о жизни и ошибках дзен
Почему не стоит тратить время на Яндекс.Дзен?
Яндекс.Дзен – один из популярных нынче сервисов, о котором, пожалуй, слышали уже все: во многом – из-за их ленты рекомендаций, мелькающей на довольно большом количестве сайтов. Помимо этой самой ленты, «Дзен» это ещё и блоговый сервис с возможностью монетизации. Каждый день в «Дзене» создаются всё новые и новые каналы, где люди пытаются подзаработать или просто заняться самовыражением с помощью публикации статей на разные темы: путешествия, хобби, спорт, политика, да всё что угодно. Человек просто заводит канал, и начинает писать тексты, а «интеллектуальные» алгоритмы «Дзена» сами находит ему читателей. Есть ещё так называемая карма: по логике, чем качественнее материалы на канале, тем выше карма, а чем выше карма – тем больше «баллов», которые можно использовать на дополнительные бонусные показы статьи в ленте. Когда у канала появляется семь тысяч дочитываний материалов в неделю (обычно это происходит после первой же недели) – можно подключить монетизацию, на которой (в теории) можно немножко подработать. Если есть свой сайт – можно подключить к «Дзену» и его, получив дополнительный трафик.
Звучит всё довольно хорошо, да и идея неплохая. Только вот исполнение – настолько ужасно, что желание работать в этом сервисе полностью исчезает через месяц-другой.
Почему не стоит пользоваться Яндекс.Дзеном? Если вы читатель – то, хотя бы, из-за самой ленты. Что видят в ней читатели «Дзена»? Огромную кучу мусорных каналов, забитых низкокачественными рерайтами и «историями из жизни». По логике, с этим должны бороться модераторы и сам алгоритм «Дзена». На деле, и те и другие борются с чем угодно, только не с таким вот мусором, которого там полным-полно. Безграмотные заголовки с ошибками, коротенькие рерайты новостей (разбитые кучей картинок, чтобы текст казался более длинным, и увеличивалось «время прочтения») – это в «Дзене» норма, и за этим практически не следят. Половина ленты – это вот такие мусорные каналы, плюс крупные новостные сайты. Зачем? Неизвестно, видимо, создателям это просто неважно (ведь крупных альтернатив «Дзену» пока что нет).
Если же вы автор, проблем гораздо больше.
1. Отстойные дизайн и интерфейс
Да, дизайн ужасен, а интерфейс невероятно убогий и неудобный. И, несмотря на то, что в техподдержку об этом постоянно пишут все кому не лень, каких-то серьёзных изменений не видно. За почти полтора года существования «Дзена» его создатели поленились даже сделать возможность откладывать публикации «на таймер». Создаётся впечатление, что им попросту плевать на авторов (на самом деле, так и есть).
2. Политическая цензура
Да, на «Дзене» действует полноценная политическая цензура, и горе тем, чей канал посвящен политике: показы на статьи с определенной тематикой ограничиваются (обычно, по принципу оппозиционной направленности: хвалите власть – всё в порядке, ругаете – у вас проблемы). Помимо этого, если вы ведете канал политической направленности, вы лишены возможности использовать так называемую «Карму» (бонусные показы нельзя использовать, если в статье есть хоть намёк на политику, даже если речь идёт о каком-нибудь Черчилле: алгоритм, а вслед за ним и техподдержка и его сочтёт «действующим политиком», а статью – «политической агитацией»). Ну и, разумеется, за такими каналами следят в десять раз сильнее, чем за какими-либо ещё, и блокируют при первой возможности за какой-нибудь «хейтспич» (ну, скажем, если вы назвали продажного политика «продажным политиком»).
Это постоянное на «Дзене» явление: то тормозят показы, то статистика, то средства не выводятся, то ещё что (ну это и понятно, ведь модераторы заняты поиском крамолы, а не глюков). Обычная история – выкладывается свежая статья, и тут же начинаются глюки с показами. В результате, показов на неё не льют вовсе, если не написать в техподдержку. Если написать – её начнут «показывать» сразу после того, как глюки закончатся (например, в три часа ночи, когда нужная аудитория давно спит). А если учесть, что основная масса показов проходит практически сразу после публикации статьи – текст уходит в пустоту.
4. Некомпетентная техподдержка
Нет, наверно «некомпетентная» – всё-таки, не то слово. Смысл существования техподдержки «Дзена» заключается в одном: писать отписки (скопированные из правил), и оправдывать постоянные глюки как самого «Дзена», так и его алгоритма (в частности, блокировок каналов). И с этой своей задачей она справляется отлично. Если уж кого-то заблокировали – то никаких шансов на разблокировку нет, техподдержка всегда выкрутится и «докажет», что автор нарушил какое-нибудь правило (найдут «непрозрачный, двусмысленный», или «недостаточно нейтральный» заголовок, или ещё что-нибудь: благо, размытость формулировок в правилах это позволяет). Ах да, ещё одна задача техподдержки – всячески доказывать, что в «Дзене» нет цензуры, и вообще правила одинаковы для всех. Точнее, они это не доказывают, а просто повторяют как мантру (оно и понятно, ведь доказать это невозможно).
5. Чудесный механизм блокировок
Об этом хочется рассказать отдельно. Во-первых, если вас блокируют – узнаете вы об этом только когда увидите, что «показы» вашей очередной статьи снизились до единиц (вместо десятков тысяч). В такой ситуации вы пишите в техподдержку – и с вероятностью в 99% узнаете, что ваш канал заблокирован. Причин может быть много, самая распространенная – это кликбейт. Причём, «кликбейтом» в Яндекс.Дзене могут назвать всё, что угодно (это не шутка, забудьте всё, что вы знаете про заголовки – у «Дзена» своя логика, на уровне робота с лёгкой имбецильностью (и синдромом вахтёра вдобавок). А самое смешное – вам не скажут, за какую именно статью ваш канал заблокировали. Техподдержка всегда отмазывается, что алгоритм просто сообщает им, что кликбейт есть, и всё. А где он конкретно – не сообщает. Автору же необходимо исправить заголовок (какой-то неизвестной статьи с его канала) в течении двух недель (это стандартный срок для блокировки канала). Т.е. на протяжении двух недель ваш канал мертв, а вы должны искать неизвестно что, чтобы «поправить». Если очень задолбать техподдержку – они могут выдать вам небольшой список, из которого, скорее всего, станет понятно, что «сносить» надо вообще все статьи (хотя прямо вам об этом, разумеется, не скажут). Возможно, стоит попробовать удалять собственные статьи превентивно, через несколько дней после публикации (когда основные показы уже прошли), это, вероятно, несколько снизит вероятность блокировки. Но стоит ли вообще с этим возиться?
Как вообще работать в «Дзене»? Лучше всего – никак. В любой момент любой канал может быть заблокирован по надуманной причине. Это не стоит затраченных на это сил, нервов и времени. Разве что, вы умеете без особых проблем делать рерайты статей на какую-нибудь популярную тематику, в стиле «Бузова забыла надеть трусы» (с тем, чтобы в случае чего – без особых проблем снести заблокированный канал, и тут же начать вести новый). Если вам не лень этим заниматься ради 200-400 рублей в день – «Дзен» вам подходит. Если же вы хотите создавать что-то своё, без вероятности блокировки вашей площадки в любой момент – держитесь от «Дзена» подальше.
Как не нужно продвигаться на «Дзене»: разбираем популярные ошибки на каналах наших читателей
Руководитель отдела контент-маркетинга TexTerra
Никто не прописывает описание к обложке статьи, почти никто не уделяет должного внимания картинкам и очень немногие используют понятные заголовки. Почему это плохо и как исправить – в нашем очередном разборе.
Если вы пропустили первую часть «7 ошибок при продвижении в «Яндекс.Дзене»: разбираем каналы наших читателей», то рекомендуем начать с нее. Свои каналы на разбор присылайте на почту partizan@texterra.ru
Плохое оформление шапки канала
Из шапки должно быть понятно, о чем этот канал, кому он будет полезен и интересен.
Вот хороший пример:
Мы сразу пониманием, о чем канал. Есть реальная фотография и ссылка на аккаунт в «Фейсбуке» как дополнительный способ связи с автором.
Это тоже хорошая обложка, но не идеальная. Можно упростить или русифицировать название, чтобы пользователям было проще найти канал.
А вот к этой обложке у нас есть вопросы:
Тематическое оформление формирует понимание, что речь пойдет о чем-то восточном, но на нем плохо читается название канала из-за неудачного сочетания цветов (белый на синем и бирюзовом считывается плохо). Наша рекомендация – замените картинку, чтобы название читалось без проблем. Еще одно замечание – ошибка в описании канала портит впечатление. И последнее – само название желательно поменять. Пока оно говорит только о том, что мы что-то узнаем про Узбекистан. Надо уточнить, что именно.
Самый неудачный пример с обложкой:
Во-первых, текст на самой обложке – это плохая идея, но текст, который съехал – еще более неудачное решение. Плохо еще и то, что он дублирует название канала. На самом деле достаточно прописать название текстом, а с обложки вообще убрать все буквенные символы.
Непонятные заголовки
К заголовкам можно придираться бесконечно и все равно не найти идеальный вариант. Главное – читателю должно быть понятно, что он узнает из статьи или какую проблему решит.
Заголовки информативные и понятные.
В этом случае есть вопросы:
Не используйте капслок – сразу возникает ощущение, что на читателя кричат.
Давайте детальнее разберем заголовок на примере статьи «XXI век на похоронах интеллекта». Заголовок интересный, не говоря уже о самом материале. Но название я оценила после того, как прочитала статью, а должно быть наоборот. Лучше для таких размышлений использовать самую яркую цитату из ваших эссе. Например, «Мы разучились читать сложные тексты и потихоньку разучиваемся слушать сложную музыку». Это проще, а значит, понятнее для аудитории, как бы комично это не звучало в разрезе с основной мыслью текста.
Если хотите привлекать большую аудиторию – не заставляйте ее додумывать. Говорите конкретно, что человек найдет внутри. Именно так работает контент-маркетинг.
Вот еще пара примеров непонятных заголовков:
Если «Растения для тенистого сада» – это подборка, то используйте цифры: «N растений для посадки в тени». Цифры в заголовках вВсе еще хорошо срабатывают.
Если «Хоста – царица тени» – это обзор растения, то конкретизируйте: «Все о растении Хоста: какие бывают, как сажать, с чем сочетать». Также избегайте двойных истолкований. Хост – это не только растение.
Дубль заголовка или первого абзаца в описании
В идеале описание не должно дублировать заголовок или лид. Лучше делать его уникальным:
Когда описание не продолжает статью и не увлекает читателя дальше, это может негативно влиять на клики по обложке. Чтобы такого не случалось, прописывайте описание к статье отдельно, продолжая тему, уточняя ее или интригуя.
На примере выше почти все описания начинаются со слова «Здравствуйте» – это не самое удачное решение. Вы не письмо пишете, поэтому приветствие чаще всего излишне и негативно влияет на CTR. Помимо этого, плохо на CTR влияют некачественные картинки и непонятные заголовки.
На этом канале описания подтягиваются из лида, но почти во всех случаях они дополняют заголовок или создают интригу.
Некачественные картинки
Уделяйте внимание визуалу. Покупка картинок в фотобанках – это нормальная практика, но старайтесь не скатываться в совсем банальные ассоциации. Ниже как раз такой пример.
Не стоит делать брендовые надписи на фото. А подпись к фото, как и описание к заголовку, должно дополнять картинку. На примере выше оно бесполезно, потому что просто дублирует название статьи. Лучше отказаться от использования изображения или переделать подпись, чтобы читатель узнал из нее увлекательный микрофакт.
Долгое вступление
«Хитрый юрист» – интересный канал нашего читателя с реальными бытовыми ситуациями и разбором неординарных юридических случаев:
Но есть одна проблема – иногда в статьях слишком много внимания уделяют вступлению. Автор долго расшаркивается и обрисовывает тему. Запомните – все самое интересное стоит давать в начале. Например, статья про кредит за другого человека. Кредит – не такой огромный вопрос, чтобы так подробно его описывать.
Вот еще один пример с другого канала:
Что такое имбирь и где он лежит в супермаркете – всем известно. Начинайте с главного, иначе человек уйдет.
Пренебрежение правилами редактуры
Взгляните на лид и следующий за ним абзац текста:
Здесь очевидно противоречие. В первом абзаце автор обещает рассмотреть сроки укрытия роз, а в следующем пишет, что таких сроков вообще нет. Если их нет, то не надо давать пустые обещания в начале текста. Лучше это упаковать в подборку в духе «N правил укрытия роз, о которых должен знать каждый садовод».
Посмотрите на эту статью и оцените ее с точки зрения визуального оформления:
Согласитесь, не очень удобно читать сплошной текст. Добавляйте подзаголовки, проверяйте материал на ошибки в «Орфограммке», не ставьте в конце заголовка точку. Текст можно разбавлять не только картинками, но и врезками с интересными фактами по теме.
Нет ответов на комментарии читателей
При показе материалов «Яндекс.Дзен» учитывает социальные реакции – отметки, лайки и комментарии. Такую роскошь надо ценить и отвечать вашим читателям. Поддерживайте беседу в комментариях – это не только улучшает показы ваших статей, но и увеличивает лояльность аудитории.
В этом примере на второй комментарий точно стоило ответить.
Редкие публикации
Бывает так, что статьи хорошие, картинки интересные, но аудитория не прибавляется совсем или растет очень медленно. Чтобы успешно продвигаться органически, нужно много контента. Если вы выпускаете одну или две статьи в месяц, то ничего не получится. Когда меня спрашивают: «А сколько надо?», то я всегда отвечаю: «Чем больше, тем лучше». Минимально публикуйте хотя бы четыре статьи в неделю, если рассчитываете только на органику. Лучше – каждый день.
Если вы публикуете много контента, но при этом чувствуете, что уперлись в потолок, попробуйте использовать рекламные инструменты.
Если ваша цель – увеличить охват аудитории и привлекать в канал больше подписчиков, то запускайте рекламу на охват. Это привлечет на канал больше людей. За счет их активности остальные материалы могут показываться лучше.
Страх пробовать
Например, у канала «!Я Покупаю.Стиль!» есть свои тесты. Развлекательный формат тестов вроде бы не новый, но почему-то их мало кто использует. Поэтому финальный совет всем «дзеноводам» – не бойтесь пробовать новое. Есть куча сторонних платформ, которые позволяют его разместить. Например, Apester.
К слову о смелости. Очень круто, что три из семи рассмотренных нами каналов используют не только текстовый контент, но и видео.
В «Дзене» не очень давно появилась такая возможность и совсем недавно на видео разрешили запускать рекламу. Если у вас есть ресурсы снимать собственный видеоконтент (он определенно лучше показывается), то стоит это делать.