назовите особенности повседневной жизни народа в период оттепели

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

Повседневная жизнь в СССР в 1953-1964 годах.

Во время Н.С.Хрущева не только сформировалась новая общественная атмосфера, но и произошли перемены в повседневной жизни людей.

Жилищное строительство

Крупный прорыв в 50-60-е гг. был сделан в жилищном строительстве. В 1955 г. ЦК КПСС издал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», обозначавшее конец периода сталинского классицизма в советской архитектуре. В том же году 31 июля ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало строительству массового жилья в Советском Союзе. Дело в том, что в стране продолжался рост городского населения, при этом после Великой Отечественной войны многие города были разрушены, т.е. объективно количество жилья сокращалось. Разработанные советскими архитекторами панельные пятиэтажки удешевляли строительство нового жилья на 30% за счет отказа от архитектурных излишек. Другим плюсом была возможность быстрого возведения жилья, занимавшего 50 дней. Первые «хрущевки» были возведены в Москве в районе Черемушек, ставших настоящим символом эпохи. За период 1956-1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, в результате новоселье справили около 54 млн. человек (1/4 населения СССР). Несмотря на малогабаритность нового жилья, этот масштабный проект позволил решить жилищную проблему людям, ютившимся в коммунальных квартирах. Помимо новостроек возводились школы, детские сады, поликлиники, центры бытовых услуг. Но в условиях быстрого роста городского населения подобных учреждений катастрофически не хватало. В школах велись занятия в две смены.

Мода и дефицит

Постоянным явлениям советской жизни был дефицит не только продуктов, но и товаров широкого потребления. С одной стороны, предпринимались меры для развития легкой промышленности, с другой стороны, их качество заметно проигрывало импортным товарам, спрос на которые неуклонно рос. В структуре импорта около трети составляли как раз товары народного потребления. Также одежду шили в ателье или дома по выкройкам из журналов. В моду стала входить косметика. Перемены в облике и быте горожан стали особенно заметными тогда, когда был налажен массовый выпуск изделий из синтетических материалов. Игрушки из пластмассы, одежда из капрона и нейлона плотно вошли в быт советских людей. Эти вещи в целом были доступны, хотя погоня за ними продолжалась.

Социальная сфера

В социальной сфере, как и во всех других сферах советского общества, существовали разнонаправленные тенденции. Государство сократило продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, в предпраздничные дни вводился сокращенный рабочий день. С 1958 г. перестал браться налог за бездетность с женщин. Одновременно снижался пенсионный возраст и увеличивался размер пенсий. К концу 1950-х гг. по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60 %, а колхозников — на 90 %. В то же время в 1960-1961 гг. была проведена денежная реформа, носившая характер деноминации и девальвации рубля, что привело к снижению реальных доходов населения на долгие годы.

Несмотря на «оттепель», жизнь простого человека оставалась забюрократизированной, на все требовалось разрешение партийной ячейки или вышестоящих органов власти.

Источник

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 14.

Тема – Культурное пространство и повседневная жизнь периода «оттепели»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Оттепель – это духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Политехническая школа – школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Самиздат – способы неофициального производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.

Постановление – один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016., с. 128-136

2. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. – М: Российская политехническая энциклопедия, 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После смерти И. В. Сталина начали происходить серьезные перемены в духовной жизни. На перемены в мире первыми откликнулись представители литературы. В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации.

Стали появляться статьи, авторы которых отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Начали выходить в свет произведения принадлежавшие перу таких авторов как: Ф.И. Панфёров («Волга-матушка река»), В.Ф. Панов («Времена года»), И.Г. Эренбург («Оттепель»). Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом «Новый мир».

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться изменения стиля руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС, привели к его опале, а затем и к самоубийству.

Невозможность и нежелание действовать только репрессивными мерами заставляли руководство страны искать новые пути воздействия на деятелей культуры. И поэтому, начиная с 1957 г. руководители ЦК стали встречаться с деятелями культуры и искусства. Личные вкусы Н. Хрущева приобретали характер официальных оценок.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались несправедливыми и бездоказательными прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, Г. Попова, Н. Мясковского и др.

Политика «оттепели» в духовной жизни имела определенные границы. Одним из таких примеров стало «дело Пастернака». За публикацию романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей, и вынужден был отказаться от премии.

Резкой критике регулярно подвергались не только писатели и поэты, но и режиссеры, художники, скульпторы, (М. Хуциев, Р. Фальк, Э. Неизвестный), а также философы, историки. В это время вышли в свет такие произведения как: Шолохов «Судьба человека», А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», В.Д. Дудинцев «Не хлебом единым» и другие.

Реформы затронули и среднюю и высшую школу. В начале 30-х г., по мере построения индустриального общества, в обновлении нуждалась и система образования, которая должна была соответствовать перспективам развития науки и техники. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование можно было получить, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Начавшаяся критика Сталина и его политики коснулась и взаимоотношений власти и церкви. С 1958 г. началась, и новая антирелигиозная компания сокращалось число монастырей, проводились «чистки» церковных библиотек.

В 1961 г. на телевидении появилась новая передача «Клуб веселых и находчивых». Подражая телепередаче, в вузах и школах, летних лагерях создавались команды КВН. Началось движение КВН. Все эти новые формы общественной жизни охватывали в основном представителей студенчества. Под их влиянием сформировалось поколение «шестидесятников».

Советский спорт в годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Во время летней олимпиады в Хельсинки в 1952 г. советские спортсмены завоевали 22 золотых, 30 серебряных, 19 бронзовых медалей.

В период правления Н. Хрущева изменилась не только общественная атмосфера, но и произошли перемены в повседневной жизни. Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х г. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения.

С 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16-18 лет. В течение 1956-1960 гг. завершился переход всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах на 6-часовой рабочий день.

Развитие легкой и пищевой промышленности в короткий срок ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды и обуви. Но уровень качества этих товаров был невысокий и вскоре породил новый дефицит – нехватку товаров высокого качества. В 1961 г. была проведена денежная реформа по деноминации рубля и замене денежных знаков.

Примеры и разбор решения заданий

1. Кто является автором романа «Доктор Живаго»?

Правильный вариант: 1) Б. Пастернак.

2. Вставьте слова в предложения:

2) ____________________ школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.

1) Утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг., для которого характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы – оттепель.

2) Политехническая школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.

Источник

Культурное пространство и жизнь в 1950-1960.

ДЗ ◄ ДЗ по истории ◄ ДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?
Как вы думаете, какие черты, характерные для «шестидесятников», формировались под воздействием новых форм общественной жизни.

Под воздействием новых форм общественной жизни формировались новые черты, характерные для «шестидесятников»: мотивацию к размышлению и анализу, стремление к справедливости, умение отстаивать свою точку зрения, распространять гуманистические идеи.

1. Расскажите о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в изучаемый период.

Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны.

Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей».

Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В.В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф.А. Абрамова, ставшие широко известными произведения И.Г. Эренбурга («Оттепель»), В.Ф. Пановой («Времена года»), Ф.И. Панфёрова («Волга-матушка река») и др.

Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.

Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

Об этом же говорили в своих произведениях В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д.А. Гранин («Искатели»), Е.Я. Дорош («Деревенский дневник») и др.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.

2. Охарактеризуйте реформу образования в СССР.

В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Проблема притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

3. В чём проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви?

Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок

В 1961 г. – «церковная реформа»:

Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места религии и церкви.

4. Назовите особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».
1. Какие границы творческой свободы устанавливались властями? Насколько определёнными они были?

Границы творческой свободы устанавливались властями в рамках ленинской коммунистической идеологии.

2. Выскажите своё понимание того, что Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями» отступление от идеологии коммунизма-ленинизма, попытки критиковать существующий социалистический строй.

1. Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущёвым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. — с другой?

Приведенные выше факты можно объяснить стремлением к свободе, демократическим преобразованиям после сталинского режима, с одной стороны, и страхом партийных чиновников утратить власть над умами и жизнью советских людей, страх дать действительную свободу.

2. Проанализируйте данные статистики и оцените последствия изменений в системе образования: в 1946 г. в системе вечернего и заочного образования обучалось 28% студентов, в 1961 г. — 61 %. К середине 1960-х гг. принятые на льготных основаниях (демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве) составили около 70% от общего количества студентов.

Оценка изменений в системе образования: перед образованием была поставлена задача подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности и эта задача была выполнена.

3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, о которых идёт речь в параграфе. Напишите эссе-отзыв.

Фильм «Летят журавли» М.К. Калатозова

Черно-белую картину Михаила Калатозова «Летят журавли» называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Фильм Михаила Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова всемирно знаменитыми звездами и принес нашему кинематографу «Золотую пальмовую ветвь», оставшись в истории единственным советским полнометражным фильмом, удостоившимся главного приза Каннского кинофестиваля.

Но его выход на экраны нашей страны 12 октября 1957 года сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал шлюхой. Стоит ли после этого удивляться, что о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году на родине сообщила лишь маленькая заметка в «Известиях» – без фотографий и даже упоминания имен режиссера и автора сценария.

В основу киносценария, написанного Виктором Розовым, была положена его же пьеса «Вечно живые», попавшая к Калатозову совершенно случайно. Она начиналась словами «Летят журавли…». И когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила его эта пьеса, ответ всегда был один: «Вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе…»

В конце концов, картину так и назвали – «Летят журавли», хотя рабочее название было другим – «За твою жизнь».

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», поскольку дословный перевод на французский слов «журавль» (grue, на сленге «проститутка») и «лететь» (voler, омоним «красть») дал бы второй смысл – «проститутки воруют».

До картины «Летят журавли» Калатозов уже снял с десяток фильмов, как тогда говорили, идейных – «Страна в опасности», «Мужество», «Валерий Чкалов»… Но вершиной его кинематографического искусства стал именно этот трагический рассказ о влюбленных, которых навсегда разлучила война.

Лент про войну и разлуку и до Калатозова снималось немало, но такой личной, откровенной, щемящей еще не было.

На кинематографистов фильм «Летят журавли» произвел ошеломляющее впечатление. Станислав Ростоцкий, снимавший в то время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей. Одним из них был гениальный Пабло Пикассо. После просмотра великий художник заявил: «Да здесь каждый эпизод — самостоятельное талантливое произведение…».

После Канн началось триумфальное шествие фильма по всему миру. Немногие советские картины собрали такую коллекцию призов — Канны-58, Локарно-58, Ванкувер-58, Мехико-58… За «Журавлями» потянулся длинный шлейф восторженных отзывов мировой прессы. В конце концов дрогнула и пресса советская.

4. Почему некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти?

Некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти потому, что не укладывались в идеологические рамки советского строя.

6. Выскажите своё отношение к словам М.М. Ромма о Н.С. Хрущёве:

«Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди… И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…».

Со словами М.М. Ромма трудно не согласиться. Да, политика Н.С. Хрущева была не всегда продуманной, часто противоречивой, но в главном, Михаил Ромм прав: несколько поколений советских людей вспоминают Хрущева добрым словом.

Источник

Повседневность периода хрущевской «оттепели»

Повседневность периода хрущевской «оттепели» 1953-1964 годов связана с формированием новой атмосферы в обществе. Несмотря на критику многих действий Никиты Сергеевича, все же за время его правления Советский Союз пережил кардинальные изменения. Повседневная жизнь людей изменилась в лучшую сторону.

Решение жилищной проблемы

50-60-е гг. стали периодом массовой жилищной застройки. В 1955 году постановлением ЦК КПСС страна избавилась от «излишеств» в проектировании и строительстве, которыми грешил классицизм времен Сталина. Также было принято постановление «О развитии жилищного строительства».

Начало массового возведения жилья было очень своевременным, поскольку численность городского населения постоянно росла. Жилье было в дефиците и в довоенные годы. После ВОВ многие города были разрушены, что усугубило жилищный вопрос.

Советские архитекторы разработали простые панельные пятиэтажки. Отказавшись от архитектурных украшательств, удалось снизить себестоимость домов на 30%. Такие здания возводились очень быстро, на их постройку тратили в среднем 50 дней.

Район Черемушек в Москве стал первооткрывателем. Первые «хрущевки» сделали его символом эпохи. В период с 1956 по 1964 гг. удалось увеличить жилищной фонд на 80%. В новые квартиры заселились 54 млн. человек, а это 25% населения Советского Союза.

«Хрущевки» критикуют за их малогабаритность. Но нужно учитывать реалии того времени. Люди ютились в бараках и коммунальных квартирах. Проект Хрущева помог им решить жилищную проблему.

В стране строились не только квартирные дома, но и больницы, школы, детские сады, центры бытовых услуг. Несмотря на это таких учреждений не хватало, поскольку города быстро разрастались. В школах приходилось вести занятия в две смены.

Постоянный дефицит

Нехватка продуктов, товаров широкого потребления была обычным явлением для советских граждан. Правительство всячески поддерживало развитие легкой промышленности. Но все же отечественные изделия заметно проигрывали импортным аналогам. Спрос на иностранные товары постоянно рос.

Около трети всего импорта приходилось на товары народного потребления. Люди начали интересоваться модой. Рукодельницы дома шили одежду по выкройкам из журналов или же заказывали вещи в ателье. Также на рынке появилась косметика.

Массовый выпуск изделий из синтетических материалов привел к кардинальным изменениям в облике и быте городских жителей. В Советском Союзе появилась одежда из нейлона и капрона, игрушки из пластмассы. Хотя вещи не были эксклюзивными, граждане активно за ними охотились.

Тенденции в социальной сфере

При Хрущеве постепенно улучшалась социальная сфера жизни. Главные изменения:

Всего за десятилетие к концу 50-х гг. правительству удалось повысить реальные доходы служащих и рабочих на 60%. Доходы колхозников возросли на 90%. Но уже в начале 60-х гг. реальные доходы населения снизились из-за денежной реформы, которая привела к деноминации и девальвации рубля.

Аграрные реформы были непоследовательными, нередко негативно отражались на жизни крестьян. В 1958 году советская власть ввела ограничения для крестьян на поголовье скота, содержащегося на подсобных участках. Горожанам и рабочим поселков и вовсе запрещалось держать скот. Это больно ударило по всем жителям СССР.

Цены на продукты повысились, спровоцировав народное недовольство. В 1962 году в Новочеркасске произошли массовые волнения, но были подавлены военными. Реформы привели к продовольственному кризису. Из полок магазинов исчезло мясо, масло, молоко. Были перебои с поставкой хлеба. Советская власть начала импортировать зерно.

Из положительных моментов – в 1964 году вышел закон о введении пенсий для колхозников. Это было одним из последних решений Хрущева на посту генсека. Хотя «оттепель» привнесла много перемен в повседневность советских граждан, все же людям мешала чрезмерная бюрократия. На все требовалось разрешение высших органов власти, партии.

Источник

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 14.

Тема – Культурное пространство и повседневная жизнь периода «оттепели»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Оттепель – это духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Политехническая школа – школа, основанная на обучении основам техники, рабочих профессий.

Самиздат – способы неофициального производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.

Постановление – один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.3./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016., с. 128-136

2. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР 1953-1964 гг. – М: Российская политехническая энциклопедия, 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После смерти И. В. Сталина начали происходить серьезные перемены в духовной жизни. На перемены в мире первыми откликнулись представители литературы. В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации.

Стали появляться статьи, авторы которых отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Начали выходить в свет произведения принадлежавшие перу таких авторов как: Ф.И. Панфёров («Волга-матушка река»), В.Ф. Панов («Времена года»), И.Г. Эренбург («Оттепель»). Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом «Новый мир».

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться изменения стиля руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС, привели к его опале, а затем и к самоубийству.

Невозможность и нежелание действовать только репрессивными мерами заставляли руководство страны искать новые пути воздействия на деятелей культуры. И поэтому, начиная с 1957 г. руководители ЦК стали встречаться с деятелями культуры и искусства. Личные вкусы Н. Хрущева приобретали характер официальных оценок.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались несправедливыми и бездоказательными прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, Г. Попова, Н. Мясковского и др.

Политика «оттепели» в духовной жизни имела определенные границы. Одним из таких примеров стало «дело Пастернака». За публикацию романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей, и вынужден был отказаться от премии.

Резкой критике регулярно подвергались не только писатели и поэты, но и режиссеры, художники, скульпторы, (М. Хуциев, Р. Фальк, Э. Неизвестный), а также философы, историки. В это время вышли в свет такие произведения как: Шолохов «Судьба человека», А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», В.Д. Дудинцев «Не хлебом единым» и другие.

Реформы затронули и среднюю и высшую школу. В начале 30-х г., по мере построения индустриального общества, в обновлении нуждалась и система образования, которая должна была соответствовать перспективам развития науки и техники. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование можно было получить, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Начавшаяся критика Сталина и его политики коснулась и взаимоотношений власти и церкви. С 1958 г. началась, и новая антирелигиозная компания сокращалось число монастырей, проводились «чистки» церковных библиотек.

В 1961 г. на телевидении появилась новая передача «Клуб веселых и находчивых». Подражая телепередаче, в вузах и школах, летних лагерях создавались команды КВН. Началось движение КВН. Все эти новые формы общественной жизни охватывали в основном представителей студенчества. Под их влиянием сформировалось поколение «шестидесятников».

Советский спорт в годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Во время летней олимпиады в Хельсинки в 1952 г. советские спортсмены завоевали 22 золотых, 30 серебряных, 19 бронзовых медалей.

В период правления Н. Хрущева изменилась не только общественная атмосфера, но и произошли перемены в повседневной жизни. Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х г. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения.

С 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16-18 лет. В течение 1956-1960 гг. завершился переход всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах на 6-часовой рабочий день.

Развитие легкой и пищевой промышленности в короткий срок ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды и обуви. Но уровень качества этих товаров был невысокий и вскоре породил новый дефицит – нехватку товаров высокого качества. В 1961 г. была проведена денежная реформа по деноминации рубля и замене денежных знаков.

Примеры и разбор решения заданий

1. Кто является автором романа «Доктор Живаго»?

Правильный вариант: 1) Б. Пастернак.

2. Вставьте слова в предложения:

2) ____________________ школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.

1) Утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг., для которого характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы – оттепель.

2) Политехническая школа основана на обучении основам техники и рабочих профессий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *