обеспечение достойного уровня жизни какая сфера
Обеспечение достойного уровня жизни какая сфера
Какую функцию социальной политики выделяет автор? Приведите два примера реализации различных направлений социальной политики; в каждом случае укажите направление, с которым связан приведённый вами пример реализации социальной политики.
Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами. Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально-финансовой базы.
Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.
Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.
В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.
Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.
К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.
Социальная сфера общества
Понятие социальной сферы
В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.
Социальная сфера включает в себя:
Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.
Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.
Культурные организации: музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи.
Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.
Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.
Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.
Пассажирский транспорт, связь.
Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры.
Теперь мы знаем, что входит в социальную сферу. Продолжим изучать задачи, функции, элементы и виды соцсферы общества.
Задачи и функции социальной сферы
Главная цель соцсферы — улучшение качества жизни населения. Эта цель может проявлять себя в разных задачах — от решения демографических проблем до улучшения экономической ситуации.
Задачи могут быть как регионального, так и государственного масштаба. То, что важно для одного региона, может быть не актуально для другого.
Функции социальной сферы общества:
регулирование распределения, потребления и обмена производимого продукта или блага;
обеспечение безопасности граждан страны;
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
поддержка нетрудоспособных слоев населения страны;
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
Основным направлением в социальной сфере при этом остается создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.
Элементы социальной сферы
У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.
Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.
Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.
Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.
Перечислим элементы социальной сферы:
этническая составляющая (народ);
территория (страна, город, поселок);
разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;
экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;
профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);
семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);
демографическая составляющая, к которой относятся:
Виды социальных сфер
Часто социальные отношения называют общественными, так как они возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, а также степени удовлетворения потребностей.
Виды социальных отношений разделяют по субъекту либо носителю на эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные.
Виды социальных сфер и отношений по объекту: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.
По модальности социальные отношения разделяют на сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.
По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно разделить на официальные и неофициальные, формальные и неформальные.
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
Благосостоянии граждан страны напрямую зависит от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны.
Именно в этой сфере находятся все отрасли, которые способны повлиять на качество жизнедеятельности людей:
Здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием.
Образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения.
Социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.
Культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь также важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества.
Спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, можно делать прогнозы о процветании населения страны.
Проблемы социальной сферы
Главная проблема общества — неравенство доходов населения страны.
В современном мире используют два пути решения этой проблемы:
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
предоставление определенных благ для создания достойной жизни гражданам страны. При этом успех зависит от личных усилий отдельного гражданина.
Кроме того, можно отметить еще одну проблему — достижение равноправия мужчин и женщин. При этом на женщин ложится двойная нагрузка: работа на предприятии и работа по дому. В результате происходит ослабление семейного уклада, сокращается рождаемость, отсутствует должный контроль родителей за поведением детей.
Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Право на достойный уровень жизни
Упоминание о праве на ДУЖ в Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее нашей страны вполне логично. К тому же, закрепление права в Конституции нашей страны отвечает абсолютно всем имеющимся правилам и установкам международного права.
В то же время 22 статья Всеобщей декларации прав человека отметила и официально закрепила право всех людей на достойный уровень жизни и использование в процессе жизнедеятельности тех прав, которые нужны для правильного, эффективного и свободного развития человека как личности в экономической, социальной и культурной сферах.
Статья 25 декларации предусматривает, что абсолютно каждый гражданин нашей страны имеет полное право на ДУЖ, который включает в себя наличие питания, одежды, жилья, медицинского обслуживания и всех социальных услуг, необходимых для поддержания здоровья и благополучия человека и всей его семьи. К тому же, в этой статье еще указано право человека на материальное обеспечение во время безработицы, в период какого-то серьезного заболевания, при инвалидности или при любом другом случае, из-за которого была утрачена возможность самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью, но по обстоятельствам, которые не зависят от этого человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Стоит отметить, что право на достойный уровень жизни, включает еще и социальную поддержку.
Система права на ДУЖ граждан нашей страны включает в себя следующие компоненты:
Итак, можно сделать вывод, что право человека на ДУЖ является ценностью в нашем обществе. А все те обязанности, которые возникают в соответствии с этим правом, выполняет государство, так как это необходимо для поддержания нормального уровня жизни населения нашей страны, а государство должно заботиться об этом.
Вообще, право человека на достойную жизнь можно считать правом каждого индивида на такой уровень жизни, который позволит самому человеку и его семье нормально существовать.
Реализация права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Право на ДУЖ является одним из основных социальных прав, закрепленных в международных документах, имеющих обязательную силу для всех государств-участников. В XX веке Российская Федерация стала участницей многих международных и региональных договоров, закрепляющих социальные права и право на ДУЖ. Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее признает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Понятие «социальная защита» (далее СЗ) является неотъемлемой частью права на достойную жизнь. Его следует рассматривать достаточно широко. СЗ включает в себя не только основные положения права на ДУЖ, но и часть аспектов трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (защита и защита частной собственности). Только комплексный подход к этой правовой категории позволяет раскрыть ее сущность.
К основополагающим принципам СЗ относят следующие особенности:
Говоря о международном осуществлении прав человека, можно сказать, что еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают, в частности, что они соответствуют только реалиям западного общества, основанного на индивидуализме, и не применимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и другие моральные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь частично.
Социальная практика подтверждает, что развитие стран в экономической и социальной сфере приводит к тому, что начинает развиваться самосознание и индивидуальность человека. Более того, такое развитие стран приводит к тому, что начинает расти стремление человека к свободе и пониманию, уважению человеческого достоинства. Иначе говоря, развитие стран в социальной и экономической сфере приводит к тому, что человек стремится уважать права других людей. Такое стремление способствует раскрепощению и самореализации личности, стимулирует социальный прогресс. Поэтому, учитывая национальные реалии, все более полная реализация индивидуальных прав является общей задачей для всего человечества.
Социальная сфера
Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.
Что такое социальная сфера
Существует несколько определений социальной сферы.
Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.
Она включает в себя:
Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);
Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);
Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);
Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);
Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);
Пассажирский транспорт, связь.
Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.
Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.
Задачи, цели и основные направления в социальной сфере
Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.
Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.
Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.
Элементы социальной сферы
Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.
К элементам социальной сферы относятся:
Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;
Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);
Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;
Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;
Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);
Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;
Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:
учёт численности населения;
процентное соотношение полов;
Назначение социальной сферы
Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:
в развитии человеческих ресурсов;
обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.
Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:
здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;
образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям
культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.
Существующие проблемы и функции социальной сферы
Существующие проблемы социальной сферы
Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.
С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.
Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.
Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).
Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.
Функции социальной сферы
Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.
Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.
В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.
Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:
регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;
обеспечение безопасности граждан страны;
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
Основные статьи расходов в социальной сфере
Основные статьи расходов в социальной сфере это:
социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.
Управление социальной сферой
Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.
Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.
К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:
охрана здоровья и жизни населения страны;
обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;
обеспечение населения страны доступным жильем;
пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;
право на самовыражение и творческое развитие.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
ВВЕДЕНИЕ
Закрепление в ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституции РФ)[1] положения о социальном характере российского государства, о направленности его политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ознаменовало значительное повышение интереса к разработке проблематики, связанной с функционированием социального государства. В отечественной юридической науке достаточно глубоко исследовался вопрос о социальном государстве, однако до сих пор отсутствует четкое и всеми признанное определение о том, что собой представляет такое государство и каковы механизмы его действия.
Несмотря на существование различных точек зрений ученых на концепцию социального государства, все они сходятся во мнение, что конечной целью функционирования социального государства является обеспечение достойного существования человека. Однако при этом, среди ученых снова возникает дискуссия, относительно того, что же представляет собой дефиниция «достойное существование человека». Ученые выдвигают различные критерии достойности, различные определения права на достойное существование человека и т.д.
В Российской Федерации право на достойный уровень жизни декларировано и создан достаточно многоплановый и эффективный механизм практической реализации данного права. Однако, несмотря на безусловные успехи в сфере повышения уровня жизни граждан Российской Федерации, все же до настоящего времени сохраняет свою актуальность вопрос фактической обеспеченности граждан Российской Федерации, т.к. в соответствии с данными статистики, достаточно большая доля населения находится за чертой бедности, кроме того, как показывают последние исследования, разрыв между наиболее богатым и бедным населением в Российской Федерации снова начал увеличиваться.
Таким образом, именно все вышеизложенное, а также ряд иных теоретически и практических вопросов, связанных с правых граждан на достойный уровень жизни и его реализацией в сфере социального обеспечения, обуславливает значимость и актуальность темы дипломного исследования.
Основной целью данной дипломной работы выступает комплексное (теоретическое и практическое) исследование права граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения.
При постановке цели дипломной работы, было определено решение следующих задач:
— исследовать понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни;
— проанализировать особенности нормативного регулирования права на достойный уровень жизни;
— рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования права на достойный уровень жизни;
— исследовать основные направления реализации права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
— рассмотреть ориентацию на достойный уровень жизни как принцип права социального обеспечения;
— выделить проблемы реализации права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения;
— сформулировать выводы и сделать практические предложения по теме дипломной работы.
Объектом исследования являются правовые отношения, в сфере обеспечения права граждан на достойный уровень жизни (в социальном аспекте).
Предметом исследованияявляются нормативные правовые акты, регламентирующие право граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения.
При исследовании теоретических аспектов права граждан на достойный уровень жизни и его реализацию в сфере социального обеспечения, использовались труды ученых:
В представленных трудах ученых тема права граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения освещена достаточно, однако актуальность темы дипломной работы свидетельствует о необходимости дополнительного изучения рассматриваемой сферы.
В процессе написания дипломной работы были исследованы положения Конституции Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты.
Методологические основы исследования составляют общие и специальные методы научного исследования: сравнительно-правовой метод, метод нормативно-логического анализа, а также специальные методы науки конституционного права и права социального обеспечения.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
1.1. Понятие, сущность и содержание права на достойный уровень жизни
Право на достойную жизнь — одно из важнейших прав человека, декларирование и осуществление которого напрямую связывается с социальной функцией государства. Провозглашение России в качестве социального правового государства, основной целью которого является обеспечение указанного права, на конституционном уровне произошло только в 1993 году (ст. 7 Конституции РФ). Говорить об эффективности реализации права на достойную жизнь в Российской Федерации сегодня рано. Существует целый комплекс факторов, препятствующих этому (экономических, политических, нормотворческих и т.д.).
К сожалению, ни в науке, ни, тем более, на нормативном уровне не сформировано четкое представление о том, что собой представляет достойная жизнь на современном этапе развития человечества, каковы ее критерии. В литературе термин «достойная жизнь» нередко отождествляется с термином «достойное существование». Последний ввел в употребление известный российский ученый А.П. Куницын, а в дальнейшем его содержание было раскрыто в работах представителей «нового» либерализма в России в конце XIX — начале XX века. Представление о достойном существовании в трудах указанных ученых связывалось, с одной стороны, с возможностью реализации совокупности социально-экономических прав — прав «второго поколения», а, с другой — с творческой реализацией личности[2].
Многие современные авторы также используют термин «достойное существование», но понимают его уже не столь однозначно. Так, например, В.Н. Барсукова различает достойное существование в общесоциальном и в правовом смыслах. В первом значении достойным признается такое существование человека, которое и самим человеком, и тем обществом, в котором он живет, признается заслуживающим уважения. Во втором — категория достойного существования характеризуется высоким уровнем реализации всех остальных его прав и находит юридическое воплощение в правовых статусах[3].
Имеют место также ситуации, когда авторы используют конституционно закрепленный термин «достойная жизнь», однако придают ему тот же смысл, который вкладывали в него представители нового либерализма, а подчас и вовсе суживают его до утилитарных ценностей. Встречается и другое мнение, согласно которому понятия «достойное существование» и «достойная жизнь» следует различать. Весьма последовательно аргументирует данную мысль Т.Г. Силкина. В обоснование своей точки зрения она пишет, что «существование» обычно используется как синоним «бытия» материи и сознания6, жизнь же представляет собой процесс развития и выступает таким способом существования, «при котором все проявления и изменения какого-либо единого целого совершаются в силу его внутренних причин, лежащих в нем самом»[4].
Таким образом, под достойной жизнью автор предлагает понимать такой способ человеческого бытия, который осуществляется в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей.
Проведенный анализ научных воззрений, с одной стороны, демонстрирует смешение понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», а с другой, крайнюю размытость представлений о том, что собой представляют рассматриваемые явления. Данная ситуация не случайна, она обусловлена отсутствием концептуального подхода к изучению указанных понятий. Полагаем, что достоверное представление о том, что собой представляет достойная жизнь, может сложиться при условии синтеза знаний о том, что есть жизнь вообще, а также о критериях ее достойности.
Жизнь, будучи глубоко философской категорией, неоднократно становилась предметом научных изысканий, как следствие, возникали многочисленные концепции, различным образом интерпретирующие ее. На наш взгляд, раскрывая понятие жизни человека, следует исходить из устоявшегося в философии мнения о том, что бытие человека необходимо рассматривать в двух формах: во-первых, бытие человека в мире вещей; во-вторых, собственное человеческое бытие (в данном случае человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо. То есть непременными атрибутами жизни человека как биосоциального существа являются следующие: биологические потребности (в пище, воде, тепле и др.); социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); духовные потребности (в знаниях, самосовершенствовании и других элементах духовной культуры). Таким образом, жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его потребностей как биосоциального существа, а именно биологических, социальных и духовных[5].
Что касается критериев достойной жизни, то в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию. Во-первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность. Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально-экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стереотипах, менталитете наций, а также динамичностью морали. Во-вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав. Однако обеспеченность материальными благами — далеко не единственное условие достойности жизни. Сюда входит и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. Поэтому учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов[6].
В литературе высказывается заслуживающая внимания мысль, что социально-правовые критерии достойной жизни человека представляют собой многокомпонентную открытую систему. Уровень самореализации человека, выступающий в этой системе в качестве интегрального (системообразующего) критерия, конкретизируется на следующие критерии: 1) позволяющие дать оценку достаточности материальных благ, необходимых для обеспечения реальной возможности воплощения индивидуальных интересов и потребностей; 2) достаточности нематериальных благ, необходимых для обеспечения реализации индивидуальных т интересов и потребностей; 3) юридической гарантированности и защищенности права на достойную жизнь[7].
Кроме того, в настоящее время как зарубежными, так и отечественными специалистами, разработано и получило практическое применение довольно большое количество методик расчета рейтингов и индексов качества и уровня у жизни населения, представляющих собой альтернативу традиционному под- п ходу, основывающемуся на подсчете дохода на душу населения. Так, например, при расчете Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index) анализируется и объем потребления материальных благ, а также возможности и условия для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Знаменательно включение в эти показатели субъективных оценок, связанных с представлениями людей о достойной жизни, характеристик социального самочувствия личности, удовлетворенности гражданскими свободами, правами и человека, безопасностью существования и т.д.[8]
«Индекс качества жизни» («OECD Better Life Index») включает 11 параметров: жилье, доход, работа, сообщество, образование, окружающая среда, вовлеченность в гражданскую активность, здоровье, удовлетворенность жизнью, безопасность, баланс работы и отдыха. При составлении рейтинга удовлетворенности жизнью учитываются следующие индексы: правопорядка, пищи и крова, личной экономической ситуации, личного здоровья, гражданской вовлеченности, благополучия, доверия к национальным институтам (армия, правосудие, система выборов и другие), коррупции, развития молодежи, базовых нужд сообщества, многообразия, оптимизма, использования респондентами электронных средств коммуникации, насилия, религиозности.
Главной целью Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index) служит выявление реального уровня благосостояние стран путем соотнесения показателей удовлетворенности жителей каждой страны и средней продолжительности их жизни с количеством потребляемых ими природных ресурсов. Результаты данного индекса показывают, что экономическое благополучие далеко не всегда делает людей счастливыми. Доклад о мировом счастье» («World Happiness Report») составляется на основе, таких показателей, как ВВП на душу населения, уровень социальной поддержки, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень персональной свободы, уровень щедрости и филантропии, восприятие коррупции, причины для радости и причины для беспокойства в предшествовавшие опросу дни[9].
Россия, судя по результатам подсчета перечисленных индексов, далека от первых мест по уровню жизни своих граждан. Так, по данным ИРЧП (2016 г.) наше государство занимало в 2016 г. 57-е место, Рейтинга удовлетворенности жизнью — 76-е место из 146, Всемирного индекса счастья — 122-е место, Доклада о мировом счастье — 67-е место. Первые места при этом традиционно принадлежат странам северной Европы (Норвегия, Дания).
При этом отметим, что ни один из описанных индексов, разумеется, не дает идеальной формулы вычисления уровня достойной жизни, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их комплексный анализ позволяет сделать вывод о том, что система критериев достойной жизни должна включать в себя две группы: критерии, характеризующие уровень выполнения государством обязанности обеспечить достойную жизнь своим гражданам; критерии, характеризующие уровень выполнения человеком обязанности жить достойно (вести достойный образ жизни).
Поскольку первая группа критериев достойной жизни детерминирована обязательствами государства перед человеком, то ее непременными атрибутами являются такие категории, как достойный или достаточный уровень жизни и качество жизни. Понятие «достаточного» или «достойного» уровня жизни может быть выведено на основе анализа содержания п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[10], а также ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека[11]. Исходя из содержания данных документов, он включает в себя достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, а также право на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, достаточный (достойный) уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых человеком, меру удовлетворения основных жизненных потребностей.
Близким по смыслу к данной категории является уровень благосостояния, под которым понимается мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Качество жизни, в отличие от достойного уровня жизни, будучи интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных, часто не поддающихся количественной оценке факторов, не сводится исключительно к материальной составляющей. Это параметр призван характеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др.
Вторая группа критериев достойной жизни носит субъективный характер, их выполнение уже зависит в основном от человека. Эта группа критериев ориентирована на достойный образ жизни человека, под которым понимается такой образ жизни, когда человек не только обладает знаниями о содержании принятых в обществе социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т.д.), но и осознанно их выполняет. Достойный образ жизни — это образ жизни, который соответствует внутреннему достоинству человека, и вызывает у сограждан чувство искреннего уважения и почтения, обусловленное наличием у человека высоких моральных качеств (совесть, трудолюбие, честность, отзывчивость, порядочность и т.д.) и их выражением во вне (в поступках и поведении). Таким образом, система критериев достойной жизни носит многоуровневый, разветвленный характер, она не замыкается на уровне реализации прав второго и третьего поколения, так же как и на уровне выполнения государством обязанности обеспечить своим гражданам достойную жизнь, и учитывает как объективные, так и субъективные факторы[12].
В заключении, в качестве вывода по параграфу мы можем отметить, что право на достойный уровень жизни – это социально-экономическое право человека и гражданина, выражающееся в его правопритязании на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, его личностного развития и удовлетворения основных материально-духовных потребностей. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях, а также во внутригосударственном законодательстве.
1.2. Особенности нормативного регулирования права на достойный уровень жизни
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право на достойный уровень жизни, «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[14] прожиточный минимум является базовой величиной при оценке уровня жизни населения, разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, установлении минимального размера оплаты труда, пособий, стипендий и других социальных выплат, а также формирование федерального бюджета. Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»[15] и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину».
С учетом изложенного Правительство РФ в своем Постановлении от 28.01.2013 № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации»[16] определило принципы формирования потребительской корзины: состав набора продуктов питания должен формироваться с учетом сложившего уровня обеспечения непродовольственными товарами малоимущих семей, минимальной обновляемое, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности непродовольственных товаров.
Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Согласно статьи 133 ТК РФ[17] минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума. На основании статьи 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.
Установление минимальной заработной платы является элементом политики государства, который направлен в первую очень на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей трудящихся, а также их семей, что касается прожиточного минимума, то в российском законодательстве отсутствуют гарантии на достаточный прожиточный минимум. Минимальная заработная плата в России с 1 января 2017 года 7500 рублей, а прожиточный минимум определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины в данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Согласно, ТК РФ, основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины. Также следует обратить внимание на то, что установленный в России прожиточный минимум не имеет целеполагающего характера. Он определяется «по факту». Эта величина служит экстремальным критическим показателем, в соответствии с которым государство принимает на себя безусловные обязательства по обеспечению минимальных гарантий, социальной защиты малоимущего населения. Чем ниже этот показатель, тем благополучнее выглядит социальное положение. В этом и заключается минимализм и ограниченный характер отечественной государственной доктрины, изначально не предполагает основной основной постановки, конкретизации, организационного управленческого, обеспечения достоянного уровня жизни. И это не согласуется с положениями Конституции РФ, декларирующими правовые начала социального государства.
Из смысла статей закона о прожиточном минимуме можно вывести право на минимум жизненных условий, который гарантирует государство. В соответствии с этим государство обязано обеспечить каждому гражданину минимальный стандарт достойной жизни. В действительности тот минимальный размер оплаты труда, который гарантирует государство, не позволяет быть свободным от нищеты. Установленный минимум заработной платы в 7500 рублей не способен выполнить роль социальной гарантии, поскольку размер прожиточного минимума трудоспособного населения РФ составляет 8540 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»[19]).
В заключении, в качестве вывода по параграфу мы можем отметить, что нормативное регулирование права на достойный уровень жизни характеризуется обилием международно-правовых актов (деклараций, конвенций и т.д.), на основных положениях которых строится внутригосударственное законодательство. В Российской Федерации, к сожалению, законодателем определен подход, в соответствии с которым право на достойный уровень жизни есть «право прожиточного минимума», т.е. набора определенных минимальных материально-социальных благ, наличие которых позволяет человеческому индивиду существовать в современном обществе. Безусловно, данный подход не совсем верен, однако достаточно тяжелая экономическая ситуация в которой находится наше государство обуславливает необходимость такого подхода к регулированию права на достойный уровень жизни. Тем не менее, несмотря на это постепенно законодателем расширяется количество материально-социальных благ включаемых в данное право, что говорит о постепенном его развитии.
[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ) // Российская газета. — 1993. — № 237; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
[2] Куницын А.П. Энциклопедия прав. — М.: КРАСАНД,2010. — С. 53.
[3] Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. — 2016. — № 1. — С. 5.
[4] Силкина Т.Г. Место права на достойную жизнь и свободное развитие человека в системе ценностей социального государства // Юридический мир. — 2016. — № 11. — С. 34.
[5] Фрольцова Т.Г. Сущность права на достойную жизнь // Аграрное и земельное право. — 2014. — № 11. — С. 135.
[6] Фрольцова Т.Г. Сущность права на достойную жизнь // Аграрное и земельное право. — 2014. — № 11. — С. 136.
[7] Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2009. — № 4. — С. 31.
[8] Олейник Н.Н. К вопросу о реализации конституционного права на достойный уровень жизни в Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2011. — № 4. — С. 63.
[9] Олейник Н.Н. К вопросу о реализации конституционного права на достойный уровень жизни в Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — 2011. — № 4. — С. 64.
[10] Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
[11] Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. // Российская газета. — 1995. — № 67.
[12] Романовский Г.Б. Конституционное регулирование права на достойный уровень жизни // Гражданин и право. — 2016. — № 10. — С. 3.
[13] Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2009. — № 4. — С. 32.
[14] О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134—ФЗ (ред. от 03.12.2012г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 43. — Ст. 4904; Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50 (ч. 5). — Ст. 6956.
[15] О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2012 № 227—ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50 (часть 4). — Ст. 6950.
[16] Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально—демографических групп населения в субъектах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 № 54 (ред. от 19.08.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 5. — Ст. 395; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 34. — Ст. 4684.
[17] Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4172.
[18] Романовский Г.Б. Конституционное регулирование права на достойный уровень жизни // Гражданин и право. — 2016. — № 10. — С. 5.
[19] О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон от 19.12.2016 № 415—ФЗ // Российская газета. — 2016. — № 292.
[20] Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. —2016. — № 1. — С. 7.