nlgi 2 что означает
Классификация смазок по NLGI
Категория качества автомобильных смазок NLGI
Обозначения
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Классификации NLGI
Категория качества автомобильных смазок NLGI
NLGI LA • NLGI LB • NLGI GA • NLGI GB • NLGI GC
Смазки категории NLGI LA
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак – символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.
Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
Классификация пластичных смазок NLGI
National Lubricating Grease Institute (USA)
Американский национальный институт пластичных смазок
Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты).
Класс NLGI | Число (0,1 мм) пенетрации | Консистенция | Область применения |
---|---|---|---|
000 | 445-475 | очень жидкая | закрытые зубчатые передачи |
00 | 400-430 | жидкая | |
0 | 355-385 | полужидкая | центральные смазочные системы |
1 | 310-340 | очень мягкая | |
2 | 265-295 | мягкая | шариковые/роликовые подшипники |
3 | 220-250 | полутвердая | высокоскоростные подшипники |
4 | 175-205 | твердая | |
5 | 130-160 | очень твердая | открытые зубчатые передачи |
6 | 85-115 | особо твердая |
Согласно международной классификации ISO, смазки обозначаются рядом букв и цифр. Немецкий стандарт DIN 51502, которым руководствуются производители большинства европейских стран, установил обозначение пластичных смазок путем применения классификации NLGI и специальных буквенных обозначений.
Стандарт DIN 51502 классифицирует пластичные смазки по назначению, типу базового масла, набора присадок, входящих в состав смазки, диапазона рабочих температур и стойкости к вымыванию.
Расшифровка характеристики:
Пластичная смазка, предназначенная для смазывания подшипников скольжения и качения (К), содержащая противоизносные и противозадирные присадки (Р), произведенная на базе минерального базового масла (код синтетического масла, например НС = углеводородного, отсутствует). Максимальная температура применения +120°С (К). Нижняя граница температурного диапазона применения – минус 30°С (-30).
Система
дистанционного
обучения
К списку
всех уроков
Перейти на сайт
Liqui Moly
ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ
Смазки, подобные пластичным, были известны еще шумерам, применявшим их для смазывания колесных повозок с 3500 до 2500 гг. до н. э.; установлено также, что еще в 1400 г. до н. э. египтяне применяли смазки, изготовленные из оливкового масла или таллового жира, смешанного с известью, для смазки осей колесниц; однако такие античные авторы, как Диоскурид и Плиний Второй, сообщают лишь о применении свиного жира с подобной целью. По-видимому, первый патент на смазочный материал индустриальной эпохи был выдан Партриджу в 1835 г.; он запатентовал кальциевую смазку, также изготовленную из оливкового масла или таллового жира. Пластичные смазки на основе минеральных масел, загущенные мылами, были, вероятно, первыми смазками — их, ориентировочно в 1845 г., предложил Раес, натриевую смазку с использованием таллового жира запатентовал Литтлом в 1849 г.
Пластичные смазки с высокими эксплуатационными характеристиками находят широкое применение в тех случаях, когда условия работы исключают использование обычных масел. Между тем, прогресс во многих областях техники неразрывно связан с увеличением производительности оборудования, что, как правило, ведет и к ужесточению условий его эксплуатации. Именно поэтому в последнее время столь существенно возрастает роль специальных смазочных материалов, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить высокопроизводительную работу современного и подчас весьма дорогостоящего оборудования, а с другой стороны, надежно защищают его от износа и преждевременного выхода из строя.
Существуют два основных пути снижения трения и износа. Первый путь это использование химически активных присадок, которые либо повышают способность смазочного материала выдерживать большие нагрузки, либо, воздействуя непосредственно на металл, сглаживают его микрошероховатость. Второй путь это применение пластичных смазок с плакирующими присадками, содержащих в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения (в виде тончайших пластинчатых включений) дисульфид молибдена, графит или керамику. Эти включения, осаждаясь на поверхности металла, делают ее более гладкой.
При разработке современных смазочных материалов с супервысокими эксплуатационными характеристиками в Liqui Moly успешно применяют оба эти метода. При этом возникает синергетический эффект, когда два используемых способа снижения трения и изнашивания взаимно усиливают действие друг друга. В результате достигается качественно иной, существенно более высокий результат, нежели простое «арифметическое» сложение эффективности воздействия каждого в отдельности взятого метода. В конечном итоге, все это позволяет получать качественно новые смазочные материалы, с более высокими эксплуатационными характеристиками и пролонгированным сроком сменности, а также в большей степени и полнее удовлетворять потребности потребителя.
Достоинства и недостатки смазок
К достоинствам следует отнести способность удерживаться, не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения, более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами. Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.
Состав пластичных смазок
Масло является основой смазки (см. ниже), и на него приходится 70-90% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.
Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 8-20% от массы смазки.
Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:
1 Присадки преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 0,1-5% от массы смазки;
2 Наполнители улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1-20% от массы смазки;
3 Модификаторы структуры способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,11% от массы смазки.
Основные показатели качества смазок:
Классификация смазок по консистенции (густоте) Разработана NLGI (Национальный институт смазочных материалов США), Согласно этой классификации смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 1 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN Институт стандартов Германии). Реологические свойства смазок (структурная вязкость) гораздо меньше зависят от температуры, чем у масел. Самыми распространенными являются мылозагущенные смазки, где в качестве загустителя используются литиевые, натриевые, кальциевые и другие соли жирных кислот (мыла). Такие смазки становятся жидкими, когда температура каплепадания превышена. Отлично от совместимости базовых масел, загустители должны рассматриваться на совместимость для совместного использования. Любая несовместимость отрицательно влияет на производительность смазок. Современные смазки сформированы таким образом, что во время критических нагрузок их присадки создают смазывающую пленку, которая обеспечивает надежность функционирования. Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.
Число пенетрации (вязкость для консистентных смазок) определяется по глубине проникновения конуса в слой смазки под действием силы тяжести. Так определяется принадлежность смазки к определенному классу NLGI.
МАРКИРОВКА СМАЗОК
1 Буквенное обозначение (тип смазки)
* по стандарту ISO/TR3498 используется XM вместо характерной буквы K
** более легкие требования, чем для пластичных смазок K
2 Типы присадок и основы.
Если в обозначении отсутствуют буквенные коды,означающие, что в основе смазки синтетическое базовое масло, значит, используется минеральное.
3 Класс консистенции по NLGI
4 Дополнительное буквенное обозначение (максимальная температура применения, водостойкость)
5 Дополнительный индекс (минимальная температура применения)
КАК РАСШИФРОВАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ СМАЗКИ
Смазка ШРУС с дисульфидом молибдена LM 47 Langzeitfett + MoS2
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:
Смазка для карданных крестовин и подшипников Mehrzweckfett
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502:
Высокотемпературная смазка для ступиц подшипников LM 50 Litho HT
Соответствует немецкому индустриальному стандарту
DIN 51502 KР 2 Р-30
Белая универсальная смазка Weisses Universal-Fett
Соответствует немецкому индустриальному стандарту
Жидкая консистентная смазка для центральных систем Fliessfett ZS KOOK-40
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502:
Универсальная смазка Schmierfix
Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51 502
Силиконовая смазка Silicon-Fett
Обозначение в соответствии с DIN 51502:
Без регистрации вы можете ознакомиться с материалом,но для прохождения тестирования вам необходимо авторизоваться
LIQUI MOLY
Моторные масла, автохимия и автокосметика.
Все права защищены.
Типы пластичных смазок и их классификации
Производители ещё не пришли к созданию единой и полной спецификации смазок. Поэтому каждый решает сам (видимо, в зависимости от требований стран, где он продает свою продукцию) как маркировать смазку, как её позиционировать (для чего она и как её использовать), какие характеристики сообщать.
Смазки систематизируют по различным классификационным признакам: по консистенции, типу загустителя и областям применения (назначению).
По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем — дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.
Консистентость смазок или пенетрация определяется классификацией NLGI (National Lubricating Grease Institute), которая приобрела статус международной. В соответствии с ней измеряется густота смазок при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации». Определение производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять (5) секунд в смазку при температуре 25 °С. Глубина погружения конуса в смазку измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют у перемешанной смазки и неперемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует способность смазки выдержать механические нагрузки. На основе пенетрации смазки делятся на 9 классов (NLGI) от 000 до 6 (Таблица 1). Чем больше число класса, тем гуще смазка.
Классы NLGI | Показатель пенетрации | Визуальная оценка |
000 | 445-475 | Очень жидкая |
00 | 400-430 | Жидкая |
0 | 355-385 | Полужидкая |
1 | 310-340 | Очень мягкая |
2 | 265-295 | Мягкая |
3 | 220-250 | Средней твердости |
4 | 175-205 | Твердая |
5 | 130-160 | Твердая |
6 | 85-115 | Очень твердая |
По типу загустителя смазки разделяют на группы:
По областям применения смазки подразделяют на:
Классификация смазок согласно ASTM D 4950-89
В США автомобильные смазки выделяют официально и описывают в нормативных документах. Смазки, поступающие в торговую сеть, называют сервисными смазками (Servise Greases), отличая их от смазок, которыми заполняются узлы трения на заводах при выпуске автомобилей.
В стандарте ASTMD 4950-89, созданном совместно ASTM, NLGI и SAE, приводится деление автомобильных смазок на две основные эксплуатационные группы:
Эти группы смазок разделяются на категории качества автомобильных смазок в зависимости от гарантируемых показателей качества и обозначаются соответствующим знаком NLGI.
Смазки категории NLGI LA используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Смазки категории NLGI GA используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.
Смазки категории NLGI GB используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим — это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.
Смазки категории NLGI GC используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.
Обозначения
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак — символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке и/или в описании обычно указываются символы категорий NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA.
Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.
Европейская классификация смазок
По европейским стандартам, как и по стандартам ГОСТ, смазки не выделяются в отдельную группу, но на практике производители нефтепродуктов выделяют их в особую ассортиментную категорию.
В Европе применяется обозначение смазок, регламентированное стандартом ISO 6743-9 (Lubricants, industrial oils and related products (class L) — Classification — Part 9: Family X (Greases)). По этому стандарту каждой смазке присваивается знак ISO, состоящий из букв и цифр, в котором указаны основные данные смазки, например:
ISO-L-XBEGB 00
где ISO — аббревиатура «Международной организации стандартов»;
L — класс смазочных материалов;
X — группа смазочных материалов (пластичные смазки);
В — минимальная рабочая температура;
Е — максимальная рабочая температура;
G — антикоррозионные свойства;
В — характеристика работоспособности при больших нагрузках;
00 — класс консистенции по NLGI.
Символы минимальных и максимальных температур, а также антикоррозионных свойств, приведены в таблицах 2, 3 и 4.
Обозначение по ISO 6743-9 не получило широкого распространения в описаниях смазок.
Кроме классификации ISO в Европе смазки классифицируются в соответствии со стандартом DIN 51502. Немецкий стандарт DIN 51502 классифицирует пластичные смазки по назначению, типу базового масла, набору присадок, входящих в состав смазки, диапазону рабочих температур и стойкости к вымыванию.
В соответствии со стандартом DIN 51502 код пластичной смазки состоит из набора букв и цифр, например:
Расшифровка символов приведена в таблицах 5, 6 и 7.
В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие — номер (№158), третьи — обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в Украине и странах СНГ), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры.
В отличие от других систем классификации, обозначение смазки по ГОСТ 23258-78 указывает не только её назначение и основные свойства, но также и состав. По этому стандарту название смазки должно состоять из одного слова, а её модификации могут обозначаться буквенными или цифровыми индексами. Каждой смазке, кроме того, присваивается обозначение — код в буквах и цифрах, отражающее назначение, состав и свойства смазки. Код состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, указывающих на:
Примеры обозначения смазок по ГОСТ 23258-78:
Таблица 2. Символы минимальной рабочей температуры смазок по ISO 6743-9
Минимальная температура, °С | Символ |
0 | A |
Минус 20 | B |
Минус 30 | C |
Минус 40 | D |
Ниже минус 40 | E |
Максимальная температура, °С | Символ |
60 | A |
90 | B |
120 | C |
140 | D |
160 | E |
180 | F |
Выше 180 | G |
Среда | Антикоррозионные свойства* | Символ |
Сухая | L | A |
Сухая | M | B |
Сухая | H | C |
Туман | L | D |
Туман | M | E |
Туман | H | F |
Вымывание водой | L | G |
Вымывание водой | M | H |
Вымывание водой | H | I |
Таблица 5. Обозначение назначения смазок по DIN 51502
Назначение | Символ |
Для подшипников качения и скольжения, плоскостей скольжения | К* |
Для закрытых передач | G** |
Для открытых передач | OG |
Для подшипников скольжения и уплотнений | М |
Таблица 6. Обозначение присадок и базовых масел по DIN 51502
Присадки и базовые масла | Символ |
ЕР присадка | P |
Твёрдый наполнитель | F |
Полиэфирное масло | E |
Перфторполиэфирная жидкость | FK |
Синтетические углеводороды | HC |
Масло на основе эфира фосфорной кислоты | PH |
Полигликолевое масло | PG |
Силиконовая жидкость | SI |
Другие масла | X |
Таблица 7. Обозначение верхнего предела рабочей температуры и водостойкости по DIN 51502
Символ | Верхний предел рабочей температуры, °С | Стойкость к вымыванию водой при температуре, °С, по DIN 51807* |
C | +60 | 0 при 40°С или 1 при 40°С |
D | +60 | 2 при 40°С или 3 при 40°С |
E | +80 | 0 при 40°С или 1 при 40°С |
F | +80 | 2 при 40°С или 3 при 40°С |
G | +100 | 0 при 90°С или 1 при 90°С |
H | +100 | 2 при 90°С или 3 при 90°С |
K | +120 | 0 при 90°С или 1 при 90°С |
M | +120 | 2 при 90°С или 3 при 90°С |
N | +140 | Дополнительно оговаривается |
P | +160 | Дополнительно оговаривается |
R | +180 | Дополнительно оговаривается |
S | +200 | Дополнительно оговаривается |
T | +220 | Дополнительно оговаривается |
U | Выше +220 | Дополнительно оговаривается |
Таблица 8. Классификация пластичных смазок в соответствии с назначением по ГОСТ 23258-78
Таблица 9. Типы и индексы загустителей смазок по ГОСТ 23258-78