не время умирать актриса
Долгие проводы — лишние слезы: «Не время умирать» — чересчур драматичный финал бондианы с Дэниелом Крейгом
А еще неповерхностный центральный герой призывал к какой-никакой дисциплине и злодеев, и «девушек Бонда». Первые — особенно персонаж Хавьера Бардема — перестали быть опереточными. Вторые больше не соглашались размениваться на интрижки и начали рассказывать собственные истории. Съемка экшен-сцен стала «грязной», как в фильмах о Джейсоне Борне. А неизбежные сценарные глупости вроде хакерских взломов и испытания новых гаджетов принялись прикрывать приятные второстепенные герои в исполнении Бена Уишоу, Наоми Харрис, Джеффри Райта и Рэйфа Файнса. При этом наибольших успехов добивались фильмы, подчеркивавшие человечность Бонда. Например, «Казино «Рояль», где он влюбился и не смог защитить Веспер Линд. Или «Скайфолл», где Бонд и М оказались в ненастный вечер в доме детства шпиона в Шотландии — и разыграли настоящую «Бурю».
Фильм «Не время умирать», снятый Кэри Фукунагой («Настоящий детектив») и написанный им же вместе с Фиби Уоллер-Бридж («Дрянь» и «Убивая Еву»), увы, пытается проститься сразу с двумя эпохами — бондианой Крейга и маскулинной бондианой вообще. Из-за этого в сценарии то и дело возникают проблемы. История то умеренно реалистичная и драматичная, то глянцевая и бестолковая, как во времена Пирса Броснана. Фильм методично насмехается над сексизмом и мачизмом классической бондианы, но гораздо остроумнее эту тему закрыл еще Мартин Кэмпбел в 2006 году — когда в начале «Казино «Рояль» заставил Крейга выходить в плавках из воды (раньше это делали «девушки Бонда»), в середине — сидеть голышом на стуле и терпеть удары по яйцам, а в финале — по‑щенячьи влюбиться.
Выставка гаджетов, которую то серьезно, то иронично устраивает «Не время умирать», тоже больше не производит особого впечатления: бондиану целых пятнадцать лет превращали в историю про людей не для того, чтобы в итоге захламить вещами. Экшен-сцен очень много, но почти ничего по‑настоящему выразительного (как в той серии «Настоящего детектива») в них нет. Да и не могло быть: чтобы сегодня удивить зрителя блокбастеров, нужно повернуть время вспять и снять «Довод».
Но при этом фильм отлично работает, когда отвлекается от большой игры и присматривается к своим героям. Из Рами Малека вышел запоминающийся злодей с застывшей гримасой боли: всем его планетарным козням веришь, потому что сценаристы позволили ему рассказать историю своей семьи. Актриса Ана де Армас появится в кадре настоящей вспышкой. Сперва ее героиня будет подыгрывать самым банальным ожиданиям зрителей (да, это очередная красивая стажерка, млеющая перед Бондом), но потом даст прикурить даже тем, кто за спорт и не курит. У персонажа Лашаны Линч много колких шуток и большое будущее во франшизе. У героя Бена Уишоу — затейливая личная жизнь. Персонаж Джеффри Райта позволит раскрыться одиночке Бонду еще и как верному другу. А актер Билли Магнуссен вновь обводит всех вокруг пальца — совсем как в «Маньяке» и «Ночной игре».
«Не время умирать»: Крейг уходит, но Джеймс Бонд останется. В каком обличье?
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Отложенная премьера
Премьера «Не время умирать» была намечена на апрель 2020 года. Никто тогда не мог предположить, что буквально за несколько дней до этого мир погрузится в пандемию, жизнь замрет, и кинотеатры, как и все остальные зрелищные предприятия, окажутся запертыми для зрителя.
Киноиндустрия погрузилась в кризис. Прокатчики отложили свои премьеры на несколько месяцев, рассчитывая, что пандемия все же схлынет.
Производящая фильмы бондианы продюсерская компания EON дала себе фору в полгода, отложив премьеру на ноябрь 2020 года.
К лету стало ясно: спад заражений коронавирусом если и есть, то временный и нестабильный. Терпение прокатчиков иссякало, и большинство из них, отчаявшись, выпускали свои фильмы на цифровых платформах, так и не дождавшись возможности запустить их в полноценный кинопрокат.
Автор фото, Reuters
Заявленную было на 2 апреля 2020 года мировую премьеру 25-го фильма бондианы «Не время умирать» пришлось неоднократно откладывать
Но то, что годится для относительно скромных фильмов небольшого формата, никак не подходит для грандиозных блокбастеров. А что может быть грандиознее бондовского фильма? Таким картинам нужен большой экран.
Чуть ли не единственным из крупнобюджетных фильмов прошлого года, сумевших-таки получить более или менее полноценную кинопремьеру, был «Довод» Кристофера Нолана. Ему удалось втиснуться в короткий просвет конца лета, когда ковид временно утих, ограничения были ослаблены, и на некоторое время кинотеатры открылись.
Однако правильность такого решения была явно сомнительной. Кинотеатры открылись не везде и не в полной мере, зритель был по-прежнему напуган, многие избегали посещения мест большого скопления людей, и «Довод» собрал кассу значительно меньше той, на которую мог рассчитывать.
EON Productions идти на такой риск не хотела. Да и не могла: летний просвет случился неожиданно, а лихорадочно менять дату уже отложенной на ноябрь премьеры столь гигантского кинопроекта было бы несолидно.
К осени, однако, ситуация резко ухудшилась. Ровно в канун ноября, 31 октября, в Британии был объявлен второй локдаун, и о премьере фильма не могло быть и речи. Очередная отсрочка была объявлена до 2 апреля 2021 года.
И без того задыхающаяся без зрителя индустрия кинопроката стала давать уже серьезные, грозящие летальным исходом трещины. Сразу после объявления об очередном переносе премьеры «Не время умирать» вторая в мире по количеству кинотеатров британская кинопрокатная сеть Cineworld заявила о бессрочном прекращении своей деятельности.
Именно отсрочка бондовского фильма стала «последней соломинкой», по выражению главы Cineworld, сломавшей спину этого гиганта кинобизнеса.
Путь к экрану
На самом деле первая отсрочка с премьерой случилась еще до коронавируса и вызвана была совершенно другими, уже не социально-медицинскими, а сугубо творческими причинами.
После поставленных оскаровским лауреатом Сэмом Мендесом двух невероятно успешных и в коммерческом, и в творческом смысле последних бондовских фильмов «Координаты «Скайфолл» (2012) и «Спектр» (2015) к режиссуре нового фильма был приглашен Дэнни Бойл, постановщик церемонии открытия лондонской Олимпиады в 2012 году и тоже оскаровский лауреат за «Миллионера из трущоб».
Сценарий доверили писать Джону Ходжу, давнему соратнику Бойла, автору сценариев многих его фильмов, начиная от раннего «Неглубокая могила» и включая всемирно известные «На игле» и «Пляж».
Автор фото, Getty Images
Продюсеры бондовских фильмов Барбара Брокколли и Майкл Уилсон
Однако Бойл, в отличие от Мендеса, не сумел или не захотел даже ради Бонда отказываться от своей неортодоксальной режиссерской манеры, и в августе 2018 года из-за творческих разногласий контракт с Бойлом и Ходжем был расторгнут.
После затянувшегося поиска продюсеры Майкл Уилсон и Барбара Брокколи объявили имена новой творческой команды.
Точнее, сценарная команда была лишь отчасти новой: свежая кровь в лице 33-летней модной в Британии актрисы, сценаристки и режиссера Фиби Уоллер-Бридж («Убивая Еву», «Дрянь») была влита в опытнейший и испытанный творческий союз Нила Первиса и Роберта Уэйда, авторов семи сценариев к фильмам о Бонде.
Автор фото, Getty Images
Режиссер-постановщик «Не время умирать» Кэри Фукунага
Послужной список Фукунаги не так уж велик, но зато разнообразен. Его дебют, американо-мексиканский фильм «Без имени» о подростковых уличных бандах и нелегальной иммиграции в Латинской Америке, был отмечен за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс» в 2009 году.
Год спустя он снял традиционную, в духе костюмных драм, экранизацию романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» с Мией Васиковской, Майклом Фассбендером, Джейми Беллом и Джуди Денч в главных ролях. А в 2015 вышел его погруженный в жестокость гражданской войны в одной из стран Африки фильм «Безродные звери» с Идрисом Эльбой в главной роли.
Фильм
Ну а что же сам фильм?
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Возлюбленная Бонда Мадлен Суонн (Леа Сейду)
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Даже такая красавица (Ана де Армас) не смогла сломить целомудрия Бонда
Интересно, как политкорректность и последствия движения #MeToo сказались на поведении Бонда.
Оказавшись на Кубе, он сталкивается на торжественном приеме с помогающей ему там резиденткой ЦРУ по имени Палома в исполнении обворожительной и невероятно сексуальной в своем открытом платье Аны де Армас.
Бонд возвращается, и, узнав, что ей присвоен его заветный номер, делает вид, что ему это безразлично: «Это всего лишь цифра». Но потом все же просит вернуть ему код 007, объясняя свое решение теми же словами.
За исключением, пожалуй, секса, здесь есть все, что зритель привык видеть в бондовских фильмах: головокружительные погони, общепланетарный размах, сыплющиеся, как шашки с доски во время игры в поддавки, безликие враги, сногсшибательная безотказная техника, безудержные рукопашные схватки и так далее.
Есть и традиционная заглавная песня, автором и исполнителем которой стала молодая американская поп-звезда Билли Айлиш.
В нем есть и мужество, и достоинство, и неувядающая внешность (поклонницы, берегитесь, вас поджидает сцена душа под тропическим водопадом), и самоотверженный героизм.
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Да, такому Бонду наследовать будет трудно.
Кто сменит Крейга
Еще до начала работы над картиной «Не время умирать» Дэниел Крейг, которому в этом году исполнилось 53 года, объявил, что этот, пятый для него, бондовский фильм станет последним.
Но никогда прежде эта неизбежная смена не вызывала столь бурной реакции, столь плохо сдерживаемого потока противоречащих друг другу мнений, выходящих далеко за пределы эстетических пристрастий и отражающих напряженный накал нынешнего идеологического дискурса.
Автор фото, Danjaq, LLC/MGM/Universal Pictures
Джеймс Бонд стал сосредоточением и фокусом культурных войн
Автор фото, Reuters
На премьере новой серии бондианы в Альберт-холле
Барбара Брокколи, потомственный продюсер бондовских фильмов (эту роль она унаследовала от своего отца, основоположника кинобондианы и основателя EON Альберта Брокколи) еще в 2018 году сказала, что приветствовала бы конец монополии белых актеров на роль Бонда. Это мгновенно вызвало заинтересованную реакцию Идриса Эльбы и поддержку со стороны этнических меньшинств Британии.
Однако, хотя люди различного происхождения давно влились в пеструю этническую и культурную палитру современной Британии, смена лица такого традиционного культурного символа страны как Джеймс Бонд не может не вызывать у многих недоумения или откровенного отторжения.
Автор фото, Bonhams
Крейг с режиссером фильма на съемках в 2019 года
Реакция эта уже вовсю идет, и лучше всего ее сформулировала солидная, обычно сдержанная газета Daily Telegraph, выразитель традиционных британских консервативных ценностей.
Живущие и работающие под пристальным и неослабевающим контролем со стороны СМИ продюсеры не могут не принимать все это во внимание.
Именно этим вызваны и уже состоявшиеся расово-гендерные подвижки в актерской палитре персонажей бондовских фильмов (появившаяся впервые в «Скайфолл» и сохранившая свою роль в «Спектре» и в «Не время умирать» чернокожая актриса Наоми Харрис в роли Маннипенни), и только что введенная на роль нового агента чернокожая Лашана Линч.
Автор фото, Getty Images
Сменить Дэниела Крейга в роли Бонда будет трудно
Итак, кто же станет следующим Бондом? Букмекеры принимают ставки на всех кандидатов, невзирая на расовую и половую принадлежность. На сегодняшний день список их выглядят следующим образом:
Рецензия на «Не время умирать» про Джеймса Бонда: ждали шесть лет и не дождались
Сюжет
От воспоминаний картина переключается к безмятежному настоящему: Джеймс Бонд и Мадлен Суонн наслаждаются обществом друг друга, путешествуя по миру и пытаясь жить обыкновенной жизнью после событий предыдущего фильма, когда Бонд бросил вызов преступной организации «Спектр». Агент 007 отправляется на кладбище, чтобы посетить могилу Веспер Линд — той самой женщины, ради которой он хотел оставить службу в «Казино Рояль». Надгробие Линд взрывается, а самого Бонда начинают преследовать люди «Спектра».
Чудом оторвавшись, он возвращается в гостиницу за Мадлен и задаёт ей единственный вопрос: «Как они узнали, где мы?» Та не находит, что ответить, и Бонд понимает, что у его возлюбленной слишком много тайн, которыми она не спешит делиться. Оторвавшись от преследователей, Джеймс и Мадлен расстаются на вокзале, где Бонд сообщает, что они больше не увидятся.
Плюсы фильма: шутки, многожанровость и прекрасные виды
Хронометраж «Не время умирать» составляет 2 часа 43 минуты, но из-за обилия действия, событий, смены локаций и действующих лиц время пролетает незаметно. Запутаться в шпионских хитросплетениях также невозможно: персонажи будут не раз акцентировать внимание на том, что они должны сейчас непременно сделать.
Отдельного упоминания достойна Ана де Армас («Достать ножи»). У неё пусть была небольшая, но яркая роль начинающего агента и спутницы Бонда по имени Палома, для которой настоящее задание «в поле» оказывается первым, и именно она должна помочь агенту выйти на след Обручева. Героиня используется для создания комических ситуаций: впервые встретившись с Бондом, ведёт его в укромное место и начинает расстегивать пуговицы на рубашке. В ответ на реплику напарника о необходимости для начала поближе познакомиться, Паломе объясняет, что ей просто не терпится вручить подопечному новый костюм.
Одна из сценаристок «Не время умирать» — создательница сериала «Дрянь» и первого сезона «Убивая Еву» Фиби Уоллер-Бридж, которая явно отвечает за самые забавные гэги из фильма. Вместе с режиссёром Кэри Фукунагой они умело перебирают жанры: переходы от мелодрамы к боевику, затем к комедии, а потом обратно к экшену заметны, но при этом уместны. Как и в случае с «Убивая Еву», они вписываются в рамки связной истории и шпионской франшизы.
И происходит всё на фоне фантастически красивых локаций. Спокойную жизнь Бонда нам рисуют в солнечной и безмятежной Италии, дальнейшие погони и перестрелки происходят, на резком контрасте, в заснеженной Норвегии. Любой выпуск бондианы — немного туристический справочник, но и в двадцать пятом фильме франшиза способна удивить зрителя видами не менее знойных Ямайки и Кубы, а также затерянным островом где-то в океане между Россией и Японией.
Минусы фильма
Слабый и до боли предсказуемый сюжет
Улучшения в плане сценария касаются только отдельных диалогов и шуток, выведенных на современный уровень. Стандартный для любой части бондианы набор сюжетных ходов в «Не время умирать» даже не попытались как-то усложнить или сделать менее очевидным — хотя на эти события мы в буквальном смысле смотрим в двадцать пятый раз!
Главный злодей без мотивации
Вот только с мотивацией у Сафина большие проблемы: в самом начале зрителю дают понять, что его основная цель расправиться с убийцей своей семьи — отцом Мадлен — мистером Уайтом, знакомым по предыдущим фильмам франшизы. На этом амбициозные планы Сафина не заканчиваются, и он решает уничтожить всю организацию «Спектр», а после и весь мир. Но на вопрос почему ответа так и нет.
Его характер также не раскрывают и мы просто не понимаем, что вообще мотивирует этого человека? Власть, деньги, злость на весь мир из-за чудовищной несправедливости в отношении его семьи? Этого зритель так и не узнает, а Люцифер останется просто обычным злодеем.
Создатели даже снабдили Сафина набором клишированных и псевдо-возвышенных фраз в духе: «Спасённая и забранная жизнь стоят равно одинаково». Отсутствие мотивации можно было бы компенсировать харизмой антагониста, но Рами Малек не внушает ужаса, хотя его намерения уничтожить мир должны пугать. Да и на обаятельного психопата его персонаж не похож — он тихий, невзрачный, безликий (особенно на фоне ярких антагонистов Хавьера Бардема и Мадса Миккельсена из прошлых «Бондов» с Крэйгом). Тут могла бы помочь сильная внутренняя идея, движущая героя: но кто он и почему хочет устроить геноцид, нам так и не объясняют.
Неудачное прощание с Бондом для Крэйга
То, что фильм заканчивает пятнадцатилетнюю историю крэйговского Бонда, понятно не только из заявлений самих создателей, которые уже обозначили, что начнут искать замену актёру не раньше следующего года. «Не время умирать» плавно подводит зрителя к однозначному финалу для одного из самых знаменитых киноперсонажей.
Бонд изменился с момента выхода «Казино Рояль»: у него появилась настоящая семья, ради благополучия которой он готов пожертвовать всем. Это не вяжется с образом несокрушимого агента разведки, которого вечно окружают женщины, легко поддающиеся его обаянию. Определённый пройденный этап и личностный рост для Бонда создателям последних фильмов удалось показать. Но сюжетный замысел «Не время умирать» больше похож на дежурный выпуск киносаги об агенте 007, чем на завершающий фильм всей истории крэйговского Бонда.
Лишь финал ставит точку для агента, что не вызывает должных эмоций на фоне самой простой истории из жизни агента МИ-6. Со всем своим бондианским пафосом создатели так и не смогли закончить крэйговскую сагу с размахом, да так, чтобы пробило до глубины души. Крэйг ушёл, но особенных эмоций это не вызывает, так как обязательно будут следующий фильм… и следующий Бонд.
Бесполезная женщина-007
Ещё до выхода фильма стало известно, что статус 007 после ухода Джеймса Бонда, достанется другому агенту. Номер приняла на себя Номи, роль которой исполнила Лашана Линч (Мария Рамбо в «Капитане Марвел»). Похоже, ход нужен был только для того, чтобы показать первую женщину в статусе агента с лицензией на убийство. Каждый раз сталкиваясь с Бондом, Номи идёт в открытое наступление, пытаясь его всячески задеть и напомнить о том, кто теперь со статусом 007.
Выглядит это глупо, учитывая, что она должна представлять из себя профессионала, не уступающего Бонду. Её попытки самоутвердиться выглядят вдвойне нелепо, учитывая, что за весь фильм Номи не сделала ничего полезного для дела.
Если убрать персонажа Линч из фильма, то он просто станет чуть короче и не потеряет ни крупицы сюжета. Добавляя женщину-агента 007 в фильм, создателям стоило показать, почему она достойна этого звания, а не устраивать между Бондом и Номи соревнование, у кого лучше подвешен язык.
Вердикт
Кинокритик Variety Оуэн Глейберман в рецензии на «Не время умирать» назвал фильм лучшим после «Казино Рояль» (2006), так как он идеально жанрово сбалансирован, другие критики, наоборот, пишут, что фильм не выдерживает сравнения с «007: Координаты „Скайфолл“» (2012). И действительно, напряженная игра в покер из «Казино Рояль» и холодно-отстранённая атмосфера «Скайфолла» то и дело всплывают в памяти при просмотре двадцать пятого «Бонда»: это вершины крэйговской бондианы, с которыми новую картину нельзя не сравнивать.
При этом сюжета ни той, ни другой картины вы, скорее всего, не вспомните. Бондиана привлекала другим: уверенным и обаятельным Бондом, красивыми и опасными женщинами и удивительными локациями, а также зрелищным экшеном. «Не время умирать» может предложить лишь уставшего Крэйга, который уже вышел из возраста непобедимого шпиона; бойких, но бесполезных женщин-агентов вместо спутниц Бонда; погони и перестрелки, которые снято масштабно и качественно, но по изобретательности проигрывают не только «Скайфоллу» и «Казино Рояль», но и обеим частям Kingsman, явно пародирующим экшен-моменты старых и новых «Бондов».
В 2021 году фильмы о Джеймсе Бонде создаются всё по тому же рецепту, что и картины о 007 из прошлого века: с нереалистичными, сыплющими клише злодеями и героем, который не замечает попавших в него пуль. И всё же действие франшизы не уходит в юмор, комиксность и пародийность, происходит в мире близком, к реальному. Поэтому в новом фильме хотелось бы увидеть реально опасного антагониста с чёткой целью и объяснимой мотивацией; главного героя, который сомневается в себе и переживает за других, потому что понимает серьёзные последствия своих действий для мира и своих близких.
Первые трейлеры Бонда задавали нужный тон под мрачноватую песню Билли Айлиш — No Time to Die. Казалось, что в этот раз создатели разгуляются на полную и представят зрителю тяжёлую историю, полную драматизма и по-настоящему опасных игр с сильным антагонистом, чтобы завершение истории Бонда-Крэйга ощущалось в полной мере. Вместо этого «Не время умирать» стал ещё одним фильмом из бондианы, о котором вы забудете уже к выходу следующего фильма с новым Джеймсом Бондом.
Обложка и фото: кадры из фильма «Не время умирать»
Звезда «Не время умирать» пошутила о способности любого ребёнка сыграть Джеймса Бонда
В интервью для Guardian актриса Лашана Линч из «Не время умирать» пошутила о том, что даже двухлетний ребенок мог бы сыграть Джеймса Бонда.
Линч известна по роли Марии Рэмбо в «Капитане Марвел». В последнем фильме о Джеймсе Бонде для Дэниэла Крэйга актриса играет нового агента МИ-6 по имени Номи. В новом интервью Линч пошутила, что на самом деле не имеет значения, кого они выберут в качестве преемника Крэйга. Она считает, что следующая итерация персонажа не обязательно должна быть белым мужчиной. По её мнению, франшиза настолько популярна, что зрители будут приходить независимо от того, кто изображен на плакате.
«Мы живём во время, когда индустрия дает аудитории не то, что, по мнению этой аудитории, она хочет. На самом деле она даёт аудитории то, что индустрия сама хочет ей дать. Бондом может быть и мужчина, и женщина. Они могут быть белыми, темнокожими, азиатами, смешанной расы. Они могут быть молодыми или старыми. В конце концов, даже если бы двухлетний ребёнок играл Бонда, все бежали бы в кинотеатр, чтобы посмотреть, что будет делать этот двухлетний ребёнок, не так ли?»
По сюжету «Не время умирать» персонаж Линч получила код агента 007, потому что Бонд на пять лет ушел на пенсию после событий «Спектра». Режиссёром фильма выступил Кэри Фукунага («Настоящий детектив»). Кроме Крэйга и Линч, в фильме появятся Леа Сейду («Отель Гранд Будапешт»), Ана де Армас («Бегущий по лезвию 2049») и Рами Малек («Богемская рапсодия»).
«Не время умирать» выйдет в России 7 октября 2021 года.
Лебединая песня Агента 007: чего ожидать от фильма «Не время умирать»?
Снимая фильмы про легендарного агента 007 последние 15 лет, студию MGM и создателей франшизы бросало из стороны в сторону. На одной чаше весов мы имеем совершенно шикарный «Казино Рояль» и неожиданно глубокий «Скайфолл». На другой же еле держится глянцево-скучный «Квант милосердия» и блеклый «Спектр», не оправдавшие ничьих ожиданий. Прямо-таки проклятие «четных частей» для серии о британском шпионе.
И вот на экранах совсем скоро должен появиться многострадальный 25-й Бонд под названием «Не время умирать». Мы должны были увидеть фильм еще в апреле прошлого года, но коронавирус внес свои коррективы в планы киностудий. Но вот наконец-то «Ридус» уже побывал на специальном показе картины и мы готовы делиться впечатлениями из первых рук.
Дэниэл Крэйг исполняет роль Джеймса Бонда в фильмах Metro Goldwyn-Mayer с 2006 года.
Джеймс Бонд оставил позади МИ-6, бывшую возлюбленную Мадлен Свон, и теперь наслаждается спокойной жизнью на Ямайке. Все меняется, когда на острове появляется его старый друг Феликс из ЦРУ с просьбой о помощи. Миссия по спасению похищенного ученого оказывается опаснее, чем предполагалось изначально. В попытке исправить допущенные ошибки, агенту, ранее имевшему позывные «007», не раз придется столкнуться с призраками из прошлого и сделать все, чтобы помешать Люциферу Сафину — злодею, завладевшему разработкой, способной уничтожить человечество.
Лашана Линч (справа) и Леа Сейду (слева).
Похоже, проклятие «четных частей» — это действительно существующая закономерность, которую подтверждает целиком и полностью пятый по счету фильм с Дэниэлом Крэйгом. «Не время умирать» становится завершающим компонентом золотого трио лент нового поколения об агенте 007, который можно и нужно смотреть в кино. Можно ли назвать его лучшим? Возможно. Но обо всем по порядку.
Первое преимущество ленты заключается в ее целостности. С одной стороны может показаться, что хронометраж в 163 минуты — практически вечность, но с другой, сюжетно картина выстроена настолько прочно и последовательно, что время, потраченное на просмотр, пролетает незаметно. А учитывая общую интригу и немалое количество боевых эпизодов, действо на экране захватывает тебя целиком и полностью. К тому же, если за такое количество времени ни разу не вспоминаешь о своем смартфоне, что в нашем мире для блокбастера само по себе достижение.
Сценарий и поведение героев иногда, конечно, вызывают вопросы, но за общим драйвом и насыщенной событийностью они попросту исчезают из головы. Тем более, что в какой-то момент история сосредотачивается не на очередном спасении мира с пафосным выражением лица, а на внутренних метаниях Бонда и его взаимоотношениях с Мадлен Свон, что выжимает максимальную пользу для фильма. Параллельно «Не время умирать» внезапно превращается в настоящую рефлексию на тему того, как ошибки прошлого влияют на настоящее и будущее — и это касается как любви мужчины и женщины, так и влияния на судьбы миллионов людей. У каждого из них есть свои скелеты в шкафу, которые способны погубить все. Но как научиться доверять кому-либо, когда вспоминаешь, сколько раз тебя уже предавали?
Сложные взаимоотношения Бонда и Мадлен Свон стали определяющей сюжетной линией фильма «Не время умирать».
Режиссер Кэри Фукунага в «Не время умирать» закончил то, что начало происходить еще в «Казино Рояль», а именно — вывел образ Бонда на совершенно иной уровень восприятия. Ведь Джеймс Бонд — это больше не эгоистичный бабник и мужлан, состоящий целиком из стереотипов о токсичной маскулинности. Теперь Бонд — это не просто настоящий джентльмен, но и человек из плоти и крови, которому ничто человеческое не чуждо. Его так же, как и всех нас, могут терзают сомнения и боль прошлого. Он стремится отгородиться от всех — ведь он знает, что терять близких очень больно. И если выглянуть за пределы погонь и динамичных перестрелок, то перед нами предстает по-настоящему глубокий герой, который под конец видит спасение мира не способом потешить собственное самолюбие, но возможностью бороться за нечто большее.
Джеффри Райт в образе Феликса Ляйтера не появлялся во вселенной 007 со времен «Кванта Милосердия».
Новые лица также становятся интересным дополнением к имеющемуся составу. Лашана Линч, ставшая новым агентом 007, не показала ничего сверхъестественного в своей игре, однако ее интеракция с Крэйгом в виде некоего соперничества двух лидеров временами выглядела забавно и вызывала легкие смешки по залу. Самому фильму ее персонаж не так уж интересен, но безусловно важен — сильная темнокожая женщина с пушкой наперевес призвана доказать агенту 007, что мир изменился, нравится ему это или нет. Это заставляет персонажа Бонда пережить своего рода кризис, но в итоге найти в нем свое место.
Правда, навряд ли MGM решатся сделать Лашану следующим «Бондом». Ведь если Крэйгу удалось без малого 15 лет тащить на себе «бондиану» еще со времен «Казино Рояль», то в случае с Линч нет ощущения, что героине хватит пороху сделать то же самое.
Номи — новая носительница позывных 007 после отставки Бонда. Роль исполнила актриса Лашана Линч.
Билли Магнуссен, в свою очередь, выглядел бы куда смотрибельнее, если бы было понятно, для чего истории был нужен его герой. Давид Дэнсик, сыгравший безумного ученого, явно запутался в хитросплетениях сюжета и просто начал выглядеть и говорить нелепо.
Кубинка Ана де Армас продолжает появляться в самых хайповых проектах Голливуда. Роль Паломы ей однозначно удалась.
На фоне стольких событий и новых лиц линия Сафина, сыгранного звездой «Богемской рапсодии» Рами Малеком, шустро ушла на второй план, как и сам персонаж. И несмотря на вполне сносное объяснение его мотивации, как злодея, Сафин в итоге становится скорее необходимым атрибутом, нежели полноценным главгадом. Уж слишком много всего в фильме напихано, на злодея у создателей просто не осталось сил. Странное чувство — вроде и ругать не за что, но и на похвалу оскароносный актер тоже не наскрёб. Но надо же было Бонду после всех этих душевных метаний и драться с кем-то, и предотвращать чьи-то козни. И стоит все-таки признать, что свою программу-минимум Рами Малек выполнил достойно.
В общем итоге Рами Малек проигрывает харизме Хавьера Бардема и Кристофа Вальца, сыгравших злодеев в «Скайфолле» и «Спектре» соответственно.
Касаемо экшена много говорить нет смысла — с этим аспектом у фильмов об агенте британской разведки никогда не было никаких проблем. Машины взрываются, пули тратятся быстрее денег на бюджет, а спецэффекты помогают действию выглядеть живо и динамично.
Третий акт сгребает воедино все возможные достоинства картины и делает с эмоциями зрителей то же самое, что бармен с любимым коктейлем Бонда — взбалтывает, но не смешивает. Внезапно человеческая сторона несокрушимого служителя английской короны заставляет его принимать решения, которые, возможно, и выглядели бы, как клише посредственных боевиков, если бы не тот факт, что вся история вела нас к этому финалу. Рассказ окончен, звучат фанфары — и вот Дэниэл Крэйг в образе своего героя в последний раз выходит на поклон. Подспудно понимаешь, что именно такой должна была быть лебединая песнь агента 007 и хочется аплодировать.
Можно ли назвать его лучшим из всех фильмов о Бонде? Вопрос крайне субъективный, здесь каждый должен решить для себя сам. Можно ли назвать его самым лучшим финалом для Бонда-Крэйга? Безусловно, да. Идти ли на фильм в кино? Несомненно. Это по-настоящему качественная и проработанная кинолента, которая доставит удовольствие даже самым искушенным зрителям.
Вне зависимости от того, как будет дальше развиваться франшиза о Джеймсе Бонде, на ближайшие несколько лет у нас есть минимум три роскошнейших фильма про агента 007 с Дэниэлом Крэйгом, в число которых теперь входит «Не время умирать».
«Не время умирать» — в кинотеатрах с 7 октября.
Тем временем, перед выходом Бонда в российский прокат первую строчку пока занимает другой ожидаемый сиквел — продолжение «Венома» с Томом Харди. Чего ожидать от второй части приключений журналиста, захваченного инопланетным паразитом — читайте в нашей рецензии.