нищая жизнь в ссср

Были ли в СССР бездомные и нищие

Поклонники СССР любят идеализировать советский строй и сравнивают его с современной Россией. Чаще всего сравнение бывает не в пользу наших дней и одним из важных доводов часто становится благополучие граждан. Действительно, при Советском Союзе мы не видели на улицах и вокзалах бомжей, а в переходах к нам не приставали нищие. Давайте разберемся — их не было в счастливом обществе Страны Советов или они не попадали на глаза по другим причинам?

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Институт нищенства на Руси насчитывает не одну сотню лет. Сведения о бездомных и попрошайках можно найти в летописях и документах разных эпох и они существовали всегда, независимо от того, как к ним относилась власть и общество. Неужели СССР удалось совершить историческую победу над бедными, убогими и просто ленивыми?

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

По поводу того были ли бомжи в СССР существует множество мнений. Наиболее радикальные сторонники советского строя уверены, что их не могло быть в стране, где столько делалось для людей. Бездомных селили в общежития, инвалидов отправляли в специальные заведения, а хитрых и ленивых устраивали на заводы через милицию или, в особых случаях, «исправляли» в колониях и поселениях.

Но есть и диаметрально противоположное мнение, которое говорит о том, что бомжей и прочих деклассированных элементов в Союзе было множество, но от простых людей, а тем более от независимых иностранных журналистов, их тщательно скрывали. Если вы решите найти статистику о бездомных в прессе тех лет, то потратите время зря — в общем доступе ее никогда не было.

Считалось, что в СССР не было предпосылок для появления социально незащищенных людей. Все это осталось в прошлом, в Российской империи и за рубежом, в загнивающих капиталистических странах и угнетаемых ими государствах «третьего мира». Присутствие на улицах послереволюционной Советской России бездомных и побирушек объясняли тяжким наследием царизма.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

В 20‑х годах прошлого века власть принялась не на шутку бороться с нищими и беспризорниками. Детей, оставшихся без родителей, отправляли в детские дома и специальные молодежные коммуны, а бродяг устраивали на работу. Конечно, далеко не всем хотелось такой заботы и в случае, если политика пряника не помогала, в дело вступал кнут.

Профессиональных нищих отлавливала на улицах больших и малых городов милиция, после чего их судили за бродяжничество и тунеядство и отправляли за решетку. Такие меры были не слишком эффективными, так как они не решали проблемы пожилых людей, не имевших заботливых детей и средств к существованию.

В 1932 году в сфере социальной защиты населения произошел серьезный прорыв — был принят закон о пенсионном обеспечении, действовавший вплоть до 1956 года. Согласно этому закону право на пенсию имели ветераны революции и инвалиды Первой мировой войны. Проблем всех малоимущих такая пенсионная проблема не решала, да и выплаты были мизерными, но все же помощь государства для многих, не желавших побираться, была очень кстати.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

На заре советской власти нищие были вне закона. В 1918 году людей, зарабатывавших попрошайничеством, лишали избирательных прав. В 1936 году в Конституции прописали, что гражданин СССР обязан работать. Под работой подразумевались те виды деятельности, которые одобряло государство. Нищенство в список профессий, разумеется, не входило, как и многие другие виды деятельности.

К концу 30‑х годов проблему с бродягами и попрошайками почти удалось решить — с улиц исчезли «калики перехожие», старцы в рубище, фальшивые и настоящие инвалиды, а также армия беспризорной шпаны. Но после войны все вернулось на круги своя, причем в гораздо более страшных масштабах.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

В 40‑х и 50‑х на улицах городов появились сотни тысяч военных инвалидов, которые проливали кровь за Родину, но оказались ей не нужны. Кто-то потерял всех родственников и имущество при бомбежках, кого-то разлучили с семьей репрессии, а кто-то просто оказался не нужен семье без рук и ног.

Этих несчастных советская власть «отблагодарила» на совесть. Их отлавливали на улицах и вокзалах, собирали в спецприемниках, а затем вывозили в так называемые «дома инвалидов». По сути, это были места в забытых богом и людьми районах страны, где калекам оставалось только умереть.

Печально известны такие учреждения на Соловках и Валааме ставшие последним пристанищем для тысяч инвалидов войны, среди которых было немало настоящих героев-орденоносцев. Всего в 50‑х годах в такие учреждения было отправлено около полумиллиона человек.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Когда умер Сталин, давление на бродяг несколько ослабло, но в 1961 году снова набрало силу. Вышел знаменитый указ о борьбе с тунеядством, который развязывал властям руки для борьбы не только с асоциальными элементами, но и с инакомыслящими. Безработные граждане мешают развитию советского общества — так резюмировала партия и с тунеядством начали сражаться с удвоенной энергией.

Всего 4 месяца достаточно было не работать, чтобы стать преступным элементом в глазах государства. Тунеядцами объявлялись не только бездельники, но и те, кто зарабатывал продажей выращенных на своей земле сельхозпродуктов, кустари, производящие различную мелочевку, люди, подрабатывавшие извозом на собственном транспорте.

Клеймо БОРЗ (без определенного рода занятий), делало человека врагом государства и общества. Именно из этой аббревиатуры родилось слово «борзый», сначала употреблявшееся в криминальной среде, а затем ставшее общепризнанным. Такие борзые люди не подчинялись законам и готовы были попасть за решетку, но не изменить принципам вольной жизни.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Отловом тунеядцев занималась не только советская милиция, но и дружинники. Часто подключались к борьбе и «неравнодушные» соседи и даже родственники. Это был удобный инструмент борьбы с теми, кто занимался искусством, но не следовал канонам, указанным партией. Жертвой закона о тунеядстве стал поэт Иосиф Бродский, которого отправили на несколько лет на поселение на север страны. Там он жил в ужасных условиях и занимался лесозаготовками, «искупая вину перед народом».

В суде у поэта спросили его род занятий и Бродский ответил — «Я поэт». Ему возразили, что поэтом считается в СССР человек, состоящий в Союзе писателей и получающий за свою работу зарплату. После этого последовал суровый приговор.

Наличие нищих, бездомных и безработных тщательно скрывали, поэтому простой советский гражданин был уверен, что в стране их нет. Особенно тщательно зачищали от таких элементов столицу, где чаще всего бывали иностранцы. Самое безобидное, на что мог рассчитывать бродяга — это высылка за 101 километр.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

С развалом СССР всем стало не до нищих и жители страны могли воочию убедиться, что эта категория людей есть и она многочисленна. Подводя итог, можно сказать, что в любом обществе с экономическими проблемами бомжи и нищие неизбежно будут существовать и если мы их не видим, значит их от нас хорошо прячут.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Нищая жизнь в ссср

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Почему в СССР люди были обречены на нищету

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Фанаты СССР, конечно, с этим не согласятся — по их мнению, каждый советский гражданин практически сразу же после рождения получал совершенно бесплатно многокомнатную квартиру, автомобиль, питался исключительно качественными и натуральными продуктами, сделанными по ГОСТу, а его квартира была обставлена дорогой мебелью из натурального дерева.

На самом деле практически всё время существования совка большинство советских граждан жило в состоянии, близком к нищете, месяцами и годами копило деньги на самые простые покупки, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую. Никакого «среднего класса» в СССР не существовало — была обеспеченная правящая верхушка, которая пользовалась всеми благами жизни, и 95% остального населения с равномерно размазанной бедностью. Даже нынешние небогатые «бюджетники» из России, Беларуси или Украины живут намного богаче типового советского человека.

Итак, в сегодняшнем посте — вся правда о советском нищебродстве.

Сколько на самом деле получал советский человек?

Для того, чтобы понять степень советской нищеты — для начала нужно определить, сколько же денег он в среднем получал. Если брать «среднюю температуру по больнице» — то средняя советская зарплата составляла примерно 120-130 рублей. Были те (немного), кто получал 350-400 или даже 500-700 рублей — всякие там начальники да чиновники (к примеру, зарплата министра была 800 рублей), но также были и те, кто зарабатывал не более 80-90 рублей, и таких было намного больше, чем первых — минимальная советская зарплата составляла 70 рублей, и получало её множество неквалифицированных сотрудников, вроде уборщиц.

В общем и целом — средняя советская зарплата равнялась именно 120-140 рублям, за среднюю цифру возьмём сумму в 120 рублей в месяц. Именно столько в 1970-80-е годы получали среднестатистические инженеры, врачи, учителя, госслужащие, всякие там архивариусы и прочие подобные товарищи — в общем, большинство городского населения. Ради интереса можете пообщаться с людьми старшего поколения, из тех кто успел поработать в СССР — вам назовут в среднем именно такие суммы.

Что можно было купить на советскую зарплату.

А теперь давайте посмотрим, что можно было купить на среднестатистическую советскую зарплату. Более-менее приличное пальто стоило более сотни рублей — от 110 до 150. Хорошие ботинки стоили рублей 50-60. Итого — средней советской зарплаты вам в СССР даже не хватило бы даже на пальто с ботинками, пришлось бы копить. Женские сапоги на синтетическом меху (кстати, гадкого качества) стоили целых 82 рубля. Представляете? Куча народу в совке работала за 70-80 рублей в месяц, фактически зарабатывая только на одну пару сапог в месяц. Детская обувь стоила чуть дешевле, но тоже очень дорого в сравнении с современной — стоит вспомнить хотя бы эпизод из фильма «Служебный роман», где Новосельцев одалживает 20 рублей на обувь для сына — это шестая часть средней советской зарплаты!

Что у нас остаётся ещё? Фанаты СССР любят рассказывать о «развитом советском авиатранспорте». Так вот, авиабилет Москва — Алма-Ата стоил 48 рублей, а авиабилет Москва — Братск — 72 рубля. Много вы налетаете с такими ценами? Авиабилеты стоили более половины средней зарплаты! Автомобили (мало того, что их было трудно купить в принципе и надо было стоять «очередь») тоже стоили баснословных денег — «Москвич-412» стоил 5000 рублей, «ВАЗ-21011» — 6000 рублей, «ВАЗ-2103» — целых 7500. На автомобиль нужно было копить годами и десятилетиями.

В стране всеобщей нищеты.

Что же у нас получается в итоге? А в итоге получается то, что даже на самые простые покупки, вроде зимнего пальто или ботинок советский человек вынужден был копить месяцами — откладывая по 10-20 или 30 рублей в месяц. Ещё раз — речь идёт не о каких-то там крупных покупках, вроде автомобиля, гаража или комплекта мебели для всей квартиры, а по сути о бытовых мелочах — зимних шапках, сапогах, куртках и прочем подобном. Даже на такие мелочи люди были вынуждены собирать по копейке месяцами. Все остальные деньги уходили на еду, быт, какие-то бытовые покупки, какие-то вещи для детей и прочее подобное.

Фанаты СССР любят рассказывать о каких-то там «сгоревших накоплениях» после развала совка — это кстати вообще отдельная интересная тема, куда делись совковые псевдо-деньги (фантики), но в сегодняшнем посте интересно другое — как-нибудь ради интереса поспрашивайте, у кого там что «сгорело». Кто назовёт сумму в 300 рублей, кто в 500, кто в 800, у кого-то «на книжке» хранилось пару тысяч. Это то, что люди успевали накопить за всю жизнь. Жалкие пару тысяч советских рублей, 16 средних зарплат, тысяч 8 долларов на современные деньги. А у кого-то и вовсе сгорели суммы в 200-300 рублей, и они до сих пор вспоминают эти гроши громким словом «сгоревшие сбережения».

По сути, любой советский человек, который работал на государственной службе за среднюю зарплату, был обречён государством на вечную нищету. То есть с голоду умереть вам бы не дали — на хлеб и колбасу копейка всегда бы нашлась, но вам до конца дней приходиось бы перебиваться от зарплаты до зарплаты, месяцами копить на пальто и ботинки, годами на мебельный гарнитур, и целую жизнь — на автомобиль. Может, к старости как раз бы и накопили. Собственно — именно это фанаты СССР и называют «стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне». «Завтрашнее дно» в совке действительно было стабильным и уверенным.

Источник

«Это был настоящий бизнес» В СССР были нищие. Некоторые из них неплохо зарабатывали

Проблема нищенства и попрошайничества в Советском Союзе редко освещается в прессе. В самом деле, ведь большевики строили социальное государство! Кто-то скажет, что все жили одинаково плохо, другие — что одинаково хорошо. Тем не менее в реальности эта проблема существовала. Откуда на улицах советских городов брались нищие и попрошайки, «Лента.ру» попросила рассказать доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН Елену Зубкову.

«Лента.ру»: Со школы советскому человеку внушали, что советская власть победила нищету, и казалось, что сразу после революции она исчезла. Но как обстояло дело в действительности?

Зубкова: Наверное, стоит начать с того, что проблема нищеты и нищенства досталась большевикам в наследство от Российской империи. Она вообще относится к вечным проблемам, которую пытались решать, пожалуй, с того момента, как существует человеческая цивилизация.

Если говорить о Советском Союзе, то действительно получается некий парадокс. Одна из советских идеологем выглядела так: в СССР нет условий для нищеты, безработицы и так далее. Эта идеология переводила нищенство, бродяжничество, какие-то другие формы социальных аномалий в разряд пережитков прошлого, наследия капитализма…

В самые первые годы после революции считалось, что с момента утверждения нового строя, по мере решения социальных проблем нищета исчезнет. Но она не исчезла, и власти приходилось находить какие-то новые обоснования того, почему в Советском Союзе существует такое явление, как нищенство. И тогда это явление, его мотивация стали переводиться в разряд человеческих пороков.

Когда примерно это произошло?

Нищенство стали переводить в разряд пороков еще при Сталине или уже после?

При Сталине. Но давайте представим себе общую картину поэтапно. В 20-е годы, вплоть до начала 30-х все эти явления подаются как наследие старого режима. Новая власть предпринимает некие реальные шаги, чтобы бороться с бедностью. Конечно, они не всегда были результативными, не хватало ресурсов, но решили, например, проблему нищенства детей в контексте борьбы с беспризорностью. Более того, мероприятия по борьбе с нищенством включаются в качестве одного из пунктов первого пятилетнего плана.

Это воспринималось всерьез, на практическом уровне: есть идеология и есть практика. Есть идея и есть проблема, которую надо решать. Другое дело, как она решалась. В 20-е годы это происходило за счет помощи по трудоустройству. Репрессивные меры использовались, но, как правило, только в отношении так называемых профессиональных нищих, мошенников — людей, которые могут работать, но не желают этого делать. Которые сделали нищенство своим промыслом, причем достаточно прибыльным.

Ни о какой серьезной социальной помощи здесь, конечно, речи не было. Кроме того, нужно иметь в виду, что советская социальная политика 20-х годов, комплекс мер социальной поддержки, носил ярко выраженный политический характер. От него отсекались целые группы населения, прежде всего по политическим мотивам — так называемые бывшие, представители привилегированных слоев Российской империи.

Но тем не менее я хочу подчеркнуть, что в 20-е годы идет период поиска. Эта проблема рассматривается, с одной стороны, как наследие царского режима, которая исчезнет чуть ли не сама собой, с другой стороны, она воспринимается как реальность — как задача, которую надо решать.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Насколько я помню, первые пенсии в 20-е годы назначали по инвалидности…

Да, и такие пенсии были и в Российской империи. Но в СССР в 1932 году начинает действовать пенсионный закон, просуществовавший до 1956 года. Вводятся пенсии для ветеранов революции, сохраняются пенсии для инвалидов Первой мировой войны. Эта система худо-бедно, но каким-то образом работает. Конечно, пенсии очень маленькие, они не обеспечивали тогда прожиточного минимума, и понятно почему. Проблеме нищенства уделяется большое внимание, и ее, по крайней мере, изучают.

Если мы возьмем данные первой советской переписи населения 1923 года, то она касалась только городского населения. А вот вторая перепись, 1926 года, учитывала как городское, так и сельское население. Среди вопросов переписи, касающихся рода занятий, был выделен специальный пункт о нищенстве.

То есть человек в переписи должен был себя идентифицировать как нищий?

Вообще, все переписи основаны на том, что человек сам признается, чем он занимается. Именно поэтому сложно обсуждать статистику нищенства, которая, как и любая другая, до сих пор очень лукавая. Можно посмотреть, насколько данные переписи расходятся с данными текущего учета, который вели специальные службы, занимающиеся нищими, бомжами и прочими социальными маргиналами.

Перепись — это когда люди заявляют о себе. Именно поэтому мы получаем достаточно интересную картину — возможно, вы слышали, что среди нищих женщины преобладают над мужчинами. Это по данным переписи. А вот по данным текущего учета нищих, доля мужчин будет выше, чем доля женщин. Почему? Да просто потому, что женщины более откровенны.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Нищий — художественная фотография конца XIX века. Максим Горький рекомендовал этот снимок как образец для создания костюма и грима Барона в пьесе «На дне»

Фото: Михаил Дмитриев / РИА Новости

Перепись 1926 года зафиксировала в РСФСР 133 тысячи человек, занимающихся нищенством. Почти 75 процентов признались, что нищенство является для них основным источником существования. Этот факт, еще раз подчеркну, важен потому, что проблеме уделяется внимание и ее изучают. Появляются прекрасные исследования о нищенстве, о его мотивах, причинах, составе этой социальной категории.

Приходят 30-е годы, и тогда у нас случается очень любопытная символичная рокировка. Во-первых, прекращаются все исследования в отношении нищих…

Революция уже давно победила. В 1936 году принимается Конституция СССР, в которой объявляется, что в Советском Союзе построены основы социалистического общества. Как заявил Сталин на VIII Всесоюзном съезде Советов, в стране больше нет причин для нищеты, бедности и безработицы.

Но при этом в те годы, прямо скажем, пенсии не охватывали все население и продолжали быть мизерными…

Конечно. Вообще, советская пенсионная система была очень дифференцированной. Одни слои населения получали достаточно высокие пенсии (но это абсолютное меньшинство), пенсии других недотягивали даже до прожиточного минимума. Даже сразу после войны, если брать совокупный доход семьи, доля пенсии составляла в среднем не более пяти процентов в семейном бюджете. Остальное приходилось на заработную плату. Нужно работать, до конца. Прожить на пенсию было невозможно.

Нищий в СССР — это человек, не получающий социальных пособий?

Нищий — это человек, занимающийся попрошайничеством.

Но при этом он получает некое социальное пособие?

Нищие всегда делились на вынужденных и профессиональных. Среди вынужденных нищих, людей, которые занимались этим просто из нужды, был высокий процент не получающих пенсии или получающих их по самой низкой шкале. До 1947 года в городе минимальная пенсия составляла почти 75 рублей, а на селе — 15. Это абсолютный минимум. В небольших городах нищий мог заработать 15-30 рублей в день, а в Москве и крупных населенных пунктах в праздничные дни — намного больше.

Это ведь дореформенные деньги. Получается, это где-то 7,5 и 1,5 рубля послереформенных?

Я вообще не очень люблю приводить цифры, потому что, когда мы рассматриваем весь советский период, надо учитывать деноминации, которые были привязаны ко времени, средней зарплате и так далее. Поэтому я всегда говорю о цифрах совершенно конкретного года.

Итак, в 30-е годы тема нищенства становится табуированной, она выводится из публичного дискурса, да и вообще из публичной сферы. И если брать за точку отсчета проведение последнего исследования в середине 20-х годов, то следующая публикация, посвященная проблеме нищенства, появится в советской печати только в 1954 году. 30 лет молчания. Тема не изучается, статистика вся закрывается, а в отношении нищих проводятся репрессии.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Бродяги играют в карты на улице

Фото: Михаил Дмитриев / РИА Новости

За бродяг и нищих берутся серьезно, проводятся акции по их выселению. Первая такая крупная акция проводилась в 1935 году и касалась прежде всего Москвы и Ленинграда. Тогда из этих двух городов было выселено 65 тысяч человек. Конечно, это были не только нищие, но и представители уголовного мира. Но вместе с ними просто выселяли кому-то неудобных людей, считающихся неблагонадежными…

Это были бездомные?

Нет. Например, сосед писал донос на соседа, когда ему приглянулась его комната. За соседом приходят, комната освобождается.

То есть он мог написать донос на соседа, что тот попрошайничает, и его выселяли?

Нет, те, которые попрошайничали, как правило, были бездомными. Доносы обычно писали о том, что сосед высказался, скажем, о каком-то представителе власти не очень лояльно. А что касается нищих и бродяг, то их просто отлавливали и выселяли за пределы этих городов. А потом они попали под волну Большого террора 1937-38 годов, вместе с уголовниками. Но я хочу сразу отметить, что нищие, конечно, не были целевой группой в отличие от криминального элемента. Репрессии в их отношении были побочным продуктом, и во время Большого террора на них особого внимания не обращали.

Здесь можно увидеть резкий контраст по сравнению с акцией, проводившейся в нацистской Германии в 1938 году. Там прошла большая акция по изъятию из общества нищих и бродяг и направлению их в концлагеря. Эта акция называлась, если переводить на русский, «уклоняющиеся от работы в Рейхе».

То есть, условно, тунеядцы?

Да, тунеядцы. И по данным немецких ученых, занимавшихся этой проблемой, в 1938 году доля социальных маргиналов в концлагерях впервые превысила долю политических. То есть нищие, бомжи и цыгане были целевой группой этой репрессивной акции. В СССР — нет. Хотя и нищенствующей публики коснулась волна Большого террора.

Понимала ли власть, что таким образом проблему не решить? Были ли вообще нищие на улицах городов в 1930-е годы, видимые горожанам?

Да, конечно были. И проблема эта никуда визуально не исчезла, она была. Нищих периодически удаляли с улиц больших городов. В 1932 году вышло постановление о паспортах, и их просто изымали как нарушителей паспортного режима. Интересно, что задерживали за нищенство, бродяжничество и попрошайничество, но ни в одном нормативном документе не было прописано, что это. Определение «попрошайничество и бродяжничество» появляется только в 1960 году в новом УК. Так что с нормативным документами была большая проблема.

Первый документ, направленный на борьбу с этими явлениями, появляется в СССР только в апреле 1951 года, до этого работал только механизм паспортного контроля. Никакого другого нормативного документа не было. Но понятно, что нищенство никуда не делось и деться не могло, а во время и сразу после войны приобрело массовый масштаб.

Если рассматривать нищих 30-х годов, среди них больше сельского или городского населения? Особенно это интересно потому, что селянам не выдавали тогда паспорта.

Этот вопрос применительно к советским реалиям не вполне корректный, потому что на него нельзя дать правильный ответ. Никакого учета нищих не велось. Среди нищенствующей публики было много выходцев из сельского населения, но местом, пространством их работы были города, и прежде всего большие города. Это, кстати, отличие от Российской империи, когда нищенство было распространено и в сельской местности.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Перепись женщин в ночлежном доме, 1919 год

Фото: Николай Петров / РИА Новости

Заканчивается война, и на улицах появляется огромное количество нищих. Безногие инвалиды попрошайничают у железнодорожных станций. Как власть относилась к ним сразу после войны? Ведь проблему было невозможно игнорировать.

Да, и она волновала больше даже не власть, а обычных граждан. Кто-то возмущался: вот, мол, наши победители вынуждены просить милостыню. Кто-то, наоборот, осуждал этих людей, которые сидят на паперти, потому что считал, что государство о них заботится.

Но этой проблемой занимались прежде всего на уровне городских властей. В 1946 году Моссовет принял специальное решение о борьбе с нищенством в Москве. Кстати, любопытно, что это решение было принято, как тогда говорили, по сигналу снизу — как ответ на письмо, которое пришло в редакцию газеты «Вечерняя Москва». Редакция обратилась в Моссовет, и тогда начали принимать меры. Хотя, конечно, чиновники и до этого не могли не видеть, что улицы, вокзалы, рынки столицы были буквально запружены увечными людьми, просившими милостыню.

Все решения по нищенству, в том числе и 1951 года, не подлежали обнародованию. Парадокс — проблема была, но ее как будто не было. Потому что и с политической, и с этической точки зрения признать существование такого явления было совершенно невозможно. Но нищие, несомненно, портили фасад столичной жизни, и проблему пытались решить одним способом — убрать их с глаз долой.

Прежде всего следует понимать, проблемой нищих занимались органы милиции и органы социального обеспечения. Задумано все было вполне логично. Милиционеры забирали нищего с улицы и должны были выяснить, есть у него родственники или нет, проживает он в Москве или нет. Если он не проживает в Москве, его отправляют по месту жительства и проблема решена. Если проживает, то его передавали органам соцобеспечения, которые должны были заниматься его трудоустройством. Если человек нетрудоспособный, то искали родственников. Есть родственники — передавали им; нет — должны были передать в инвалидный дом.

Такова была схема, но она абсолютно не работала, потому что, прежде всего, с трудоустройством были большие проблемы. Что касается инвалидных домов, то их катастрофически не хватало. Кроме того, существовал ментальный фактор. Какая-то часть нищих хотела попасть в инвалидный дом, получать некий минимум социального обеспечения, а кто-то совершенно не хотел, потому что инвалидные дома находились в плачевном состоянии. По какой-то непонятной советской традиции они создавались вдали от городов, зачастую в совершенно неприспособленных для этого помещениях и так далее.

Кроме того, у милиции была масса других дел, и нищие стояли последними в списке их обязанностей, особенно после войны. И тогда, в 1946 году, было принято решение создать хотя бы приемник-распределитель для их содержания — ведь их невозможно было держать в отделениях милиции, которые были очень небольшими. До этого таких учреждений вообще не было.

Решение 1946 года было, опять же, неплохое. В нем прописывались меры по трудоустройству, поддержке, передаче родственникам под опеку и выплате опекунам нуждающегося человека пособий. Но в результате в жизнь было проведено только одно решение: организовали этот приемник-распределитель в Химках на базе исправительно-трудовой колонии №10. Этот распределитель продержался ровно месяц, потому что выяснилось, что его некому финансировать.

Его закрыли и нашли новое помещение почти в центре, недалеко от Калужской площади. В первый раз я прочитала о нем в воспоминаниях врача скорой помощи — а ее туда часто вызывали. Как там жили люди? Вповалку спали, мужчины и женщины вместе… Это был приемник, из которого людей должны были направлять на работу, или к родственникам, или в инвалидный дом, но он больше напоминал ночлежку в самых худших традициях.

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Регистрация бездомных детей в дежурной комнате школы для беспризорных Московского отдела народного образования, 1928 год

Нет, для детей были свои приемники-распределители, еще в войну основанные. Нищенствующая публика рассматривала это заведение именно как ночлежку. Они там ночевали, а утром шли на «работу» и вечером возвращались. Антисанитария там была колоссальная, и по жалобам врачей этот приемник закрыли. Закрыть-то закрыли, а проблема осталась.

Можете подробнее рассказать об инвалидах войны?

Это была очень большая проблема. Часто пишут, что однажды была проведена акция, в ходе которой все инвалиды исчезли с улиц больших городов. Их всех забрали и отправили в закрытые дома инвалидов — наподобие того, который был на острове Валаам. Но, конечно, надо разбираться, было это или не было.

Есть какие-то документальные свидетельства ее в архивах?

Есть. Прежде всего, что касается самой акции — такого массового мероприятия в масштабах страны в принципе невозможно было осуществить по очень простой причине: этих инвалидов было просто некуда отселять. Не было достаточного количества инвалидных домов.

Единичные акции проводились. Например, так было в Ленинграде, в Москве… А вот когда был принят указ 23 июля 1951 года, который назывался «О борьбе с антиобщественными паразитическими элементами», была проведена достаточно массовая акция. Но это было мероприятие по отлову нищих. Это не значит, что все они потом отправились в инвалидные дома.

Вообще, эта акция изначально задумывалась как исключительно московское мероприятие — надо было «почистить» Москву. Интересно, что нормативную базу под него разрабатывал Никита Сергеевич Хрущев. Он тогда был первым человеком в столице, являлся первым секретарем Московского горкома. И вот, по решению ЦК, была создана комиссия во главе с Хрущевым, и ему предложили разработать меры по борьбе с нищенством и бродяжничеством в Москве и Московской области.

Достаточно быстро, в течение месяца, это постановление ими было оформлено и принято (19 июля — еще до самого всесоюзного указа). И если указ сейчас опубликован, то постановление до сих пор находится на секретном хранении. Указ, принятый спустя несколько дней, достаточно куцый (там всего два пункта), и касался он исключительно трудоспособных людей, занимающихся нищенством, которых считали мошенниками. Но эта акция проводилась больше не по указу, а по постановлению от 19 июля. Оно касалось Москвы и Московской области, но по специальному указу министра госбезопасности (в 1949 году органы милиции были переданы из ведения МВД органам госбезопасности) эта практика была распространена в том числе на другие города и регионы.

Тогда и начинается акция по отлову — пока еще не изоляции — нищих. Постановление имело достаточно широкое содержание. Оно описывало примерно ту же схему: трудоспособных трудоустроить, нетрудоспособных отдать родственникам или направить в инвалидные дома. Направить-то направить, только вот в этом постановлении впервые была прописана необходимость строительства инвалидных домов, которое началось в Москве и соседних с Москвой областях, и знаете для кого? Исключительно для московских нищих.

То есть в Москве даже нищие находились на привилегированном положении?

Да. Если человек нищенствовал в Москве и был уроженцем Калужской или Владимировской области и сказал бы «я хочу попасть в инвалидный дом», то он бы не смог этого сделать.

В общем, все же какие-то меры пытались принимать, кроме одной — и в этом колоссальная особенность советской политики относительно маргиналов вообще. Это отсутствие или очень слабое проявление социальной поддержки. Трудоустройство или инвалидный дом — единственное, что могли предложить. О какой-либо серьезной материальной помощи речи вообще не шло, вопрос о повышении пенсий даже не стоял. Хотя все проверки доказывают, что главная причина нищенства заключается в том, что у людей просто не хватает средств, им не на что жить. Это только потом ситуация изменится, и нищенство перекочует в сторону бизнеса.

А какой процент профессиональных нищих был в 40-е — 50-е годы?

Очень небольшой. По данным милицейского учета, когда эти акции проводились, таких нищих всего 10 процентов. И то только три процента из них — трудоспособные. Потом эта пирамида перевернется. Профессиональное нищенство станет основным, а вынужденное опустится на дно. А в 1954 году, когда появятся более-менее достоверные сведения учета, профессиональные нищие составят 6,5 процента, и это показатель уровня жизни в стране после войны.

Все дело в пенсиях?

Дело не в том, что не было пенсий. Среди инвалидов войны была очень маленькая доля людей, не получавших пенсии, другое дело, какого размера они были. Были и другие причины — и медицинские, и психологические.

Когда вводится всеобщее пенсионное обеспечение, вы говорите, что ситуация меняется. Действительно ли большинство социально незащищенной прослойки населения получает достойные выплаты, на которые можно жить?

Не достойные, а минимальные. Минимальная пенсия, которая была определена в 1956 году, составляет 300 рублей, после деноминации превратившаяся в 30 рублей, ниже расчетного прожиточного минимума. Но тогда это было очень серьезным шагом. Эти выплаты все же давали человеку возможность жить. Материалы органов милиции показывают, что, когда человек начинал получать какую-то пенсию или пособие, он прекращал нищенствовать.

Интересно, что назначение этой минимальной пенсии изменило отношение окружающих к нищим. Если до этого к ним относились в основном сочувственно, то после введения этого закона общественное мнение стало воспринимать таких людей исключительно как «паразитов с протянутой рукой».

А как это повлияло на модель бизнеса профессиональных нищих?

Очень незначительно. В России существовала устойчивая традиция профессионального нищенства. Еще с дореволюционных времен существовали так называемые «нищенские гнезда» — в основном, в сельской местности. В советское время они там сохранились, и в этом смысле абсолютным лидером выступала Калужская область. Те деревни, которые занимались нищенством до революции, благополучно пережили коллективизацию и нищенствовали практически всем колхозом. Был такой колхоз имени Кутузова, имени XIX партсъезда…

нищая жизнь в ссср. Смотреть фото нищая жизнь в ссср. Смотреть картинку нищая жизнь в ссср. Картинка про нищая жизнь в ссср. Фото нищая жизнь в ссср

Деревенские нищие в дореволюционной России

Они ехали нищенствовать в город?

Да. Это был очень хорошо налаженный промысел, когда целая деревня, даже достаточно зажиточная, занималась этим семьями, от мала до велика, включая детей. В этот бизнес были включены в том числе и сотрудники сельсоветов, члены парторганизаций и комсомольских организаций, которые выдавали разрешения на проезд в города — ведь паспортов у сельского населения не было.

Основное их поприще было, конечно, в Москве. Здесь были налажены связи, съемные квартиры… Это был настоящий бизнес. На месте новичков обучали, существовали наставники, занимавшиеся обучением нищенству. Об этом, конечно, было хорошо известно областным властям и даже московским. Были проверки ЦК комсомола, и рублем их пытались наказывать, и административные санкции применять, но промысел оказался очень живучим, и даже в 90-е годы в Москву приезжали люди заниматься тем же, чем занимались их предки.

Каждый, кто помнит последние 20 лет СССР, может сказать, что увидеть нищего на улице Москвы или Ленинграда было невозможно…

Вы абсолютно правы, это было из разряда экзотики. После того как в уголовный кодекс в 1960 году была введена 209 статья, предусматривающая уголовную ответственность за нищенство (до этого была административная), бродяжничество и тунеядство. Достаточно серьезная — по ней можно было получить за попрошайничество два года лишения свободы или исправительно-трудовые работы от 1 до 6 месяцев (тоже не самая лучшая перспектива).

В Москве был введен очень жесткий контроль за нищими, и, конечно, увидеть в столице в 60-е, 70-е или даже в 80-е годы таких людей в метро было практически невозможно. Второй момент: если они и появлялись, то были исключительно профессиональными мошенниками.

В России сейчас есть нищие. Если оглядываться на историю, были ли советские практики по борьбе с нищетой, которые можно было бы позаимствовать сейчас?

Конечно. Особенно опыт середины 50-х — 60-х годов, когда в СССР действительно начинает проводиться социальная политика в европейском смысле этого слова, как разработка мер социальной защиты. Это, несомненно, заслуживает внимания, когда разрабатываются различные механизмы защиты от бедности, когда действительно признается, что в Советском Союзе бедность существует. Разумеется, слово это не употреблялось (как и нищета), использовались другие конструкции и эвфемизмы, например «недостаточное материальное обеспечение». Но разрабатывались реальные механизмы защиты от бедности.

Но советский опыт важен и для того, чтобы понимать, а что тогда не получилось? С моей точки зрения, не получилось самое важное — ощущался недостаток адаптационных стратегий. Попытки интегрировать маргиналов, изгоев в общество (не только нищих, а вообще) были. Но недостаток именно адаптационных стратегий, как этого человека вписать обратно в социум, — вот это оставалось очень уязвимым местом. И в современной политике тоже не хватает инклюзионных практик. Дело не только в позиции государства, важно, что и наше общество пока не очень готово принимать аутсайдеров обратно. И это тоже советское наследие, которое надо преодолевать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *