объяснение могущества религии в человеческой жизни

4. Роль религии в жизни человека и общества

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и

Место и роль государства в политической системе общества

Место и роль государства в политической системе общества Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества Процесс феодализации происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства. Варварские завоевания разрушили

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие

Роль трубадуров в жизни общества юга Франции

Роль трубадуров в жизни общества юга Франции Феодальная лестницаЕсли верить трубадурам, аристократическое сословие является достаточно гомогенным, какое-либо расслоение в нем отсутствует. Ценности, которые оно защищает, а именно юность, щедрость, благородство (paratge,

Цена жизни человека и реформа здравоохранения

Цена жизни человека и реформа здравоохранения В чем дело? А. Вишневский дает следующее объяснение. Борьба за здоровье и жизнь человека в ХХ веке проходила во всем мире в два этапа. На первом этапе эффект получался в основном за счет распространения профилактических

Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни

Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни Численность населения, даже примерная, не известна. Имеется попытка Э.С. Кульпина определить численность монголов и пришедших с ними племён, исходя из имеющихся в исторических сочинениях средневековых

2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества

2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества Так, во всяком случае, складывалась (или, вернее, репродуцировалась) ситуация в среде тех, кому в силу самой их профессии – религиозные функционеры и теологи – надлежало пребывать в

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Место и роль чая в английской жизни

Место и роль чая в английской жизни Чай является важнейшей частью английской жизни. Хотя многие, особенно в крупных городах, сегодня пьют кофе или (еще хуже) заваривают чай пакетиком, все равно сохранение верности и особого отношения к этому напитку считается важной

§ 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии общества: понятийный аппарат

§ 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии общества: понятийный аппарат 1. Социорная индукция Связи между одновременно существующими социоисторическими организмами всегда существовали (и существуют сейчас), если не всегда между всеми, то, по крайней мере,

Источник

Роль религии в жизни общества в целом и каждого человека в частности

По мнению большинства историков и религиоведов, первые верования появились практически в то же время, когда возник первобытно-общинный строй, так как уже первые люди обожествляли силы природы, некоторых животных, а также имели примитивный погребальный культ. Несмотря на то, что историки до сих пор не пришли к определенному выводу о причинах возникновения религии, все ученые придерживаются единого мнения по поводу того, зачем людям нужна вера в высшие силы и какие функции религия выполняет в обществе.

Основные функции религии

Религия существует практически столько же, сколько существует человеческое обществоТак как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.

Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования Древнего Египетского царства, роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:
1. Регулятивная.
Религия устанавливает моральные нормы и правила поведения для верующих. Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности. Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с Богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах.

4. Компенсаторная.
Вера дает человеку надежду и утешение. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение Богу является смыслом жизни.

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан.

Роль религии в жизни человека

Религия удовлетворяет духовные потребности человекаИща ответ на вопрос, почему люди верят в Бога, невозможно не обратить внимания на роль религии в жизни человека, так как именно вера в высшие силы часто дает людям недостающее душевное тепло, надежду на лучшее и смысл в жизни. В каждого человека есть не только физиологические и социальные, но и духовные потребности, такие как самореализация, поиск своего места в жизни и поиск смысла жизни, и именно вера в существование высших сил и ангелов-хранителей часто помогает людям найти способы удовлетворения своих духовных потребностей.

Источник

1. Приведите несколько примеров, иллюстрирующих символическую природу религии.
2.Дайте несколько обьяснений могущества религии в человеческой жизни

объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть фото объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть картинку объяснение могущества религии в человеческой жизни. Картинка про объяснение могущества религии в человеческой жизни. Фото объяснение могущества религии в человеческой жизни

Приведите несколько примеров, иллюстрирующих символическую природу религии.

Вообще, религия есть система верований, ритуалов и огромного количества символических действий.

Крест выступает неотъемлемым символом христианской веры, репрезентующий фундамент религии.

Библейское повествование о сотворении мира – предание, а скорее миф также является символом христианской веры.

Дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни

Могущество религии проявляется в человеческой жизни по мере функционирования религии. Как известно, религия имеет функции, среди которых есть воспитательная функция. Здесь подразумеваются не только рамки свободы, но также усвоение определенных ценностей, поведение. В зависимости от религии эти ценности могут быть разными, и учитывая тенденцию религий к провозглашению их конфессии как единственно верной, то в этом заметен масштаб и могущество религии, который могут сыграть злую шутку.

Религия также имеет мировоззренческую функцию, так как она формирует систему взглядов, которая иногда вовсе не отражает картину мира. Эта функция так сильна, что иногда исчезает принцип отделения религиозных организаций от государства, поскольку религия приобретает и правовую защиту, так что несогласные с этим мировоззрением могут понести наказание. В соответствии с этой функцией, религия проникает в государственные дела и потому становится сверхмогущественной.

Кроме того, численность верующих той или иной конфессии также масштабно, в этом, я думаю, также проявляется могущество религии.

Источник

Объяснение могущества религии в человеческой жизни

§ 33. Роль религии в жизни общества

что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место. Для религиозного мировоззрения характерно разделение всего сущего на мир земной и небесный, а также признание бессмертия души. Религия предполагает наличие таинственной (мистической) связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них – убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т.п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения – Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика – убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного – культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания – убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются исполняемыми ею функциями, к которым можно отнести регулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является регулирование поведения индивидов, социальных групп. Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причины душевного и социального дискомфорта человека не устраняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, – достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового – вспомним, например, роль протестантизма в становлении буржуазного общества. Однако религиозная интеграция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой – разъединяет, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

Мировые религии охватывают огромное количество верующих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают представители всех мировых религий.

Буддизм – старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае и Тибете, Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Монголии, Корее, Японии. Российские центры буддизма находятся в Туве, Бурятии и Калмыкии.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с помощью которой можно достичь нирваны, привели к выделению двух путей спасения – хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесница»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синтоизмом в Японии.

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией. Из курса истории вы знаете, что выделяются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия – основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion – благовестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Политическое развитие Римской империи в III–IV вв. н.э., ее разделение на Западную и Восточную привело к постепенному обособлению Западной и Восточной христианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о вознесении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в католицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возможность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «распоряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV–XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католической церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранство (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным источником веры и полагают, что каждому человеку воздастся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего выражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число католиков проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единственной религией.

Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире набирает силу экуменическое движение, стремящееся к диалогу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране – православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число последователей. Протестантизм среди граждан России представлен как официальными церквями, например лютеранством, так и сектантскими организациями.

Ислам – самая поздняя по времени возникновения мировая религия, распространен преимущественно на Ближнем Востоке и в Северной Африке (арабские государства), в ряде стран Тропической Африки, на Северном Востоке (Турция, Иран, Афганистан), в Южной и Юго-Восточной Азии (Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, юг Филиппин), в странах Центральной Азии (бывшие советские республики), в Юго-Восточной Европе (Албания, Босния, Косово), в Закавказье (Азербайджан).

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верховного Бога – Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог Аллах передал людям устами пророка Мухаммеда при посредничестве ангела Джебраила «священную книгу» – Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совершение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран содержит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских государств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе – шариате.

Становление ислама происходило под заметным влиянием более древних религий ближневосточного происхождения – иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встречается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга – Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, турок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Турции, Египте, Тунисе и ряде других государств были проведены реформы по ограничению сферы действия религиозных законов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (например, Иране, Афганистане, Саудовской Аравии) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В Российской Федерации проживает значительное количество мусульман. Эта религия в современной России вторая по числу приверженцев после православия. Ислам распространен среди жителей Волго-Уральского региона (прежде всего в Татарстане и Башкортостане), республик Северного Кавказа (за исключением населения Северной Осетии, жители которой преимущественно исповедуют православие), частично Западной Сибири. Среди мусульман представители многочисленной азербайджанской диаспоры, выходцы из стран Центральной Азии. Организационно мусульмане России возглавляются Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть – важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не всегда – в обществах с преобладающим религиозным мировоззрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуществление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства в лице его органов и отдельных должностных лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой – невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия – государство нейтрально в вопросах религиозной веры.

Светский характер государственного образования предполагает, во-первых, равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае, если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть фото объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть картинку объяснение могущества религии в человеческой жизни. Картинка про объяснение могущества религии в человеческой жизни. Фото объяснение могущества религии в человеческой жизни Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.

объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть фото объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть картинку объяснение могущества религии в человеческой жизни. Картинка про объяснение могущества религии в человеческой жизни. Фото объяснение могущества религии в человеческой жизни Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выделяют ученые? 3) Какими признаками характеризуется религиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни общества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П.А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, созданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспонирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о неуклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретными примерами.

2. С древних времен ученые прослеживают такое направление социального протеста, как богоборчество. Выскажите несколько предположений о причинах возникновения подобного движения.

3. Соберите информацию о деятельности религиозных организаций в вашем регионе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Белла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что религия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт – как познавательный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек – это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблем, – вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей проблематикой природы человека, а среди конкретных проблем – такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, загадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом конкретных пределов, сколько с предельностью вообще… Но даже для самого примитивного дикаря область религии – это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме того, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы конкретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. – М., 1972. – С. 266–278.

объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть фото объяснение могущества религии в человеческой жизни. Смотреть картинку объяснение могущества религии в человеческой жизни. Картинка про объяснение могущества религии в человеческой жизни. Фото объяснение могущества религии в человеческой жизни Вопросы и задания к источнику:

1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор характеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюстрирующих символическую природу религии. 4) Используя фрагмент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *