образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

За кадром киноэпопеи «Щит и меч»: Как фильм разрушил стереотипы о разведчиках и изменил судьбу Олега Янковского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

1967-й год в советском кинематографе должен был стать знаковым: 50-я годовщина революции не могла остаться без внимания, и практически все фильмы так или иначе были связаны с этой темой. Кроме того, в декабре был еще и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки, и к этой дате кинематографистам поручили выпустить фильм о военных разведчиках. В Госкино пересмотрели десятки сценариев, но всем им не хватало масштабности.

Прототипы главного героя

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

И тут кинематографисты вспомнили об опубликованном в 1965 г. романе писателя и главного редактора журнала «Знамя» Вадима Кожевникова «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 г. выехал в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 г. внедрился в службу СС. Поначалу Кожевников планировал написать роман о разведчиках, работавших под прикрытием в Америке. Он даже попросил в КГБ устроить ему встречу с легендарным советским разведчиком Рудольфом Абелем. Но после того, как тот прочитал первые главы, наотрез отказался использовать факты своей биографии в романе и стать прототипом главного героя – он показался ему авантюристом в духе Джеймса Бонда. В итоге единственное, что осталось от него в литературном герое, – это имя: Абель – А. Белов.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Тогда писателю посоветовали писать не о современной разведке, а о времени Второй мировой войны, и познакомили его с разведчиком-диверсантом Зоричем – Александром Святогоровым. В годы войны он занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях, был заброшен в немецкий тыл, где провел ряд блестящих операций, внедрился в немецкую разведшколу и участвовал в ликвидации одного из шефов СС. Именно он и стал главным прототипом героя фильма, хотя этот образ был собирательным – создатели фильма ориентировались не только на личность Святогорова, как это было в романе, но и на Рихарда Зорге, Николая Кузнецова и др.

Как Владимир Басов не оправдал ожиданий высокого руководства

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

До юбилея оставался всего год, в течение которого нужно было успеть написать сценарий, выбрать натуру для съемок, собрать съемочную группу и успеть завершить работу над фильмом до конца 1967 г. Экранизировать роман поручили актеру и режиссеру Владимиру Басову – так быстро, как он, на тот момент никто не снимал. Он мгновенно решал режиссерские задачи, молниеносно принимал решения и, приступая к работе над фильмом, уже четко представлял себе конечный результат.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Они оба с самого начала понимали, что в такие сжатые сроки снять фильм вряд ли получится. Они даже не надеялись на то, что их сценарий будет утвержден – Басов и Кожевников не хотели, чтобы образы врагов выглядели карикатурно, и изобразили немцев из Абвера сильными противниками, умными и образованными, что противоречило существующим в советском кино традициям. Сценаристы опасались того, что после многочисленных правок останется очередной схематичный героический сюжет о превосходстве советских разведчиков над недогадливыми и недалекими фашистами. К их удивлению, первый же вариант сценария утвердили без исправлений.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

На «Мосфильме» распорядились немедленно приступать к съемкам. Однако Басов не хотел гнать лошадей и халтурить – он понимал, что совместить «быстро» и «качественно» в создании серьезного фильма о разведчиках просто невозможно. Его постоянно вызывали к руководству, подгоняли, отчитывали за срыв сроков, грозили снять картину с производства, но все же дату премьеры пришлось отложить. В результате с поставленной перед ним задачей режиссер не справился: первые две серии фильма вышли гораздо позже юбилея спецслужб, только в августе 1968 г. Зато результат превзошел все ожидания: «Щит и меч» попал в десятку самых кассовых фильмов за все время существования советского кинематографа, первые же серии посмотрело больше 68 млн зрителей!

Неказистый герой

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Многих удивил сделанный режиссером выбор актеров – на главную мужскую роль Басов пригласил Станислава Любшина, который внешне совсем не был похож на стереотипного «героя». В Госкино его кандидатуру тут же забраковали – мол, уж слишком невзрачный и неказистый, мягкий и спокойный, недостаточно мужественный и фактурный. Как же так, главный герой фильма серый и неприметный, а его враги – умные, сильные и яркие! Тут на помощь режиссеру пришел сам Святогоров – он убедил комиссию, что именно так и должны выглядеть настоящие разведчики: внешне ничем не примечательные, не запоминающиеся с первого взгляда, растворявшиеся в толпе.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Впрочем, назвать Любшина недостаточно мужественным все же никак нельзя – при всей внешней интеллигентности, в нем чувствовалась внутренняя сила. Сам актер был очень рад возможности сыграть подобную роль, ведь он с детства мечтал стать разведчиком. Когда началась война, ему было всего 8 лет, но он так хотел попасть на фронт, что сбежал из дома. Его разыскали, вернули и посоветовали подумать о другой профессии, а для начала немного подрасти.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Этот фильм разрушил стереотипы о разведчиках, и зрители это оценили. Кинокритик Александр Шпагин писал: « Щит и меч» появился в 1960-е годы, когда было развенчание советского пафоса, который был характерен для кинематографа 30-х и 50-х годов. Поэтому, когда появлялись такие пафосные картины про разведчиков, как, например, «Вдали от Родины» или «Без вести пропавший», над ними уже смеялись – пафос раздражал. Разумеется, к реальной работе реальных разведчиков все наши картины не имели никакого отношения ». Одним из главных достоинств фильма стал намеренный уход от штампов, пафоса и бравады.

Как Владимир Басов зажег звезду Олега Янковского

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Басов обладал поразительной режиссерской интуицией и редко ошибался, выбирая актеров на те или иные роли. Его безусловной творческой победой стало решение доверить роль Генриха Шварцкопфа на тот момент никому не известному 23-хлетнему актеру Саратовского драмтеатра Олегу Янковскому. И это произошло благодаря счастливому случаю. Однажды в ресторане Басов обратил внимание на юношу, который, по его мнению, внешне был очень похож на молодого арийца. Жена режиссера, актриса Валентина Титова, сыгравшая в фильме «Щит и меч» главную лирическую героиню, сказала, что именно так и должен выглядеть Генрих. На что режиссер ей ответил: « Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог ». Возможно, если бы не эта случайная встреча, Олег Янковский никогда бы не стал всесоюзно известной звездой кино.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Узнав о том, что этот молодой человек – все-таки актер, Басов тут же утвердил его на роль. На съемках неопытному актеру было очень непросто: он неумело держался в кадре, у него были большие проблемы с дикцией, из-за чего режиссер постоянно кричал ему: « С такой кашей во рту ты никогда не будешь актером! » Во многом благодаря такой суровой школе он активно принялся работать над собой – и с «нелегкой» руки Басова попал в большое кино. После триумфального дебюта его актерская карьера стремительно пошла на взлет, и с тех пор он сыграл около 100 ролей.

образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Смотреть картинку образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Картинка про образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич. Фото образ жизни киднеппинг щит и меч магомед хайрулаевич

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

О трогательном фильме Щит и меч

Александр Бурьяк
О трогательном фильме «Щит и меч»

Пройдёмся по музыкальной стороне вопроса. Против собственно
музыки сказать плохое не получается: она великолепна. Но вот слова
к удалой песне «Махнем, не глядя. » (музыка Вениамина Баснера,
слова Михаила Матусовского, поёт Марк Бернес) вызывают сильное
недоумение:

Прожектор шарит осторожно по пригорку,
И ночь от этого нам кажется темней.
Который месяц не снимал я гимнастерку,
Который месяц не расстегивал ремней.

Дальше в этой залихватской песенке слова ещё хуже:

НУ ЗАЧЕМ СОЛДАТУ ТАСКАТЬ С СОБОЙ СНАРЯДНУЮ ГИЛЬЗУ, тем более,
что чуть ли не каждый день можно раздобыть новую? Нет, я понимаю,
что боевые товарищи могли подложить её в вещмешок ради шутки, но
это ведь быстро обнаруживается. Могу себе представить только два
внятных объяснения: 1) солдат «косит» под сумасшедшего, чтобы
комиссовали; 2) он использует гильзу как микросейф, чтобы что-то
там уцелело, когда он сам сгорит или будет разорван на куски.

Солдат хранит в кармане выцветшей шинели
Письмо от матери, да горсть родной земли.
Мы для победы ничего не пожалели.
Мы даже сердце как HЗ не берегли.

Надо вообще заметить, что самые трогательные патриотические и
военно-лирические песни в СССР, как правило, сочинялись и испол-
нялись почему-то евреями: «Амурские волны», «Мы рождены, чтоб
сказку сделать былью», «Три танкиста», «Враги сожгли родную
хату», «Тёмная ночь», «Русское поле», «С чего начинается Родина»,
«Песня о далёкой Родине», «Берёзовый сок» и многие другие. Единс-
твенно ради денег такие мощные вещи получаются вряд ли: наверня-
ка вдобавок (или в первую очередь) требуется действительное
чувство.

Может, потому после 1991-го года и не появляются в России при-
личные патриотические песни, что евреи частью разъехались, частью
перестали воспринимать Россию как Родину (а начали воспринимать
её как территорию с ресурсами, на которой живёт многовато дураков
и антисемитов).

Кстати, СССР ведь начинался как в основном еврейский проект,
но потом более аборигенистые под руководством великого грузина
(и вообще усиленные кавказцами) поперехватывали руководящие роли
— благодаря своему численному превосходству.

Если говорить правду, то фильм «Щит и меч» изобилует натянутыми
ходульно-лубочно-картоными эпизодами пропагандистской направлен-
ности. Укажем хотя бы некоторые из них.

Эпизод с проверочным забросом Вайса в немецкий тыл, выдаваемый
за советский, и последующим попаданием в лапы якобы советской
контрразведки. Вайс уходит от псевдосоветских с боем и прорывает-
ся на мотоцикле. в свою разведшколу, а там выкрикивает какую-то
ерунду про высаженный русский десант, в расположении которого он
прямёхонько оказался после прыжка на парашюте в советский тыл.
Зрителей пытаются убедить, что немцы поверили, что Вайс в тот
момент ещё не понял, что сбросили его на немецкой территории не
по ошибке. Вайс выглядит в этой сцене даже не дураком, а наглым
любителем пострелять в немцев, неубедительно косящим под храброго
недоумка в уверенности, что выкручиваться из сложившейся ситуации
— не его забота. Если бы он прибыл с трагическим лицом и покаян-
но заявил, что произошло несчастье, потому что изначально он при-
нял своих переодетых боевых товарищей за настоящих русских, это
было бы прилично, убедительно, надёжно, но зрителям суют ту ещё
чушь.

Эпизод со взрывом решётки, перегораживающей заключённым выход
из подземного завода. Собранный Басовым интернациональный коллек-
тив обращается на разных языках стран Варшавского договора к уз-
никам нацизма, чтобы они отошли от решётки подальше, но полосатая
масса дружно приходит в движение только после того, как обратился
по-русски Вайс-Белов. На других языках, надо думать, не доходило,
а может, заключённые вежливо ожидали, пока выскажутся все желаю-
щие. В книге, наоборот, никаких лингвистических сложностей по
поводу «отойдите от решётки» не возникло, и хватило одного Вайса:

Тогда же спутница Вайса, оставленная на радиостанции, тщетно
пытается установить голосовую связь со сражающимися на поверхнос-
ти земли десантниками, но тем не до женщины. Вряд ли группа осво-
бодителей углубилась более чем на 200 метров от выхода, так что
если очень надо было узнать ситуацию наверху, кто-то мог просто
сбегать и посмотреть. Полторы минуты туда, полторы обратно.

После высаживания решётки приходит в движение состав из вагоне-
ток и несётся вглубь земли, где находятся заключённые. Вайс бро-
сается из ряда вон, тут же подрывает что-то там гранатой, и ваго-
нетки громоздятся одна на другую. На самом деле вагонетки должны
были так или иначе застрять или сойти с рельсов на высаженной
взрывом решётке, но авторам потребовалось тяжело ранить Вайса при
героических обстоятельствах.

В романе эта сцена тоже выглядит странно:
«Преодолев подъем, они остановились и залегли за составом ваго-
неток, нагруженных бочками цемента и каменными глыбами, видимо
служившими для перемычек, которыми была замурована штольня.

Вайс вскочил и побежал рядом с передней вагонеткой, пытаясь
подсунуть под ее колеса деревянный башмак, но его с силой
отбросило прочь. Тогда Вайс выхватил гранату, сбросил с нее
металлическую рубашку, дающую тысячи осколков, повернул ручку и
через две секунды швырнул гранату вперед, между рельсов, а сам
лег плашмя у стены штольни лицом вниз, прикрывая голову руками.»

Сомнительно, что ударившая в торец гружёного состава взрывная
волна сдвинула его, тогда как находившиеся в той же штольне люди
даже не были контужены, и даже пыли много не поднялось в воздух,
так что Вайс видел, куда бежать в темноте, чтоб обогнать поезд и
точно бросить гранату.

Валентина Титова (в фильме исполняла роль Нины) делится своим
женским восприятием немецкой униформы (сайт 1001material.ru, «Как
создавался фильм ‘Щит и меч'»):

Из народной апологетики фильма (www.kino-teatr.ru):
«Великий фильм великого режиссера! Безумно нравится Басов в
роли Бруно. Интереснейший образ. Потрясает эпизод, когда Вайс-
Белов мгновенно просматривает и запоминает большое количество
секретной информации. Замечательная военная песня в финале
фильма!»

Из народной критики фильма (в интернете её значительно меньше,
чем народной апологетики, но ищущий обрящет всенепременно). Сайт
www.kinoexpert.ru:

«Актеры великолепны. Есть моменты до сих пор берущие за душу.
Например расстрел бедных немецких генералов в самолете. Клюквы
конечно многовато. Спящий Янковский в кресле (добрый дедушка
Адольф разрешил не будить) и потом перевоспитавшийся. СС-ман,
строящий новую жизнь. СС-ы до сей пор реваншем бредят. В
Прибалтии чего вытворяют. Или сцена с детишками в КЦ лагере.
Посмотрели, и бедные немцы в шоке, звучит приказ откармливать
детей. Ну и лицо у Любшина ну совсем не арийское, это же Рязань
ё-моё. Но безусловно после подвига разведчика это шаг вперед.»

«К фильму отношусь сдержанно, в нем есть за что ругать и за что
хвалить. Гораздо интересней, собственно, сама судьба Владимира
Басова. Кому интересно, посетите или найдите в сети его могилу.
Один из самых финансово успешных деятелей нашей культуры похоро-
нен как собачка с минимальным набором приличий. У меня вопрос к
знатокам. Как я понял, курсант Фаза не крал списков разведшколы,
это сделал сам Вайс, воспользовавшись увольнением в город
курсанта Фаза. Который, неожиданно для самого Вайса, превратился
из записного гаденыша в настоящего патриота. Скажите, был ли факт
подставы?»

«Фильм-сказка от известного киноактера Владимира Басова повест-
вует об отважном русском герое Александре Белове, который под
именем Йоганна Вайса проник перед самой войной в гитлеровскую
Германию. Там он, как и подобает положительным сказочным персона-
жам, сделал удивительную карьеру: от водителя грузовика до офице-
ра гестапо, личного порученца Гиммлера. Бравый Вайс крушил напра-
во и налево фашистских преступников, штурмом брал тюрьмы и концла-
геря, отправлял на тот свет одного за другим своих высокопостав-
ленных начальников, а в конце фильма присвоил себе по-быстрому
подвиг Штирлица (разоблачил сепаратные переговоры), угробил почти
всю СС-верхушку и спас от смерти всех узников концлагерей Герма-
нии. При этом даже повредил себе ногу. Осталось загадкой, как
только наш Вайс не добрался до самого фюрера, тем паче, что неод-
нократно встречался с ним в фильме на приёмах. Насквозь фантас-
тичный, нелепый по содержанию, наивный и несерьезный телесериал,
который в короткий период ‘до Штирлица’ еще пользовался некоторой
популярностью.»

