nikola corporation чем занимается

История «убийцы Tesla»: взлет акций и обвинения в мошенничестве Nikola Motor Company

Харизматичный и пробивной основатель

Рассказ о Nikola стоит начать с Тревора Милтона — харизматичного, как водится в стартапах, основателя и руководителя компании. Человек вызывает интерес и симпатию у публики благодаря классической биографии в духе «из ничего добился всего». Парень прошел через личные проблемы (в раннем возрасте у него умерла мать), нашел в себе силы запустить бизнес — Upillar, что-то вроде глобального маркетплейса, как Amazon и eBay. В интервью Forbes Милтон рассказывал, что в месяц на Upillar заходило 80 млн человек. Однако у компании закончились деньги, и ее пришлось закрыть. По словам основателя стартапа, он тогда потерял абсолютно все сбережения, включая семейные накопления.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Опыт работы с транспортной сферой Милтон решил использовать в новом проекте. Он понял, что индустрия грузоперевозок остается довольно отсталой и нуждается в модернизации. Так Милтон открыл компанию dHybrid Systems — занималась она тоже топливом, но фокус сместился на системы хранения водорода и природного газа. Металлургическая корпорация Worthington Industries выкупила dHybrid Systems, что позволило Тревору Милтону заняться новым проектом — грузовиками на водородном топливе. На дворе был 2014 год.

Все лучшее от ДВС и электромоторов

Стартап ворвался в набирающую обороты индустрию грузового транспорта на альтернативном топливе. Tesla видела будущее в электричестве, а молодая Nikola Motor Company пошла еще дальше. Компания считает, что оптимальное решение — водород вместе с электротягой. Милтон подошел к набору кадров нестандартно: он искал инженеров без опыта в конструировании автомобилей. По словам бизнесмена, лишь таким образом можно было добиться свежего взгляда на разработку транспорта: «Мне нужны были люди, которые верили, что возможно все. Я нуждался в столь же наивных людях, как я сам».

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

В Nikola разложили сильные и слабые стороны как дизельных, так и электрических грузовиков, при этом заявив, что водородные тягачи будут лишены недостатков обоих типов силовых установок, заодно получив все их преимущества. К минусам машин с ДВС отнесли вред экологии и несовершенство (пиковый крутящий момент доступен не сразу), а с электрическим — большой вес батарей плюс долгое время зарядки. Водородные тягачи на этом фоне выглядят действительно решением всех проблем: заправка топливом занимает около 20 минут, уровень загрязнения атмосферы равен нулю, масса сопоставима с дизельным грузовиком, а дальность хода составляет до 1200 километров.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Если упрощенно, грузовики Nikola — это в некотором смысле гибрид, только не электромотора с ДВС, а электрического двигателя с топливными элементами, которые и дают энергию батарее. Таким образом, заряжать аккумуляторы электричеством не нужно, хотя и рекуперация тоже присутствует. Заправляемся водородом, он в процессе химической реакции с кислородом генерирует энергию для батарей, а от них уже работает электрический мотор. В результате получаем ток и обычную воду, которая, как конденсат от кондиционера, стекает на дорогу.

Компания представила несколько прототипов. Сейчас на сайте указаны две грузовые модели: трехосный флагман Nikola Two и Nikola Tre — версия поменьше с двумя осями и характеристиками поскромнее. Также компания анонсировала пикап, два багги (гражданский и для нужд военных), а также водный мотоцикл.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Быстрый рост акций

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Сколько бы Tesla ни переносила дату выхода новинок, а злые языки ни хоронили компанию, она выпускает реальные автомобили на настоящих заводах, и для зарядки электрокаров существует уже вполне развитая (если говорить о Европе и США) сеть зарядных станций. То есть у Tesla есть денежный оборот. Nikola же за все время отличилась только парой прототипов и видео, в котором белоснежный тягач движется по дороге. Именно этот ролик и поставит Nikola в очень неприятное положение.

Обвинения

10 сентября прошлого года исследовательская компания Hindenburg Research выпустила заявление с серьезными обвинениями в адрес Nikola. Произошло это спустя два дня после того, как General Motors объявила о планах серьезно вложиться в стартап. Можно представить, с каким настроением боссы автогиганта читали расследование Hindenburg Research, которое начинается со слов «построенное на вранье мошенничество». Авторы расследования обрушились не только на Nikola, но и на самого Тревора Милтона — именно его называют виновным в ложных заявлениях и обещаниях.

Оказалось, что грузовик в ролике едет не с использованием фирменной силовой установки Nikola и на него даже не ставили двигатель внутреннего сгорания, чтобы выдать грузовик в движении за готовый прототип. Все оказалось настолько просто, что в это тяжело поверить: машину затянули на пологий уклон и затем сняли с тормозов. То есть грузовик просто катится. В Nikola даже подтвердили это, причем заняли удивительно наивную позицию: мол, мы ничего не скрывали, ведь в ролике прямо сказано: «в движении», а не «приведен в движение силовой установкой». Оригинальный ролик сейчас недоступен, но остались кадры из него:

Если ситуацию с видео можно было бы замять, то другие обвинения Hindenburg Research вызывали уже более серьезные опасения и вопросы. По данным расследования, у Nikola нет и не было собственной технологии производства батарей, а Милтон на волне популярности электрокаров просто пудрил мозги инвесторам. При этом представитель Powercell AB, дочерней компании Volvo по исследованиям в области применения водорода для транспорта, назвал заявления Nikola о своих силовых установках «пустой болтовней». Также сомнению подверглись заявления Милтона о производстве водорода, еще и на 81% дешевле конкурентов — на самом деле Nikola не выпускала это топливо.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

В результате, не имея своих наработок, Nikola планировала использовать проекты General Motors. По версии Hindenburg Research, в партнерстве этих двух компаний одна дает все, а другая — почти ничего. Досталось Милтону и за слова о том, что все ключевые компоненты Nikola выпускает сама. Оказалось, что замеченные на одном из видео инверторы созданы компанией Cascadia, а Nikola просто заклеила ее логотип. Все это и еще огромное количество несоответствий между заявлениями и реальным положением дел, что обнаружила Hindenburg Research, поставило Тревора Милтона и саму Nikola к стенке. Подозревать конкурентов в «заказе» Nikola сложно: сама Hindenburg Research тоже владела акциями стартапа — и, похоже, только она решила всерьез изучить, куда влезла.

Компания Nikola сохраняет оптимизм: к концу нынешнего года она планирует достроить завод в Аризоне. Поставить ее в один ряд с Theranos и Juicero, самыми громкими провалами IT-стартапов последних лет, пока что будет неправильно. Nikola все еще держится и, несмотря на падение стоимости акций вместе с подорванной репутацией, от планов по выпуску водородных тягачей не отказывается. Однако даже если компания действительно выпустит свой транспорт, вернуть доверие заказчиков будет весьма непросто.

Источник

Заряженный враг У Илона Маска появился мощный соперник. Конкурент Tesla покоряет мир и стоит миллиарды

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Тревор Милтон. Фото: страница Тревора Милтона в Facebook

Мир еще не успел оправиться от головокружительного успеха компании Tesla, как на горизонте появился еще один производитель, названный в честь изобретателя Николы Теслы и бросающий серьезный вызов автогигантам. Компания Nikola стремительно прошла путь от малоизвестного стартапа, собирающегося выпускать электрические грузовики, до новой восходящей звезды автомобильной индустрии. С момента выхода на IPO в начале июня ее капитализация на максимуме достигала 30 миллиардов долларов — больше, чем у Ford и Fiat-Chrysler, брендов с многолетней историей. Сейчас она превышает 16 миллиардов долларов. При этом Nikola пока не выпустила ни одного автомобиля. Основателя и главу компании Трэвора Милтона уже называют «вторым Илоном Маском», а саму Nikola — «убийцей Tesla». И в этот раз все серьезно: еще ни один конкурент Маска не пользовался такой популярностью и любовью инвесторов. Электрический нокдаун — в материале «Ленты.ру».

Человек с озера

Основатель Nikola Трэвор Милтон — еще более неординарный человек, чем Илон Маск. Даже год его рождения доподлинно неизвестен: по одним данным, он родился в 1981-м, по другим — в 1982-м. Милтон происходит из многодетной семьи мормонов — у него три сестры и брат. Будущий бизнесмен получил религиозное воспитание и сразу после школы провел полтора года в миссионерской поездке по Бразилии. В отличие от Маска, Милтон так и не получил высшего образования — он покинул Университет долины Юта (Utah Valley State College) после первого семестра. Как и Маск, деньги на электромобили он заработал, продав свой первый успешный бизнес-проект.

В 2014 году Worthington Industries выкупила 80 процентов его компании dHybrid Systems. Сумма сделки не разглашалась. Первоначально компания Милтона занималась производством хранилищ для сжиженного и сжатого природного газа, но со временем большую часть прибыли ей начал приносить автомобильный бизнес — dHybrid Systems занялась переводом двигателей тяжелых грузовиков на работу на природном газе. При работе на природном газе каждый километр пути обходится дешевле, чем при работе на дизельном топливе, а вредные выбросы при этом снижаются.

Ничего нового в этой технологии нет: работающие на газе грузовики предлагают многие европейские производители, а российский КамАЗ даже участвует на газовом грузовике в гонках. Неудивительно, что Милтону хотелось большего. Поэтому в 2014 году он основал в Солт-Лейк-Сити, столице штата Юта, компанию Nikola Motor Company, которая должна была стать Tesla в мире грузовых автомобилей. Милтон никогда не скрывал своей любви к этому производителю электрокаров.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

«Я был фанатом Tesla на протяжении шести лет. У меня было две Model S. Поклонники Tesla на протяжении многих лет сталкивались с ненавистью со стороны окружающих, когда компания только начинала свою работу», — написал он в своем Twitter. В том же треде Милтон, впрочем, отметил, что пересел с Tesla Model S на Jaguar I-Pace — электрический кроссовер от британского концерна Jaguar Land Rover. Вероятно, глава Nikola посчитал неэтичным использование в личных целях электромобиля главного потенциального конкурента.

Золотая жила

Причина, по которой Милтон заинтересовался электрическими грузовиками, по его собственным словам, состоит в том, что на них можно заработать больше денег — маржинальность этого бизнеса выше. Однако для грузоперевозок критически важен вес грузовика. Полная масса автопоезда ограничена во всех странах, поэтому чем легче тягач и прицеп, тем тяжелее может быть груз, который он везет. Именно большой вес аккумуляторов всегда был ограничителем для развития электрических грузовиков — на них нельзя перевозить столько же груза, сколько на дизельных машинах. Но Милтон нашел решение проблемы.

Nikola не запасает электроэнергию, а производит ее на борту. Помимо электромотора, на борту грузовиков компании установлены так называемые топливные элементы — электрохимическое устройство, в ячейках которого происходит химическая реакция между водородом и кислородом. В процессе реакции вырабатывается постоянный ток и синтезируется вода, которая потом просто сливается на дорогу. Кислород для реакции забирается из воздуха, а охлажденный до низких температур водород под высоким давлением хранится в баках.

Преимуществ у технологии масса. Помимо меньшей массы, это еще и большая скорость заправки — даже на станциях быстрой зарядки на пополнение 80 процентов емкости аккумулятора уходит 20-30 минут, а заправить бак водорода можно за 3-5 минут. При этом емкость аккумулятора падает на морозе, а запас хода на баке водорода не зависит от внешней температуры. И наконец, утилизация использованных аккумуляторов — это трудоемкий и крайне вредный для окружающей среды процесс, который исключен в случае с автомобилями на топливных элементах.

Проблемная технология

Между тем вышеупомянутая методика также известна достаточно давно — Honda представила первый прототип легкового автомобиля на топливных элементах еще в 1999 году, а в 2008-м начала мелкосерийное производство. Несколько сотен машин были сданы в лизинг клиентам в Калифорнии и Японии. Фактически речь шла о привлечении клиентов к заводским испытаниям, а не о бизнесе. По такой же схеме испытывали свои прототипы Ford, General Motors (GM), Mercedes-Benz и Nissan (самые известные бренды). Еще несколько компаний, включая BMW и даже «АвтоВАЗ», ограничились заводскими испытаниями. Сейчас Toyota, Honda и Hyundai продают машины на топливных элементах через избранных дилеров. Японские компании — в США и Японии, а Hyundai — в Корее. Наибольших успехов добилась Toyota — к концу 2019 года было продано более 10 тысяч машин. Однако серийных грузовиков, работающих на топливных элементах, до сих пор нет.

nikola corporation чем занимается. Смотреть фото nikola corporation чем занимается. Смотреть картинку nikola corporation чем занимается. Картинка про nikola corporation чем занимается. Фото nikola corporation чем занимается

Фото: Massimo Pinca / Reuters

Существует две причины, почему электромобили на топливных элементах так и не стали массовым явлением. Во-первых, отсутствие инфраструктуры, а во-вторых, высокая цена. Пусть машинам на топливных элементах не нужны зарядные станции, зато им нужны водородные заправки, которых в мире еще меньше. Например, в Калифорнии в мае 2019 года была всего 41 водородная заправка и более 18 тысяч зарядных станций.

Что касается цен, Toyota Mirai в США стоит минимум 58 тысяч долларов, в Европе — 66 тысяч евро. При этом нет уверенности, что машины не продаются себе в убыток. По данным Bloomberg, себестоимость Honda FCX Clarity в конце 2000-х составляла 120-140 тысяч долларов. Однако у основателя Nikola есть план по решению этих проблем.

Укрепили тылы

В случае с заправочными станциями Милтон решил пойти по пути Маска и занятьcя возведением инфраструктуры сам. Он заявил, что в ближайшее время в США будет построено 700 заправочных станций, причем каждая будет рассчитана на большое число грузовиков. Кроме того, компания Nikola сама будет производить экологически чистый водород — его получают посредством электролиза из воды, а электричество для процесса берут от ветряных генераторов и солнечных батарей. Килограмм водорода уже сейчас стоит менее четырех долларов, что дешевле дизельного топлива. Милтон верит, что в ближайшем будущем цена опустится ниже трех и даже двух долларов за килограмм.

Источник

Океан лжи: загадочная история Nikola, которая хотела, но не смогла стать второй Tesla

Рано утром 30 ноября 2020 года на лентах финансовых агентств появился меморандум о намерениях между корпорацией Nikola, обещающей в недалеком будущем начать производство грузовиков с электрическими двигателями, и ее партнером, автомобильным гигантом General Motors (GM). Этот документ давно ждали на фондовом рынке, он должен был оформить партнерские отношения между компаниями. Акции Nikola на премаркете (то есть до открытия биржевых торгов в 9:30 по нью-йоркскому времени) взлетели на 40%. Однако затем участники рынка, очевидно, вчитались в полученный документ и отреагировали — в течение двух часов акции компании упали на 60%. Вместе с ними упали и акции GM, правда, всего на 2,7%. Что явилось причиной?

«Зеленая трансформация» — переход к технологиям, снижающим (в идеале до нуля) вредные выбросы в атмосферу, — постепенно стала доминирующей темой в экономической «повестке дня» большинства развитых стран. На этой теме возникли и быстро расцвели многие компании в разных отраслях. В автомобильной индустрии самой яркой историей, несомненно, является Tesla. Вероятно, именно история Tesla и ее харизматичного основателя Илона Маска послужили источником вдохновения для серийного предпринимателя Тревора Милтона, судя по тому, что основанную им в 2014 году компанию он назвал Nikola с явной отсылкой к имени Николы Теслы, легендарного физика и изобретателя.

Миллиардер из мормонов

Счастливая встреча

Изощренное жульничество

Как написали журналисты FT, проводившие расследование деятельности компании и Тревора Милтона, «возникает вопрос, почему инвесторы не потрудились более внимательно взглянуть на деловую историю мистера Милтона». Хотя самыми компрометирующими оказались даже не его деловые, а личные обстоятельства: один из его бывших приятелей попытался потребовать у него полмиллиона долларов за то, чтобы не публиковать его переписку с женщинами, которых он побуждал за деньги спать с нужными ему людьми. История закончилась арестом шантажиста, но после этого другой знакомый Милтона все же опубликовал скриншоты этой переписки в своем твиттере.

И еще один урок, на который теперь обращают внимание многие, — не слишком ли легко странные компании получают листинг и доверие инвесторов, когда идут не через классические IPO, а через «обратные поглощения» с помощью Special-purpose acquisition company? Не пора ли регуляторам обратить на это внимание?

Крупнейшие иностранные автопроизводители заработали за год в России больше 2 трлн рублей

Крупнейшие иностранные автопроизводители заработали за год в России больше 2 трлн рублей

Источник

Инвестидея: Nikola, потому что суперспекулятивно

Сегодня у нас, возможно, самая спекулятивная идея из всех, что мне приходили в голову: взять акции электрокарового стартапа Nikola (NASDAQ: NKLA), чтобы заработать на их отскоке после падения.

Потенциал роста и срок действия: 34% за 16 месяцев; 150% за 5 лет; 347% за 10 лет.

Почему акции могут вырасти: они сильно упали, но очень велика вероятность того, что компания получит поддержку свыше.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т⁠—⁠Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.

И что там с прогнозами автора

Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.

Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.

На чем компания зарабатывает

Ни на чем, у Nikola все еще нет выручки. Она разрабатывает грузовики, которые будут ездить на силе электричества и водорода, а также сеть заправочных станций, где водородный транспорт будет заправляться. Отчет компании бесполезен: производство начнется где-то в 2022—2024 годах.

По своему происхождению Nikola — это SPAC. Что это такое, прочитайте в лонгриде, поскольку это важно для нашей истории.

Как победить выгорание

Аргументы в пользу компании

Упало. Акции компании сильно упали за последний год из-за обвинений в мошенничестве — на 77,66% с пика в сентябре 2020. А недавно основателю компании Тревору Милтону предъявили официальные уголовные обвинения по делу об обмане акционеров.

Пепел Lordstown стучит в их моторе. С текущими прогнозами роста продаж электрокаров, а также масштабными инвестициями и целями в области водородного транспорта акции Nikola вполне могут отскочить. Это, скорее всего, произойдет благодаря спекулятивному наплыву крупных и не очень крупных инвесторов в них, главным образом на почве идеологии.

В последнем выпуске инвестновостей шла речь о том, как пока не состоявшегося производителя электрических пикапов Lordstown Motors спасли вопреки всякой логике. Так же могут спасти и Nikola. Просто потому, что Nikola, несмотря на обвинения в мошенничестве, ставит очень амбициозные цели и вносит значительный вклад в популяризацию процесса перевода транспорта на чистые источники энергии. Это важнейший аргумент в защиту Nikola, учитывая возможности и цели могущественного ESG-лобби.

Конечно, Nikola могут дать бесславно погибнуть, но эффект от этого может стать чрезвычайно болезненным для всех компаний, занимающихся чистым транспортом. Ведь в этом случае инвесторы начнут куда более разборчиво относиться к проектам в этой области, а это сильно замедлит приток денег в эту сферу. Итог совсем невеселый: вся ситуация может сорвать планы по переводу транспорта на чистые источники энергии. Маловероятно, что это допустят, учитывая, сколько средств и сил уже вложено в популяризацию экологичного транспорта. Например, многомиллиардные льготы на покупку электрокаров и накачка капитализации соответствующих компаний.

Поэтому я считаю, что Nikola будут спасать без оглядки на правду несколькими путями.

Так что, даже если его виновность докажут, по большому счету для компании это будет значить не так много, хотя акции наверняка упадут просто из-за репутационного ущерба. Ведь компанию-то не обвиняют ни в чем, единственный козел отпущения тут Милтон. Но все же есть вероятность того, что у Милтона найдутся влиятельные защитники, как ранее у Илона Маска, у которого тоже были проблемы с законом, — и у Маска они чудесным образом решались.

Могут купить. Компанию могут купить, или она может стать партнером крупного автомобилестроительного предприятия. Схожие проекты реализуют Daimler, Hyliion, Hyundai, Lion, Tesla, Toyota и Volvo — Nikola может купить кто-то из них ради ее существующих результатов НИОКР. Или Nikola может хотя бы стать партнером кого-то из них, что придаст ее акциям респектабельности.

Когда-то таким партнером должна была стать General Motors, но после первых обвинений в мошенничестве она поспешила дистанцироваться от Nikola, заключив с компанией лишь очень ограниченное соглашение и отказавшись от покупки крупной доли в ней.

Впрочем, это не значит, что не будет новых партнеров. Обманывал Милтон инвесторов или нет — но сейчас Nikola и вправду работает над своими грузовиками, и, может быть, ей есть что предложить потенциальному партнеру или покупателю.

Понятно, что все эти предпосылки довольно шаткие, но в этом случае можно попробовать рискнуть. У компании капитализация всего лишь 4,42 млрд долларов, накачать ее котировки будет несложно. Так что мы, вероятно, сможем достичь поставленных нами целей, даже если когда-нибудь в неопределенном будущем компания обанкротится.

Эта идея небессмысленна. Nikola будет делать машины для грузоперевозок, что не так уж неразумно с точки зрения конъюнктуры. Практика показывает, что владельцы предприятий в развитых странах уже в достаточной степени индоктринированы ESG-идеологией, а кого не индоктринировали — заставят насильно через суд, как Exxon.

Частных потребителей еще надо убеждать, что им нужен электрокар, а вот владельцев компаний легко «распропагандировать» или даже просто заставить покупать экологически чистый транспорт.

Это не значит, что Nikola сможет стать прибыльной, но потенциально тут есть большой простор для роста ее выручки, поскольку рынок продажи грузовиков и заправочных услуг — это сотни миллиардов долларов. Да и расти этой выручке будет легко, ведь расти она будет от ноля, сейчас выручки нет. Благодаря эффекту низкой базы Nikola будет выглядеть очень круто в глазах инвесторов в первое время после запуска коммерческих операций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *