имеет форму треугольника, связанного с соседними улицами только одним узким проходом. Площадь Вандом до перестройки сосед­них улиц в XIX веке также не пересекалась никакими магистралями и была совершенно независима в пространственном отношении от сосед­них кварталов, с которыми она соединялась двумя короткими проез­дами.

Проектировщики были почти не связаны определенным участком для новой площади, им предоставлялась свобода выбора среди самых различных кварталов и пунктов городского центра. Характерно, что не­которые проекты останавливаются на острове Сите, этом сердце старого Парижа, парижском «кремле», от которого пошел весь город. Именно на Сите проектирует новую площадь один из наиболее выдающихся участ­ников конкурса —Ж.-Ж.Суфло. В его проекте новая площадь имеет форму почти квадратную, причем только две стороны этого квадрата за­строены, две другие выходят на два берега острова, на две набережные. Таким образом, площадь оказывается совершенно открытой с двух сто­рон, и с обеих этих сторон пространство площади переходит в гладь реки. Проект Суфло предлагает снос многочисленных старых строений вокруг Нотр-Дам и создание громадной площади «современного» типа в непосредственном соседстве с самым старым ансамблем средневекового Парижа. Контраст открытого пространства площади, сливающегося с рекой, и тесного сплетения средневековых улиц несомненно входит в расчеты архитектора. Сама прямоугольная форма площади типична для архитектуры XVIII века,» точно так же, как и типична и столь же пра­вильна форма круга, какую мы видим на другом проекте — архитектора Питру, также помещающего площадь на Сите.

Проект Питру, занимавшего должность главного инспектора мостов и дорог, носит уже ярко выраженный «планировочный» (или, выражаясь современным термином, градостроительный) характер. Автор этого лю­бопытного проекта помещает новую площадь на оси основной, северо­южной магистрали города. Эта магистраль представляла собой часть старинной дороги, некогда соединявшей Лютецию с Римом и пересекав­шую остров Сите: рю Сен-Жак и рю Сен-Мартэн, из которых одна улица продолжает другую, как раз и проходят по трассе этой старейшей маги­страли Парижа. Питру проектирует площадь в виде круга в 70 туазов (136,5 м) диаметром, с постановкой монумента в центре этого круга, на оси названных двух улиц, пересекающих площадь с севера на юг. В вос­точной части площади проектируется здание Отель д»е Билль с очень раз­витым аванкуром, отделенным от площади колоннадой. Направо и на­лево от здания Отель де Билль архитектор проектирует две новые улицы, симметрично вливающиеся в площадь. Детально разработана транспорт­ная сторона проекта. В той части площади, которая смыкается с набе­режной, предусматривается устройство специальной рампы, по которой кареты могут въезжать на пристань. Запроектирован новый мост, а также устройство специальных аркад с металлическими воротами, через которые открывается свободный проход во внутренний двор Отель де Билль.

Наконец, в пределах того же Сите проектирует свою площадь другой выдающийся участник конкурса —Г.-Ж.Бофран. Из представленных им трех проектов один предусматривает использование под новую площадь старой площади Дофина. Эту последнюю Бофран предлагает перес­троить таким образом, чтобы лишить ее характера замкнутого треуголь­ника, раскрыть этот треугольник со стороны Нового моста (Пон-Неф) и таким образом совершенно подчинить старую форму ансамбля новой.На чертеже Бофрана мы видим, как треугольник площади Дофина превра­щается в открытый полукруг, обращенный своим устьем в сторону око­нечности острова. В новый ансамбль включается и старинная статуя Ген­риха IV, стоящая на выступе Нового моста. Таким образом, площадь, по проекту Бофрана, оказывается уже не с двух, а с целых трех сторон сли­вающейся с набережной и с водой. Ансамбль приобретает характер пре­дельно открытого пространства. Соответственно этому самый монумент проектируется Бофраном не в виде статуи, а в виде колонны, стоящей перед полукружием здания.

Несколько иной характер носят два других проекта того же Бофрана. Во втором проекте подчеркнута организующая роль площади для дело­вого квартала города: Бофран предлагает устроить площадь в районе рынка. В комментариях к проекту мы находим мотивировку предлага­емого решения — архитектор указывает, что этот район является одним из наименее благоустроенных в городе и в то же время привлекающих массу народа; он ссылается на пример древних, цитируя Павсания и Плиния, говорит о роли рыночных площадей в древнем Риме и т. д. Проект намечает не одну, а целых три площади, соединенные друг с другом; две из них имеют квадратную форму, третья — форму трапеции, закруг­ленной с одной стороны. Средний квадрат предназначается под собст­венно площадь Людовика XV, то есть носит прежде всего парадный ха­рактер, две же боковые части отводятся под два больших рынка — рыбно-овощной и хлебный. Таким образом, Королевская площадь оказывается между двумя рыночными площадями, от которых она отде­лена портиками и перистилями, так что все три площади образуют одну целую. Площадь на многих точках соединена с боковыми улицами, обес­печивающими свободный подход к ней. Перед нами, в сущности, отказ от репрезентативного характера площади и ориентировка прежде всего на хозяйственные интересы города. Наконец, третий проект Бофрана также носит ярко выраженный планировочный характер, архитектор разбивает площадь на участки между Лувром и Тюильри (на месте пло­щади Каррузель). Хотя здесь выбран для новой площади дворцовый квартал Парижа, самая идея связать ансамбль Лувра с ансамблем Тю­ильри является своеобразным выражением идеи городского ансамбля, стремлением расширить и архитектурно завершить центр столицы.

Целая серия проектов намечает устройство новой площади непо­средственно на берегу Сены, развивая, таким образом, тип площади-на­бережной, представленный проектом Габриеля для Бордо. К этой кате­гории относятся проект архитектора Обри (прямоугольная площадь на оси Пон-Рояль, открытая одной своей стороной на набережную; две бо­ковые стороны прорезаны параллельными улицами, сторона, противопо­ложная реке, застроена зданием Отель де Билль с аркой в центре, откры­вающей широкий проход), далее, проект архитектора Контана (площадь на набережной Малаке) и проект архитектора Слотца (площадь на той же набережной).

Несколько конкурсных проектов предлагают круглую форму пло­щади. Об одном из таких проектов, именно Питру, мы упоминали выше. Круглые площади даны также в проектах архитекторов Руссе, Поляра и других. Проект Руссе дает круг в 2 туаза (139,7 м) в диаметре, яв­ляющийся центром для десяти лучеобразно сходящихся улиц. В центре круга ставится монумент короля, начало двух главных улиц отмечается арками, между двумя парами улиц (с северной и южной стороны пло­щади) ставятся фонтаны. Проект Руссе предполагает пробивку к пло­щади целых пяти новых улиц, ибо из запроектированных десяти улиц-лучей существуют в натуре только пять. Мотивировка устройства новых улиц —создание прямых «перспектив, открывающих вид на отдельные архитектурные памятники (Лувр, Люксембургский дворец) и прежде всего на статую короля в центре площади. Благодаря пробивке новых улиц и лучеобразному строению площади, «статуя короля, — говорится в комментарии к проекту, — будет видна из бесконечного числа самых разнообразных точек». Ту же мотивировку мы находим и в другом проекте круглой площади — архитектора Поляра. Здесь диаметр круга несколько больше — 75 ту азов, но площадь прорезана только восемью улицами. По­ляр также предлагает проложить две новые улицы, соединить улицу Турн с улицей Сены, продолжить улицу Дофина с той же целью: сделать площадь более открытой, а ее архитектурный ориентир — статую ко­роля — видимой с наиболее отдаленных точек в окружности. И в проекте Руссе, и в проекте Поляра отчетливо выражено стремление связать с ан­самблем площади ряд отдаленных точей городского комплекса и, с дру­гой стороны, сделать площадь средоточием больших магистралей, по возможности симметрично и перпендикулярно сходящихся в центре площади.

Из подробно рассказанной и описанной современниками истории конкурса на проект площади Людовика XV в Париже мы знаем, что ни один из представленных проектов не удовлетворил королевское жюри, и в итоге соревнования «первому архитектору короля» — Ж.-А. Габриелю было поручено разработать новый проект. В поручении прямо предписы­валось составить окончательный проект площади на основе лучших кон­курсных проектов. Первый архитектор короля призван был синтезиро­вать разнохарактерные предложения, сделанные его коллегами.

Проект Габриеля, осуществленный в 1753-1755 годах и давший жизнь нынепшей площади Согласия (так впоследствии стала называться площадь Людовика XV), явился, однако, не только синтезом многих про­ектов его современников, но в известной степени синтезом всех ансам­блевых исканий французской архитектуры XVII и XVIII столетий. Этот синтетический характер ансамбля, созданного в эпоху начавшейся борьбы нового классицизма с традициями барокко, придает такое ис­ключительное значение проекту Габриеля.

Первый вопрос, поставленный заданием, — о выборе места для новой площади — Габриель решил в соответствии с чисто экономическими со­ображениями заказчиков. Громадное большинство конкурсных проектов предлагало, как мы видели, устройство площади в густонаселенных ча­стях города, что требовало очень значительных издержек по выкупу участков. По проекту Габриеля под новую площадь отводился громад­ный пустырь, расположенный к западу от парка Тюильри, на берегу Сены. Этот пустырь отделял западную границу парка от начала большой дороги, ведшей по направлению к Версалю. На плане города Парижа, со­ставленном в 1615 году Матье Мерианом, сад Тюильри с западной сто­роны непосредственно упирается в границу города — городскую стену, обнесенную рвом. Здесь, собственно, кончался город, и королевский дво­рец Тюильри с парком приходился на крайнюю западную его окраину. План Парижа, составленный в 1575 ГОДУ Жувеном де Рошфором, пока­зывает направление большой дороги, начинавшейся несколько западнее Тюильрийского парка и называвшейся тогда «Авеню де Тюильри»; эта дорога, однако, не доходит вплотную до парка, и между началом авеню и западной границей парка расположен пустырь, частично засаженный де­ревьями; с юга этот пустырь переходит в берег Сены, с севера смыкается с предместьем Сент-Оноре. В плане начала XVIII века мы видим, что со­седний Тюильрийскому парку пустырь используется под большие от­крытые склады мрамора и других строительных материалов.

Это именно место и было выбрано для новой площади. Помимо основного хозяйственного соображения (пустырь принадлежал коро­левскому двору, и для новой площади не приходилось выкупать земель), избранное место обладало целым рядом преимуществ. Прежде всего, оно находилось непосредственно перед королевской резиденцией. Об­ширный участок имел естественную границу с южной стороны — берег реки. Наконец (что не менее важно), этот участок соединял Тюильри с дорогой на Версаль и с новыми, только начавшими застраиваться и раз­виваться кварталами, тогда еще предместьями Парижа. И проект Габри­еля отлично использовал все эти особенности территории.

Архитектурное решение площади Людовика XV началось с определе­ния и закрепления внешних границ новой площади, центром которой должен был бьпъ монумент короля. Габриель определяет эти границы таким образом, что собственно архитектурные массы замыкают пло­щадь только с одной стороны — северной: здесь воздвигаются два одина­ковых здания, разрыв между которыми, протяжением в 15 туазов (около 30 м), образует улицу Рояль, вливающуюся в площадь по ее центральной, северо-южной оси. Таким образом, только с севера площадь получает «стену», со всех других сторон ее границы намечены не зданиями, не ар­хитектурными массами, а другими формами. Зато эта северная граница крепко «держит» пространство площади, образуя чрезвычайно внуши­тельный барьер: каждое из двух рядом поставленных одинаковых зданий имеет длину около 94 м> таким образом, общая протяженность северной «стены» площади вместе с разрывом составляет около 220 м. К югу от этих двух Габриелевых дворцов простирается самая площадь, занима­ющая пространство 245 X 170 м. Действительные размеры площади еще больше, но проект Габриеля выделяет из всего пространства именно эту территорию, отграничивая ее, как мы увидим ниже, балюстрадой. С юж­ной стороны границей площади является река, в пространство которой площадь непосредственно переходит. С востока площадь примыкает к Тюильрийскому парку: со стороны площади устраивается въезд в парк через мост, самый же парк отграничивается от площади помимо рва подпорной стеной, скрадывающей разницу уровней. Наконец, с четвер­той, западной стороны, площадь граничит с зелеными насаждениями Елисейских полей и дает начало широкой прямой аллее, направленной в сторону Версаля. Легко заметить, что, придавая новой площади правильную прямо­угольную форму, Габриель стремился всячески избежать характера за­крытой площади. Организация пространства, создание четких прямо­угольных границ достигается не путем обстройки площади какими-либо зданиями, а, скорее, путем своеобразного плоскостного расчерчивания самой площади: рвы шириной от и до 12 туазов (22-24 м), обнесенные балюстрадами, выделяют тот прямоугольник, который, собственно, и об­разует самую площадь. Через рвы перекинуты мосты: семь мостов со стороны Елисейских полей, один мост у входа в Тюильри; балюстрады в угловых пунктах прерываются «караульнями» и «сфинксами»; первые представляют собою сооружения павильонного типа, увенчанные скуль­птурными группами, вторые — скульптурные фигуры на невысоких по­стаментах. Рвы и балюстрады, образующие рисунок самой площади, за­мыкают ее пространство в прямоугольник со срезанными углами: длина каждой такой срезки равна 42,9 м — перед нами явное влияние той гра­фической формы площади, которая дана была Ардуэн-Мансаром в пло­щади Вандом. В центре прямоугольника, в точке пересечения двух осей — северо-южной и западно-восточной — устанавливается статуя ко­роля (конный монумент, выполненный Бушардоном и снесенный впос­ледствии—в годы революции). Первую ось образует линия, идущая от центра улицы Рояль (между двумя дворцами Габриеля) через площадь перпендикулярно к реке; вторая ось соединяет Елисейские поля с вхо­дом в Тюильрийский парк. По обеим сторонам от статуи к северу и к югу, на расстоянии 32 туазов от нее (62,4 м), ставятся фонтаны, в свою очередь приходящиеся на оси двух магистралей, вливающихся в пло­щадь с западной стороны, по бокам от Елисейских полей. Эти две маги­страли, входящие в площадь под углом, образуют вместе с основной осью — авеню Елисейских полей — как бы три луча, сходящиеся в одной точке, и точкой этой являются ворота королевской резиденции — Тюиль-рийского парка; в новом виде здесь повторена схема Версаля, также со­единяющая три луча дорог в центральной точке королевского дворца.

Как видим, в композиции площади Людовика XV, созданной Габри­елем, можно отчетливо различить черты, идущие от архитектуры XVII столетия. Городская площадь трактуется как импозантное преддверие к королевской резиденции, как своего рода аванкур перед дворцовым пар­ком Тюильри. В расположении магистралей, вливающихся в площадь, сохраняется принцип сходящихся лучей Версаля. Влияние Версаля ска­зывается, бесспорно, и на самых приемах планировки площади: пло­скостная, графическая разбивка пространства площади имеет много об­щего с плоскостной разбивкой Версальского парка на отдельные плато, площади, «ковры».

Наконец, самый рисунок площади воспроизводит в переработанном виде рисунок плас Вандом. Однако со всеми этими чертами, восходящими к ансамблям XVII века, композиция Габриеля создает совершенно новый тип городской площади. В этом целостном сочетании старого с новым — сила Габриеля и созданного им ансамбля. Площадь Людовика XV —яркий образчик открытой площади: архитектор раскрывает пространство, он не считает нужным физически отграничивать ансамбль какими-либо четкими ма­териальными пределами в виде тех или иных замыкающих площадь зда­ний. С двух сторон площадь переходит в массу зелени (Елисейские поля и Тюильри), с третьей стороны — в гладь реки, и только одна сторона об­ладает «стеной», но и эта стена открывает в своем разрыве прямую пер­спективу на улицу Рояль с завершающим ее зданием церкви Мадлен. Это здание, расположенное вне ансамбля площади на расстоянии целых 175 м от ее начала, включается в архитектурный ансамбль именно благо­даря этой прямой перспективе, связывающей фасад церкви с фасадами Габриелевых дворцов.

Открытый характер площади определяется не только тем, что она не имеет материально замкнутых границ, но и тем, что с площадью непо­средственно связаны магистрали, открывающие прямые перспективы на отдаленные пункты города. Площадь оказывается центром, с которого можно наблюдать ряд отдаленных точек города. В то же время площадь соединяет собою отдельные значительные части городского комплекса: город, некогда кончавшийся здесь, приобретает вместе с созданием пло­щади новое направление своего роста и площадь сама служит связу­ющим звеном между старой частью города и новыми предместьями.

Габриель вобрал в свое ансамблевое творчество целый ряд идей, вы­двинутых его современниками, — идей, намеченных в ряде других проек­тов. Тип площади-набережной, принцип открытого пространства, связь отдельных частей города с площадью, наконец, прямые перспективы, раскрывающиеся по осям-магистралям, — все эти начала ансамблевого построения были выдвинуты архитектурой XVIII века и обусловлены но­вым пониманием идей города и городского ансамбля. С этими принци­пами непосредственно согласован прием установки архитектурных «ори­ентиров» как средства связи между отдаленными точками городского комплекса. Ансамбль, созданный Габриелем, позволил в дальнейшем широко применить этот прием, и, находясь на площади Согласия, мы воспринимаем целый ряд отдельных архитектурных точек как бы вклю­ченными в единый ансамбль. Такова арка Триумфа на площади Звезды, завершающая перспективу Елисейских полей, такова упомянутая цер­ковь Мадлен, таков, на той же оси, портик Бурбонского дворца, обра­щенный к площади Согласия с другого берега Сены.

Но площадь Согласия зрительно и пространственно связана не только с этими отдельными архитектурными точками: непосредственно к ней примыкают обширный зеленый клин Елисейских полей — с западной стороны, Тюильрийский сад — с восточной, гладь реки — с южной. Продолжая это непосредственное соседство, ко всему этому обширному комплексу садов, аллей, набережных примыкают в некотором отдале­нии внушительный ансамбль Дома инвалидов с высоким куполом своего собора —с юго-запада, и мощный массив Лувра —с востока. Площадь, когда-то задуманная Габриелем как «аванплац» перед королевским двор­цом, оказывается средоточием громадного пространства, наполненного разнообразными архитектурными построениями.

Обширный район города архитектурно тяготеет к площади Согласия, она является узлом, стягивающим главные магистрали парижского центра. Этот громадный ансамбль как бы собирает в одном фокусе черты парижского архитектурного пейзажа. Художественная ценность этого пейзажа не в отдельных зданиях, не в примечательных памятниках раз­личных эпох французского зодчества. Самое пространство, организован­ное и вправленное в четкие, легко воспринимаемые архитектурные рамки; ясно читаемые масштабы отдельных архитектурных элементов, дающих направление движению и взгляду; простор открытых площадей и прямых магистралей, простор, легко обозримый благодаря четким ар­хитектурным ориентирам, которые связывают между собой отдельные части города,— вот что определяет характер архитектурного ансамбля, центром и сердцем которого является площадь Согласия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *