net маржа что это
Мой метод анализа отчета о прибылях и убытках
Отчетность, как бикини, открывает, но не все.
Продолжаем читать отчетность компании. Разобравшись с балансом, можно переходить к более важному отчету компании — о прибылях и убытках. Почему более важному? Потому что именно прибыль (а точней, ее рост) толкает курс бумаг вверх и умножает доходы акционера. Конечно, акции могут расти и на ожиданиях, но такой авантюрный разгон меня не вдохновляет. Рынок — не казино, а акции — не игральные фишки: за каждой из них стоит реальный бизнес, который инвестору следует знать. И изучение отчета о прибылях и убытках как раз способствует этому знанию.
Где найти отчет о прибылях и убытках?
Найти финансовые отчеты, в том числе, и отчет о прибылях и убытках, можно на сайте компании в разделе Investor’s relations (Связь с инвесторами) или на финансовых ресурсах вроде Yahoo! Finance, Morningstar.com или Wall Street Journal.
На финансовых сайтах нужно ввести в строку поиска тикер компании, перейти в раздел Financials (Финансы) и выбрать Income Statement (Отчет о прибылях и убытках). На примере компании Intel Corp. данные ссылки выглядят так:
Из чего состоит отчет о прибылях и убытках?
Состав и принцип формирования отчета о прибылях и убытках проще понять, если знать, из чего в бизнесе складывается доход и как образуется чистая прибыль. Подробней об этом я пишу здесь, но по ходу обзора мы рассмотрим этот процесс.
В самой верхней строке отчета отражается выручка от продаж (Revenue/Sales), а ниже идут данные о понесенных затратах (Expenses), которые в той или иной мере повлияли на результат — величину чистой прибыли (Net Income) или убытка (Loss).
При этом, согласно принципу начисления, все доходы и затраты в отчете отражаются в момент их совершения, а не в момент получения оплаты. Другими словами, у компании может быть «бумажная» прибыль, но отсутствовать кэш. Для инвестора понимание этого принципа — архиважный момент. Он напоминает ему о том, что прибыль компании и реальные деньги не есть одно и то же.
Состав основных статей отчета о прибылях и убытках
Revenue/Sales (Выручка от продаж): объем чистой выручки (за минусом скидок и возвратов товаров), которую компания получила за отчетный период от реализации товаров и/или услуг, в том числе при продаже в кредит, то есть с отсрочкой платежа.
Cost of Revenue (Себестоимость): расходы, которые компания понесла для того, чтобы произвести продукцию и/или предоставить услуги. Это переменные (прямые) затраты, и называются они так потому, что их уровень изменяется вместе с объемом продаж. К ним относятся затраты на товары, сырье и материалы, сдельная зарплата рабочих, оплата электроэнергии, транспортные расходы. Разница между выручкой от продаж и объемом переменных затрат образует величину маржинальной или валовой прибыли.
За счет валовой прибыли бизнес покрывает свои операционные расходы и по ее величине можно судить о том, насколько компания способна себя содержать.
Операционные расходы (Operating Expense, сокр. OPEX): накладные расходы на ведение бизнеса, организацию и развитие продаж. Такие затраты называются постоянными (косвенными), потому что их уровень не зависит от объема продаж или производства. В состав операционных расходов в отчете о прибылях и убытка входят следующие статьи:
Разница между валовой прибылью и объемом постоянных затрат дает величину операционной прибыли или убытка (Operating Income/Loss).
Величина операционной прибыли характеризует эффективность операционной (основной, текущей) деятельности компании, то есть той, ради которой она и создавалась.
Операционная прибыль, прочие доходы и расходы в совокупности формируют прибыль до налогов и процентов (Earnings Before Interest and Tax, EBIT). Ее величина определяется правилами финансового учета и может не совпадать с прибылью, рассчитываемой по налоговым правилам (разница между ними приводит к возникновению отложенных налоговых обязательств).
Далее из операционной прибыли в отчете вычитаются следующие статьи:
В результате чего образуется чистая прибыль от операций (Net Income From Continuing Ops) — доход, получаемый компанией от ее основной деятельности.
Время от времени в отчете о прибылях и убытках могут появляться единовременные расходы (Non-recurring Events), включающие такие статьи, как:
Чистая прибыль или убыток (Net Income/Loss) является итогом отчета, а ее величина переносится на счет нераспределенной прибыли в балансе и увеличивает (или уменьшает) размер собственного капитала (Stockholders’ Equity) компании, чем, собственно, связывает два этих отчета.
Как анализировать отчет о прибылях и убытках
Далее, как и в случае с балансом, я провожу горизонтальный и вертикальный анализ, и выясняю, какие статьи отчета изменились больше всего и как их изменение повлияло на результат.
Анализ продаж
Анализируя результаты продаж, я учитываю влияние сезонности и экономических циклов, а если компания ведет бизнес за рубежом, то и колебания курсов валют. Затем темпы роста продаж я соотношу с размером инфляции. Это мне позволяет понять, был ли в компании реальный рост. Так, если при 5%-ной инфляции выручка прирастала на 3%, то никакого роста не произошло, так как доход от продаж не покрыл даже инфляцию.
Далее темпы роста продаж я сравниваю с динамикой себестоимости (Cost of Revenue/Cost of Goods Sold): их изменение должно быть пропорционально объему продаж. Другими словами, себестоимость и продажи должны прирастать схожими темпами. Опережающий рост выручки над себестоимостью — хороший знак. Если же себестоимость растет быстрее продаж, это снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж.
В свою очередь, рост себестоимости без увеличения продаж ухудшает рентабельность бизнеса и повышает инвестиционные риски. Для того, чтобы оценить эти риски, я всегда стараюсь понять, что привело к увеличению себестоимости. Это может быть рост затрат на сырье и материалы или (что хуже) снижение цен.
Анализ затрат
Оценивая долю каждого вида затрат в общем объеме расходов (Total Operating Expenses), я прежде всего смотрю на коммерческие (Selling General and Administrative Expences) и расходы на исследование и разработку (Research Development). Их величину и изменение я соотношу с профилем компании.
Очевидно, что для производственных и технологичных компаний, вроде Intel, основной объем затрат должен приходиться на разработку, а не продажи и продвижение. В то время, как для торговой компании, вроде Weight Watchers, наоборот, на стимулирование сбыта.
Об эффективности данных затрат я сужу по темпам роста продаж. Так, если коммерческие затраты растут быстрее, чем выручка, то это значит, что расходы на продвижение себя не оправдали и всплеска продаж не произошло.
При этом резкое увеличение затрат на разработку, особенно на фоне растущих расходов на амортизацию (Depreciation & Amortization Expense), может указывать на изменения на рынке. Например, это хорошо видно в отчетах Intel за 2009-2013 гг, когда мобильные технологии полностью изменили рынок ПК.
Анализируя неоперационные (внереализационные) расходы компании, я оцениваю такие статьи, как Interest Expense (Расходы на выплату процентов) и Income Tax Expense (Сумма налога на прибыль). По статье Income Tax Expense можно узнать, сколько компания платит налогов.
В свою очередь, статья Interest Expense (Расходы на выплату процентов) позволяет понять, использует ли бизнес заемные средства и сколько платит за их привлечение. Для того, чтобы выяснить, насколько легко компании обслуживать долг, я рассчитываю коэффициент покрытия процентов.
Чем ниже коэффициент покрытия процентов, тем выше риски инвестора. При коэффициенте ★35
Что такое маржа: виды маржи + как заработать
Что такое маржа? Маржа это европейский термин, ставший широко используемым в мировой экономике. Применяется страховщиками, банкирами, трейдерами, экономистами производственных отраслей.
Маржа — это разница между себестоимостью товара и его конечной ценой. Также этот показатель может называться валовой прибылью или наценкой. Исчисляют в абсолютных величинах (долларах, рублях, евро) и в процентах.
Расчет
Формула расчета этого показателя в западной и российской экономике отличаются. В Европе рассчитать маржу предлагают следующим образом:
М = Прибыль от продажи / Отпускная цена х 100%
Экономисты постсоветского пространства закладывают в формулу величину себестоимости:
М = Отпускная цена – Себестоимость/ Отпускная цена х 100%
Внимание: положительная маржа составляет 30% для отраслей с материальными товарами. Для сферы финансов показатель равен 20%.
Виды маржи
Многочисленные отрасли торговли имеют разные определения термина.
Но чтобы понять, что такое маржа и чем отличается показатель для каждого конкретного бизнеса, давайте разберёмся с видами маржи. Здесь нет ничего сложного, поэтому не пугайтесь заранее. Объяснять будем буквально на пальцах.
Валовая или «Gross Profit Margin»
Этот вид показывает доходы предприятия, остающиеся после вычета прямых расходов на производство из общего дохода.
М = Валовая прибыль/Выручка х 100%
Валовая прибыль состоит из выручки за вычетом себестоимости продукции.
Бэк маржа
Бэк маржа – прибыль фирмы, получаемая от проведения акционных, скидочных мероприятий и бонусных программ.
То есть это не постоянная маржа. Она подстегивается внешними факторами и растет вместе с прибылью компании. Но это по-настоящему прибыльный способ развития товарного бизнеса.
Вариационная маржа
Биржевой термин – сумма, получаемая или затрачиваемая участниками торгов в соответствии с изменениями рынке. Корректировка величины денежных обязательств рассчитывается только по одной позиции.
Для простого вычисления показателя применяют готовые онлайн-калькуляторы. Максимальное использование получила на рынке «Форекс».
Маржинальное плечо на Forex
Форекс брокеры используют термин маржинальная торговля. Трейдер оперирует на рынке заемными средствами, за которые начисляется залоговая сумма.
Отличие от простого кредита – величина займа превышает залог в 10-500 раз.
Кредитное плечо достигает соотношения 1:500. Торговые онлайн терминалы предлагают два показателя, формулирующих будущую стратегию трейдера: свободная маржа, уровень. Первый термин обозначает свободную сумму на счету, доступную для открытия новых трейдерских позиций. Второй – отношение суммы счёта по отношению к маржинальному показателю. Исчисляется в процентах.
Банковская или «bank margin»
Что такое маржа банковского типа, лучше знают экономисты кредитных отделов. Термин означает разницу между ставками по активным и пассивным операциям.
Либо между кредитными и депозитными ставками. Исчисляется в процентах, зависит от сроков кредитования, вкладов и текущих процентных ставок.
Чистая процентная
Новички финансового бизнеса часто путают её с банковской. Представляет собой величину эффективности деятельности банка. Данные о чистой процентной маржинальной сумме помещаются в открытом доступе на сайтах финансовых организаций, используются при принятии решения об открытии новых счетов. Рассчитывается:
М = (комиссионные доходы – комиссионные расходы) / доходные активы банка
Операционная или «Operating profit margin»
Чтобы высчитать рентабельность производства продукции в расчете на один рубль (доллар, евро), используется операционная маржа.
Применяется для оценки экономической рентабельности конкретного предприятия. Показывает отношение операционной прибыли к доходам предприятия. Исчисляется в процентах.
Внимание: операционными показателями умелые экономисты могут легко манипулировать, скрывая часть расходов и искусственно завышая маржинальный показатель.
Другие виды
В зависимости от вида деятельности организации используются десятки вариантов термина. Например, в инвестиционном бизнесе существует маржинальное кредитование.
Используют для оценки будущих доходов в сфере инноваций. Показывает соотношение между стоимостью нового товара (оценочной) и размером желаемого займа. А величина маржинальной гарантии показывает разницу между величиной залога и предоставляемого банком кредита.
Разница между маржей и прибылью
Схожие понятия заводят непрофессиональных трейдеров в тупик. Для понимания тонкости необходимо запомнить, что прибыль показывает конечный результат деятельности организации в финансовой сфере. Маржа же – только разницу между отдельными показателями.
Конечная прибыль учитывает все потери, непредвиденные расходы, возникшие во время производства, реализации товаров. Маржа используется для прогнозирования будущих доходов. Формула прибыли включает следующие показатели:
Прибыль = выручка – себестоимость – коммерческие и управленческие траты – расходы по процентным ставкам – внереализованные и прочие расходы + приходы по процентным ставкам + доходы прочие и внереализованные
В чём разница с наценкой?
Наценка учитывает прибыль и себестоимость, а маржа: прибыль и цену товара. Например, цена приобретения конкретного товара составила 2000 р., а продали его за 3000 р. Расчеты будут выглядеть следующим образом:
Н = (3000-2000)/2000х100%=50%
М = (3000-2000)/3000х100%=33,33%
Важно: величина торговой наценки может превышать 100%, в зависимости от вида товара/услуги/финансовой операции. Маржинальный показатель никогда не превышает 100%, иначе расчеты были проведены неверно.
Вывод
Маржа в производстве используется для анализа эффективности вывода нового товара на рынок. Если ожидаемые доходы от реализации продукции велики, а маржинальный показатель низок, расходы на производство «съедят» все прибыли. Смысла производить новую продукцию – нет.
Если речь идёт о биржевой торговле на Форекс, этот показатель позволит оценить риски от вложений в ту или иную операцию. Для расчётов следует использовать биржевые калькуляторы, учитывающие колебания рынка и возможные риски.
А на этом все. Подписывайтесь на нашу рассылку здесь и вконтакте. Потому что так вы не будете пропускать полезные материалы.
Маржа – что это такое в торговле и бизнесе
Маржа – это экономический показатель, отражающий разницу между валовой выручкой и себестоимостью товаров. Маржа может быть выражена как в денежном выражении, так и в процентном.
Маржа – это не прибыль от продажи чего-либо и не торговая наценка. Не следует путать эти понятия. В данной статье мы разберем, чем они отличаются друг от друга, приведем формулы и на примерах рассчитаем маржу для торговли, банковской и биржевой деятельности.
Что такое маржа
Кто-то скажет, что маржа – это и есть торговая наценка. Однако эти два понятия совершенно разные, и вот почему.
В бизнесе, будь то торговля, строительство или другая отрасль, понятие «себестоимость» включает в себя не только закупочную цену товаров (материалов, комплектующих и др.). К затратам относятся также сопутствующие расходы: аренда производственного помещения и офиса, зарплата сотрудников и налоговые отчисления, расходы на доставку, амортизация оборудования и многое другое.
Иными словами, если говорить о торговле, себестоимость равна закупочной цене товара плюс издержки. Разница между конечной ценой и себестоимостью – это валовая прибыль.
Маржа – это отношение разницы между валовой прибылью к объему реализации. В торговле чаще всего используется процентная маржа.
Что касается торговой наценки, то для этого примера она составит 45%:
Простыми словами, маржа – это показатель, рассчитываемый аналогично валовой прибыли в денежном или процентном отношении. Напомню, что существует 3 вида прибыли:
Но вернемся к марже. Мы выяснили, что маржа и валовая прибыль – это родственные понятия: маржинальность определяется удельным весом валовой прибыли в выручке от продаж.
Что показывает маржа
Маржа – это один из основных индикаторов экономической эффективности бизнеса. С помощью этого показателя определяется рентабельность продаж, доходность сделки и динамика прибыли компании.
Что же показывает маржа? Рост или падение показателя свидетельствует об изменении доли прибыли в объеме продаж. При снижении маржи следует предпринять шаги по увеличению прибыли: оптимизировать расходы, расширить зону охвата рынка и др.
Рассмотрим виды маржи.
Какая должна быть маржа
Для разных отраслей существуют различные маржинальные нормы. Приведем средние показатели маржинальности в таблице.
Наименование отрасли | Средний показатель маржи |
---|---|
Торговля | 30% |
Производство и строительство | 15% |
Банковский сектор | 6% |
Биржевая торговля | 4% |
В торговле процент маржи колеблется в пределах 20-40%. Если этот процент меньше, высока вероятность получения убытка, т.к. в торговых организациях, как правило, много косвенных расходов, которые не относятся напрямую к торговой деятельности, но являются необходимыми для успешных результатов сделок. К таким расходам можно отнести акции, бонусы, представительские расходы, рекламу и др.
В производственной сфере косвенных расходов меньше, поэтому показатель в размере 15-20% считается нормой. А в биржевой торговле маржа может составлять 3-5% и менее.
Вероятно, возникнет вопрос: может ли маржа быть больше 100 процентов? Нет, не может. Обратившись к формуле, приведенной выше, это легко проверить: если подставить в формулу показатель маржи, равный 101%, и рассчитать отпускную цену, то результат принимает отрицательное значение. Это говорит о том, что решение неверно, т.к. цена не может быть отрицательной.
Как рассчитать маржу
\( ОР \) – объем реализации;
\( С \) – себестоимость.
\( ЧП \) – чистая прибыль.
\( ПД \) – процентный доход;
\( ПР \) – процентный расход;
\( А \) – стоимость активов.
Как рассчитать маржу с помощью Excel
Рассчитаем валовую (ВМ) и чистую маржу (ЧМ) для торговли по нескольким периодам, используя таблицу Excel.
Период | Выручка без НДС | Покупная цена товаров | Сопутствующие издержки | Вал. прибыль | ВМ, % | Операц.доходы | Операц. расходы | Внереал. доходы | Внереал. расходы | Чистая прибыль, тыс.$ | ЧМ,% |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2019 | 300 | 190 | 50 | 60 | 20,00 | 20 | 15 | 12 | 53 | 17,67 | |
II кв. 2019 | 360 | 220 | 50 | 90 | 25,00 | 14 | 15 | 11 | 78 | 21,67 | |
III кв. 2019 | 320 | 240 | 60 | 20 | 6,25 | 17 | 15 | 9 | 13 | 18 | 5,63 |
IV кв. 2019 | 410 | 300 | 65 | 45 | 10,98 | 18 | 16 | 4 | 15 | 36 | 8,78 |
I кв. 2020 | 330 | 240 | 60 | 30 | 9,09 | 10 | 16 | 5 | 11 | 18 | 5,45 |
II кв. 2020 | 370 | 250 | 60 | 60 | 16,22 | 11 | 16 | 3 | 15 | 43 | 11,62 |
III кв. 2020 | 490 | 310 | 70 | 110 | 22,45 | 13 | 17 | 10 | 16 | 100 | 20,41 |
Как видно из таблицы, в периоды с III квартала 2019 г. по I квартал 2020 г. компания работала с минимальной прибылью. Это обусловлено увеличением закупочных цен и сопутствующих расходов. Начиная со II квартала 2020 г. ситуация улучшилась: вырос объем продаж и процент торговой наценки, что способствовало росту валовой и чистой маржи.
Зачем считать маржинальность
Показатели маржинальности рассчитываются владельцами бизнеса, финансовыми аналитиками, инвесторами. Расчеты нужны для определения эффективности работы компании или рентабельности сделки. Простыми словами, маржа показывает, насколько оптимально соотношение между доходами и расходами, и как будет изменяться чистая прибыль.
Чистую прибыль можно использовать, например, выплатить дивиденды участникам. Оставшаяся после выплаты доходов сумма называется нераспределенной прибылью и учитывается на одноименном счете бухгалтерского баланса.
Если чистая прибыль уменьшается до распределения – это говорит о том, что растут издержки. Возможно, какие-то направления деятельности компании являются убыточными. А может, это просто временное явление, и вложения, сделанные на данном этапе, окупятся в дальнейшем.
Зная, какая должна быть маржа для отрасли в благополучные годы, следует проанализировать маржинальность за несколько периодов, как показано в примере выше. Таким образом, несложно определить причину падения прибыли и предпринять шаги по оптимизации расходов.
Для некоторых видов бизнеса следует учитывать такой фактор, как сезонность. В рассмотренном нами примере от сезонов вряд ли многое зависит, т.к. прибыль снизилась в III и I кварталах. Возможно, в этих периодах были закуплены товары по более высокой стоимости или издержки остались на прежнем уровне при падении продаж.
Применение
Попытаюсь объяснить простым языком, как применяется маржа в различных сферах.
В экономике
Маржинальность рассчитывается в отдельных сегментах:
Например, можно рассчитать маржинальность по экспорту продукции в отдельные страны мира или по реализации какой-либо категории товаров на внутреннем рынке.
Таким образом, маржа в экономике показывает рентабельность продукции, товаров, работ или услуг на внутреннем и мировом рынках.
В банковской сфере
Рентабельность кредитного учреждения определяется показателем процентной маржи, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами:
В биржевой деятельности
Доход трейдера определяется показателем вариационной (или плавающей) маржи. Здесь нужно разобраться, что значит использовать маржу. Открывая позицию, трейдер вносит на свой депозит некую сумму, которая является гарантийным обеспечением сделки. При росте цены актива эта сумма увеличивается на разницу котировок, при падении цены – уменьшается. Таким образом, размер вариационной маржи должен укладываться в сумму гарантийного обеспечения сделки. Если эта сумма полностью использована и счет не будет пополнен, позиция закрывается. Ситуация, при которой деньги на счете израсходованы полностью, носит название Margin Call.
Форекс
Большинство сделок на Форекс совершается с использованием кредитного плеча – заемных средств, предоставляемых трейдеру брокером. Без кредитного плеча большинство трейдеров работать не смогут – далеко не все располагают суммами в десятки, а то и сотни тысяч долларов.
Маржа на Форекс – это, по сути, залоговое обеспечение для брокера. В случае неудачного исхода сделки на депозите остается некая сумма, которая нужна в целях:
Маржа на Форекс считается по формуле:
\( V \) – объем сделки (контракта);
\( L \) – размер кредитного плеча (левериджа);
\( R \) – текущий обменный курс.
Чем больше размер кредитного плеча, тем большая сумма залога потребуется для обеспечения сделки.
Примеры
Зная, как рассчитывается маржа в теории, приведем примеры расчета в цифрах.
Заключение
Итак, краткое определение термина «маржа» можно озвучить так: это величина, характеризующая рентабельность. Рассмотренный нами показатель используется во всех сферах экономики: производство, торговля, страхование, банковское дело, биржевая торговля.
В бизнесе полезно рассчитывать не только валовую, но и чистую маржу, т.к. помимо прямых издержек существуют косвенные, а также процентные доходы и расходы. Отслеживание показателя маржинальности позволит своевременно внести корректировки: пересмотреть расходы, провести сравнительный анализ цен с конкурентами и др.