общество как система основные сферы жизни общества их взаимосвязь
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Человек и общество
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
План.
Общество как система.
Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).
Элементы общества как системы.
Сферы общественной жизни.
Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.
Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).
Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).
Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).
Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).
Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.
Признаки общества как системы.
Типы заданий по теме.
1.Выявление особенностей той или иной сферы общества.
Задание 1
К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
4) духовной
Задание 2.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) искусство, образование
2) демократия, референдум
Задание 3.
Что относится к экономической сфере жизни общества?
1) производство материальных благ
2) проведение выборов в парламент
3) показ нового художественного фильма
Задание 4.
Что относится к социальной сфере жизни общества?
1)проведение заседания парламента страны
2)открытие Шаляпинского фестиваля.
3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.
4)заключение сделки между двумя фирмами.
Задания на взаимосвязь сфер общества.
Задание 1.
Правительство страны Z приняло решение о повышении пенсий. Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и социальной
4) духовной и социальной
Задание 2.
Правительство страны Z приняло решение о поддержке конкурса юных талантов «Поющая страна». Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) политической и духовной
4) духовной и социальной
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
44. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество– это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др. ) и отношений между ними. Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.
В философской науке общество характеризуется как:
а) сложная система, состоящая из большого количества элементов, связей и отношений. Поведение и системное изменение общества не могут быть описаны однозначно и предсказуемо;
б) открытая и саморазвивающаяся система. Современная общество имеет как уровневую организацию, так и сетевую структуру, что усложняет системные характеристики общества.
Системные признаки общества: целостность, социальность, устойчивость, автономность и самодостаточность, открытость.
Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся социальную систему, способом существования которой является деятельность людей.
В качестве социальной системы выступают и отдельные в рамках социума элементы- подсистемы: сферы общественной жизни; человек- общество;
малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и т. д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Общество как социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной непредсказуемостью, вероятностным и нелинейным типом развития.
В разных философских моделях общества выделяются разные системные элементы:
— экономическая сфера, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления
— политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.
— духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство, науку и др.
Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга.
Сферы общественной жизни:
1. материально-производственная сфераохватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (производство, торговля, финансовые учреждения и т. п. );
2. организационная (политическая) сфераосуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии и др. );
3. социальная сфера– это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;
4. духовная сфера– это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.
Все сферы тесно взаимосвязаны, рассматривать их по отдельности можно только в теории, что помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, их роль в общей системе. Вступая в отношения друг с другом, люди образуют разнообразные социальные группы. Совокупность этих групп образует социальную структуру общества. Группы выделяются по разным признакам, например:
1. социально-классовыми группами являются сословия (например, дворянство, духовенство, третье сословие), классы (рабочий класс, класс буржуазии), слои (высококвалифицированные рабочие и чернорабочие) и др. ; 2. социально-этническими группами являются род, племя, народность, нация;
3. демографические группы – половозрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население и др. ;
4. профессионально-образовательные группы – работники умственного и физического труда, профессиональные группы
45. Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.
Общество – исторически конкретное устойчивое образование, целостность, имеющая внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет рассматривать общество как сложную систему, т.е. совокупность элементов, объединенных упорядоченной взаимосвязью и взаимодействия. Целостность системы обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни. Общественное производство – процесс, получающий все необходимые слагаемые жизни людей:
-воспроизводство самих людей (+семейно-бытовые отношения)
-материальное производство (производство материальных условий жизни людей)
-духовное производство (создание знаний, опыта, ценностей)
-управление (обеспечение согласованности и целостности общества)
В силу сказанного принято условно делить общество на отдельные сферы, каждая из которых выполняет определенные необходимые задачи в рамках общественного организма. Такое деление является только условным, т.к в реальности все сферы тесно взаимосвязаны.
1. Экономическая подсистема функционирует на основе материального производства, представляет собой совокупность различных форм деятельность в сфере материального производства. В этой сфере реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются научно технич.достижения и осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Основной тип отношений – производственные отношения. Собственность – право распоряжаться и использовать нек. долю общественного богатства. Форма собственности решающим образом влияет на всю сферу общественного производства. В собственности могут находиться: средства производства, рабочая сила, результаты материального производства. Собственность – институт экономической сферы, но его действия затрагивают и др. сферы Так исторически сложившееся разделение труда и институт собственности обуславливает соц. стр-ру общества. На этой основе складываются социальные и профес. группы. Собственность определяет право распоряжаться не только матер.рес-ми, но и людьми – переход экономических отношений в политические. Многие соц-эк. Проблемы м.б. решены при помощи полит средств. Способ пр-ва и отношения собственности влияют и на дух.сферу общества: воздействие через соц-эк отношения на сознание людей, мораль, иск-во.
2. Социальная подсистема – сфера взаимоотношений между соц. группами общества по поводу социальных условий их жизни и деятельность. Социальные отношения включают в себя все совокупность вопросов, связанных с существованием и разрешением противоречий в условиях социального расслоения общ-ва, касаются соблюдения социальной справедливости, соц. гарантий, права на соц. защиту и т.д. Эти вопросы касаются сфер трудовой деятельности, быта людей, образования, здравоохранения. Степень удовлетворения социальных потребностей опред. через различные показатели: ур., кач-во жизни индивида, семьи, соц. гр. Эти показатели указывают на эффективность функционирования соц. подсистемы.
3. Политическая подсистема – сфера отношений по поводу власти между социальными и национальными группами, а также разного рода организациями. Главное назначение полит.системы – регулирование общественной жизни, поддержание целостности общественных организаций. Основными институтами являются власть и государство. Власть – способность осуществлять свою волю в рамках определенного сообщества людей. Гос-во – осн. институт власти, концентрирующий в своих руках власт. полномочия и средства их осуществления. Политические отношения – отн. по поводу формирования, распределения, использования власти в обществе, а также реализация полит.прав и свобод отд. полит. субъектов.
4. Духовная подсистема связана с производством духовных ценностей, т.е. знаний, моральных норм, традиций, образцов деятельности и поведения. Дух.сфера формируется исторически, воплощает геогр., нац., религ. и др. особенности развития общества. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных дух.потребностей. На этой основе в обществе складываются особые отрасли дух.производства и соотв. им институты: наука, образование, иск-во, а также средство сохранения и передачи информации. В дух.подсистеме функц-т общественное соз-е, т.е. целостное дух. явление, представляющее ид. образ мира, формируемый соц. образ мира, формируемый соц. общностями под воздействием надлич. факторов, т.е. мат. условий жизни и дух. культуры общества. Общ.сознание включает 2 ур:
-обыденное (накопленный поколениями опыт деят-ти, нормы, обычаи, нек. мировоззренческие представления в нар худ.тв-ве)
-теоретическое (осмысление явлений общественной жизни, выступает как система логически взаимосвязанных положений)
Общ.сознание несет печать субъективности. Это обнаруживается в элементах: общественная психология и идеология. Общ.сознание неоднородно. Формы общ. сознания: полит., правовое, моральное, эстетическое, религ., филос., научное.
Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью деятельностно-системного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационная, духовная. Им соответствуют четыре основные сферы (подсистемы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера — базовая, определяющая в жизни обществ Она включает в себя: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.
Экономическая сфера существует в следующих формах:
— экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
— деятельность институтов управления экономикой;
— способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: предмет труда; средства, орудия труда — машины, механизмы, инструменты, техника; сырье и материалы; здания и сооружения, транспорт и т. д. Человек — это творческое начало и активный субъект труда. Главная роль человека в производстве связана не столько с его физическими свойствами, сколько с мышлением и разделением труда. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей.
Можно дать характеристику производительных сил как определенного технологического способа соединения людей и средств труда, способа изготовления продуктов. Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, том, какие силы природы используются человеком, каким способом они используются. Характер производительных сил исторически изменялся. От ручных орудий труда люди перешли к машинной и автоматической технике, от энергии животных к электрической и атомной энергии. На современном этапе человек все больше выходит из непосредственного процесса производства, становясь его регулятором и контролером.
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:
— отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
— отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
— отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Отношения собственности детерминируют содержание экономических интересов классов и отдельных лиц. Форма собственности — это сущность производственных отношений.
История развития общества обусловлена процессом смены способа производства, который определяет изменение всех других структурных элементов общественной формации. Производительные силы и производственные отношения — это две стороны единого процесса производства. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Изменение производственных отношений происходит при замене одного способа производства другим. Собственник будет способствовать развитию производительных сил до тех пор, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается государством и экономически господствующие слои общества препятствуют их изменению, если даже они перестают соответствовать производительным силам. Поэтому для изменения производственных отношений недостаточно развития производительных сил, а необходимо еще формирование такой общественной ситуации, которая бы позволила преодолеть сопротивление консервативных сил.
Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать самую различную форму и идти не только «снизу», но и «сверху».
Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
— создает материальную базу существования общества;
— способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
— непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
— влияет на политические процессы;
— влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
Хотя общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменение способа производства и отношений собственности влечет за собой изменение всего общества — его социальной структуры, политической организации, общественного сознания, всей сферы духовной жизни общества.
Социальная среда — это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно-исторически.
Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.
Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности. Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества.
Основные элементы социальной структуры общества:
• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
Определяющим элементом социальной структуры общества являются классы. Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы. Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются отношения собственности на средства производства.
По отношению к социальной сфере современного общества имеется два основных подхода:
— классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
— стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся (в США, например, 2 /3 населения). А поскольку многие классы и слои как бы постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества. В современных либеральных теориях средний класс считается гарантом рыночно-демократических преобразований и стабильного функционирования современных демократий. В постсоветских странах пока еще не произошла четкая дифференциация интересов, невысок уровень образования и доходов основной части населения. К началу XXI века процентное соотношение между высшим6 средним и низшими классами в США и России было таково: США – 7: 80:13, Россия – 2: 8:90. В социальной сфере современного общества присутствуют также особые группы, называемые маргиналами: безработные, бродяги, бомжи, недавние иммигранты. По разным критериям можно выделить также профессиональные, конфессиональные, этнические, демографические, возрастные и другие социальные группы.
Особое значение в социальной сфере современного общества имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина—в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:
• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденцией развития современного общества является:
• превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».
В Беларуси особое значение в развитии социальной сферы занимает формирование новой социальной инфраструктуры села. На это была нацелена государствееная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Нужно было изменить облик деревень, создать 1481 агрогородков, в которых имеются все составляющие производственной и социальной инфраструктуры, а стандарты жизни приближаются к городским. В других населенных пунктах также происходят качественные изменения к лучшему – в области жилищного строительства, газификации и энергоснабжения, модернизации транспрта и дорог, торговли и бытового обслуживания, медицины, образования, культуры и спорта. Данная программа по основным направлениям осуществлена, принята новая.
Политическая сфера общества— совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.
Государство характеризуется формой правления, формой территориального устройства и политическим режимом. Форма правления показывает способ формирования власти – по наследству либо через выборы. Отсюда две основные формы правления: монархия и республика (парламентская или президентская). Форма территориального устройства государств бывает унитарной (Беларусь), федеративной (Россия), конфедеративной (ЕЭС), содружеством (СНГ).
Политический режим — система методов и приемов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод личности. Особенность политического режима определяется характером избирательного закона, ролью исполнительных и законодательных органов государственной власти. Выделяют демократический, авторитарный, тоталитарный режимы и их разновидности. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти. Политическая власть — это реальная способность данного класса, группы или индивидов проводить свою волю в политике и правовых нормах. Основными формами проявления власти являются господство, организация, контроль и управление. Через государственное управление властные структуры стремятся подчинить своей воле действия всех классов и социальных групп.
Особенность белорусской политической системы – ее переходный, поисковый характер. Демократические институты и механизмы власти не востребованы в полной мере большинством граждан. Можно отметить, к примеру, низкий рейтинг у населения институтов политических партий и парламентаризма. По-прежнему распространены патерналистские настроения, т.е. ожидания помощи и указаний от государства, что тормозит процесс формирования гражданского общества. Положительными сторонами являются стабильность и мирный характер политических отношений, эффективная система правопорядка и высокий уровень гарантий безопасности жизни. Существует консенсус народа и власти по поводу основных социальных ценностей и целей общественного развития.
Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы, духовные потребления и отношения.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где соответственно различают сферы общественной идеологии и социальной психологии. Различают также формы общественного сознания (политическое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, художественное), уровни (теоретическое и обыденное). В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Существует тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное, способно опережать общественное бытие. Роль духовной сферы заключается в том, что в ней формируются комплексы ценностей и жизненные стратегии общества, социальные проекты и средства их реализации, осмысливается прошлое и закладываются ориентиры будущего. Белорусское общество переживает стадию перехода от духовных ценностей советского периода к национально- самобытным и современным мировым образцам. Этот процесс противоречив, белорусский и русский язык и общеславянская культура вытесняются массовой культурой американского образца. Это наблюдается в молодежном сленге, традициях новых праздников (Хэллоуин, День святого Валентина), доминировании утилитарных потребностей над духовными. Религиозность населения выросла, хотя для многих она – дань моде, не ставшая внутренним убеждением. В структуре общественного сознания наблюдается ослабление влияния теоретического уровня на массовый тип сознания, наука отступает перед мифом и религией. Такие явления типичны для переходных эпох и обществ. Они являются симптомами кризиса современного общества массового потребления. Нужна новая модель социокультурного развития человечества.