объект 704 в реальной жизни
ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704)
ИСУ-152 образца 1945 года (Объект 704) — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка», а индекс 152 — калибр основного вооружения машины. Уточнение «образца 1945 года» потребовалось для отличия опытной САУ от серийных ИСУ-152.
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.
Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.
Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.
Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.
ИСУ-152 образца 1945 года имела ту же компоновку, что и серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.
Броневой корпус и рубка
Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 120, 90, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки и корпуса устанавливались под рациональными углами наклона. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронемаской, каждая из этих деталей имела толщину до 160 мм в наиболее подверженных вражескому огню частях.
Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через четыре люка на крыше рубки. Круглый люк слева от орудия также использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Основным вооружением ИСУ-152 образца 1945 года являлась гаубица-пушка МЛ-20СМ калибра 152,4 мм с поршневым затвором. Баллистика орудия была аналогична предыдущему варианту МЛ-20. С орудием был спарен крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Спаренная установка монтировалась в рамке на лобовой бронеплите рубки по осевой линии машины. Её вертикальные углы наводки составляли от −1°45′ до +18°, горизонтальная наводка ограничивалась сектором в 11°. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5—3 м составляла 800—1000 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы — около 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска, практическая скорострельность — 1—2 выстрела в минуту.
Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки.
Для защиты от нападения с воздуха САУ оснащалась вторым, зенитным крупнокалиберным пулемётом ДШК на вращающейся турели у люка заряжающего с коллиматорным прицелом К-10Т. Боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам составлял 300 патронов.
Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.
ИСУ-152 образца 1945 года оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался электрическим стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 10 л в боевом отделении машины. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался термосифонный подогреватель для облегчения пуска двигателя в холодное время года и обогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 образца 1945 года имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Общая ёмкость внутренних топливных баков составляла 540 л. Самоходка также оснащалась двумя наружными дополнительными топливными баками (каждый по 90 л), не связанными с топливной системой двигателя.
САУ ИСУ-152 образца 1945 года оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Подвеска у ИСУ-152 образца 1945 года индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.
Электропроводка в САУ ИСУ-152 образца 1945 года была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор Г-73 с реле-регулятором РРТ-24 мощностью 1,5 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
электроспуск пушки;
средства связи — радиостанция, целеуказатель и танковое переговорное устройство;
электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.
Средства наблюдения и прицелы
Все люки для входа и высадки экипажа имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 4 штуки), ещё несколько таких приборов устанавливалось в крыше рубки. Механик-водитель вёл наблюдение через специальный перископический прибор в крыше рубки.
Для ведения огня самоходка оснащалась двумя орудийными прицелами — ломающимся телескопическим ТШ-17К для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел ТШ-17К был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 1500 м. Однако дальность выстрела 152-мм гаубицы-пушки составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояниях свыше 1500 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.
Средства связи включали в себя радиостанцию 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента. Для более удобного целеуказания командир самоходки имел специальную одностороннюю светосигнальную систему связи с механиком-водителем.
Радиостанция 10РК-26 представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.
10РК-26 с технической точки зрения являлась симплексной ламповой гетеродинной коротковолновой радиостанцией, работающей в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, имелась также плавная подстройка частоты. 10РК-26 позволяла одновременно вести связь на двух фиксированных частотах (с упомянутой выше возможностью плавной подстройки); для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 8 пар в комплекте радиостанции.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Опоздавший сменщик
В истории танкостроения нередки случаи, когда вполне удачный образец бронетанковой техники появлялся слишком поздно, чтобы стать серийным. Особенно часто такое происходило на заключительном этапе Второй мировой войны, когда часть военных программ урезали ввиду окончания боевых действий. Таким «неудачником» стала и советская самоходная установка Объект 704, которая разрабатывалась под заводским индексом «Кировец-2». Эта машина была существенным шагом вперёд по сравнению с ИСУ-152, но окончание войны и пересмотр военными требований к тяжёлым САУ не оставил Объекту 704 шансов на попадание в серию.
«Улучшить ИСУ»
Вопрос повышения характеристик ИСУ-152 был поднят одновременно с поступлением первой информации по боевому применению ИС-85. Следует сразу отметить, что уровень защиты данной машины с самого начала был ниже, чем у танка, на базе которого она создавалась. Помимо того, что толщина брони лобовой части рубки составляла 90 мм, лобовая деталь имела угол наклона 30 градусов от вертикали. Это позволяло защитить рубку от огня 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на средних дистанциях, но об уверенной защите от огня 8.8 cm KwK 36 L/56, установленной в тяжёлом танке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, речи не шло. Существенной проблемой было и то, что толщина защиты орудия составляла лишь 60-65 мм. Бронировка орудия МЛ-20 была довольно крупной, что ещё больше снижало уровень защиты ИСУ-152 в лобовой проекции.
Первой попыткой модернизации ИСУ-152 стал проект, который прорабатывался Н.Ф. Шашмуриным. Об этой разработке известно очень мало. Известно, что машина имела кормовое расположение боевого отделения, что позволяло более рационально размещать мощные орудийные системы калибров 122 и 152 мм. Данная машина создавалась на той же базе, что и ИС-2 по предложению Н.Ф. Шашмурина. Впрочем, дальше эскизов дело не продвинулось.
Иначе обстояли дела летом-осенью 1944 года. В августе СКБ-2 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) разработало модернизированные ИС-2 и ИСУ-152, причём до наших дней дошла только документация по танку. Несмотря на это, понять, чем могла отличаться машина от серийной ИСУ-152, несложно. Дело в том, что переделки по моторно-трансмиссионному отделению у модернизированных ИС и ИСУ были одинаковые. Прежде всего из боевого отделения в МТО убирались баки, а на место их переносили аккумуляторы. Также менялись система охлаждения и выхлопная система. Несмотря на то что работы по обеим машинам начались ещё в августе 1944 года, на испытания модернизированная ИСУ-152 вышла в октябре. К 16 ноября машина прошла 1000 км. Впрочем, на этом работы закончились, поскольку СКБ-2 ЧКЗ уже вовсю работало над более перспективной модернизацией шасси ИС.
Модернизация шла не только по шасси. К концу 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ КА начал задумываться о том, что в текущем виде 152-мм гаубица-пушка МЛ-20с не вполне удачна как самоходная система. Некоторую комичность этим выводам придаёт тот факт, что всё тот же Артком ГАУ КА в своё время отклонил проект завода №8, известный как ЗИК-20. Ф.Ф. Петров, руководивший разработкой ЗИК-20, ещё летом 1942 года предлагал убрать с МЛ-20 дульный тормоз, а также несколько переделать систему, упростив её установку в САУ. Осенью 1942 года данную идею не поддержали, а в конце 1943 года она появилась как инициатива Арткома ГАУ КА. Теперь предлагалось демонтировать дульный тормоз, ввести клиновой затвор, изменить люльку и рамку.
Работу поручили ОКБ-172, которое с 13 января 1944 года начало работу по проекту, получившему обозначение МЛ-20см. Руководил работами главный конструктор ОКБ-172 по сухопутной артиллерии М.Ю. Цирульников. В проекте МЛ-20см частично выполнили требования ГАУ КА: дульный тормоз ликвидировали, люльку и противооткатные устройства укоротили, а также ввели тормоз отката более простой конструкции.
Рабочая документация на МЛ-20см была закончена к 1 марта 1944 года. К 10 марта опытный образец орудия был изготовлен заводом №172. Первые стрельбы провели 11 марта, и после 33 выстрелов систему сняли с испытаний ввиду неудовлетворительной работы затвора. В ходе испытаний марта-апреля 1944 года были обнаружены производственные дефекты. Тем не менее 14 апреля МЛ-20см выдержала испытания на скоростной отстрел 60 выстрелов, произведя их за 39 минут вместо положенного часа. Всего же за март-май 1944 года орудие произвело 249 выстрелов, из них 196 — усиленным зарядом. Скорострельность достигала 2,9 выстрела в минуту.
По итогам испытаний планировалось установить орудие в самоходку, но этого так и не произошло. Что же касается испытаний орудия, то они продолжались на заводе №172 до сентября 1944 года. В это время между НКТП, ГБТУ КА, НКТП и ГАУ шли споры относительно орудия. Наконец 2 октября 1944 года была дана команда отправить МЛ-20см на Кировский завод и установить в ИСУ-152. К середине октября, когда орудие доставили в Челябинск, выяснилось, что оно прибыло в недоработанном виде. В конце декабря ГАУ КА поставило перед заводом №172 вопрос о необходимости срочной доработки орудия и отправке конструкторов на ЧКЗ. Несмотря на это представители завода №172 прибыли в Челябинск только к середине февраля 1945 года. К тому моменту ситуация с модернизацией ИСУ вышла на новый уровень.
Очень большая модернизация
К моменту, когда модернизированный образец ИСУ-152 откатал программу заводских испытаний, его судьба была предрешена. Дело в том, что к 16 ноября 1944 года собрали первый образец танка, изначально имевшего заводское обозначение 701-А. Данная машина, ведущим инженером которой был М.Ф. Балжи, представляла собой дальнейшее развитие темы «большой модернизации» ИС-2. От ИС-2 были взяты двигатель, элементы трансмиссии и радиаторы, кроме того, заводское КБ в полной мере использовало наработки по первому образцу ИС-2 большой модернизации. Изготовление машины закончили к 23 ноября, взвешивание показало боевую массу в 48 т. «Образец А», как его назвали в сводке работ по ЧКЗ, позже получил обозначение «Объект 703». К концу декабря машина стала называться ИС-3, при этом в заводской документации стало использоваться обозначение «Кировец-1». Это же обозначение в дальнейшем нередко использовалось в переписке по ГБТУ КА и НКТП.
По итогам испытаний был составлен обширный список замечаний, который требовалось устранить на последующих образцах «Кировца-1». Также изменялась носовая деталь корпуса («щучий нос»), которую брали с проекта ИС-2У разработки КБ завода №100. Тем не менее становилось очевидным, что проект Балжи является той самой заменой ИС-2, которую так ждали. На ЧКЗ начались подготовительные работы к производству установочной партии танка, который 29 марта 1945 года, после испытаний второго опытного образца, приняли на вооружение Красной армии как ИС-3.
Ещё раньше, с начала 1945 года, запустили разработку самоходной установки с использованием шасси «Кировца-1». Как и в случае с ИСУ-152, ведущим инженером машины являлся Л.С. Троянов. В переписке завода данная машина проходила как «Кировец-2», при этом машина получила чертёжный индекс 704 (также использовалось обозначение Объект 704). В отечественной литературе данную машину нередко называют ИСУ-152 обр.1945 года, но это не более чем послевоенное «изобретение». С большой долей вероятности придумали этот индекс в Кубинке, где Объект 704 всё ещё хранится как музейный экспонат.
Впервые «Кировец-2» появился в переписке в феврале 1945 года. О разработке новой самоходной установки ЧКЗ сообщил в своём докладе С.П. Гуренко, главный конструктор завода №172. Он возглавил ту самую комиссию, которую ждали в Челябинске ещё с декабря 1944 года. Командировка конструкторов завода №172 состоялась в период с 14 по 20 февраля 1945 года. К тому времени СКБ-2 ЧКЗ не просто подготовило рабочие чертежи «Кировца-2», но и спустило их на завод №200.
К середине февраля корпус машины прибыл на ЧКЗ, где шёл монтаж агрегатов. Корпус новой самоходной установки радикально отличался от ИСУ-152, под которую изначально проектировалась МЛ-20см. Это касалось и орудийной установки. В связи с этим пришлось вносить изменения в конструкцию орудия, которое уже несколько месяцев находилось на ЧКЗ. Нижний угол люльки наклонно срезался, а тормоз отката укорачивался на 70 мм. Данные изменения вносил сам Кировский завод, при этом работы согласовывались с заводом №172.
3 марта на ЧКЗ прошло техническое совещание, где обсуждалась установка МЛ-20см в «Кировец-2». Было решено поставить бронировку системы улучшенной формы и утолщённой до 100-150 мм. Вместо панорамного прицела 52-ЦМ-504А решили ставить панораму от 76-мм полковой пушки образца 1943 года как более простую и компактную. Менялся и телескопический прицел: вместо громоздкого СТ-10 решили ставить более компактный и удобный ТШ-17. Помимо этого, «Кировец-2» становился первой советской тяжёлой САУ, имевшей спаренный пулемёт. Было решено сделать установку спаренного с орудием крупнокалиберного пулемёта ДШКМ, ставили его справа от орудия. Наконец, изменялся поворотный механизм орудия.
Тонкость момента заключалась в том, что переделывать планировалось серийную МЛ-20см. Об этом договорились на Кировском заводе и заводе №172, но у руководства ГАУ КА имелось своё мнение по этому поводу. Между ГАУ, ГБТУ КА и НКВ развернулась переписка, которая растянулась на несколько месяцев. В результате было потеряно время, на «Кировец-2» орудие установили только в середине июня 1945 года, при этом само шасси было готово ещё весной. Несмотря на то что основой для САУ являлся «Кировец-1», полной его копией шасси «Кировца-2» называть некорректно. Отличалась конструкция надмоторной плиты, а выхлопные патрубки сделали по типу Объекта 701.
Самым важным изменением стало боевое отделение. Главной задачей при его проектировании являлось доведение защиты до уровня ИС-3, с чем конструкторы успешно справились. Толщина лба рубки достигла 120 мм, в результате обеспечивалась надёжная защита от 88-мм пушки Pak 43 L/71. Толщина бортов рубки достигала 90 мм, при этом листы расположили под рациональными углами наклона. Существенно усилили и бронировку системы. Толщина подвижной бронировки выросла до 160 мм, то есть стала почти втрое толще бронировки МЛ-20с.
Машина, утонувшая в согласованиях
Согласно переписке, окончательно собрали «Кировец-2» к середине июня 1945 года. Далее машина направилась на московский завод №37, а оттуда на НИБТ Полигон. Там самоходная установка ожидала отправки на артиллерийские испытания. Ходовых испытаний НИБТ Полигон не проводил, поскольку на это не было указаний. Тем не менее на полигоне составили краткое описание машины. Испытатели отметили повысившуюся броневую защиту. Нередко в публикациях, посвящённых «Кировцу-2», говорится о том, что специалисты НИБТ Полигона признали боевое отделение тесным, но летом 1945 года оценка оказалась совсем иной:
«Компоновка рабочих мест командира установки и особенно механика-водителя отличается удобством и рациональностью».
Ситуация вокруг «Кировца-2» выглядела несколько комичной ввиду того, что Наркомат вооружений просил отправить машину на Ленинградский артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП). Это указание было вполне логичным, поскольку требовалось испытать прежде всего вооружение машины, с которого и началась разработка. В то же время «Кировец-2» продолжал находиться в Кубинке без всякого движения. Даже утверждённая НКВ программа испытаний МЛ-20см и письмо Устинова, датированное концом июля 1945 года, поначалу не особо помогли. В августе на проведение испытаний согласилось руководство ГАУ КА, и «Кировец-2» отправили на АНИОП. Тем не менее ни в августе, ни в сентябре 1945 года никаких испытаний не проводилось. На сей раз виновниками стали представители завода №172, которые на полигон не поехали.
Наконец, к 24 сентября представители завода прибыли, но лишь для того, чтобы спустя несколько дней уехать, оставив одного конструктора, не имевшего полномочий на проведение испытаний. Таким образом, только за счёт различных проволочек и согласований было потеряно полгода. Обычно такие действия ни к чему хорошему не приводили, и история «Кировца-2» не стала исключением.
По итогам всех согласований и задержек испытания растянулись с 25 сентября по 13 ноября 1945 года. От завода №172 на них прибыли Кузнецов и старший инженер-конструктор Назаров. Всего за это время было произведено 65 выстрелов на полном заряде, и 244 — на усиленном заряде. Стрельба прошла успешно, а иногда случавшиеся проблемы экстракции гильз оказались связаны с их деформацией, не имевшей к орудию никакого отношения. Одной из немногих проблем, на которую указали при испытаниях МЛ-2см, стала необходимость введения лючка в подвижной бронировке для доступа к воздушному вентилю тормоза отката.
Хвалебных отзывов к орудию оказалось больше. Однозначным плюсом назвали отсутствие дульного тормоза, что снизило демаскировку при стрельбе. Правда, при стрельбе разбило фару, в результате было принято решение поставить её на амортизаторе. Также похвалили спусковой механизм, снабжённый рычажным и электрическим спуском. Высокой оценки удостоился и прицел ТШ-17, более удобный, чем СТ-10. При стрельбе почти не наблюдалось сбиваемости прицела.
Оценка боевого отделения «Кировца-2» оказалась такой же, как у испытателей НИБТ Полигона. Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.
Хуже была ситуация с заряжающими. Комиссия признала, что из 20 снарядов удобно заряжать 12, находящихся на левом борту. До остальных было добираться сложнее, впрочем, аналогичные проблемы имелись и у ИСУ-152. С точки зрения заряжающего наклонные борта рубки признали плохой идеей, поскольку уменьшался боекомплект. Комиссия предлагала от рациональных углов наклона отказаться. Наименее удобными оказались условия работы замкового (впрочем, стоит отметить, что у ИСУ-152 наблюдались похожие трудности).
Самоходную установку «Кировец-2» и орудие МЛ-20см признали выдержавшими испытания. В планах НИБТ Полигона появился пункт о проведении ходовых испытаний, но драгоценное время было потеряно. К концу 1945 года в ГБТУ КА и ГАУ изменились требования как к тяжёлым САУ, так и к орудиям, которые требовалось на них ставить: военные, что называется, спали и видели тяжёлую самоходку на базе Объекта 701. На ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём. Лишь проблемы с доводкой Объекта 701 привели к благоразумному решению запустить ИС-3 в серию. Весной-летом 1945 года, на фоне военной ситуации, «Кировец-2» ещё имел шансы пойти в серию, но к концу года ситуация изменилась. Выпуск тяжёлых САУ сворачивался, советские танкостроители начали думать на перспективу. Этой перспективой являлось шасси Объекта 701, который в апреле 1946 года приняли на вооружение как ИС-4. В таких условиях «Кировец-2» потерял какие-либо шансы на запуск в серию. Позже стало понятно, что ИС-4 не получился, а мечты о САУ на его базе не пошли дальше проектов и масштабных макетов. В результате следующей тяжёлой САУ стал Объект 268, который отчасти повторил судьбу «Кировца-2»: проволочки привели к тому, что и у этой машины не оказалось ни единого шанса на серийный выпуск.