никоненко актер в роли есенина
Сергей Никоненко: «Если не я, то кто же?»
Народный артист России Сергей Никоненко отпраздновал 75-летие. Исполнилось 100 лет со дня выхода «Радуницы», первой книги стихов Сергея Есенина. Какая между этими юбилеями связь? Прямая. Кроме кино есть у Никоненко одна, но пламенная страсть — поэзия Есенина и всё, что связано с именем поэта.
Он помогает реставрировать церковь на родине поэта в селе Константиново. На свои деньги создал квартиру-музей в доме Есенина на Сивцевом Вражке. Экскурсии по своему детищу Сергей Петрович проводит сам. Корреспонденту «Известий» довелось послушать рассказ о поэте и поговорить с актером.
— Откуда у вас такая любовь к Есенину?
— Может, от мамы, которая меня назвала в честь Сергея Есенина. Когда она еще жила в Ленинграде, за ней ухаживал один парень и читал его стихи. Очень они ей нравились. Всё говорила, какой хороший Сережа, и назвала меня Сергеем. Но я не знал этого, и Есенина не знал лет до 14.
— Как так?
— Я занимался в студии художественного слова Московского городского Дома пионеров. У нас был изумительный педагог — Анна Гавриловна Бовшик. Она мне всё рекомендовала Некрасова, Твардовского, Маяковского. В итоге я сильно увлекался Маяковским. И как-то раз мой одноклассник, сосед по парте говорит: «Что тебе этот Маяковский дался? Вот поэт не хуже». И протянул стихи Есенина. Я прочел и просто влюбился в эту поэзию.
— В юности вы были очень похожи на Есенина.
— Когда я учился во ВГИКе, была у меня еще такая белобрысая челка. Ну точно как у Сергея Александровича. Ко мне подходили режиссеры и говорили, что Есенина я когда-нибудь обязательно сыграю. А в 1971 году Геннадий Шпаликов, с которым я был очень дружен, написал сценарий фильма «Пой песню, поэт». Привел меня на пробы к режиссеру Сергею Павловичу Урусевскому. «Я Есенина видел живым. Он был такой точно», — сказал Михаил Ильич Ромм, увидев мои пробы. Так что на роль Есенина меня взяли за сходство.
— А как вышло, что в доме, где вы родились и прожили всю жизнь, сейчас находится музей Есенина?
— Как-то листал домовые книги и узнал, что оказывается с 1921 года здесь жила первая жена Сергея Александровича Анна Ивановна Изряднова с их сыном Юрием и мамой поэта, Татьяной Федоровной.
Информацию я воспринял как знак. Решил, что эта квартира должна быть музеем. На тот момент последняя хозяйка ее умерла и квартира превратилась в ночлежку для бомжей. Они выбили стекла, выломали батареи — сдали, наверно, на лом. Даже костер разводили. Уж и не знаю, как дом не сгорел, ведь в нем деревянные перекрытия. В 1994 году началась моя эпопея с хождением по чиновникам и сбором документов для создания музея. Полтора года это продолжалось.
— Обычно недвижимость в центре Москвы пытаются получить в личных целях. А вы хотели сделать в «золотых квадратных метрах» музей?
— А где должен быть музей, если не в квартире поэта? Я другого варианта не представляю. Когда начал заниматься созданием музея, в «золотой недвижимости» дверь было невозможно открыть. Квартира стала общественной помойка всего Арбата. Заходить приходилось через окно.
— А что чиновники?
— В префектуре меня предупреждали: «Сергей Петрович, потратите здоровье, деньги, и ничего у вас не выйдет». «Вы говорите, куда дальше ходить, а там уж я сам решу», — ответил им я. Ходил по инстанциям. Меня пинали из одного учреждения в другое. Всё равно решил, что не сдамся. Среди чиновников встречал такие фамилии, как Бенкендорф, Пушкин.
— Может, родственники?
— А кто их знает? Я им говорил: «Сергей Александрович Есенин очень любил Пушкина. Может, теперь и Пушкин немного поможет нашему общему делу?» Даже в заявлениях это писал.
— Сработало?
— Раз музей есть, значит, сработало.
— Вы с родителями жили в квартире на третьем этаже.
— Да, в коммунальной квартире. Я и по сей день живу в этом доме, только этажом ниже. А в той легендарной квартире № 25 кто только в гостях не бывал. Губенко, Шукшин. Была у меня раскладушка, жалко, потерялась при переезде. На ней спали гениальные люди. Эдуард Стрельцов, Геннадий Шпаликов. Никита Михалков попросился на две ночи, а прожил восемь месяцев.
— Неужто ему было негде жить?
— Негде. Он ушел от Насти Вертинской. И где ему жить? У Сережи.
— Вы приобретаете экспонаты в Музей Есенина на свои деньги?
— Конечно. Подарков-то в музее по пальцам одной руки можно перечесть. Езжу по стране, ищу всё, что связано с Есениным.
Однажды пришла в музей женщина и говорит: «А я не с пустыми руками. Принесла вам бокал Есенина». Бокал стоял в угловой стеклянной горке в квартире Дункан и Есенина на Пречистенке. Сергей Александрович любил пить из него. Когда Сергей Безруков начал сниматься в сериале о поэте, приходил в музей и даже выпивал из этого бокала. Думал, может, поможет. Не помогло.
— Часто про Есенина говорят, что он был алкоголиком.
— Сергей Есенин всего-то писал с 1915 года, когда он пришел к Блоку, и до 1925-го, когда его убили. 10 лет. За это время он издал 31 книгу стихов! Разве это алкоголику под силу? По три книги в год. Это фантастическая работоспособность. А ведь он еще ездил в Германию, где пробивал издание «Скифов».
— Сергей Петрович, вы просто живете целью поддержания памяти о поэте.
Сергей Никоненко: «Роль Есенина не отпускает меня 50 лет»
Народный артист встречает юбилей
16 апреля исполняется 80 лет народному артисту России Сергею Никоненко. Он мужественно перенес пандемию, справился с болезнью и опять в рабочем строю, колесит по стране даже в день юбилея.
Сергей Петрович, по его собственным подсчетам, сыграл 227 ролей в кино, в число которых входят те, что растянулись на 320 и 90 серий. Артистом он решил стать в 13 лет, готовился к этому, занимался в Доме пионеров у ученицы Станиславского и Вахтангова, вдовы писателя Сигизмунда Кржижановского Анны Гавриловны Бовшек. Потом поступал в Щукинское театральное училище, но его не взяли. А мог бы попасть на курс, где учились Олег Даль, Виктор Павлов, Виталий Соломин, Михаил Кононов, из-за которого и был отвергнут. Мастер курса Николай Анненков считал, что они одного плана, зачем брать двоих? Сергей Никоненко в итоге поступил во ВГИК, сначала выучился на актера, потом на режиссера. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой его однокурсниками стали Николай Губенко, Жанна Болотова, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Лидия Федосеева. Во ВГИКе познакомился с Шукшиным, снимался потом у него в «Странных людях», играл его героя в фильме «Брат мой…», сам экранизировал шукшинскую прозу: «Петрухина фамилия», «Елки-палки», «А поутру они проснулись». У Никоненко впечатляющая фильмография — «Звонят, откройте дверь!» Митты, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Тема» Панфилова, «Крылья» Шепитько, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, «Время танцора» Абдрашитова, «Зимний вечер в Гаграх» Шахназарова, «Дети понедельника» Аллы Суриковой. Он снимался в ГДР и Венгрии. У классика мирового кино Миклоша Янчо сыграл в фильме «Так я пришел» молодого советского солдата Колю, доившего коров. Никоненко вспоминает, как Янчо требовал от актеров обезжиренной интонации на нулевом темпераменте.
25 лет Никоненко возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате в Сивцевом Вражке. Пять лет назад Сергей Петрович обратился в «МК» с просьбой поддержать его в борьбе с лихими застройщиками, ходил потом с газетой по кабинетам. Вместе с жителями своего и соседнего дворов он борется за сохранение исторического облика московского квартала, связанного с именами Натальи Гончаровой, Льва Толстого, Валерия Брюсова, Эраста Гарина. Сам он прожил там 80 лет. О своей коммунальной квартире теперь рассказывает удивительные истории. Там можно было создать музей раскладушки, отбоя бы не было от посетителей.
С Еленой Прокловой в спектакле «Все проходит» в 2006 году. Фото: Борис Кремер
— 80 лет я не меняю прописки, — рассказывает Сергей Никоненко. — Всю жизнь живу в Сивцевом Вражке. В моей коммунальной квартире жили 25 человек. У нас был один туалет и одна ванна. Комната — 13,9 кв. м, а нас пятеро — мама, папа, бабушка, брат и я. В разное время в этой комнате жили Николай Губенко, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Вася Шукшин в то время ночевал на вокзале, и я ему сказал: «Вась, приходи. Я тебе раскладушку дам». В чулане на сундуке стелил полушубок, а когда родители уезжали на дачу, которую маме дали на электроламповом заводе, где она работала в горячем цеху, он спал в комнате на раскладушке. Однажды Никита Михалков спросил: «Старичок, можно у тебя переночую пару ночей?». А прожил восемь месяцев. Он рожден для коммунальной квартиры, так быстро налаживает взаимоотношения. Рахиль Ароновна ему рыбку жарила, парикмахер Боря капустой с Дорогомиловского рынка угощал. Никита тогда учился в Щукинском училище и репетировал у меня «12». Я им котлеты и картошку жарил. На моей раскладушке спали Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, Миша Задорнов. Леня Филатов приходил. Куда-то раскладушка подевалась. Если бы те, кто на ней лежал, оставили автографы, то ей бы цены не было.
— Теперь там же располагается ваш Есенинский центр. Сергей Есенин стал вашей путеводной звездой. Какие реликвии вы храните?
— Мне было 30 лет, когда я сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» великого кинематографиста Сергея Урусевского. Пабло Пикассо подарил ему пять своих работ за фильм «Летят журавли». Эта роль меня не отпускает 50 лет. В нашем Есенинском центре — 2 тысячи единиц хранения. Есть личные вещи Есенина, прижизненные издания. А уж какие полотна! Здесь же жила первая гражданская жена Есенина — Анна Романовна Изряднова. К ней и их общему сыну Георгию, которого родственники называли Юрием, часто приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 год. Это была его конспиративная квартира, адреса которой он никому не сообщал. С поэтом Евгением Юшиным мы собирали материалы о Есенине и обнаружили воспоминания Анны Романовны, где она описала свой путь домой из типографии, где работала. Я пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги и обнаружил, что она проживала в квартире 14. Мы собираем не только раритеты, связанные с Есениным, но сохраняем историческую Москву. В этом квартале жили Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Сюда к философу Соловьеву заходил Лев Толстой. В этом районе жили Пушкин, Андрей Белый, мистический Владимир Соловьев, поэт XX века Александр Тихомиров, автор орфографического словаря Ушаков. Словно всех притягивало место, куда поселился Пушкин. Это просто русский Парнас. Еще при Лужкове здесь хотели на месте городской усадьбы начала XX века построить дом в стиле хай-тек, самовольно разрушили садовый павильон, флигель, хозяйственные постройки. Если бы у французов был такой дворик, где жили Беранже, Стендаль, Мольер, Бодлер, они бы этим гордились.
С женой Екатериной Ворониной. Фото: Борис Кремер
— Что у вас опять происходит? Кто обижает?
— По решению какой-то комиссии решили снести пандус, козырек, закрывающий вход в подвал. Срезали все, и теперь его будет заливать дождь, вода пойдет в подвал, где находятся запасник и небольшая студия звукозаписи, в которой мы записывали произведения не только Есенина, но и других поэтов. Вот такую свинью мне подложили к 80-летию. А ведь еще 25 лет назад руководство Центрального административного округа мне очень помогало. А теперь даже не вызвали, чтобы поговорить. Когда мы стали квартиру восстанавливать, там были руины: пол провален, стекла выбиты. Помойка какая-то. Бегали полчища крыс. Мы все привели в идеальный порядок по приказу Лужкова. У меня есть документ, где четыре пункта: отремонтировать, профинансировать, проконтролировать, доложить. Мне даже предлагали несколько макетов, каким этот пандус будет. А теперь взяли и срезали без моего ведома. Бог с ним, что я народный артист, но я почетный гражданин Арбата. Хотя бы с этой позиции меня бы уважали. Наплевали мне в душу — вот что сделали к юбилею. Я хочу подарить все это Москве, а ко мне так относятся. Мои помощники проводят там экскурсии. Квартира находится на первом этаже, но мне отдан и подвал под нею. Я так и просил, потому что знал, что будут поступать материалы, картины, и их надо куда-то складывать. Я многим музеям помогал, например, тому, что в Липецке. Там был очень неплохой частный музей Есенина, как в Воронеже и Вязьме. Их энтузиасты организовывали. Туда приходили люди и очень благодарили.
— Есть новые поступления?
— Недавно добавил в экспозицию картину Николая Ромадина, работы замечательного художника Виктора Шилова и Алексея Кириллова. У нас есть предметы старины до 1925 года, какие могли быть в квартире при жизни Есенина. Что-то приобретаем. Одна женщина принесла хрустальный бокал, из которого пил Есенин, и рассказала, что его подарил ее отцу Илья Ильич Шнейдер. А я с ним встречался в 1971 году, когда он был директором школы Айседоры Дункан, которая просуществовала с 1921 по 1949 год. Я очень хочу отдать все в надежные руки, но пока их не вижу. Отдать в государственный музей Есенина? Вы видели, какую они безобразную скульптуру к 125-летию Есенина поставили у себя? Я бы ее назвал «Есенин в гинекологическом кресле».
— Как отметите юбилей?
— Я сейчас в Крыму. Мы играем спектакль «Не в свои сани не садись» по пьесе Островского. У меня замечательная партнерша Ирочка Муравьева. Народ нас не отпускает. А уж цветами просто завалили. Вот, оказывается, какой театр нужен, где актеры стараются проживать образы, с хорошей драматургией и уважением к ней, где есть и музыкальное решение некоторых эмоциональных всплесков в пьесе. Вчера мы играли на сцене Симферопольского театра, а сегодня в Евпатории, завтра поедем в Севастополь, а 16-го — самолет и возвращение в Москву, и в тот же день вечером играю спектакль «Калина красная» в театре Надежды Бабкиной, который полюбил всем сердцем. Вы посмотрите ее спектакли. Ай, какой это праздник театрального искусства. Меня очень радует то, что я в строю. А вечером отметим юбилей. Я купил пару бутылок вина.
— По случаю юбилея будет концерт в Доме кино?
— Да, друзья собираются сделать мне такой подарок. Придется и самому выйти на сцену со своими ребятами, с которыми я выступаю. У меня три сольные музыкальные программы — «Бессмертный полк», где я читаю пять глав из «Василия Теркина» Твардовского и три больших и самых известных произведения Константина Симонова. Да еще пять песен пою. А мои ребята исполняют музыкальные произведения, посвященные Великой Отечественной войне и послевоенному периоду. Будет трио «Реликт», с которым у нас есенинская программа. Мы покажем на вечере из нее фрагмент.
Соседство с Есениным, съемки 18+ и первая любовь в драмкружке: творческий путь Сергея Никоненко
Заслуженный милиционер отечественного кино – так бы назвали его многие зрители. Сергею Никоненко всегда удавались роли людей в погонах, будь то образцово-неподкупный инспектор ГАИ, отважный начальник милиции, бросивший вызов терроризирующим город бандитам, или глава убойного отдела угрозыска, которого обожают подчиненные и боятся все криминальные элементы в округе.
Коллеги актера всегда отмечали: его невозможно переиграть, даже когда он на вторых ролях. И действительно, много раз непревзойденная харизма и искренность Никоненко смещали фокус внимания публики с исполнителей главных ролей на его второстепенных персонажей. Немало в его карьере и неподражаемо сыгранных главных героев – от Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» и графа Чернышева в «Виват, гардемарины!» до директора школы Ромахина в драме «Завтра была война» и бильярдного «аса» в криминальном боевике «Классик».
А ведь всего этого Никоненко мог никогда не сыграть, если бы не случай, который еще мальчишкой привел его в Театр имени Маяковского. Сегодня, 16 апреля, народный артист РСФСР, кинорежиссер и сценарист Сергей Никоненко отмечает свое 80-летие. О том, что связывает его с Сергеем Есениным, после какой роли его заметили «сериальные» режиссеры и какое предложение о съемках оказалось самым непристойным – читайте в нашем материале.
Юбилею Сергея Никоненко будет посвящен выпуск телевикторины «Игра в кино» на телеканале «МИР», который выйдет в пятницу, 16 апреля, в 20:15. Также судьбу артиста обсудят в программе «Любимые актеры 2.0» в воскресенье, 18 апреля, в 8:50.
Фото: Чумичев Александр/ТАСС
В драмкружок привела первая любовь
Сергей Никоненко появился на свет в тяжелый военный год – мальчик родился 16 апреля 1941-го, за два месяца до начала Великой Отечественной. Его родители были простыми рабочими: отец работал водителем, мать – стеклодувом на электроламповом заводе. Семейство из пяти человек (родители, двое детей и бабушка) ютилось в 13-метровой комнате в одной из коммуналок на Старом Арбате. Всего в квартире проживало 25 человек.
Когда Сереже исполнилось два месяца, мать поехала с ним на лето в Смоленскую область, к родственникам. Вдруг на полпути в небе показались истребители, воздух разорвали снаряды – началась война. Поздней осенью, когда немцы были на подступах к Москве, Нина Михайловна с сыном пыталась вернуться в родной город. Спустя годы Никоненко узнал, что тогда он едва не погиб. «Когда с мамой возвращался в Москву, ей советовали меня бросить в сугроб, чтобы самой выжить. Она не бросила и спасла мне жизнь», – рассказывал актер.
Отец будущего актера, хоть и не происходил из творческой среды, с юности интересовался искусством, поэзией и часто ходил в театр. Сын не отставал: Сережа с детства любил стихи, отлично декламировал, пел песни и играл на аккордеоне. Бойкий, открытый и энергичный, казалось, он был рожден для сцены – без него не обходилось ни одна школьная постановка. В 13 лет мальчик начал посещать драмкружок и студию художественного слова. Правда, привела его туда не любовь к театру, а первое юношеское увлечение. Сереже нравилась девочка из другой школы, и занятия в драмкружке были единственной возможностью видеться с ней. Но так или иначе актерская игра все больше увлекала его, а талант – раскрывался все ярче.
Сама судьба подталкивала Сергея к будущей профессии. Однажды он нашел потерянную кем-то контрамарку в Театр имени Владимира Маяковского. Решив воспользоваться случаем, Никоненко отправился на спектакль. В тот день он прочно и навсегда влюбился в театр, забыв обо всем остальном. Денег на билеты, понятное дело, не было, но парень проявил смекалку: он приноровился рисовать себе контрамарки от руки. Таким образом, вскоре Никоненко уже знал весь репертуар «Маяковки» наизусть.
Во всем, что касалось творчества, Сергей неизменно преуспевал. А вот учеба давалась не так хорошо: в дневнике будущего актера красовались сплошные двойки. В итоге школу он так и не закончил, а программу десятого класса осваивал уже в школе рабочей молодежи. Учась там, Никоненко параллельно подрабатывал кондуктором троллейбуса. Получив долгожданный аттестат, он отправился покорять ВГИК. Поступил с первого раза – никаких вопросов у приемной комиссии не было, педагоги сразу увидели в молодом человеке задатки большого актера. Никоненко попал на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним на курсе учились многие будущие знаменитости: Лидия Федосеева, Галина Польских, Лариса Лужина, Николай Губенко и другие талантливые актеры.
За годы учебы Никоненко сыграл множество сложных классических ролей, в том числе мечту каждого драматического актера – Гамлета. И, хотя по внешним параметрам он уступал многим (рост актера – 177 сантиметров, он всегда обладал довольно хрупким телосложением), Никоненко выигрывал за счет своей харизмы и огромной самоотдачи.
В 1964 году он окончил ВГИК и сразу же был принят в труппу Театра-студии киноактера, где прослужил до 1974 года. А в 1972 году по совету Василия Шукшина, с которым они дружили много лет, вновь поступил во ВГИК – на этот раз на факультет режиссуры. Причем попал Никоненко к тем же мастерам – Макаровой и Герасимову. Но еще во времена учебы на актерском факультете в его жизни появилась новая большая любовь – кино.
Фото: Ковтун Анатолий/ТАСС
Есенин за стенкой
Как и большинство молодых актеров, молодой Никоненко начинал с маленьких эпизодических ролей, которые помогали ему наращивать опыт съемок. Сам он считает своей дебютной работой в кино фильм Владимира Довганя и Ивана Кобозева «Сердце не прощает» (1962), в котором он сыграл 17-летнего сына главных героев – Гришу Топилина. Затем он снялся в картине Сергея Герасимова «Люди и звери». По признанию актера, для него это была «настоящая серьезная актерская работа».
Второй запомнившейся зрителям ролью Никоненко стала работа в фильме Виллена Азарова «Это случилось в милиции». Картина рассказывает о том, как группа советских милиционеров помогает людям, разлученным войной, отыскать друг друга. Но, вопреки названию, здесь Никоненко досталась роль солдата – амплуа стража правопорядка он примерил на себя несколько позже. Зато в фильме Азарова он своей игрой совершенно затмил главных героев. После выхода ленты на экраны режиссеры наперебой стали приглашать актера в свои проекты.
Шестидесятые и семидесятые стали периодом расцвета для Никоненко-актера. Среди самых ярких его работ стоит отметить фильмы «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, «Журналист» Сергея Герасимова, «Завтра была война» Юрия Кары, «Классик» Георгия Шенгелии. Как признавался сам актер, первая известность пришла к нему после роли редактора провинциальной газеты Александра Реутова в фильме «Журналист»: «Вот тогда меня стали уже и на улице узнавать, и автографы просить».
Особую роль в жизни Никоненко сыграл поэт Сергей Есенин. В марте 1973 года на экраны вышел фильм режиссера Сергея Урусевского, состоящий из нескольких новелл и иллюстрирующий жизненный и творческий путь поэта. Главную роль в картине сыграл Сергей Никоненко, которому на момент завершения съемок исполнилось 30 лет (в этом возрасте не стало Есенина). Творчество народного поэта-«скандалиста» преследовало Никоненко всю жизнь: даже свое имя он получил в честь Есенина – настолько мать Сергея Петровича обожала его стихи.
Но работа предстояла нелегкая. Квартира находилась в ужасном состоянии: полы прогнили, повсюду сновали крысы, в комнатах часто ночевали бомжи. Но Никоненко при помощи жены сумел вернуть легендарной квартире былой облик и создать там Есенинский культурный центр. Были проведены восстановительные работы, собрано большое количество экспонатов, оформлена экспозиция, для всех желающих организованы экскурсии. Официальным исполнительным директором центра в настоящее время является супруга Сергея Никоненко, актриса Екатерина Воронина.
Фото: Тер-Ованесов Георгий/ТАСС
Успех «Колобка» и непристойное предложение
В кино Никоненко однозначно повезло: он не стал заложником одного образа. Ему доставались роли военных, журналистов, летчиков, аферистов, дворян XVIII века и т.д. Но дополнительную популярность актеру, конечно, принесли съемки в многочисленных сериалах. Так, читатели наверняка помнят и любят его персонажа из сериала «Каменская», где Никоненко сыграл полковника Гордеева («Колобка»). Впрочем, амплуа благородного и честного сотрудника органов он примерил на себя задолго до этого. В 1982 году Сергей Петрович снялся в фильме Эльдора Уразбаева «Инспектор ГАИ», где блестяще сыграл в паре с Никитой Михалковым. Герой Никоненко поражает всех вокруг своей неподкупностью и железными принципами. Ему все равно, кто сидит за рулем – простой бомбила или местный авторитет. Главное для него – закон. С тех пор образ положительного милиционера если не «прилип» к Никоненко, то, во всяком случае, у многих стал с ним ассоциироваться.
После съемок в «Каменской» Никоненко тут же заприметили создатели сериалов. Актера буквально закидали приглашениями: «Невозможные зеленые глаза», «Одна любовь души моей», «Пан или пропал», «Ребята из нашего города», «Тяжелый песок», «Родина ждет», «Граф Крестовский», «Гибель империи», «Право на правду», «Станица», «Письма на стекле» – и это далеко не полный список сериалов с участием Никоненко.
В общей сложности на счету Сергея Никоненко – более 240 экранных ролей. Он и сегодня не собирается на покой, активно снимается в кино и играет в театре. Правда, далеко не всегда артисту делают достойные предложения. Так, однажды Сергея Никоненко позвали сниматься. в порнофильме! Актер, конечно же, отказался. Правда, за один проект ему до сих пор стыдно: однажды Никоненко уговорили сняться в рекламе элитных коттеджей. После этого в одном из интервью он попросил за это прощения у всех своих поклонников.
Как и многие актеры с богатым опытом съемок, Никоненко реализовал себя в режиссуре. На его счету 15 полнометражных фильмов, наиболее известные из которых – «Трын-трава», «А поутру они проснулись», «Хочу в Америку» и «Семьянин». Также Сергей Петрович неоднократно выступал в качестве сценариста. Так, по его сценариям сняты фильмы «Птицы над городом», «Цыганское счастье», «Люблю. Жду. Лена» и комедия «Хочу вашего мужа», где главную роль исполнил сатирик Михаил Задорнов. В 1991 году Сергею Никоненко было присвоено звание Народного артиста РСФСР. С 2014-го года он возглавляет Гильдию актеров кино России.
Фото: Шамуков Руслан/ТАСС
Одна сделала аборт, другая – ушла к космонавту
В жизни Сергея Никоненко было немало ярких романов, но главные места в его сердце заняли три женщины. Первой женой артиста, как ни удивительно, стала та самая девочка из драмкружка – Ира Мельникова. Они познакомились на отдыхе, когда ему было 13, а ей 10 лет. Первая влюбленность редко заканчивается чем-то серьезным, но в этом случае она привела к отношениям и даже браку. За своей избранницей Сергей ухаживал целых десять лет. Но, к сожалению, союз оказался непрочным: спустя два года супруги расстались.
«Своего жилья у нас не было, жили с тещей, которая была начальником милиции. Пришло время – надо было искать жилье, но Ира не хотела. Она стала слушать маму и быстро сдалась. Через два года мы развелись», – рассказывал актер в интервью. Кроме того, он признался, что Ирина втайне от него сделала аборт – этого он ей так и не простил.
Второй женой Никоненко стала Евгения Соловьева. Они познакомились в Ялте на съемках картины «Я уезжаю домой», где Сергей играл летчика, а Женя снималась в небольшом эпизоде. Как позднее признавался сам Никоненко, это была, скорее, не любовь, а всепожирающая страсть.
«В одиннадцать часов утра увидел, спустя пять часов уговорил, а еще через пару часов познакомился с родителями», – рассказывал актер. На следующий же день после знакомства молодые люди отправились в ЗАГС. Этот союз, как и первый, просуществовал около двух лет. Однако после развода Евгения 12 лет носил фамилию бывшего мужа и сменила ее лишь тогда, когда вышла замуж за летчика-космонавта Германа Соловьева.
С третьей женой, актрисой Екатериной Ворониной, Сергей Петрович познакомился во ВГИКе, когда получал второе образование. Екатерина в то время училась на актерском факультете. Никоненко долго ухаживал за девушкой, в 1972 году они поженились, а через четыре года у пары родился сын. Мальчика назвали в честь деда – Никанором. Никоненко-младший не пошел по стопам отца: Никанор окончил Институт иностранных языков, некоторое время работал в корпорации «Volksvagen». Но в конце концов гены все-таки взяли свое, и молодой человек решил попробовать себя в творчестве – поступил на режиссерские курсы Аллы Суриковой и стал режиссером.
У Сергея Петровича двое внуков – Петя и Катя. Артист в шутку называет их «Петр I» и «Екатерина II». Несколько лет назад семья пережила тяжелую утрату: жена Никанора Вера скончалась от рака мозга в возрасте 29 лет. С тех пор Сергей Петрович и его жена Екатерина стараются еще больше внимания уделять семье Никанора, помогая в воспитании малышей. А Никоненко в тайне надеется, что когда-нибудь у него появится третий внук, которого назовут Сашей: тогда в семье будет еще и «Александр III», шутит актер.