nis flag что это
Обзор прессы
Президент Российской Федерации В.В.Путин 20 декабря 2005 года подписал Федеральный Закон N 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов (текст Закона был опубликован в журнале «Терминал» N1(55) 2006 г.). Предлагаем читателям познакомиться с существом давно действующих в различных странах мира национальных реестров судов, с краткой историей их создания и полученным эффектом от их внедрения.
Внесение, как правило, малоразвитой, страны в список стран «удобного» флага производится на основе, так называемых, Рогдейлских соглашений 1970 года. Такие страны должны удовлетворять ряду условий, например: крайне упрощать процедуры регистрации, обеспечивать минимальные налоги на доходы судовладельцев, разрешать свободное комплектование команды судна, не выдвигая никаких требований в части национальности ее членов, и т.д. Для владельцев судов возникают мотивы для перевода своих судов под «удобный» флаг: комплектование команды меньшей численности, выход из правового поля нормативных актов и тарифов, выход из сферы международных конвенций по обеспечению стандартов безопасности и др. При этом следует учитывать, что страны, из которых ушли суда под «удобные» флаги, испытывают серьезные экономические, политические и социальные потери. Мировое морское сообщество имеет серьезные негативные последствия от ухода судов под «удобные» флаги.
Существует три группы регистров «удобного» флага:
1. Наиболее либеральные и наиболее распространенные регистры с подавляющим числом судов иностранных судовладельцев «flag of convenience (FOC)». К странам, регистрирующим суда по системе FOC, относятся Антигуа, Барбуда, Бермуды, Багамы, Белиз, Гибралтар, Гондурас, Кайманы, Кипр, острова Кука, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Антильские острова, Панама, Сан-Винсент, Шри-Ланка, Тувалу.
2. Регистры типа «ship by ship», в которых имеется в основном собственный тоннаж данного национального регистра, но есть суда и других стран. К числу этих регистров относятся следующие страны: Гонконг, Филиппины, Сингапур, Мадейра (Португалия) и др.
3. Вторые или иные международные регистры — это регистры острова Мэн, DIS (Дания), NIS (Норвегия), Мадейра, Каргелена, Канарских островов (Испания), GIS (Германия), Филиппины и др. Эти регистры существуют в своих странах наряду с основными национальными регистрами.
Апогей развития регистров «удобного флага» (FOС) падает на период 1970-1996 г. Таблицы 1 и 2 характеризуют динамику развития стран «удобного» флага в этот период времени.
(Для взаимного понимания терминологии, уточним следующее: в иностранной практике принятый у нас термин «второй реестр судов» аналогичен зарубежному «регистр судов». Поэтому при описании иностранных законов впредь будем использовать термин «регистр»).
Как указывалось, основными причинами ухода судов из национальных регистров в регистры стран «удобного» флага являются менее благоприятные, чем в регистрах FOC нормативно-правовые условия и, прежде всего, налоги, которыми облагают судовладельцев и членов экипажа. Об одной из основных причин бегства российских транспортных судов под флаги FOC наглядно свидетельствует таблица 3, характеризующая состояние величины налогов и постоянных сборов в сферах морской деятельности в описываемый период времени.
В этой связи интерес для российской морской общественности могут представлять аналогичные нормативы Латвии, Литвы и др. стран, познакомиться с которыми Вы сможете в следующих номерах журнала.
Ф.М. Кацман, вице-президент Российской академии транспорта, д.т.н., профессор
Удобный флаг судна: понятия и причины развития
Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законом этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права осуществления плавания под флагом этой страны.[1] Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наци по морскому праву 1982 г. (далее по тексту – конвенция ООН) [2] гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющий свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации или права собственности.
В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. [3] К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз моряков (далее по тексту – ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бирма, Камбоджа, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальная Гвинея, Франция (второй регистр), Грузия, Германия, Гибралтар, Гондурас, Ямайка, Ливан, Либерия, Мальта, Республика Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Нидерландские Антильские острова, Северная Корея, Панама, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. [4] Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.
Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране, нет.
В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условий работы моряков.
Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в ее зарубежных консульствах.
Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств, практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствованию технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность суда к плаванию.
Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы, так как власти позволяют соблюдать далеко не все требования международного права в этих вопросах. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма на моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.
Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантом оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно, в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как Филиппины, Индия и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является крайне низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.
Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдения всех права работников судна. Довольно часто происходят такие ситуации, что для разрешения конфликтной ситуации на почве трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен на основе законодательства этой страны, что приводит к значительным издержкам на найм адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы, зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.
Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельце предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции, страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобном флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах.
Поэтому долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.
Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь, членам экипажа, в медицинском обслуживании и правовой защите.
Нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами. Однако, на данный момент, деятельность ITF носит отраслевой характер, и приносит результат только в конкретных случаях, с конкретными экипажами и судами.
Список используемой литературы:
1 Баширов Э.Г., Актуальные проблемы правового обеспечения безопасности
мореплавания //Доступ по ссылке:
Nis flag что это
The Norwegian Chemical tanker MV BOW SAGA was proceeding through the transit corridor in the middle of the Gulf of Aden when it came under attack. A pirate skiff with 7 people on board shot at the bridge, damaging the windows. BOW SAGA adopted Best Management Practice and was conducting counter measures with evasive manoeuvring and the deployment of water hoses to prevent attempts to climb up onto the ship. Piracy experts have predicted an increase in attacks in the Arabian Sea in August as the Indian Ocean southwest monsoon eases.
Type: Tanker for Chemicals & Oil Products
IMO num: 9215309
Built: 2007
Yard: Stocznia Szczecinska Nowa Sp.z.o.o
Flag: NIS Norway (Bergen)
Owner: Nordic Leasing Limited
Managing company: Odfjell SE
Nt: 11.269T
Grt: 29.965T
Dwt: 40.085T
LOA: 182,79m
B: 32,24m
D: 17,96m
Dft: 11,5m
Since then it has provided the shipping industry with a continuing competitive and high quality option for registration under the flag of a nation with long standing maritime competence.
Norway has been one of the world’s largest shipping nations since the late 19th century. This prominent position has been sustained over the years by the ability of Norwegian companies to adapt promptly to changing market requirements.
The NIS combines the advantage of being located in an industrialised nation with competitive conditions, rules, and regulations.
Ships registered in the NIS fly the Norwegian flag and are subject to Norwegian jurisdiction.
Norway’s ordinary shipping legislation applies to them with some exceptions and special rules specific to the NIS.
Norway’s comprehensive code of maritime law also gives creditors the assurance that it represents a secure and professional alternative.
Norwegian law is recognised in the maritime related field as sophisticated and predictable.
Great emphasis has been placed on maintaining a quality register which ensures that vessels operating under the NIS regulations meet highly acceptable safety and working standards.
To ensure this, the rules are based on the obligations accepted by Norway, particularly with regard to the International Maritime Organization (IMO) and International Labour Organisation (ILO) conventions.