непонятно почему например считается творческой только жизнь артиста или художника
Непонятно почему например считается творческой только жизнь артиста или художника
Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Е. Боратынский
— Какова жизнь? — спрашивают при встрече.
Ответ один, если действительно все ладно. Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. Такой жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого. И наоборот, плохая жизнь — это разлад, хаос, кавардак, сбой, несуразица, неосновательность, “пошехонство”. Про такую жизнь говорят, что она идет через пень колоду, шиворот-навыворот. Ей во всем сопутствуют спешка и непоследовательность, следствием чего является дурное качество, то есть страдают при этом в первую очередь красота, эстетика.
Отсюда сразу напрашивается довольно опасный для рационализма и ширпотреба вывод: много и одинаково — это значит дурно, неэстетично. Мало, но с душой и по-разному, значит, хорошо, красиво, неповторимо. И речь здесь идет не об одном лишь труде, но и о быте, о стиле жизни вообще. Искусство проявляется всюду, где существует жизнь, а не только в круге, ограниченном художественным творчеством. Стройность и красота не в одном только труде противоречат непосильности, тяжести. Тяжело и непосильно тогда, когда не умеешь красиво трудиться, когда неумен и недогадлив, когда не хватает фантазии и терпения. Но разве не так же бывает, например, в быту или в общественной жизни?
Красота в мире — это разнообразие, непохожесть. Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, — такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике.
Качественное разнообразие частей лучше, чем что-либо другое, служит единству целого. Конечно, антагонизм частей, вообще разрушающий целое, тоже можно назвать разнообразием, на что и ссылаются сторонники нивелирования. Но разнообразие и антагонизм — разные вещи.
Вне спора “антагонистов” с “нивелировщиками”, так сказать, совсем на особицу, стоит художественный образ.
Наверное, ни у кого из нас не вызывает сомнения единство целого в московской Покровской церкви (известной больше как храм Василия Блаженного). Но как не похожи одна на другую части, его составляющие! Каждая часть, каждая деталь живет сама по себе, не повторяется и не похожа на другую часть или деталь.
Ритм, стройность, соразмерность и еще что-то неуловимое объединяют в художественном образе самые разные, в обычных условиях враждующие и даже взаимоисключающие вещи.
Каких только терминов мы не придумали, чтобы проникнуть в тайну художественного образа, чтобы понять и объяснить его! Он же по-прежнему не хочет быть объяснимым. Он не дается в руки. Он, как радуга, отодвигается от нас ровно на столько, на сколько мы к нему приблизимся. Он как стриж, который не может взлететь с земли и которому всегда необходимо пространство, обрывающееся вниз. Как детская игрушка, теряющая весь свой прелестный смысл, когда ребенок, движимый любопытством, разбирает ее на части, чтобы взглянуть, что у нее внутри. Можно и еще продолжать такие сравнения. Не лучше ли попробовать совсем оставить его в покое? Не мучить его исследованиями, лишая себя величайшего блага наслаждаться общением с ним? Что бы мы ни решили, он останется независимым от наших решений. Он останется самим собою где бы то ни было: в слове, в музыке, в живописи, в архитектуре, в хореографии, в скульптуре и в лицедействе — во всех этих классических видах искусства, а также в способе жизни, в ее стиле и смысле. Художественный образ — это родное дитя традиции, оплодотворенной вдохновением художника. Как бы ни был талантлив художник, но если он полагается только на одно вдохновение, игнорируя художественную традицию, он все равно будет бесплоден. Но что значит и традиция без вдохновения художника? Не озаренная этим высоким вдохновением, она тоже бесплодна, как бы ни было велико художественное богатство прошлого.
Художественный образ неуловим, хотя живет рядом с нами всегда и повсюду. Он тотчас исчезает, как только начинаешь его изучать и раскладывать на части, он же никогда не повторяет самого себя.
Сравнивая друг с другом классические виды искусства, можно все-таки выделить некоторые постоянные признаки художественного образа. Например, ритм.
Как уже говорилось, волшебная сила ритма позволяет петь — прекрасно и легко — людям-заикам, не способным сказать слова без усилия и напряжения. Ругаясь с соседкой, то есть греша, многие женщины не в силах освободиться от ритма, от образности, что еще больше усиливает душевные диссонансы, поскольку образ всегда охотнее служит добру, а не злу.
Известны примеры младенческого рева с зачатками художественности: в крик плачущего ребенка вдруг начинает вплетаться ритм и даже подобие мелодии.
Ритмичность одинаково нужна музыке и литературе, живописи и скульптуре, хореографии и архитектуре. Ритмичность, как мы видим, необходимая принадлежность жизни вообще.
Другим признаком художественного образа можно смело назвать композицию (по-русски — соразмерность), присутствующую во всех видах творчества. Соразмерность. Разве не ощущается и в этом слове ближайшее родство с ритмом? Может быть, стоит в этом ряду поставить еще интонацию, но это понятие в нашем случае уже теряет определенность, становясь приблизительным. Далее начинается терминологическая пестрота: сюжет, стиль, мелодия, колорит и т.д. На ритме и соразмерности, пожалуй, и завершается определенность, если говорить о художественном образе в духе исследовательства. Возможен ли разговор в другом духе? Конечно. Но угроза скатиться к “исследовательству” существует при этом постоянно. Например, очень интересно отбросить от нашего словосочетания определение “художественный”, а потом подумать над тем, что останется. Лингвистический способ общения с понятием образ ничуть не лучше любого другого способа. И все же, и все же.
Однокоренных слов к “образу” множество, вспомним некоторые из них. Образец. (“Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?”) Нечто самое лучшее, выверенное. В современной промышленности близкое к штампу. Образоваться — значит появиться, родиться, выявиться. Образование — это учение, приобретение знаний, но первоначально слово обозначало становление, образоваться — значит стать кем-то, получить свое лицо. Вспомним и вечное “все образуется” Стивы Облонского, равносильное тому, что все вокруг рано или поздно обязательно придет в нормальное состояние. Выражение “таким образом” подразумевает некий итог, обобщение, иногда его употребляют и в смысле “таким способом”. Своеобразный — значит особенный, неповторимый, непохожий. Безобразное, то есть безобразное, не имеющее своего лица, нечто абстрактное, отвратительное. А как много смыслов и смысловых оттенков в таких словах, как “изображение”, “преображение”, “воображение”! Что бы, однако, ни имелось в виду, когда используются эти и производимые от них понятия, первопричиной всего является все-таки образ, неповторимое воплощение сущего, художественное обобщение.
Вот мы и вернулись вновь к определению “художественный”, а тайна художественного образа как была, так и осталась. После всего сказанного можно ли сделать вывод, что академическое познание изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания? Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать “Войну и мир” или смотреть и слушать “Лебединое озеро”. Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.
Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности. Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.
Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.
“Уничижение паче гордости”, — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает и того и другого. Настоящий художник ждет от других не подобострастия, а обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли. Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским.
Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.
На этом, может быть, и уместней всего закончить наши, порой сумбурные, еще чаще отрывочные раздумья о северной народной эстетике.
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
ЕГЭ-2015 Вариант 18
Вариант 18 (ЕГЭ-2015)
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1 )Открывая в России университет при Академии наук, Пётр I брал пример с Европы, где учебные заведения, выпускавшие людей, сведущих в разных областях знания, появились уже давно. (2)Долго главными учебными центрами в Западной Европе были монастырские школы, вместе с тем в городах учёные люди тоже нередко собирали вокруг себя учеников, чтобы передать им свои знания, и один из таких учёных в XII веке открыл в итальянском городе Болонье школу, готовившую законоведов, которая получила официальный статус, закреплённый буллой папы Адриана IV. (3) появился первый в мире университет.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В Западной Европе главными учебными центрами долгое время были монастырские школы, и только в XII веке итальянском городе Болонье был открыт университет.
2) Открывая в России университет, Пётр I брал пример с Европы, где ещё в XII веке в Болонье был основан первый в мире университет.
3) В западноевропейских городах учёные люди нередко собирали вокруг себя учеников, и один из таких учёных в XII веке открыл в итальянском городе Болонье готовившую законоведов школу, которая получила официальный статус, закреплённый буллой папы Адриана IV.
4) Первый в мире университет был основан ещё в XII в Болонье, и Пётр I по примеру Европы создал университет в России.
5) Университеты — учебные заведения, выпускавшие людей, сведущих в разных областях знания, в Европе появились раньше, чем в России.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому Кроме того Зато Так Несмотря на это,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ЦЕНТР. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Город с административными, промышленными и другими учреждениями. Промышленные центры страны. Областной, районный центр.
2) Высший руководящий орган или органы. Директивы центра.
3) Срединная и главная часть чего-либо, ядро. Центр мироздания. Центр концепции.
4) Место сосредоточения чего-нибудь; важный пункт чего-нибудь. Центр научной мысли. Торговый центр.
5) Центральная часть города, большого населённого пункта. Жить в центре. Трамвайная линия от нового района до центра.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сирОты значИмый мозаИчный дозвонЯтся ободрИть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Первым достоверным летописным УПОМИНАНИЕМ о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем 4 апреля 1147 года.
Под руководством опытного тренера всего за два года команда добилась весьма ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ результатов.
Будучи весьма умным, но в то же время очень ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ человеком, Анатолий часто оказывался в сложных ситуациях.
Откуда-то снизу донёсся странный шум, напоминающий звуки, ИСХОДЯЩИЕ из повреждённых колонок музыкального центра.
На РЫБОЛОВЕЦКИХ судах с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЕЛЬ с ТРЕМЯСТАМИ участниками
ДЛИННЕЕ карандаша ЕХАЙ медленнее ИХ презентация
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В слове «спасибо», ставшее формулой человеческих взаимоотношений с незапамятных времён, выражается наше пожелание добра хорошим людям.
Б) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни как в мирное, так и в военное время.
В) Каждый из нас понимает не только чувства и переживания поэта, но и разделяет их, отзывается на них сердцем.
Г) Создавая художественное полотно, живописцам не всегда хватает мастерства? для отражения в картине своего видения действительности.
Д) Заводская молодежь активно участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)ошибка в построении предложения с однородными членами
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в…ртикал ьный в… негрет зап. реть заг. реться зад…ржать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр. умный, пр…думать ра. колоть, и. дать
с. скочить, под…йти пр. готовил, пр. рвал по. клеить, о…бежать
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
подсматр…вать фасол…вый придирч…вый подмиг…вающий въедл. вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
расстел. шь испорч…нный рассказыва…мый раскрут. шь налаж…нный
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Слово «спасибо» (не)просто выражение благодарности: с давних времён это слово, ставшее формулой человеческих взаимоотношений, выражает самые добрые пожелания людей друг другу.
Собеседники, как могли понять все окружающие, проявляли (не)поддельный интерес как к предмету разговора, так и к мнению о нём друг друга.
Школьникам предстояло преодолеть далеко (не)лёгкие препятствия и, таким образом, составить собственное представление о своих физических возможностях. По засеянному пшеницей полю (не)торопясь шла высокая стройная женщина в белом платье, в лёгкой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.
Свой (не)растраченный по мелочам талант этот замечательный исполнитель щедро дарил людям.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души (ВО)ИМЯ того, ЧТО(БЫ) люди вокруг были красивее, духовно богаче.
(В)ТЕЧЕНИЕ всей недели по утрам накрапывал мелкий дождик, к ТОМУ (ЖЕ) весь день в среду не переставая шли проливные дожди.
Кто из нас, (НА)ПРИМЕР, ХОТЯ(БЫ) однажды не летал во сне?
Картины Ф.А. Васильева ТО(ЖЕ) имеют свой голос, и мы слышим голос художника, (ПО)ЭТОМУ каждому чудится, будто именно для него создавались эти пейзажи. Не бывает абсолютно одинаковых и (СО)ВСЕМ бездарных людей: каждый рождается с печатью КАКОГО(ЛИБО) таланта.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Потребность человека в творчестве обыкнове(1)а и абсолют(2)о естестве(3)а; она теплится в каждом из нас, и каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Вдали от дома солдат часто вспоминал синие тени в сугробах мартовского снега и журавлиную стаю в голубом небе.
2) Людям выпало счастье наслаждаться шуршаньем снежинок и песней метели ласковым плеском волны и торжественной тишиной ночи.
3) Живописец долгое время жил в Крыму и любовался буйной яркостью растений или красотой сверкающих водопадов.
4) Море живёт дышит и меняется на глазах.
5) Лес живёт и дышит каждым листом зевает оврагами смеётся озёрами и прудами.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Григорий Иванович Муромский (1) всегда считавший себя отличным наездником (2) дал волю вдруг понёсшейся вперёд (3) лошади и внутренне доволен был случаем (4) избавляющим его от неприятного собеседника в лице его соседа.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Непонятно, почему (1) например (2) считается творческой только жизнь артиста или художника, ведь артистом и художником (3) может быть (4) каждый человек, если он занимается своим любимым делом.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Весной благоухание черёмуховых кустов (1) в густых зарослях (2) которых (3) ранним утром разливались трели соловья (4) наполняло все уголки старого сада.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В молодости формируется вся жизнь человека (1) и (2) если он правильно выберет себе друзей (3) ему будет легче жить (4) и он будет чувствовать себя счастливым.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)В чудо верят не только дети, но и взрослые. (2)Вот и наша мама уверяла себя и нас с братом, что, хотя и пришла похоронка, отец не убит, а лежит где-то в госпитале или пропал без вести. (3)А когда в соседнюю деревню Григорьевку вернулся с фронта искалеченный, без ноги, дядя Саня Кудрявцев, которого считали геройски погибшим (так говорилось в полученной на него похоронке), мама и другие вдовы-солдатки ещё сильнее поверили в чудо. (4)Поверить-то поверили, но сами почему-то стали искать по окрестным сёлам гадалку, чтобы она подтвердила их веру.
(5)А тут пронёсся слух, будто в селе Шаблово, что в двадцати километрах от нашей деревни, живёт блаженный Ефимко. (6)Так вот, этот Ефимко умел гадать, а главное, он нагадывал добрые вести. (7)Если же добрых вестей не предвиделось, Ефимко каким-то образом это предчувствовал, гадать отказывался и будто бы говорил: «Иди с богом, всё образуется». (8)3а гаданье платы не брал, а если ему приносили и оставляли тайком яйца, мёд или что другое, что могли наскрести солдатки в своих опустевших сусеках, старик раздавал тем, кто приходил к нему ни с чем, окромя голодного блеска в усталых глазах.
(9)К нему и собралась наша мама. (10)Нас с братом Генкой отвела к дедушке и бабушке, родителям отца. (11)Они жили рядом, в Евдокимовке, такой же маленькой деревушке, как и наша Ивановка. (12)Бабушка одобрила мамино намерение, а дед маму отговаривал: не верил он ни в какие гадания. (13)Но мама осталась при своём мнении, тем более что с ней к блаженному Ефимке решились идти ещё несколько солдатских вдов.
(14)Вернулась мама через два дня. (15)Повеселевшая. (16)Ефимко не отказал ей и не произнёс: «Иди с Богом, всё образуется», чего она больше всего опасалась. (17)Он сочувственно выслушал её, мягко расспросил о семье, о детках и велел терпеливо ждать окончания войны. (18)Напоследок благословил, но ничего не пообещал, а лишь подарил маме две сделанные им самим глиняные свистульки — для нас с Генкой. (19)Неназойливое душевное внимание блаженного старика, хотя, как рассказывала мама, ничего, что бы говорило о его блаженности, она не заметила, успокоило её, окрылило и вселило надежду.
(20)Ярко раскрашенные Ефимкины свистульки-птички нам с Генкой так понравились, что мы ни днём ни ночью с ними не расставались. (21)Днём мы в них беспрерывно свистели, а вечером с ними засыпали. (22)Потом куда-то эти свистульки всё-таки делись — наверное, разбились или потерялись. (23)На смену им приходили и уходили другие самодельные игрушки. (24)0 свистульках я совершенно забыл.
(25)И только через много лет, прочитав в газете статью о художнике Ефиме Честнякове, ученике Репина, я узнал, что подаренные нам с братом свистульки были слеплены и расписаны не просто Ефимкой, а уникальным, самобытным художником. (26)В годы моего детства он жил в Шаблове, под Кологривом, до войны работал учителем в сельской школе, рисовал картины, лепил из глины игрушки. (27)Он был отзывчивым, мягким, готовым, как говорят, отдать другому последнюю рубашку, да к тому же хорошим психологом: умел заглянуть в душу человеку и успокоить его. (28)3а необычность поведения и кажущуюся простоту местные жители и прозвали его Ефимкой Блаженным. (29)Его рисунки и картины долго валялись на деревенских чердаках, кто-то ими даже растапливал печку.
(30)И вот настал час, когда о художнике Ефиме Честнякове, благодаря заботливым музейным искателям, узнали не только в России, но и за границей. (31)Я видел его картины и рисунки на выставках. (32)Они прекрасны, лучатся теплом и добротой. (ЗЗ)На них много детей. (34)Мне кажется, что среди них есть и мы с братом, уж больно всё там похоже на моё детство. (35)И мне будто наяву слышится нежный серебристый свист, исходящий из ярких свистулек-птичек Ефимки Блаженного.
Виктор Фёдорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С.В. Михалкова.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Братьям нравились яркость и нежный серебристый свист подаренных блаженным стариком свистулек.
2) В русских народных промыслах отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
3) Многие вдовы-солдатки, даже получив похоронки, продолжали надеяться на возвращение своих мужей с войны.
4) До войны художник Ефим Честняков работал учителем в сельской школе.
5) Увидев рассказчика и его брата во время войны, Ефимко Блаженный впоследствии изобразил их на своём полотне.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 подтверждает содержание предложения 1.
2) В предложениях 5-6 содержится рассуждение.
3) Предложение 21 поясняет предложение 20.
4) В предложении 29 представлено рассуждение.
5) Предложения 32-33 включают описание.
22. Из предложений 22-24 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 30-35 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24. «Вспоминая о человеке, впечатление о личности которого сохранилось в его душе с детства, автор использует троп — (А) _______ («неназойливое душевное внимание» в предложении 19, «нежный серебристый свист» в предложении 35), лексическое средство — (Б) ______ («заглянуть в душу» в предложении 27), а также синтаксическое средство — (В) _____ (в предложениях 17, 19). Силу воздействия личности блаженного старика на людей автору помогает передать приём — (Г) _____ (предложения 14—15)».
Список терминов: 1) парцелляция 2) эпитет 3) антонимы 4) литота 5) ряд однородных членов предложения 6) синонимы 7) сравнение 8) фразеологизм