о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор

Деревенская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

Школьное сочинение

Из отдельных деталей складывается в рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например, название места действия — станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.

А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось выбирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, а огромные мели пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: несколько месяцев гоняли ее по канцеляриям — «то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее мытарствам: «Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

Все это привело к тому, что произошло смещение, искажение самого главного в жизни — нравственных устоев и понятий. «Как получилось, — горько размышляет автор, — что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили».

Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.

Источник

Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни.

Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за палочки. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась

Рассказ Матренин двор начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад просто в Россию.

Матрена Васильевна одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.

Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель.

Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить свое добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это конец жизни. Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны.

С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: …если б не брат мой родной я бы вас порубил обоих.

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.

Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Мало видела хорошего в жизни, больше было потерь и страданий: родила и похоронила шестерых детей, муж не вернулся с последней войны… Вся деревня решила, что на Матрене порча. Но человек так устроен, что не может все время только страдать и мучаться.

Находит светлые стороны жизни и Матрена. Пенсию дали, пусть небольшую, но постоянную. Квартирант платит, да от школы добавляют. Жить бы Матрене спокойно хоть на старости лет.

Да не та судьба досталась.

Родственники мужа одолели, требуют отдать горницу на обзаведение хозяйства молодым. Не жалко Матрене имущества, как никогда не жалела для других, но страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет. Не зря теснились в душе героини смутные предчувствия.

Как-то порушилась жизнь вместе с горницей. Ходила хозяйка в эти дни как потерянная. А с горницей сделали все по-русски, тяп-ляп, лишь бы увезти.

Людская жадность привела к трагедии. Так всегда бывает: одно наслаивается на другое. Фаддей пожадничал хороший лес дать на сани, тракторист захотел все в одну ходку увезти… и погибли люди.

Нет Матрены. Убит родной человек, горестно отмечает автор.

Живя под одной крышей с этой женщиной, не задумывался он, каким замечательным человеком она была. Только теперь стал осознавать, что трудолюбива была, сердечна и как-то особенно бескорыстна. Осуждают ее соседи, не понимая, что не недостатки это Матрены, а достоинства ее.

Автор откровенно любуется языком героини, включающим диалектные слова. Дуэль, говорит она о сильном ветре. Порчу называет порция. Сохранила эта женщина душу светлую, отзывчивое сердце, но кто оценит ее.

Разве что воспитанница Кира да постоялец, а большинству и невдомек, что жила среди них праведница, прекрасной души человек! Читая рассказ Солженицына, невольно думаешь, что сродни его героиня некрасовским женщинам трудолюбивым и стойким, на каких мир всегда держался.

Related posts:

Источник

Изображение русской деревни по произведению Матренин двор (Солженицын А. И.)

Действие рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» происходит в деревне Тальново, в русской глубинке, спрятанной от глаз горожан. Главный герой мечтал о жизни в таком месте, и когда поселился здесь, то ежедневно мог наблюдать за селянами, их распорядком дня и отношениями друг с другом. Какой же предстает деревня перед Игнатичем и как относится к ней сам автор?

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И. Сложеницына образ самой Матрёны олицетворяет русское село. Женщина «. четверть века проработала в колхозе. », на земле. Матрёна посвятила свою жизнь труду, взамен же не получила ничего («. не полагалось ей пенсии за себя. »). Автор отмечает, что такая же несправедливость происходила почти со всеми селянами. Работящими людьми пользовались, но их не ценили. Рассказчик понимает, как тяжела жизнь в деревне: селяне не могли позволить себе изысков в еде («. каша ячневая (другой. в тот год нельзя было купить. ) да «картовь»); инвентаря в колхозе не было, приходилось использовать свой; у инвалидов отбирали часть земель, независимо от пригодности для обработки. Но, несмотря на все эти трудности, автор предпочитает городу глубинку: здесь есть дух старины, который так дорог повествователю.

Рассказчик относится к деревне в трепетом и безмерным уважением: она является хранительницей «кондовой России» и истории, а на пожизненном труде селян держится вся наша страна.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8109

Источник

Матренин двор: проблемы, поднятые Солженицыным в рассказе

Содержание:

Солженицын вернулся из ссылки и нашел работу учителем. Он снял комнату у пожилой женщины по имени Захарова Матрена. На основании собственных наблюдений писатель создал свой рассказ «Матренин двор», проблематика которого раскрывает жизнь простой русской женщины. Автор описывал ключевые аспекты русских деревень, не ограничиваясь разбором жизни одного персонажа. Идея начать писать рассказ пришла к нему в 1959 году.

Литература двадцатого века часто характеризовала тяжелые реалии жизни. Произведение Солженицына также относится к жанру реализма. Он в совершенстве освоил искусство написания прозаических повестей в роли наблюдателя. В своей работе автор точно передал основные нюансы деревенской жизни. В истории «Матренин двор» проблемы заключаются в нравственности, человечности персонажей. Материальная сторона является второстепенным аспектом.

Проблематика рассказа «Матренин двор» – Солженицын

Проблематика рассказа «Матренин двор» выстраивается вокруг обычного человека. Главная героиня – Матрена, пожилая русская женщина, проживающая сама в отдаленной деревне. Односельчане относятся к ней как к дурочке из-за ее бедного жилища и кошки на трех лапах. Нравственная проблематика произведения «Матренин двор» разбирается в каждой части повести. Автор создал рассказ из трех глав:

«Матренин двор» – проблематика для ЕГЭ

Проблематика произведения «Матренин двор» актуальна и в современный век. Автор раскрывает ряд аспектов, которые характеризуют многих людей. Старушка вызывает жалость у читателя, но и на сегодняшний день такие ситуации часто встречаются в нашей жизни. Рассмотрим основные проблемы рассказа:

Нравственные проблемы в рассказе «Матренин двор»

Автор поднимает четыре нравственных вопроса:

Источник

Матрёнин двор, автор показывает упадок русской деревни так ли это, почему?

о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть картинку о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Картинка про о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор

В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» автор раскрывает проблему русской деревни. В этом рассказе Солженицын делится своими размышлениями на тему отношений власти и человека, противостояние личности обществу. Главная героиня рассказа – простая деревенская женщина Матрена Васильевна. Она тянет свою ношу непосильного бесплатного труда в совхозе, переносит тяготы судьбы и сохраняет человечность, не ожесточается сердцем и душой. К Матрене может обратиться любой с просьбой, и она откликнется на человеческую боль, поможет. Тяжелый, непосильный труд не убивает Матрену, а наоборот становится для нее спасением от каждодневной тоски и отчаяния.

о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть картинку о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Картинка про о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор

Христианская мораль призывает нас быть добрым ко всем: и к добрым, и ко злым. Ко злым даже больше, так как наше добро может растопить и изменить их злое сердце, пускай не сейчас, а когда-то в их жизни может произойти это чудо.

Матрена была из тех людей, которые просто делали добро. ЕЕ просили что-то сделать, она шла и помогала, не рассуждая, нужно ли это делать и заслуживает ли ее добра этот человек.

Благодаря таким Матренам и держится мир, как держалось то село, в котором она жила.

Делать добро тем, кто тебя обидел, очень сложно. Мы не знаем, что станет с нашей добротой, будут ли какие-то результаты. В Библии написано сеять, а взращивать будет Бог.

о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Смотреть картинку о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Картинка про о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор. Фото о каких противоречиях в жизни российской деревни повествует рассказ матренин двор

Да никто не виноват. Судьба виновата, история нашей страны XX века виновата. Тяжёлая жизнь была тогда у большинства русских женщин.

Ну вот, давайте посмотрим на примере Матрёны.

Умерли все её дети. Кто виноват? Никто. Судьба такая. Тогда умирало много детей. Антибиотики изобрели только в конце 20-х годов, а применять стали лишь перед самой войной, поэтому дети умирали от воспаления лёгких и многих других заболеваний, которые сейчас с успехом лечатся.

Далее Вторая мировая, забирают уже её мужа. И он тоже пропадает без вести. Тогда у миллионов наших женщин погибли или пропали без вести мужья. Кто виноват? Те, кто развязали войну виноваты. Гитлер виноват. Некоторые командиры нашей армии виноваты, которые зачастую не жалели жизней солдат.

Но Матрёну такая тяжёлая, несправедливая к ней судьба не озлобила. Она до конца дней своих осталась добрым, светлым, бескорыстным человеком, готовым помочь всем вокруг.

Даже в нелепой и трагической гибели Матрёны по большому счёту нельзя обвинить жадного Фаддея и не соблюдающего технику безопасности зятя-железнодорожника. Ведь Матрёну не звали везти брёвна с мужиками. Она пошла сама. По своей всегдашней привычке помогать. И потому ещё, наверное, что до сих пор испытывала по отношению к Фаддею чувство вины за то, что не дождалась.

Нашла фотографию настоящей Матрёны (ведь всё, что написано в рассказе, происходило на самом деле). Александр Солженицын сфотографировал её возле её дома. Посмотрите, какое у неё доброе, хорошее лицо. Благодаря в том числе и таким вот простым женщинам выстояла наша страна во всех тяжелейших испытаниях XX века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *