ничего нет случайного в этой жизни

Почему случайности не случайны?

Все случайности в нашей жизни – не случайны. Вы никогда не задумывались над тем, почему так происходит? Все случайности настолько неслучайны, что даже если очень постараться и определить их упорядоченность, то ничего из этого не получится. Невозможно определить случайность, как простое совпадение. Со всеми нами происходят неприятности. Они не приходят просто так, не появляются из ниоткуда. На это есть свои причины, разобравшись и устранив которые, мы легко избавимся от ненужных проблем.

Ничто не случайно – тайный смысл есть во всем

Нас окружает замкнутая система, которая состоит из множества частей, которые находятся в тесном взаимодействии, взаимосвязаны и действуют в тесном согласии. Ничто не происходит случайно, не остаётся незамеченным и безнаказанным.

Все неприятности, которые происходят с нами – это не наказание Высших сил, а конечный результат наших действий, нарушение нами самими Законов Высших. Мы сами создаём себе неприятности, неся ответственность за все содеянное нами. Постигши эту науку жизни, мы пытаемся исправить свои ошибки, находим возможность для духовного роста.

Почему случайности не случайны

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

Нами правят Высшие Законы, законы справедливые и гармоничные. Наше эго часто не позволяет увидеть и принять это. Мы сами причина того, что происходит с нами. Поэтому мы должны на себе прочувствовать то, что делаем и посылаем другим. Так устроен мир, только так мы можем стать мудрыми и заслужить право на счастье.

Не стоит злиться на человека, который создал тебе неприятности, не стоит подпитывать негативом собственное эго. Особа, от которой пришла эта неприятность не является ее источником, а всего-навсего есть ее проводником. Таким образом, Жизнь указывает нам на наши собственные ошибки, заставляет задуматься, что-то осознать и сделать правильные выводы. Неприятная ситуация случилась бы все равно, независимо от того, кто стал ее проводником.

Из неприятностей нужно извлекать урок

Если одна и та же неприятность повторяется – мы повторно наступаем на одни и те же грабли. Жизнь снова и снова пытается нас чему-то научить, а мы все плохо и плохо усваиваем этот урок. Следует задуматься, а не обвинять в проблемах других, следует сделать правильный выбор и остановиться, а не продолжать совершать глупости. Жизнь вынуждена учить нас с помощью самых жёстких ситуаций.

Здесь идёт речь только о негативных случайностях, но ведь они не всегда негативные, как быть в таком случае. Если к примеру я отправила сообщение по ошибке не тому человеку, но с тем же именем, это ведь не негативная случайность, а просто случайность

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

Более 20 экспертов в области эзотерики готовы поговорить с вами по телефону или в чате.

Источник

Цитаты про случайность

Кунг-фу Панда (Kung Fu Panda)

Случайности не случайны.

Фридрих Вильгельм Ницше

Победители не верят в случайность.

Зигмунд Фрейд

Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.

Хулио Кортасар. Игра в классики

Случайная встреча — самая неслучайная вещь на свете, а люди, что назначают точное время и место свидания – это те самые, которые пишут только на разлинованной бумаге и выдавливают зубную пасту из тюбика, обязательно начиная снизу.

Как я встретил вашу маму (How I Met Your Mother)

Величайшие моменты вашей жизни не всегда являются результатом ваших действий.

Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия

Если любви суждено стать незабываемой, с первой же минуты к ней должны слетаться случайности, как слетались птицы на плечи Франциска Ассизского.

Иэн Бэнкс. Улица отчаяния

Если не знаешь, как поступить, очень полезно кинуть монетку, твердо при этом решив, что как она скажет, так и будет.
Таким методом ты можешь абсолютно точно узнать, чего же ты в действительности хочешь, — в том, конечно же, случае, если монета пойдет против желания.

Чак Паланик. Уцелевший

То, что мы называем хаосом — это всего лишь закономерности, которые мы не сумели распознать. То, что мы называем случайностями — это всего лишь закономерности, которые мы не в состоянии расшифровать. То, что мы не можем понять, мы называем бредом. То, что мы не можем прочесть, мы называем тарабарщиной.

чтение закономерность случайность хаос непонимание

Дмитрий Емец. Таня Гроттер и проклятие некромага

Случайностей не бывает. Каждую минуту нам даются ответы, и надо только понять, на какой именно вопрос.

Обмани меня / Теория лжи (Lie To Me)

В жизни ничто не бывает случайно.

Случайная цитата

Олег Рой. Одно чудесное пари

Те, кто живёт в благоустроенных домах, даже не задумываются, насколько современный человек зависим от цивилизации, от бытовых удобств, которые кажутся чем-то естественным, само собой разумеющимся… До тех пор, пока они есть. Но когда ты лишён самого необходимого, когда тебе каждый день приходится бороться за своё существование, то любое, хоть малейшее изменение в лучшую сторону, воспринимается, как подарок судьбы.

*По техническим причинам, сайт может быть временно недоступен. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Источник

В жизни всё не случайно

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

«Роковое стечение обстоятельств», «повезло», «не повезло» и тому подобные реплики часто можно слышать, когда происходит что-то неожиданное. При этом не так важно, приятной является неожиданность или неприятной — часто она воспринимается, как нечто случайное. Когда человек выигрывает миллион в лотерею, большинство людей скажут, что ему повезло. Но так ли это на самом деле? Всё ли происходит случайно и ничем не обусловлено?

Восприятие происходящих событий, как случайных — это достаточно поверхностное восприятие реальности. К примеру, даже чтобы выиграть миллион, как минимум, нужно купить лотерейный билет. Иначе может быть как в том популярном анекдоте, где человек всю жизнь молился Богу, прося выигрыш в лотерею, а в конце выясняется, что он даже ни разу не купил билет. Таким образом, у всего происходящего есть причина — другой вопрос в том, что мы можем её не видеть и тогда мы говорим: «повезло/не повезло», «случайность» и так далее.

Случайность или последствия кармы?

Начнём с простого: случайностей не бывает. Все в жизни происходит не случайно. Существует закон сохранения энергии, согласно которому ничто не может появиться просто из ниоткуда или исчезнуть в никуда. И если человек выиграл в лотерею — это произошло не только потому, что он купил билет, а потом ему «повезло». Всё, что происходит в нашем мире обусловлено движением и конвертацией энергии.

И большой денежный выигрыш в данном случае — это конвертация энергии человека. А есть у него эта энергия лишь потому, что в прошлом он создал для этого причину. Но самое интересное происходит дальше. Статистика большинства игорных заведений неутешительна: большинство игроков, которые ушли с большим выигрышем, затем очень быстро так же «успешно» уходят из жизни. Причина проста — они конвертировали большое количество энергии в деньги, и этой энергии им попросту дальше не хватило на жизнь, здоровье и так далее.

Наверное, для этого и придумали термин «везение», — чтобы не погружаться в рассмотрение тонких материй. Если человеку «повезло», то он приложил к этому усилия. К примеру, Шри Свами Шивананда так пишет о чудесах воздержания: «тот, кто не позволяет вылиться даже капле семени в течение периода в 12 лет — войдёт в Самадхи без всякого усилия». Очень интересная формулировка «без всякого усилия». Если отбросить первую часть цитаты, то можно сказать, что человеку «повезло» — он вошел в Самадхи без усилия.

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

Надо отметить, что Самадхи — это высшая ступень в йоге, совершенство медитации, когда индивидуальное сознание сливается с космическим. И конечно, утверждение о том, что в такое состояние человек вошёл «без всякого усилия» очень вдохновляет… если не рассмотреть первую часть фразы, в которой говорится, что он практиковал воздержание в течение 12 лет. А это, особенно в современном мире, не так-то просто. С таким же успехом можно сказать, например, про спортсмена, который 12 лет тренировался, а затем стал чемпионом «без всякого усилия».

И так во всём — мы получаем лишь последствия того, к чему прикладывали усилия, на что тратили своё время и куда направляли внимание.

Таким образом, случайностей и везения попросту не бывает. У всего есть причина. Да, эта причина может быть далеко в прошлом, мы не всегда можем отследить причинно-следственную связь, но мы должны понимать — если с нами что-то произошло, мы для этого создали причину. Если этой причиной был благостный поступок, мы получаем благо, если причиной был недостойный поступок — последствия будут соответствующими.

Случай — псевдоним Бога

Есть один хороший афоризм, который отражает всю суть такого понятия, как случайность: «Случай — это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем». Хорошо об этом написал и Александр Пушкин:

«Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения…».

В произведениях Александра Сергеевича, на самом деле, запечатлена глубокая мудрость. Часто то, что мы воспринимаем, как случайность, на самом деле может быть неким знаком или толчком к развитию. Попробуйте прямо сейчас вспомнить какую-нибудь ситуацию, желательно психотравмирующую, которая в прошлом причинила какой-то дискомфорт. А теперь подумайте, к чему она вас привела. И в большинстве случаев окажется, что с позиции прошедшего времени эта ситуация оказалась благом.

Жизнь человека можно сравнить с ездой по шоссе. Если свернуть в лесопосадку — ехать будет сложно, но если вернуться в верном направлении и вырулить на шоссе, снова ехать становится удобно и комфортно. Эта метафора говорит о том, что если человек идёт по верному пути, то ему и не нужны какие-то жёсткие жизненные уроки. Тут важно отметить, что «верного пути» не существует единого для всех — у каждого свой верный путь.

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

К примеру, болезнь. Можно сказать, что это тоже случайность. Собственно, чаще всего люди так и думают. Примечательно, что по одной из версий, слово «болезнь» наши предки расшифровывали, как БОЛь Есть ЗНание. Знание о чём? О том, что человек движется в неверном направлении, как-то неправильно живёт, нарушает какие-то принципы Вселенной.

И наши предки воспринимали болезнь не как проблему, которую надо срочно задавить таблетками, а как урок, как указание свыше на какую-то проблему в мировоззрении, сознании, поведении и так далее.

Судьба: набор случайностей или осознанный выбор?

Существует мнение, что судьбу человек получает так же, как игрок получает карты. Никакой логики и смысла в этом нет. Просто кому-то по судьбе положено быть богатым, красивым, здоровым и успешным, а другому — всё с точности до наоборот. И тут нельзя не затронуть вопрос реинкарнации. С позиции одной жизни и правда сложно объяснить, почему один с рождения имеет всё, а другой не имеет ничего. Иначе, как случайным стечением обстоятельств это нельзя объяснить.

Но если посмотреть с позиции прошлых жизней, всё становится понятно. В буддизме есть такие притчи-рассказы, как «джатаки» — это короткие повествования от Будды о его прошлых жизнях и прошлых жизнях его учеников. И там чётко можно проследить, что никаких случайностей не бывает, семена причин, посеянные даже много воплощений назад, дают всходы последствий даже спустя сотни лет.

Можно привести пример с фильмом. Представьте себе, что вы зашли в кинотеатр, где уже идёт фильм и видите его отрывок. Много ли вы сможете понять из сюжета фильма, если посмотрите пятиминутный отрывок? Вряд ли. И вот в этом случае и правда можно сказать, что всё происходящее с героями — нелепая случайность. Но если посмотреть фильм целиком, то часто становится понятно, почему происходит всё так, как происходит. Речь, разумеется, о каких-то фильмах с адекватным посылом, а не просто боевиков, где все убивают всех без всякого смысла. В жизни так просто не бывает. Всё намного сложнее.

Важно понимать, что мы живём в математически справедливом мире, где у всего происходящего всегда есть причина и эта причина всегда логична и понятна, если, конечно, её найти. Проблема в том, что современные средства массовой (дез)информации формируют в нас так называемое «клиповое мышление», то есть неспособность смотреть на ситуацию объёмно, отслеживая те или иные процессы на длинных временных промежутках.

Мы привыкли оценивать ситуацию с позиции здесь и сейчас. Речь сейчас не идёт о популярной рекомендации «пребывать здесь и сейчас» — там речь немного о другом. Речь идёт об анализе ситуации, исходя из поиска причин происходящего и полного понимания последствий своих действий. Если мы научимся смотреть на ситуацию именно так, тогда ни о каких случайностях говорить не придётся.

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

Случайность — повод задуматься

Итак, ничего не происходит само по себе, без причин. Если же человек столкнулся с тем, что иначе, как случайностью объяснить нельзя — это повод задуматься. Жизнь посылает нам знаки, которые:

И наша задача не в том, чтобы вешать ярлыки «случайности» или «везения/невезения» — это попросту неконструктивно. Хотя бы потому, что в этом случае мы лишаемся возможности управлять своей жизнью. Ибо если что-то может происходить «случайно» независимо от нас и самое главное, без всякого смысла, значит мы — просто игрушки в руках судьбы, просто щепки, которые волны океана несут непонятно куда. И такая позиция попросту лишает нас гармонии в нашей жизни.

Наша же задача состоит в том, чтобы видеть эти знаки, которые подаёт нам жизнь в виде так называемых «случайностей» и учиться понимать этот язык, на котором с нами говорит Вселенная. А она желает нам только добра. Как писал царь Соломон: «Всё соделал Он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их, однако же человек не может постичь дел, которые Бог делает от начала и до конца».

Хорошо сказано, кроме одного: задача человека как раз в том, чтобы понять высший замысел всего, что происходит в его жизни и научиться в случайностях видеть знаки, подсказки, возможности и так далее.

В писаниях часто описаны ситуации, когда некие высшие силы общаются с пророками, мудрецами, просветлёнными и так далее. И несмотря на то, что в книгах часто всё описано буквально, дескать «Бог сказал: пойди туда и сделай так», скорее всего так написано для упрощённого понимания и как раз потерян сам смысл. Высшие силы общаются с нами через знаки, которые мы часто воспринимаем, как случайности.

Вполне возможно, что Моисей не слышал от «горящего куста» прямое наставление о том, что и как делать. Скорее всего, этот горящий куст просто натолкнул его на нужные размышления и он сам пришёл к правильным выводам. И с этой точки зрения каждый из нас — пророк, с которым высшие силы общаются методом таких вот, якобы, «случайностей», которые совсем не случайны.

И это настоящая аналитическая медитация — видеть в случайностях знаки и подсказки. Это не просто мёртвая философия, это самая настоящая практика, которая доступна каждому. И её можно начать практиковать прямо сейчас. Прямо сейчас попробуйте вспомнить то, что показалось вам случайностью и задайте себе вопрос: «Чему меня это учит?». И вот это будет конструктивно.

Источник

Есть ли в нашей жизни место случайностям?

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизни

Я бы хотел сегодня поговорить об одной очень важной вещи, без понимания которой наша жизнь кажется порой слишком тяжелой, порой слишком запутанной, а иногда просто невыносимой, поговорить с вами о Промысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии проявляется.

ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть фото ничего нет случайного в этой жизни. Смотреть картинку ничего нет случайного в этой жизни. Картинка про ничего нет случайного в этой жизни. Фото ничего нет случайного в этой жизниЧем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые, на первый взгляд, никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл — удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова «Промысл» пишет — «Промысел». И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел — пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам «силки», чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет.

Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог не презирает даже самую малую нужду человека. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не касалось бы Бога. Есть замечательное, небольшое по объему произведение — «От Меня это было», которое называют духовным завещанием преподобного Серафима Вырицкого, хотя и существуют определенные споры относительно его авторства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, наверняка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень советую его найти. Это обращение Бога к человеческой душе, и самая главная мысль, которая в нем выражена, такова: все, что человек, оглянувшись на прошлое, видит в своей жизни, было от Него — и взлеты, и падения, и радости, и горе, и мгновенья счастья, и мгновенья лютой скорби. «Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего«,— говорит душе Господь: настолько близко Богу все, что происходит с каждым из нас.

И в это бывает порою очень трудно поверить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Господь всеми силами старается нас к Себе привлечь, а мы в противовес устраиваем себе какую-то систему, благодаря которой можем по-прежнему от Бога находиться в удалении. Почему? Потому, что нашему спасению зачастую служат вещи, которые нас отнюдь не радуют. Нам заповедано в терпении спасать свои души, а как это возможно, если не будет случаев, когда придется потерпеть? И вот Господь на протяжении всей нашей жизни посылает нам множество ситуаций, которые надо именно претерпеть. Ну а поскольку и терпеть не хочется, и смиряться не хочется тоже, мы всеми силами стараемся уйти от всего того, что для нас этот крестный путь образует. Но Господь, как все предвидящий, все знающий заранее, тем не менее умудряется нас, порой помимо даже нашей собственной воли, на путь спасения снова и снова возвращать.

Хотя это на самом деле сложный вопрос: что значит «помимо нашей собственной воли»? Есть такая известная логическая загадка: может ли Бог создать камень, который бы Он не мог поднять? И предлагается два варианта решения: если Бог может создать такой камень, которого не может поднять,― значит, Он не всемогущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не всемогущ. И есть единственно верный ответ, выходящий за пределы человеческой логики: такой камень Богом уже сотворен ― это человеческое сердце.

Господь не неволит человека, не спасает его без его ответного отклика; и более того: не просто не спасает, а даже, если можно так сказать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Господь нас спасает «помимо нашей собственной воли»? Возьмем для примера жизнь преподобной Марии Египетской. Казалось бы, жила она в бездне греха и ничто не предвещало возможности обращения к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совершается такое чудо: она приходит с самыми неблагими намерениями в Иерусалим, пытается войти в храм, но благодать Божия ее не допускает.

Не одна преподобная Мария была грешницей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Господня, наверняка там было немало грешных людей. Достаточно хотя бы вспомнить о том, что на корабле, на котором она плыла в Иерусалим, было достаточно много паломников, которые бросили все свои дела, для того чтобы поклониться Древу Честного Креста, но при этом некоторые из них, и даже не некоторые, а как говорится, достаточно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не говорится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти — а она почему-то не смогла.

И это было явное чудо — чудо Промысла Божия о ней, потому что Господь предвидел, каким образом ее сердце отзовется и откликнется. Мне не раз приходилось видеть людей, которых какая-то сила из храма гнала, которые в храме теряли сознание,— и могу сказать, что среди этих людей процент задумавшихся о том, почему им в храме плохо, достаточно невелик. А преподобная Мария не только задумалась, но, встретившись с этой силой, не пускающей ее в храм, тотчас же обратилась к покаянию. И можно сказать, что ее спасение началось помимо ее собственной воли, но Господь перемену в ее воле, этот потенциальный отклик по всеведению Своему предвидел.

Промысл Божий — это то, что невозможно в своей жизни разглядеть без определенного внимания к самому себе, к тому, что с нами в нашей повседневности происходит. Если для нас каждый день проходит сумбурно, мятежно, если мы не останавливаемся вечером для того, чтобы просто на прожитые сутки посмотреть, если утром мы опять-таки вываливаемся в эту бурную, мятежную жизнь, не успев приготовиться, то мы не сможем заметить в ней ни каких-то закономерностей, ни каких-то особенных обстоятельств, которые нас очевидным образом в этом Промысле уверяют.

Есть в моей памяти такой небольшой, но серьезный эпизод: шел человек, должен был переходить дорогу. При этом человек читал на ходу Псалтирь, понимая, что иначе не успеет ее прочитать, потому что было слишком много дел. На светофоре он остановился для того, чтобы дочитать «славу», не сразу отреагировав на зеленый свет для пешеходов. И в это время по проезжей части пролетела машина именно там, где человек находился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочитав. Что это такое — Промысл Божий или случайность?

Наверное, тут уместно вспомнить слова епископа Василия (Родзянко): когда ему говорили, что события, происходящие по молитве, кажутся многим случайными совпадениями, он отвечал примерно так: «Действительно, это можно считать совпадениями, но пока я молюсь, совпадения происходят, а когда перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому, наверное, главный ключ к тому, чтобы Промысл Божий в собственной жизни рассмотреть, — это молитва. Молясь, мы пытаемся воззреть на Бога, увидеть Его перед собой и так же увидеть Его в своей жизни. И наш духовный взор благодаря молитве просвещается и становится более острым.

Рассматривая Промысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы задуматься о том, каким образом он оказался в Церкви. Наверное, среди нас практически нет людей, которых привела в храм совершенно прямая, простая и ясная дорога. Скорее всего, оглянувшись назад, мы опять-таки увидим некое сцепление обстоятельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в которое могли в этот день не прийти, и именно там услышали что-то или столкнулись с чем-то, что направило нас к Богу. Какой-то человек появился в нашей жизни, о чем-то с нами заговорил, что-то нам подсказал, почему-то мы этого человека послушали.

Или случилось с нами нечто, что определенным образом настроило нас, направило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, которая привела кого-то из нас в храм, первоначально должна была идти в противоположном направлении. Есть замечательные слова из не менее замечательного фильма «Покаяние», в советские еще времена вышедшего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни человека, которая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сворачивать, но тем не менее Господь нас на нее постоянно старается вернуть.

Говоря о Промысле Божием, нужно, наверное, сказать и о том, что бывают случаи, когда мы сталкиваемся с какой-то тяжкой скорбью и несправедливостью. И в это время у нас порой рождается если не ропот на Бога — это удел все-таки людей совсем маловерных, — то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда ожесточение, озлобление, от которого мы буквально вскипаем и не можем в себе удержать этот праведный или кажущийся нам праведным гнев.

Но вы, наверное, помните замечательную притчу из патерика о том, как некий подвижник постоянно задавался вопросом, по какой причине злые благоденствуют, а добрые умирают в нищете и в болезни. И вот однажды ему понадобилось проделать долгий путь, и к нему присоединился странный спутник, который на протяжении всего их совместного пути совершал не менее странные деяния. Когда они ночевали в доме человека, который принял их очень гостеприимно, этот спутник монаха украл у хозяина серебряное блюдо и потом выкинул по дороге. Когда они вышли из другого дома и владелец этого дома послал своего сына проводить их, то спутник столкнул этого мальчика в реку, и он утонул.

Потом они остановились на ночлег в каком-то пустынном месте, где стоял полуразрушенный дом, и провели ночь под кровом этого дома, а с утра спутник монаха разломал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бесстрастии, не выдержал и воскликнул: «Кто ты — ты человек или демон?! Почему всю дорогу ты творишь зло? Один человек нас принял с любовью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас проводить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь провели, а ты этот дом разрушил? Что ты за исчадье ада такое?!». А тот ему ответил: «Я не человек и не демон — я Ангел Божий, посланный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отчасти познавать пути Промысла Божия. Это блюдо человек, который нас принял, приобрел неправедным путем и не в силах был от него отказаться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не привязывалось к украденному. А мальчик у этого доброго человека, если бы вырос, стал бы отъявленным негодяем и погубил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состоянии, пригодном для вечности, Господь повелел мне прервать его жизнь. А что касается этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в следующую ночь здесь должны проходить несколько человек, которые, остановись они здесь, погибли бы под развалинами. Теперь возвращайся в свою келью и не испытывай судеб Божиих, не задавай вопроса „почему?“». Вот иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

И на самом деле этот случай не кажется каким-то фантастическим и из ряда вон выходящим: даже в окружающей нас жизни мы порою такого рода обстоятельства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хороший знакомый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крестным сына своего друга. При этом он покупает, как это сейчас бывает, билет через интернет, приезжает в аэропорт и, поскольку по дороге были пробки, попадает к самому концу регистрации на рейс. Девушка за стойкой предлагает ему: давайте вы сегодня на следующем рейсе улетите.

Он остается на следующий (там разница буквально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не беспокоиться, но потом все-таки опять подходит и говорит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой никаких вещей, успею я сесть». Ему удается пройти, он улетает на этом самолете, а следующий самолет разбивается и погибают абсолютно все люди, которые в нем находились. В его жизни это, конечно же, чудо, это Промысл Божий.

А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть — может быть, на борт того же самолета, а Господь нас всеми силами от этого отводит. Мы возмущаемся, переживаем, но неизвестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закончилось. Из этого всего можно для себя сделать очень важный вывод: если Господь нас от чего-то отводит, если Господь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хотелось, не надо к этому изо всех сил стремиться.

Надо всегда давать возможность Богу исполнить Свою волю в нашей жизни, потому что стремясь к исполнению собственной воли, мы можем не просто навредить себе, а можем погибнуть. Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Господь через обстоятельства показывает нам, что просить этого и стремиться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь примириться с Промыслом Божиим.

Отец Иоанн (Крестьянкин), годовщину кончины которого мы сегодня отмечаем, часто говорил о том, что самое главное в жизни — это вера Промыслу Божию с рассуждением, основывающемся на опыте, и человек, который так живет, будет самым счастливым и самым благонадежным на пути, ведущем ко спасению, потому что такой человек уподобляется, по очень точному образному сравнению митрополита Антония Сурожского, парусу, надуваемому ветром: как только ветер поднимается, он поднимает и парус и гонит судно в том направлении, в котором ему и нужно бывает двигаться. Человек, который доверяет Промыслу Божию, имеет возможность экономить силы, не тратить их попусту и пребывать в созидательном труде. Это одно из важнейших следствий послушания — того послушания, о котором мы читаем в житиях святых и в патериках.

Мы часто в своей обычной жизни — в быту и еще чаще на работе — сталкиваемся с тем, что приходится не столько тратить сил и трудов на то, чтобы сделать какое-то дело, сколько на то, чтобы исправить то, что было сделано неправильно. И в том, что касается нашего спасения, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то созидаем, сколько восстанавливаем разрушенное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это великое благо — не тратить время и силы на сопротивление обстоятельствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совершенно лишним, а просто превратиться в такой «парус», готовый направлять судно нашей жизни туда, куда угодно его направить Богу.

И еще, говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой». К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку — беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем.

Ну и в заключение скажу, что, решаясь Промыслу Божию довериться, мы уподобляемся апостолу Петру, который, доверившись Христу, получил удивительную способность идти по воде, по бурным волнам морским, словно посуху. Человек, который Промысл Божий принимает, точно так же получает возможность — удивительную и в то же время такую важную, такую необходимую для нас — небедственно идти по волнующейся поверхности моря житейского, в котором многие утопают и в котором действительно можно утонуть и погибнуть навсегда.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

— Отец Нектарий, у меня один-единственный вопрос, но не очень простой. Все-таки «судьба» в мирском понимании — это в каком-то смысле правильно, да? И если, как говорят, от судьбы не убежишь и все уже о человеке предугадано, чего ему тогда в жизни трепыхаться-то?

— Ради чего нужно в жизни «трепыхаться», я могу сказать совершенно определенно, и, наверное, большинство здесь присутствующих понимает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

А вот в отношении того, можно ли избежать чего-то, чему Господь определил с нами быть, можно сказать так. Безусловно, избежать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Господь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в принципе, не надо. Достаточно знать и понимать: все, что с нами в жизни происходит, происходит потому, что Господь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситуации и на основании этого нашу жизнь определенным образом строит. Поэтому нельзя сказать, что наша жизнь во всех своих обстоятельствах только лишь от Бога зависима: она зависит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соотношение предопределенности и наших действий, потому что мы воспринимаем течение времени в одном направлении, от прошлого к будущему, а в вечности совершенно иные категории.

Вот знаете, бывает так: мы чувствуем, что может произойти какая-то беда с близким нам человеком, и молимся о том, чтобы эта беда не произошла. В какой-то момент наша душа успокаивается, и мы понимаем, что эта молитва услышана и Господь дал близкому нам человеку избежать того, о чем мы просили. А потом мы вдруг узнаем, что человек избежал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, действительно, это может быть истинной правдой, хотя сама молитва совершилась позже. Но если бы мы не молились, то избежал бы он беды. Бог есть Владыка и настоящего, и прошлого, и будущего, и Он может откликнуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сформулировать. Понимаете, о чем я говорю?

— Батюшка, у митрополита Антония Сурожского есть объяснение, что Господь не предопределяет, а предузнает: получается, между этими понятиями большая разница?

— Об этом разные отцы говорили по-разному. Господь не просто предузнает — Он знает. Нельзя сказать, что Господь в какой-то момент что-то предузнал, поскольку не было такого мгновения, когда бы судьба каждого из нас не была известна Богу. Можно говорить о том, что каждый из нас существовал еще прежде того, как мы были сотворены, потому что каждый из нас, как и любой неодушевленный предмет этого мира, есть некая, как говорили святые отцы, Божественная идея.

При этом нельзя сказать, что появился какой-то момент, когда мы начали существовать в качестве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неизменен. И от этой мысли, на самом деле, замираешь — иногда от восхищения, а иногда от ужаса: вот как это вместить, что мы не только существовать будем вечно, но и существуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким образом соединяется то, что, с одной стороны, все зависит от нас, а с другой стороны, все заранее про нас известно, человеческим умом тоже вместить до конца невозможно.

— Батюшка, еще по поводу предопределения… Говорят, что когда человек умирает и о нем кто-то молится, это еще может до Страшного Суда изменить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повлиять не может?

— На самом деле, об этом тоже замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский. Он задавал вопрос: а почему, собственно говоря, молитва может что-то изменить в судьбе человека? Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить до конца, потому что опять-таки это выходит за рамки познания человеческого, но есть очень простой и важный момент, на который он обращал внимание. Если о человеке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это становится «поводом» для милости к усопшему: его дела и любовь продолжают приносить плоды после его кончины.

Ну а что касается вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни церковного поминовения этого человека, ни частной молитвы за него, то ничто уже не повлияет на его загробную участь. Хотя опять-таки можно вспомнить, что мы молимся в некоторые дни поминовения усопших и о тех людях, имен которых мы не знаем — о погибших в самых различных обстоятельствах, умерших от каких-то тяжких болезней, о павших на поле брани.

Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глубокой древности церковной, и поскольку Церковь ничего не делает бессмысленно, неоправданно, то можно сказать, что и эти молитвы какое-то значение в жизни людей усопших имеют. Хотя, безусловно, главным образом все зависит от того, что человек в своей жизни сеял, то и будет всходить там, в жизни иной. А все остальное, в том числе молитва церковная,— это то, что может в большей или меньшей мере проявить посеянное нами.

— Если человеку было что-то предназначено, а он сделал другой выбор и мучается теперь, понимая, что поступил неправильно, что делать? Если вернуть ситуацию уже нельзя, остается наблюдать, как вся жизнь идет под откос?

— Дело в том, что Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необратимый, а присутствует в нашей жизни на всем ее протяжении. И если мы в какой-то момент не задавались вопросом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопросом в тот момент, когда мы наконец очнулись. Вот совершал человек в своей жизни ошибки, совершал и потом остановился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наворочал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопросом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если человек захочет это действительно узнать и, главное, исполнить волю Божию о себе, Господь ему ее откроет. И у человека будет возможность не то чтобы все начать сначала, но, по крайней мере, с этого момента идти тем путем, который к Богу и ко спасению будет вести, то есть безнадежности нет, даже если были сделаны ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпущено, и мы можем либо продолжить идти путем ошибок, либо положить этому шествию предел.

— Действительно ли Господь тех людей, у которых все хорошо, любит меньше?

— Нет, так рассуждать вряд ли можно. Господь, безусловно, всех любит, и любит равно. Отличается лишь способность людей воспринимать эту любовь и откликаться на нее. Образно говоря, Господь щедрою рукой в каждого из нас, как в некие сосуды, неистощимой струей вливает живую воду благодати, и один вмещает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вливается во всех равно, но кто-то ее принимает, а кто-то исторгает из себя. Вот только от этого все и зависит, больше ни от чего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *