общество в жизни онегина татьяны и автора
Общество в жизни онегина татьяны и автора
Название работы: Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Общество в жизни Татьяны Онегина и автора Татьяна простая провинциальная девушка она не красавица но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей в обществе которых она чувствует себя одиноко так как они не способны понять ее. Дика печальна.
Дата добавления: 2013-06-10
Размер файла: 16.29 KB
Работу скачали: 23 чел.
Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Евгений Онегин из числа пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, отторженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятности, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно:
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять. умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.
Автор здесь легкомысленный, вполне в духе «света пустого», типичный завсегдатай столичных балов. Но сразу же следует опровержение: да, он не идеальный, издержки воспитания, среды, образа жизни петербургской аристократии и на него наложили отпечаток. И все же автор достаточно сложный, неоднозначный, он вмещает в себе наряду со светской бесцеремонностью глубину и утонченность чувств.
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
Общество в жизни онегина татьяны и автора
Евгений Онегин – центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом.
В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина.
В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова – это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали.
В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску.
Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывёт «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства – значит притворяться.
Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно – тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом.
Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Да и что она могла найти в обществе петушковых, пустяковых, гвоздиных? Татьяну воспитывали французские романы и «преданья старины глубокой». Поэт показывает, что и это – не самые лучшие воспитатели, однако благодаря своей «дикости» и внутренней целомудренности Татьяна смогла вырасти цельной и естественной натурой. Именно поэтому она решается первой признаться в своей искренней любви к Онегину («светская» девушка так никогда бы не поступила). Именно поэтому в дальнейшем Татьяна, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, остается до конца верной ему.
Лишь внутренне чувство героини подсказывает ей, как надо поступить в той или иной ситуации – Татьяна не следует законам высшего общества, хотя является «светской львицей»:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Подтверждает мнение поэта о губительном воздействии светского общества на человека и история жизни Автора – полноценного члена романа. Мы узнаем, что он, как и Онегин, когда-то был рабом высшего света. Однако вскоре, как и главному герою, Автору стало пусто и неинтересно жить так, как проповедует светское общество. Именно поэтому в романе Автор иронизирует над установками и законами, которые царят в высшем свете. У него вызывают отторжение и презрение зависть, недоброжелательность, лицемерие, пошлость, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим. »; « Врагов имеет в мире всяк. »; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом. »; «Блажен, кто смолоду был молод. »).
Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» играет, главным образом, отрицательную роль. Пушкин показывает нам, что высший свет «до мозга костей» лицемерен, неестествен, извращен. Он губит людей, которые зачастую являются рабами светского мнения, мнения окружающих людей. Только освободившись от влияния «людской молвы» и прислушиваясь к своим истинным потребностям, можно стать по-настоящему свободным и счастливым, обрести любовь, дружбу, душевную гармонию.
Читать реферат по литературе: «Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора» Страница 1
Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Евгений Онегин из числа пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, отторженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятности, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно:
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять. умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.
Дворянство и светское общество в романе «Евгений Онегин»: образ, характеристика
Среди образов, представленных в романе «Евгений Онегин», особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.
Дворянство и светское общество в романе «Евгений Онегин»: образ, характеристика
В романе «Евгений Онегин» одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.
В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества. Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.
Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов.
«. Однообразная семья, / Все жадной скуки сыновья. « :
«. И даже глупости смешной / В тебе не встретишь, свет пустой. «
На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:
Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться.
Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:
В романе «Евгений Онегин» автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д.
Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат.
Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина.
Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе «Евгений Онегин» Пушкина.
Онегин и современные ему общественные отношения
Непреходящая актуальность романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» обусловлена его особой значимостью в русской литературе XIX века. Раскрытие и постижение культурных смыслов, заложенных в произведении, потенциально предоставляет огромные возможности для духовного становления и развития читателя.
Нынешний этап развития мировой цивилизации отличает повышенный интерес к осмыслению бытия конкретного человека в контексте его сопротивления негативным этическим реалиям современного ему общества. К такому осмыслению нас подталкивает прежде всего тот факт, что совокупно любой социум очень редко следует тем моральным нормам, которые сам же провозглашает высшими духовными ценностями. Здесь налицо ситуация двойных стандартов, которая неявно разрушает общество изнутри. В таких обстоятельствах всегда появляются отдельные интеллектуалы, открыто не принимающие современное им общество, а часто и активно пытающиеся его изменить. Понятно, что здесь требуется не только фундаментальное осмысление взаимодействия отдельной личности и общества, но и понимание необходимости сопротивления личности негативным социальным нормам, какими бы привычными они ни казались.
Роман «Евгений Онегин» имеет большое гуманитарное значение; фактически, А. С. Пушкин этим романом насаждает человечность и нравственность в души читателей, что помогает избежать не только повторения ошибок прошлого, но и впадения в крайности, не свойственные цивилизации, основанной на гуманистических идеалах, в настоящем.
Литература — как и любая иная форма искусства — в своём развитии всегда направлена в будущее, ведь её цель — изменение общества в лучшую сторону, побуждение отдельного человека к осмысленному саморазвитию. И здесь историческая ретроспектива отходит на второй план. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что роман «Евгений Онегин» является не только образцом искусства слова, но и феноменом русской культуры, ведь А. С. Пушкин намечает в нем дальнейшие тренды духовного развития российского общества и человеческой цивилизации в целом.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» привлекает внимание большого числа специалистов и рядовых читателей уже почти двести лет. Пучок смыслов, заложенный автором в этом произведении, определяет большое разнообразие подходов многочисленных критиков и рецензентов к анализу романа.
Оговоримся сразу, что Евгений Онегин восходит к лирическому герою А. С. Пушкина. В этом романе поэт пытался постигнуть логику и закономерности духовных исканий человека своей эпохи. Главный вопрос, который неминуемо встаёт перед нами, — это вопрос оценки Евгения Онегина как личности, как главного героя романа.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!
Если это так, то особый интерес вызывает его воспитание и дальнейшее образование. И автор нам говорит, что
Monsieur l’Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Очевидно, что для начала XIX века это очень странная система воспитания: отсутствие назидательности и телесных наказаний при постоянных беседах в Летнем саду с monsieur l’Abbе, французом-эмигрантом, и, судя по его педагогическим приемам учить «всему шутя», сторонником идей Просвещения, практически воплощавшим эти идеи в жизнь.
Такое воспитание и материальный достаток предопределили юность Онегина:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Мы видим, что высший свет сразу же принял Евгения Онегина. Однако поэт акцентирует наше внимание на неискренности и фальшивом блеске этого мира. А чем же приглянулся свету наш герой? Всё просто:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать.
Онегин не сразу заметил свойства высшего света, поскольку был молод и неопытен. А между тем он чуть не потерял себя навсегда. В таком окружении настоящее чувство в душе главного героя начало отмирать. Нарастающая душевная опустошенность влечет за собой успешное освоение навыков светского волокитства — и он уже не мог различать флирт и любовь, эти понятия постепенно становились для него тождественными. Онегин располагал к себе женщин, но душа его пустела. Множество легкомысленных связей в юности привело героя к потере понимания содержательной стороны любви между мужчиной и женщиной, адюльтер стал для него привычным и не вызывал угрызений совести.
Каждый день был наполнен суетой, и сначала герой принял такой образ жизни. Но вскоре светская жизнь вступила в его понимании в противоречие с истинными духовными ценностями, и Онегин почувствовал, что внешний блеск этой жизни никак не наполняет уже развившуюся душевную пустоту. Герой попытался выбраться из духовной ямы. Он осознал, что в Петербурге оказался в плену страстей чуждого всему русскому, по сути западного города — да и в плену своих страстей тоже. Онегин начал критически осмысливать происходящее и постепенно пришел к выводу о фатальной духовной пустоте высшего света.
Герой осознал, что ему требуется срочный выход из сложившейся ситуации, где нет возможностей дальнейшего духовного роста. Отъезд Евгения в деревню был продиктован желанием сменить условия жизни в надежде на внутреннее преображение. Однако в деревне его душа была глуха к впечатлениям: психическая инертность и поверхностность восприятия достались ему в наследство от блестящей столичной жизни.
Онегин изменил хозяйственный порядок в имении, облегчил жизнь крепостных:
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Таковое смелое преобразование в сельском укладе можно понять, вспомнив воспитание героя — воспитание monsieur l’Abbе в духе идеалов Просвещения. Но идеалы Просвещения с трудом ложатся на российскую почву — и этот поступок привел к тому, что
. в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Ленский позволил себе маленькую ложь, очень неприятную Онегину: пригласил приятеля на именины Татьяны, умолчав о том, что у Лариных соберутся помещики, с которыми у Онегина не сложились отношения. От скуки и в отместку Ленскому Евгений решил посмеяться над возвышенным чувством друга: стал приглашать его невесту почти на каждый танец, говорил комплименты, заставлявшие Ольгу сиять.
Юный поэт не понял и не должен был понимать, что причиной ухаживаний Онегина за его невестой стала скука и раздражение друга, а также легкомысленное кокетство Ольги. Ленский вызвал Онегина на дуэль. И только получив вызов, главный герой осознал аморальность своей шутки:
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
Евгений осознает всю абсурдность сложившейся ситуации и хотел бы не допустить дуэли:
… пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.
Ещё одним человеком, оказавшим значительное влияние на процесс становления личности Онегина, стала Татьяна Ларина.
Если чувство любви практически не знакомо Онегину, то Татьяна преисполнена этим чувством, она живет им. Евгений Онегин разуверился в том, что кто-то сможет помочь ему в жизни найти себя: несмотря на постоянный поиск, его душа остается холодной — как того требовал высший свет. Татьяна же никогда не видела высшего света — она сохранила искренность, простоту и осталась собой. Не зная в сущности Онегина, она сразу полюбила идеальный образ, который сложился в её воображении под воздействием французских любовных романов. Но литературные сюжеты всегда конфликтуют с реальностью, и Онегин на тот момент не мог ответить ей взаимностью: он был не в силах подняться над своим эгоизмом и испытать любовь.
Татьяна могла стать спасением для Евгения Онегина, но тогда он не смог этого понять. Душевный кризис, в котором оказался герой, возможно было преодолеть только пробуждением чувственной составляющей души, но он гнал от себя всякое чувство. После убийства Ленского Онегиным «овладело беспокойство, / Охота к перемене мест», и он отправился путешествовать.
Это событие предопределило окончательное и бесповоротное изменение личности Евгения Онегина — из холодного и расчетливого интеллектуала, частично воспитанного, а частично испорченного высшим светом, он превратился в искреннего и эмоционального человека. В его мировосприятии просвещенческая рациональность сменяется пробудившимися чувствами. Пусть Татьяна потеряна навсегда, но жизнь Евгения наполняется переживаниями, и тем самым разрешается главный внутренний конфликт Онегина — конфликт установок, насаждённых в его душу светским обществом, с его личными моральными установками.