noglen til valhalla что значит
Вальхалла
Вальхалла – рай доблестно павших
В скандинавской, а позже и в германской мифологии Вальхаллой назывался один из чертогов Асгарда, которым правил Один. Этимология слова Вальхалла (также Вальгалла или Валгалла, современная транскрипция допускает все три варианта) достаточно четко передает сущность образа. С древнеисладского «Valhöll» переводится как «зал павших». В прагерманском языке его заменяет словоформа «Wallhall» с аналогичным переводом.
Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтал попасть каждый воин. Души доблестно павших в бою подбирали валькирии, и половина этих душ отправлялась в Валгаллу к Одину (вторая половина направлялась в Фольквангр к Фрейе). Попавшие в Вальгаллу викинги становились эйнхериями, личной гвардией Одина, войском Асгарда, которое выступит против великанов в час Рагнарек. При этом воины Вальгаллы ведут жизнь, достойную настоящих викингов. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом. К завтраку их раны залечиваются, а погибшие воскресают. Тогда герои Вальхаллы садятся за большой стол и начинают пировать. Пьют они мед, который дает коза Хейдрун. Хейдрун живет в Вальгалле, питаясь листьями Иггдрасиля. А едят воины мясо кабана Сехримнира, которого каждый день готовит Андрхримнир, и каждое утро кабан оживает вновь. По ночам эйнхерии расходятся по Вальхалле, и к ним приходят прекрасные девы (не валькирии!), которые ублажают их до самого утра.
Однако в Вальхаллу можно было попасть иначе. Если воин был храбр, умел и удачлив, он мог и не погибнуть в битве, дожив до старости. Тогда он совершал ритуальное самоубийство – вешался на дубе, повторяя акт жертвоприношения Одина. Третий вариант – казнь «кровавый орел». Если обвиненный в бесчестии воин выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Валгаллу.
Структура Вальхаллы, трансформация образа
Что касается самого «зала павших», то конструктивно чертоги Вальхаллы представляют собой один огромный зал, крышей которому служат позолоченные щиты эйнхериев. Стены зала – это ряды копий, которыми сражаются герои Вальхаллы. Зал имеет 540 дверей, в час Рагнарек, когда Хеймдаль затрубит в рог Гьяллархорн, из каждой двери выйдут по 800 воинов. В сумме получается 432 тысячи эйнхериев. Здесь важно отметить, что в эддических текстах нет ни одного упоминания о том, куда после гибели попадают женщины-воительницы. Вообще, скандинавский эпос достаточно скуп на подобные образы, ведь если, к примеру, вспомнить Брюнхильд, то она была не обычной женщиной, а валькирией.
Посреди Валгаллы располагается Хлидскьяльв, трон Одина, восседая на котором, Всеотец может обозревать все миры. Однако это спорный вопрос, потому что в части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» говорится, что Хлидскьяльв находится в чертоге Валаскьяльве, отношение которого к Вальхалле неизвестно.
Так или иначе, но для викингов Вальхалла, без сомнения, воспринималась, как рай, единственное место, достойное души воина. С течением времени миф о Вальгалле, о воинстве эйнхериев Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальгаллы не эйнхериями. Войско погибших воинов во главе с Одином называлось Асгардрейден или Дикая Охота, которая, согласно легендам, появлялась на небе, как предвестье великой войны, раздора и хаоса.
В этом контексте нельзя не отметить тот факт, что образ Валгаллы претерпел существенные изменения в эпоху христианизации европейского севера. В работах первых христианских миссионеров Вальхалла викингов ассоциируется вовсе не с раем. Христиан пугала фанатичность северных воинов, их готовность умереть в бою за правое дело. Поэтому образ Валгаллы был очернен, его представили адом. При этом ежедневная гибель эйнхериев с последующим перерождением выдавалась за наказание грешников. Как не трудно догадаться Один в таком контексте выступал вовсе не великим богом.
Врата Вальхаллы
Говоря о Валгалле, нельзя не вспомнить ворота Вальгринд. Упоминание этих ворот встречается лишь в одном месте «Старшей Эдды» (песнь «Речи Гримнира»), однако данный образ стал причиной серьезных споров в среде скандинавоведов, так как истинное назначение ворот неясно. В Эдде Гримнир говорит, что Вальгринд – ворота Вальхаллы, которые могут открыть лишь мертвые, избранные Одином или Фрейей. При этом ворота Вальхаллы уникальны, они обладают сложным запорным механизмом, который был создан темными альвами (теми, которые также отковали копье Гунгнир и корабль Скидбладнир). Те, кто не достоин открыть ворота Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.
Шведский публицист и фольклорист Виктор Рюдберг полагал, что слово Вальгринд («Þrymgjöll») с древнеисландского переводится как «громко хлопающие». Вероятно, это может быть образное именование громовых раскатов. Тем не менее, Рюдберг также находил аналогию между скандинавским мифом о темных альвах, создавших замок для врат Вальхаллы, и троицей рибху, упоминаемой в Ригведе. Рюдберг, таким образом, предполагал, что обе религии имеют в основе общий индоевропейский мифологический базис.
Любопытно отметить, что Вальхалла – это еще и исторический объект, находящийся возле Регенсбурга, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев, не только воинов, но и монархов, ученых, деятелей культуры и искусства. Здание Вальгаллы было построено в начале XIX века по приказу Людвига I, короля Баварии. Фактически немецкая Вальхалла, спроектированная Лео фон Клинце, повторяет форму и размеры Парфенона афинского акрополя. На данный момент в Валгалле 96 бюстов и 193 памятных знака. Среди них есть и русские деятели, имеющие немецкие корни, например, Екатерина Великая.
Вальхалла — что это такое, где находится, как выглядит и кто там живет.
Вальхалла (Valhalla) – это место, которое согласно с древнескандинавской мифологией является раем для падших и самых достойных воинов. Чертогом павших, где воины будут жить вместе с Одином до наступления Рагнарёка. Сам по себе, термин происходит от древнескандинавского слова «Valhöll», что буквально означает «Зал Павших» или «Чертог Павших».
Что такое ВАЛХАЛЛА – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Вальхалла – это место вечной славы, где самые благородные из павших воинов живут с Одином. Говорят, что только самые смелые и талантливые отбираются для жизни в этом роскошном раю. Как известно, Вальхалла, является страной, где много еды и питья, особенно меда и мяса (самых любимых лакомств для всех воинов). Все в Вальхалле специально создано для комфортного пребывания грозных воинов в их загробной жизни.
Происхождение мифа про Вальхаллу.
Как и в случае со многими подобными мифическими местами, Вальхалла, вероятно, была создана как утешительная идея об загробной жизни для воинов которые могли пасть в бою. Для скандинавских народов это был способ справиться со своим горем, зная, что их близкие умерли с честью и оказались в лучшем месте.
Как выглядит и где находится Вальхалла?
Расположение Вальхаллы.
Согласно древнескандинавской литературе, Вальхалла находится в небесной крепости богов, а именно в Асгарде. Тем не менее существуют источники, которые свидетельствуют о том, что «Чертог павших» находится в огромном подземном мире.
Вне зала.
Снаружи Вальхаллы есть золотое дерево (роща) под названием Глазир — одна из самых красивых вещей во всем творении. В дополнение к этому есть коза и олень, который пасется на вершине самой Валгаллы. Оба этих существа помогают обеспечить средства к существованию в Вальхалле. Коза, способна производить бесконечную поставку самого прекрасного меда, известного человеку. Именно эту медовуху выпивают каждый вечер воины, когда празднуют победы дня. Из рогов оленя вытекает чистейшая воды образуя источник. Известно, что этот источник является источником всех вод, что делает вклад оленя не менее важным.
Также в Вальхалле есть кабан, который является источником мяса для всех жителей чертога мертвых. Это животное уникально тем, что оно чрезвычайно большое. Оно может без проблем кормить более 800 воинов и способно к самовосстановлению. Его зажаривают и съедают каждый день, но до наступления следующей ночи он снова становится целым.
Внутри Вальхаллы.
Как мы уже знаем, Вальхалла — это место, где проживает Один вместе со всеми своими павшими воинами и валькириями. Сам замок (чертог) огромен и стоит на внушительной высоте. Крыша сделана из ярких золотых щитов, которые сияют на солнце. При взгляде вверх можно увидеть стропила из копий высоко над полом. При входе в Вальхаллу можно сразу увидеть много разных достопримечательностей. Есть, жилые районы, где отдыхают воины. Есть тренировочные площадки и боевые арены. В главном зале есть три престола, где сидят те, кто руководит Валгаллой.
Помимо падших воинов, в Вальхалле очень много валькирий. Их работа заключается в том, чтобы служить воинам, которых они принесли в зал, и помочь им с подготовкой к Рагнарёку.
Также в описаниях этого места указывается что внутри существует множество разных комнат. Зал Тора в Вальхалле имеет 540 разных комнат. Сам зал настолько велик, что 800 человек могут одновременно пройти через его вход.
Чем павшие воины занимаются в Вальхалле?
В течении всего дня, воины тренируются и сражаются друг с другом, совершают благородные и достойные восхищения поступки. Они получают раны так же, как и в своей человеческой жизни, что позволяет боевым тренировкам сохранять уровень интенсивности, который поддерживает их рефлексы острыми. Правда, в конце тренировок, перед приемом пищи, все раны магическим образом исцеляются. Каждый вечер в Вальхалле происходит пир, где воины едят мясо и пьют мед, а валькирии прислуживают им. Празднование длится всю ночь. Интересным фактом, является то, что сам Один ничего не ест. Возможно ему это просто не нужно. Однако он пьет вино. Свою порцию мяса, он отдает волкам — Джери и Фреки.
Кто и почему попадал в Вальхаллу?
А вот это, пожалуй, самый сложный вопрос. Считалось, что существует несколько критериев, позволяющих воину попасть в Вальхаллу. В первую очередь, это быть убитым во время сражения. Но и тут не все так просто. Согласно писаниям, далеко не все павшие воины попадали в Вальхаллу. Считается, что это отчасти потому, что у Одина последнее слово, когда дело доходит до того, кто станет его соратником. А это значит, что у Одина был собственный критерий отбора, в плане того, кто достоин «рая», а кто нет.
Также интересным фактом в этой истории с попаданием в Вальхаллу, является некая изначальная предопределенность происходящего. Считалось, что Один и Валькирии будут наблюдать за битвами и выбирать их исходы, еще до того, как первые мечи будут скрещены. А это значит, что именно Один решал, кому суждено выжить, а кому умереть. Кому открыт путь в Вальхаллу, а кому предстоит отправиться в общее царство мертвых. В общем, споры по этому поводу, продолжаются до сих пор.
Noglen til valhalla что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«В Вальхаллу!» и другие боевые кличи современных армий
В старых советских фильмах о Гражданской войне нередко можно наблюдать, как белогвардейские части наступают стройными колоннами в гробовом молчании. В кинохрониках же Великой Отечественной войны советские войска поднимались в атаку с громогласным криком «Ура!». В обоих случаях ставка делалась на психологический эффект.
Непоколебимое молчаливое спокойствие и уверенность в собственной победе подавляли в противнике любое желание сражаться, однако это требовало железной дисциплины и самой лучшей подготовки – для таких атак годились только закалённые ветераны. Более привычно же для человека в такие тяжёлые моменты кричать. При этом эффект оказывается не менее сильным.
Несмотря на столь глубокие корни, в наши дни эта традиция не просто живёт, но и развивается. Так, в 2011 году в Интернет попала видеозапись напутственной речи командира норвежского спецбатальона Telemark в Афганистане.
Такое привычное и родное «Ура!» является разновидностью одного из самых распространённых в армиях западных стран клича «Hoorah» или «Hurra». Так в наши дни пойдут в бой русские солдаты, скандинавы, венгры и даже американцы. Более того, с такими одинаковыми криками схлёстывались в бою советские и немецкие войска.
Лингвисты такую популярность клича объясняют общими индоевропейскими корнями всех современных языковых групп на большей части евразийского континента. Об этом говорит и тот факт, что означает он во всех случаях примерно одно – вперёд, бей, атакуй, наступай, ударяй…
Вместе с этим универсальным кличем повсеместно появлялись и свои особенные, обусловленные культурными, религиозными и политическими условиями. То же «Ура!» далеко не всегда использовалось в русских армиях. Так, при Петре Великом под страхом смерти вообще запрещалось что-либо кричать во время сражения, послабление было сделано только для моряков.
Прославились своим кличем и ушкуйники, своеобразный аналог пиратов на Руси. Выражение «Сарынь на кичку» происходит от клича половцев и в первозданном виде означает «Вперёд, соколы». Именно в таком значении оно пришло на Русь и позже распространилось среди казацких общин. Однако в среде разбойников клич этот претерпел кардинальную метаморфозу и превратился в буквальный приказ «мордой в пол».
Другим степняцким кличем, дожившим до наших дней, является крик «Марра!», пришедший к нам от сарматских племён и означает «Смерть!». Он также прижился у казаков, но широкую популярность получил у польской шляхты, которая очень любила считать себя потомками сарматов, в то время как своих холопов относили к покорённым славянским племенам. И хотя сейчас Польша пришла к своему варианту «Ура», но кое-где «Марра!» всё ещё живёт.
А вот в соседней Германии, где «Hurra!» был официально принят ещё во времена Пруссии, от общеевропейской традиции отошли и популярность приобретает клич «Hoh!». Впервые широко использоваться он начал гренадёрами вермахта во время Второй мировой. Вполне предсказуемо, что клич элиты начали перенимать и в простых подразделениях. В люфтваффе же пилоты шли в атаку с криком «Хорридо», что является не более чем обычным улюлюканьем на псовой охоте. Появление его среди лётчиков вполне объяснимо, ведь среди них было достаточно много дворян, близко знакомых с забавами высшего света.
От древней традиции немного отошли и венгры, которые «Ура!» использовали с древнейших времён. В эпоху расцвета гусарских подразделений в венгерских армиях зародился клич «На ножи!», что сейчас активно используется украинскими националистами.
Нередко в военное дело вмешивается и религия. «Аллаху Акбар» кричат в наши дни как исламисты, так и противостоящие им правительственные войска мусульманских государств. В Европе такие традиции тоже были вполне уместны. С кличем «Сантьяго!» (Святой Яков) в бой шли испанцы, «Сен-Дени» (Святой Дионисий) кричали французы, а «Nobiscum Deus» (С нами Бог!), «Caelum denique!» (Наконец-то в рай!) и «Deus vult» (Так хочет Бог) вообще были универсальны, на христианской Руси использовался свой религиозный клич – «С нами Бог!».
Политический строй также влиял на жизнь солдат. Легендарное японское «Банзай!» есть не что иное, как пожелание 10 тысяч лет жизни императору, в России оно известно как «Да здравствует!».
Ровно это же самое означает китайское «Вансуй» и корейское «Мансэ», который и по сей день используются народами.
Большое число «новодела» имеется в американской армии, где активно используются боевые призывы различных индейских племён. Дело дошло до того, что в качестве боевого клича ВДВ США стали использовать имя индейского вождя Джеронимо, самого опасного своего врага. Но над рядовыми частями разносится всё то же «Hurray», что отображено даже в песнях времён Гражданской войны в США.
Самое удивительное тут то, что это восклицание могло зародиться именно среди западных славянских племён. Так считает доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета Валерий Мокиенко. Аналогичного мнения придерживался и Макс Фасмер, известный немецкий языковед российского происхождения. Он, правда, отслеживал не конкретную языковую группу, в которой зародился клич, а место, с которого началась его история. По его мнению, «Ура!» начало распространяться с северо-восточных земель современной Германии, где ранее бок о бок жили славянские и германские племена.
Выводы этих учёных говорят об одной очень любопытном факте. Вопреки мифу о происхождении клича от монголо-татарских племён, они доказали, что он зародился задолго до их нашествия и зародился сразу в нескольких местах одновременно.
Германское «Hurra!», англоязычное «Hurray!», французское «Hurrah!», итальянское «Urra!», русское «Ура!». Над тысячами полей сражений, на десятках языков разносится один и тот же призыв, несмотря на сотни прошедших лет и уйму разногласий между народами.
Чем пленяет русских древнескандинавское язычество?
Для России является острой проблемой распространение славянского, а не германо-скандинавского неоязычества
Во время репетиции Парада Победы в Симферополе фотокорреспондент Михаил Патлис сфотографировал морского пехотинца с татуировкой Seier eller valhalla (Победа или Вальхалла).
Согласно Википедии, Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-сканд. Valhöll — «чертог мёртвых», «чертог убитых», «дворец убитых») — в германо-скандинавской мифологии небесный чертог в Асгарде, куда попадают после смерти павшие в битве воины, и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.
О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.
Легенда гласит, что Вальхалла представляет собой гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей. У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.
Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей.
О проблеме неоязычества, в частности, скандинавского в рядах Вооруженных сил России рассуждает в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:
В скандинавской мифологии грустная эсхатология, ибо всё заканчивается, как мы помним, Рагнарёком, в котором погибают все, в том числе воины. В российской среде неоязычников присутствует незначительный пласт германо-скандинавского язычества. Например, в ВКонтакте группа славянских неоязычников насчитывает приблизительно 9 тысяч подписчиков. А в группе сторонников германо-скандинавского язычества на данный момент состоит 1354 человека.
К сожалению, и в казачестве присутствует незначительный пласт неоязычников германо-скандинавского толка, пропагандирующих взгляды господина Розенберга, который выводил казачество из остатков готских племён.
Среди современных неоязычников превалирует славянское язычество. Однако в России действует организация «Союз общин Асатру». В группе в ВКонтакте насчитывается 1354 человека. В этот Союз входит около 6 общин, объединяющих любителей древнескандинавского язычества. Чем оно может быть интересно для наших сограждан? Мы должны помнить, что информация о славянском язычестве весьма скудна. Поэтому современное славянское неоязычество является некой реконструкцией, в которой каждая организация или община реконструирует неоязычество на свой манер.
Древнескандинавское язычество более изучено в связи с наличествующей информацией. Мы ведь даже не можем сказать о культе богов древнеславянских язычников – ныне это всего лишь реконструкция. А о древнескандинавском язычестве можно с определённостью сказать о наличии культа, пантеона богов, мифологии. Об этом говорится подробно в Старшей и Младшей Эдде, подобных документов, повествующих так подробно о древнеславянском язычестве, нет.
В нашем обществе есть определённая часть людей, интересующихся изучением чужих культур. Например, тяготеющих к англоязычной музыке, одежде, образу жизни. Для некоторых людей чужая культура становится более привлекательной, чем культура родной Отчизны. Ведь мы сами замечаем, что в нашей стране возникают трудности с изучением собственной культуры.
Древнескандинавское язычество во многом ассоциируется с воинами и викингами. Военному человеку необходимо созидать своё воинское мировоззрение на каком-то основании, поэтому в этом отношении мужественность, бесстрашие и жажда крови древнескандинавских воинов – привлекательная картинка для военных.
Мне приходилось сталкиваться с поклонником О́дина. Я нередко встречаюсь с представителями славянского неоязычества, а что касается древнескандинавского язычества, то в армии мне повстречался всего лишь один его сторонник.
Субкультура древнескандинавского язычества и воинства весьма распространена среди молодежи, особенно среди тех, кто увлекается реконструкцией – ранних времён нашего Отечества (8-10 вв.).
В исторической науке и археологии не отрицается участие скандинавов в создании нашего государства. Поэтому, если вы будете участвовать в исторических фестивалях раннего Средневековья, то заметите молодых ребят, которые участвуют в реконструкциях и во всевозможных мероприятиях. На ребятах особым образом выделяются наколки и обереги, связанные с воинской субкультурой викингов – бесстрашие проливать кровь, свою и чужую, соблазнительно действует на неокрепшие умы. В нашем обществе присутствует небольшая часть сторонников скандинавского язычества и часть сочувствующих им молодых ребят из спортивно-исторического ветеранского сообщества. Через историю, соприкасаясь с субкультурой древних воинов, человек начинает погружаться в атмосферу скандинавского язычества, атмосферу магии и крови – это довольно-таки кровожадное и страшное язычество. Но повторю, лишь небольшое количество людей увлекается древнескандинавским язычеством. В России более распространено славянское неоязычество.
Но стоит отметить ещё один важный момент: сама современная молодежная субкультура неким образом связана с субкультурой древнего язычества – всевозможные знаки, руны, которые изображают на футболках, на теле в виде наколок. Молодой человек, не погружаясь глубоко в саму идеологию неоязычества, пленяется её красотой и брутальностью, некоторой избранностью и элитарностью. Тем более, ныне на Западе выходят сериалы о викингах.
Приобщаясь к скандинавской субкультуре, некоторые начинают глубоко погружаться в языческое болото. В армии присутствуют скандинавские неоязычники, но в очень незначительном количестве. Для нас является проблемой именно славянское, а не древнескандинавское язычество. Все неоязычники нуждаются в доброй заботе, мы должны вывести их из языческих заблуждений и наставить на путь Истинный. Поэтому не нужно выделять славянское или скандинавское неоязычество – это общая единая проблема и беда. Наши военные священники работают на этом направлении. Есть и результаты. Хотя, и проблем хватает.
Недавно совместно с протодиаконом Владимиром Василиком мы издали книгу «Путь Архистратига. Преодоление зверя», в которой очень серьёзно говорим о славянском и скандинавском язычестве и неоязычестве. В книге мы объясняем, почему наши воины из дружины русского князя, где были представители скандинавов, выбрали Христа и отреклись от всяких видов язычества – славянского, скандинавского и иже им несть числа.
На днях я имел беседу с историками Санкт-Петербургского государственного университета, которые говорили о том, что книга была удостоена многочисленных положительных рецензий от представителей силовых структур.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» является противоядием от скандинавского плена язычества. В книге мы не просто критикуем, а даём свой православный ответ: на каком основании созидают силу духа православные воины. Мы не столько критикуем язычество, сколько раскрываем положительный опыт жизни православного воина и созидания воинского духа. Мы рассказываем о том, как жили наши православные воины.
Книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя» – яркий пример работы по воцерковлению наших военных. Если кому интересно, Вы можете приобрести наше учебное пособие, которое поможет разрешить вопросы, в том числе связанные со скандинавским и славянским язычеством.