Новалис — немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.
Родился в 1772 году в г. Обервидерштедт (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различным учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла (15 лет), но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви, и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.
Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
Новалис (барон Фридрих фон Гарденберг; псевдоним Новалис писатель взял от своих предков, которые величали себя де Новали (de Novali) или magna Novalis, после переезда в Гроссенроде) – немецкий философ, писатель, поэт мистического мироощущения, один из йенских романтиков – родился 2 мая 1772 году в родовом замке Обервидерштедт (Саксония) в семье солезаводчика из древнего нижнесаксонского рода Гарденбергов, один из представителей которого возглавлял в начале XIX века прусское правительство. Семья не была богатой.
В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Ауслебен. В 1790-1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797-1798 учился в горной академии Фрайберга.
Благодаря переездам из одного образовательного центра в другой Новалис был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Фридрихом Шиллером. В 1795 Новалис был помолвлен с Софи фон Кюн (1782-1797), которую очень любил. Она рано умерла (15 лет) от туберкулёза, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В своей статье «Христианство или Европа», опубликованной посмертно, он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперёд только с помощью средневековой католической церкви, и рекомендует бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере. Он считается членом масонского общества.
Новалис не успел воплотить в жизнь многое из своих намерений. Он умер 25 марта 1801 года в Вайсенфельсе (Германия) в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.
Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного тяжёлыми размышлениями поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (1797-1800).
Родился в 1772 году в г. Обервидерштед (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла (15 лет), но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университета в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.
Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.
Творчество
Этот роман писался до 1799 года. Толчком к этому роману стал роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии. Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного. В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично. Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердинген ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни.
Наследие и признание
Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.
Интересные факты
Слова Новалиса «Теории — сети, ловит только тот, кто их забрасывает» является эпиграфом к труду Карла Поппера «Логика научного исследования».
«Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend».
Публикации на русском языке
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Новалис» в других словарях:
Новалис — (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772 1801) немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с… … Литературная энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis), псевдоним; настоящее имя Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801) философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным… … Философская энциклопедия
Новалис — Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим… … Западная философия от истоков до наших дней
Новалис — (Фридрих фон Хартенберг) (1772 1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник это художник безумия. В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство. Все случаи нашей жизни… … Сводная энциклопедия афоризмов
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ( магический идеализм ) духа, Бога и природы, существующих … Современная энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … История Философии: Энциклопедия
НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … Новейший философский словарь
Новалис — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 – 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство (“магический идеализм”) духа, Бога и природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Новалис — (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и… … Энциклопедический словарь
НОВАЛИС — (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772 1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом… … Энциклопедия Кольера
I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского — см. в хрестоматии Н. В. Гербеля «Немецкие поэты», СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, «Пути творчества» (Харьков), 1920, № 6—7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, «Аполлон», 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.
II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, «Мир божий», 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), «Русская мысль», 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, «Русская мысль», 1915, III; Коган П. С., Новалис. «Г. фон Офтердинген», «Голос минувшего», 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, «История западной литературы (1800—1910)», Под редакцией проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., «Книга и революция», 1920, № 3—4 (отзыв об «Учениках в Саисе», перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса («Ученики в Саисе», перев. Гр. Петникова), «Мысль», 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gutersloh, 1887; Spenle E., Novalis. Essai sur l’idealisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le tresor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die fruhromantische Naturgefuhl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.
Новалис (псевдоним, настоящее имя — Фри́дрих фон Га́рденберг нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.
Родился в 1772 году в г. Обервидерштед (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса.
С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
После окончания университете в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.
Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте 29 лет от туберкулёза. Библиография
* Генрих фон Офтердинген. М.: Госиздат, 1922 * Фрагменты// Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с.94-107 * // Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература, 1985, с.26-85 * Вера и Любовь, или Король и Королева// Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с.44-57 * Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996 * // Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. М.: Полифакт, 1998 (по указателю) * Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука, 2003