o d off на автомате что означает hyundai getz
Режим овердрайв АКПП: что это, назначение, принцип работы
С учетом большой популярности гидромеханической АКПП, производители изготавливают данный тип трансмиссии таким образом, чтобы добиться максимального удобства для пользователя и универсальности. Одновременно с этим также стоит задача снизить расход горючего.
Как известно, самым распространенным на сегодняшний день остается простой четырехступенчатый автомат. Как правило, данные коробки передач имеют несколько стандартных и понятных режимов работы, что значительно упрощает эксплуатацию.
Однако на многих АКПП, кроме базовых, также можно встретить дополнительные режимы. В этой статье мы поговорим о том, что такое overdrive на АКПП, как включается и выключается овердрайв на автомате, для чего нужен такой режим и когда он используется.
Для чего нужен овердрайв на АКПП
Если рассматривать устройство автоматической коробки с 4 передачами (ступенями, скоростями), в этом случае 3 передача является прямой, то есть имеет передаточное число 1, что аналогично 4 передаче МКПП.
При этом 4 передача в автоматической коробке также называется овердрайв или O/D. По аналогии с механикой, передаточное число данной передачи меньше, чем 1, то есть передача повышающая, как и 5-я передача в МКПП.
Кнопка овердрайв может располагаться на селекторе АКПП или выносится отдельно. Так вот, если овердрайв АКПП включен, это значит, что коробка автомат будет переключаться на 4-ю (повышенную) передачу на высоких скоростях, а также в том случае, если водитель слегка нажимает на педаль газа. После включения 4 передачи включается блокировка гидротрансформатора.
На практике, переключение на 4-ю происходит уже на скорости около 45-50 км/ч. Вполне очевидно, что 4 передача позволяет экономить топливо при движении по трассе, а также не позволяет двигателю раскручиваться до слишком высоких оборотов.
Однако у многих автовладельцев возникает вопрос, как быть, если автомобиль эксплуатируется в черте города. Другими словами, нужно ли в городе включать О\D или же отключать овердрайв. Давайте разбираться.
Режим overdrive на АКПП: как пользоваться
Итак, если рассмотреть все аргументы «за» и «против», можно выделить следующее:
Если же выключить овердрайв, блокируется возможность переключения на передачу выше 3. Также переключение на более высокие передачи после старта происходит при повышенных оборотах двигателя, при торможении коробка дольше «удерживает» включенную передачу, то есть переключение вниз происходит только при достижении определенных оборотов ДВС и скорости движения.
Кстати, выключать O/D нужно при затяжных обгонах на высокой скорости (больше 100 км/ч). При этом кратковременное отключение повышенной передачи также позволяет сделать кик-даун, то есть когда водитель резко и сильно нажимает на педаль газа.
На практике, если говорить о повседневной эксплуатации в черте города, овердрайв на АКПП лучше выключить. Сделать это можно кнопкой, которая расположена отдельно или на рычаге КПП. При этом на приборной панели загорается O/D off, что означает отключение 4 передачи. Если же овердрайв включен, на приборной панели ничего не горит.
Использование режима O/D АКПП на практике
Чтобы понять, как пользоваться режимом овердрайв в городе, остановимся на конкретном примере. Автомобиль может двигаться на подъем в потоке, постоянно меняя скорость от 30 до 70 км/ч.
Если режим овердрайв включен, АКПП будет переключаться на все передачи (1,2,3,4). Также после разгона до 40-50 км. гидротрансформатор будет блокироваться в том случае, если водитель не сильно нажимает на педаль газа.
Остается только сильнее нажимать на газ, сработает кик-даун, произойдет резкое понижение передачи и начнется разгон. Далее подобная ситуация много кратно повторяется. Естественно, в этом случае комфорт значительно понижается, а также сама коробка передач при постоянном переключении скоростей быстрее и интенсивнее изнашивается.
При этом не следует полагать, что отключение 4 передачи приведет к увеличению расхода топлива. Дело в том, что вынужденное использование режима кик-даун в том случае, если O/D включен, в конечном итоге при городской эксплуатации приводит к большему потреблению горючего.
Получается, режимом овердрайв нужно уметь пользоваться, включая и отключая его в зависимости от определенных условий. Как уже было сказано выше, лучше выключить овердрайв:
Кстати, что касается последнего пункта, нужно помнить, что выключение овердрайва приведет к тому, что резко повысятся обороты двигателя, причем повышение может быть вплоть до «отсечки».
Исключением можно считать разве что безопасный обгон сравнительно медленно движущихся транспортных средств. В этом случае овердрайв отключается заранее, только затем начинается обгон, при необходимости также задействуется кик-даун параллельно с выключенным овердрайвом.
Напоследок отметим, независимо от типа трансмиссии и доступных режимов ее работы, главное, уметь правильно спрогнозировать ситуацию, учитывать дорожные условия, особенности работы АКПП на той или иной модели авто. Только убедившись в полной безопасности, можно совершать обгоны, перестроения и другие маневры.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Можно ли буксировать автомобиль с коробкой «автомат»: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.
Дергает автоматическую коробку: основные причины рывков, пинков, ударов АКПП. Диагностика неисправностей, советы и рекомендации.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
Собстно, вопрос в заголовке. Когда-то давно читал про эту кнопку, но так и смог понять ее предназначения, а потом и совсем забыл зачем она нужна. Помню только что ее лучше не включать ато быдет больше расход топлива. Откатал не используя ее уже не один год. Судя по опыту она нафиг не нужна вообще. Но зачем-то же этот O/D поставили.
Эта кнопка называется овер драйв. Предназначение такое, ну представьте что вы в крыму или карпатах, ну или ещё лучше на Французской ривьере. Как известно местность там холмистая с кучей поворотов, подъемов и серпантинов. Так вот, представили? Так вот опуститесь на землю, Вы в Чернигове и на работе ))))) А теперь о главном, для езды по холмистой местности включатся эта кнопка, она не даёт включить коробке четвёртую передачу. Это делается для того что бы у Вашей машины оставался запас мощности и крутящего момента для преодоления подъема. и не включалась четвёртая и пятая передача.
В городе да, вещь бесполезная, а вот в горах на серпантине я эту кнопочку оценил по достоинству.
Награды:
Также видимо на пониженной передаче торможение двигателем при спуске более эффективно.
Примерно где-то так я и думал, но боялся сказать глупость. Т.е. в условиях городской автомобильной среды про эту кнопку можно забыть?
Или ее можно втыкать когда нужно со светофора порезвее стартонуть?
Коробка при резком старте и так должна понять что ты ускоряешься не как обычно и будет включать передачи на повышенных оборотах. Не мучай машину. А что, кнопки спорт нету?
Редактировалось: polupanov, 7 Август 2014, 08:08.
Т.е. в условиях городской автомобильной среды про эту кнопку можно забыть?
Или ее можно втыкать когда нужно со светофора порезвее стартонуть?
Но. Есть одно но, довелось проехать на гешке 1,4 с АКПП, так вот он на тех подъемах, где я спокойно иду на 4-й передаче начинал дергаться и переключаться между 3й и 4й. Вот тут самый раз и отключить О/Д, что бы не мучить коробку на этом участке. Так что тут нужно чувствовать конкретную машину на конкретном участке дороги.
З.Ы. Еще она помогает притормаживать двигателем включением более низкой передачи на спуске (хотя и не так эффективно как на механике). Ну и обгон. Как то про него забыли. По идее можно обходится и без выключения О/Д. Но тогда выглядеть это будет так: Поворотник, выходим в левый ряд, газу, тут АКПП подтупит-подумает чутка врубит кикдаун (переключится на 3-ю) и мы «полетели».
И ещё раз про АКПП… Hyundai Getz
Про АКПП мы уже с Вами говорили.
Однако, в этом посте мы не просто поговорим об автоматике подробнее, но и рассмотрим ответы на наиболее часто возникающие вопросы.
Режимы АКПП более подробно:
режим низкой скорости (обозначен символами «L» или «1»). Основное применение этого режима – в качестве первой передачи, то есть, когда скорость движения должно быть небольшой, а крутящий момент – наоборот. К примеру, если вам нужно ехать в гору, ехать по очень проблемной дороге либо постоянно преодолевать некие подъёмы.
средний режим (чаще всего обозначается «2», «S» или «*»). Имеет лишь одно переключение, то есть, передачи в этом режиме всего две. То есть, изначально автомобиль сразу же едет на второй передаче. Когда вы решите остановиться и произойдёт торможение двигателем, через пару секунд происходит переключение на первую передачу. Можно сказать, это – щадящий режим для ваших тормозов. Самое оптимальное применение этого режима – если дорога либо неровная (например, много ям или рытвин), или дорога весьма скользкая (гололёд, снежный накат).
нормальный режим движения («D» или «D-З», можно встретить и иные символы для обозначения) – трансмиссия имеет три скорости. Данный режим хорошо использовать, если вы едите по достаточно ровной беспроблемной дороге, на которой вполне реально развить высокую скорость. Также весьма просто в этом режиме подниматься с гору, практически сразу тронувшись с места.
Однако, если вы решили применить этот режим и сделать при этом весьма высокую скорость, то высокий расход топлива вам обеспечен. А потому большинство современных автомобилей имеют в себе ещё и четвёртую передачу, обозначенную символами «А»,»O/D» или «D4». Вообще эта передача задумана для того, чтобы её использовать при небольшом крутящем моменте, но в то же время при скорости движения более 40 км/час.
Режим N (нейтраль) – трансмиссия и двигатель рассоединены, однако, автомобиль не заторможен. Вообще, об этом режиме стоит упомянуть только потому, что он имеет место быть. Однако, как рекомендуют многие специалисты, лучше им не пользоваться. Вся проблема в том, что если вы будете не совсем правильно пользоваться данным режимом, АКПП обречено на преждевременную гибель. Предназначение данного режима – буксировка на небольшие расстояния либо перемещение автомобиля вручную, когда двигатель работает. Для того, чтобы масло в трансмиссии не перегрелось, скорость буксировки должна быть небольшой.
Завод/торможение
Если вы думаете, что при наличии автоматической трансмиссии автомобиль можно завести без применения стартера, то есть фактически принудительно, а просто разгоняя его до высокой скорости, вы ошибаетесь. Энергия у шестерёнчатого насоса появляется только благодаря двигателю. То есть получается, что если двигатель не функционирует, то давление в системе контроля и управления просто создаваться не будет, независимо от того, где находится рычаг для выбора режима движения. Можно сделать вывод – если вы фактически заставляете вращаться карданный вал, то это ещё не значит, что будет вращаться двигатель и работать коробка передач.
Торможение двигателем
1. Выключить овердрайв, в результате чего произойдёт переход на третью передачу.
2. Рычаг переключения переводим в положение «2», чтобы скорость стала менее 92 км/час. В итоге, произойдёт переход на вторую передачу, после чего произойдёт непосредственно переключение двигателем.
3. Теперь переключаемся в позицию «L». При этом скорость автомобиля должна быть ниже 54 км/час.
Не забывайте о том, что переключение на более низкую передачу возможно только тогда, когда значение скорости будет ниже указанных при режимах «2» и «L». В противном случае, это может навредить вашему двигателю.
«Кик-даун»
Если перевести словосочетание «кик Даун» на русский, то получится примерно «провал педали в пол». То есть, на практике это выглядит примерно следующим образом: вы едите на прямой передаче на скорости примерно 60-80 км/час. Захотели вы сделать рывок, а потому вы вжимаете педаль газа фактически в пол, после чего буквально секунду автомат думает и резко переключает вас на третью передачу. Главное – педаль газа не отпускать. То есть, пока педаль в таком положении, вы будете ехать на третьей передаче. Если же вы достигнете максимально возможной скорости, которая задумана для данной передачи, то автомат сам сориентируется, и вы окажетесь на прямой передаче. Если вы сильно бережёте свою машину, то моя вам рекомендация – пользуйтесь «кик дауном» как можно реже. Просто при использовании данной передачи со временем залипает небольшой управляющий золотничок. Поэтому изготовители рекомендуют если и использовать «кик даун», то не чаще одного раза в день.
Полезные советы
Если вы новичок, то весьма неудивительно, что поначалу вы будете делать массу ошибок. Например, если у вас ещё не было опыта вождения по проблемным и достаточно грязным дорогам, то весьма возможно, что вы просто запаникуете, если увязнете в грязи. А потому будете что есть силы газовать. Однако, действия ваши неверны. Просто когда двигатель переходит в режим нагрузки с холостого хода, то усилие, которое идёт на коробку, поначалу очень маленькое. Момент, который создаётся гидротрансформатором, плавно возрастает по мере того, как загружается двигателем. И не сразу, а лишь со временем выходит на свой обычный эксплуатационный уровень.
Навыки управления гидротрансформатора, конечно, нужны. Однако, если у вас недостаток опыта, то поначалу он может вас неплохо выручить. Когда начинается пробуксовка колёс, ситуация становится для вас полностью контролируема, потому что момент, создаваемый на выходе гидротрансформатора, минимален.
Правило первое. Когда вы трогаетесь с места и решаете изменить направление движения, переключайте селекторный рычаг только в том случае, когда у вас нажата педаль тормоза, то есть, автомобиль должен быть полностью заторможен.
Бытует мнение, что если вы хотите переключиться из режима D в R или обратно, то в режиме N стоит сделать задержку. Однако, специалисты утверждают, что наоборот – так делать нежелательно, потому что в таком случае АКПП лишний раз сбрасывает, что приводит к уменьшению срока её работы.
Правило второе. Снять ногу с педали тормоза и нажать ею на педаль газа можно только в том случае, если вы почувствуете характерный толчок, который означает, что передача полностью включена.
Правило третье. Не переключайтесь в режим N когда делаете некие кратковременные остановки, например, стоите в пробке или на светофоре. Не стоит этого делать также тогда, когда вы делаете длительный спуск и хотите обеспечить движение «накатом». В противном случае АКПП может сломаться.
Не стоит особо долго буксовать передними колёсами. Если же автомобиль забуксовал, то стоит помнить, что долго давить на педаль газа – это не только весьма вредно для срока службы АКПП, но и для сильно вредит главной передаче. Если же такой случай произошёл, попробуйте включить понижающую передачу, при этом обеспечив достаточно медленное вращение колёс. Действуйте в данной ситуации тормозной педалью как сцеплением.
При «раскачивании» автомобиля если у вас стоит автоматическая трансмиссия нужно не просто делать переключение селектора «вперёд-назад», а надо движение остановить в точке, где тормоз «зависает». Если же вы решили тормоз не применять, то АКПП от этого будет только хуже.
Не опасайтесь, что в один прекрасный момент автомат просто отключит от колёс двигатель. Если вы не переводите АКПП в режим «нейтрали» или «стоянки», все остальные её позиции предназначены для движения. К тому же, брак коробки в первую очередь определяется по способности коробки тормозить во время принудительного холостого хода.
Не нужно говорить, что АКПП сильно «тормозит», ну, в плане «тупит». Есть один хороший вариант это убеждение опровергнуть. Предположим, вы стоите на красный свет. Буквально за пару секунд до того, как включается зелёный свет, вы со всей силы левой ногой вдавливаете тормоз в пол таким образом, чтобы автомобиль никаким образом не мог тронуться с места. Одновременно с этим действием нажимаем педаль газа. А когда загорается зелёный, педаль тормоза отпускам. Другие водители и опомниться не успеют, как вы уже скроетесь из поля зрения.
Однако, большой недостаток у автомата всё же имеется: двигатель в сцепке с АКПП пускать нельзя. Правда, есть машины, в которых данный маневр вполне возможен. Однако, коробка передач при этом должна обладать вторым масляным насосом, который работает от кардана, а не от двигателя. Если же такого насоса нет, то сами производители просто запрещают буксировать автомобиль при скорости до 50 км/час на расстояние 30 километров, если предварительно вы не отсоединили кардан. В противном случае, автомат может сломаться. Если же необходимость такой буксировки всё же настала, то рекомендация – залейте в трансмиссию дополнительно литра 2-3 масла. А ещё лучше – снять карданный вал или приводы ведущих колёс.
Если на улице сильный мороз ниже 25 градусов, то вначале коробку нужно прогреть, предварительно проехав на первой или второй передаче несколько километров. Только после этого можно переключаться в положение “3” или “А”.
Если вы ездите в основном в городе, то пользуйтесь преимущественно режимом «3» селектора. Режим «А» в основном пригоден для поездок за городом. Если вы совершаете кратковременные остановки, к примеру, в пробке или на светофоре, то можно перейти в режим «N» (нейтраль), однако, лучший вариант – это остановить тормозами на режиме «3». Если стоит режим «N», то ехать накатом не рекомендуется (например, подкатываясь к перекрестку) – в общем-то, сам по себе такой режим не особо рекомендуем. А потому нейтралью лучше всего пользоваться в случае буксировки.
А вообще стоит отметить, что автоматическая коробка тяжелее механической, сложнее как при ремонте, так и в изготовлении. Покупка и ремонт, следовательно, обходятся дороже. Потребляет топлива на 3-5% больше.
№ | Коробку-автомат губят |
1 | Кикдауны |
2 | Переключения, когда «газ в пол» |
3 | Низкий или высокий уровень масла |
4 | Переключения «вниз», когда высокая скорость |
5 | Резкая езда на перегретой коробке |
6 | Езда с очень частыми переключениями |
7 | Езда на «пограничных» режимах между передачами на коробках, где мал «гистерезис» |
8 | «поигрываение» педалью газа |
9 | резкий «сброс газа» в момент переключения «вниз» |
10 | «подача газа» во время переключения «вверх» |
11 | постоянная езда с «пробуксовками» |
12 | включение передних режимов при скорости более [минус1-2]км/час |
13 | включение задней передачи при скорости более +1-2 км/час |
14 | езда на нисколько не прогретой коробке при любой температуре |
15 | переключения перед/зад при повышенных оборотах мотора (>1000-1200 в зависимости от типа коробки) |
16 | буксировка машины с АКПП на большие расстояния |
17 | одновременное использование педалей «газа» и тормоза |
18 | буксировка машины с АКПП с большой скоростью |
19 | эксплуатация АКПП в паре с «троящим» мотором |
20 | эксплуатация АКПП в паре с «хрустящими» ШРУСами |
21 | длительная езда на АКПП, находящихся в «защищённых режимах» |
22 | частое трогание на высших передачах (на коробках, которые это в принципе позволяют) |
23 | дальнейшая езда на очевидно неисправной коробке |
24 | «подталкивание» переключений с помощью добавления газа педалью |
25 | при трогании подача газа ДО того, как машина получила ощутимый толчок вперёд в результате включения передачи |
26 | езда на некачественном старом масле |
27 | езда на масле, не соответствующем мануалу (dexron вместо dexron-II, например) |
28 | езда с частыми блокировками/разблокировками гидротранса (на АКПП, где это есть) |
29 | езда с перегретым мотором |
30 | резкая подача газа после торможения двигателем при включенной принудительно низшей передаче |
31 | быстрая резкая езда задом |
32 | резкая езда на свежеотремонтированной АКПП |
33 | езда по своим делам, когда ехать уже надо в сервис |
Часто задаваемые вопросы.
Если вы откроете и почитаете любую литературу, то поймёте, что данное положение используется как парковочное практически всегда, помимо случая, когда машина находится на уклоне >15%. Если возникла данная ситуация, то машину стоит перевести в положение «N», ставим её на ручник. Когда понятно, что машину не тронется с места, ставим режим «Р».
Единственное, что не рекомендую – если машина у вас стоит «под уклон», то механизм стопорения намного меньше вам прослужит. А «умрёт» он, когда вы снимите машину с режима «Р». Чтобы этого не произошло, перед тем, как перевести рычаг, тормоз нужно выжать до упора, чтобы он схватил колёса и механизм.
2. Понятно, что переход с «нейтрали» в «драйв» (и т.п.) для автомата тяжелый процесс, но почему на затяжных спусках нельзя тормозить пониженными передачами?
3.А можно скатываться с горки на «нейтрали»? («автомат» подтормаживает, а иногда этого не хочется. )
Даже производителями не рекомендуется использовать режим «N». Лучше этого режима избегать. Диапазон «N» преимущественно используется либо когда с автомобилем проводят ремонтные работы, либо при буксировке.
4. Можно ли на автомате буксировать другие автомобили?
Кстати, бытует мнение, что на автомате это сделать невозможно. Оказалось, что это не так. Включаешь на «L» (или «1»), после чего медленно тянешь. Вреда автомобилю практически не причиняется. Только нежелательно долго тянуть. Впрочем, всё это и к механике относится.
5.Насколько надежна АКПП? Сколько обычно ходит без ремонта?
Служат АКПП немного поменьше, нежели механика. То есть, если автомобиль среднего класса, то это – 300 тыс. км. Если малого – 150-200 тыс.км. Эти цифры могут быть больше или меньше в зависимости от того, как вы ездите и насколько часто уделяете внимание коробке. Отрицательно влияют неправильные переключения селекторного рычага, частые сильные разгоны, понижение уровня масла, несвоевременная замена его и фильтра. Если же вы будете соблюдать все рекомендации и внимательно следить за состоянием коробки, то прослужит она вам гораздо дольше.
6. При движении четвертая передача втыкается в разный скоростной интервал. Что это значит?
Это вполне нормально, ведь переключения на коробке происходят не только из-за смены скорости, но и из-за перемены в температуре либо нагрузке.
7. Нужно ли греть АКПП?