обязательно ли уметь петь при поступлении на актера
Поступление в театральный институт
И снова здравствуйте, пикабушники! Сегодня я расскажу вам о поступлении в театральный ВУЗ и о тех ошибках, что совершают поступающие в подавляющем большинстве.
В общем-то, тема эта довольно объёмна и я постараюсь ужать всё до самых лапидарных размеров.
Во-вторых, если ты поступил с первого раза, то не стоит себя как-то выделять среди тех, кто пробуется в институт уже третий или четвёртый раз. Они такие же, как ты, а то и упорней, у них в разы больше мотивации остаться в театре, нежели у тебя. Также, твой успех вовсе не означает, что тебя прям заметили и ты уже с задатками выдающегося актёра. Нет, забудь это раз и навсегда. На первом курсе, как правило, к студентам присматриваются и безжалостно отчисляют. На поступлении можно умудриться скрыть свои изъяны и показать себя с лучшей стороны, но уже в ходе учёбы всё твоё дерьмо выходит на поверхность.
В третьих, если ты НЕ поступил с первого раза, то ни в коем случае нельзя отчаиваться. Москва тоже не сразу строилась. Да и многие титаны в искусстве в своё время не могли нормально поступить в институт.
В четвёртых, знай, кто твои мастера. Да, у тебя будет не учитель, а мастер. Знай, кто он, в каких театрах он играл, в каких пьесах. Бывал я как-то, уже будучи третьекурсником, на поступлении молодняка, и я был очень удивлён, что некоторые кадры позволяют себе что-то там вякать про того, кто, собственно, набирает курс. К слову, ни один из них не поступил.
Теперь о самом поступлении. Ты, рандомный амбициозный недопёсок, должен иметь хотя бы поверхностное представление о том, кто такие Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд и другие.
Не пытайся особенно выделиться, ибо это получается, мягко говоря, не у всех. Где гарантии, что у тебя получится и ты, как в своё время Константин Райкин, перепрыгнешь целый тур? Кстати, о птичках, Константин Райкин во время своего выступления на фестивале Олега Янковского (12.11.2014) рассказывал о том, как он сам поступал. Видео я, увы, прикреплять пока не могу из-за своего рейтинга, а потому даю ссылку на запись его выступления:
Собственно, цитируя Константина Аркадьевича, хочется отметить, что для каждого поступающего является сильной трагедией момент того, что там прерывают и не дают дочитать до конца. Ужас, как так! А вот так. На самом деле, для мастера достаточно послушать примерно 5 слов и уже становится понятно, стоит поступающему идти в искусство или нет. Ну а что поделать? Так и есть. Обо всём остальном на первых турах вы как раз услышите от Райкина.
Есть ещё один момент. Многие абитуриенты, когда читают то или иное произведение, взглядом выбирают для себя одного единственного человека из приёмной комиссии и читают всё ему. Так делают все поголовно, чего таить. Но лучше бы, конечно, обращаться ко всем. Всё зависит уже от произведения.
Кстати, танцевальную программу желательно составить себе самому. Мне, например, к поступлению поставила танец моя бывшая, да и пробовалась она со мной тогда. К слову, она не поступила (хе-хе-хе).
На этом туре, как правило, никого не отшибают.
Следующий экзамен – это работа с партнёром. Если ранее вас слушали по одному, то теперь в комнату заводят уже нескольких абитуриентов. От трёх до десяти человек примерно. От вас требуется показать какой-нибудь этюд. Вам сходу даются предлагаемые обстоятельства (кто вы, что вам здесь нужно, что вы хотите сделать, зачем вы это хотите сделать и что вы чувствуете). В лучшем случае, вам всем даётся минут 5-10 на подготовку. Затем смотрят. Не бойся, дерзкий абитуриент, отшибать будут на раз-два. Впрочем, поговорим о самих этюдах. Это не что-то определённое. В пример приведу классический случай для женщин.
Вот тебе предлагаемые обстоятельства: твой мужик от тебя ушёл, оставив одну единственную записку. Ты заходишь в пустую комнату и видишь на столе эту самую записку. Как обыграешь?
Вот, примерно, таким образом мастера смотрят на ваши этюды. Теперь идём дальше.
А бывает и такое, что вообще ничего по теме театра не спросят. Вот когда я поступал, например, меня первым делом спросили за мою фамилию, мол, какие у ней истоки. Ну и спрашивали много про мою родословную – тоже ценится, если ты историю своих предков на зубок знаешь. Но никогда не рассчитывай на подобную везуху, ибо сие есть единичные случаи.
Если же у тебя какие-то речевые дефекты, херовая дикция и прочее, то у меня один вопрос. Как ты первый тур прошёл? В общем-то, даже если ты на первом туре мастерам понравился, тебя всё равно вышвырнут. Такие вот пироги.
Теперь уже само обучение. Как я уже говорил, на первом курсе к вам только присматриваются. Мастера смотрят, не совершили ли они ошибку, взяв тебя на свой курс. И почти всегда бывает такое, что кого-то выкидывают с первого же семестра. Причём, выкидывают не обязательно одного, могут и 10 человек откинуть за раз.
Собственно, максимальное число студентов на курсе – штук 30-35. И это, поверь мне, много. 20 – тоже многовато. Если на первом курсе вас как раз тридцатник, то будь уверен: к четвёртому курсу вас останется 15. Кто-то сам уходит, кого-то выкидывают. Девушек, например, всегда поступает больше, чем парней, их и вышвыривают охотней. А мужиков-то всегда мало. И потом, тебя могут загрести в армейку, ты можешь свалить из института ради промежности одной лярвы, а ещё ты можешь спиться. И такое тоже бывает, поверь. Потому-то мужики в театре в большем приоритете.
Очень грубую ошибку совершают многие студенты. Они думают, что если они поступили – то всё, можно отдыхать. Нет. Поступать, конечно, тяжело, но учиться здесь ещё тяжелее. И если в каком-нибудь кульке от тебя требуется приходить на гнилые пары и писать лекции, то здесь такого нет. Учёба происходит с утра и до ночи, тебя будут долбить и гонять по сценической речи, по мастерству актёра, по танцам, по сценическому движению, по сценическому бою и прочему. Нет, есть и лекции, куда ж без них. Арсенал такой: история отечественного театра, история зарубежного театра, история отечественной литературы, история зарубежной литературы, история изобразительного искусства, история кинематографа, французский язык (да-да, он нужен), философия. Не советую хоть что-то из этого про**ывать.
Также, многие ошибочно думают, что уже на первом курсе будут играть в спектаклях. Мда… А жареных гвоздей не хочешь, нет? Дипломные спектакли начинаются на третьем курсе и затем на четвёртом, там же и защита диплома. Первый и второй курсы – отрывки на литературной основе, отрывки из классической и современной драматургии, этюды на наблюдения за людьми, этюды по предлагаемым обстоятельствам, всё такое прочее. И поверь, это действительно надо. Без этого ты ноль, а не актёр. Да и, к слову, на наблюдениях за людьми основывается всё актёрское ремесло. А там уже, в ходе обучения, ты поймёшь, что из себя представляют система Станиславского и система Чехова. Презрение ко второй тебе обязательно постараются привить, это как бонус.
Что касается самих театральных ВУЗов, то все они, безусловно, разные. Где-то подход индивидуальный, где-то – конвейерный. Ну вот мне, например, очень повезло поступить в тот самый институт, который в своё время выпустил из под своего крыла таких талантливых артистов, как Олег Табаков, Евгений Миронов, Олег Янковский, Владимир Конкин, Борис Андреев и другие. Мой мастер – народный артист РСФСР, Григорий Анисимович Аредаков. Нисколько не жалею, что судьба меня подкинула именно к нему, ибо у него я многому научился и продолжаю учиться. Как я уже говорил в своём первом посте на Пикабу, мой мастер застал тот самый театр, что в своё время сколотил Станиславский.
В общем-то, вот я и рассказал в общих чертах, как это всё происходит. Дерзайте!
И да, в качестве бонуса представляю вам этюды студентов Константина Райкина, что были показаны ими на вышеупомянутом фестивале Олега Янковского в Театре Драмы имени Слонова.
На момент записи эти ребята ещё были вторым курсом, вот ссылка на плейлист:
youtube. com / watch?v=olvcd0jSfS0&list=PL9ZhJW3HIByLpGnINoDdSW1VJGT0MB_Id
P.S.: Будьте готовы к тому, что вас не поймут провинциальные бабуськи. А то зашёл я давеча в ларёк табачный, а там как раз продавщица оказалось шибко разговорчивой.
— А ты где утисся? Не в аграрном ли часом?
— Оооой, в театральном? Да это ж не профессия…
P.P.S.: Немного фоточек из жизни нашего курса.
Вот и все мы! Пару лет назад народу было больше 🙂
Олег Павлович Табаков и Евгений Витальевич Миронов в родном институте. Для тех, кто не знает этих людей, дам подсказку: Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны» и Прохор из «Охоты на пиранью»
Вот и типичный пример халтуры, когда какая-нибудь организейшон просит нас украсить их мероприятие каким-нибудь номером. Кстати, слева можно увидеть одного из наших за секунду до падения. Но это нормально, ибо был слегка подвыпивший.
Мрачный, но крутой танец в исполнении наших девиц!
Сдача актёрского мастерства на первом курсе, отрывки на литературной основе. Ностальжи!
Сатирический номер «Выступление самодеятельности», высмеивающий эту самую самодеятельность.
Вот тоже наши танец ставили 🙂
Репертуарный новогодний спектакль «Серебрянная сказка», куда на втором курсе были вовлечены все наши девицы
Репертуарный спектакль «Ромео и Джульетта», где был задействован весь наш курс в качестве массовки и не очень.
Могу ли я стать выдающимся актёром, не умея петь?
На этот и многие другие вопросы тебе ответит мастер факультета «Актёрское искусство» Олег Филипчик.
— Можно ли стать выдающимся актером, не имея, к примеру, вокальных данных?
— Конечно. Вот, например, был такой замечательный великий актёр Евгений Леонов, который, как говорят, вообще не имел слуха. Неслучайно он поёт «Винни-Пуха» таким искажённым голосом и, если прислушаться, местами не попадает в ноты. В этом есть своя прелесть.
В идеале, разумеется, лучше, чтобы человек умел всё, а там уж всё зависит от его воли, желания и упрямства.
— Вы театральный актёр, служите в театре Ермоловой. Планируете ли вы делать уклон в обучении в сторону театра, готовить именно театральных актёров?
— Мы будем учить актёрскому мастерству по классической школе, которую преподают в театральных институтах нашей страны. Что касается уклона — у нас есть кое-какие задумки, связанные с тем, чтобы немножко расширить этот курс и добавить в него теоретических и практических занятий, лекций по смежным профессиям.
— По каким именно смежным профессиям?
— Кино, телевидение. Например, будем рассказывать о кинопроизводстве, о профессии ведущего, частично — о профессии журналиста. Как правило, в классическом театральном образовании этому не уделяется внимание, весь упор делается на театр. Но, скажем, существование в кино совершенно иное, и каждый актёр, окончивший театральный институт, вынужден на собственных ошибках, на собственных пробах погружаться в киношную специфику, и это обычно приходит далеко не сразу.
— Этот вопрос вам наверняка уже задавали, но тем не менее: как вы считаете, что важнее для актёра — наличие таланта или скрупулезная работа над собой?
— Сто процентов работа над собой.
— Но об этом столько сейчас разговоров. Без таланта ведь вряд ли что-то может получиться?
— Это по-разному. Бывает, что люди, обладающие очень скромными способностями, добиваются очень много. Скажу больше. Как ни странно, изначально одарённые люди часто добиваются меньшего в жизни, потому что думают, что всё могут и всё умеют. А люди менее одарённые идут к цели, стремятся стать лучше и добиваются результатов. Везёт тем, у кого есть и то, и другое. Но это единичные случаи. Необходима интеллектуальная работа, глубокое погружение в свою профессию, образы, которые ты играешь, проекты, в которых ты участвуешь. И если ты знаешь какие-то основные принципы и умеешь правильно разбирать свою роль, у тебя есть чувство вкуса, то, как правило, всё получается.
«Поступить — не страшно. Страшно не уйти, если это не твое»
Наступает апрель, и длинная очередь из сходящих с ума от волнения абитуриентов выстраивается у дверей Высшего театрального училища им. Щепкина. С трудом пробираясь сквозь толпу, задумываюсь: насколько сократилось бы количество этих людей, если бы все осознанно подходили к решению «стать актером». Вот уже второй год я учусь в театральном и могу уверенно сказать: если бы мне при поступлении рассказали то, чем я хочу сейчас поделиться, — я бы развернулась и побежала подальше от этой профессии.
Что нужно, чтобы поступить
Каждый московский вуз, набирающий актерский факультет, требует примерно одного и того же:
— Чтение басни, стихотворения, прозы (желательно, по три на каждого).
— Песня, если умеешь петь. А если не умеешь — все равно песня. И танец по той же схеме.
— При дальнейшем прохождении — дополнительные задания из разряда «удиви меня», этюд на органическое молчание, задание по координации и ритмике, коллоквиум на общую эрудированность, речевые и пластические конкурсы.
Количество отборочных консультаций, туров и конкурсов может варьироваться, но это меняет лишь количество времени, проведенного в бесконечном ожидании своей очереди на прослушивание.
Самые распространенные ошибки поступающих
1. Приходить на прослушивания, ожидая, что все с раскрытыми ртами будут вам внимать
Нет, не надейтесь. В большинстве случаев на первых отборочных консультациях сидят педагоги курса, которые раз в четыре года проходят эту пытку в несколько тысяч человек. Всех надо послушать в течение двух-трех месяцев. Цифра примерная. Дело усложняет то, что ничего, кроме желания и записи, людям, мечтающим стать вторыми Смоктуновскими, не нужно. Эта бешеная практика позволяет приемной комиссии с одного взгляда определить, что представляет из себя абитуриент. Тогда они могут просто копаться в телефоне, когда ты выворачиваешь себя наизнанку, читая о судьбе Аксиньи из «Тихого Дона».
Но бывает и иначе. В случае с Константином Аркадиевичем Райкиным, например (до него еще, конечно, надо было дойти). Это один из немногих, кто слушает всех так, что даже те, кто не прошли, выходят довольными.
Когда мне посчастливилось через год самой сидеть на прослушках, уже на втором десятке я начала легко понимать: да или нет. Просто по уровню способностей (подробнее о них ниже). А дальнейший отбор происходит уже в зависимости от желаний педагогов, от дипломных спектаклей, которые они планируют ставить, и еще от моря субъективных причин. Поэтому, если ты способный, от тебя больше ничего не зависит. За дело берется Фортуна, и повлиять на это уже практически невозможно.
2. Я талантливый и способный. Главное, поверить — и я точно поступлю
Эта позиция возможна, но вы не представляете, как больно будет ломать эти иллюзии, когда с первого года поступить не выйдет. Поступают с третьего, четвертого и шестого раза. Поступают те, кто разбивают лоб и не боятся подняться и пойти заново.
Со мной на курсе учится девушка — поступала она четыре раза. Поговорив с ней, я проследила четкую эволюцию взглядов: «В первый год, когда начала проходить на конкурсы, набралась уверенности, появился восторг, а вместе с ним розовые очки. Они упали, когда поступить не удалось. На второй год шла серьезно, не радовалась таким мелочам, как проход на второй или третий тур, нацеленность была уже только на поступление. И по нарастающей — чем дальше, тем осознаннее».
Надо сразу быть к этому готовым. Одна абитуриентка этого года сказала мне, что больше всего боится не поступить, слететь везде, из-за этого сильно волнуется. Именно по этой причине чаще всего очень сильно страдает качество чтения на конкурсе — человек зажимается и не дает комиссии увидеть то, на что он способен. А «выглядывать» способность им не особенно интересно, больно уж большой конкурс.
3. Чем выше каблук и короче юбка, тем больше шансов поступить
Я видела этих «красавиц», которых третьего сентября в 8 утра в черной спортивной одежде на занятиях по мастерству актера не узнавали педагоги, которые сами их набрали. Поверьте, ничего хорошего в этом нет — будьте настоящими. Аккуратное платье или юбка с блузкой, средней высоты каблук, минимум украшений и естественный макияж не будут мешать вам (да и тем, кто вас слушает) сосредоточиться на главном. Не зря нам говорят: в конечном итоге актер на сцене все равно «голый». Только он и то, что он хочет донести до зрителя.
По этой же причине — совет другой категории абитуриентов. Тем, кому кажется, что он обязательно поступит, если будет находиться «в тусовке», общаться со всеми, с кем можно и нельзя, петь песни под гитару огромной компанией, шататься и показывать, как скучно в ожидании своего 139 номера на прочтение. Собирать все слухи насчет того, кто слушает, как слушает, как хотят услышать и что любят в каком вузе. Нет, так делать не надо. Это отвлекает вас и всех, кто вокруг вас. Поймите, эта информация лишняя и никакой пользы вам не принесет. Не распыляйтесь, не распространяйте свое внимание на это. Подумайте над материалом, почитайте, помедитируйте, разомнитесь, настройте себя на лучшее, зарядите себя положительной энергией, которую отдадите на прослушивании. Это очень сложно, волнение всеми силами не будет давать вам этого сделать, но надо справляться с собой. Но, в конце концов, это большая часть вашей будущей профессии.
Ожидания/реальность
(Со слов абитуриентов. Коротко)
Об актерском ремесле
Ожидания: «Я поступлю, мне дадут роль, я выучу слова, и режиссер будет собирать с нами отрывки, учить нас, и так три года, а на четвертый мы будем показывать дипломники».
Реальность: Первые два года тебе не дадут произнести со сцены ни единого слова. Первый семестр ты будешь играть торшеры, муравьедов, табуретки, зонтики, бобров, гусениц, цветочки, играть с воображаемыми предметами, со своим отражением в зеркале, а если очень повезет, то, возможно, даже сыграешь себя. Не расстраивайся, на втором курсе ты получишь первую роль и сразу поймешь, что… похоже сейчас еще слишком рано, может, еще тренингов?
Ожидания: «Будем заниматься актерским мастерством, ну и просто пары тоже будут. А еще танец и речь».
Реальность: Первый год уж точно — ты зайдешь в институт в 8 часов утра и выйдешь в 23.00, не считая ночных репетиций. Полдня ты будешь заниматься речью, танцем, общеобразовательными предметами (защищать доклады, отвечать на семинарах, сдавать рефераты), а вторую половину дня — около 6-8 часов будет длиться занятие по мастерству. Сюда не входит репетиционное время, поэтому все, что нужно подготовить самостоятельно, студент должен делать в «свободное» время. Когда и где? Никого не волнует.
Ожидания: «Об университетах все говорят, что тут за тебя никто ничего делать не будет, это не школа. Думаю, и тут так же».
Реальность: Все школьники в теории это понимают, а на практике приходят на первое занятие, садятся на стул и в их глазах читается — «учите меня становиться актером». И тогда в силу вступает самое главное, чему меня научили в театральном вузе: «научить нельзя, научиться — можно». Тут, если ты не несешь работу (заявки, предложения, отрывки, этюды и так далее), тебя, может быть, и не выгонят, ты сыграешь третий куст справа во втором акте, посидишь на свету, побрызгаешь водичку из-за кулис… но ведь когда ты поступал с таким трудом и усилиями — разве этого ты хотел?
Ожидания: «Если я буду работать и стараться, тогда я буду успешен, у меня будут роли. Надо просто доказывать, что ты лучший».
Реальность: «Справедливости в театре нет», — эту фразу на первом курсе нам повторяли чаще, чем любую другую. Даже чаще, чем вторую их любимую: «Кто пашет — тот и прав». Видимо, потому что они противоречат друг другу. Но справедливости ведь нет. Работать будут те, кто хочет работать. Выходить на сцену в показах, в зачетах, в экзаменах, в дипломниках и прочем — будут те, кого захочет худрук. Причиной этому может быть что угодно: личная симпатия, отсутствие работ (а показать студента надо), да и блат никто не отменял.
Ожидания: «Актерская среда — это высшее общество, я познакомлюсь с огромным количеством знаменитостей, а если буду успешен — сам достигну славы, почета, буду сниматься в кино…».
Реальность: Продолжение даже писать не буду, абитуриентка, отвечающая мне на вопрос, погрузилась в мечты, и достать ее было сложно. Все зависит от удачи, коммуникабельности и умении находить связи — возможно, вы и узнаете знаменитых людей. Но чем скорее это случится, тем скорее вы поймете, что это такие же люди, как и мы. И что актер — это просто профессия. Люди работают и зарабатывают деньги, приходят в театр, на съемочную площадку, работают многочасовые смены без перерывов в самых тяжелых условиях, а потом уходят домой. Отсутствие личной жизни, свободного времени и времени на себя — вот, что такое актер, когда он пытается подняться хоть на какой-то уровень и стать хоть немного успешным и востребованным.
Основные советы абитуриентам
На случай, если написанное выше вас не сильно испугало, и вы до сих пор читаете. Идите в эту профессию, если вы реально без этого жить не можете, а если можете — не идите. В эту профессию должны приходить психопаты. Если нет горящих глаз, все это пустая трата времени. Если ты хоть на секунду задумываешься о чем-то другом — это не твоя профессия. Поступить — не страшно. Страшно не уйти, если это не твое.
Обязательно ли уметь петь при поступлении на актера
инструкция для практического применения
Автор: Игорь Афончиков.
Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.
Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста – все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их «советов» во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.
Как правило, все рекомендации построены лишь на подборе и технической подготовке чтецкого материала, которые вроде бы и определят ваш успех на экзаменах в театральном училище.
А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…
Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…
Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.
Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.
И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?
Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха. ха. Извечный русский вопрос.
Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.
Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.
К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.
Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.
Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.
Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?
Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.
Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.
Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.
Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.
Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).
О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.
Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.
Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.
Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.
Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.
Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.
К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.
Теперь о внешнем виде и его использовании.
Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.
Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.
Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.
Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.
Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.
Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.
Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.
Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.
Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.
Девушкам. Макияжа почти не должно быть. видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.
Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.
Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.
Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.
На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.
С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.
Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?
Поэтому очень советую прочитать книгу Питера Брука «Пустое пространство». Она есть в электронном виде в интернете. Там об этом целая глава.
Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.
Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.
Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.
Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.
Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.
Рекомендации:
Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.
Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!
Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.
И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.
На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.
Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.
Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.
Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.
А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.
Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.
Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.
Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.
Напоследок несколько советов.
Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.
Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
Слушайте музыку, лучше джаз.
Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.
На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.
А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.
Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.
Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.