«На территории Германии наши шпионы долго не жили. Гестапо их
щелкало, как орешки. И разведгруппы тоже. Вообще германцы воевали
страшно и педантично. Они не могут выглядить в нашем кино
человечно.»

«Дело в том,что Басов был очень пьющий человек. Он не всегда
мог собраться и работать на одном уровне. Эта обстановка отража-
лась и на актёрской работе.»

С сайта www.kino-teatr.ru:
«. фильм не произвёл особого впечатления. Вайс показался не в
меру болтливым и подобострастным в сравнении с его коллегой Штир-
лицем, шпионско-приключенческий жанр в чистом виде с патриотичес-
ким уклоном, без пауз на размышления. Единственное, что тронуло,
это история курсанта Фазы. «

«Этот эпизод придумал не Басов, он в романе Кожевникова. Там Вайс
сразу после приземления разгадал, что это проверка, и устроил
побег на мотоцикле. Легендирование провала проверки десантом,
конечно, топорное. Поэтому Штейнглиц и Дитрих надавили на Вайса,
чтобы он сделал вид, что поверил в легенду (в фильме, кажется,
этого нет). Так что все достаточно связно. «

«В 1960 году Владимир Басов снимает эпохальный для своей
биографии фильм ‘Битва в пути’ с Михаилом Ульяновым и Натальей
Фатеевой в главных ролях. Фильм занял 6-е место в прокате, о нем
похвально отозвалось большинство критиков (по слухам, картину
опекала сама министра культуры Екатерина Фурцева), но сегодня
можно наверняка сказать, что он не относится к числу картин,
которые пережили время.»

«Не было покоя и дома. Сама Фатеева о тех годах вспоминает с
горечью, которую можно понять: ‘Что касается Владимира Басова.
Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня
восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и
выкладывается, его не ревнуешь к этому делу’. Зато ревновал Басов
— устраивал сцены, следил, обвинял в семи смертных грехах. ‘Он
ревновал меня к моей внешности, успехам в кино и театре. Вы не
поверите, но он любил мрачно приговаривать: ‘Когда же ты
постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет. ‘. Брак
распадался медленно и мучительно. Это была любовь, когда обоим
нельзя ни друг без друга, ни вместе. К тому же режиссер
пристрастился к алкоголю. Судя по всему, это было главной
причиной, почему Фатеева все-таки решилась на развод: ‘Надо было
на своих плечах тянуть дом, содержать семью. Мой тогдашний муж
усиленно пил, маленького ребенка не на кого было оставить. В этой
ситуации было не до репетиций. ‘. Развод был тяжелым, и горечь
осталась на всю жизнь. Фатеева и сегодня не может простить
ушедшему мужу многое: ‘Он же и после развода не успокоился, бегал
по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали. И при
этом сына своего не видел 10 лет, хотя мы и жили на одной
улице. «.

Источник

Фильм «Щит и меч» – правда и вымысел

Фильм «Щит и меч» – правда и вымысел

Довоенная ситуация в Прибалтике правдиво показана в первой серии советского фильма «Щит и меч»[14]. Убийство агентами германской разведки инженера, который отказался выехать на историческую родину в Третий рейх и решил стать гражданином СССР, было придумано сценаристами. Хотя такое могло произойти в реальности. Оперативная обстановка накануне Великой Отечественной войны в Латвии была напряженней, чем это показано в картине.

Идея направить по каналу репатриации в Третий рейх советского разведчика принадлежала не автору романа «Щит и меч» Кожевникову[15] (по мотивам этого произведения был снят фильм), а сотрудникам Первого управления (внешняя разведка) НКВД.

После войны я познакомился с человеком – назовем его Виктором, – который мог бы стать прообразом главного героя картины «Щит и меч» – советского разведчика Ивана Белова – Йогана Вайса. Он родился в царской России в семье немецкого инженера. До революции вместе с родителями он жил в Петербурге. Когда произошла Октябрьская революция, отец Виктора, как германский подданный (мать была русской), смог вывезти семью на свою родину в Германию. В середине двадцатых годов, когда в стране начался экономический кризис, Виктор вместе с родителями переехал в Латвию. Отцу предложили работу на одном из рижских заводов. В 1940 году Виктор был завербован сотрудниками советской разведки и в качестве репатрианта вернулся в Германию. Его дядя занимал высокий пост в НСДАП и помог племяннику поступить на службу в Абвер. В отличие от сильно мифологизированного Йогана Вайса, который из простого шофера за годы войны превратился в высокопоставленного сотрудника, специализирующегося на выполнении деликатных поручений руководства, карьерный рост Виктора был скромный. Он всю войну проработал чиновником в одном из подразделений Абвера. Не было у него погонь, перестрелок, убийств и всего того, чем занимался на протяжении всей войны Йоган Вайс. В Абвер Виктор попал благодаря знанию русского языка и диплому юриста германского университета, а также протекции брата отца. Отдельно отмечу, что последний умер в 1937 году от рака легких, а не был убит агентами германской разведки, как это было показано в фильме.

Судьба Виктора сложилась благополучно. В 1946 году он вернулся в СССР и поселился в Клайпеде. К сожалению, как и его отец, он умер от рака.

Мы дружили все годы. Дело в том, что я сыграл важную роль в его судьбе. Когда на экраны страны вышел фильм «Щит и меч», то он очень переживал, что история его жизни показана в такой «извращенной форме».

Виктор написал письмо в КГБ с просьбой восстановить историческую справедливость. Как он мне потом рассказал, через две недели к нему приехали двое руководящих сотрудников из ПГУ (Первое главное управление – внешняя разведка) КГБ и беседовали с ним часа три. Гости из Москвы заявили, что сюжет картины придумал сам сценарист. Консультировавшие его сотрудники ничего не знали о Викторе и поэтому ничего сообщить бы Кожевникову не смогли. К тому же оперативное дело Виктора в ближайшие десятилетия рассекречивать не планируется. Поэтому пускай он относится к показанным в фильме событиям как к киносказке.

В процессе подготовки данной книги к печати я рассказал эту историю редактору. Тем более он после войны служил в немецком отделе внешней разведки и слышал о Викторе. «У него необычная и интересная судьба, – заявил тогда редактор. – Жаль, что руководство СВР (Служба внешней разведки) не хочет давать разрешение на рассекречивание его личного дела, а продолжает тиражировать запущенные еще в советское время мифы о разведке, выдавая их за подлинную историю. Пишете вы хорошо. Если есть желание, то можете сделать что-то вроде того, что написали о своей жизни и службе в органах госбезопасности. Уберите из текста все детали, по которым можно идентифицировать Виктора как агента советской разведки. И тогда у вас получится подлинный «Щит и меч», а не что-то из серии похождений советского Джеймса Бонда». Я послушался совета этого человека. Признаюсь, кое-что у меня было написано до нашего знакомства (с редактором. – Прим. ред.). Поэтому я намерен после издания данной книги опубликовать подлинную историю Йогана Вайса.

Комментарий Александра Севера

К сожалению, в переданной мне рукописи отсутствует данный текст. Я не знаю, сохранился этот документ или был утрачен после смерти Петра Фролова.

Вернемся к мемуарам этого человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Правда или вымысел?

Правда или вымысел? Наконец у нас появилось несколько дней отдыха, и мы могли восстановить поврежденные машины. Однажды утром к нам неожиданно прибыла машина отдела радиовещания роты пропаганды.Миссия этих людей состояла в том, чтобы записать, как проходили

Правда факта и правда эпохи

Правда факта и правда эпохи «Пишите правду», – сказал как-то Сталин советским писателям. «Неужели правду. »– А что такое правда? – спрашивает образцовый советский критик. И объясняет: нам нужна не всякая правда, а только та, которая нам нужна. Есть правда факта и есть

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ Местом действия в моем романе я избрал воображаемый город-государство, назвав его Ибанском. В русском языке это изобретенное мною слово, как и название романа, имеет издевательский смысл, не переводимый на другие языки. Но главное тут не в словесном

Фильм, фильм, фильм

Фильм, фильм, фильм У Липатова есть повесть, по которой Мазурок написала сценарий под названием «Деревенский детектив» для студии Горького, ориентируясь главным образом на Жарова. Анискин — обаятельный участковый, который заменяет всю советскую власть в той деревне, где

Первый фильм

Первый фильм Уже через два года мы с Колей закончили ВГИК, режиссерский факультет, и начали снимать дипломную работу по Салтыкову-Щедрину – «Пошехонская старина».Эта книга была настольной в нашем доме. И часто у нас можно было услышать фразы типа: «Маменька, для какого

ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ

ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ Разные были у меня роли в театре, но, пожалуй, не было той, где бы до конца можно было прочувствовать всю силу воздействия искусства на зрителя. Больше мне удалось это ощутить на ролях, которые я сыграл в кино. Это не значит, что самые счастливые моменты

Правда факта и правда вымысла

Правда факта и правда вымысла Поскольку идет большая спекуляция по вопросу о «массовых репрессиях» в Красной Армии, на этом следует остановиться подробнее. Волкогонов пишет: «По имеющимся данным, с мая 1937 года по сентябрь 1938 года, то есть в течение полутора лет, в армии

Глава 1 ПРАВДА ЖИЗНИ И ПРАВДА ИСКУССТВА

Глава 1 ПРАВДА ЖИЗНИ И ПРАВДА ИСКУССТВА Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленно-художественная выставка, приуроченная к традиционной Нижегородской ярмарке. В старинный русский город прибыли купцы, промышленники и финансисты, собрались

ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!

ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ! В авиационных частях есть шутка «где начинается авиация – там кончается порядок», и это, видимо, справедливо, если сравнивать её (авиацию), к примеру, с танковыми войсками, поскольку именно там есть другая шутка: «порядок в танковых войсках».

Глава 16. Когда правда становится вымыслом, а вымысел – правдой

Глава 16. Когда правда становится вымыслом, а вымысел – правдой И вновь мы забежали вперед, так что вернемся к нашему повествованию, приостановленному жаркой крымской дремотой, в тиши которой за закрытыми дверями дворцовых покоев вершилась никому не известная

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ В течение десятка лет, когда он работал сценаристом, писал диалоги и даже иногда был ассистентом режиссера, Феллини никогда не думал, что мог бы сам встать за кинокамеру:«Я думал, что не создан для работы режиссера. У меня не было склонности к неограниченной

ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ

ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ После «Интервью» Федерико находился в том состоянии растерянности, какое неотвратимо преследовало его после каждого фильма. Он работает над прекрасной книгой, иллюстрированной фотографиями, документами и рисунками, подобранными Джанфранко Анжелуччи.

Документ и вымысел

Документ и вымысел Статья опубликована в журнале «Наши достижения», 1933, № 1.Стендаль считал даже чужие рукописи литературным материалом, подлежащим использованию, как и его собственные наблюдения. За это он был обвинен в плагиате. Отбросив стендалевские крайности

(Мой фильм)

(Мой фильм) Жизнь в Токио настолько многообразна, интересна, динамична, полна всяких затей, что снимать можно практически все, что попадает в поле видеокамеры. Необычна сама конфигурация букв, обилие рекламы, а применительно к человеку из соцлагеря, такому, как я, необычны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *