никитины воспитание детей биография

«Советские Тепляковы»: что стало с детьми-вундеркиндами из семьи Никитиных

«Слава, пришедшая в самом восприимчивом возрасте, может привести к необратимым и очень печальным последствиям. Чрезмерные амбиции, выросшие, как под увеличительным стеклом, под дулом телекамер, перекроют трезвую самооценку, и личность сгорит, не успев толком сформироваться».

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биография

Шумиха вокруг Алисы Тепляковой, поступившей в МГУ в девять лет, заставила журналистов вспомнить советскую семью Никитиных, где тоже растили детей-вундеркиндов.

Многодетные Никитины со своей особой методикой развития и закалки стали известны в 1960-е, и в целом в годы застоя их очень бурно обсуждали. Anews рассказывает, что их отличало и к чему это привело.

Странная семья

«Странная» семья Никитиных, которые отказывались жить «как все», состояла из девяти человек.

Родители – Борис Павлович родом из ставропольской станицы и Лена Алексеевна из подмосковного посёлка Болшево – были педагогами. Они встретились на профессиональной конференции в Москве в декабре 1957 года и поженились в июне 1958-го.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

Борис был старше Лены на 14 лет, и у него уже были трое детей от первого брака. Правда, бывшая жена не давала ему с ними видеться.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

Затем в течение 13 лет, фактически каждые полтора года, у Никитиных появлялось по ребёнку.

С 1959-го по 1971-й они родили семерых: трёх мальчиков – Алексея, Антона, Ивана – и четырёх девочек – Ольгу, Анну, Юлию, Любовь.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияНикитины в 1968 году. РИА Новости / Дмитрий Чернов

Многодетная семья долго ютилась в щитовом домике с печкой в Болшево, а после рождения седьмого ребёнка переехала в большую двухэтажную генеральскую дачу с отопительным котлом, холодным водопроводом и огромным участком.

Но жили всё равно очень скромно и во многом «по-спартански».

Как Маугли: принципы развития семьи Никитиных

Пожалуй, больше всего Никитины прославились своим закаливанием. Малыши радостно бегали голышом на морозе, их обливали холодной водой. В доме держали окна открытыми и не боялись сквозняков.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияРИА Новости / Фред Гринберг

В семье вообще был культ естественного, «природного» развития: минимум одежды, минимум лекарств и максимум физкультуры. Причём без принуждения. Для этого в доме родители устроили спортивную комнату с гимнастическими снарядами, где дети лазили, когда хотели, проявляя чудеса ловкости и гибкости.

«Дети Никитиных выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые», – говорится на сайте nikitiny.ru, посвящённом опыту этой семьи.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

Кроме того, отец семейства был твёрдо убеждён, что в каждом ребёнке от рождения в изобилии заложены богатые способности в самых разных сферах, и если помочь ему рано и активно развиваться ещё до школы, как физически, так и умственно, то он будет расти если не гением, то очень здоровым и творческим человеком.

Родители придумывали детям развивающие игры, обучали чтению уже в два-четыре года и в целом обустраивали окружающее пространство так, чтобы максимально стимулировать их любознательность и стремление постигать мир.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

С такой домашней подготовкой Никитины отдавали детей в школу уже в пять лет, и потом те просто перескакивали через классы, намного опережая сверстников.

«До сих пор страдая от последствий…»

Методика Никитиных вызвала яростные споры. В начале 1970-х её осудили с точки зрения «официальной» советской медицины и педагогики, да и в обществе было много критики и сомнений.

Сама мать семейства Лена Алексеевна, овдовев, рассказывала журналу «Огонёк» в 2000 году, как сомневалась в принципах обращения с детьми, на которых настаивал муж. Иногда поступала наперекор.

В статье описан случай с первенцем: «У Алёшки начался диатез, ночами он подолгу плакал в своей кроватке. Борис не пускал её к сыну – пусть плачет! Месяца два терпела, потом взяла малыша к себе. И впервые все спали спокойно. Вот так её подчинение треснуло – и появился один из постулатов системы Никитиных: учиться жить своим умом, не только чужим».

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

С другой стороны, у семьи также появилось немало сторонников, в том числе среди известных врачей, и даже последователи.

Сами Никитины ничего не пропагандировали, но поскольку к ним был огромный интерес, родители всегда соглашались выступить с объяснениями. Борис Павлович ездил с лекциями по городам, а дом Никитиных стал открыт для всех желающих, от журналистов и исследователей до простых любопытствующих.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияnikitiny_official / instagram

Дети впоследствии признались, что вся семья страдала от этой вынужденной публичности – кроме отца, жившего своими педагогическими идеалами. По словам дочери Юлии, их родной дом стал как аквариум, где все могли бесцеремонно их разглядывать.

«Ситуация была тяжела для всех, кроме Бориса Павловича. А детям, чей юношеский и подростковый возраст выпал именно на это время, “аквариум” существенно осложнил жизнь, – пишут потомки Никитиных. – До сих пор страдая от последствий вынужденной публичности, мы закрываем собственные семьи от подобных испытаний».

Кроме того, из-за ускоренного развития, раннего поступления в школу и перескакивания через классы у некоторых детей были проблемы с социализацией. В итоге никто из них не повёл своих собственных детей в школу раньше.

Также далеко не все дети Никитиных приветствуют идею многодетности. Четверо из семи родили только двоих и на этом остановились.

«Дети, на мой взгляд, требуют огромного внимания, терпения и просто времени. Если их трое – женщине уже нужно про себя забыть. Поэтому многодетность – выбор немногих, и я считаю это нормальным», – цитирует «МК» дочь Юлию.

И всё же трое из семерых пошли по стопам родителей – младшая, Любовь, даже перещеголяла их, став мамой 11 детей. Всего клан Никитиных сейчас насчитывает 28 внуков и пока 14 правнуков, сообщается в инстаграме семейства.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияВнучки Никитиных с портретом бабушки и деда, 2020 год. nikitiny_official / instagram

«Кто-то справился более успешно, кто-то менее»

В целом, как теперь пишут в прессе, гениев из детей Никитиных не вышло. Но всё-таки каждый из них состоялся в своей области.

Алексей окончил физфак в Москве, работает в области радиоэлектроники, живёт с семьёй в Лондоне. Сейчас ему 62 года.

Антон в 13 лет прошёл программу химического техникума, позже уже со сверстниками окончил химфак МГУ. Работает в области иммунологических исследований, живёт в Москве. Ему 61 год.

Три сестры – Ольга, Анна и Любовь – живут рядом в подмосковном Королёве, где осталось их родовое гнездо. Пока была жива мать Лена Алексеевна, все три семейства жили вместе с ней.

Ольга (59 лет) после школы окончила педучилище, потом юрфак МГУ. Анна (57 лет) стала медсестрой. Любовь, у которой 11 детей, окончила библиотечный техникум. Сейчас ей 50 лет.

Юлия окончила Московский институт культуры, живёт в Ярославле. Ей 55 лет.

Иван окончил техникум космического машиностроения, потом операторские курсы при ВГИКе. Он второй из младших Никитиных по многодетности – родил пятерых. Сейчас ему 52 года.

Несмотря на негативные моменты своего детства, потомки Никитиных считают методику своих родителей очень ценной и во многом повторили их опыт в собственных семьях.

Но, по собственному опыту, они призывают современных родителей не подвергать своих детей сверхвниманию и не тянуть за шиворот к славе.

«Слава, пришедшая в самом восприимчивом возрасте, может привести к необратимым и очень печальным последствиям. Чрезмерные амбиции, выросшие, как под увеличительным стеклом, под дулом телекамер, перекроют трезвую самооценку, и личность сгорит, не успев толком сформироваться», – предупреждают они.

И приводят личный пример: «Кто-то из семерых Никитиных справился с постоянно преодолеваемым давлением более успешно, кто-то менее. Некоторые считают, что выстоять им помог только огромный заряд любви и доверия, полученный в семье».

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияНесколько поколений Никитиных на «общем сборе» во дворе родового гнезда, 2021 год. nikitiny_official / instagram

Источник

Про нас

Про нас // Кто такие Никитины

Никитины Борис Павлович (21.01.1916, станица Суворовская Ставропольского края – 30.01.1999, Москва) и Лена Алексеевна (31.01.1930, Болшево Московской области) – российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, родители семерых детей, авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания. Стали известными с 60-х годов 20 века в СССР, позже в Германии, Японии и других странах. В период наибольшей популярности (70-е – 80-е годы 20 в.) книги Никитиных расходились миллионными тиражами, в их дом ежегодно приезжало до 1000 гостей, на встречи и лекции в разных городах Советского Союза приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным родительством».

Борис и Лена. До встречи.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияОтец, Павел Михайлович Никитин (21.12.1889 – 21.03.1981, Болшево), кубанский казак, б ыл единственным сыном от первого брака своей матери. После смерти мужа та вторично вышла замуж, и у Павла Никитина появилось пятеро братьев и сестер Стёпкиных. Мать Б.П. Зинаида Николаевна Вострикова и младшая сестра Зоя рано умерли. Борис очень любил обеих, болезненно пережил потерю, и рассказывал о них мало. Отношения Павла Михайловича с сыном Борисом оставались непростыми всю жизнь. С 1972 года до своей кончины в 1981 году П.М. прожил с семьей сына. Идеями Бориса и его жены Павел Михайлович не интересовался, выражая лишь молчаливое неодобрение чрезмерной демократии в семье, но и не вмешивался. Его единственной любимицей в большой семье сына была младшая внучка Любаша. Никогда не жаловался на здоровье, до последних дней работал в огороде, читал газеты.

Борис в 1934 закончил школу с отличным аттестатом, три курса учился в индустриальном институте. Поступил в Военно-воздушную академию им. Жуковского, в 1941 году заканчивал 4-й курс, но из-за начавшейся войны весь их курс был выпущен досрочно (на год раньше), Борис получил специальность «инженер-механик по вооружению». С юности серьезно занимался спортом (спортивная гимнастика, легкая атлетика).

В 1939 году женился на Елене Петровне Русановой, от первого брака у него трое детей – Светлана (1941), Павел (1943) и Алексей (1946). По настоянию жены в 1954 году супруги расстаются (официальное свидетельство о прекращении брака датировано 22.09.1956 г.). Для Б.П. это было серьезным потрясением, тем более что бывшая супруга не давала ему общаться с детьми. Долгое время Б.П. поддерживает свою первую семью материально. Только старший сын Павел сохраняет фамилию Никитин и втайне от матери поддерживает отношения с отцом и его второй семьей. После смерти Б.П. в 1999 году Павел остается самым старшим мужчиной рода Никитиных и вместе со своей женой отечески опекает всех своих сестер и братьев до сих пор.

Во время войны Б.П. служит в запасном авиационном полку инструктором на курсах подготовки военных летчиков под Саратовом. Позже вспоминал, что придумал простой тренажер для повышения точности стрельбы курсантов. Двое из его учеников стали Героями Советского Союза, один из них ему писал: «Борис Павлович, ваша «палочка» (это о том самом тренажере) помогла…». С 1946 года продолжает служить под Москвой (в Ногинске), и демобилизуется из армии в 1949 году, в период массовой демобилизации, в звании инженер-майора.

После его демобилизации семья переезжает в Москву к матери супруги. Сначала Б.П. работает в Государственном комитете по трудовым резервам, откуда его в начале 50-х увольняют за несогласие с официальными установками по воспитанию молодежи. После работает инженером, преподавателем в училище, учителем физкультуры, учителем труда в школе – по трудовой книжке у Б.П. более десяти профессий.

Но несколько раньше, 10 декабря 1957 года, на педагогической конференции в Москве Б.П. встречается с Леной Литвиновой.

никитины воспитание детей биография. Смотреть фото никитины воспитание детей биография. Смотреть картинку никитины воспитание детей биография. Картинка про никитины воспитание детей биография. Фото никитины воспитание детей биографияЛена Алексеевна Литвинова родилась 31 января 1930 года в подмосковном поселке Болшево под Москвой (ныне г. Королев).

В 1948 году Лена окончила школу с золотой медалью. В 1950 году – Московский городской библиотечный техникум (диплом с отличием), в 1954 году – Московский областной педагогический институт (факультет русского языка и литературы).

Лену оставляли работать в Москве, но тут проявился «поперечный», как говорили родные, характер Лены – она уехала учителем русского языка и литературы в алтайское село Воеводское. Обучая деревенских ребятишек, она обнаружила, что предложенные шаблоны и методики не работают, и стала разрабатывать собственные методы и упражнения. Алтайские годы (1954-1956) были временем получения важнейшего жизненного опыта. Позже ЛА говорила: «Я их учила русскому языку, а они меня учили жизни».

С 1956 по 1960 год работала в Московской железнодорожной школе № 40.

Встреча и первые годы

10 декабря 1957 года Борис и Лена, двое учителей, встретились на педагогической конференции (совещании) в Москве. На мероприятие, по воспоминаниям, обоим очень не хотелось идти. День встречи позже стал любимым и главным семейным праздником (см. Наши традиции). Дату регистрации брака (июнь 1958) оба не вспоминали.

В 1959 году у молодой семьи родился старший сын Алексей. С первых же дней его жизни Б.П. начинает вести дневник наблюдений, куда заносит параметры физического развития, результаты медицинских осмотров, психологические наблюдения.

1960 год – рождается сын Антон, 1962 год – дочь Ольга. Для каждого заводится свой дневник.

Оба продолжали работать по очереди (Борис – утром, Лена – вечером). Опыта обращения с новорожденными у обоих не было. Няню нанимать и в голову не приходило, так оба были потрясены «Чудом, имя которому – Мой Ребенок» (цитата из книги «Мы и наши дети»). Помогать тоже было особенно некому – все родные работали. Действовали по интуиции, внимательно следя за реакциями малышей, радуясь своим открытиям.

Отличный спортсмен и опытный тренер, Б.П. сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни – вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка – просто семья жила на очень скромные средства, считая это вполне нормальным).

Спустя 40 лет, в 2002 году Лена Алексеевна написала: «Три кита», на которых и выросла наша концепция развития ребенка. Во-первых, с самого начала жизни богатая для разнообразной деятельности обстановка. Во-вторых, свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх. И, в-третьих, наша искренняя заинтересованность во всех их делах».

Интересно, что при этом Л.А. называет «раннее развитие» «на самом-то деле не ранним, а просто своевременным» (см. рубрика «Книги и статьи». Мнение Л.А. о раннем развитии»). О «своевременности» говорил и Б.П..

1962 год – первая публикация о семье, где «дети бегают по снегу босиком», с явно положительной оценкой опыта.

К дому на Школьной площадке, 51 быстро протоптали дорогу журналисты (во все времена голодные до сенсаций). Б.П. их встречал с энтузиазмом, искренне считая, что тем самым дает возможность большему количеству людей приобщиться к его важным открытиям и наблюдениям. В это же время он не жалеет денег на книги и собирает библиотеку медицинской и педагогической литературы, посвященной раннему детству, беременности и родам, уходу за малышом, играм и занятиям с детьми, внимательно изучает эти книги. Подтверждение своим выводам он находит, как правило, в дореволюционных и зарубежных источниках.

В 1964 году родилась Анна, в 1966 – Юлия, в 1969 – Иван, в 1971 – Любовь.

О каждом родители по-прежнему ведут подробнейшие дневники наблюдений. Все выводы о крепком детском здоровье и возможностях быстрого и разностороннего развития детей до школы подтверждаются и дополняются в жизни, не только собственно семьи Никитиных, но и многих, кто начинает следовать их примеру.

С середины 60-х годов Никитиных начали приглашать выступать перед родителями, учителями, врачами. Устанавливаются тесные и теплые контакты со многими учеными, педагогами, медиками, которые находят возможность приехать в дом Никитиных. Пресса все чаще пишет о семье. Имеют успех и первые авторские публикации. С помощью друзей в 1969 году в сборнике научных работ Новосибирского Академгородка была опубликована «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» Б.П. Никитина.

Сходство и разница характеров

Обоим помог преподавательский опыт – выступления всегда были живые, яркие, вызывали большое доверие у слушателей. Искренность, ответственность, самокритичность, как ключевые черты характеров обоих, подкупали еще больше.

Никитины выступали перед самыми разными аудиториями. Как правило, их принимали очень тепло, встречи продолжались долго, в конце выступающих всегда обступали десятки людей, задавая «личные» вопросы. Самыми трудными были встречи с врачами, но и те к концу выступления нередко становились союзниками Никитиных. Младшим детям запомнилось, какими воодушевленными и растроганными вернулись родители после одной поездки. В аудитории, где собрались только медики, выступление длилось несколько часов, а когда супруги уже уходили со сцены, весь зал встал, провожая их искренними аплодисментами (на характерном для эпохи общем фоне советских «аплодисментов по команде» эффект, конечно, был сильнейшим). Лена Алексеевна рассказывала: «Иногда и на наши выступления «сгоняли», как на партийные собрания. Выходишь на сцену: зал молчит, лица настороженные, недоверчивые, уставшие, закрытые. И как эти же лица преображаются к концу встречи, взгляды оживают, люди улыбаются, реагируют!»

Все статьи и книги тоже писались и публиковались по инициативе, а иногда и под давлением редакций и издательств (ведь книги моментально раскупались, а газеты со статьями Никитиных прибавляли изданиям популярности). Представить было невозможно, чтобы Б.П. «обивал пороги», чтобы издать свои рукописи. Да у него на это и времени не было.

Интересно, что Борису Павловичу удавалось органично сочетать почти несочетаемое: он жил и работал в одной сфере – в семье, продолжая относиться к происходящему в собственном доме как к предмету исследования, и, очень любя всех своих детей, при этом скрупулезно измерял, записывал и анализировал данные интеллектуального, физического и прочего развития всех семерых.

Лена Алексеевна воспринимала происходящее в семье и вокруг семьи гораздо сложнее. Открытый дом, доступность для журналистов, обилие гостей, которым малыши с удовольствием демонстрировали свои умения, необходимость общения с огромным количеством незнакомых людей стало большим психологическим напряжением для Л.А., а позже и для большинства подросших детей. К тому же отношение многих приезжающих к семье было, увы, либо как к «объекту эксперимента», либо не выходило за рамки обычного любопытства.

После долгих семейных споров в конце семидесятых недалеко от дома на заметной толстой березе появилось огромное объявление: «Уважаемые товарищи! Извините нас, но мы больше не в состоянии принимать в доме всех желающих. Пожалуйста, приезжайте к нам в последнее воскресенье каждого месяца, в любое время дня, после 10 часов».

Традиция «последнего воскресенья» в доме Никитиных продолжалась до начала 2000-х гг. Отчетливые воспоминания Никитиных-младших: наступает последнее воскресенье месяца – и на обычно безлюдной поселковой улице Гражданской, ведущей к ближайшей пригородной платформе Валентиновка, появлялись многочисленные группы, пары и семьи явно не местных людей, направляющиеся в их дом… Многие приезжали из других городов, и для Б.П. и Л.А. было совершено естественным оставить гостей ночевать, а то и жить на несколько дней, а иногда и недель. В 90-е, когда в доме стали жить семьи выросших детей, встречи со «всеми желающими» стали проходить в ближайшей Валентиновской начальной школе. Впрочем, нередко приезжали и в остальные дни месяца, и всех в доме Никитиных по-прежнему принимали.

После первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) последовали многочисленные статьи и публикации.

Поток молодых родителей в дом Никитиных в эти годы не иссякал. Родные и соседи, сперва осуждавшие «новшества» супругов, потом предпочитали не вмешиваться. Интересно, что человеческие отношения с ними всегда сохранялись теплыми, детвора с окрестных дворов постоянно «паслась» у Никитиных, а Б.П. находил время организовать с ними полезные и просто добрые дела, устраивать для всех спортивные или интеллектуальные турниры.

«Официальные» советские медицина и педагогика, сначала вроде бы не замечавшие странное семейство, наконец, публично осудили «методы Никитиных» (начало 70-х, публикация «Осторожно, детство!»).

«Запрет» вызвал обратную реакцию. Семье присылали вещи и помогали, чем могли, многочисленные друзья и совершенно незнакомые люди. Примерно в это же время Б.П. начали предлагать деньги за выступления. Он никогда не отказывался, но и никогда, до конца дней, не требовал оплаты своих выступлений. Те, кто приглашал Никитиных в другие города, как правило, поступали просто: супругам оплачивали дорогу и принимали как дорогих гостей. Приглашали же их по всему Советскому Союзу – до 300 встреч в год.

Несколько крупных ученых защитили и поддержали семью. Академик Н.А. Амосов (Николай Михайлович Амосов (1913-2002) — советский и украинский кардиохирург с мировым именем, учёный, автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта, опубликовал многие популярные книги о здоровье) и профессор И.А. Аршавский (Илья Аркадьевич Аршавский (1903 – 1996) российский физиолог, основоположник возрастной физиологии. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов, В течение нескольких лет сотрудники его лаборатории регулярно (2 раза в год) проводили обследования состояния здоровья всех детей) приезжали в дом Никитиных, написали статьи в их защиту (книга Никитиных «Мы и наши дети» впервые вышла, «защищенная» предисловием Амосова и послесловием Аршавского). Простые же люди просто валом валили в поселок Болшево под Москвой, находя в опыте семьи выход из замкнутого круга детских болезней и семейных проблем. Многие из них затем называли себя последователями Никитиных.

Существенную роль, как думается, в утверждении своих позиций и росте популярности семьи сыграло противостояние государству, к которому Никитиных, по существу, вынудила сама государственная система.

Система? Скорее образ жизни

Б.П. и Л.А. сделали всё, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за много лет внимательных наблюдений не за одним-двумя, а за семерыми малышами, а затем и за детьми своих многочисленных сторонников. Параллельно Б.П. продолжал постоянно изучать всю доступную ему литературу, народный опыт, достижения последователей. Как в 2005 году писал старший сын Алексей, «какой-то специальной системы никогда не существовало. Был ряд принципов, взятых из практики и здравого смысла, опиравшихся в огромной степени на традиционные подходы к физическому воспитанию детей у разных народностей, в первую очередь России, и работу педагогов, в том числе и Монтессори. Был совершенно замечательный практический опыт, доказавший жизненность и важность этих принципов».

Сейчас, в 2011 году, мы попытались так сформулировать эти базовые принципы.

«Раннее начало» (! при формулировке этого тезиса у нас возникли серьезные споры. Данный вариант принят как рабочий и будет уточняться).

Тот самый «запуск» разнообразных способностей, которые, по твердому убеждению Бориса Павловича, в изобилии заложены в каждом ребенке от рождения. Причем в раннем возрасте они настолько связаны между собой, что чем раньше малыш начинает ползать, ходить, плавать и исследовать, тем активнее развивается у него сознание и, соответственно, интеллектуальные способности (см. об этом книги и интервью И.А.Аршавского). Следовательно, считал Никитин, нужно создать очень насыщенную домашнюю среду, и ребенок будет обучаться всему просто, как обучается дышать – в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п. Родителям же надо внимательно, без насилия и давления, помогать ребенку развиваться и двигаться вперед.

А вот как формулировал основные принципы воспитания сам Борис Павлович (примерно в середине 90-х гг):

«1. Возможно более раннее начало развития всех функций и способностей, вернее отыскание оптимума (кое-что возможно и в эмбриональном периоде).

2. Возможно более разностороннее, вернее многостороннее развитие, т.е. не только известных нам скелетно-мышечной системы, органов чувств и способностей, но и способность чувствовать состояние другого человека, улавливать мысли и желания другого, способность к гипнозу, телекинезу, ясновидению и т.п.

3. Возможно более совершенное развитие с точки зрения:

а) методики развития;

в) стимулов развития;

г) условий развития;

д) увлеченности самого ребенка.

4. Возможно более высокое развитие, т.е. высший конечный результат. Если в отношении физического развития мы видим вершины достижений (рекорды), то в отношении психических качеств пределов, видимо, не существует, как нет конца развитию материи».

Эти основные идеи культивировал и пропагандировал Борис Павлович – искренне, бескорыстно и воодушевленно.

В 80-е годы слава семьи стала признанной. Книги были изданы за рубежом. Регулярно проходили теле- и радиопередачи с участием Б.П. и Л.А. Супруги Никитины активно выступали. Лена Алексеевна несколько лет вела рубрику «Домашний педсовет» в «Комсомольской правде», где раскрылся ее незаурядный литературный талант, затем вела ТВ-программу «Для вас, родители». В 1986 году Симон Львович Соловейчик собирает педагогов-новаторов (Ш.Амонашвили, В.Шаталов, С.Лысенкова и другие, в том числе и Б. и Л. Никитины), которые подписывают манифест «педагогики сотрудничества». Никитины присоединяются к манифесту с существенными оговорками, так как там не сказано о роли производительного труда в школе.

Так или иначе, воздействие «медных труб», рано прогремевших для Никитиных-младших, для некоторых из них оказалось настолько серьезным, что необходимо сказать о нем отдельно, и отделить «зерна от плевел».

Наработки наших родителей в области раннего детства – это то, что мы поддерживаем, чем всегда готовы делиться, хотим развивать дальше в своих семьях и обсуждать, в том числе на этом сайте.

При этом, до сих пор страдая от последствий вынужденной публичности семьи Никитиных, мы закрываем собственные семьи от подобных испытаний, и на вопросы, касающиеся личной жизни, каждый из нас отвечает так, как считает нужным.

В 1992 году на базе средней школы-новостройки г. Королева (ныне школа-гимназия № 18 имени Илюшина) открылся Авторский педагогический центр Никитиных (АПЦН) – как открытая творческая площадка для реализации идей молодых педагогов.

Однако Борису Павловичу к этому времени было уже 76, Лене Алексеевне – 62. Реализовать свои идеи в школе им было уже просто не под силу. Они ограничились написанием краткой «педагогической концепции непрерывного образования», но «методиками», необходимыми для функционирования центра, не занимались.

Более подробный материал о центре и его работе готовится.

30 января 1999 года в отделении реанимации Московской больницы № 31 Борис Павлович скончался. Это было неожиданностью для всех. Еще за 2 недели до этой даты он, как обычно, мог подтянуться на турнике и вытолкнуть одной рукой гирю… 20 января произошел разрыв аневризмы аорты, потеря около 2-х литров крови. Спокойно и в ясном сознании он говорит: «Видимо, пришло моё время. Я и так прожил больше среднестатистического. ». На уговоры родных лечь в больницу Борис Павлович был сначала непреклонен: «Нет уж, увольте! Жил без помощи медиков, и умру как-нибудь без их помощи!». Только к вечеру, сжалившись над женой и детьми, он согласился ехать в одну из лучших клиник Москвы. Операция по замене участка аорты в день его 83-летия – 21 января – проходит очень удачно (Сосудистый хирург, проводивший операцию, сказал: «Организм сорокалетнего мужчины»), 24 января разрешают посещения родных. И этот день для многих останется последним разговором-встречей с Борисом Павловичем. 25 января состояние ухудшается, нарастает сердечно-легочная недостаточность. Ночь с 29 на 30 января становится для него последней.

Во-первых, Лена Алексеевна была категорически против любого рода «пиара» и зарабатывания детьми денег на том, чему бескорыстно служил их отец. А поскольку у каждого из семерых к этому времени были собственные семьи с маленькими детьми, заниматься в виде хобби, например, выпуском «дедушкиных игр» было просто нереально.

Во-вторых, все дети очень устали и от ситуации «аквариума», и некоторой «зацикленности» семейного общения на темах, связанных с ранним детством. У каждого были собственные профессиональные интересы и круг друзей, не связанных с педагогикой и медициной.

В-третьих, многие наработки и предложения Б.П. и Л.А. к этому моменту так или иначе уже вошли или постепенно входили в жизнь. Развивающие игры» выпускали многие (с авторскими правами на игры и их защитой, в отличие от книг, ситуация намного сложнее), книги были изданы миллионными тиражами и были вполне доступны, многочисленные друзья и знакомые могли и так обратиться с вопросом в любой момент.

Мы делаем этот сайт все вместе. Очень непросто находить общий язык и общие решения множественному, разъехавшемуся, сложному, многоликому семейству. Нам помогает общая огромная благодарность Б.П. и Л.А. и никуда не пропадающее доверие друг к другу. Кроме того, мы думаем, что само дело, безусловно, того стоит.

Наши родители успели сделать очень многое. Но «первоисточников», то есть книг Б. и Л. Никитиных, в печатном виде уже не найти, а в интернете есть далеко не все. На запросы о Никитиных, «методиках Никитиных» и т.п. нередко выдается информация, мягко говоря, несоответствующая действительности, а иногда просто вранье. Под «развивающими играми», иногда со ссылкой на Никитиных, чего только не предлагается. В то же время к членам семьи по-прежнему стекается интереснейшая информация о развитии детей, приходят все новые люди, которые интересуются опытом Никитиных, и так или иначе продолжают его. Создание сайта назрело. И мы рады этому.

Насколько это возможно, мы хотим сделать доступными все работы Б.П. и Л.А. в сфере изучения семьи и детства. Алексей Никитин (старший сын) на одном из интернет-форумов однажды очень хорошо сформулировал: «Книги Никитиных надо читать, как приглашение к размышлению, свежему взгляду на ребенка и его возможности, а также на наши обязанности по отношению к нему. Не ищите «системы», думайте своей головой, подходите к делу творчески, и всегда помните, что главный критерий – это сам ребенок, его настроение, состояние, реакции, успехи и достижения, которых он добился САМ».

Кроме того, этот сайт – для общения всех тех, кого объединяет «сознательное родительство», кому дорого слово «семья» и всё, что с этим связано, кто хочет жить со своими детьми радостно и свободно, воспринимая совместное существование не как тяжелую обязанность, а как один из самых творческих и счастливых периодов жизни.

Июнь-декабрь 2011. Королёв, Москва, Ярославль, Лондон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *