ночной портье 2020 актеры фото
«Человек дождя» против «Психо». Павел Матяж о фильме «Ночной портье»
23-летний аутист Барт Бромли работает ночным портье в небольшом отеле уже три года. Его коллеги старательно демонстрируют открытость и толерантность, посетители от милого парня со странностями тоже не шарахаются. Никто не обращает внимания на некоторые нюансы в общении с Бартом и не догадывается, что этот тихий и приличный с виду псих напичкал все помещения отеля видеокамерами и в свободное от работы время подсматривает за гостями и сотрудниками. До тех пор, пока в одной из комнат не обнаруживается мертвое тело.
Сразу надо сказать, что несмотря на идентичное название и место действия, «Ночной портье» 2020 года не имеет никакого отношения к одиозной эротической драме Лилианы Кавани. Как бы нам всем этого ни хотелось. Il Portiere Di Notte был очень популярен в 80-е и произвел неизгладимое впечатление на Тарантино и Уэса Андерсона. Они цитировали и передавали приветы «Ночному портье» из своих «Четырех комнат» и «Отеля Гранд Будапешт». Но режиссер Майкл Кристофер снял фильм, далекий от итальянского тезки, насколько это вообще возможно.
Кадр из фильма «Ночной портье» (Il Portiere Di Notte), режиссер Лилиана Кавани, 1974 год, Италия
Также не стоит искать источник вдохновения 75-летнего кинематографиста в фильмах, которые снимал он сам. Эротические психодрамы с юными Анджелиной Джоли и Антонио Бандерасом похожи на нового «Портье» еще меньше. Копать надо глубже.
Кадр из фильма «Соблазн» (Original sin), режиссер Майкл Кристофер, 2001 год, США
Первые фильмы про вуайеризм стал снимать Хичкок в 50-е. Сначала «Окно во двор», потом «Психо». И «Психо», надо сказать, подходит даже лучше, в том смысле, что Бейтс тоже подсматривал за девушками и когнитивные недостатки у него были нешуточные. Мощные вуайеристские фильмы есть у Карпентера, Озона, Ханеке. И, конечно, Тинто Брасса. А конкретно про скрытые камеры — более поздние ленты: «Щепка» и «Ловушка». Филлипа Нойса и Антти Йокинена. Визуально «Ночной портье» Кристофера в какие-то моменты напоминает их.
Кадр из фильма «Щепка» (Sliver), режиссер Филлип Нойс, 1993 год, США
Но проблема со всеми этими великими фильмами в том, что там про маньяков. В смысле, психическое отклонение превращает персонажей в злодеев. Теперь так не принято. Налицо когнитивная проблема, к которой мастер психологического детектива Кристофер оказался не готов, возможно. Вообще непонятно, как в 21 веке снимать кино про психов, если они больше не психи, а «люди с когнитивными недостатками». Для детектива это не очень хорошо.
Кадр из фильма «Психо» (Psycho), режиссер Альфред Хичкок, 1960 год, США
Поэтому у нового «Ночного портье» раздвоение личности. С одной стороны, он больной психопат из «Щепки», «Ловушки» или даже «Психо», кто знает. У него там есть очень подходящая пожилая мама, которую сыграла Хелен Хант («Чего хотят женщины», «Заплати другому»). Но второй визуальный код «Портье» — фильмы про хороших аутистов. «Человек дождя», «Форрест Гамп», вот это вот все.
Кадр из фильма «Человек дождя» (Rain Man), режиссер Барри Левинсон, 1988 год, США
Сложно сказать, как режиссер ставил актеру задачу, но Тай Шеридан («Первому игроку приготовиться») играет как раз такого нелепого, трогательного, беззащитного большого ребенка. Аккуратный и вежливый Барт Бромли ходит по этой своей гостинице и приветствует всех подряд интонациями Дастина Хоффмана. Такая, знаете, заинтересованность и отстраненность одновременно. Сама мысль о том, что этот пупсик может навредить кому-то в наше время, воспринимается как дикость и варварство.
В качестве яркого представителя варварского кинематографа выступает Джон Легуизамо («Путь Карлито», «Ромео+Джульетта», «Спаун»). Он играет полицейского детектива, который расследует убийство. Он не смотрел «Человека дождя», зато видел психологический триллер «Подглядывающий» Майкла Пауэлла про маньяка, который убивал своих жертв при помощи кинокамеры. А еще прочитал в интернете статью о сексуальных девиациях людей с синдромом Аспергера.
По части секса у сценаристов фильмов про людей с когнитивными недостатками единое мнение, и неважно, про хорошего это инвалида фильм или про плохого. В смысле, что подавленное либидо – это важнейший мотиватор, и поэтому без эротической сцены, а то и нескольких, ни один такой фильм не обходится. Даже в «Хорошем докторе» у героя есть девушка.
Для этих целей в «Ночном портье» задействована неотразимая Анна де Армас («Бегущий по лезвию-2049», «Достать ножи»). Вообще, фильм в некоторых материалах характеризуется как «современный нуар», но для нуара там слишком уж солнечно и беззаботно все. Ровно до тех пор, пока не появляется Анна. Она дает такую правильную femme fatale, смачно курит, плавает голая в бассейне и привносит в монотонную жизнь бедняги Барта новые краски.
Да и в целом оживляет это несколько анемичное зрелище. Вообще, сложно сказать, почему автор таких чувственных сюжетов, как «Влюбленные», «Соблазн», «Джиа», «Обнаженные тела», «Иствикские ведьмы», так далеко ушел от собственных истоков. И это не комплимент.
Возможно, за 20 лет, которые прошли с тех пор, как Кристофер последний раз сидел в режиссерском кресле, он многое переосмыслил. Но решить когнитивную проблему с главным героем это ему не помогло. Поэтому в целом «Ночной портье» выглядит так, как будто старик просто не справился с материалом. Формально все компоненты для старомодного нуара на месте: социопат-вуайерист, скрытые камеры, ночной отель, женщина-вамп и плохой полицейский. Но не работает.
Правда, есть и альтернативная точка зрения. Он справился, но только не с детективом. Может быть, в этом и была вся интрига? Весь зал разгадывает, кто убийца, а это на самом деле мелодрама и кто тут убийца – вообще дело десятое. Может быть, никто. Это был не детектив, а психотерапия. Ведь в когнитивной борьбе между «Человеком дождя» Чарли Бэббитом и «Психо» Норманом Бейтсом у Нормана нет шансов на победу. Нет, сэр, только не в 2020-м.
«Ночной портье»: Рецензия Киноафиши
Нагнетающий детектив с Аной де Армас.
У Барта Бромли (Тай Шеридан) синдром Аспергера, из-за чего ему сложно общаться с другими людьми и заводить новые знакомства. Именно поэтому он работает портье в ночную смену, где с помощью скрытых камер изучает людей и учится идти на контакт с постояльцами отеля. В очередную смену Барт становится свидетелем убийства, а совсем скоро и главным подозреваемым. Сможет ли он доказать свою невиновность, когда все улики указывают на него?
Кто из нас хотя бы раз не прокручивал в голове воображаемые диалоги и не репетировал, что сказать перед важным разговором? Барт Бромли живет в таком ритме всю свою жизнь. Он примеряет на себя самые разные образы и причудливые роли, воображая, каким бы он мог быть, если бы не его синдром. Изучение людей через скрытые камеры становится его страстью, даже зависимостью. Только так он может убрать барьеры между собой и толпой незнакомцев и стать немного ближе к миру, немного дальше от самого себя. В какой-то степени этим занимается и зритель, рассматривая происходящее на экране. Мы с интересом наблюдаем за чужими выдуманными жизнями, чтобы хоть на пару часов вырваться из существующей реальности. Этим занимается и Барт, а режиссер словно тычет в нас, зрителей, пальцем: «Смотрите, вы сейчас, в этот момент, точно такие же». Окружающий мир завораживает главного героя так же, как кино способно заворожить человека.
Обособленность героя от всех остальных так или иначе заставляет его чувствовать себя одиноким. Но, если у Барта это вынужденное одиночество, то у Андреа (Ана де Армас), девушки, в которую он влюбляется, одиночество куда глубже. Она является его полной противоположностью: общительная и обворожительная, способная пленять мужчин своей красотой и проявлять доброту к таким, как Барт. Однако и она на этом празднике жизни чувствует себя совершенно потерянной. Так же, как и Барт, она становится жертвой обстоятельств. Барт случайно оказался на месте преступления, а Андреа из-за своих чувств оказалась связана с преступником.
Что значит быть нормальным? Барт, ощущая себя чужим, пытается учиться жизни у других, повторяя их жесты и слова. Но люди чаще всего разочаровывают и расстраивают парня, а его самого считают странным и глупым. Проблема жестокости общества, отсутствия должной эмпатии не перестает быть актуальной со времен князя Мышкина, героя «Идиота». Людям свойственно противопоставлять себя «другим», непохожим на них самих. Вместе с тем нет никаких критериев нормальности. Здесь есть парень с нарушением психического развития, хладнокровный мужчина, потерянная девушка, любящая мать и недоверчивый полицейский. Все они просто люди. Обыкновенные люди со своими пороками и добродетелями.
Несмотря на то что лента пытается быть фильмом в духе Хичкока, у нее это, к сожалению, выходит довольно плохо. Соединяя в себе жанровые особенности детектива, психологической драмы и триллера, «Ночному портье» до самого конца не удается определить, каким фильмом он хочет быть. Ни одной сюжетной линии не суждено взять верх над другой и задать интонацию картине. Многочисленные диалоги не обнажают личности героев так, чтобы мы могли им сопереживать. А детективная линия, лишенная напряжения, становится ясной уже к середине фильма. Из-за такой тягучести сложно определить режиссерскую задумку (если она предполагалась), зато можно успеть насладиться актерской игрой: Тай Шеридан сыграл чуть ли не на «Оскар», а за курящей Аной де Армас наблюдать одно удовольствие.
«Ночной портье» понравится в первую очередь тем, кто предпочитает монотонность с налетом трагедии вместо динамичного или легкого кино. А для поклонников Майкла Кристофера, режиссера таких работ, как «Джиа» и «Соблазн», это, несомненно, подарок. Ведь это первая режиссерская работа Кристофера спустя почти 20 лет. Его мрачный сюжет, конечно, может отпугнуть и даже оттолкнуть, но есть вероятность, что «Ночной портье» завладеет всем вашим вниманием до последней секунды.